Петр лаврович лавров отношение государству. Петр Лавров: биография, деятельность и интересные факты

ЛАВРОВ Пётр Лаврович (псевдонимы - Миртов, Кедров, Стоик и др., всего более 60) , российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества; полковник (1858). Дворянин.

Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842), ученик М. В. Остроградского. Преподавал математику там же (1844-66), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855-66; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 года публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики.

В юности Лавров познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, П. Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. В 1841 году опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в том числе «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, книга 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!...», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) Лавров провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.

В конце 1850-х - начале 1860-х годов Лавров активно участвовал в общественной жизни: в 1861 избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ Е. В. Путятина. Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой - цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий». Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность - изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Сам Лавров, придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 Лавров сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х годов, хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.

Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1-5, 1861-63). С 1863 фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва 3-го отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии). Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).

В апреле 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, Лавров арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением», сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров написал одно из своих главных произведений - «Исторические письма» (опубликованы в 1868-69 в газете «Неделя», отдельное издание - 1870; 5-е легальное издание - 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них Лавров провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют большую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде - больше, чем повторяющееся. Лавров считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила - «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова - идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей «освобождённостью от физического труда» во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».

В 1870 году Лавров с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, эмигрировал во Францию, вступил в одну из секций Интернационала 1-го, был свидетелем Французской революции 1870, а также Парижской коммуны 1871 (обобщил её опыт в книге «18 марта 1871», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873-77) и газету с тем же названием (1875-76). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «равноправности против монополии». Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача - «облегчить и ускорить неизбежный переворот» и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, Лавров доказывал, что «революционное насилие возможно до определённого минимума», что без тщательной предварительной подготовки заговор или стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал Лавров, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, так как оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества - крестьянскую общину и мирское самоуправление.

Под псевдонимами Лавров продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и др., но главной темой теоретических изысканий Лаврова по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание», 1872, № 2), «Очерки систематического знания» (там же, 1873, № 6), книги «Опыт истории мысли» (т. 1, вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (т. 1, часть 1-2, 1888-94), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; изданы посмертно под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).

На рубеже 1870-80-х годов политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 году он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» Лавров отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х годов он пришёл к выводу о необходимости первоочередного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х годов Лавров сблизился с «Народной волей». В 1881 году участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста "Народной воли"». Один из редакторов «Вестника "Народной воли"» (1883-86). Разделяя социалистические цели «Народной воли», Лавров отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.

Лавров полемизировал с российскими марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.

В 1889 году Лавров представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Интернационалу 2-му. В 1892-96 участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873-1878 годы» (выпуск 1-2 и 3-4, Женева, 1895-96; в России с цензурными изъятиями опубликован в 1907, полностью - в 1925) - один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 века предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь "Народной воли"», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.

Похороны Лаврова на кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Источн.: Материалы для биографии П. Л. Лаврова. П., 1921. Вып. 1; Лавров. Годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. / Отобрал, снабдил примечаниями и вступительным очерком Б. Сапир. Dordrecht; Boston, .

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. П., 1917-1920. Вып. 1,2, 5-9; Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т. 1-4; Философия и социология. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Богатов В. В. Философия Лаврова. М., 1972; Pomper Ph. Р. Lavrov and the Russian revolutionary movement. Chi., ; Семенкова Т. Г. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Володин А. И., Итенберг Б. С. П. Л. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Васильев А. В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П. Л. Лаврова. М.; Мариуполь, 1995; Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в.: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский. СПб., 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Идеологом второго направления в народничестве -- пропагандистского, -- был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 -- 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Лавров, Петр Лаврович (1823- 1900) - русский философ, социолог, публицист, теоретик революционного народничества. Псевдонимы - Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов, Стоик, Столетов, всего около 60.

Родился 2 июня 1823 в с.Мелихово Великолуцкого у. Псковской губ в семье потомственных дворян. Получив домашнее образование, поступил в Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником М.Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором, затем преподавателем математики. В 1844-1846 преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга.

Революции 1848-1849 в европейских странах стали стимулом для духовного созревания Лаврова. Под их влиянием он написал ряд антиправительственных стихотворений (Пророчество, К русскому народу), которые выслал в Лондон А.И. Герцену, немедленно их опубликовавшему. Энциклопедически образованный, с 1852 он начал публиковать статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики, философии. Жил литературным трудом и преподаванием истории и иностранных языков как домашний учитель, лишившись наследства из-за ссоры с отцом (тот был недоволен его женитьбой на вдове с двумя детьми).

С 1857 сотрудничал в петербургских изданиях «Отечественные записки», «Библиотеке для чтения», «Русское слово». Его статьи по остро-полемичным вопросам современности - печатались в «Колоколе» Герцена, в них Лавров писал о необходимости уничтожения крепостного права и улучшении положения крестьян.

В 1858 был произведен в полковники, получил ученую степень профессора, стал помощником редактора «Артиллерийского журнала».

Разойдясь с идеологами «Современника» по философским вопросам, Лавров принимал участие в организованных и проводимых ими акциях: выступал на студенческой сходке 1861, подписывал публичные протесты против ареста народника М.Л. Михайлова, против проекта университетского устава, лишавшего университеты права на автономию. В тот же год стал одним из организаторов и старшин литературного «Шахматного клуба», ставшего центром собраний либеральной интеллигенции.

В 1862 сблизился с Чернышевским, Н.В. Шелгуновым, но их попытки призывать крестьян к революции («К топору!») не одобрял, считая возможным мирное осуществление «гармонии интересов личности из господствующего класса и интересов большинства подчиненного класса», ставил вопрос об осуществлении на практике «законов нравственности».

В 1864-1866 - был негласным редактором «Заграничного вестника». В апреле 1866 после покушения Д.В. Каракозова на Александра II был арестован, в 1867 сослан в Тотьму, а потом в г. Кадников Вологодской губ.

В феврале 1870 друзья (среди которых был Г.А. Лопатин) помогли ему бежать из ссылки. Эмигрировал с семьей в Париж, там был принят в члены Антропологического общества. Осенью вступил в Международное Товарищество рабочих (I Интернационал), в 1871 стал участником Парижской коммуны.

В 1871 по поручению коммунаров выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров оставался при мнении, что в развитии России главную роль играет крестьянство. В 1873-1875 он выпускал непериодическое издание «Вперёд», в 1875-1877 - газету с тем же названием (издавались в Цюрихе и Лондоне). Статьи Лаврова о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «борьбе труда против праздного пользования благами жизни», о «равноправности против монополии» свидетельствовали о том, что он стал сложившимся социальным эгалитаристом, сторонником социального равенства.

Считал главной своей задачей пропаганду идей революции среди крестьян, поэтому близкое ему направление в народничестве именуют, вслед за В.И.Лениным, «пропагандистским». Он разделял народнические воззрения на крестьянскую общину как основу будущего общественного строя, настаивал на приоритете социальных проблем перед политическими, развивал идею самобытности и неповторимости исторического пути России. Выступая против анархизма, бунтарства, революционного авантюризма М.А. Бакунина и заговорщицкой тактики П.Н. Ткачева, Лавров полагал, что «революционное насилие возможно до определенного минимума». При этом, по его мнению, «перестройка русского общества должна быть осуществлена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа».

В 1878 установил связь с польским и русским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандирующих «практические действия русских социалистов в России». Связанный с 1879 и с «Черным переделом», и с «Народной волей», он принял на себя представительство последней за границей. Полагая, что социальная революция выйдет в России не из города, а из села, призывал интеллигентов готовить пропагандистов из народа, но сам склонялся также к признанию террора как метода борьбы с самодержавием.

В 1882 вместе с В.И. Засулич выступил организатором «Красного Креста Народной воли», видя в ней «единственную в России революционную партию». Был выслан властями из Парижа, но под другой фамилией вновь вернулся в этот город. Живя там, постоянно публиковался в заграничных и русских журналах - «Отечественных записках», «Деле», «Знании», используя разные псевдонимы.

В 1892-1896 принимал участие в издании Материалов для истории русского социально-революционного движения. Изучая историю социалистических учений, разрабатывал собственную теорию рабочего социализма, основанную на принципах общей собственности, всеобщего труда и автономной светской общины. Отмечал роль марксизма в научном социализме, но скептически относился к деятельности социал-демократов в России и к плехановской группе «Освобождение труда».

Определив свое мировоззрение как «антропологизм», Лавров считал себя наследником мировой социально-теоретической мысли, начиная с Протагора и древних скептиков и кончая О. Контом, Л. Фейербахом, Г. Спенсером, неокантианцами. Позднее на него оказали влияние некоторые идеи Маркса. В философских сочинениях Лаврова царил дух «позитивной философии»: обосновывалось решающее значение научного знания, решительно критиковались различные формы метафизики. Отсюда брала начало и непримиримость Лаврова к вульгарному материализму немецких естествоиспытателей (К. Бюхнера, Л. Фохта).

Лавров не был эпигоном европейского позитивизма и материализма. Его философские и социологические взгляды были достаточно самостоятельны и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стрежнем. Передовую интеллигенцию - «небольшую группу личностей» - он считал двигателем общественного прогресса, но довольно расплывчато представлял ее стремящейся «к воплощению в общественных формах истины и справедливости». Полагая, что только единение интеллигенции с народом может создать «нравственный социализм», он писал: «мы не хотим насильственной власти на смену старой... Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые». Социализм, по его мнению, был «неизбежный результат современного процесса экономической жизни», и более, чем иные концепции общественного блага, соответствовал нравственному идеалу человечества. Но осуществить переход к нему должна была помочь «сельская община и артельные союзы». Парижскую Коммуну он называл образцом социалистического государства.

В последние годы он жизни написал ряд обобщающих трудов: Опыт истории мысли Нового времени (начатый в 1898 и оставшийся незаконченным); Народники-пропагандисты 1873-1878 (был опубликован уже после его смерти в 1907). Остались незавершенными Задачи понимания истории и История мысли с размышлениями о революции и нравственности.

Лавров умер в Париже 25 января (6 февраля) 1900, его похороны на кладбище Монпарнас сопровождала восьмитысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

В 1923 его именем была названа улица в Петербурге.

лавров идеолог революционное народничество пропаганда

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова, анализ объективно-исторического контекста его социально-значимых идей. Субъективный метод как способ познания общественных процессов. Идеал социалистической нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2013

    М.А. Бакунин - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Необычность биографии Бакунина. Теоретические взгляды М.А. Бакунина. Его политическая деятельность в России. Взгляды теоретиков народничества.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Исторические предпосылки и обстоятельства вхождения на русский престол молодого царя Петра I, личностное становление данного правителя. Характер и направления петровских реформ, их результаты и историческая оценка. Значение Петра и его реформ в истории.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Детство Петра. Венчание Петра на царство. "Хованщина". Петр в Преображенском. Нововведения Петра. Петр-дипломат.Инженерные интересы Петра. Место и роль России в международных отношениях. Император, сотканный из противоречий.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Складывание и развитие теории народничества. Организация революционных народников, их тактика в 70-80-е гг. XIX в. Кризис революционного и появление либерального народничества. Распространения марксизма в России группой "Освобождение труда" Г. Плеханова.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Рассмотрение работы дореволюционных историков, советских исследователей и современных историков, писавших о путешествиях Петра I на Север и в связи с этим о его визитах в Вологду. Характеристика классификации источники по их внутреннему содержанию.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Гетманом-государственником, деятельность которого была направлена на борьбу за независимость Украины, - таким в истории возникает Петр Дорошенко. Дорошенко упорно держался союза с Турциею. Это был последний сподвижник Хмельницкого.

    реферат , добавлен 01.04.2007

    Внутреннее положение Русского государства во второй половине XVII в. Петр Первый - историческая обстановка, в которой протекала его жизнь и деятельность, краткая биографическая справка, внешность и характер, государственная и экономические реформы.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Детство Петра, обучение наукам и жажда деятельности. Взятие Азова и постройка гавани. Судостроительные замыслы Петра Первого. Внешняя и внутрення преобразовательная деятельность государя. Церковные реформы, "табель о рангах", введение ассамблей.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский философ и социолог, публицист, один из идеологов народничества. Обучался в Петербургском артиллерийском училище (1837-1842), где был оставлен преподавателем высшей математики; затем преподавал в Артиллерийской академии, стал профессором математики (1858). В 1862 г. сблизился с тайной организацией «Земля и воля», в 1866 г., после покушения Каракозова на Александра II, арестован и сослан в Вологодскую губернию (1867). В 1870 г. бежал из ссылки во Францию. Стал участником Парижской коммуны, вступил в I Интернационал, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 80-х гг.


сблизился с партией «Народная воля». За несколько лет до смерти перестал сомневаться в возможности успеха российской социал-демократии. Скончался в Париже.

В 1858-1860 гг. П. Лавров проявил глубокий интерес к фило­софии: написал работы о Гегеле, «Очерки вопросов практической философии», вызвавшие обширную полемику, и др. На его ра­боту «Что такое антропология» Н.Г. Чернышевский откликнулся своим «Антропологическим принципом в философии». В ссылке П. Лавров создал самое известное произведение - «Исторические письма», где изложил свою историософскую концепцию. В соот­ветствии с субъективным методом ключевым пунктом развития общества он считал критическую личность. Свои социологические взгляды П. Лавров развил в середине 80-х гг. в книге «Социальная революция и задачи нравственности» (1884).

В базовом пособии учебного комплекса (раздел 2, введение) отмечено значение П.Л. Лаврова как одного из первых социологов, обосновавших активную роль личности в историческом процессе. Ниже приведена, с сокращениями, глава из этой книги.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО*

Таким образом, вопрос нравственного прогресса личности усложняется вопросом отношения личности к прогрессу обществен­ных форм. И при этом приходится усвоить два положения:

Личность не может ни охранять свое достоинство, ни правильно развиваться вне удовлетворительных форм общественного строя.

Общественный строй не может быть удовлетворительным вне существования в его среде развитых личностей, проникнутых рацио­нальными убеждениями.

История представляет несколько фазисов в уяснении отношения личности к обществу, причем в этих последовательных фазисах это отношение устанавливалось различно.

При господстве обычая, при отсутствии выработки самых эле­ментарных нравственных понятий личность не ставила себе вовсе задачи развития, была вполне поглощена интересами общества, вне которых не могла ни мыслить, ни существовать, и бессознательное

* Цит. по: Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. Гл. 4 // Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах.М., 1965. Т. 2. С. 412-423. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 5 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.


развитие ее было обусловлено общественными явлениями, в которых она участвовала. Несмотря на то что при подобном общежитии борь­ба внутри общества должна быть доведена до минимума, отсутствие в обществе личностей, действующих по убеждению и выработавших критическую мысль, делало невозможным удовлетворительное общежитие на этой ступени общественной эволюции.

С пробуждением критической мысли является противопо­ложение личности обществу; именно личности исключительной, наслаждающейся развитием, обществу, состоящему из большинства личностей, живущих по обычаю, доступных лишь низшим наслаж­дениям. Герой, пророк, законодатель, мудрец, философ выступают из массы, подчиненной обычной жизни, вырабатывают себе идеал исключительной нравственной жизни, не только независимой от жизни обычной, но весьма часто прямо противоположной ее идеа­лам, и пытаются развиваться независимо от окружающих их форм общественной жизни. Так как правильное развитие и даже поддер­жание личного достоинства невозможно для личности вне удовлет­ворительных форм общественного строя, то подобный нравственный идеал личности, уединяющей себя от интересов окружающего ее общества, оказался неосуществимым. Развитое меньшинство не могло при этом быстро расти численно, так как его идеал противо­речил реальным условиям всякого общежития...

Переживание обычая сохранило для большинства еще с доисто­рических времен представление об обязательности жизни в обществе и для общества. Реальные интересы не позволяли личности ото­рваться от общества. Поэтому при постоянной выработке в человеке критической мысли, рядом с противоположением, о котором только что было говорено и которое дошло окончательно до безобразного идеала отшельника, в более скромных, но более обширных сферах вырабатывалось все определеннее понимание взаимной зависимости между развитием личности и развитием общества, а отсюда и не­обходимость, для собственного развития, содействовать улучшению форм общества и историческому прогрессу...

Но эта необходимость прогрессивной общественной деятель­ности для личного развития оказалась не только результатом верного расчета для человека мыслящего, но и нравственною обязанностью для человека развитого. Личность стала сознавать, что она всем своим развитием обязана обществу, которое ее выработало, и что в то же время лишь она своею деятельностью может развивать общество и придавать ему более и более удовлетворительные формы. Переводя это сознание на язык этики, его можно выразить, во-первых, как

Сознание права общества на то, чтобы деятельность личности была посвящена его развитию, и права личности направлять свои силы на это развитие; во-вторых, как сознание личностью обязанности отпла­тить обществу за то развитие, которым она ему обязана, и обязанности уплатить ему именно, содействуя его дальнейшему развитию...

Сделаться силою личность может, лишь сделавшись членом группы, которая поставила бы себе одну общую цель, скрепилась бы сознательною солидарностью общего убеждения и в своей коллек­тивной деятельности на общество все увеличивала бы число своих сторонников, как партия с определенной прогрессивной программой привлекала бы к себе все более сочувствующих во имя своего пони­мания задач, определенной эпохи и определенной страны, внушала бы остальному обществу все более уважения целесообразностью сво-ихдействий, силою своей организации и энергией своей борьбы про­тив всевозможных препятствий. Историческая роль прогрессивной партии, а вместе с тем и прогрессивная, нравственная роль личности, вошедшей в состав партии, определяется тою степенью понимания задач общественной связи вообще и потребностей данной эпохи в частности и тою энергиею целесообразной деятельности, которые проявляет партия борцов за будущее как коллективное целое.

Взглянем несколько подробнее нате условия, которые при этом выясняются для личности как личности развитой и стремящейся воплотить свое достоинство в деятельность, развивающую одно­временно ее, эту самую отдельную личность, и других людей, за которыми она признала равное с собою достоинство.

Как личность, проникнутая определенным нравственным иде­алом, осуществляемым в определенных формах общежития, она знает или верит, что осуществление этого идеала и этого общежития возможно лишь при энергической коллективной деятельности той общественной группы, в которую она, личность, вошла во имя сво­их убеждений и члены которой разделяют с нею ее убеждения и ее решимость воплотить их. Поэтому основную долю ее нравственной деятельности составляет солидарность с этими товарищами по разви­тию и по деятельности во имя этого развития. За этим тесным крутом стоят для развитой личности и другие члены партии; их приходится поддерживать, контролировать в их деятельности; им приходится уяснять идею, которой они взялись служить, постепенно выраба­тывая в себе понимание и энергию, опираясь преимущественно на организацию партии, в которую вощли. Вне пределов партии стоят, с одной стороны, возможные союзники в более близком или отдален­ном будущем, группы, или не выработавшие в себе надлежащего


понимания задач личного развития, общественной солидарности и исторического прогресса, или поставленные в невозможность вы­работать это понимание при данных условиях жизни. Их надо ста­раться сделать из союзников возможных союзниками действитель­ными. С другой стороны, стоят враги задачи, поставленной партией, враги, которых приходится принудить к уступкам или обессилить, с которыми приходится только бороться в данную минуту, и лишь впоследствии, после победы над ними, придется спросить себя: как отнестись к ним во имя требований справедливости и общечелове­ческого достоинства?

Из отношения развитой личности к ближайшим товарищам по убеждению вытекает первое дополнительное определение раз­витой личности: нравственное достоинство личности, борющейся за прогресс, осуществимо лишь с группой, разделяющей развитие лич­ности. Раз человек сознал, что люди этой группы - его товарищи по убеждению, он должен помнить, что их успех - это его успех; их сила - это его сила; расширение их нравственного значения - это рост его достоинства; жертвы, приносимые усилению, скреплению и расширению партии, - это жертвы, приносимые собственному усилению и достоинству. Всякое действие, которое обусловливало бы ненужный риск для людей партии, есть преступление для лично­сти, к ней принадлежащей. Всякое действие, колеблющее значение партии, подрывающее ее солидарную организацию, мешающее ей употреблять все свои силы на достижение общей цели и на борьбу против общих врагов, может быть оправдано лишь отступлением личности от нравственного и общественного идеала, до тех пор ей руководившего, или сознанием ею в себе и около себя достаточных сил, чтобы образовать новую партию, способную в данную минуту, при данных условиях, лучше осуществить тот же идеал; в противном случае это есть безнравственная измена собственному убеждению.

То обстоятельство, что прогрессивный идеал личной и обще­ственной нравственности может быть осуществлен лишь коллектив­ными силами, устраняет огромное затруднение, которое беспрестан­но представляется при стремлении к прогрессивной деятельности для личностей, сознающих в себе недостаток подготовленности, не­достаток вполне ясного понимания, куда идти и как действовать при данных условиях, и колеблющихся пред решением бросить все свои силы и всю жизнь в определенную форму общественной борьбы, для которой, может быть, у них не хватит сил и энергии. Для одинокого человека и среди сонного общества, где не определилась борьба пар­тий за лучшее будущее, это затруднение действительно громадно, и

Немудрено, если из него вырабатываются лишь люди особенно энер­гичные. Менее сильных засасывает пошлость среды или они находят исход в самоубийстве, если оказываются не в состоянии примириться с какою-либо скромною полезною деятельностью, доступною, как выше сказано, всякому, но деятельностью, гораздо более важною в смысле сохранения на будущее традиции прогрессивных стремле­ний, чем своими непосредственными результатами. Но как только в обществе началась борьба за будущее и развернуты знамена партий, личности самой бессильной, самой неподготовленной нет основания колебаться. Если в ней проснулось отвращение от существующего зла и стремление к лучшему, то она может между знаменами борю­щихся партий выбрать то, которое ей кажется наиболее прогрессив­ным или хотя бы наиболее подготовляющим необходимые условия прогресса. К этому знамени она и должна приступить. Бессильная сама по себе в своем одиночестве, в своей неподготовленности, личность найдет в группе коллективную силу, совет для личной деятельности, пример для деятельности коллективной. Так как для группы, в которую она вступает, существенно важно иметь члена­ми людей, по возможности развитых и подготовленных, и в то же время настолько же важно воспользоваться наиболее целесообразно всеми личными силами группы, то указания более подготовленных и знакомых с делом товарищей могут быть единственно полезным руководством для новых сторонников прогрессивного дела. Конеч­но, везде встречаются и ошибки, и недостатки, но предоставленная самой себе неподготовленная личность сделает, вероятно, еще более ошибок, разовьет в себе еще большие недостатки. Конечно, иногда силы могут быть растрачены не совсем целесообразно, но, оставаясь одинокою, личность почти наверно истратит все свои силы даром или будет засосана трясиною общественной пошлости. Конечно, не все члены группы, в которую вступила личность, оправдают ее ожидания, но, признав, что общество нуждается в перестройке, что в нем присутствует зло, против которого следует бороться, всякий мыслящий человек должен заранее ожидать, что это самое зло вы­звало в личностях, входящих в состав общества, многочисленные недостатки, и в то же время должен помнить, что помимо личностей, как они суть, никакой прогресс невозможен. Раз признав, что данная группа, данная партия поддерживает передовое знамя и заключает представителей передовых стремлений, личности, еще колеблю­щейся, еще не уверенной в своих силах, остается один исход: отдать свои силы этой партии и руководствоваться ее советами.

2(14).06.1823, с. Мелехово Великолукского уезда Псковской губ., - 25.01(6.02).1900, Париж

критик, публицист, философ, социолог, поэт. Революционный народник. Сын помещика, полковника в отставке, принадлежавшего к старинному дворянскому роду; мать, урожденная Гандвиг, - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование (с детства знал французский, немецкий языки). Учился в Артиллерийском училище в Петербурге (1837-1842); по окончании офицерского класса (1844) был оставлен, по рекомендации академика М.В.Остроградского, в училище репетитором математических наук. Полковник (1858), профессор Артиллерийской академии.
В 1856 г. он послал Герцену свои стихотворения, из которых два - "Пророчество", "Русскому народу", обличающие Николая I, были напечатаны в сборнике "Голоса из России" (1857. Кн.IV). Пропагандировал социалистические идеи в редактируемом им (со второго тома - полностью) "Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами" (1861-1863), доведенном до буквы "Е" и запрещенном, в журнале "Заграничный вестник" (1864-1866), где вел отдел "Иностранная жизнь". Подписался под протестом литераторов Петербурга против ареста М.Л.Михайлова, участвовал в студенческих волнениях в Петербурге осенью 1861 г., организовывал через Литературный фонд материальную помощь заключенным. В 1862 г. вступил в подпольную организацию "Земля и воля". Сблизился с Чернышевским незадолго до его ареста. С 1862 г. за ним. была установлена слежка III отделением.
25 апреля 1866 г., вскоре после покушения Д.В.Каракозова на Александра II, Лавров был арестован, обвинен во "вредном образе мыслей", связях с политическими преступниками и др., уволен со службы и по приговору военного суда (январь 1867 г.) сослан в Вологодскую губ., где жил с 1867 по 1870 г. (Тотьма, Вологда, Кадников). В 1868-1869 гг. в газете "Неделя" опубликовал под псевдонимом П. Миртов "Исторические письма" (отд. перераб. изд. 1870), ставшие манифестом революционного народничества.
В феврале 1870 г. с помощью Г.А.Лопатина бежал из Кадникова через Петербург в Париж. Больше на родине он не был. Его почти 30-летняя жизнь за границей (с 1877 г. - почти безвыездно в Париже) наполнена революционной деятельностью. Он член I Интернационала, участник Парижской Коммуны 1871 г., посланный ею в Лондон для организации интернациональной помощи (что послужило поводом к встрече с К.Марксом и Ф.Энгельсом), глава русской политической эмиграции. Подобно Герцену, Лавров. был неутомимым издателем революционной литературы: издавал и редактировал "непериодическое обозрение" "Вперед!" и газету с тем же названием, редактировал журнал "Вестник "Народной воли" совместно с Л.А.Тихомировым (Париж, 1883-1886), "Материалы для истории русского социально-революционного движения" (Париж, 1893-1896). На базе сборников "Вперед!" возникло также одноименное книгоиздательство, выпустившее с 1873 по 1877 г. 16 названий книг и брошюр, в т.ч. "Письма без адреса" и "Пролог" Чернышевского, "Сказку о Мудрице Наумовне" и "Из огня да в полымя!" С.М.Кравчинского.
Резко осудил деятельность С.Г.Нечаева, критиковал анархизм М.А.Бакунина и заговорщическую тактику П.Н.Ткачева. В программе, опубликованной в первом сборнике "Вперед!", на первое место было выдвинуто положение, что "перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа.

Соч.: Избр. соч. на социально-политические темы в восьми томах: Тт. I-IV / Вступ.ст. и общ.ред. И.А.Теодоровича; Коммент., библиогр. и биогр. очерки И.С.Книжника-Ветрова. М., 1934-1935; Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. / Сост. и примеч. И.С.Книжника-Ветрова; Вступ.ст. И.С.Книжника-Ветрова и А.Ф.Окулова. М., 1965; Этюды о западной литературе / Под ред. А.Гизетти, П.Витязева; Вступ.ст. А.Гизетти. Пг., 1923; Стихотворения / Поэты-демократы 1870-1880-х гг. Л., 1968.

Лит.: Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. 2-е изд. М., 1951; Плеханов Г.В. Конспект речи в день похорон П.Л.Лаврова / Литературное наследие Плеханова. М., 1934. Сб. 1; "Вперед!" Сб. ст., посвященных памяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева. Пг., 1920; П.Л.Лавров. Статьи, воспоминания, материалы. Пб., 1922. Сб.IV; Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981; Антонов В.Ф. Революционное творчество П.Л.Лаврова. Саратов, 1984; Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. Казань, 1978. С.69-82; Лукин В.Н. П.Л.Лавров как эстетик и литературный критик. Саратов, 1979; Буданова Н.Ф. Роман И.С.Тургенева "Новь" и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983; Мысляков В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. Л., 1984. С.55-99; Итенберг Б.С. П.Л.Лавров в русском революционном движении. М., 1988.

Пётр Лаврович Лавров (псевдонимы Миртов , Арнольди , и др.; 2 июня 1823, Мелехово, Псковская губерния - 25 января 1901, Париж, Франция) - русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества.

Биография

По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, - участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А. А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать, Елизавета Карловна (урождённая Гандвиг) - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения - книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге (1837-1842 гг), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нём репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых

человек ничто… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе

Из дневника

В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище репетитором математических наук, что положило начало его военно-преподавательской карьере - в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 - полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель). Во время Крымской войны находился под Нарвой, хотя, как писал в автобиографии (от третьего лица), «ни в каких военных действиях ему участвовать не случилось». В 1847 г. Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко (сестре генерала А. Х. Капгера), что лишило его материальной поддержки со стороны отца. Необходимость содержать большую семью (у Лаврова только своих было четверо детей) и острая нехватка жалованья заставляют его писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

В 1860-х годах принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» (Чернышевскому, Михайлову и профессору П. В. Павлову), и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870 года (см.. В Тотьме он познакомился с А. П. Чаплицкой, полячкой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863-1864 годов, ставшей его гражданской женой (ум. в 1872).

В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде лично­стям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправед­ливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произве­дением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно мо­лодежь, искала новые возможности приложения своих сил для уча­стия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на на­родное восстание после отмены крепостного права не оправда­лись; «теория реализма» Д. И. Писарева с её культом естествозна­ния не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правитель­ством для дискредитации «ни­гилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х - начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.