Коран что написано в нем. Коран – краткое описание

Следовало повторять, «читать» вслух. Существуют другие названия Корана: аз-Зикр (Напоминание ниспосланного прежде), аль-Китаб (Книга), Танзил (Ниспослание), аль-Мусхаф (Свиток), фуркан.
Название «Коран» (Qur’an) образовано от корня qr’, переводимого с арабского как «провозглашение», «рецитация», «чтение».

История Корана

Согласно мусульманской традиции, Джабраил надиктовал текст Корана Мухаммаду, который воспринял его и передал своим последователям без каких-либо изменений. Незадолго до смерти Пророк при помощи Джибрила дважды сверил истинность и точность всего текста Корана.

Рукопись Корана, 7 век

Откровение было дано Мухаммаду в пещере Хира, находившейся недалеко от Мекки. Аллах обращался к своему избраннику не напрямую, а при посредничестве Джабраила. Полученное Мухаммадом Откровение (сам Мухаммад был неграмотным) было записано на арабском диалекте Хиджаза на доступных в этом регионе материалах: лопатках верблюда, глиняных черепках, пальмовых листьях.
Существует версия, что при сподвижник и секретарь Мухаммада Зейд ибн Сабит, знавший наизусть, составил первый полный текст Корана и передал его на хранение Хафсе - жене Пророка и дочери халифа Умара I. Текст этот не содержал ни изменений, ни дополнений, ни комментариев. Спустя 20 лет после смерти Пророка халиф Усман назначил комиссию во главе с Зейдом ибн Сабитом для составления официального письменного текста Корана. В основу этого Корана лег текст, составленный Зейдом ибн Сабитом при Умаре I. По мере упорядочения орфографии, структуры текста и правил чтения и трактовки слов были выделены семь вариантов чтения Корана, ставших каноническими.

Коран, 9 век

При жизни пророка Мухаммеда текст Корана передавался главным образом устно, по памяти. И лишь позже, в 652 году, по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен текст священного Корана, который был написан в шести экземплярах, три из них сохранились до наших дней. В конце 9 века в текст Коран были введены диакритические знаки, что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальными изданиями Корана в Каире (1919, 1923, 1928).

Структура

Коран состоит из 6226 стихов, записанных рифмованной прозой, называемых , что переводится как «знак». В принятой в VII в. при халифе Османе официальной редакции Корана аяты были объединены в 114 сур. В соответствии с мусульманской традицией, суры Корана подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными.
Суры расположены в порядке убывания их длины (кроме самой первой, аль-Фатиха, Открывающая) и все (кроме девятой) содержат преамбулу, называемую басмала - по первым словам формулы Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим (Именем Аллаха Милостивого, Милосердного). У каждой суры есть название, связанное с каким-либо выдающимся событием, которое в ней и излагается, или со словом, определяющим основную тему. Мусульмане знают суры поименно, западные ученые руководствуются нумерацией глав. Суры Корана расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, :1-5 - первое Откровение, а - последнее.
Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Коран - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка.
Несмотря на то что Коран представляется как единый текст, специалисты проводят различие между сурами, относящимися к двум разным периодам в жизни Пророка - мекканскому и мединскому. Именно этим обстоятельством некоторые исламоведы объясняют, например, эволюцию образа Авраама в различных упоминающих его коранических стихах: в сурах мединского периода Авраам предстает в качестве и отца , а не в роли основателя и первого мусульманина, как это происходит в сурах мединского происхождения.
Согласно принятой гипотезе, язык Корана - мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены разнообразием содержания. Значительная часть текста Корана представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное в Коране, - новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Коран, 12 век

Коран побуждает верующих к правильному поведению и ясно дает понять, что с наступлением Судного дня добрые дела будут вознаграждаться, а дурные - наказываться. Тексты Корана стали основой исламского закона - . Для мусульман Коран - главный источник вероучения, указующий правильный путь. В нем содержатся наставления, запреты, указания, повеления, предписания, правила, предупреждения, определяющие образ жизни и поведение верующих. Этот кодекс дается в виде притч и поучительных историй.
Язык Корана отличает насыщенность эпитетами, сравнениями, живой эмоциональной окраской. В нем много рассказов о библейских пророках, много предсказаний, полных поэзии. Нельзя сказать, что весь текст Корана доступен пониманию. Есть страницы, простые для восприятия, текст которых и его толкования не вызывают сомнений. Эти страницы называют мухкамат (очевидный). Сомнительные и странные пассажи получили название муташабихат (неясный).

Коран как речь Аллаха

Согласно мусульманскому преданию, Коран, в отличие от Торы или Евангелий, происходит непосредственно из божественного источника и поэтому не имеет никакого рода ошибок. В силу этого в мусульманском мире никогда не существовало его исторической или текстологической критики в современном понимании данного термина. Сам текст не может быть подвергнут сомнению, ибо происходит непосредственно от Бога. Он «ниспослан», т. е. дан в Откровении.
Коран был призван «скрепить» (подтвердить) искаженное иудеями и христианами Откровение. При этом Коран учитывает иудейское и христианское наследие. В Коране упоминаются Адам, Ева, Каин, сатана, а также некоторые библейские пророки и самый яркий из них - образец мудреца Соломон.
Прототип всех Писаний, каждое слово Бога можно найти на небесах в «хранимой скрижали», Умм ал-китаб, являющейся непосредственным речением Самого Бога. Она сопоставима с понятием «логос» в христианстве, но мусульмане считают, что все, свойственное христианству и иудаизму, воспринималось лишь чувствами и имело значение только для своего времени, тогда как Коран - главное, вечное, непреходящее чудо, воспринятое разумом. Ветхий и Новый Заветы не обладают подобным качеством. Ни в христианстве, ни в иудаизме нет концепции несотворенности, неподражаемости Писаний.

Значение в исламе

Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с и («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране - идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран - точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран - апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и , которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран - их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии . Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.

Толкование

Современные тенденции в интерпретации Корана представлены в основном двумя соперничающими группировками: фундаменталистами и реформаторами. Фундаменталисты призывают вернуться назад, к основам, руководствуясь Писанием во всем - и в политике, и в социальной жизни, черпая вдохновение и краеугольные принципы в Коране. Реформаторы, обращаясь к тому же источнику, оспаривают интерпретации фундаменталистов, обвиняя их в консерватизме и слепом следовании авторитетам. Полярные взгляды на интерпретацию Корана просматриваются на протяжении всей , но Коран всегда оставался надежным якорем и путеводной звездой для каждого мусульманина и для всей .

Переводы Корана

Первый перевод Корана на французский язык, 1647 год

Коран был дан на , что породило концепцию о непереводимости Корана. Все переводы Корана считаются комментариями ().

Каждый седьмой житель планеты исповедует ислам. В отличие от христиан, у которых священная книга - Библия, у мусульман это Коран. По сюжету и структуре две эти мудрые древние книги схожи между собою, однако Коран имеет собственные уникальные особенности.

Что такое Коран

Прежде чем разобраться, сколько сур в Коране и сколько аятов, стоит побольше узнать об этой мудрой древней книге. Коран является Написан он был в VII столетии пророком Мухаммедом (Магометом).

Как полагают почитатели ислама, Творец Вселенной послал архангела Гавриила (Джабраила) передать через Мухаммеда свое послание для всего человечества. Согласно Корану, Магомет является далеко не первым пророком Всевышнего, но последним, которому Аллах велел передать свое слово к людям.

Написание Корана длилось на протяжении 23 лет, до самой смерти Мухаммеда. Примечательно, что сам пророк не собирал воедино все тексты послания - это было сделано уже после смерти Магомета его секретарем Зейд ибн Сабитом. До этого все тексты Корана последователи заучивали наизусть и записывали на всем, что подвернется под руку.

Существует легенда, что в юности пророк Магомет интересовался христианством и даже собирался сам принять крещение. Однако, столкнувшись с негативным отношением к нему некоторых священников, оставил эту затею, хотя сами идеи христианства ему были близки. Возможно, в этом есть зерно истины, так как некоторые сюжетные линии Библии и Корана переплетаются. Это говорит о том, что пророк явно был хорошо знаком со священной книгой христиан.

Как и Библия, Коран - это одновременно и философская книга, и сборник законов, и летопись арабов.

Большая часть книги написана в виде спора между Аллахом, противниками ислама и теми, кто еще не определился, верить или нет.

Тематически Коран можно разделить на 4 блока.

  • Основные принципы ислама.
  • Законы, традиции и обряды мусульман, на основе которых был впоследствии создан морально-правовой кодекс арабов.
  • Исторические и фольклорные данные доисламской эпохи.
  • Легенды о деяниях мусульманских, еврейских и христианских пророков. В частности, в Коране присутствуют такие герои Библии, как Авраам, Моисей, Давид, Ной, Соломон и даже Иисус Христос.

Структура Корана

Что касается структуры, то и здесь Коран похож на Библию. Однако, в отличие от нее, его автором является один человек, поэтому Коран не разделен на книги по именам авторов. При этом священная книга ислама разделена на две части, согласно месту написания.

Главы Корана, написанные Магометом до 622-го года, когда пророк, спасаясь от противников ислама, переселился в город Медину, называются мекканскими. А все прочие, которые Мухаммед написал на новом месте своего обитания, носят название мединских.

Сколько сур в Коране и что это такое

Как и Библия, Коран состоит из глав, которые у арабов называются сурами.

Всего эта священная книга состоит из 114 глав. Они расположены не по порядку их написания пророком, а по смыслу. К примеру, самой первой написанной считается глава под названием Аль-Алак, в которой рассказывается о том, что Аллах - Творец всего видимого и невидимого, а также о способности человека грешить. Однако в священной книге она записана 96-й, а первая по счету идет сура Фатиха.

Главы Корана не одинаковы по длине: наиболее длинная - 6100 слов (Аль-Бакара), а самая короткая - всего из 10 (Аль-Каусар). Начиная со второй главы (Бакара сура), длинна их становится меньшей.

После смерти Магомета весь Коран был равномерно разделен на 30 джузов. Это сделано для того, чтобы во время священного читая по одной джузе за ночь, правоверный мусульманин мог полностью прочесть Коран.

Из 114 глав Корана 87 (86) - это суры, написанные в Мекке. Остальные 27 (28) - это мединские главы, написанные Магометом в последние годы жизни. Каждая сура из Корана имеет собственное название, которое раскрывает краткий смысл всей главы.

113 из 114 глав Корана начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Лишь девятая сура, Ат-Тауба (с арабского означает «покаяние»), начинается с рассказа о том, как Всевышний поступает с теми, кто поклоняется нескольким богам.

Что такое аяты

Узнав, сколько сур в Коране, стоит обратить внимание на другую структурную единицу священной книги - аят (аналог библейского стиха). В переводе с арабского «аяты» обозначают «знамения».

Длина у этих стихов бывает разной. Иногда встречаются аяты длинней, нежели самые короткие главы (10-25 слов).

Из-за проблем с разделением сур на аяты мусульмане насчитывают разное их количество - от 6204 до 6600.

Самое меньшее количество аятов в одной главе - 3, а самое большее - 40.

Почему Коран нужно читать на арабском

Мусульмане верят, что чудодейственной силой обладают только слова из Корана на арабском языке, на котором священный текст был продиктован архангелом Магомету. Именно поэтому любой, даже самый точный перевод священной книги, теряет свою божественность. Поэтому читать молитвы из Корана необходимо на языке оригинала - арабском.

Тем, же кто не имеет возможности ознакомиться с Кораном в оригинале, чтобы лучше понять смысл священной книги, стоит прочесть тафсиры (толкования и разъяснения святых текстов сподвижниками Мухаммеда и известными учеными более поздних периодов).

Русскоязычные переводы Корана

В настоящее время существует большое разнообразие переводов Корана на русский язык. Однако все они имеет свои недостатки, поэтому могут служить лишь для начального ознакомления с этой великой книгой.

Профессор Игнатий Крачковский в 1963-м перевел на русский Коран, однако при этом он не пользовался комментариями к священной книге ученых-мусульман (тафсирами), поэтому его перевод красив, но во многом далек от оригинала.

Валерия Порохова перевела священную книгу в стихотворной форме. Суры на русском языке в ее переводе рифмуются, и при чтении священная книга звучит очень мелодично, в чем-то напоминая оригинал. Однако она переводила с англоязычной интерпретации Корана Юсуфа Али, а не с арабского.

Довольно неплохими, хотя и содержащими неточности, являются пользующиеся сегодня популярностью переводы Корана на русский язык Эльмира Кулиева и Магомеда-Нури Османова.

Сура Аль-Фатиха

Разобравшись с тем, сколько сур в Коране, можно рассмотреть несколько наиболее известных из них. Глава Аль-Фатиха называется у мусульман «матерью Писания», так как она открывает Коран. Сура Фатиха иногда еще именутеся Альхам. Считается, что написана Магометом она была пятой, однако ученые и соратники пророка сделали ее первой в книге. Состоит эта глава из 7 аятов (29 слов).

Начинается эта сура на арабском языке с традиционной фразы для 113 глав - «Бисмилляхи Рахмани Рахим» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»). Далее в этой главе восхваляется Аллах, а также просится о Его милосердии и помощи на жизненном пути.

Сура Аль-Бакара

Наиболее длинная сура из Корана Аль-Бакара - в ней 286 аятов. В переводе ее название означает «корова». Наименование этой суры связано с историей о Моисее (Мусе), сюжет которой также есть в 19 главе библейской книги Чисел. Кроме притчи о Моисее, в этой главе также рассказывается о прародителе всех евреев - Аврааме (Ибрахиме).

Также сура Аль-Бакара содержит информацию об основных постулатах ислама: о единстве Аллаха, о благочестивой жизни, о предстоящем Дне Божьего суда (Киямат). Кроме того, в данной главе содержатся указания о ведении торговли, паломничестве, азартных играх, возрасте для женитьбы и различных нюансах, касающихся развода.

Бакара сура содержит информацию о том, что все люди делятся на 3 категории: верующие в Аллаха, отвергающие Всевышнего и Его учение и лицемеры.

«Сердцем» Аль-Бакары, да и всего Корана, является 255-й аят, называемый «Аль-Курси». В нем рассказывается о величии и могуществе Аллаха, Его власти над временем и Вселенной.

Сура Ан-Нас

Завершает Коран сура Аль Нас (Ан-Нас). Она состоит всего из 6 аятов (20 слов). Название этой главы переводится как «люди». В данной суре рассказывается о борьбе с искусителями, независимо от того, люди это, джинны (злые духи) или Шайтан. Главным действенным средством против них является произнесение Имени Всевышнего - таким образом они будут повергнуты в бегство.

Принято считать, что две заключительные главы Корана (Аль-Фалак и Ан-Нас) имеют защитную силу. Так, по утверждению современников Магомета, он советовал читать их каждый вечер перед сном, дабы Всевышний защитил от происков темных сил. Любимая жена и верная соратница пророка рассказывала, что во время болезни Мухаммед просил ее читать вслух две финальные суры, надеясь на их целебную силу.

Как правильно читать священную книгу мусульман

Узнав, сколько сур в Коране, как называются наиболее известные из них, стоит ознакомиться с тем, как у мусульман принято обращаться со священной книгой. К тексту Корана мусульмане относятся, как к святыне. Так, к примеру, с доски, на которой мелом написаны слова из этой книги, нельзя стирать их с помощью слюны, нужно использовать только чистую воду.

В исламе существует отдельный свод правил относительно того, как нужно правильно вести себя, читая суры, Прежде чем приступить к чтению, нужно совершить небольшое омовение, почистить зубы и одеться в праздничную одежду. Все это связано с тем, что чтение Корана - это встреча с Аллахом, к которой нужно готовиться с благоговением.

Во время чтения лучше быть одному, чтобы посторонние люди не отвлекали от попыток постигнуть мудрость священной книги.

Что касается правил обращения с самой книгой, то ее нельзя класть на пол или оставлять открытой. Кроме того, Коран должен всегда лежать поверх других книг в стопке. Листки из Корана нельзя использовать в качестве оберток для других книг.

Коран - это не только священная книга мусульман, но и памятник древней литературы. Каждый человек, даже очень далекий от ислама, прочитав Коран, найдет в нем для себя много интересного и поучительного. Кроме того, сегодня это сделать очень просто: нужно лишь загрузить соответствующее приложение из интернета на телефон - и древняя мудрая книга будет всегда под рукой.

Мы продолжаем наш разговор об исламе, о его предметном содержании, то есть о культовом и вероучительном содержании. Сегодня мы с вами поговорим о Коране. В прошлый раз, во вводной лекции, я говорил о том, что Коран - это, так сказать, основная ценность мусульман, которая в иерархии ценностей занимает, без всякого сомнения, первое место. Мусульманская культура вообще кораноцентрична, можно так сказать. Коран и право - вот две вещи, которые во многом определяют основные особенности ислама. Ну, о праве разговор еще в будущем, а сегодня о Коране. В вводной лекции я довольно много уже о нем говорил, но это тема, о которой можно говорить бесконечно, и мы в ходе нашего курса будем с вами неизбежно к ней возвращаться.

Итак, согласно мусульманскому преданию, согласно мусульманским историкам, Мухаммад до 40 лет был мекканским купцом, купцом преуспевающим, женатым на богатой женщине Хадидже, которая владела караванами верблюдов и занималась торговлей. Однако будучи купцом, он, как утверждает мусульманская традиция, любил уединение, часто уходил, бродил по окрестностям Мекки в одиночестве, размышляя о религиозных проблемах. Одним из любимых мест его уединения было гора Хира или Джабаль ан-Нур под Меккой.

И вот в 40-летнем возрасте (а это значит, примерно 610 год н.э.) ему во сне был голос, и прозвучали слова: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка крови. Читай! Ради Господа твоего щедрейшего, который научил письму, научил человека тому, чего он не знал». Вот это коранические слова. Это 96-я сура, 1-5-й айаты. Что такое сура и что такое айаты, мы сегодня с вами чуть позже выясним. Мусульманская традиция единодушно считает, что это первые слова Корана, то, что впервые услышал Мухаммад, и начинается это со слова «читай» – икра. «Караа» - читать, и отсюда аль-Кур’ан (Коран). Как гласит жизнеописание Мухаммада, которое возникло, правда, самое раннее из дошедших до нас, два века после кончины Мухаммада, Мухаммад испугался, и вот повеление «читай!» повторилось трижды, и тогда только Мухаммад сказал: «А я не знаю, что мне читать». И вот тогда и прозвучали эти слова, после троекратного императива «читай!».

Европейские исследователи в целом соглашаются, что эти айаты, или стихи Корана относятся к одним из самых ранних. Почему 96-я сура, а не 1-я, раз это ранние айаты, самые ранние? Об этом тоже сегодня, но только немножко позже. Согласно Корану и согласно мусульманской традиции, эти слова прозвучали в ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр). О ней говорится в 97-й суре 1-го айата. И прозвучали они 27 числа месяца рамадана. Это месяц поста у мусульман, когда божественный свет наполняет мир.

Затем откровения эти продолжались периодически в виде вот таких коротких фрагментов. Мухаммад их запоминал. Первоначально, первые два года, Мухаммад не решался выходить с публичной проповедью и пересказывал это только Хадидже, своей жене, своему двоюродному брату Али, самым своим близким людям. Дело в том, что первоначально Мухаммад испугался, что он становится либо кахином (прорицателем, традиционный институт в доисламской Аравии), либо поэтом. Он не любил ни то, ни другое, ни прорицательство, ни поэзию, поэтому у него возник вот этот страх. Но тем не менее благодаря Хадидже, благодаря двоюродному брату Али он постепенно убеждается в своей пророческой миссии, и где-то примерно в 612 году он выходит уже с открытой проповедью.

Ниспослание, танзиль, как говорят мусульмане, Корана продолжалось на протяжении 22 лет. В мусульманской традиции нет единого мнения. Есть комментаторы и мусульманские авторы, которые говорят, 22 года (это наиболее распространенная точка зрения), есть, утверждающие, что 20 лет, есть, что 23 года, но это не столь важно. Вот этот период ниспослания Корана, когда небольшими фрагментами, как потом уже добавит мусульманская традиция с опорой на Коран, через ангела Мухаммад получает откровение. Первоначально в Коране, в ранних сурах, утверждается, что Мухаммад слышал эти слова от святого духа. В более поздний период этот святой дух уже отождествляется с ангелом Гавриилом, 2-я сура Корана, 97-й айат.

Суры и айаты

Само слово «Коран» встречается в тексте 66 раз, обозначая иногда весь текст, а иногда часть его, а иногда просто чтение священного текста. В качестве синонимов в Коране используются слова «истина», «ниспослание», «различение» (фуркан), очень важное слово –имеется в виду различение добра и зла, и основной синоним Корана - это аль-Китаб - «книга» буквально, Писание. Коран состоит из 114 частей, которые называются сурами. На арабском языке сура буквально значит «ряд, ранг». В самом Коране это слово имеет значение «наиважнейшая, наиглавнейшая». В свою очередь каждая из 114 сур состоит из айатов. Слово «айа» (множественное число «айат») встречается в Коране ни много ни мало 400 раз в разных значениях.

Первоначально это слово означало некое природное явление, любое, затем сверхъестественное явление, свидетельствующее о божественном всемогуществе, знамение, чудо и, наконец, в специальном значении - минимальную единицу коранического текста. Ну, айат можно уподобить библейскому стиху: как главы библейских книг были разделены на стихи и пронумерованы для легкости цитирования, так же и коранический текст был разделен на суры и на айаты, стихи.

Суры не одинаковы по своей величине в Коране. Самые маленькие, потому что их несколько, суры состоят всего лишь из трех айатов, а самая большая (это 2-я сура Корана) состоит из 286 айатов.

Не одинаковы по величине и сами айаты. В самых коротких айатах всего одно слово, а самый длинный айат - это ни много ни мало 68 слов. Мусульмане очень любили и любят все подсчитывать, и вот было подсчитано, что в Коране всего 77934 слова и 323621 буква, или харфа, если следовать арабской терминологии. Это по объему равно примерно 4/5 Нового Завета.

Каждая сура имеет свое название. Например, самая большая, 2-я сура Корана, называется «Аль-Бакара» («Корова»), 24-я сура - «Ан-Нур» («Свет»), 35-я - «Маляика» («Ангелы») ну и так далее. Название суры, как правило, не отражает ее содержание. Очень немногие суры есть в Коране, у которых название совпадает с содержанием. Например, 12-я сура Корана «Юсуф» («Иосиф») полностью посвящена истории Иосифа, библейского Иосифа, правнука Авраама.

Что важно иметь в виду? Для мусульман, если сам коранический текст богооткровенный, то названия сур не считаются текстом Корана, потому что они были даны позже, поэтому название не относится к кораническому тексту. Это было сделано, так сказать, для удобства.

Вслед за названием суры идет басмала, молитвенная формула: «Во имя Бога, милостивого, милосердного». Она предваряет каждую суру, за исключением только одной, 9-й суры Корана. Почему так? Предположительно, 8-я и 9-я первоначально были единой сурой. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что ранние византийские полемисты, христианские полемисты, говорили не о 114, а о 113 главах Корана. Ну, потом 8-я сура была разделена по каким-либо причинам на две, но как знак того, что 9-я сура - это дополнительная сура, она была лишена басмалы. Но это одна из гипотез.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». Опять же басмала не считается богооткровенным текстом Корана, поэтому она не нумеруется в Коране, за исключением только 1-й суры Корана «Аль-Фатиха», где она включена в текст суры, поэтому в 1-й суре басмала нумеруется.

Айаты пронумерованы, и в европейской традиции принято такое цитирование Корана: первый номер указывает на номер суры, например, 24 (это значит сура «Свет»), а второе число, как правило через дв...

Коран — это Писание ниспосланное ко всему человечеству от Всевышнего Создателя. Коран — это Откровение от Единого и Единственного истинного Бога выраженное словами Самого Творца всего мироздания и всех людей, вашего и моего Бога. Коран — это заключительное Писание от Господа миров ко всему человечеству до Судного Дня.

Любое религиозное учение базируется на авторитетных книгах, рассказывающих последователям о правилах жизни. Интересно, но установление авторства большинства этих книг невозможно. Более того, зачастую нет возможности узнать, когда именно была написана книга и кем переведена.

Священные книги, на которых основан Ислам, базируются на источниках абсолютно достоверных, они берутся в основу веры. Всего их два – Коран и Суна. Если какой либо хадис противоречит Корану, то он отбрасывается, в акыду (вероубеждение мусульман) берутся только те хадисы, в которых нет сомнения. В этой статье мы подробно расскажем о Коране.

Коран: основной источник Ислама

Коран – это Слово Аллаха. Господь через Ангела Джибрииля, мир ему, донес Свое Слово до Пророка Мухаммада (да пребудет с ним мир и благословение Аллаха). Впоследствии Пророк (с.а.с.) прочел Писание Господа людям, а те смогли точно воспроизвести его в письменном виде. Коран — главная Книга набирающей силу религии, текст, помогающий жить многим поколениям людей, познавших Бога. Коран наставлял людей, излечивал их души, уберегал от пороков и соблазнов. До пророка Мухаммада (мир ему) были иные пророки Господа, и до Корана Господь передавал людям божественное Писание. Так люди получили Тору, Евангелие, Псалтырь. Пророками были Иисус, Муса, Дауд (мир им всем и благословение Аллаха)

Все эти Писания – откровения Господа, но за тысячелетия многое было утрачено, в них также было внесено много текстов, которые не присутствовали в оригинальном Послании.

Чудо Корана в неповторимости человеком

Коран отличается от прочих базисных текстов религий отсутствием каких-либо искажений. Аллах дал обещание людям, что Он убережет Коран от исправлений со стороны людей. Таким образом Господь миров отменил необходимость в ранее переданных людям Писаниях и определил Коран главным среди них. Вот что сказал Господь:

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно возвысилось над ними» (5, Аль-маида:48).

Всевышний Господь в Коране говорит, что Писание было дано для объяснения человеку всего происходящего с ним. «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16, Ан-нахль:89).

Кроме того, Господь дает человечеству указание пути, который приведет его к счастью и процветанию: это указано непосредственно в Коране.

Предыдущие пророки Аллаха совершали чудеса, но они заканчивались после смерти пророка. Коран, как чудо пророка Мухаммада (да благословит его Господь и да приветствует), продолжает оставаться неподражаемым текстом, не имеющим ни малейших искажений и являющимся доказательством того, что Ислам – это религия истины.

Удивительно, тексты Корана строятся из тех же букв, что и прочие письменные памятники, но за века никто не смог составить из этих букв что-то, равное Священному Писанию по своей силе и значению. Ведущие арабские мудрецы, обладающие невероятными способностями к литературе и ораторскому искусству, заявили о неспособности написать хотя бы одну главу, похожую на текст из Корана.

«Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду»» (10. Йунус: 38).

Имеется множество подтверждений того факта, что Коран исходит непосредственно от Всевышнего Создателя. Например, в священной Книге находится информация, которая просто не могла быть известна человечеству на том этапе его развития. Так, в Коране упоминается о народностях, существование которых на тот момент еще не было открыто географами. В Коране содержится множество точных предсказаний событий, произошедших спустя века после того, как Книга была ниспослана людям. Многие аяты из Корана были подтверждены лишь в 21 веке, после достаточного развития науки и техники.

Еще одно важнейшее свидетельство достоверности Священной Книги. До того, как Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Единого Бога), Пророк никогда не говорил в подобном стиле, никогда не говорил со своим окружением словами, хотя бы отдаленно напоминающими Коран. В одном из аятов это четко указано:

«Скажи (о Мухаммад): «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?»» (10. Йунус: 16).

Необходимо учитывать, что Мухаммад (да благословит его Господь и да приветствует) был неграмотен, никогда не общался с мудрецами, не посещал каких-то учебных заведений. Иными словами, до божественного откровения Мухаммад был обычным человеком. Вот что сказал Пророку Аллах:

«Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение» (29, Аль-’анкабут: 48).

В случае, если бы Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, вещал не от самого Господа, зачем стали бы навещать его иудейские и христианские пастыри с вопросами о вере и просьбами объяснить им непонятные места в их Писаниях. Эти люди из своих божественных Писаний уже знали, что придет неграмотный Посланник, через которого будет передаваться Писание.

Вспомним слова Аллаха:

  • «Те, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков» (7, Аль-а’раф: 157).

Среди современников пророка Мухаммада, мир ему, были люди, которые задавали ему сложные вопросы, и Пророк (саллалЛаху-алейхи-уас-салям) отвечал им словами Господа Миров.

  • «Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им Писание с неба» (4, Ан-ниса:153), а также: «Они станут спрашивать тебя о душе» (17, Аль-исраъ:85), а также: «Они спрашивают тебя о Зуль-Карнейне» (18, Аль-кахф:83).

Всегда в своих ответах Посланник, мир ему, использовал аяты Корана, всегда основывался на доказательствах. И знание слов Господа помогало ему ответить на вопросы представителей иных религий.

Священная книга мусульман продолжает вызывать восхищение. Недавно один известный богослов Авраам Филипс опубликовал эссе, которое он посвятил поиску несоответствий в Коране. По словам Филипса, его целью было разоблачить Коран. В итоге он признал, что несоответствий в Книге нет, что она полностью исторична. Филипс заявил, что Коран уникален и неподражаем. В итоге, прислушавшись к зову Книги, он вернулся в Ислам.

Ученый Джефри Ланг из США однажды получил неожиданный подарок – американское издание Корана. Углубившись в Писание, Ланг вдруг ощутил, что слово Бога обращено непосредственно к нему, что он в момент чтения говорит с Всевышним. Профессор нашел в Коране ответы на все тревожащие его трудные вопросы. Впечатление было невероятно сильным, Ланг заявил, что он, ученый с мировым именем, прошедший обучение в современных институтах, не знает и сотой доли того, что содержится в Коране.

Вспомним слова Господа Миров:

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, а ведь Он – Проницательный, Сведущий?» (67, Аль-мульк: 14).

Чтение Корана потрясло Ланга и вскоре он сообщил о принятии Ислама.

Коран — это руководство для жизни ниспосланное от Того, Кто создал эту жизнь

Великая Книга рассказывает человеку обо всем, что ему нужно знать. В Коран внесены все основные принципы существования людей, рассказано о юридических, религиозных, хозяйственных и нравственных нормах жизни.

В Коране также находится четкое указание, что Бог Единый с разными именами. Эти имена в Коране перечислены, как и действия Господа.

В Коране рассказывается об истинности учения, содержится призыв к следованию за Пророками, мир им всем. Книга грозит грешникам Судным Днем за неправедную жизнь – их ждет кара Господня. Необходимость вести праведную жизнь подтверждается конкретными примерами. В Коране упоминаются беды, обрушившиеся на целые народы, описания наказаний, ожидающих грешников после смерти.

Коран – это и свод предсказаний и указаний, восхищающих современных ученых. Это система для жизни ниспосланная от Того Кто создал эту жизнь, это концепция, опровергнуть которую не смог никто. Сегодня ученые-естествоиспытатели подтверждают указанные в Коране вещи конкретными открытиями в науке.

Вспомним слова Всевышнего:

  • «Он – Тот, Кто смешал два моря: одно – приятное, пресное, а другое – соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (25, Аль-фуркан: 53);
  • «Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (24, Ан-нур: 40).

Большое количество красочных морских описаний в Коране – еще одно подтверждение божественной природы Книги. Ведь Пророк Мухаммад не бывал на морских судах и не имел возможности плавать на большой глубине – технических средств для этого тогда не было. Где он узнал все о море и его природе? Это Пророку, мир ему, мог сообщить только Господь.

Нельзя не вспомнить слова Всевышнего:

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (23, Аль-муъминун:12-14).

Описанный медицинский процесс – подробности поэтапного развития младенца в животе у матери – известен только современным ученым.

Или еще одно потрясающее место в Коране:

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6, Аль-ан’ам:59).

Человеку просто не доступно настолько масштабное, детальнейшее мышление! Люди не имеют необходимых знаний, чтобы следить за всеми процессами, происходящими в природе. Когда ученые обнаруживают новый вид растений или животных – это крупное научное открытие, которым все восхищаются. Но до сих пор мир остается непознанным, и объяснить эти процессы может только Коран.

Профессор из Франции М. Бюкай опубликовал книгу, в которой он исследовал Библию, Тору и Коран, учитывая современные научные достижения и открытия в сфере географии, медицины, астрономии. Оказалось, что в Коране нет ни одного противоречия науке, а другие Писания имеют серьезные расхождения с современной научной информацией.

Мировые новости

15.07.2014

Помимо христианства, Ислам - единственная мировая религия, признающая Иисуса. Вера мусульманина не считается полной без этого. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-либо засвидетельствует, что только Господь имеет право становиться объектом поклонения, и у Него нет сотоварищей, а также, что Мухаммад - Его раб и посланник, и что Иисус - раб Господа, Его посланник, Слово, которое Он ниспослал Марии и Дух от Него, что Рай - истина и Ад - истина, того Господь введет в Рай, даже если благих деяний у него было немного» (СахихАль-Бухари).

Говоря иначе, без веры в Иисуса человек никогда не заслужит Рай. Упоминая имя Иисуса (а также имена других пророков), мусульмане добавляют «мир ему». В Евангелии Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Иоанн 14:27) , несмотря на это, христиане редко используют какое-либо почтительное обращение, помимо Христос, говоря это как часть его имени. Возможно, это потому, что христиане молятся непосредственно ему, но не за него. Мусульмане же, хотя и не разделяют убеждение христиан, говоря «мир ему», выказывают уважение Иисусу.

В Священной Книге мусульман Иисус упоминается в 90 аятах. Три суры Корана связаны с Иисусом: третья - «Семейство Имрана» - названа в честь отца Марии, пятая - «Трапеза» - рассказывает о прощальной трапезе Иисуса, девятнадцатая - «Марьям» - названа в честь матери Иисуса.

Его имя в Коране

На арабском его имя звучит как Иса. В шестнадцати из двадцати пяти мест в Коране, где упоминается Иса, Господь называет его «сыном Марии» (ибн Марьям).

Описательные титулы Иисуса в Коране:

1. Мессия

До Иисуса вера в приход Мессии была основной частью традиционного Иудаизма, одним из принципов, упомянутых в «13 принципах веры», составленной Маймонидом, где перечисляются главные требования Иудейской веры. В ежедневной трехкратной молитве Шемоне Эсре, иудеи молятся за Мессию - потомка Давида, который станет их царем и вернет былое величие эпохи Давида. В переводе с иврита Мессия означает «помазанник». Интересно отметить, что Ветхий Завет обозначает Мессию как «сын человека», а не Бога:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Даниил 7:13)

Идея о Мессии занимает центральное место в христианском учении. Как утверждает Библия, Иисус был Мессией, которого ждали иудеи (Иоанн 4:25-26) , однако они отвергли его. Поэтому христиане используют слово Христос - греческий вариант слова Мессия, и считают его сыном Бога.

Господь в Коране исправляет ошибки иудеев и христиан: с одной стороны подтверждает убеждение иудеев в том, что Мессия - сын человека, но расценивает непринятие Иисуса как неверие.

«Мы заключили с ними суровый завет ….За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса) , сына Марьям (Марии) , посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли …» (Коран 4:154-157)

С другой стороны, поддерживает христиан, принимающих Иисуса как Мессию, но считает богохульством их убеждение в божественности Иисуса.

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах - это Мессия, сын Марьям (Марии) » (Коран 5:72)

Правда заключается в том, что:
«Мессия, сын Марьям (Марии) , был всего лишь посланником. До него тоже были посланники… » (Коран 5:75)

«Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля) ! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему » (Коран 5:72)

В Коране Иисус назван Мессией (Аль-Масих) по меньшей мере 9 раз. Как объясняют мусульманские лексикографы, Иисус был Мессией (помазанником) потому, что он смазывал глаза слепых, чтобы исцелить их (Коран 3:43; Марк 6:13; Иаков 5:14) или потому, что он возлогал руки на больных.

2. Знамение

Господь называет Иисуса «аль-ая» - знамение. В терминологии Корана чудо - это знамение Бога, выражающееся в божественной силе и неограниченных способностях совершать деяния, выходящие за пределы причинно-следственной связи. Рождение Иисуса от матери девы - чудо, указывающее на могущество Бога и его способность поступать так, как Он пожелает. Таким образом, Иисус является знамением не только для израильтян, но и для всего человечества:

«Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей » (Коран 23:50)

«Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено! ”» (Коран 19:21)

«…и сделали ее (Марьям) и ее сына (Ису) знамением для миров » (Коран 21:91)

Кроме того, как известно из Корана, второй приход Иисуса станет знамением приближения Судного Дня:

«Воистину, он (Иса) является признаком Часа. Ничуть не сомневайтесь в нем (Часе) и следуйте за Мной! Это - прямой путь » (Коран 43:61)

3. Слово от Бога

В трех аятах Корана Иисус назван Словом Бога. Такое обращение не применялось ни к одному пророку, помимо него.

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария) ! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии) …» (Коран 3:45)

«Мессия Иса (Иисус) , сын Марьям (Марии) , является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии) , и духом от Него… » (Коран 4:171)

«Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха …» (Коран 3:39)

По убеждению христиан, в первой главе Евангелия от Иоанна Иисус назван «Словом» («logos» на греческом) .

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Христианское понятие logos совершенно не похоже на простое исламское понимание «слова». Идея греческого logos восходит к Гераклиту - философу шестого века, по предположению которого в космических процессах присутствует logos, схожий с рассудком человека на Земле. По мнению грекоговорящего иудейского философа Филона Александрийского logos - это нечто, посредством чего Истинный Бог создавал мир. Церковь сохранила учение Филона, которое впоследствии легло в основу сложной христианской философии. «Отождествление Иисуса с понятием logos возникло позже, скорее на основании греческих философских идей, нежели идеях Ветхого Завета. Такой сценарий был продиктован желанием ранних христианских богословов и сторонников веры сделать свою религию понятной эллинистическому миру и произвести впечатление на слушателей тем, что христианство превосходило все лучшее в языческой философии» (Энциклопедия Британника: «Logos») .

В Исламе дело обстоит намного проще.

Мощь и сила Господа не знает границ. Что бы Он ни пожелал, дать жизнь или отнять ее, Ему достаточно лишь произнести «Будь!»

«Он - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается » (Коран 40:68)

Первая ступень в сотворении человека - это единение мужских и женских репродуктивных клеток в сочетании с Волей Бога. Иисус был рожден без отца, а значит, он был зачат без мужской спермы. Происхождение Иисуса так же, как и Адама, произошло только благодаря Слову Бога «будь!»:

«Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник » (Коран 3:59)

Историю зачатия Иисуса можно найти в Коране. Господь сотворил душу Иисуса так же, как души остальных людей. Затем Он отправил ангела Джабраиля (Гавриила) на Землю с душой Иисуса, чтобы тот вдохнул в Марию. Явление ангела очень удивило ее:

« Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина » (Коран 3:47)

Ангел ответил:
«Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” - как это сбывается » (Коран 3:47)

Джибриль вдохнул душу Иисуса в Марию, как сказал об этом Господь:

«и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джибриля). Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных » (Коран 66:12)

По существу, Иисус - Слово Бога, потому что он появился благодаря Его слову «будь!», как мы видим из другого аята:

«…Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии)…» (Коран 4:171)

4. «Дух» от Бога

В Коране Господь называет некоторые творения Своими, как выражение почета и уважения. Так, чтобы возвысить священную мечеть в Мекке, Всевышний отзывается о ней как «Мой Дом»:

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц » (Коран 2:125)

В Коране Иисус описан как Дух, «исходящий» от Бога:
«Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа … » (Коран 21:91)

«…Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии) (Марии), и духом от Него…» (Коран 4:171)

«…и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа » (Коран 66:12)

Иисус был духом, а точнее, душой, сотворенной Богом, принесенной Джибрилем (Гавриилом) - могучим ангелом Всевышнего, которую он вдохнул в Марию:

«…и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа » (Коран 66:12)

Иисус не был частью, человеком или действием Бога, которая, отделившись от Него, пребывала в Марии. Он назван Духом Бога в знак уважения и почитания, но не как символ божественности.

Подобным образом Господь называет и Адама. Когда Он решает поставить Адама над остальными творениями, Господь говорит:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц » (Коран 38:72)

Действительно, Иисус почитаем в Коране. Господь обращается к нему и нарекает титулами, которыми не удостаивает никого более. Но даже это не дает повода считать Иисуса обладателем божественной сущности. В заключение приведем аят:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на Небесах, и то, что на Земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! » (Коран 4:171)