Святой александр свирский чудотворец наставления. Преподобный Александр — Свирский чудотворец

22.10.2019 Эзотерика

Во вторник второй недели после Пасхального Воскресенья православные люди отмечают особый день поминовения - родительский, называемый Радоница. Поскольку с Пасхи проходит уже девять дней, у многих возникают резонные вопросы: красят ли яйца на Радоницу и пекут ли куличи на Радоницу? С одной стороны, если было заготовлено много продуктов на праздник, то что-то еще может остаться, и когда срок годности позволяет, то почему бы не отнести их на кладбище. С другой стороны, если заготовок не осталось, то нужно ли специально готовить эти символические продукты, чтобы устроить поминальную трапезу в родительский день?

А если нужно, то что именно принято готовить в этот день? И нужно ли дополнительно освящать эту снедь, прежде чем отправляться на место упокоения родных? Мы собрали наиболее подробные ответы на эти и другие животрепещущие темы, чтобы помочь разобраться в хитросплетениях древних славянских традиций и религиозных правил.

Согласно церковным традициям, в этот день нужно поминать умерших родных и близких, и делать это следует пасхальными яйцами и куличами. Причем, важное условие - эти символические продукты должны быть обязательно освящены в церкви. Поэтому если у вас не осталось освященных крашеных яиц с великого праздника, тогда придется заранее перед поминальным днем покрасить их и сходить в церковь, чтобы освятить. и непосредственно на Радоницу, так как в этот день не запрещено заниматься трудом. Тогда сделайте это до похода в церковь, после службы освятите продукты и затем ступайте на кладбище. Собственно, священнослужители говорят о том, что вне зависимости от того, нужно вам освящать продукты или нет, посещение храма на Радоницу перед походом на погост обязательно.

Мы разобрались с вопросом, красят ли яйца на родительский день, теперь давайте узнаем, в какие цвета лучше всего это делать. Считается, что на Пасху яйца нужно красить в красный и бурый оттенки, что перекликается с библейской историей. А вот на Радоницу предпочтительней использовать зеленые и желтые цвета. В народе это связывают с тем, что Радоница приходится на так называемую «зеленую» неделю, из-за чего и происходит выбор такой цветовой гаммы. Кроме того, в славянской традиции оттенки зеленого считались цветом мира усопших и печали. Вот зачем рекомендуется отдельно на Радоницу красить яйца - чтобы угадать с цветом.

Для того чтобы получить нужный оттенок яиц, не обязательно прибегать к современным красителям. Все, что необходимо для окрашивания, находится буквально под рукой. Для этого за ингредиентами нужно будет сходить на рынок или прогуляться до ближайшего парка.

Для получения зеленой гаммы подойдут на выбор:

  • листья березы;
  • крапива;
  • щавель;
  • шпинат.

С помощью листьев этих растений можно получить оттенки от светло-зеленого до желтоватого. Для приготовления красящего отвара залейте любое количество листвы литром воды и прокипятите их минут пятнадцать. Чем больше вы положите зелени, тем насыщенней будет цвет. После того, как отвар закипит, оставьте его на час настояться.

Тем временем нужно подготовить для покраски яйца.

  1. Остудите вареные яйца до комнатной температуры.
  2. Тщательно высушите их.
  3. Обезжирьте поверхность, протерев ваткой, смоченной в водке.
  4. Проверьте, чтобы скорлупа была цельной, без трещин.

Спустя час опустите яйца в настоявшийся отвар, доведите до кипения и на малом огне поварите их десять минут. После этого вытаскивайте на салфетку и дайте яйцам остыть.

Чем накрыть поминальный стол

Не менее важно отнести на кладбище пасхальные куличи, и лучше будет, если взять свежеиспеченную пасхальную выпечку. Если у хозяйки совершенно нет времени на долгий процесс замешивания дрожжевого теста и выпекания, то можно обойтись и купленными в магазине куличами. В этот период их еще в достаточном количестве продают в пекарнях и супермаркетах, зная, что они понадобятся многим людям на Радоницу. Главное, чтобы вы успели отнести куличи в церковь, чтобы освятить, так как это - ключевое условие родительского поминального дня.

Но не только из крашеных яиц да куличей состояли традиционные поминальные трапезы на Радоницу у наших предков. В разных краях большой страны люди готовили многочисленные блюда. Да, по богатству они уступали Пасхальным пиршествам, но голодным все равно никто из-за стола не выходил.

Традиционные кушанья на Радоницу

Часть из разнообразных яств люди приносили в церковь, чтобы хороший обед был и у нищенствующих, которых опекал приход. В наше время эта милосердная традиция также встречается с благодарностью. А из общепринятых блюд каждая хозяйка вольна выбирать то, что ей приготовить по душе и по кулинарным возможностям. Но ключевыми блюдами, которые обязательно должны присутствовать на трапезе на Радоницу, будут крашеные яйца, куличи и кутья.

Многие традиции того, как поминали на Радоницу усопших наши предки, перекочевали и в современную жизнь, но к ним у православной церкви четко отрицательное отношение. В частности, речь идет о том, что люди делали на погосте с крашеными яйцами. Стараясь «угостить» покойных родственников праздничным яством, люди клали несколько яиц на могилу, зарывали их в землю прямо на могиле или разбивали скорлупу прямо о крест. Часто на надгробие ставилась рюмка с водкой, а в некоторых регионах страны водку даже выливали на землю на могиле. Рядом с местом упокоения родных устраивали широкие застолья. Все подобные действия в современном мире священнослужители считают недопустимыми, так как это - признаки славянской поминальной тризны, а не православных традиций.

На кладбище крашеные яйца и куличи несут не для того, чтобы оставлять их на могилах, а чтобы угостить ими людей, просящих милостыню у ворот погоста.

Строка поиска: кулич

Найдено записей : 19

Здравствуйте, батюшка! Обращаюсь к Вам с вопросом, с которым, я думаю, уже многие и не раз обращались: 1. Можно ли кушать освященный кулич и яйца не на голодный желудок? Можно ли выбрасывать скорлупу от яиц и крошки от освященного кулича и яиц в обычный мусор? Простите меня, просто хочется раз и навсегда разобраться. Спаси Вас Господи!

Алексей

Алексей, освященные куличи и яйца можно есть в любое время, совсем не обязательно делать это на голодный желудок. Остатки от этих продуктов можно выбрасывать в обычный мусор.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка. У меня такой вопрос. Моя сотрудница на работе - мусульманка. Когда я сказала, что иду на Крещение на службу и за святой водой, она попросила принести и ей воды. Я ее спросила: "А что ты с ней будешь делать?". Она говорит: "Пить". Я ей говорю, что это не минеральная вода, чтобы пить просто так. Такую воду надо пить с верой, перекреститься. Ведь она же этого делать не будет. Она сказала: "Ну и что. Бог един". Я, конечно, принесла ей воды. Но меня мучает, что я дерзнула ей что-то доказывать. Может, надо было просто дать ей воды, не вступая в дискуссию? Или вообще не надо было давать воду? Вразумите меня, пожалуйста.

Любовь

Здравствуйте, Любовь. Все правильно Вы сделали. А на Пасху ее куличом угостите. Только помните, что все разговоры в подобных случаях должны быть доброжелательными. А если не получается, то молчать.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как поступить, если пасхальный освященный кулич заплесневел?

Елена

Елена, обычно в таких случаях закапывают кулич в землю, в не попираемое место (где не ходят люди), или можно этот кулич бросить в реку.

иеромонах Викторин (Асеев)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Я не знаю, правильно ли я поступила. Соседка моя попросила меня отнести ее куличи на освящение, ей стоять неохота, говорит, не выстою, ноги болят. Часто выпивает. А я ей сказала, что лучше самой, и то, что я ей освящу, это как мертвому припарка, только для успокоения совести, а не во спасение. Я бы отнесла, конечно, если бы она была действительно немощная и больная. А потом подумала, может, я зря отказала, как Вы думаете?

Светлана

Светлана, если бы Вы не отказали, то сделали бы весьма доброе дело, и это очень полезно и хорошо для души. Не отказывайтесь от добрых дел, они облагораживают душу. А Ваша соседка со временем, может быть, соберется с силами и сама пойдет на службу, но на данный момент Вы могли бы сделать так, что и она не была лишена в праздник благодати.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда можно печь пасху в четверг? Я слышала, что в Страстную пятницу печь нельзя, а в четверг и в субботу можно. Так ли это? Подскажите, пожалуйста. Спасибо.

Наталия

Наталия, вся страстная седмица готовит нас к Великому празднику Пасхи. Мы готовимся не только духовно, но и телесно. Печь куличи можно уже с понедельника страстной седмицы. Ведь, к примеру, в монастырях и на производстве - большие объемы выпечки, и за два-три дня им не успеть обеспечить всех желающих. В домашних условиях – да, начинают печь с четверга, т. к. объемы маленькие, и поэтому нет необходимости печь раньше, также и яйца красят ближе к Пасхе, начиная с четверга. Вы особо не заостряйте на этом внимание, начинайте печь, как Вам удобно, можно с Великого Понедельника.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте!Посоветуйте пожалуйста мне:с прошлой пасхе у меня дома осталась скорлупа от освященных яиц,крошки от куличей и формочки в чем они пеклись,выбрасывать насколько я знаю нельзя,а что делать не знаю,может вы подскажите?Заранее благодарю,

Кристина

Кристина, мы всегда освященные предметы или вещи, которые пришли в негодность, сжигаем или закапываем в землю. Если у вас есть дача, то на даче в печке можно сжечь все это или закапать под дерево. Также испорченные освященные продукты можно бросить в реку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Как нужно отметить Пасху, если папа умер 5 месяцев назад? Можно ли печь пасху и красить яйца? Как и когда идти на кладбище? Спасибо.

Елена

Здравствуйте, Елена! Можно и нужно праздновать Воскресение Христово, печь куличи и красить яйца. Ведь Пасха – это Праздник праздников и для живых, и для мертвых. А помолиться за папу на заупокойном богослужении и пойти на кладбище можно будет на Радоницу, 14 мая.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мой день рождения 4 мая, выпадает на Страстную субботу, говорят, что отмечать нельзя! Как мне быть?

Екатерина

Екатерина, ну зачем Вам отмечать свой день рождения в Великую субботу, это строгий пост, когда нельзя есть практически ничего, только строго скоромную пищу. В этот день в церкви поют "Да молчит всякая плоть человеча", т. е. нельзя в этот день справлять день рождения. Это день приготовления к Великому празднику Святой Пасхи. Мы освящаем куличи, яйца. Самое лучшее - справить Ваш день рождение на Пасху, 5 мая. У Вас праздник будет вдвойне, и перед Богом не согрешите. В Пасху можно любые продукты, и повеселиться, и в ресторане отметить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли православному есть сладкое или вкусное, например, заказывать пиццу или покупать мороженое, или это сладострастие?

Анна

Здравствуйте, Анна.
Как известно, самая вкусная пища готовится в православных монастырях. Хлеб, приготовленный с молитвой, даже в пост напоминает кулич. Так что ничего плохого нет в том, чтобы проголодавшийся человек подкрепился вкусной, умело приготовленной пищей.
Однако не испытывая чувства голода, не стоит увлекаться вкусовыми ощущениями, иначе можно впасть в грех чревоугодия.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Благословите, батюшка. Я пришел к Богу в зрелом возрасте, хотя был крещен в детстве. Хорошо помню свой первый осознанный приход в храм на службу, а не свечку поставить или куличи посвятить. Я и получаса не выстоял. Когда понял, что просто упаду в обморок, вышел из храма. Посидел, отдышался, и снова пошел. И... снова вышел. И так раза три. Слава Богу, что после того первого опыта я не сдался, а решил заставить себя, чего бы мне это ни стоило. И вот так, шаг за шагом, преодолевая нежелание, физический дискомфорт, леность, я, с Божией помощью, преодолел этот тяжелый период воцерковления. Сейчас подобное переживает мой сын-подросток. Я не заставлял и не тянул его в храм. Решил, что лучшей проповедью для него будет тот образ жизни, который я избрал, а не мои увещания. Можете представить мою радость, когда он сам захотел пойти в храм. И вот тут такое. Понимаю, что ему нужно пройти этот период, тем более, что он еще не исповедовался и не причащался. Говорит, что пока не готов. Я не тороплю и не настаиваю, боюсь порушить этот росточек, который проклюнулся в душе его. Дал ему всю необходимую литературу, помогаю советом и молюсь за него. Но и тогда, в моём случае, и с ним сейчас, остался без ответа мой вопрос. Почему новообращенные испытывают такой дискомфорт в период воцерковления, почему здоровый, физически крепкий, занимающийся спортом парень, через пятнадцать минут пребывания на службе выходит из храма, потому что просто находится в полуобморочном состоянии, что это - вражья работа или воздействие благодати Божией, которая (как говорится в молитве перед чтением Евангелия) опаляет, очищает, освящает всего человека? И как ему помочь не отпасть в этот период, не махнуть на всё рукой, а выдержать и пройти этот путь? Спаси Вас Господи.

Олег

Олег, к сожалению, после нашей эпохи советского безбожия то, что наши соотечественники впадают в храме в полуобморочное состояние, стало печальной нормой. Это в чистом виде бесовское воздействие, а лучше сказать – "возмездие" за наше обращение к Богу. Скажите ему, что это – не страшно, пусть не боится. И пусть борется – ведь он же борец, как и любой мужчина. Бес не выдержит этой борьбы и сбежит.
Один мой знакомый тоже испытывал подобные искушения и постоянно выходил из храма. Но вот однажды он настроил себя так: "Что же я так и буду бегать? Пусть будет, что будет, но я не сойду со своего места в храме!" И так стоял и молился. Да, бес не оставил его, и он испытал приступ дурноты, и даже чуть не упал в обморок, но не сошел со своего места, и – это был последний раз, он победил.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что делать со скорлупой освященных яиц и бумагой, которая покрывала кулич?

Нина

В сельской местности можно просто сжечь скорлупу и бумагу. А в городских храмах имеются специальные ящики для этого. Лучше Вам уточнить в Вашем храме, как принято поступать со скорлупой, бумагой, огарками свечей конкретно на Вашем приходе.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, пишет вам раба Божья Анастасия, мне в этом месяце исполняется 24 года. Сама я с Украины, но уже 12 лет живу в Испании. Пишу вам, потому что уже не знаю, к кому мне обратиться и от кого получить дельный совет или просто теплые слова. В прошлом году я впервые посетила Покровский монастырь в Москве, была у святых мощей Блаженной Матронушки. Я и раньше знала о ней, в детстве мне бабушка давала брошюрку о жизни ее и о великой силе ее молитвы. Когда я зашла со своей крестной в монастырь, она мне сказала, что если молиться искренно Матронушке, она во многом помогает. На тот момент моя мама находилась в сильной депрессии, лечилась таблетками.Я подумала, что, наверное, стоит попросить за маму и вообще за семью мою, за близких. Но еще у меня была личная просьба к Матронушке, мне очень нравился один парень. Имя его Максим, сам он педиатр из Москвы, но бывает в Испании, тут живет его мама, сестра и наши общие друзья. Так, через общих друзей, я с ним и познакомилась. В общем, попросила я у Матронушки, чтобы она помолилась за нас, чтобы у нас с ним все сложилось. Это было в апреле. Мы с ним много переписывались в интернете, и вот в августе он наконец-то приехал. Мы проводили много времени вместе, я была на седьмом небе от счастья. Вскоре он мне все-таки сказал, что я ему нравлюсь, и у нас все сложилось, хотя пробыли мы вместе всего неделю, потом он уехал в Москву. Я очень благодарила Матронушку, что она меня услышала и помогла во всех просьбах, мама тоже больше не жаловалась на здоровье. Шли месяцы, мы общались с Максимом через интернет, перезванивались и всячески поддерживали связь. Но уже в декабре я почувствовала, что он не скучает по мне, не пишет так же, как я ему. Мы никогда не говорили друг другу, что любим. Но я это уже чувствовала в моем сердце. Я всегда спрашивала его о его семье и друзьях, он мне рассказывал о своих проблемах. Я очень породнилась с ним. А когда почувствовала этот холод от него, подумала, что вот, он приедет, и все станет на свои места. Потому что общение в интернете -это, конечно, совсем не одно и то же, что наяву. В конце января наше общение совсем сошло на нет, практически ничего не знала о нем. Даже пыталась привлечь его внимание, придумывая себе разные проблемы, чтобы он меня выслушивал и переживал за меня. В феврале, на день Святого Валентина, я конечно, написала ему поздравительное письмо, он мне на него не ответил. Я, конечно же, обиделась, и тогда он мне сказал, что нам нужно встретиться. Он уже был в Испании, и мы встретились, я уже чувствовала на тот момент, что дело идет к расставанию. Он мне сказал, что хочет выяснить наши отношения и все высказал, сказал, что расстояние его мучает и ему это не нравится. Но я понимала, что, наверное, у него кто-то появился, и спросила его об этом. Он мне ответил честно и признался, что у него появилась другая девушка. В этот момент, когда мы разговаривали, для меня было все как в тумане, я, наверное, даже не понимала, что это наяву. Мне казалось, это все сон и вот-вот я проснусь. В этом непонятном мне состоянии я даже сказала ему, что все это логично, что чувств у нас никаких не было. Наверное, я просто хотела, чтобы расставание прошло легко для него, чтобы он не думал, что я влюбилась. В конце нашей встречи мы даже смеялись и говорили о следующей встрече. В общем, из этого разговора я также узнала, что он серьезно болен. Болеет эпилепсией. Мне ужасно стало жалко его. Я в своей жизни уже видела все ужасы этой болезни. Когда я пришла домой, когда я поняла, что все это действительно со мной случилось, что я больше не с ним, мне стало так плохо на душе, как никогда прежде не было. Мне даже не с кем было поговорить на тот момент, потому что родители были в поездках. Утром я поговорила со своими близкими, рассказала обо всем. Моя тетя мне даже сказала, что, наверное, это меня Бог отвел от такого человека, такого больного. На тот момент я даже подумала, что она права. Но спустя время я поняла, что я, как верующий человек, никогда не могу так думать и я поняла, что люблю его даже с таким тяжелым недугом. Я искренне стала молиться за него, за его семью и его исцеление. На прощенное воскресенье он мне написал и попросил прощения за все, что причинил мне. Я его простила. Но вся боль у меня все равно не ушла, я очень страдала. Потом я подумала, что, наверное, Бог меня таким образом за что-то наказывает, и я стала готовиться к Пасхе. Я прочитала много статей о причащении и исповеди. Мне захотелось исповедоваться и причаститься, покаяться за все мои грехи. Соблюдала пост и старалась вспомнить все свои грехи, ничего не таить от Господа. На Пасху я поехала в наш православный храм Архангела Михаила, тут, в Испании. Молилась до службы обо всех своих близких, поставила свечки за всех, кто просил, и за кого хотелось. Помолилась у иконы Матронушки. После исповедовалась перед службой. Отстояла всю службу, освятила куличи. На самом деле, мне стало легче после посещения храма, мы даже начали с ним снова общаться, но вся скорбь по нему у меня не ушла. И вот уже какой месяц я продолжаю молиться о нем Богу, молюсь за него и за всю его семью, даже за его нынешнюю девушку. Прошу Господа и святых о помощи, прошу об его исцелении и возвращении ко мне, если на то есть Воля Божья. Я читаю молитвы каждый день и каждую ночь. Когда воспоминания меня начинают угнетать, я читаю молитвы, но ничего мне не помогает. Я понимаю, что очень сильно его люблю, что моя любовь искренняя и настоящая. При всей моей боли, я ни разу за все это время не пожелала ему зла и даже плохим словом не обозвала. Уже много месяцев прошло, а меня эта душевная боль и потеря не отпускает. В сердце таится еще надежда на то, что я могу быть с ним. Сейчас я уже прошу Бога, чтобы помог мне забыть о нем,чтобы послал мне другого человека. Читаю молитвы девицы о замужестве каждый день. Понимаю, что плохо об этом писать Вам, но меня уже посещают мысли о смерти. Мне просто кажется, что только так я смогу избавиться от этих мук душевных. Я уже просто не могу так жить. У меня совсем скоро экзамены для поступления в Университет, а я даже сконцентрироваться ни на чем не могу. Много книжек и литературы читаю, включая жития святых, чтобы хоть как-то облегчить мое существование, чтобы не думать о нем. Я плачу каждый день, причем, даже не знаю, как остановиться и успокоиться. В любом месте на меня находит такая грусть, что я просто разрываюсь в истерике. Мое здоровье на всей этой почве тоже пошатнулось, я сильно похудела и из-за нехватки витаминов стали портиться зубы. Сказали, что все это из-за сильного стресса. Скажите, пожалуйста, может, я что-то делаю не так? Может, не так молюсь, или слишком много прошу у Бога? Может, я надоедаю ему своими прошениями? Я уже не знаю, о чем мне и думать... Знаю, что Бог не так быстро все делает, что помогает не сразу, и нужно быть постоянными в своих молитвах. Но у меня уже сил нет. Как мне поступить? Как правильно просить? Стоит ли мне надеяться и верить, что все еще у меня будет с ним хорошо? Хочу поехать в Петербург этим летом, читала, что Святая Ксения тоже помогает в таких случаях. Помогите мне, как сможете, я вас очень прошу. Спасибо.

Анастасия

Сложно сказать, дорогая Анастасия, почему так все сложилось. Причины могут быть разными, но Вам надо забыть своего возлюбленного. Господь непременно поможет Вам, если только Вы не станете Ему мешать постоянными мыслями о том, что не сбылось. Вы молоды и еще не испытали многих трудностей в жизни, а первые невзгоды подкосили Вас. Стремитесь чаще посещать храм, помните, что Господь печется о Вас и что все трудности скоро пройдут. Вы уже в совершенном возрасте, а до сих пор учитесь. Не пора ли трудиться, приносить пользу людям? Это, конечно, не исключает и дальнейшего обучения, но все же пора не только получать, но и отдавать. А посетить мощи блаженной Ксении полезно, но при этом не стоит оставлять и ежедневных молитв. Помоги Вам Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Христос Воскресе! Везде по-разному переводят Библию, поэтому иногда бывает так, что не знаю, как понимать. На Пасху, когда ходила святить кулич, раздавали открытки с изображением Христа, а на обратной стороне заповеди Божии. Читаю вторую заповедь, как впервые, и наступает ступор. Далее, нашла у Н. Сербского: "Вторая заповедь "Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. Это означает: не обожествляй творение, не почитай его как Творца. Если ты взошел на высокую гору и там встретился с Господом Богом, зачем же оглядываешься назад на мелкую болотную поросль у подножия горы? Если человек хотел видеть царя и после долгих усилий добился встречи с ним, будет ли он на этой встрече озираться вокруг и разглядывать справа и слева царских слуг и лакеев? Вести себя так он может лишь в двух случаях: или он не выносит присутствия царя и ищет поддержки у окружающих; или видит, что царь не в силах ему помочь, и ищет более сильного покровителя". Много читала разъяснений по поводу икон, но они все витиеватые, неубедительные. Ни одно не прозвучало так: "да-да, нет-нет". С некоторых пор для меня стало важным в церкви припасть к распятию, и обняв Его ножки, побыть некоторое время наедине. А теперь как быть? Я на иконы боюсь молиться, дабы Бога не умалить, не обидеть.

Татиана

Воистину воскресе Христос! Вот именно для того, чтобы не впасть в грех идолопоклонства, Церковь и различает между собой "поклонение", которого достоин лишь Бог, и "почитание", которое может распространяться и на изображения Бога. В чем разница? Вот, когда Вы стоите перед Распятием, Вы же молитвенно обращаетесь не к дереву и краскам, а к Тому, Кто изображен красками на дереве. Таким образом Вы поклоняетесь Самому Христу и почитаете Его изображение. Язычество, против которого направлена эта заповедь, как раз самому изображению воздает божеские почести, что является ложным проявлением религиозности, а значит – грехом.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему священник не окропил меня святой водой, когда мы ходили в церковь святить куличи и яйца перед Пасхой? Он окропил наши куличи, моего сына окропил, а меня нет.

Анна

Священники на Страстной и Светлой седмицах служат в режиме максимальной отдачи, и батюшка мог просто от усталости забыть окропить Вас святой водой. Ничего в этом нет страшного, ведь Вы пришли освятить пасхальную трапезу, что и было исполнено. Важно молитвой, исповедью, причащением освящать свою душу, а окропить святой водой Вы можете себя и сами.

протоиерей Андрей Ефанов

Коллеги-католики в Великий Понедельник угощали на работе куличом и яйцами. У них уже праздник, но ведь у нас Пост. Я есть не стала, потом скормила голубям. А если они освященные были? Вечером дома прочитала, как одному такому, который не ел, когда все на трапезе, а ему подали отдельно, старший сказал, что для него было бы лучше, если бы он ел мясо. С одной стороны, есть я не могла, с другой стороны, почему-то беспокойно на душе. Как правильно надо было поступить, чтобы не допустить кощунства, не нарушить волю Божью, не обидеть человека?

Ольга

+
Обижать человека отказом разделить с ним скоромную трапезу, даже если в данный момент постишься, не нужно. С другой стороны, мне сложно поверить, что верующий католик обидится, если ему сказать: «Ты знаешь, а у нас сейчас еще Страстная седмица и строгий пост». Какие тут могут быть обиды? Мне кажется, правильнее было бы вежливо отказаться, чем брать продукты, которые ты не собираешься есть. Одно дело монастырь, где ты вопреки общему уставу взваливаешь на себя собственный пост, а совсем другое дело, когда ты, пусть и в кругу иноверцев, но держишь пост, установленный Церковью.

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, куда можно деть скорлупу от освященных яиц и крошки от пасхального кулича?

Елена

+
В непопираемое место - то есть, в место чистое, закрытое от хождения поверх него ногами - например, выбросить в реку или закопать в землю в лесу или где-то на природе.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Говорят, что если кто-то в семье умер незадолго до Пасхи, то нельзя на Пасху печь куличи и красить яйца? Правда ли это? Заранее благодарна!

Ольга

Конечно, это не так! Пасха есть празднование торжества победы над смертью, осуществившейся во Христе, благодаря Его Светлому Воскресению. И, как сказано, в Священном Писании, «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мар.12:27). Поэтому то мнение, которое Вы приводите, есть языческое суеверие, а не христианство. Христиане же, повторюсь, на Пасху торжествуют победу над смертью, независимо от того, почил ли кто из их близких в это время или нет.

Приближается светлый праздник ПАСХИ. Несколько раз волею Божьей мне доводилось встречать Пасху Христову в Украине (церкви Московского патриархата). Там порядок пасхальной службы примерно таков: в субботу не освящают пасхальные яйца и куличи в церкви. Ночью, в субботу же, обычно в 23 часа, начинается всенощная служба. Всенощные богослужения в пасхальную ночь заканчиваются в разных храмах в разное время, но обычно в 3-4 утра. И по окончании всенощной священники освящают пасхи и все то, что было принесено из дома. После всенощной, спозаранку все, кто провел эту ночь (и утро!) в церкви, спешат в свои семьи со свечами и освящённой едой. Так проходит священная Пасхальная ночь в Украине, во время которой народ бодрствует и ликует в храмах до утра, а на рассвете (около 5 утра), возвратясь домой, радостно приветствует друг друга пасхально: «Христос Воскресе»! Батюшка, ответьте, пожалуйста на ВОПРОС: почему во всех московских храмах (и московской области) около 2-х часов ночи всенощная служба заканчивается, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, всё затихает до 9 утра?! Ведь это неправильно… Как вообще возможно в Пасху закрывать храмы до утра и спать?! Отмечу, что «стандартный ответ»: «потому что много людей» - не есть верен. В Киеве тоже много людей, но храмы открыты всю ночь и всё утро. Спасибо.

Михаил

В московских храмах тоже существует разная практика. Обычно, службу стараются окончить часам к 2-м, чтобы люди смогли добраться домой на метро. В нашем храме прихожанам предлагают чай и пирожки, и желающие еще долгое время остаются в храме, а уже в 7 утра совершается ранняя Литургия, потом в 9.30 поздняя. Так что в Москве бывает по-разному и очень часто зависит от пожелания прихожан конкретного храма.

1. Зачем поклоняться и молиться иконам, когда сам Господь запретил всякое поклонение делам рук человека, "ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". (От Матфея 4:10) 2. Братья, если вы братья, вы чему тут учите, какой Предтеча? Зачем Слово Бога Живого извращаете, Библия ж одна, Иоанн Крестителем был, потому что крестил Иисуса Христа, а еще он был сын Захарии. Вопрос: почему Предтеча? И где в Библии написано, что ликование Елизаветы является молитвой? (Луки 1:42) А вот в Луки 1:46-55 больше на молитву похоже. И вообще Иисус так заповедал молится - Матфея 6:9-13. Зачем народ от Бога уводите? Бог - Он ведь живой и его в иконах нет. Иисус всегда рядом с каждым из нас, и Он всегда нас любит. Почему я этого ни разу не слышала в православном храме, что Иисус Христос умер вместо меня, искупил меня, спас меня, любит меня и дал мне вечную жизнь. Вы же назвались православными хритианами, так имейте это право славить Христа, чтобы ваше прославление было угодно Господу! Вы ведь так много знете, и, наверняка, знаете, что Господь делал с теми, кто поклонялся идолам, зачем же на себя и на людей гнев Божий навлекаете? И почему на Пасху надо печь паску и красить яйца? Почему-то в Библии про это ничего не написано. Так если Господь не заповедывал этого делать, зачем это делать? И почему никто не предваряет, что потом отмечания с пивом и водкой явно никчему хорошему не приведут? И вообще Господь сказал, что пьяницы Царства Божия не наследуют. Интересно, мне кто-нибудь ответит??? Да благословит вас Господь! 3. Честно, лучше б вы просто Библию напечатали.

Инна

Дорогая Инна (судя по всему, все три вопроса заданы одним и тем же человеком), я более чем уверен в том, что Ваши вопросы возникли у Вас не сами собой – прочитали Вы Библию от начала до конца, потом походили в православный храм и начали удивляться несоответствию одного другому – нет. Скорее всего Вы принадлежите к одной из т.н. «евангелических» церквей, где Вам и указали на эти «несоответствия», т.е. Вы являетесь носительницей определенной традиции, а это уже само по себе исключает объективность суждений. Любая христианская традиция предполагает определенный метод интерпретации Библии, так почему надо отдавать предпочтение толкованиям какого-нибудь современного американского проповедника и пренебрегать толкованиями учеников святых апостолов (святого Поликарпа Смирнского или Игнатия Богоносца)? Теперь по порядку: 1. Православные не «поклоняются» иконам, а «почитают» их, поклоняясь Первообразу посредством образа. Икона не является идолом, т.к. идол – это изображение ложного божества, а икона изображает Истинного Бога. Это оказалось возможным благодаря тому, что Бог стал человеком, поэтому ветхозаветная заповедь здесь уже не применима. Икона – это пространство благодатной встречи человека с Богом и святыми, об этой встречи свидетельствует и личный молитвенный опыт православных людей, и многочисленные чудеса, совершаемые от икон. 2. Слово «Предтеча» – церковнославянское, а в церковнославянском «течение» означает еще и «шествие», т.е. Предтеча это предшественник Спасителя, потому что о нем сказано: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк.1,76). 3. Отрывок из Евангелия от Луки (1,46-55) действительно используется в православном богослужении – на утрени, но и слова сказанные Елизаветой (Лк.1,42) были произнесены человеком, находящимся в состоянии благодатного восторга, поэтому они были включены в одну из самых известных молитв, обращенных к Божией Матери – «Богородице Дево». 4. Обычай готовить на Пасху куличи и красить яйца не является обязательным для верующих, это не Таинство. Это всего лишь народная традиция, освященная Церковью, и очень жаль тех людей, которые считают себя православными только потому, что раз в год появляются в храме, чтобы освятить куличи. 5. Текст Библии на нашем сайте выложен (спасибо за совет). 6. Теперь относительно любви Христовой и православной проповеди. То, что Вы не слышали об этом в православном храме свидетельствует только о том, что Вы редко там появляетесь – это действительно центральный момент нашей веры. Более того, настоящий ученик Христов отличается тем, что не только говорит о любви, но прежде всего творит дела любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,34-35). Меня Господь сподобил встречать в Церкви людей излучающих эту любовь Христову. Не знаю, можете ли Вы сказать то же самое о Вашей общине, но, честно говоря, тон Ваших писем достаточно желчный, что обесценивает Вашу аргументацию. Помоги Вам Господи.

В магических обрядах очень часто встречается такой предмет, как яйцо в могиле. Следует отметить, что закопанное в могиле яйцо используется довольно часто в самых различных ритуалах и может обозначать противоположные вещи.

Яйцо может быть слегка прикопано на могиле в изголовье либо же просто лежать рядом с могилой. Для того, чтобы правильно закопать яйцо на кладбище, нужно знать и соблюдать множество тонкостей, поскольку нахождение на погосте само по себе уже ритуал, а если там закапывается яйцо, то к такому действию относиться надо вдвойне осторожно и аккуратно.

Надо помнить о том, что кладбище - место совершенно особенное и относиться с уважением к покою мертвых, особенно к могилам, выбранным для закапывания яйца.

Есть несколько обрядов, связанных с необходимостью закапывать яйца на могилах.

Снятие порчи. Чаще всего яйцо используют именно для этого ритуала. Сначала с человека, на которого предположительно навели порчу, эту порчу «снимают» — выкатывают при помощи яйца. После ритуала это яйцо следует закопать на могиле тезки или ровесника человека, с которого сняли порчу, чтобы зло не вернулось и осталось на кладбище.

Такое яйцо, если вдруг его обнаружит другой человек, трогать категорически не рекомендуется - часть сглаза может перейти к нашедшему яйцо. Следует просто оставить яйцо там, где оно было.

Наведение порчи на человека. Яйцо на могиле может также обозначать и диаметрально противоположное - с его помощью могут наводить порчу на определенного человека. Для этого в яйцо вкладывают волосы и скрученную фотографию жертвы, а затем несут на кладбище и прикапывают это яйцо на могиле человека с таким же именем и возрастом как и тот, на кого наводят порчу. Трогать такое яйцо тоже категорически не рекомендуется, дабы не принять на себя лишний негатив.

Избавление от неудач. Очень распространен также ритуал с яйцом на могиле для избавления от неудач в жизни. Для этого варят яйцо от черной курицы, прочитать определенный заговор и отнести на кладбище закопать при могиле человека, имя которого совпадает с именем осуществляющего заговор человека.

Есть также иной вариант этого обряда - по нему надо три яйца отнести на три разные безымянные могилы. Здесь также понятно, что и такое яйцо трогать не стоит, чтобы не привлекать в свою жизнь чужие неудачи.

Также часто на могилах закапывают яйцо, чтобы оно пролежало там три дня и «набралось» знания умерших, а после этого яйцом лечат безумие при помощи определенных магических обрядов.

Итак, если принять во внимание все вышеизложенное и то, что магия насчитывает уже тысячи лет и нельзя совсем отрицать ее реальное существование, можно сказать, что если вдруг найдено яйцо закопанное в могилу, то настоятельно не рекомендуется его трогать, брать в руки, переносить, выбрасывать. На этом яйце могут быть чужие болезни и несчастья, есть вероятность того, что часть всех этих неприятностей перейдут на человека, яйцо нашедшего.

Яйцо на могиле после проведения различных обрядов и ритуалов выполняет своеобразную функцию «громоотвода» — получается, что весь негатив сосредотачивается в нем и остается на кладбище, там, где он уже не может никому навредить.

В случае же наведения порчи на человека, яйцо как бы забирает болезни и смерть с могил на погосте и переносит это на человека, которого хотели сглазить.

Еще яйцо на могиле может лежать непосредственно для того, чтобы набрать в себя определенную необходимую практикующему магу энергию, требующуюся впоследствии для лечения человека.

Почему-то у многих людей возникает вопрос, а можно ли оставлять на кладбище освященные яйца в Родительский день? Чтобы найти ответ на этот вопрос, на него стоит взглянуть с трех сторон: традиция, религия и закон. То же самое касается и куличей, конфет, вина и другой еды.

Радоница – день поминовения всех усопших, в этом году она празднуется 17 апреля. В этот день люди идут на кладбище, чтобы разделить с покойными близкими радость Воскресения Христова. Однако, во многих случаях такое поминовение превращается в попойку (а то и шашлыки на могилах), на кладбище остается много мусора, поэтому отношение к традиции неоднозначное.

Можно ли оставлять яйца на могилах? А может лучше отдать угощение бедным людям или отнести в какой-нибудь дом престарелых, инвалидам, в детские дома, а не оставлять еду, тем более освященную на земле?

Традиция. Да, действительно в постсоветских странах существует такая традиция, что в родительский день люди приходят на кладбище помянуть своих усопших родственников. С собой они приносят различную еду, в том числе ту, которую освящали на Пасху. Они едят ее сами, угощают прохожих, и кое-то оставляют на могилах.


Наши граждане верят, что положив еду возле захоронения, они как-бы угощают и умершего. Странная традиция, не правда ли?

Религия. Что же говорит по этому поводу церковь? Священники против того, чтобы люди оставляли на могиле еду, они считают это остатками язычества. Душа покинула тело – ей уже не нужно яйцо, кулич, а уж тем более, стакан водки, накрытый хлебом.

И хорошо, если кулич или яичко скушает нищий или попрошайка. Но ведь часто освященная еда достается бродячим собакам, крысам, насекомым, превращается в мусор. Это ли не кощунство?

По мнению духовенства, в этот день лучше прийти в храм и помолиться за душу покойного, зажечь свечку. А на могиле оставить цветы, прибрать ее. Что же касается еды, то съесть ее лучше дома за поминальным столом. Или угостить бедных, отнести сиротам или тем же заключенным. Это будет – добрый поступок, который пойдет на пользу покойному.

В идеале нужно заказать молебен в церкви, а уже дома или в кафе сделать обед, на который пригласить тех людей, которые знали умершего и уже в такой обстановке поминать его добрым словом и молиться за его душу.

Иногда допускается (например, при отсутствии времени или других обстоятельствах) прямо на кладбище кратко помянуть своих родных за очень скромной короткой трапезой (не превращая это в попойку или пустую болтовню). Например, скушать по яичку или конфетке, запить чаем из термоса или по маленькой рюмочке вина.

И последний аспект в этом вопросе – это закон . Так вот, он не запрещает оставлять еду на кладбище любую: освященную или обычную. Нет никакой статьи, не разрешающей это делать. Но если пьянка переходит все границы, остается много мусора, то могут приклепать все что угодно, вплоть до хулиганства и надругательства над могилами.

Поэтому, если вам сильно хочется оставить освященные яйца на кладбище, то смело можете делать это без перегибов, и ничего не бояться.

Вопрос в другом, зачем совершать поступок, который не несет ничего хорошего ни с одной из сторон? А главное о чем стоит себя спросить: как это выглядит с точки зрения здравого смысла?

Можно ли оставлять на кладбище освященные яйца или нет решать вам, но лучше отдать их голодающим и раздать милостыню.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Александр Свирский. Галерея икон.

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти».

С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст.

Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи — в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями.

Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца.

Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16/29 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», — сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI в.), Леонид Островский (XVI в.), Корнилий Островский (XVI в.), Дионисий Островский (XVI в.), Афанасий Островский (XVI в.), Феодор Островский (XVI в.), Ферапонт Островский (XVI в.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9\22 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января/5 февраля).

Александр Свирский - прославление Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера Рощинского, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля.