Трактовка идей аристотеля фомой аквинским. Пять аргументов фомы аквинского в пользу бытия божия

Если вы приняли первый принцип, второй принцип - честность- - вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.

Честность - стержень дебатов . Дебаты возникли из-за врожденного человеческого любопытства. Мы всегда хотим знать правду. Нужны ли нам политические реформы? Будем ли мы путешествовать в другие галактики? Есть ли жизнь на других планетах? Эти вопросы касаются прошлого, настоящего и будущего, но все они имеют отношение к поискам истины.

Ваша задача, как участника дебатов - быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов. Иногда “быть честным” - значит, признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ "Я не знаю" на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку в последствии вы, благодаря своей честности, больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов, вы поможете другим, которые тоже ищут истину.

Принцип третий: уважение.

Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства - но не на оппонента.

ЭТИКА ЗАЩИТЫ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Один из технических приемов обучения дебатам - это просьба к участникам выступить по спорному вопросу с противоположных точек зрения. То есть, сначала вы выступаете "за", затем - "против".

Однажды одна студентка заинтересовалась дебатами. Она прекрасно выступала и хорошо соображала, что весьма ценно для новичка. Но, несмотря на это, у нее возникли проблемы. Она не понимала, как можно выступать сначала в защиту темы, а часом позже - против. "Я чувствую себя двухголовым монстром, который верит во все и ни во ничто", - сказала она. Подобное настроение понятно и, до определенной степени, оправдано. И тем не менее, способность выступать, защищая противоположные позиции, не делает вас лицемером. Есть несколько убедительных причин просить студентов выступать и за и против одной и той же темы.



Ваша задача как участника дебатов не в том, чтобы поддерживать слабую тему или неправильные идеи.

Ваша задача - понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного рассмотрения и тщательной проработки аргументов в их поддержку.

Отрицание того, что против позиции, которую вы защищаете, можно выдвинуть хорошие аргументы сводит на нет весь смысл дебатов. Зачем спорить, если вы полностью уверены в своей правоте?

Еще один повод для участия в дебатах на противоположных позициях - развитие хорошей интеллектуальной привычки: не высказывать мнения до тех пор, пока не услышаны все аргументы. Глупо приходить к заключению по важному вопросу, не учитывая иного мнения или не выслушав другую сторону.

Таким образом, участие в дебатах по спорному вопросу в обеих командах, даже если кажется кому-нибудь поначалу некомфортным, оправдано с обучающей точки зрения. Такой подход способствует развитию понимания сложности и глубины наиболее важных спорных вопросов. Более того, участие в дебатах в обеих командах приучает студентов воздерживаться от высказывания мнения до тех пор, пока не услышаны и не учтены все аргументы "за" и "против".

Глава 2. ДЕБАТЫ КАК ИГРА

НАВЫКИ ДЕБАТОВ

Развитие критического мышления

Самым важным в дебатах является критическое мышление. Критическое мышление означает формулирование, определение, обоснование и анализ обсуждаемых мыслей и идей.

Критическое мышление важно с разных точек зрения. Получив тему дебатов, вы используете критическое мышление для более глубокого ее изучения. Без критического мышления нельзя хорошо выстроить свою аргументацию или “атаковать” аргументацию оппонентов (не в смысле воинской атаки, а как направление критики аргументации оппонентов). Необходимо увидеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира. Нужно уметь выявлять у оппонентов логические просчеты и отслеживать достаточно обоснованные аргументы.

Без критического мышления не бывает хороших дебатов. Однако очень трудно объяснить, что это такое, или научить критическому мышлению в лекциях. Вы можете научиться этому только через деятельность, выдвигая аргументы и выслушивая доводы оппонентов.

Исследовательские навыки

Помимо критического мышления необходимы и исследовательские навыки. Приводя аргументы, вы должны подкреплять их доказательствами. Иногда достаточно простой логики или простых примеров. Однако часто требуются и доказательства, которые вы должны найти в различных источниках (газетах, книгах, интервью, электронных сетях).

Организационные навыки

Независимо от того, говорите вы или пишете, организация вашего материала напрямую отразится на эффективности вашего сообщения.

Существует широкий спектр методов организации материала. Для вас важно выбрать и использовать один метод.

Поскольку дебаты - это в первую очередь устный вид деятельности, организация материала играет здесь еще более важную роль. В отличие от письменной речи, здесь нельзя перевернуть страницу назад и перечитать материал. Плохо построенная речь приведет к тому, что судья потеряет нить вашего рассуждения, а вы - победу.

До сих пор я рассматривал принципы, которые применяются к институтам, или более точно, к базисной структуре общества. Ясно, однако, что нужно также выбрать и принципы иного рода, так как полная теория правильности включает и принципы для индивидов. На самом деле, как показывает приводимая ниже диаграмма, мы нуждаемся в дополнительных принципах международного права (the law of nations) и, конечно, в правилах приоритета при приписывании весов в случае конфликта принципов. Я не буду рассматривать прин­ципы международного права, за исключением лишь краткого их упоминания (§ 58). Не буду я пытаться систематически обсуждать принципы для индивидов. Но определенные принципы этого типа являются существенной частью любой теории справедливости. В этом и следующем разделах будет объяснено значение некоторых таких принципов, хотя объяснение причин, по которым они выбираются, будет отложено до §§ 51-52.

Сопровождающая изложение этой темы диаграмма является чисто схематической. Не предполагается, что принципы, ассоциированные с концепциями, расположенными на дереве схемы ниже, выводятся из высших уровней. Диаграмма просто указывает виды принципов, которые должны быть выбраны до того, как мы располагаем полной концепцией правильности. Римские цифры отражают порядок, в ко­тором должны быть признаны в исходном положении различного рода принципы. Таким образом, в первую очередь следует согласиться на принципы для базисной структуры общества, затем идут принципы для индивидов, за которыми следует международное право. Пос­ледними принимаются правила приоритета, хотя мы можем опытным путем подвергнуть ранее принятые предложения последующей реви­зии.

Порядок, в котором выбираются принципы, поднимает некоторые вопросы, которые я опущу. Важно то, что различные принципы должны быть приняты в определенной последовательности, и причины упорядочения связаны с более трудной частью теории справедливости. Вот иллюстрация: в то время как было бы возможно выбрать много естественных обязанностей до обязанностей базисной структуры без существенного изменения принципов, последовательность, как бы то ни было, отражает тот факт, что обязательства предполагают прин­ципы для социальных форм. И некоторые естественные обязанности также предполагают такие принципы, как, например, обязанность поддерживать справедливые институты. По этой причине кажется проще принять все принципы для индивидов после принятия прин­ципов для базисной структуры. То, что принципы для институтов выбраны первыми, показывает социальную природу справедливости, ее тесную связь с социальными практиками, столь часто отмечаемую идеалистами. Когда Брэдли говорит, что индивид - голая абстракция, это утверждение можно без большого искажения интерпретировать как то, что обязательства и обязанности индивида предполагают моральную концепцию институтов, и следовательно, что концепция справедливости должна быть определена перед тем, как будут уста­новлены требования для индивидов 25 . Это равнозначно тому, что в большинстве случаев принципы для обязательств и обязанностей должны быть установлены после принципов для базисной структуры.


Следовательно, для установления полной концепции правильности стороны в исходном положении должны выбрать в определенном порядке не только концепцию справедливости, но также и принципы для каждой главной концепции, подпадающей под концепцию пра­вильности. Эти концепции относительно немногочисленны и соот­носимы друг с другом. Итак, в дополнение к принципам для институ­тов должно быть соглашение по принципам для таких понятий, как честность и преданность, взаимное уважение и благодеяние в приме­нении к индивидам, а также по принципам, управляющим поведением государств. Интуитивная идея тут такова: концепция правильности некоторой вещи совпадает с концепцией, по которой эта вещь на­ходится в согласии с принципами, которые в исходном положении были бы признаны приложимыми к вещам подобного рода. Я не интерпретирую эту концепцию правильности как анализ значения термина „правильный" (right), обычно используемого в моральных контекстах. Это не означает и анализа концепции правильности в традиционном смысле слова. Скорее, более широкое понятие пра­вильности как честности следует рассматривать как замещение су­ществующих концепций. Нет необходимости говорить, что есть по­добие (sameness) значений слова „правильный" (и соотносимых с ним) в его обычном использовании и более разработанных оборотов речи, призванных выразить этот идеал договорной концепции пра­вильности. Для наших целей я принимаю здесь взгляд, что основа­тельный анализ заключается в обеспечении удовлетворительного за­мещения понятий, при котором достигаются желаемые результаты и в то же время избегаются неясности и путаница. Другими словами,

экспликация есть элиминация: мы начинаем с концепции, которая в чем-то неудовлетворительна, но она служит определенным целям, и от нее нельзя отказаться. Экспликация достигает целей старой концепции другими способами, относительно свободными от труднос­тей 26 . Таким образом, если теория справедливости как честности, или более обще, правильности как честности, вполне подходит к нашим обдуманным суждениям в рефлективном равновесии, и если она позволяет нам сказать все, что при должном внимании к вопросу мы хотим сказать, тогда теория обеспечивает элиминацию тради­ционной фразы в пользу других выражений. Так понимаемые спра­ведливость как честность и правильность как честность могут рас­сматриваться как определение и экспликация концепций правильности и справедливости.

Я сейчас обращаюсь к одному из принципов, которые применимы к индивидам, - принципу честности. Я постараюсь использовать этот принцип для учета всех требований, представляющих собой обязательства в противоположность естественным обязанностям. Этот принцип гласит, что человек должен выполнять свою роль, как она определена правилами для институтов, если удовлетворяются два условия: первое - институт справедлив (или честен), т. е. удовлет­воряет двум принципам справедливости, и второе - человек добро­вольно принимает выгоды устройства или же пользуется предостав­ленными ему возможностями для преследования своих интересов. Основная идея тут состоит в том, что когда некоторое число людей вовлечено во взаимовыгодную кооперацию согласно правилам, и зна­чит ограничивает свою свободу таким образом, чтобы дать преиму­щества всем, то те из них, кто подчинился этим ограничениям, имеют право рассчитывать на подобное согласие со стороны других, имеющих выгоды от подчинения первых 27 . Мы не должны выигрывать от коо­перации, не делясь честно с другими. Два принципа справедливости определяют, что такое честный дележ в случае институтов базисной структуры. Так что если эти устройства справедливы, каждый человек получает честную долю, когда все (включая его самого) выполняют свою роль.

Требования, специфицированные принципом честности, по опреде­лению являются обязательствами. Все обязательства возникают имен­но таким образом. Важно, однако, отметить, что принцип честности имеет две части, первая из которых устанавливает, что институты или практики, о которых идет речь, должны быть справедливы, и вторая характеризует требуемые добровольные действия. Первая часть формулирует необходимые условия, когда добровольные действия дол­жны привести к обязательствам. По принципу честности, невозможно быть ограниченным несправедливыми институтами, или, по крайней мере, институтами, которые превышают терпимый уровень неспра­ведливости (до сих пор не определенной). В частности, невозможно иметь обязательства по отношению к автократической форме прав­ления, или такой форме правления, где царит произвол. Для возникно­вения обязательств из согласительных или других действий нет не­обходимых предпосылок, каким бы образом эти действия ни были

выражены. Узы обязательств предполагают справедливые институты, или же разумно справедливые в свете обстоятельств. Было бы, однако, ошибочно аргументировать против справедливости как честности, и договорной теории вообще, на том основании, что в качестве следствия этой концепции граждане связаны обязательствами по отношению к несправедливым режимам, которые силой принуждают соглашаться с ними или же добиваются покорности более тонкими путями. Локк особенно подвергался этой ошибочной критике, которая упускает из виду необходимость определенных предпосылочных условий 28 .

Есть несколько характерных особенностей обязательств, которые отличают их от других моральных требований. Во-первых, они воз­никают в результате добровольных действий. Эти действия могут выражать или содержать в скрытом виде такие обязательства, как обещания и соглашения, но они не всегда таковы, как, например, в случае получения выгод. Далее, содержание обязательств всегда опре­деляется институтами или практиками, правила которых специфи­цируют, что необходимо делать. И наконец, обязательства обычно принадлежат определенным индивидам, а именно тем, кто сотруднича­ет в поддержании устройства, о котором идет речь 29 . Как пример, иллюстрирующий эти особенности, рассмотрим политическое дейст­вие - борьбу за должностное место при конституционном режиме (если эта борьба успешна). Это действие ведет к возникновению обязательств выполнять обязанности в учреждении, и эти обязанности определяют содержание обязательств. Здесь я думаю об обязанностях не как о моральных обязанностях, но как о задачах и ответственности определенных институциональных положений. Тем не менее, можно иметь моральные резоны (основанные на моральном принципе), чтобы пренебрегать этими обязанностями, когда это должно быть сделано согласно принципу честности. Кроме того, занимающий общественную должность имеет обязательства перед своими согражданами, от ко­торых он добивается доверия и веры в себя и с которыми он со­трудничает в условиях демократического общества. Подобным же образом, мы принимаем обязательства, когда вступаем в брак, так же как и при занятии должностей в юридических, административных и властных структурах. Мы обретаем обязательства через обещания и неявное понимание, и даже когда вступаем в игру, а именно, обязательства играть по правилам и быть хорошим спортсменом.

Все эти обязательства, я полагаю, покрываются принципом чес­тности. Есть два важных случая, хотя они в чем-то проблематичны, а именно, политические обязательства в применении их к среднему гражданину, а не к занимающим должность, и обязательства держать обещания. В первом случае неясно, в чем состоит обязывающее действие и кто осуществляет его. Для граждан вообще, строго говоря, нет политических обязательств. Во втором случае мы нуждаемся в объяснении, как основанные на общественном доверии обязательства возникают из преимуществ справедливой практики. В этом случае нам нужно исследовать природу соответствующей практики. Эти воп­росы я буду обсуждать в другом месте (§§ 51-52).

Бангалор, Индия

Вопросы & Ответы

В: Дорогой Гурудэв возможно ли восстановить доверие во взаимоотношениях после того, как партнер вам изменил? Как принять партнера после измены?

Шри Шри Рави Шанкар: Я могу сказать вам одно – представьте себя на месте своего партнера, совершающего ошибку, осознанно или неосознанно, или из-за какого-то принуждения. Если ваш партнер не прощает вас и держит против вас обиду, как бы вы себя чувствовали?

Поставьте себя на место своего партнера и посмотрите. Если бы вы сами были тем человеком, который совершил ошибку, и ваш партнер не прощал бы вас, вы бы себя хорошо чувствовали, или вы бы просили его или ее дать вам еще один шанс? Этого вполне достаточно, чтобы получить представление об этом.

Вы ожидаете, что ваш партнер – просветленный. Вы ждете, что он будет вести себя как просветленный. Вы ожидаете слишком многого. Если ваш партнер совершил ошибку один или два раза, вам следует простить его и дать ему еще один шанс. Именно поэтому духовное знание и духовный путь настолько необходим для человека, чтобы взращивать в себе чистоту и честность. Без этого не может быть искренности.

Если они совершили ошибку, ваш рост в том, чтобы простить их, вы не должны все время заставлять других ощущать чувство вины. Если они совершили ошибку, вам следует сказать: "Ничего страшного, забудь об этом! Давай двигаться дальше!" Но мы так не поступаем, вместо этого мы что делаем? Мы направляемся к ним с указующим перстом, который гласит: "Ты это сделал!" Тогда как они могут оставаться с вами друзьями?

Никто не хочет никого предавать, это искушение или страстное желание получения чего-то большего толкает человека на неэтичные действия. Ваша душа не останавливается пока не находит себя, пока не находит океана радости. До тех пор она продолжает стремиться к все большему, думая: "Я возможно получу это здесь". Вот что движет человеком.

В: У меня возникает постоянное чувство, что я не делаю для Вас достаточно. И также я чувствую зависть, когда Вы хвалите кого-то другого. Как мне справиться с этими чувствами?

Шри Шри Рави Шанкар: Это природа любви, вы всегда чувствуете, что хотите делать все больше и больше. Мать всегда чувствует, что хочет сделать больше для своей дочери. Она чувствует, что будто бы сделала недостаточно для нее. Это природа любви - хотеть сделать больше.

Когда любовь исчезает, тогда вы чувствуете или говорите: "О, я сделал достаточно! Я сделал все, что мог!" И в этот момент появляется разочарование. В тот день, когда вы такое почувствуете, знайте, что если есть какая-то усталость и разочарование, значит, дух теряет силу.

В: Дорогой Гурудэв, какой способ был бы наилучшим, чтобы поддерживать с Вами взаимосвязь во время преодоления политических моментов в организации?

Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, там, где есть люди, там есть политика. Что означает политика? Она означает – люди . В мире повсюду есть политика. Если вы думаете о политике, то она начинает казаться еще более значимой. Если вы считаете, что люди отличаются друг от друга, играют разные роли, обладают разными склонностями, и не обязательно чтобы все друг другу нравились, тогда вы не будете рассматривать это как политику. Кому-то вы нравитесь, а кому-то нет. Вибрации одного человека не сочетаются с вибрациями другого.

Почему вы называете это политикой? Потому что ваши вибрации не совпали с чьими-то. Вы не сможете найти убежище от таких вещей нигде во всем мире. Вы просто должны увидеть, что мы за пределами и выше любой политики.

Мы здесь для того, чтобы привнести счастье, и нам следует сконцентрироваться на этом. Если вы фокусируетесь на Знании и на том, как вы взаимосвязаны со мной, тогда ничто не сможет вам препятствовать.

В: Даже не смотря на то, что я знаю, что для меня полезно, я все еще пристращен к разрушительным привычкам, таким как лень и эгоизм. Я чувствую, что это имеет какую-то связь с моим детством. Какой наилучший способ вспомнить забытые события из раннего детства?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы вешаете на себя ярлык, говоря: «Я ленивый», вы оправдываете свою лень. Если вы навешиваете на себя ярлык, говоря: «Я плохой», это дает вам лицензию, официальное разрешение оставаться плохим. Понимаете, о чем я говорю? Первый шаг – это убрать эти ярлыки, содрать их. Поймите, что вы не знаете, кто вы, и на сколько вы сильны и талантливы. Вам следует говорить: «Я не знаю, кто я». Когда вы не знаете, кто вы, тогда вы поддерживаете шанс на улучшение; вы получаете эту уверенность, определенность, чтобы сказать: «Хорошо, я это сделаю».

Начинайте с простых вещей, и твердо следуйте им. Например, скажите:: «Сегодня я пройду один километр», и сделайте это!

Я помню, когда я шел домой из школы, я считал каждый шаг. Расстояние было почти в пол километра, и я говорил: «Один шаг, два, три, четыре» и т.д. Я шел домой в полной осознанности. Даже когда вы гуляете, делайте это с осознанностью и твердостью. Скажите: «Сегодня я приду домой через 20 минут, завтра через 18. Потом я сделаю это за 15 минут, и с полной осознанностью».

Вы ставите для себя задачу и достигаете ее. Вот способ увеличить уверенность в себе и свои возможности.

В: Дорогой Гурудэв, люди все меньше наслаждаются личной свободой. Правительство и корпорации захватывают наши жизни все больше и больше. Что может сделать простой средний обыватель?

Шри Шри Рави Шанкар: Правила и нормы необходимы в любом обществе, но они не должны быть слишком жесткими. Личная жизнь также не должна быть слишком сухой. Когда вы чувствуете, что жизнь становится слишком скучной и слишком монотонной, тогда вам следует включиться в такую деятельность наподобие той, которой мы занимались на этих выходных (Продолженный курс Тишины) . Проходите эту программу по крайней мере два раза в год. Здесь есть пение, размышление, созерцание и происходит нечто большее. Нам также следует вовлекать себя в групповую деятельность по несколько часов на ежедневной основе.

Чем дольше мы находимся в своей зоне комфорта, заботясь только о себе и о близких членах семьи, тем больше наша жизнь начинает сжиматься. Тогда мы начинаем злиться, разочаровываться, раздражаться – начинают приходить все эти негативные чувства . Если вы будете вовлекать себя понемножку в общественную деятельность, вы будете меньше раздражаться дома, и в семейной жизни будет больше гармонии.