Обширный набор текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500 - 600 до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литераутре. Ведические тексты - это литература преимущественно религиозного содержания, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества.
Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического перирода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (cначала северных и средних областей) и завершается возщникновением первых государственных образований,объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами, торговлей, социальной структурой и сложной иерархией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе становления древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.
Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение - отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к ХП в. до н.э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до н.э.) - руководства ведического ритуала, из которы важнейшее - Шатапатхабрамана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна; только Ригведа содержит более 10 тыс.стихов в 1028 гимнах.
Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично и мистических), спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нем.
Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические индоевропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили с другими индоевропейскими племенами на общей территории) индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям). Завршается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия богов не является закрытой,одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра - бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжают список бождеств ригведского патеона Сурья (бог солнца), Сома (бог одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые божества, такие как, например, Вишну, Шива или Брахма , пробиваются в ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мир сверъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и людей (ракшасы и асуры). В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремлением найти общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рта - это принцип,который руководит течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный принцип,иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна , наделенный огромной и неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".
Основой ведического культа является жертва, посредлством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жeртва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен, так как в ведическом ритуале работает принцип "даю, чтобы ты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где отдельные аспекты разработаны до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех свфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителями культа.
Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их существование. "Кто такой Индра?" - справшивает автор одного гимна и отвечает: "О нем многшие говорят, что он не существует". В другом месте читаем:"Некоторые говорят, что Индра не существует. _то его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?". "Мы не знаем того, кто создал этот мир", - констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос:" Что это было за дерево, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?"
Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает первосущество Пуруша , которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который является "всем - прошедшим и будущим". В послеведический период его образ теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний стих (который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает. Искомым является Праджапати , понимаемый здесь как персонифицированный символ первичной силы творения.
Отход от традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется, в частности, в космологическом гимне, который принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, ни дня и ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было] неразличимою водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и кама (cтремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в заключении, где автор спрашивает:"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились [только] с созданием этого [мира]...Откуда все возникло, откуда все образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом толкуют этот гимн и современные исследователи.
И в более поздних ведических текстах - брахманах - встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги ивесь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфических черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из главных проявлений жизни), спроецированных,однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия.
Брахманы являются прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культования практика и связанные с нею мифологические изложения - это их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой целостной религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.
Книги издательства Бхактиведанта Бук Траст это авторитетный перевод древнейших писаний Земли - Вед. В них вы найдете описание множества методов самоосознания, йоги, описание космического устройства вселенной, жизнь величайших святых и многое другое. Веды - вечная наука духовной жизни. Перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны (ISKCON)
Скачать Ведическую литературу:
"Бхагавад-гита" - священный диалог между Кришной и Арджуной, произошедший 5 тысяч лет назад на поле боя перед битвой. Квинтэссенция всей ведической мудрости. Особенность Бхагавад-гиты в том, что она рассказана непосредственно Верховной Личностью Бога. В этой книге читатель найдет все, что есть в других священных писаниях мира и также, с чем больше не встретится нигде.
Избранные статьи и письма А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, лекции, беседы с журналистами, учениками, известными людьми, в т.ч. с музыкантами Битлз и др.
«Шримад-Бхагаватам»
Сливки Вед, комментарий самого Вьясадевы (составитель Вед) на Веданта-сутру. Шримад-Бхагаватам (или Бхагавата-пурана) объясняет смысл всего Ведического знания. С оригинальными санскритскими текстами, русской транслитерацией, пословным переводом, литературным переводом и комментариями.
Первая песнь - «Творение» Часть перваяПрирода Абсолютной Истины и аспекты Абсолюта. Воплощения Бога, в т.ч. в разные эпохи, Шри Кришна как источник всех воплощений, история Нарады, наказание сына Дроны, молитвы царицы Кунти, уход Бхишмадевы в присутствии Господа Кришны. Часть вторая Время после ухода Господа Кришны, начало Кали-Йуги. Махараджа Парикшит встречает олицетворение века Кали, признаки деградации. Сын брахмана проклинает Махараджу Парикшита, последнего благочестивого императора. Сжатое изложение всего Шримад-Бхагаватам. Процесс реализации Абсолютной Истины в три этапа: 1) Брахман, 2) Параматма (Сверхдуша), 3) Верховная Личность Бога. "Пуруша-сукта", которую поют полубоги, регулярно приходящие воплощения Господа и Их миссии.
Третья Песнь - «Статус кво»
Часть первая
Творение мира, вселенская форма Господа, дух и материальная природа, сотворение человека и полубогов,
различные шкалы времени, начиная с атомного и кончая временем существования вселенной. Появление
Кумаров, четырех сыновей Брахмы, и Господа Шивы
Часть вторая
Приход Господа в облике Вепря, спасение Земли, погрузившуюся в воды на дне вселенной. Битва Господа с демоном Хираньякшей и предыстория явления двух могущественных демонов в материальном мире. Женитьба мудреца Кардамы на Девахути. Часть третья
Четвертая Песнь - «Четвертый этап творения»
Часть первая
Дакша устраивает жертвоприношение на райских планетах. Дакше отсекают голову за оскорбление Шивы, жертвенная арена разрушена. Пятилетним ребенком Дхрува Махараджа, разгневавшись на оскорбление мачехи, уходит в лес. Его цель - увидеть Верховную Личность Бога и попросить у Него царство, не имеющее себе равных во всех трех мирах. Часть вторая
Правление демонического царя Вены и его смерть от проклятия брахманов. Они производят наследника престола из мертвого тела царя. История жизни и деяний царя Притху, и его возвращение в духовный мир. Часть третья
Молитвы Господа Шивы, падение души в материальный мир в аллегорической истории царя Пуранджаны. Трансмиграция души в материальном мире, деяния Прачетов и божественные наставления Нарады Муни. Пятая Песнь - «Творческий импульс творения»
Часть первая
Деяния царя Приявраты, и его потомков. Жизнь и учение Господа Ришабхадевы, царя-подвижника. Бхарата, император всей Земли, оставляет царство и уходит в лес для занятий духовной практикой. Почти достигнув совершенства жизни, он привязывается к олененку, и помня о нем в момент смерти, рождается оленем. В следующем рождении он помнит о своей ошибке и скитается по земле под видом безумного. Духовные наставления Бхараты царю. Часть вторая
Аллегорическое описание материального мира как леса наслаждений, где на каждом шагу путника (душу) подстерегают опасности. Деятельность потомков царя Приявраты, описание устройства планетных систем вселенной с точки зрения ведической астрономии. Адские планеты. Шестая Песнь - «Предписанные обязанности человечества»
Часть первая
Брахман Аджамила падет жертвой вожделения, и создает новую семью с проституткой, поддерживая ее всеми видами грехов. Случилось, он называет своего младшего сына именем Господа, и когда к нему приходит смерть, спасается, зовя сына (а на самом деле, самого Бога). Ямадуты (те кто забирает души грешников) спорят с Вишнудутами (представителями Бога), наставления Ямараджи. Дакша проклинает Нараду Муни. Часть вторая
История демона Вритрасуры, который, за счет преданности Богу побеждает Индру. Царь Читракету, и Дити, мать демонов. Седьмая Песнь - «Наука о Боге»
Часть первая
Бог одинаково относится к каждому. Хираньякашипу покоряет всю вселенную, но не может справиться с гневом, узнав, что его сын - преданный Господа. Хираньякашипу считает, что сын опозорил его и предпринимает попытки убить его. Явление Господа Нрисимхи. Часть вторая
Прахлада Махараджа успокаивает гнев Господа своими молитвами. Нарада Муни беседует с Махараджей Юдхиштхирой об устройстве богоцентрического общества, варнашрамы. Восьмая Песнь - «Сворачивание космического проявления»
Часть первая
Истории, происходившие на других планетах. Господь спасает Гаджендру, царя слонов. Полубоги и демоны пахтают молочный океан, Господь Шива избавляет вселенную от яда, Бог приходит в облике прекрасной женщины, Мохини-мурти и лишает демонов возможности выпить нектар бессмертия. Часть вторая
Предсказания будущего, описание системы управления вселенной, Махараджа Бали завоевывает райские планеты. Господь приходит как Ваманадева, сын Адити, матери полубогов. Он забирает у Бали всю вселенную и его самого. Матсья-аватара, воплощение Господа в образе гигантской рыбы, спасающей царя Сатьяврату во время всемирного потопа. Девятая Песнь - «Освобождение»
часть первая
Потомки Ману, прародителя человечества, Дурваса Муни и его ссора с царем Амбаришей. Встреча сыновей Сагары с Господом Капиладевой, краткое описание жизни потомков царя Амшумана. Деяния Господа Рамы. Часть вторая
Парашурама, воплощение Господа уничтожает все династии воинов 21 раз. Династия Яду, в которой придет Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Десятая Песнь «Summum Bonum»
Последние главы Шримад-Бхагаватам, которые успел перевести и прокомментировать Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Вечные игры Верховной Личности Бога, Шри Кришны, которые Он явил на нашей планете около 5000 лет назад. Явление Господа Кришны, и Его детские игры.
Из каких произведений состоят Веды? Около 5000 лет назад мудрец Вьяса (Вьясадева) получил океан ведического знания от своего учителя, Нарады Муни. Перед мудрецом стояла задача: изложить все Веды в письменном виде.
Войдя в глубокую медитацию, погрузившись в транс, великий мудрец надиктовывал знание своему помощнику, который все записал.
Единое знание стало дробиться на разные произведения. Поэтому мудреца называют Вьяса
, что буквально переводится как «разделяющий
». Он для удобства понимания разделил одно знание на разные разделы. Так проявилось множество произведений в письменном виде, которые составляют ведическую литературу. Мудрец Вьяса является составителем этих писаний.
Что это за писания?
Дальнейшее изложение позволит хотя бы немного понять, до какой степени обширной и серьезной является ведическая литература, и из каких произведений состоят Веды. Нужно подчеркнуть, что приведенный ниже список не является полным. Это только самые основные разделы литературы, которую мудрецы относят к категории ведической.
Итак, сначала мудрец Вьяса разделил единую Веду на четыре:
Каждая их этих четырех Вед подразделяется на четыре подкатегории:
Разделы Вед под названием Самхиты
и Брахманы
в основном описывают различные обряды для достижения тех или иных материальных целей.
Разделы Вед под названием Араньяки и Упанишады описывают то, что находится за пределами человеческой сенсорики: вечность, бесконечность, время, душа, Бог. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики. А главной мыслью Упанишад является познание человеком самого себя, окружающего мира и Бога.
Ниже приведен список 11 главных Упанишад:
11 главных Упанишад, Веданта Сутра и Бхагавад-гита (о которой будет сказано ниже, которую также причисляют к Упанишадам, называя Гита Упанишад) занимают особое место среди всех ведических произведений. Эти тексты называют прастхана-трайи. Три главнейших раздела Вед (трайи ), которые указывают путь к совершенству за рамками рождения и смерти (прастхана ). Если Вы спросите, из каких произведений состоят Веды, мы ответим – в первую очередь из прастхана-трайи.
Нет никаких сомнений в том, что прастхана-трайи составляет верх философской мысли и метафизики Вед. Эта литература не рассчитана на обычных людей. Тайный смысл прастхана-трайи доступен только для очень возвышенных и чистых душ. Сложность постижения прастхана-трайи заключается в том, что эти писания могут понимать только те люди, чьи сердца чисты от зависти и прочих пороков этого мира. Об этом сказано в Бхагавад-гите (9.1):
идам ту те гухйатамам правакшйамй анасуйаве Это сокровище знания ты узнаешь благодаря тому, что ты не завидуешь.
Публикация 2018-03-14 Понравилось 4 Просмотров 1632
Кто написал Веды и для кого?
Структура книги мудрости
Веды - мать всех Писаний
Философские принципы ведической литературы выдержали испытание временем. Веды - источник мудрости не только для индийцев, но и всего человечества. К этой великой книге обращаются по самым разным вопросам. Веды знают и долголетия, приоткрывают завесу над тайнами истории и происхождения Вселенной. А Альберт Эйнштейн специально выучил санскрит, чтобы прочесть тексты с описанием законов физики.
Веды - самое раннее литературное произведение индоарийской цивилизации. И самая священная книга Индии. В ней содержатся оригинальные писания индуистских учений, содержащие духовные знания, которые охватывают практически все аспекты жизни.
Значение слова «Веда» - мудрость, знание, видение. Это проявление языка богов в человеческой речи записано на санскрите. Правила Вед регулируют социальные, юридические, религиозные, внутренние обычаи и традиции индусов от седой древности до наших дней.
Веды также очень подробно описывают устройство материального мира с его законами физики, химией, астрономией. Почему тогда считаются священными? Потому что у всего, что существует, есть свои причины и источники. Главная причина появления нашего мира - желание и повеление Бога, нашего создателя.
Доподлинно неизвестно, когда появились самые ранние части Вед. Но, похоже, это один из самых ранних письменных документов мудрости. Поскольку древние индуисты редко сохраняли исторические данные о своей религиозной, литературной и политической жизни, трудно точно определить возраст Вед. Историки построили множество догадок, но никто не гарантирует точность. Считается, однако, что самый ранний текст отсылает нас к примерно 1700 году до н. э.
Традиция гласит, что люди не составляли почитаемые композиции Вед. Что это Бог научил мудрецов ведическим гимнам, а уже те затем передавали их через поколения в устной стихотворной форме. Другая традиция предполагает, что Веды были «раскрыты» мудрецам- провидцам. Записал Веды и собрал в книгу Вьяса Кришна Двайпайана во времена Господа Кришны (около 1500 г. до н.э.)
В те далекие времена люди могли постичь Веды лишь единожды услышав их. Современный хомо сапиенс не настолько разумен. Принять Веды нам, живущим в Кали-югу, просто читая строку за строкой, нереально. Они открываются лишь тем, кто идет по пути духовного развития. Их великая мудрость доступна для всех, кто жаждет саморазвития и духовного самосовершенствования.
Веды подразделяются на четыре тома. Они известны под общим названием «Чатурведа».
Каждая из Вед подразделяется на четыре части:
Также в Веды входят 18 исторических писаний (пуран) и такие великие эпические произведения как «Махабхарата» и «Рамаяна».
Хотя Веды редко читаются сегодня даже благочестивыми, они, без сомнения, составляют основу универсальной религии, за которой следуют все индуисты. Упанишады, однако, читаются серьезными учениками религиозных традиций и духовности во всех культурах и рассматриваются как основные тексты мудрости человечества. Индусы руководствовались священной книгой веками. И будут продолжать делать это на протяжении последующих поколений. Веды навсегда останутся всеобъемлющим и универсальным индуистским писанием и книгой мудрости человеческой цивилизации.
Вьяса Кришна Двайпайана - древнеиндийский мудрец, оформивший Веды в текст. Считается также создателем «Махабхараты» и других великих произведение Индии.
Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней, и каждое определенное писание будет соответствовать определенной ступени. Писания с почтением относятся к людям на всех «ступенях», вдохновляя каждого продвигаться выше.
Эволюция личности, согласно Ведам, не ограничивается одной жизнью. Понимание принципа перевоплощения говорит о том, что ступени этой символической лестницы могут также считаться жизнями. Поэтому веротерпимость ведических текстов, основанную на философском понимании, не следует путать с безразличием, или представлением о том, что «все едино».
Ведические тексты делятся на три категории (канды ), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.
Карма-канда , к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.
Гьяна-канда , в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.
Упасана-канда , к которой относятся главным образом тексты «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и «Рамаяны» предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.
Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от
учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарву» и поручил эти части своим ученикам.
- «Риг-веда» - «Веда хвалы», состоит из гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.
- «Йаджур-веда», известная как «Веда жертвоприношений содержит инструкции по проведению жертвоприношений.
- «Сама-веда», «Веда песнопений», состоит из гимнов, многие из которых встречаются в другом контексте в «Риг-веде».
- «Атхарва», «Веда заклинаний» описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва-веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа»
Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма. В наше время значительная часть мантр четырех Вед не действует или действует лишь частично. Причина в том, что люди не обладают достаточной концентрацией и чистотой сознания для произношения ведических мантр.
Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):
«Риг-веда» - Аюр-веда (медицина);
«Сама-веда»- Гандхарва-упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство);
«Яджур-веда» - Дханур-упаведа (военное искусство, экономика, политика);
«Атхарва-веда» - Стхапатья-упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).
Обычно в упаведах изложены общие принципы той или иной прикладной науки. Подробное знание соответствующих дисциплин хранится в конкретных школах, которые веками хранят и дополняют его.
Итихасы - эпические поэмы, которые представляют собой историю древней ведической цивилизации в различные эпохи. К ним относят «Рамаяну», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»), и «Махабхарату». Автором «Рамаяны» является мудрец Валмики, а автором Махабхарты - составитель Вед, Вьясадев.
Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» - часть «Махабхараты». «Бхагават-гита» - это диалог аватара, Господа Кришны с его другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности.
Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги (практики обретения просветления):
Карма-йогу - йогу деятельности, законы действий и их последствий,
Аштанга-йогу - йогу мистического созерцания, частью которой является хатха-йога,
Гьяна-йогу - йогу отречения от материи и осознания себя душой,
Бхакти-йогу - йогу развития отношений со Всевышним и обретения божественной любви.
Также в «Бхагавад-гите» описаны принципы существования духовного и материального миров, законы перевоплощения души, состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сокровенные темы.
В 18 Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох. В зависимости от уровня сознания человека, Пураны делятся на три группы.
Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве). Более подробно с ведическим учением о состояниях материи и сознания Вы можете познакомиться на посвященной этой теме странице.
Упанишады означает «знания, получаемое от духовного учителя» (дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом»). Их тексты показывают, что все материальные формы - лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью страданий и радости, обретений и потерь. 108 Упанишад показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами четырех Вед идти дальше их кратковременных целей.
Вйасадева обобщил все ведическое знание в афоризмах, известных как «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах. Но Вьяс оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"».
После этого Вйасадева записал комментарий к его же «Веданта-сутре» в виде священного текста «Шримад-Бхагаватам», состоящего из 18 000 шлок (стихов). Веды называют его «Маха-Пурана» («величайшая Пурана»). Четыре Веды сравнивают с деревом, Веданту - с цветком этого дерева, а «Шримад Бхагаватам» известен как «зрелый плод древа ведического знания». Другое его название - «Бхагавата-Пурана» - «Пурана, в полной мере раскрывающая знание об Абсолюте (Бхагаване)».
«Шримад-Бхагаватам» рассказывает как об устройстве и сотворении материальной вселенной, так и науку о духовном мире, Абсолюте и его воплощениях в разные эпохи. Он повествует о принципах возвращения живого существа в духовный мир.
В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».
Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в «Аюр-веде» излагается медицинское знание, в «Дханур-веде» излагаются принципы воинского искусства, в «Джйотир-веде» - астрология, «Ману-самхита» - свод законов прародителя человечества Ману. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.
Шрути, смрити и ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически
Традиционной является также деление ведических писаний на три группы:
Шрути, Смрити и Ньяя
Шрути («то, что постигают путём слушания»): 4 Веды и Упанишады.
Смрити («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено):
Пураны, Итихасы.
Ньяя - логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).