January 3rd, 2014
На территорию Петропавловской крепости
мы пришли по деревянному Кронверкскому мосту.
У меня было ощущение, что этот длинный проход между двумя стенами я видела в кино.
Труба Монетного двора.
Крепость была заложена на Заячьем острове 27 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена.
Вид на Петропавловскую крепость с вертолета (фото из Векипедии).
Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) возведен в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте деревянной церкви (1703—1704). В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновились редкие богослужения. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля Петропавловского Собора - 40 метров, высота ангела, венчающего шпиль - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.
Ботный дом (1761 г., архитектор А. Ф. Вист), построенный специально для ботика Петра I, привезенного из Москвы. Статуя на крыше (1891 г.) — аллегорическое изображение навигации. В Ботном доме расположена касса комплекса. Вход в Собор платный.
Ботик- "дедушка Российского флота"- стоит здесь. Посетители бросают в него монеты.
Корма ботика.
Интерьер Собора великолепен.
Иконостас закрыт на реставрацию.
Собор является усыпальницей царской династии Романовых.
Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зеленой яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).
Остальные саркофаги выполнены из белого мрамора (1865 г.)
В Екатерининском приделе собора преданы земле останки последнего императора России и его семьи, найденные в Екатеринбурге (Николай II, императрица Александра Федоровна, великие княжны Татьяна, Ольга и Анастасия). Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова..
Погода стремительно портилась. Только что я снимала сияющий золотой шпиль на фоне пронзительно синего неба, и вот уже все затянуто чернотой. От дождя решили спрятаться в Музее истории телесных наказаний. Экспозиция не для слабонервных. Вышла с тяжелым ощущением.
Предлагаю лишь несколько фотографий, дабы не травмировать особо впечатлительных сообщников.
Напротив Обер-офицерской гауптвахты восседает Петр I Михаила Шемякина.
При всем моем интересе к творчеству этого художника, памятник Петру я считаю ужасным. Вот что по поводу пропорций памятника (а точнее, их отсутствия) говорит его автор.
«…— И все же: почему такая маленькая голова и такое длинное туловище?
— Идея памятника принадлежала Володе Высоцкому. Он сказал: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?» Я объяснил, что образы государей мне трудно даются. Они всегда какие-то напыщенные.
После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру. Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов — крошечная голова, длинное тело. Для того, чтобы показать величие их духа.» (Из интервью М.Шемякина газете «МК»)
А это мое собственное наблюдение: лицо скульптурного Петра - копия его прижизненной маски (Растрелли), хранящегося в Эрмитаже.
Вход на Государев бастион с Невской панорамой был закрыт. Пришлось снимать вечернюю Неву с точки за стенами крепости (но все еще с Заячьего острова).
Вышли мы с территории крепости с ее противоположной стороны через Петровские ворота.
С Заячьего острова ушли по Иоанновскому мосту.
Справа у моста в Неве сидит на бревнышке заяц (видимо, как символ Заячьего острова), которому, как и Чижику-Пыжику, бросают монетки. Кстати, кто-нибудь знает, для чего это делают?
Какие ассоциации вызывает у вас Санкт-Петербург? Конечно же, это белые ночи, разводные мосты и колокольня Петропавловского собора. Это 122-метровое здание до сих пор является самым высоким в городе.
История возведения крепости неразрывно связана с историей основания северной столицы. Началось все со строительства деревянных фортификационных сооружений на реке Неве. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. Крепость закладывалась с целью укрепления завоёванных позиций во время Северной войны, но никак не возведения города. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. В тот же год, когда завершили строительство, часть земляных валов разрушило сильное наводнение. В 1703 году здесь заложили деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла. По завершении строительства деревянного храма, его сразу же начали перестраивать в камне. Собор выполнен в стиле европейского барокко. Это усыпальница русских императоров, начиная от Петра I. Кроме того, Петропавловскую крепость иногда называют «Русской Бастилией» из-за того, что ее помещения использовались в качестве тюремных камер для политических заключенных.
Колокольня появилась вместе с Петропавловским собором. Шпиль на нее установили умельцы Воткинского завода. В 1756 году колокольня пострадала от пожара из-за удара молнии. Работы по её реставрации велись 18 лет, но никто не решался отремонтировать накренившийся шпиль. Это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак - Петр Телушкин. Он ежедневно на протяжении 6 недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов. На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.
По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.
Спустя 24 года понадобился новый ремонт и опять этим занялись мастера из Воткинского завода. Главный разработчик проекта Д. И. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Дерево было заменено металлом. С тех пор высота шпиля составляет 40 метров. На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. На самом его верху находится крест с 3-метровым ангелом. На его золочение было потрачено более 8 кг золота. Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой. Те, кто его красил, были удивлены гениальной простотой сооружения. Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается.
На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. Они отлиты в России и Голландии. Также здесь установлен карильон - механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию. Во времена царской России с его помощью каждый час звучал гимн во славу императора. С приходом советской власти, мелодию заменили «Интернационалом». Сейчас нередко проходят концерты карильонной музыки.
Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I - ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина. В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.
2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.
3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.
4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.
5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.
6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.
7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.
8. К сводам подвешены пышные люстры.
9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.
10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.
11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.
12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.
13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.
14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.
15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.
16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.
17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.
18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.
19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.
20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.
21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.
22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.
23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.
24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.
25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).
26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.
29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.
27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.
28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.
30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.
31. А также вот эта старинная лебёдка.
32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.
33. По каменным ступеням поднимемся выше.
34. На балках-опорах установлен карильон собора.
35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.
36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.
37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.
38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.
39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.
На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:
40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.
41.
42.
43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.
44.
45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.
46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.
47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.
48.