Биография. Биография Историческая роль: чжусианство

03.12.2019 Гадание

ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн - Чжу школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу, 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу, 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное произведений учителя Чжу, издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25).

Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло".

В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу - Ван школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЖУ СИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЖУ СИ
    Если только знать, но не действовать, то это равносильно неучению. Чжу Си …
  • ЧЖУ-СИ в Высказываниях великих людей:
    Если знаешь, что делает вещи естественными, то поступки не будут неправильными. Чжу-Си (Цельность онтологии как этический принцип! - Д.Д.) …
  • ЧЖУ СИ
    (Чжу-цзы) (1130-1200) китайский философ и историк; один из основоположников …
  • ЧЖУ СИ
    Си, Чжу-цзы (1130-1200), китайский философ, историк, комментатор классических книг; самый видный представитель неоконфуцианства. Написал свыше 20 научных трактатов, в …
  • ЧЖУ-СИ
    (Chu-hi, 1130-1200 г. после Р. Х.) — самый выдающийся из позднейших китайских философов, явившийся выразителем взглядов китайских ученых времен Сунской …
  • ЧЖУ-СИ
    (Chu-hi, 11 30-1200 г. после Р. Х.) ? самый выдающийся из позднейших китайских философов, явившийся выразителем взглядов китайских ученых времен …
  • ЧЖУ СИ
    (Чжу-цзы) (1130-1200) , китайский философ и историк; один из основоположников …
  • ЧЖУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — китайское ручное ударное холодное оружие, представляющее собой палку с орлиными когтями на конце. Используется в …
  • СИ в Кратком церковнославянском словаре:
    - себе, …
  • СИ в Большом энциклопедическом словаре:
    один из музыкальных звуков, VII ступень основного диатонического до-мажорного звукоряда. Буквенное обозначение - латинская …
  • СИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    один из музыкальных звуков, VII ступень основного до-мажорного диатонического звукоряда (см. Ступень, Сольмизация). Буквенное обозначение звука си - …
  • СИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название ноты: седьмой слог в сольмизации и седьмая ступень гаммы до. В системе ладов, установленной Григорием Великим, этот звук назывался …
  • СИ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СИ
    (английское C), универсальный язык программирования, используемый преимущественно профессиональными программистами. Разработан в США (1972), первоначально для переноса программного обеспечения ЭВМ с …
  • СИ в Энциклопедическом словарике:
    нескл., с. Один из музыкальных звуков, 7-я ступень основного диатонического звукоряда.||Ср. ДО, ЛЯ, МИ, РЕ, СОЛЬ …
  • ЧЖУ
    ЮАНЬЧЖ́АН (1328-98), кит. император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из гл. руководителей …
  • ЧЖУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШИЦЗ́Е, кит. математик 13 в. Соч. "Яшмовое зеркало четырёх элементов" ("Сы юань юй цзянь") содержит решения нелинейных систем с 4 …
  • ЧЖУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЗЯНЬ́ЭР (р. 1922), кит. композитор. Ученик С.А. Баласаняна. Симф. поэма (1980), симфония (1986), балет, концерт для нац. смычкового инстр-та эрху …
  • ЧЖУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИ (Чжу-цзы) (1130-1200), кит. философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства …
  • ЧЖУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЭ (1886-1976), председатель Пост. к-та Всекит. собрания нар. представителей с 1959. В руководстве КП Китая (КПК) с 1934, в 1956- …
  • СИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НХ́АЙ (1905-45), кит. композитор. Учился в Китае и во Франции. Работал в Шанхае, Яньане, с 1940 жил в Москве. Музыка …
  • СИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (система интернациональная), сокр. наименование Международной системы единиц …
  • СИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    один из муз. звуков, VII ступень осн. диатонич. до-мажорного звукоряда. Буквенное обозначение - лат. …
  • СИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? название ноты: седьмой слог в сольмизации и седьмая ступень гаммы до. В системе ладов, установленной Григорием Великим, этот звук …
  • СИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • СИ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. si) один из муз. звуков, 7-я ступень основного диатонического звукоряда, начинающегося с до; буквенное обозначение звука си - …
  • СИ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. si] один из муз. звуков, 7-я ступень основного диатонического звукоряда, начинающегося с до; буквенное обозначение звука си - лат. …
  • СИ в словаре Синонимов русского языка:
    звук, нота, …
  • СИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СИ в Словаре русского языка Лопатина:
  • СИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    си, нескл., с. (нота), с. и м. (язык …
  • СИ в Орфографическом словаре:
    си, нескл., с. (нота), с. и м. (язык …
  • СИ в Словаре Даля:
    сокр. себе, в конце слова, как ся, вместо себя, произносимое на юг от Москвы также сибя. Отыти комуждо во своя …
  • СИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    один из музыкальных звуков, VII ступень основного диатонического до-мажорного звукоряда. Буквенное обозначение - латинская Н. - (система интернациональная) , сокращенное …
  • СИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нескл. ср. (ит. si) (муз.). Одна из нот музыкальной гаммы. Верхнее си. Взять …
  • СИ в Толковом словаре Ефремовой:
    ср. нескл. 1) Один из музыкальных звуков, седьмая ступень основного диатонического звукоряда, начинающегося с "до". 2) Название ноты, обозначающей такой …
  • СИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    нескл. ср. 1. Один из музыкальных звуков, седьмая ступень основного диатонического звукоряда, начинающегося с "до". 2. Название ноты, обозначающей такой …
  • ЯН ЧЖУ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Чжу, Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн (приблизительно 440-360 или 414-334 до н. э.), древнекитайский мыслитель-вольнодумец. Сочинения Я. Ч. не сохранились, о …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЧЖУ ДЭ в Словаре Кольера:
    (1886-1976), военный деятель коммунистического Китая. Родился в 1886 в деревне Мааньчан (провинция Сычуань). В 1905 сдал государственные экзамены в средней …
  • DEUS EX в Цитатнике Wiki.
  • КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Китайская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Насчитывает около 15 тысяч верующих: …
  • ВЭНЬ-ШЭНЬ
    «духи поветрий (эпидемий)», группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при династии Суй (581-618) в царствование императора Вэнь-ди в …
  • ВЭНЬ-ЧАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (вэнь - «литература», чан - «блестящий») в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с одной из звезд Большой Медведицы; ведает …

Последующий период характеризовался преимущественно возникновением и расцветом движения, получившего в литературе наименование неоконфуцианства. Это в высшей степени влиятельное учение представлено такими блестящими именами, как Мао Юн (1011-1077), Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) и, наконец, Чжу Си (1130-1200), чье учение не утратило своей привлекательности для многих традиционалистов дальневосточной этнокультурной зоны и до настоящего времени.

Неоконфуцианство как течение мысли опиралось на достижения философствующих танской эпохи, но было вполне самостоятельным в построении принципиально новой концепции, призванной охватить все стороны бытия. Центральным понятием этого учения можно считать представление о некоем высшем “законе – принципе” (ли), управляющем формированием вещей, благодаря которому образуются индивидуальные живые объекты, например, различные породы животных и т. д. Именно поэтому учение неоконфуцианцев называют также лисюэ, букв. “учение о ли”. Субстанциальную основу единства всего существующего, по учению неоконфуцианцев, составляет “эфир” (ци, “пневма”). Это динамическая субстанция, обладающая разнообразными свойствами и способностью придавать эти свойства вещам (например, сияние-свечение звезд, представляющих собой сгущение эфира-ци, обусловлено его собственной способностью сиять-светиться; в человеке это “свечение” проявляется как просветленность ума, и т. д.). Однако эфир-ци, известный всей предшествующей философской традиции, мыслился ранее скорее как нечто необусловленное, спонтанное. В философии Дун Чжуншу и его предшественников он выступал преимущественно в качестве передаточной среды между дао и “всем существующим”, феноменальным миром. Заслугой Чжу Си было соединение в неразрывном динамическом единстве “эфира”-ци и всеуправляющего, оптимизирующего закона-ли: “В Поднебесной не бывает эфира-ци, неподвластного закону-ли, равно как не бывает закона-ли, который не имел бы (объектом управления какой-либо формы) эфира-ци” (Чжу Си юй лэй. Кн. I).

Переосмысление предшествующей традиции в терминах ли-ци привело к необходимости пересмотра и унификации классических текстов, их комментирования под углом зрения нового знания, лисюэ. Эта задача также была решена Чжу Си, составившего комментарии к древним текстам, в значительной степени предопределившие дальнейшее развитие экзегетической литературы. Вплоть до XVII-XVIII веков эта работа Чжу Си не только считалась официально одобренной, но и сама по себе приобрела статус близкий к статусу комментируемых текстов. Особенным уважением в традиции пользовались и пользуются до сих пор в странах дальневосточной этнокультурной зоны комментарии Чжу Си к “Четверокнижию” (“Сы шу”), в которое входят “Лунь юй”, “Мэн-цзы”, “Да сюэ” и “Чжун юн”. В течение веков “Четверокнижие” с комментариями Чжу Си составляло основу школьного образования в странах иероглифической письменности.

Другой важнейшей заслугой Чжу Си считается разработка им в несколько новом ключе названной нами выше проблемы морального сознания неба (природы) тянь. Вклад Чжу Си в развитие представлений о центральном для китайского умозрения объекте интереса – тянь – настолько существен, что некоторые исследователи предлагают считать философские взгляды Чжу Си по этому вопросу вторым по времени (но не по значимости) после Конфуция поворотным пунктом: если Конфуций (551-479 до н. э.) трансформировал антропоморфное “небо”-тянь, упоминаемое еще в “Ши цзине” (“Каноне стихов”) и “Шу цзине” (“Каноне преданий”) в нечто относящееся к разряду моральных категорий, то Чжу Си завершил начатое Конфуцием движение, введя понятие “сознания Неба” или “небесного ума-сердца” (тянь синь, или тянь чжи синь).

Нельзя сказать, что вопрос о категории тянь синь у Чжу Си относится к разряду решенных наукой. Различные точки зрения по этому поводу позволяют одним исследователям акцентировать первый элемент этого бинома (тянь), причем в некоторых контекстах интерпретировать его как синоним некоего мироуправляющего принципа (с последующей персонификацией как “хозяина”, или “господина”), другим же – подчеркивать значение второй части термина – синь (букв. “ум-сердце”, “разум”), в свою очередь приписывая это качество самой природе-небу или же небу, интерпретируемому в духе древнего значения тянь – как антропоморфное божество. Следует заметить, что и у самого Чжу Си эта проблема, по всей видимости, не решается однозначно.

Прежде всего, не вполне ясно, что имел в виду Чжу Си под термином тянь. В самом общем смысле принято считать, что он не проводил различия, следуя в этом за братьями Чэн, между такими категориями, как небо (тянь), судьба (мин) и путь (дао), считая их лишь различными именами (и, возможно, манифестациями) основополагающего принципа (ли). В пользу такой интерпретации учения Чжу Си свидетельствует его замечание о том, что “причина, по которой тянь – это тянь, есть просто принцип (ли); если бы у тянь не было принципа-ли, оно бы не было тянь” (Чжуцзы юй-лэй). В то же время, как следует из записей бесед мыслителя, он, отвечая на вопрос о “порядке вещей”, склонен был ссылаться не только на принцип-ли, но и на другие возможные причины наблюдаемых явлений, природных феноменов. “Некто спросил: “Кто же хозяин? ” Чжу Си ответил: “Само небо. Небо есть ян, вещь абсолютной силы, и потому вращается безостановочно. Но прежде, чем оно приобретает такую способность, должен существовать его господин. Каждый сам должен это увидеть. Это нельзя полностью выразить словами” (там же). Неясно, таким образом, считал ли Чжу Си достаточным одного принципа-ли для объяснения “порядка вещей”, или же он допускал наличие другой скрытой силы, управляющей мировым процессом.

Если допустить, что такая сила наличествует в его учении, то логично предположить у Чжу Си стремление наделить ее “разумом”, синь, однако из целого ряда контекстов следует, что наряду с небом-тянь, носителем свойства “разумности” у Чжу Си выступает также, по крайней мере, дао и человек (соответственно, речь идет о дао-синь и жэнь-синь). В конечном счете концепцию “разума” у Чжу Си целесообразно, по-видимому, рассматривать в рамках общей для классической философской “школы служилых” концепции “единства неба-природы и человека” (тянь жэнь хэ и). В этом случае высшей объективностью у Чжу Си обладает “небесный разум” (тянь синь), в свою очередь подчиненный общему принципу-ли, субъективный же “человеческий разум” (жэнь-синь), будучи по природе подвержен искажающему воздействию различных аффектов (“страстей”, юй), у мудреца может быть путем самопознания и самовоспитания возвышен (или “расширен”) до полного, или почти полного, тождества с “небесным” (или “космическим”) разумом. Такого рода “связанное сознание” может быть лишь морально доброкачественным (в соответствии с постулируемой моральной доброкачественностью “космического” порядка), что и выражается метафорой дао-синь (букв. “сознание, приведенное в соответствие с дао”).

Родился в семье интеллектуалов. Дед Чжу Си, ученый-конфуцианец скромного достатка, поощрял детей к учёбе и самосовершенствованию, предсказывая «в роду, на протяжении пяти поколений скапливавшем конфуцианскую добродетель», рождение выдающегося потомка.

Отец Чжу Си, Чжу Сун, получил высшую ученую степень (цзиньши) в 21 год, на государственных экзаменах в 1118. Служа в столице, он стал свидетелем падения Северной Сун, вместе с двором переехал на Юг и выступал ярым противником мирного договора с Цзинь (1141): вследствие этого он был разжалован Цинь Гуем и вскоре умер, будучи сослан в провинцию на мелкую должность.

Сам Чжу Си получил начальное образование под наблюдением матери и стал обладателем степени цзиньши в 18 лет. С 1158 года учился под руководством Ли Туна, последователя Чэн Хао и Чэн И (поэтому основанное Чжу Си интеллектуальное направление также иногда называется школа Чэн-Чжу).

Отстроил академию «Грот белого оленя» и преподавал в ней. C 1178 года, находясь на государственной службе, на короткое время занимал высокие посты. В 1196 году был разжалован, и его учение оказалось под запретом. В 1199 году реабилитирован, посмертно получил титул «державного князя» (гогун). В 1241 года причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, в знак чего табличка с его именем размещена в Храме Конфуция.

Наследие

Чжу Си оставил после себя обширный корпус сочинений (300 глав), включающий в себя ок. 1000 стихотворений.

Философское учение Чжу Си осуществляет идентификацию конфуцианской трактовки Тайцзи с даосской доктриной Беспредельного, указывая, что эти знания о природе космоса и человека следует употребить для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира - «уравновешивания Поднебесной».

Он утверждает оппозицию понятий ци и ли - начал, лежащих в основе каждой «вещи».

Лучшие дня

Чжу Си принадлежит заслуга создания конфуцианского Четверокнижия: выделенные и прокомментированные им четыре книги конфуцианского канона («Луньюй», «Мэнцзы», «Дасюэ» и «Чжунъюн») стали основой классического конфуцианского образования в эпохи Мин и Цин. Среди учеников Чжу Си были Кэ Сюэ, один из любимых учеников, автор сочинения "Чунь цю бо и " ("Широкий смысл "Чунь цю"), Чэнь Чунь, автор словаря чжусианских философских терминов "Син ли цзы и", "Смысл терминов природа и принцип", Тэн Дэцуй и другие. Среди текстов особой социальной значимости для Китая стоит трактат Цзя-ли, «Семейные Церемонии», составленный им самим (или под его руководством) код проведения обрядов совершеннолетия, свадьбы, похорон и поклонения предкам. Упрощенные издания, подражания этому сочинению стали основой для последующей конфуцианской индоктринации китайского общества. Среди прочего Чжу Си утверждает подчинённое положение женщины в семье (значительно более жестко чем это было принято в конфуцианской элите сунских времён): предполагается, что она не должна пользоваться финансовой независимостью, посвящать себя наукам и искусствам, разводиться и повторно выходить замуж. Тягостные нормативные обязательства накладываются также на молодых людей обоих полов.

[править] Историческая роль: чжусианство

В 1313 комментарии Чжу Си к Четверокнижию были официально включены в систему китайских государственных экзаменов, просуществовавшую до 1905. В качестве таковых они оказали огромное влияние на интеллектуальную жизнь Китая и других дальневосточных стран.

В XVI - 1 пол. XVII в. в Китае преобладает школа Лу Цзююаня и Ван Янмина, сформировавшая основные тезисы античжусианской критики. Однако правящая манчжурская династия (1644-1911) поддерживала учение Чжу Си как официальную идеологию.

В 30-е гг. XX в. оно было модернизировано Фэн Юланем.

В Японии учение Чжу Си распространилось под названием Сюсигаку (朱子学, Школа Чжу Си), наиболее влиятельными деятелями этой школы были Фудзивара Сэйка (1561-1619) и его ученик Хаяси Радзан. Под их влиянием сложилась чжусианская система образования, просуществовавшая до «революции Мэйдзи» 1867-1868.

В Корее чжусианство получило название чуджахак (кор. 주자학). Его первыми проповедниками стали студенты, обучавшиеся в Китае в XIII-нач. XIV вв.: Ан Хян и др. Основоположником ортодоксального корейского чжусианства считается Чон Монджу (XIV в.), первый министр г-ва Корё. В XVI в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа - соннихак (также известная как лихак, калька с кит. 理學 лисюэ). В конце XIX века чжусианство осознавалось его корейскими сторонниками как важный идеологический элемент, объединяющий Корею и Китай в партизанской борьбе против японского засилья.

В XX веке историческая роль Чжу Си периодически подверглась переосмыслению вместе со всем имперским наследием Китая: чжусианская идеология называлась в числе факторов, приведших Китай к упадку. Подобные обвинения ещё раз свидетельствуют о её историческом значении.


Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.
ЛИТЕРАТУРА
Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн.: Человек как филоская проблема: Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЧЖУ СИ" в других словарях:

    - 朱德 Дата рождения 1 … Википедия

    - 朱棣 Чжу Ди … Википедия

    Дата рождения: 18 октября 1130(1130 10 18) Место рождения: Фуцзянь Дата смерти: 23 апреля … Википедия

    Чжу Юаньхуэй, Чжу цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь, 23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором,… … Философская энциклопедия

    Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    - (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства. * * * ЧЖУ СИ ЧЖУ СИ (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства … Энциклопедический словарь

    - (кит. трад. 朱朱, упрощ. 昱昱, пиньинь Zhu Yu; р. 1971) китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа Eating People была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 … Википедия

    - (кит. 朱耷, 1626, Наньчан 1705) китайский художник, поэт и каллиграф династии Цин, известен под псевдонимом Бада Шаньжэнь (кит. 八大山人), человек с горы Бада. Содержание … Википедия

    - (кит. 朱昱; р. 1971(1971)) скандальный китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа «Eating People» была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 году. На… … Википедия

    - (1886 1976), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В руководстве КП Китая (КПК) с 1934, в 1956 66 заместитель председателя ЦК КПК. В 1931 37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937 45… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Традиционная китайская медицина , Чжу-Лили Лузина , Камилла Лузина , Представлены основные сведения по китайской медицине с учетом новейших медицинских данных и классических трудов не только китайских, но и европейских специалистов. В I разделе руководства… Категория: Разное Издатель:

ЧЖУ СИ

ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,-23.4. 1200 , Каотин, пров. Фуцзянь) , кит. , представитель неоконфуцианства, завершивший его формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёнымэнциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179-80, будучи правителем области Нанькан (пров. Цзянси) , восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя») , ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.

Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения которых он снабдил собств. комментарием и написал о них «Цзинь сы лу» («Записи осовр. мыслителях и идеях») . В учении Ч. С. систематизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошёл дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал - идеального, первичного, « » и материального, вторичного, « »: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишённом физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировавшихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодёжи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923 ; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942 ;

см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Соч.: Чжу-цзы да цюань (Достаточно полное [собр. соч.] учителя Чжу), т. 1-12. Тайбэй, 1970; [Натурфилософия; Природа человека, его , воля и чувства; О воспитании и знании], пер. М. Л. Титаренко.- В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969; Син. Жэнь у чжи (Природа-син. Природа-син человека и вещей), пер. В. В. Зайцева,- В кн.: Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991.

Лит.: Chan Wng-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confiicianism. Honolulu, 1986.

А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЧЖУ СИ" в других словарях:

    - 朱德 Дата рождения 1 … Википедия

    - 朱棣 Чжу Ди … Википедия

    Дата рождения: 18 октября 1130(1130 10 18) Место рождения: Фуцзянь Дата смерти: 23 апреля … Википедия

    Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130 1200), выдающийся китайский философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому… … Энциклопедия Кольера

    Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    - (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства. * * * ЧЖУ СИ ЧЖУ СИ (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства … Энциклопедический словарь

    - (кит. трад. 朱朱, упрощ. 昱昱, пиньинь Zhu Yu; р. 1971) китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа Eating People была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 … Википедия

    - (кит. 朱耷, 1626, Наньчан 1705) китайский художник, поэт и каллиграф династии Цин, известен под псевдонимом Бада Шаньжэнь (кит. 八大山人), человек с горы Бада. Содержание … Википедия

    - (кит. 朱昱; р. 1971(1971)) скандальный китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа «Eating People» была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 году. На… … Википедия