Опк школьный предмет. Для чего российской школе «Основы православной культуры»? Не будем чужаками на своей земле

28.02.2022 Тайны мира

О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

Состав классов

Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:

– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);

– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;

– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.

О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК

Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.

Может быть, факультатив…

Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.

Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.

Резерв времени для обязательного курса ОПК

Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?

Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.

Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.

Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».

Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).

Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.

В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».

Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.

Если все-таки факультатив…

Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:

– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;

– как быть, когда изъедает зависть и жадность;

– почему в православных храмах часами стоят;

– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;

– зачем надо поститься;

– какая разница между браком венчанным и невенчанным…

Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.

Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».

Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.

А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..

Изучение ОПК в светских школах не вступает в противоречие с законодательством России и полностью отвечает Конституции РФ. Так, в ст. 44, пункте 3 сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».

Изучение ОПК в светских школах не вступает в противоречие с законодательством России и полностью отвечает Конституции РФ. Так, в ст. 44, пункте 3 сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». Православие является религией, которую исповедуют 74% верующих. Культурное наследие РПЦ многогранно. Но как можно беречь, передавать в наследие то, чего не знаешь?
В 2007 году в Закон об образовании внесены существенные поправки. Ст. 9, пункт 6: «образование должно обеспечивать духово - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Ст. 14, пункт 2: «содержание образования должно обеспечить … формирование духовно - нравственной личности». Предмет ОПК в полной мере способствует реализации этих статей Закона.

Олимпиада Российского православного университета включена в Перечень школьных олимпиад на 2016/2017 учебный год. Посвящена она роли православия в истории и культуре России.

Олимпиада Российского православного университета включена в Перечень школьных олимпиад на 2016/2017 учебный год. Посвящена она роли православия в истории и культуре России. Получается абсурдная ситуация: предмет в школе изучаться не будет, а олимпиада по нему будет проводиться. В соответствии с действующими правилами победители будут иметь льготы при поступлении в ВУЗ. Например, зачитывание 100 баллов вместо фактического результата ЕГЭ по предмету. Но поскольку ОПК изучаться не будет, то и ЕГЭ по нему проводить не имеет смысла.

Введение ОПК никоим образом не ущемляет права представителей других религий, поскольку предметом изучения являются именно духовно-нравственные аспекты Православия.

Введение ОПК никоим образом не ущемляет права представителей других религий, поскольку предметом изучения являются именно духовно-нравственные аспекты Православия. Как отметил на Поместном Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «… у нас и у представителей нехристианских религий - разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды. Не случайно участники межрелигиозного диалога совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в экономику, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».

Во всем мире ученики в школах изучают культуру той страны, в которой живут. В становлении российской государственности и развитии культуры ключевую роль сыграло именно православие.

Во всем мире ученики в школах изучают культуру той страны, в которой живут. В становлении российской государственности и развитии культуры ключевую роль сыграло именно православие. Церковнославянский язык оказал мощнейшее влияние на формирование современного русского языка. Понять отечественное искусство, литературу, историю, то, чем жили наши предки, каким нравственным законам подчинялись можно только в контексте духовной традиции православия. ОПК не является религиозным предметом, курс основан на нравственных традициях и представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой. Поэтому ни о каком насильственном обращении в веру, как представляют ОПК некоторые СМИ, речь не идёт

Необходимость знакомства детей с религией доказывает успешный опыт зарубежных стран. В Англии согласно действующему Акту об образовании и Акту о школьных стандартах все школьные программы обязывают содержать религиозный компонент.

Необходимость знакомства детей с религией доказывает успешный опыт зарубежных стран. В Англии согласно действующему Акту об образовании и Акту о школьных стандартах все школьные программы обязывают содержать религиозный компонент. В государственных школах обязательно не только религиозное образование, но и коллективная христианская молитва. В Гамбурге (Германия) религиозный предмет является обязательным для изучения. В Канаде религиозные и светские учебные заведения финансируются из одного бюджета. В Польше изучение Закона Божьего является столь же обязательным предметом, как математика и польский язык. В Греции уроки Закона Божьего, как и молитва перед началом занятий, обязательны. Подготовку преподавателей уроков религии осуществляет Афинский национальный университет.

ОПК – не чисто информативный курс, а предмет, который позволяет школе, в первую очередь, решать воспитательные задачи. Выхолощенная информация без моральных и нравственных устоев, в том числе и религиозных, не может сделать из учащегося полноценную личность.

ОПК - не чисто информативный курс, а предмет, который позволяет школе, в первую очередь, решать воспитательные задачи. Выхолощенная информация без моральных и нравственных устоев, в том числе и религиозных, не может сделать из учащегося полноценную личность. О том, к чему может привести знания без морали, ещё в 1964 году предупреждал в своём рассказе «День гнева» Север Гансовский. В эпиграф произведения вынесен вымышленный диалог с отарком: «Председатель комиссии: - Вы читаете на нескольких языках, знакомы с высшей математикой и можете выполнять кое-какие работы. Считаете ли вы, что это делает вас человеком? Отарк: - Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь ещё?».

Предложить свой факт

Доводы за то, что преподавание ОПК в светских школах должно быть запрещено.

Ректор МГПУ, руководивший экспертизой новых программ, отметил, что образовательные результаты, на которые направлена программа ОПК, уже реализуются другими предметами.

Ректор МГПУ, руководивший экспертизой новых программ, отметил, что образовательные результаты, на которые направлена программа ОПК, уже реализуются другими предметами. В той или иной мере изучение культуры, включая православную, этики, влияния православия на историю страны, художественное наследие православия реализуется на уроках литературы, истории, словесности, предметах художественно-эстетического цикла. ОПК будет дублировать те темы, которые изучаются в рамках других предметов.

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает, что изучение данного предмета противоречит концепции единой гражданской нации.

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает, что изучение данного предмета противоречит концепции единой гражданской нации. У школьников будет возникать ощущение «чуждости» по отношению к тем ученикам, которые исповедуют иную религию или воспитываются в семье в духе атеизма. Также данный предмет может привести к подростковым конфликтам на религиозной почве.

Московский городской педагогический университет, проводивший экспертизу новых программ по ОПК, пришел к выводу, что нельзя вводить этот предмет как обязательный.

Московский городской педагогический университет, проводивший экспертизу новых программ по ОПК, пришёл к выводу, что нельзя вводить этот предмет как обязательный. Существующие стандарты составлены в соответствии с медицинскими нормами нагрузки на учащихся. Дополнительный предмет можно ввести только за счёт уменьшения часов на изучение других дисциплин. Для этого придётся перекраивать все апробированные и уже использующиеся учебными заведениями планы.

До настоящего времени Министерством образования не определено, кто из учителей должен преподавать ОПК. Ни один педагогический вуз не готовит учителей по данному предмету, а в школах им «догружают» до ставки и математиков, и биологов, и языковедов.

До настоящего времени Министерством образования не определено, кто из учителей должен преподавать ОПК. Ни один педагогический вуз не готовит учителей по данному предмету, а в школах им «догружают» до ставки и математиков, и биологов, и языковедов. Качество такого преподавания вызывает сомнение. На сегодняшний день существует только один учебник (автор - отец Андрей Кураев), официально рекомендованный МОН. Рассчитан он на детей 10-11 лет. Для среднего и старшего звена учебных пособий нет.

Представители регионального фонда «Здравомыслие» отмечают огромные психологические проблемы, которые могут возникнуть в семьях школьников.

Представители регионального фонда «Здравомыслие», инициировавшие сбор подписей о запрете преподавания ОПК в школах России, кроме нарушения ст. 14 Конституции и ст. 2 Федерального Закона об образовании, отмечают огромные психологические проблемы, которые могут возникнуть в семьях школьников. Семейный уклад, ценности, образ жизни может не совпадать с тем, что изучается на уроках ОПК. В результате ученик, отлично усвоивший школьную программу, в собственной семье может подвергнуться порицанию за «неверное» понимание добра и зла, основ мироздания и т. д. У ребёнка возникает дезориентация в системе нравственных ориентиров, что, по мнению психологов, может привести к развитию ранних психологических патологий подростков.

60% родителей школьников выступили против введения ОПК, выбрав более общие направления для культурного развития своих детей.

Проведённые опросы показали, что большинство родителей отказались выбирать в качестве одного из предметов обучения «Основы православной культуры». Так, за ОПК проголосовало лишь 30% родителей. Большинство (42%) выбрало предмет «Основы светской этики». Ещё 18% проголосовало за введение предмета «Основы мировых религиозных культур». То есть, 60% родителей отказались от нового предмета ОПК. Удивительна реакция на такой выбор родителей школьников. То, что родители отказались поддержать ОПК, возмутило Русскую православную церковь. Так, патриарх Кирилл поспешил заявить, что предмет «светская этика» является атеистической моралью. По мнению родителей, отказавшихся от преподавания им детям ОПК, введение этой дисциплины может спровоцировать ссоры детей на религиозном уровне. Если раньше учеников младших классов не волновал вопрос того, какую веру исповедуют в семье его соседа по парте, то теперь ребёнок серьёзно задумается. Такое положение дел может в дальнейшем упростить работу экстремистских организаций по вербовки молодёжи, ведь теперь уже с раннего детства начнётся разделение детей по вере.

Программа ОПК способна разрушить уважительное отношение подрастающего поколения к школе – может пострадать авторитетность учебного процесса в целом.

Религиозные постулаты нередко принципиально расходятся с современным миропониманием, основанным на научных исследованиях. На ОПК преподаватели рассказывают школьникам о божественном сотворении мира и первородном грехе, на биологии - о кислородном фотосинтезе и кембрийском взрыве. На занятиях ОПК дети усваивают, что «на всё воля Божья», а из литературного произведения выносят, что каждый человек - сам кузнец своего счастья. Педагог по православной культуре утверждает, что христианину полагается воскресный день начинать с молитвы, службы и причастия, а учитель физкультуры - со стакана воды, зарядки и пробежки. Согласно православной вере, человеческая жизнь - это результат воли Всевышнего, а в теме для старших классов «Анатомия человека» почему-то описан лишь процесс оплодотворения. Преподаватели ОПК невольно критикуют положения учебников по традиционным предметам и опровергают тезисы, с которыми учащихся знакомят другие педагоги. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды недопустимо! К тому же, некоторые религиозные этические нормы могут стать причиной детских психологических травм, сузить потенциал школьников при их будущей самореализации, при поиске личного предназначения в мире.

Предложить свой факт

Общий объём выборки: 1800 респондентов.

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Одобряете ли Вы введение в российских школах преподавания нового предмета "Основы православной культуры"?

Комментарии респондентов:

Да, в рамках обязательной программы

"Светскость государства предполагает прежде всего невмешательство Церкви в управление Государством, то есть госорганов. К образованию, то есть к познанию истины это никакого значения не имеет. Под таким же предлогом можно не изучать историю, русскую литературу, биологию, химию и т.д. Разве не абсурден довод о том, что в светском государстве нельзя изучать религию?"

"Из нашей жизни всё больше уходит русское начало. Наши люди сплошь и рядом вместо русского "Ух ты", говорят американское "Вау". У нас только один Большой театр старше всей их Америки! Русский дух должен жить, а оплот тому - православие!!!"

"Давно пора - православие заслуживает внимательного отношения и глубокого изучения. И почему раньше не ввели?"

"Вся история России связана с тем, что она была Православная. Борис, Глеб, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Ушаков - это еще и Русские святые. Русская литература, культура, живопись - в основе его люди, воспитанные в Православии. Это дает знания, позволяющие не поверхностно понять культуру русского ТИТУЛЬНОГО народа!"

"Православие - основа российской и важная часть мировой культуры. Его отличает гуманизм, веротерпимость, миролюбие. Изучать православие - не означает принуждать к вероисповеданию. Каждый волен найти путь к своему Богу. Следует учитывать и то, что в нашей стране идет безудержная пропаганда зла и насилия, и это дает свои проявления в молодежной среде. И, быть может, приобщение молодых к православной культуре поможет хотя бы части из них встать на правильный путь".

Да, факультативно

"Да, по желанию ребенка и родителей. Должна быть свобода выбора".

"Россия объединяет людей многих религий, поэтому корректнее было бы ввести предмет "Основы религиоведения".

"Вера в Бога, знание православной культуры формирует личность, характер человека, его отношение к своей стране, ближним, помогает трезво оценивать свои поступки, защищает от скверны. Считаю, что изучение православной культуры - это один из шагов на пути к Богу. Но на путь к Богу человек должен взойти сам по желанию души и сердца. Нельзя толкать его на этот путь насильно и в обязательном порядке. Дорогие мои, конечно же, изучение основ православной культуры должно проводиться факультативно и по желанию ученика, в его свободное время. Это же духовные ценности, а не предмет!"

"Человек, даже маленький, должен решить сам, посещать эти занятия или нет. Православная культура есть внутри каждого из нас, и она должна сама пробудиться в душе рано или поздно. "Обязательно" нам вдалбливали коммунистические основы, а что из этого вышло, мы видим сейчас. Любая вера должна сама расцвести в душе".

"Факультативно! В конституции нашей страны закреплено право каждого человека в выборе вероисповедания, и обязывать изучение только основы одной религии - недопустимо. Хотя я православный и хотел бы, чтоб мои дети изучали этот предмет, но чтоб при этом не должны ущемляться права других школьников, исповедующих другие религии".

"Школьники (особенно в старших классах) перегружены различными предметами и дисциплинами и все предметы все равно осваивать не успевают, поэтому надо прежде всего подумать о введении профильности обучения, а потом уже отвечать на данный вопрос. Конечно можно было бы ввести изучение основ православия факультативно, да только ведь почти никто не будет посещать факультатив, поскольку у школьников подчас не хватает времени даже на основные дисциплины. Хотя попробовать, конечно, можно".

Нет, у нас светское государство - религии не место в школе

"Достаточно ограничиться нормами морали и этики!"

"Преподавание православия в школе может привести к обострению межнациональных отношений, особенно в многонациональных регионах, помимо этого, я считаю, что религия - личное дело каждой семьи, поэтому нельзя насильственно навязывать ее изучение в школе (сколько войн и страданий в истории человечества... и все во имя веры).
А для желающих глубоко изучать православие существуют православные гимназии".

"Главная беда русской православной церкви - сращивание с государством, через это - потеря веры. Однажды (в 1917 г.) это уже привело к большой беде. Надо, чтобы церковь привлекала людей служением истине, а не искусственным путем с помощью государства".

"Насильственное насаждение православия, которое мы наблюдаем повсеместно, сильно дискредитирует православную религию. Очевидна бестолковая попытка государства компенсировать православием отсутствие национальной идеи".

"Религия - опиум для народа, особенно в нашей стране. Лично мне в 10-11 классах преподавали основы всех основных конфессий в курсе обществознания. И ничего - не помер. А детям этого и задаром не надо, им и так кучу всякой ереси преподают и без религии".

"Страшно представить, во что это выльется "на местах".

"Зачем загружать еще и так перегруженную школьную программу. Пожалейте детей!!!"

Нет, школьники должны изучать не только православие, но и основы других религий

"Мои дети - православные, и мне хотелось бы, чтобы они знали православную культуру, но при этом я считаю, что должен быть свободный выбор".

"Считаю, что выбор религии - это как выбор места жительства, только с годами и опытом понимаешь, что где-то тебе хорошо, а где-то лучше вообще не бывать. Поэтому считаю неправильным навязывать ребенку то, что он еще не может осмыслить и понять, а нужно ли ему это? Если нужно, то он с годами придет сам к религии. А прививать ребенку нужно любовь и уважение к своей Родине, к стране в которой он растет, к государству, в котором он живет. Но не только. Еще уважение к другим странам и религиям, то есть к ДРУГИМ ЛЮДЯМ!!!"

"Это очередной перегиб палки. В чем разница между "Историей КПСС" и "Основой православной культуры"? Принципиально - никакой! И вообще, исторически наша славянская религия - язычество, а не христианство".

"А как же равенство и братство? Учить - так учить основам всех религий. Только кто учить-то будет? Священникам и так есть, чем заняться, а "училки" - они научат, как же. Тому, чего сами не знают? И что тогда будет с нашими детьми? Я против, хотя понимаю, что если сегодня не ввести курс "Основ православия", то через 10 лет, но уже никого не спрашивая, в наших школах будут читать "Основы ислама".

Затрудняюсь ответить

"Мне без разницы: чем больше знаний тем умнее человек".

"Нет, обязаловка ещё никогда не приносила пользы. Сначала мы всех скопом отваживали от церкви, теперь опять же строем загоняем в неё".

"Главное, не перегнуть палку, а в целом - отношусь положительно".

Код для вставки в блог

Нужны ли "Основы православной культуры" современной школе?

Скандал вокруг курса «Основы православной культуры» в школах России набирает обороты, однако результаты нашего опроса показывают, что большинство (61%) россиян говорят "да" этому нововведению. Подробнее...

В 2010 году в некоторых регионах России провели эксперимент, который якобы подтвердил «успех» нового школьного предмета – «Основы православной культуры».

Никто не привел никаких данных, подтверждающих некую «эффективность», но после заявления о том, что это нужно преподавать всем детям, начался скандал. В итоге приняли половинчатое решение – ввели новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Там среди модулей есть и ОПК.

Важно сказать, что это не соответствовало церковным интересам. Попы хотели, чтобы никакой альтернативы ОПК не было. Еще в 1999 году патриарх Алексий IIговорил открыто:

«Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».

Так что они просто реализуют этот проект. В действительности ОПК – пропагандистский предмет, где не рассказывают о православной культуре, а именно пропагандируют религиозный культ. Дабы убедиться в этом, достаточно посмотреть на типичный урок ОПК в светской школе (https://www.youtube.com/watch?v=agPFRgc458A). Как видно, учитель не знакомит детей с культурой, а именно промывает мозги.

Стоит сказать, что ОПК – уникальный предмет постольку, поскольку автор – священнослужитель и миссионер, а не религиовед или культуролог. В 4 статье федерального закона «О свободе совести» указано, что государство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Не совсем понятно, как это можно обеспечивать, когда четвероклассникам навязывают религиозное мракобесие, пользуясь невежеством или безразличием родителей и авторитетом учителя.

Впрочем, можно еще сказать, что пока есть выбор, от ОПК потихоньку отказываются. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что в этом году только 14% уральских учеников выбрало ОПК. А в республике Коми только 10%. В интернете против преподавания ОПК подписало более 80 тыс. человек.

И это несмотря на то, что данный предмет, несомненно, поддерживается властью. Ведь как-то даже завуча школы уволили из-за того, что, по мнению попов, недостаточно много людей выбрало ОПК.

Что же происходит на этих уроках? Во-первых, что самое главное, там не говорят о том, что православие – просто религиозный культ, часть истории России. Там говорят, что православие – истина и что как будто библейские события – истина, что якобы всякие «чудеса» действительно имели место и проч.

Причем, что самое интересное, РПЦ пропагандируют даже иногда преподаватели иных предметов, в частности «Основ мировых религиозных культур». Алина Наумова, мать ученика, рассказала, что происходило на уроке в светской школе:

«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками».

Ключевой вопрос: а для чего вообще нужно это в школе? Дети должны получить базовые знания, а затем выбрать, куда пойдут дальше. Религия – личное дело каждого. Наверное, сами разберутся со временем. Тут же их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Теперь об ОПК. Анна Сытина из Московской области сказала, что случилось с ее дочерью после посещения этих «культурологических» уроков:

«Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила - учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“».

Видимо, учительница связала «духовность» с утверждением Воланда о том, что человек «внезапно смертен». Конечно, многие люди думают, что это [пропаганда РПЦ] только отторгает детей от религиозного культа. Однако, увы, бывает и такое, что впечатлительных детей просто запугают.

Самое важное, что таких учителей не увольняют. Похоже, такие как раз самые ценные. Ведь все эти деятели проходят курсы подготовки. Если туда берут учителей труда, то даже сложно сказать, как их там готовят. Не исключено, что этим занимаются попы-миссионеры, которые как раз заинтересованы в том, чтобы православие дети выбирали любой ценой, а поэтому запугивание – один из лучших вариантов.

Вот уже 3 года преподают это в школах. Как же россияне в большинстве своем относятся к религиозной пропаганде в школе? В 2009 году, по данным «Левада-центра», почти 70% положительно относилось к тому, чтобы были предметы, которые знакомят детей с религией. Конечно, они имели в виду просто знакомство со всеми религиями, где рассказывают, например, историю религий. Однако уже в 2013 году поддерживали это только 22%.

Эти результаты говорят попам и чиновникам о том, что нужно активнее продвигать религию. Уже сейчас всерьез рассматривается возможность преподавания ОПК в других классах школы. Митрополит Калужский и Боровский Климент заявил:

«Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс».

Как видно, уже речь идет не о некой общей программе, а именно о православной пропаганде. Поп даже не говорит о том, что если эти православные так хотят, чтобы их ребенок знал культ, то могли бы отправить его либо в специальное учебное заведение религиозного толка, либо в воскресную школу. Попам нужно, чтобы это было для всех, т. е. и для тех, кому это вообще не нужно.

Председатель профсоюза учителей Андрей Демидов о ситуации, с которой знаком хорошо:

«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались».

Но важно учитывать, что, несмотря на критические замечания компетентных людей, данный предмет пока никто отменять не намерен. Возможно, именно из-за критики предмета нет во всех классах школы, но такая идея, несомненно, будет актуальна в ближайшее время.

«Епархиальные центры ориентируют преподавателей на ложные цели: воцерковление детей, повышение духовности в церковном смысле этого слова. Я не вижу и методической настойчивости институтов повышения квалификации учителей в системе светского министерства образования, чтобы этот курс имел под собой достойную научную базу».

О какой научной базе в данном случае может идти речь? Предмет для четвероклассников. Неужели никто за все это время не смог додуматься, что, возможно, слишком рано начинают разбирать мировоззренческие вопросы, тем более есть разделение на группы, когда есть выбор между светской этикой, православием или исламом. С таким же успехом можно было бы преподавать в первом классе, например, «Онтологию в средневековой философии».

Но в том-то и дело, что основная задача не связана собственно с образованием. Ведь никаких реальных знаний дети на этих уроках не получат. В лучшем случае они просто потратят время впустую, в худшем – станут верующими фанатиками, на которых повлияли россказни «уверовавших» учителей.

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса - «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету - то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Преподавателей хватает

- С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь?

Главный стереотип - то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких - никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

- А откуда этот стереотип берется?

Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое - неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» - необычный предмет. Самое главное в нем - личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала.

«Основы православной культуры» - это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка - именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

- Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка - будущая мама - не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, - вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться - я не понимаю.

- Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры - и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, - давно и успешно их готовят. Нет другого - готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей - священников и мирян - в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин - начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, - хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

- Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

- Как это?!

Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» - ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это - по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

- Почему так происходит?

Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами - и это естественно.

- Что же в такой ситуации делать родителям?

Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, - например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня - это как раз пассивность родителей.

Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

Волков бояться - в лес не ходить. Опять-таки эта проблема - надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Не учебная дисциплина


- Люди высказывают опасения, что изучать
«Основы православной культуры » в школе - значит убить любовь к теме. Потому что «принудиловка» всегда так действует.

Во-первых, повторюсь, очень многое зависит от личности преподавателя. А во-вторых, любая системность как таковая вызывает в человеке сопротивление, потому что накладывает на личность определенные ограничения. Православие уже само по себе является чем-то в высшей степени систематическим и ограничивающим личную жизнь: нужно ежедневно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать посты, ходить в храм по субботам и воскресениям, ограничивать себя по ряду параметров современной жизни и т. д. Это тоже в каком-то смысле уже двухтысячелетняя духовная «принудиловка», но мы же с ней живем, потому что исходим из другого принципа: внешние предписания и ограничения только тогда имеют смысл, когда они способствуют развитию духовной жизни, а в противном случае мы получим смертоносный формализм. Собственно, учебный процесс в этом смысле ничем не отличается от жизни. «Основы православной культуры» в любом случае не могут быть «принудиловкой», но предмет, играющий важную воспитательную роль, очевидно, нужен в школе. В отношении необходимости для человека географии или биологии таких опасений не возникает, а вот в отношении предмета, который должен помочь человеку ориентироваться в жизни, - наоборот.

У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек - даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, - слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года - это капля в море. Чем может такой курс навредить?

Для сравнения, в Свято-Петровской Школе при ПСТГУ мы преподаем Закон Божий с 5-го по 11-й классы. Конечно, ОПК - не Закон Божий, а культурологический курс, более близкий к истории или к курсу «Мировая художественная культура», но объем информации и круг тем этих курсов вполне сопоставим с тем, что дети изучают в рамках Закона Божьего в нашей гимназии. Так вот: за две четверти по одному уроку в неделю, что предполагает современный базовый учебный план, маленькому ребенку, только заканчивающему начальную школу, можно сообщить только самые базовые, самые общие вещи.

- Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

Думаю, этот предмет будет иметь смысл только в том случае, если он станет не вполне учебной дисциплиной. У нас в школе этот предмет включает в себя не только прохождение определенных тем, но и предусматривает взаимное общение преподавателя-священника с учащимися по тем вопросам, которые их на данный момент беспокоят, - это касается нравственности, поведения в обществе, отношений с друзьями и родителями и т. д. В таких случаях урок превращается в беседу или дискуссию по животрепещущим вопросам, которые у детей возникают. Не уверен, что светская школа может полностью копировать все методы такого преподавания, но кое-что - может. На базе нашей школы как раз проходили отдельные занятия курсов повышения квалификации, на которых присутствовало большое число светских педагогов, которым этот опыт может пригодиться. Уверен, что и в 4-5 классах светской школы можно наладить тесный диалог между учителем и учеником. Можно выстраивать уроки на основе того, что самим детям интересно, говорить о проблемах нравственного выбора так, чтобы это было им понятно, а учебник (например, «Основы православной культуры», написанный протодиаконом Андреем Кураевым с расчетом на более взрослых молодых людей) может играть вспомогательную роль. Но для того чтобы курс выстроился именно так, нужно, повторюсь, пустить в школы грамотных преподавателей, в частности, не бояться священников.

- Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие - независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так - вообще не проблема.

Мы много говорим о личности преподавателя. А в предмете ОПК как таковом есть свои методические «подводные камни»?

Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.