Вертеп рождественский что. Рождественский вертеп: история и интересные традиции

05.11.2021 Жизнь

Спросите у людей, как они понимают, что такое рождественский вертеп, – мало кто даст вразумительный ответ. Люди вспомнят и Деда Мороза, и китайские гороскопы, и новогодние петарды и много всего другого. Причины этого разные: и мировоззренческие, и запутанно-календарные… С Вами Ирина Иваськив. В этой статье поразмышляем о том, что же такое рождественский вертеп и как его составить?

Рождественский вертеп: что же это?

У каждого праздника, вне зависимости от того, церковный это праздник или государственный, есть своя неповторимая традиция празднования, присущая только этому празднику. Так, на Новый Год, например, принято наряжать ель. Ни в какой другой праздник ель не наряжают – эта традиция присуща именно Новому году. Так, на Пасху, например, принято печь куличи и красить яйца, и эта традиция (печь куличи) присуща именно Пасхе. Ни на какие другие праздники такой вкуснятины, увы, не пекут.

У каждого другого праздника есть своя неповторимая изюминка. Есть такая изюминка, конечно же, и у Рождества. И этой рождественской изюминкой являются «рождественские вертепы». Малыши рассказывают стишки, молодёжь показывает сценку, взрослый хор поёт рождественский хорал. По всем церквам (где раньше, где позже) проходят такие рождественские вертепы.

Рождественский вертеп – это маленький семейный концерт, небольшой театрализованный утренник, благородное домашнее представление. Помните, как в детстве мы часто готовили для своих родителей разные концерты, потом усаживали своих родителей, бабушку Нину, соседку тётю Валю и показывали им своё высокое искусство? Так вот Рождественский вертеп и есть не что иное, как маленькое семейное представление, подготовленное к Рождеству. Рождественские вертепы могли включать в себя историю рождения Христа, рождественские сценки и пантомимы, стихи и провозглашения, песни и колядки, шутки, хороводы, зимние игры, загадки, пожелания.

Связка: Вот и мы к Вам в гости со своим маленьким вертепом. Христос народився! Славімо Його!

Кого и почему называли христославами?

Во время зимних празднований простые люди веселились на площадях, где устанавливались балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Но к празднованию Рождества это мало чем относилось. Это были просто зимние гулянья. А празднование Рождества всегда держало в ракурсе Христа.

Поэтому всех участников рождественского вертепа (а это могли быть все желающие: и маленькие дети, и молодёжь, и взрослые) называли христославами, то есть славящими рождение Христа.

Христославы могли ходить со своим вертепом от дома к дому, из одной хаты в другую, чтобы как можно большему количеству людей. И это хождение могло продолжаться с раннего утра до позднего вечера, каждый день на протяжении добрых три недели, начиная с 24 декабря до 14 января. Круто! Ну, какой ещё праздник можно отмечать так долго? Вот как Папа Небесный день Рождения Своего Сына отмечает!

Связка: Встречайте наших христославов с песней … .

Символы Рождества в рождественском вертепе

День милосердия

В разных культурах и народах празднование Рождества имеет свои особенности. В некоторых странах Рождество считают началом для всех остальных праздников. В других странах Рождество считают праздником исключительно для детей. В других странах Рождество считают праздником добрых поступков или днём милосердия. И не просто считают, но и живут в соответствии с этим: люди заранее откладывают деньги, люди заранее покупают много подарков, чтобы потом, в дни празднования Рождества, сколько сможешь, сколько успеешь, раздарить их все как знакомым, так и совершенно не знакомым детям, людям. В этих странах на Рождество принято не только дарить подарки, но и творить добрые дела. К этому приучают и детей с самых первых лет жизни, потому что малыши тоже могут и хотят быть щедрыми, заботливыми и добрыми.

Кстати, традиция дарить друг другу рождественские подарки корнями уходит в Рождество, когда волхвы принесли дары новорожденному Иисусу. И каждый подарок – напоминание о том, Кому и почему были принесены те первые подарки.

Что-то есть внутри каждого человека такое, что побуждает его творить добрые дела. Делайте их друг для друга почаще. В этом есть божественный смысл, потому что без дел молитва не сильна.

День примирения

Но, как бы сильно ни отличалось одно празднование Рождества от другого празднования Рождества, интересно, что абсолютно во всех культурах Рождество считают праздником чудес.

А ещё Рождество называют днём примирения. Мне приятно говорить об этом, потому что такой смысл в празднование Рождества вкладывают во всех наших славянских народах. Истории известно немало случаев, когда именно рождественские события примиряли между собой враждующие нации.

Я писала об этом в предыдущей статье, но повторю этот пример. Однажды во время ВОВ командиры армии-союзницы попросили немецких офицеров о временном перемирии. И немецкие офицеры, не долго думая, дали согласие на трёхдневное прекращение боевых действий. А причина этого необычного исторического факта заключалась в том, что солдаты обеих армий очень хотели встретиться друг с другом, чтобы вместе спеть рождественские колядки. Об этом событии снят замечательный художественный фильм. Создатели фильма говорят, что, снимая фильм, они ещё раз убедились в том, что есть у Рождества необыкновенная сила примирять людей, что ни один другой праздник не примиряет людей так, как это делает Рождество.

День спасения

«Что-то случилось в мире», – так Борис Пастернак сказал однажды о Рождестве. Конечно же, в День Рождества люди радуются. Но я думаю, что настоящий христианин помимо радости от самого факта рождения Христа испытывает и другие чувства: он понимает, для чего Христос родился: чтобы страдать, чтобы быть распятым, чтобы умереть на кресте. В книге Екклесиаста 7:1 написано, что «… день смерти лучше дня рождения». Рождение Христа было началом пути к Голгофе.

Поэтому в дни празднования Рождества так часто поют о кресте. Но я думаю, что просто знать о кресте – недостаточно. Нужно принять спасение, приобретённое на кресте. Ведь у этого креста и сегодня решаются тысячи судеб. Настоящее Рождество – это рождение Христа в сердце раскаявшегося человека.

“Рождественский вертеп”

Текст этой статьи можно использовать в качестве несложного короткого , включив в него то, чем может быть наполнен рождественский вертеп. Другими словами, сценарий “Рождественский вертеп” может выглядеть примерно так:

  1. Рождественский вертеп: что это
  2. Стихотворение Иосифа Бродского
  3. Рождественский ролик (или танец, или сценка)
  4. Кого называли христославами
  5. Рождественская песня-славословие
  6. Символ №1: День милосердия
  7. Песня, вдохновляющая к добрым делам
  8. Символ № 2: День примирения
  9. Рождественская колядка
  10. Символ № 3: День спасения
  11. Песня о кресте, о спасении

И ещё: Рождественским вертепом называют также шопку – большую или маленькую объёмную декорацию, иллюстрирующую сцену рождественских событий. Шопка состоит обычно из множества предметов и фигурок (хлева, яслей, звёзд, фигурок Марии, Иосифа, Младенца, пастухов, волхвов, животных и т.д.). Эти предметы и фигурки могут быть изготовлены из разных материалов (дерева, фарфора, пластмассы, проволоки, бумаги, теста и др.). Шопку либо покупают, либо делают своими руками.

Если у Вас есть шопка в виде отдельных фигурок, которые легко перемещать, советую применить во время праздника оригинальный приём. На видном и хорошо доступном месте установите хлев и звёзды, а остальные элементы декорации сложите в низкую открытую коробку и поставьте рядом с собой. Каждый из участников рождественского вертепа, исполнив свой номер, может взять из коробки фигурку и установить в хлеву. То же может делать и ведущий, озвучив часть своего текста. Просто напоминайте участникам делать это. И в конце представления у Вас соберётся полная сцена Рождества.

Благодаря тому, что в эту декорацию элементы будут добавляться после каждого номера, внимание к этой сцене будет приковано на протяжении всего вертепа, а полная сцена Рождества, как картина, идеально сложенная из паззлов, надолго останется в памяти! А ещё у людей останется ощущение сопричастности к этому событию!

Заключение

Эти 11 пунктов – середина сценария. Вы можете добавить 1-2 пункта в начале (1-2 вступительных песни) и несколько пунктов в конце (молитва, заключительное слово, заключительная песня, что-то ещё), а также несколько пунктов в середине (например, после рождественской колядки: это могут быть загадки, игра, блок малышей и др.). Словом, в рождественский вертеп собирают всё, что есть.))) А текст ведущего в таком сценарии – прочное звено, скрепляющее все пункты программы. Друзья, с Рождеством Христовым! И пусть для всех нас эти 3 важных символа производят своё созидающее действие: милосердие, примирение и спасение!

Так романтично выглядит один из современных рождественских вертепов. Работа Анджело Рако, присланная на конкурс сайта www.presepio.it

Когда елки еще не было

Традиция наряжать рождественскую ель появилась на Апеннинском полуострове в 19 веке. До этого каждая семья объединялась на Рождество вокруг маленького домашнего вертепа.

Его называют итальянским словом «presepe» или «presepio» от латинского «praesaepe» — кормушка для животных, ясли.

Поначалу это было миниатюрное изображение рождественских ясель. Четыре другие фигурки изображали Марию и Иосифа, склонившихся над Младенцем Христом, вола и осла, преклонивших колени.

Очевидцы описывали пустые комнаты бедняков, в которых находились только фигурки рождественского вертепа. Их вырезали из дерева и вытачивали из камня. В разных регионах Апеннинского полуострова использовалась терракота, глина, папье-маше. Фигурки расставляли на праздничном столе или на камине. А за неимением камина и стола – на подоконнике или на полу.

Маленький вертеп из кораллов и слоновой кости, созданный Андреа и Альберто Типа в 1700 году

А в богатых домах были модны миниатюрные рождественские вертепы.То были ювелирные шедевры: их мастерили из золота и серебра, из кораллов и жемчуга, из слоновой кости и драгоценных камней.

Эту технику особенно любили на Сицилии: самые маленькие рождественские вертепы умещались в наперстке; те, что побольше – в спичечном коробке. Их можно было носить с собой в кармане или на цепочке, как ладанку.

Современный вертеп работы Луиджи Трамонтано. Участник конкурса сайта www.presepio.it

К 18 веку осмотр домашних рождественских вертепов считался развлечением высшего уровня для иностранных послов и коронованных особ.

В январе 1734 года неаполитанский хронист писал: «Вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправилась лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса… которая своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвала восхищение сиятельной синьоры…»

За осмотром рождественского вертепа вице-королева наверняка провела не один час: его фигурки хранились в десятках шкафов и занимали несколько больших залов.

Конкурсная работа Джузеппе Порчелуцци с сайта www.presepio.it . Площадь этого городка еще предстоит заполнить фигурками

Ведь в 18 веке к композиции рождественских ясель (собственно «presepe») в Италии прибавились новые персонажи: пастухи с овцами и собаками, волхвы с верблюдами и чернокожими слугами и царь Ирод с его угрюмыми солдатами. Прочие герои нигде, кроме народной фантазии, не числились: среди них — пастух Бенино (который всегда спит), девушка Стефания, которая мечтает поклониться Христу (и ради этого готова бросить камнем в ангела), пьяница Чиччи Бакко, хозяева и посетители таверны, в которую не пустили Святое Семейство

Полдень. Святое Семейство отдыхает. Конкурсная работа Сальваторе Маэнцы Источник: сайт www.presepio.it

Во многих регионах Италии появились рождественские персонажи местной традиции: в Болонье — женская фигурка, жестами изображающая изумление, даже оторопь, которую так и называют Меравилья (Удивление).

На Сицилии — Дзу Иннару (дядюшка Январь), в виде старика, который греется у зажженного костра.

В Тоскане – Джойозо, мальчик, выражающий радость при виде родившегося Младенца.

Современный вертеп работы Николы Николаццо. Источник www.presepio.it

Вертеп, созданный современным африканским мастером

Оказавшись рядом с рождественскими яслями (далеко не всегда – по заслугам), эти персонажи стали участниками великой общности под названием «presepe». Отблески славы Святого Семейства легли и на них. А слово «вертеп» стало применяться ко всем событиям мистерии Рождества, которые разыгрывались во времени и пространстве и будут разыгрываться до скончания века.

На дне озера

Соляной вертеп Агостино Финки

Нет вещества, из которого нельзя было бы сделать рождественский вертеп.

Фигурки Рождества делаются из пряников, из сахара, из фруктов, из кристаллов соли (в местах соляных промыслов). Один из таких вертепов работы Агостино Финки даже выставлен в музее.

В декабре-январе океанариумы устраивают выставки подводных вертепов. Подводные скульптуры Рождества создаются из экологически чистого песчаника и крепятся на железных платформах.

Их устанавливают на мелководье, в самой прозрачной морской или озерной воде, чтобы сцену Рождества можно было разглядывать с моста или с высокой скалы.

Мария и Иосиф преклоняют колени перед раскрытой морской раковиной, в которой лежит младенец Христос. К раковине устремили носы два добрых любопытных дельфина.

На севере, на озере Гарда, в декабре-январе с моста Сан Джованни возле крепости Пескьера можно увидеть персонажей рождественской мистерии, сияющих под ночной водой. Не забыты верблюды, овцы, качающиеся пальмы и сияющая рождественская звезда.

По поверью некоторых регионов Италии в день Рождества вода становится целебной. Присутствие сцен Рождества на воде или под водой символически очищает водоемы.

Рождественское утро в городе Римини (Италия) источник: www.patatofriendly.com

В одной из полукруглых арок древнего моста города Римини, источенных от древности, плавает ярко-красный плот с изображением Святого Семейства. В тишине рождественского утра в синей воде отражаются только обнаженные кроны деревьев и белые перья облаков.

Это случилось в Греччо

Джотто. Легенда о Святом Франциске Чудо в Греччо

А еще в рождественский период на полуострове устраивают живые вертепы. На церковной паперти или на сельской площади возводится маленький грот. На сене уютно устраиваются черные и белые овечки, петухи, куры, пастушеские собаки. Рядом в загоне трубит осел, требуя внимания к своей персоне. В гроте Мария укачивает куклу, изображающую младенца Иисуса, разговаривает с Иосифом и с ангелами.

Целые семьи участвуют в живых вертепах, одеваясь волхвами или пастухами, солдатами Ирода или скорбящими матерями Вифлеема. Там, где поддерживается эта традиция (например, в Национальном парке Гаргано в провинции Фоджа), представления Рождества растягиваются более чем на полкилометра под открытым небом.

Когда в 2013 году участники живого вертепа в Кальтанисетте (Сицилия) решили сфотографироваться на длинной паперти своего собора, им, чтобы попасть в кадр, пришлось встать в четыре ряда.

Традиция живых рождественских вертепов восходит ко временам святого Франциска Ассизского. «Легенда о святом Франциске» рассказывает, что он, прозванный «поверелло» («беднячок»), привел на рождественскую службу вола и ослика и поставил их в храме рядом с настоящими яслями. Когда «беднячок» начал молиться о рождении Царя бедных, сердца прихожан дрогнули. Некоторые увидели, как святой Франциск во время молитвы взял на руки из пустых ясель Младенца Христа и прижал его к сердцу.

Это случилось рождественской ночью 1223 года в Греччо (провинция Риети). Чудо на богослужении в Греччо было запечатлено на знаменитой фреске Джотто Она стала тринадцатой фреской среди двадцати восьми сцен из жизни святого Франциска, написанных в верхней церкви храма в Ассизи (1295-1299). Эта фреска заложила традицию рождественского вертепа, связанную с именем св. Франциска.

Собственными руками

Вертеп из песка и пенопласта от телевизора

В конце года многих итальянцев начинает волновать вопрос: как сделать рождественский вертеп, если в доме нет средств, зато имеются умелые руки? Сайты, которые публикуют советы «сделай сам», собирают в декабре рекордное число посещений.

Например, найдите пенопластовую коробку от телевизора, возьмите фотообои, изображающие пустыню, гирлянду лампочек и коробку с песком. Поставьте все это перед собой, смотрите видео и делайте, как мы.

А если в доме нет места? Возьмите хрустальный бокал, положите в него несколько стеклянных шариков, на них — немного мха, укрепите на мхе миниатюрные фигурки Младенца в яслях и Святого Семейства. Поставьте бокал между двумя свечами. Счастливого Рождества!

Современный вертеп работы Пино Боццарелли, присланный на конкурс сайта www.presepio.it

Вполне допустимо наполнять рождественский вертеп любимыми детскими игрушками. Поэтому у ясель Рождества оказываются игрушечные машины, маленькие Санта Клаусы, и самые разные игрушки, которые тоже приходят поклониться Младенцу Христу. А если у ребенка есть игрушечная машина, почему бы волхвам не поехать через пустыню на белом игрушечном трейлере?

Изготовление своими руками рождественского вертепа – одно из самых уважаемых искусств на Апеннинском полуострове.

Лучшие рождественские вертепы хранятся в собраниях художественных музеев, музеях народного искусства и частных коллекциях. Для них даже созданы особые музеи.

Святое Семейство на отдыхе. Деталь другого вертепа работы Пино Боццарелли

С 1953 года Итальянская ассоциация друзей рождественского вертепа издает журнал «Рождественский вертеп» (Il Presepio). Ее члены выкладывают на сайте свои работы. Авторы, каждый год участвующие в конкурсе на лучший рождественский вертеп, подчеркивают, что сделали все фигурки собственными руками. «Мой вертеп полностью сделан вручную, — рассказывает одна из участниц конкурса. Лилиана Кампо. – Его можно развернуть на 360%. Его размеры — 30 на 40 на 35 см. На его изготовление ушло 90 дней».

Чудо Рождества

Конкурсный вертеп работы Джозефа Шорры, в котором объединились американские и итальянские традиции. Источник www.presepio.it

Маленький домашний вертеп обычно устанавливается посреди гостиной. Нередко его водружают на круглую подставку, чтобы дети и взрослые рассматривали его со всех сторон. Иногда он выглядит как каменистая горка, закручивающаяся спиралью. Пастухи с овечками и собаками, волхвы со своими дарами, крестьяне, ремесленники, разбойники, спускаются или поднимаются по спирали. За ними наблюдают сверху золотая звезда и босоногий ангел с огромными белыми крыльями.

Иногда спираль закручивается по лестницам полуразрушенных дворцов. Именно их развалины в 17-18 веках были прибежищем для путникам, которым не нашлось место в гостинице. Один за другим волхвы поднимаются на второй этаж, влача по выщербленным ступеням свои драгоценные одеяния. А через входную дверь за гостями уже спешит бодрый разносчик с лотком, который тоже торопится поднести свои подарки Святому Семейству. Сейчас за ним в дверь просочатся другие. Одни принесут дары, другие будут любопытствовать.

Еще один вертеп Джозефа Шорры, в котором современность входит в сердцевину традиции

Скоро в этой толпе вы не сможете отыскать Святое Семейство. Но в этом и заключается урок: мы не умеем распознавать небесное в земном.

История Рождества предстает перед нами историей общности людей, которые стали свидетелями удивительнейших событий, но продолжают жить в повседневности: стирают белье, готовят еду, принимают гостей. Чудо Рождества вошло в сердцевину их существования, как в раковину. Ее створки закрылись, и жемчужина зреет в тишине.

Спаситель родился ради этих людей. Следовательно, главные здесь – они. Вертеп в его итальянской традиции – это взгляд с высоты Рождественской звезды.

Наши соседи по пещере

Первое изображение Рождества в катакомбах Присциллы, Рим

Часто спрашивают: а где здесь рождественская пещера?
Для большинства южноитальянских городов пещеры – подобные той, в которой укрылось Святое Семейство – были такой же прозой жизни, как бельевая веревка через улицу из окна в окно или базилик в горшке на подоконнике.

В Неаполе для того, чтобы спуститься в катакомбы, достаточно завернуть за угол, и взять у привратницы ключи от калитки. В итальянской Базиликате пещеры – это обычные деревенские жилища.

Ах, Мария и Джузеппе? Конечно, знаем! Они заняли соседнюю пещеру. Это – наши соседи через стену!

Об этом соседстве рассказывает современный рождественский вертеп, сделанный Пино Боццарелли. В нем — две части, заключенные в деревянную раму с надписью «Per loro non c’era posto…» («Для них не было места в гостинице»).

Слева – гостиница, которая не смогла принять Святое Семейство в ночь Рождества. На первом этаже хозяйка кормит кур, а ее дочка обнимает теленка, который только что отошел от ясель. За кирпичной стеной – хлев, в котором нашло приют Святое Семейство. В хлеву все выглядит так же, только уютнее: на галерее сушится сено, усталый осел счастливо разлегся на соломе, горит подвешенный к балке фонарь… А белые голуби сидят в нишах окон и там, и здесь.

День или ночь?

Неаполитанский вертеп

В 1707 году побывавший в Неаполе вице-король Австрии восхищался вертепом с необычной системой освещения: она позволяла чередоваться дню и ночи. Космическая сущность рождественского вертепа такова, что после ночи обязательно должно прийти утро. А после тревожного заката землю обнимает ночь умиротворения,

Вертеп в кафедральном соборе Успения Девы Марии в Кастелламаре

Неаполитанский рождественский вертеп должен быть погружен во мрак. Его освещает только длинный хвост рождественской звезды, рассекающий небо, как изогнутый клинок.

В вертепе болонской школы может царить холодное зимнее утро: бледный тревожный рассвет, улица бедного итальянского городка, овцы, ищущие корм между уличных камней, коленопреклоенные цари-волхвы в золотых коронах и – матери с малышами, пришедшие поклониться новорожденному Богу.

В рождественских вертепах из провинции Марке мистерия Рождества разыгрывается ярким днем, на морском причале. Пастухи спускаются по крутому обрыву к лазурной пристани, где в сарае для лодок укрылось Святое Семейство. Лодка под развернутым парусом готова к спуску на воду. На сиденье – плетеная корзинка с яблоками.

Сладкий вкус деталей

Болонья. Поклонение волхвов

В 1825 году, при короле Неаполя Франциске 1 Бурбоне, был составлен поразительный документ, который назывался «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского вертепа».

Рождественский вертеп – это не только волхвы и пастухи. Это еще подарки и еда!

Мир, в котором обитает Святое Семейство, наполняют разнообразные тележки с фруктами и цветами, груды арбузов и дынь. Потолочные балки домов ломятся от свисающих с них сыров, колбас, луковиц, помидоров в сетках, сушеных овощей и фруктов, снежно-белой бахромы вывешенных для просушки спагетти.

Вертеп 19 века в Риме на площади Испании

Рождественское чудо, воплощенное в вертепе, рождается из любви к каждой пяди окружающего мира. Ящики с цветами на маленьком деревянном балконе, котелок на очаге, посуда на полке, даже лопаты, прислоненные к стене – каждый предмет должен почувствовать, что вы в него влюблены!

Сегодня в интернет-магазинах рождественских фигурок можно приобрести миниатюрные тарелочки с традиционными блюдами и стойки со всевозможной снедью. Для тех, кто создает домашний вертеп собственными руками, объявляются мастер-классы: какие блюда следует «положить» в тарелочки, чтобы соблюсти традицию?

Генуя. Фрагмент вертепа. Продавщицы статуэток для рождественских вертепов

Художники так бережно воспроизводили детали исторических застолий, были так внимательны к деталям костюмов или к обстановке крестьянских домов 18-20 веков, что по рождественским вертепам теперь возможно изучать историю быта в том или ином регионе.

Классический вертеп 19 века, который на рождественские праздники выставляется в Риме (на лестнице, ведущей к церкви Троицы на Холмах), кажется «машиной времени»: приглядевшись, можно увидеть римские наряды времен Джузеппе Джоакино Белли и его друга Николая Гоголя: здесь и щеголь в цилиндре и романтическом плаще, и девушки в платьях, которые могла бы носить красавица Аннунциата из повести Гоголя «Рим».

Павлины, гепарды, обезьяны, слоны…

Арнольфо ди Камбио. Вертеп в базилике Санта Мария Маджоре, Рим

Одним из первых рождественских вертепов, в котором скульптор сделал попытку изобразить животных, стал «грот Рождества» работы Арнольфо ди Камбио (1289) в римской базилике Санта Мария Маджоре. Попытка оказалась не самой удачной: от вола и осла остались только головы. В 1478 году придворный аптекарь герцога Калабрийского не разделял недоверия к изображению животных. Может быть, у аптекаря были дети или внуки. Но он заказал для своего домашнего вертепа сорок одну фигурку, среди которых — одиннадцать овец и две собаки!

В том же XV веке в Европе среди свидетелей Рождества впервые появляются павлины и гепарды. Темно-синий павлин, слетевший на плетеную крышу над яслями, изгибает шею, оглядывая свой великолепный хвост, сложенный в знак смирения, — на знаменитой круглой картине «Поклонение волхвов» (1440-1460), выполненной фра Филиппо Липпи и фра Беато Анджелико.

В первые годы 15 века братья Лимбурги изобразили на странице знаменитого «Роскошного часослова» герцога Беррийского пару гепардов в красных ошейниках, доверчиво сидящих у ног Богоматери. Гепарды, которых тогда называли охотничьими леопардами, считались единственными большими кошками, которых можно было приручить. В Европе с гепардами (пардусами) охотились короли и герцоги; на Руси – князья. Гепардов, как символ смирения непокорной природы, приводили с собой к рождественским яслям цари-волхвы.

Одним из последних изображений гепардов как символического животного Рождества остаются миниатюры «Часослова Фарнезе», выполненные в 1546 году хорватским художником Джулио Кловио.

Позднее, в 17 веке, гостями рождественского вертепа стали обезьянки. Затем важной поступью к яслям прошествовали львы и слоны, которых слуги царей-волхвов приводили на поводках из Африки. В Неаполе свою роль в мистериях Рождества сыграли буйволицы, из молока которых уже тогда приготовляли сыр «моццарелла».

Вертеп болонской школы

В 18 веке среди мастеров, изготовлявших скульптуры для неаполитанских рождественских вертепов, славились братья Никола и Саверио Вассалло: Саверио нравилось делать фигурки коз и овец. Никола вырезал из дерева верблюдов, собак, мулов, быков и даже поросят.

Кстати, современные создатели вертепов время от времени запускают в рождественский мир розового поросенка, который доверчиво поводит пятачком, в надежде, что из него не наделают к празднику колбас.

Все вместе

Так выглядит подводный вертеп в воображении детей. Коллаж

Несколько столетий фигурки рождественского вертепа олицетворяли для всех детей Апеннинского полуострова праздник Рождества — с верой, чудом, подарками, звездной ночью. Потом в Италию пришла традиция украшать елку. Но одна традиция не перечеркнула другую.

Совсем недавно в коммуне Риводутри (провинция Риети), расположенной в 80 километрах от Рима, в честь Рождества вновь был установлен маленький подводный вертеп, который напоминает о временах Святого Франциска.

Подводный вертеп на озере Гарда (Италия)

В воде источника Санта Сузанна, пронизанного солнцем, угадываются фигуры Святого Семейства, вола и осла. Все тихо; гости спят, никто не нарушит их покой.

Подводный вертеп в Лигурии (Италия)

Вокруг них – рыбы, зеленые водоросли и камни, в которых можно угадать неясные очертания ясель. Вол и осел преклонили колени в своей подводной тишине, словно что-то увидели. и солнце играет на их спинах.

Подводный вертеп в водах источника Санта Сузанна, в коммуне Риводутри (Италия). Фото: Массимо Ренци

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии, его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

История рождественского вертепа в европейских странах

В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами.

Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона. Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены.

История рождественского вертепа в России

На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп. Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах.

Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность. После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций, и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей.

Рождественские традиции, связанные с вертепом

Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество. В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции.

В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли. Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров.

Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой. Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить.

Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший. Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения.

С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания, ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов. Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

В случае когда хозяева давали колядникам много угощений, то им пели красивые песни, колядки. После пения песен колядники делили между собой собранное угощение или устраивали пирушку.

Оформление рождественского вертепа

Вертеп - это деревянный ящик, поделенный на два этажа. Верхняя часть ящика оклеивается голубой бумагой, в вертепе это «небо». Нижнюю часть оклеивают блестящей бумагой, рисуют на ней разные цветные узоры. Посреди нижней части находится трон царя Ирода, главного отрицательного персонажа рождественского действа.

Главные действующие лица здесь куклы, и вертеп - это место, где происходит управление куклами. Для того чтобы ими управлять, внизу вертепа делаются прорези, через них кукловод управляет действием. Куклы бывают разные. Особенно интересными фигурки для вертепа были во Франции. В Средние века они обычно были деревянными, иногда их делали из глины. Глиняных кукол раскрашивали, делали им одежду из хлопка или ситца. Они закреплялись на деревянных или стальных стержнях. Создатели вертепов при изготовлении кукол проявляли всю свою фантазию, и рождественский вертеп, поделка для которого была интересна для любого мастера, считается одним из самых выдающихся произведений в истории мирового искусства.

Персонажи вертепа

Уже понятно, что вертеп - это культурный феномен, который оказал влияние на историю многих стран мира и на их культуру. Задача вертепа - рассказать о целой совокупности событий, которые произошли в момент Рождества Христова. Рождественский вертеп, сценарий которого создавался на основе библейских мотивов, освещает в основном рождение Христа и поклонение волхвов. Но при этом для построения сценария могут использоваться и другие библейские события. Так, это могут быть бегство в Египет, явление Марии и так далее. Главные персонажи вертепа, которые присутствуют в нем всегда - это Иисус Христос, Дева Мария, а также Святой Иосиф. Если вертеп разыгрывает поклонение пастухов или волхвов, то Иисус Христос изображается в виде Младенца, который сидит у Матери Марии на руках.

В рождественский вертеп, шаблоны которого изучаются многими людьми, входят также животные. Так, в вертепах многих стран присутствуют вол и осел, которые согревают Младенца Иисуса своим теплым дыханием. Пастухи, которые приходят на поклонение к Младенцу, часто несут на руках животных. Чаще всего они несут ягнят. Ягненок является символом христианства с самых ранних пор. Вообще, в плане животных фантазия создателей театрального действа неограниченна. Во время представления в вертепе могут присутствовать верблюды, на которых приехали волхвы, лошади, птицы, слоны, представители местной флоры и фауны. Предполагается, что действие вертепа происходит в пещере, иногда показывается хижина. И над всем происходящим присутствует

Персонажами вертепа могут быть и волхвы, которые пришли поклониться Младенцу из дальних стран. Они приносят Ему подарки.

Изготовление вертепа

Рождественский вертеп - поделка, которую вы можете изготовить сами своими руками. Для изготовления вертепа своими руками вам понадобится небольшая коробка. Ее можно раскрасить в разные цвета, можно оклеить разноцветной тканью. Эта коробка будет символизировать пещеру, в которой находились Дева Мария и Иисус Христос.

Дно коробки можно сделать серым или коричневым, ее внешнюю сторону можно сделать синей, внутренние стенки обычно делают белыми или красными.

Сделать рождественский вертеп своими руками может любой человек, главное - иметь терпение и стараться. После изготовления вертепа нужно заняться изготовлением кукол. Самый простой вариант - вырезать их из бумаги или из картона, а потом раскрасить. Если вы хотите, чтобы фигурки были объемными, то ясли с Младенцем можно сделать из коробочки спичек. Эта коробочка раскрашивается в красный и коричневый цвета и приклеивается ко дну вертепа. Для изготовления других фигурок вы можете нарезать полоски из цветной бумаги, затем свернуть их в конус. Отдельно можно нарисовать на бумаге головы и приклеить их к конусам. Рождественский вертеп (своими руками), фото которого вы сделаете с удовольствием, доставит радость вам и вашим детям.

Существует большое разнообразие вариантов таких вертепов.

Покупка рождественского вертепа

Если нет времени делать вертеп самостоятельно, то многие начинают выяснять, вертепы рождественские - где купить. Зарубежные производители игрушек уже давно предлагают потребителям в своих странах самые разные варианты вертепов. В России и в странах СНГ этот бизнес только развивается.

Компания Lego, которая специализируется на создании разнообразных игрушек для детей, предлагает потребителям купить игрушечный набор, состоящий их пластмассового домика и пластмассовых фигурок. Это фигурки святого семейства, волхвов и пастухов, животных. Также пластмассовые вертепные наборы предлагают известные компании - производители игрушек Fisher Price и Playmobil. Для тех, кто любит мягкие игрушки, предлагает рождественские вертепы компания Talicor. Это плюшевые домики с открывающейся дверцей, внутри которой находятся фигурки.

Самые маленькие любители вертепов получают в подарок вертепы рождественские, сделанные из дерева. Деревянные вертепы с выпускает немецкая компания Selecta. Вертепы рождественские, которые она выпускает, абсолютно безопасны для здоровья малышей и дают им много возможностей для игры и творчества.

Сценарии рождественского вертепа в Средние века

Неотъемлемой частью рождественского вертепа являются слова для вертепа. В Средние века для вертепных спектаклей обычно составлялись вертепные пьесы. Особенностью этих пьес являлось то, что они были в основном безавторскими. Текст вертепной пьесы придумывался обычно самим владельцем вертепа. При этом владелец вертепа не придумывал все сам, а брал готовые словесные формулы и уже на их основе придумывал свою пьесу.

Сценарий вертепной драмы выглядел так. На сцену выходили Пан и Пани, а также Ангел, которые поздравляли присутствующих с наступлением Великого праздника Рождества. Исполнялась колядка «Нова радость стала». Приходили пастухи или волхвы и приносили свои дары Младенцу. Иногда рассказывалось про изгнание Адама и Евы, про их жизнь в раю и последующий уход оттуда.

Важное место занимает в сценарии сцена избиения младенцев в Вифлееме. Царь Ирод повелел своим воинам убить всех детей в Вифлееме, и воины выполнили его приказ. В том числе он погубил и своего собственного сына. Узнав об этом, за Иродом пришли черти из ада и забрали его с собой. Завершается представление прославлениями в адрес Иисуса Христа.

В зависимости от страны, в которой разыгрывался вертеп, сценарии и действующие лица могли отличаться. В восточно-украинских вертепах действующими лицами являлись также Запорожец, Цыган и Медведь. Фигурировали и исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Пор Индийский. В русских вертепах добавляется сцена Крещения Господня.

Сценарии рождественского вертепа в наше время

Вертепы рождественские и в наше время остаются популярными. Так, в городе Сарове в 2011 году был поставлен рождественский спектакль, автором сценария и режиссером которого является Роман Сванидзе. Этот профессиональный драматург создал сценарий рождественского вертепа специально для детей, этот сценарий рассчитан на то, что спектакль будет показываться на улице. Часто сценарии для рождественского вертепа создаются учениками воскресных школ разных городов России.

Традиции вертепа в нашей стране пока еще не очень развиты, что объясняется тем, что вертепы рождественские у нас долго были запрещены. Но постепенно традиции возрождаются, появляются новые персонажи в рождественском действии. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей вертепного действа присутствовали хоббиты - герои произведения Джона Толкиена «Властелин колец». Хоббиты принимали участие в прославлении Рождества Иисуса Христа.

Рождественский вертеп в наше время остается популярным, даже, несмотря на то, что жизнь во многом изменилась и течение жизни стали определять современные технологии.

Лучшие рождественские вертепы мира

Вертепы рождественские оказали неизгладимое влияние на культуру и традиции народов мира. В последние годы все чаще появляются масштабные реализации рождественских вертепов в самых разных странах мира.

В Испании, в провинции Эстремадура, в регионе Бадахос, на подземной парковке был размещен один из самых больших в Европе рождественских вертепов. Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров.

Вертеп сделан максимально близко к реальности. Так, это целый ландшафт, на котором есть реки, очень похожие на настоящие, долины, города. Модель средневекового города изображена очень реалистично. Торговые рынки и площади, храмы, улицы - все это действительно изображает средневековую Европу. Фигуры, которые участвуют в сценах, были изначально белыми, и работники раскрасили их красками. Для того чтобы создать такое произведение искусства, им понадобился месяц. Цель создания этого вертепа - развлечь туристов, которые появляются в городе, и оживить торговлю.

В княжестве Монако в декабре 2014 года было открыто «Рождественское путешествие», целью которого стало ознакомление гостей страны и жителей с рождественскими обычаями разных стран мира. Здесь можно было увидеть самые разные вертепы. Вертепы рождественские были размещены на площади перед государственным Министерством иностранных дел Монако. Ведущую роль там заняли вертепы Франции и Германии. На в Монако проходят показы вертепов Америки и Южной Африки. А точная копия Вифлеема стоит перед кафедральным собором. Выставка вертепов начинается в декабре и заканчивается 11 января.

Учитывая, что Рождество в разных странах мира проходит в разное время, то и празднуется этот праздник в разные даты. Если в католических странах Рождество празднуется 25 декабря, то в православной традиции его празднование попадает на 7 января. Поэтому на 7 января приходится празднование Рождества в восточнославянских странах.

В этот день в Киеве устраивается празднование Рождества в старинных традициях. Особенно красивый праздник устраивает народный музей архитектуры и быта «Пирогово». Сначала гости слушают литургию, потом начинаются народные гуляния и развлечения. У гостей праздника появляется возможность попробовать блюда национальной украинской кухни. И в этот день происходят представления вертепа. Именно в Пирогово есть возможность воссоздать народные украинские традиции, потому что в этом музее максимально точно показана обстановка украинского села в восемнадцатом-девятнадцатом веках, когда рождественский вертеп был главным развлечением для людей. Поэтому сюда приезжают много туристов не только с Украины, но и из других стран мира. Рождественский вертеп, фото которого вы можете увидеть на календаре этого музея, является одной из главных достопримечательностей этой местности.

Проходят народные гуляния в этот день и в киевских парках. Люди катаются на санках, лепят снеговиков, водят хороводы и поют песни. По улицам ходят ряженые, поют песни, показывают сцены из Библии.

В Санкт-Петербурге в январе можно увидеть фигуры рождественских вертепов, сделанные изо льда. Посмотреть на это уникальное зрелище можно в Петропавловской крепости. Ледяные фигуры размещаются там в Нарышкинском бастионе. Мастера будут создавать скульптуры изо льда прямо на глазах у посетителей, в ночное время у скульптур будет подсветка, и скульптуры могут постоять там до марта 2015 года.

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий .

В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.

В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.

Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.

Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.

Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:

  • воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
  • белорусский кукольный театр народного искусства;
  • притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
  • трущобы, бедное, не оформленное помещение.

С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).

Рождественский вертеп


Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова.
Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Полезное видео: рождественские вертепы

Бродячий вертеп на ярмарке

Часто представление устраивают на различных ярмарках. В вечернее время люди устраивают театральные представления, с использованием обязательной атрибутики — это куклы и большая звезда с большим количеством лучей. Они поют тематические песни, колядки. Люди могут посмотреть драму, которая не оставит никого равнодушными.

Представление на ярмарке делится на несколько частей – это религиозная часть и комическая. В отдельных регионах Российской Федерации часто проводят рождественские марафоны на территории парка. Организовывают большую ярмарку, чтобы местные жители смогли посетить рождественское мероприятие.

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

Полезное видео: рождественский вертеп ансамбля «Околица» Детской школы искусств

Вертепная кукла

Неподвижная вертепная кукла нашла свое широкое распространение в католических странах. Там они приобрели религиозные и традиционные особенности. Такие куклы часто встречаются в некоторых протестантских странах. На территории Российской Федерации они приобрели популярность за последние несколько лет.

Их композиции фиксируют не только определенный момент Рождества Христова, но и совокупность других событий. Это может быть поклонение волхвов или пастухов. Представления организовываются с учетом христианских традиций. Также популярностью пользуются многофигурные композиции.

Люди могут использовать кукол для организации отдельных сюжетов евангельской истории. Наиболее популярными и востребованными являются Бегство в Египет, Избиение младенцев и многие другие. В Библии есть информация, что такое вертеп и как правильно организовать представление. В композициях часто фигурируют различные персонажи, которые в большинстве случаев остаются неизменными – это младенец Иисус, Святой Иосиф, Дева Мария.

Чтобы увидеть, что такое вертеп и как правильно организовывать представления, необходимо посмотреть фото с уже готовых постановок. Значение слова вертеп в разных регионах России трактуют по-разному, поэтому куклы украшают с учетом своих традиций.

Также в постановке могут быть задействованы и другие персонажи:

  1. Вол и осел. Существует информация, что эти животные своим дыханием помогали согревать новорожденного младенца. В канонических Евангелиях данные об этом действии отсутствуют. Изображение с животными можно увидеть на христианских картинах.
  2. Пастухи и овцы. Один из них изображен на картинке, как символ Агнца Божия.
  3. Три волхва. Существует католическая традиция, что в день Богоявления необходимо поклоняться волхвам. В представлении часто принимают участие фигурки этих животных именно 6 января.
  4. Ангелы. В Библии есть информация, что весть о рождении Спасителя принесена именно архангелом Гавриилом.

Важно! В православных храмах тоже устраивают представления с участием объемных фигурок.

Полезное видео: пример рождественского вертепа

Вывод

В представление часто включаются и другие персонажи. Все зависит от масштабов праздника, фантазии организатора и региональных традиций. Это могут быть волхвы, верблюды, лошади или слоны. Рождественская композиция привлекает внимание своим колоритом и необычностью. Организаторы могут обыгрывать разные сценки, ситуации, рождение Христа.

Вконтакте