Святые места для больных детей. Чудеса исцеления

25.03.2021 Тайны мира

Верующие едут сюда за исцелением от различных недугов, ведь в монастыре хранятся мощи и вериги преподобного Никиты Столпника , прославившегося не только монашеским подвигом, но и способностью избавлять от хворей.

Раскаявшийся грешник

Точная дата рождения преподобного Никиты неизвест-на, однако ясно, что жил он в XII веке и служил сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком. Никита отличался жестоким нравом - притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, собирал неправедную мзду и тем самым нажил себе богатство.

Тратил деньги Никита вовсе не на благие дела, а на кутежи с друзьями. Но как-то раз, проходя мимо церкви, Никита услышал слова пророка Исайи , произнесённые во время богослужения: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих». Сказанное потрясло мытаря - он не спал всю ночь, а на следующее утро, чтобы забыть страшный голос, устроил весёлую пирушку. По легенде, жена Никиты отправилась готовить угощение для гостей, однако вдруг вода в котле превратилась в кровь. В ужасе женщина позвала мужа, и тот увидел прямо в котле лица убитых им людей. Никита понял, что пришло время отказаться от прежней жизни. Он оставил жену, бросил имущество и отправился в монастырь, умоляя игумена помочь ему отмолить совершённые грехи.

Игумен принял грешника и назначил ему покаяние - он приказал Никите в течение трёх дней стоять у монастырских ворот, исповедуясь всем входящим в своих жестоких поступках. Никита выполнил волю игумена, однако после этого не вернулся в монастырь, а исчез. Спустя несколько дней монахи нашли его в болоте, тело раскаявшегося грешника было настолько изъе-дено комарами, что буквально сочилось кровью. Никите показалось мало того покаяния, что возложил на него монастырский игумен, и он решил подвергнуть себя дополнительным испытаниям.

Иноки привели Никиту в монастырь, где тот и остался.

Икона Никиты Столпника. Фото: Public Domain

Чудеса исцеления

Монастырская жизнь показалась Никите слишком лёгкой. И тогда он облачился во власяницу, вериги (металлические цепи - те, что полегче, Никита носил под одеждой, а тяжёлые, весом в два с половиной пуда, возлагал поверх власяницы), надел каменную шапку и удалился в отшельничество. Неподалёку от монастыря Никита выкопал яму, на дне устроил столп и отдался молитве. Рядом он собственноручно ископал источник. За столь трудный монашеский подвиг Господь наградил столпника даром исцеления. Молва о чудотворце разносилась по всей Руси. Дошла она и до князя Черниговского Михаила . Князь с юности страдал от тяжкой болезни - мышцы его тела постепенно слабели, и Михаил уже не мог ходить. Вместе со своими боярами он отправился к Никите за исцелением. Неподалёку от монастыря Михаил остановился и послал одного из слуг к столпнику просить помолиться о княжьем здоровье. Однако молиться Никита не стал, вместо этого он дал боярину посох и велел, чтобы тяжелобольной князь сам явился к нему, опираясь лишь на эту палку. Боярин усомнился - князь был настолько слаб, что не смог бы пройти и двух шагов. Но перечить монаху княжий человек не осмелился и отправился к Михаилу с посохом. Как только князь взял посох, он почувствовал, как прибывают его силы, и на своих ногах направился к столпнику. В память об этом чуде в одной версте (около километра) от Никитского монастыря воздвигнута каменная часовня.

Мученическая смерть

Умер Никита от рук лихих людей. Они решили похитить вериги столпника - от постоянного ношения железные цепи сделались настолько гладкими, что сияли будто серебряные. В ночь на 24 мая 1186 года разбойники напали на монаха, убили его, сняли тяжёлые цепи и пустились прочь. На берегу Волги грабители остановились, чтобы поделить добычу. Тут-то и выяснилось, что вериги вовсе не были серебряными. Тогда разбойники бросили их в воду и скрылись. В ту же ночь монахи заметили над рекой три ярких луча, которые поднимались от воды. Горожане и иноки собрались на берегу и увидели, что вериги не утонули - они качались на поверх-ности, «яко древо, в волжских водах плавающее». Цепи извлекли из воды и с молебном внесли их в церковь, положив рядом с гробом преподобного Никиты. Говорят, что те, кто присутствовал на заупокойной службе и прикасался к веригам, получили исцеление. Тело Никиты похоронили вблизи монастыря, а цепи оставили для поклонения верующим.

В 2000 году по благословению патриарха Алексия II мощи были извлечены из земли и перенесены в Никитский монастырь, где они и хранятся вместе с веригами.

Верующие поклоняются мощам преподобного, чтобы попросить об исцелении от телесной слабости. Говорят, что в ответ на молитвы святой помогает справиться с болезнями конечностей, восстановиться после травм, справиться с бессонницей.

Вода из святого источника, выкопанного Никитой, считается целебной. На источнике устроены купальни, куда паломники приходят окунуться. А в день смерти Никиты, 23 и 24 мая по юлианскому календарю (5-6 июня по новому стилю), православные верую-щие отмечают День памяти преподобного Никиты.

Чем ещё заняться в Переславле-Залесском

  • Посетить Переславский кремль. Главный собор кремля - Спасо-Преображенский - был построен в XII веке.
  • Отдохнуть на Плещеевом озере. Заодно можно посетить музей-усадьбу «Ботик Петра I» - именно на этом озере юный царь построил свою знаменитую потешную флотилию. Также на берегу Плещеева озера раскинулся одноимённый национальный парк с дендрарием. На территории парка находится Александрова гора - священное место древних славян - и Синий камень. Наши предки верили, что камень обладает чудодейственными свойствами. По сей день жива древняя легенда о том, что женщине стоит присесть на Синий камень, чтобы зачать долгожданного ребёнка.
  • Погулять по небольшим музеям. Например, можно сходить в Музей утюга, Музей чайника или Музей ряпушки.

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем. Своими целительскими свойствами славятся святые источники в Краснодарском крае.

Не зря на Руси говорят: «Свято место пусто не бывает!» В каждой области РФ — и в Свердловской, и в Новгородской, и в Ярославской, и в Тверской, и в Ростовской, и в Саратовской… и еще много где, есть свои действующие намоленные святые места — храмы и монастыри, которые можно посетить. Православным людям есть куда обратиться в час невзгод — немало на карте нашей страны найдется мест, где можно помолиться, побывать на экскурсии, а то и пожить в качестве трудника или паломника, если в монастыре принимают с проживанием. А иногда Божью благодать можно обрести не в огромном храме, а в маленькой часовне, как в той, что на Смоленском кладбище с Спб, там покоятся мощи и находится икона Святой Ксении Петербургской. О святых местах родного края очень интересно рассказывают с 2018 года Антон и Вика Макарские в познавательном телепроекте «Святыни России».

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе св Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие забеременеть и иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Для написания статьи использовалась информация с сайта molitva.guru .

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы

Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Это интересно : его просят о заступлении за тех, кто попал в секту или лишился рассудка. Целитель Пантелеймон защищает девственниц, болящих детей, немощных стариков.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Это важно: икона Божьей Матери покрывает монашеские обители, людей, молящихся в уединении, Христиан, живущих вдали от цивилизации.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Фотогалерея

» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

Крещение - один из самых любимых церковных зимних праздников. Издавна люди придавали ему особое значение, еще и потому, что в этот день можно избавиться от физических и духовных недугов. Особенно, в народе почитается крещенская вода , ведь в этот великий праздник вся вода становится целебной. Не зря, на Крещение многие окунаются в прорубь, чтобы укрепить здоровье и почувствовать прилив бодрости. Однако, в храм за святой водой, придающей силы духу и телу, можно сходить когда угодно, не только зимой. Так и источникам можно добраться в любое время года.

Одним из таких мест является источник Сергия Радонежского , возле Сергиева Посада. Считается, что источник помогает исцелиться людям с сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями.

Также Московская область может гордиться ещё одним целебным местом-источником преподобного Сергия. Находится источник в Борисово, рядом с Павловым Посадом. Вода из этих мест помогает снять усталость и заживляет раны.

В Ивановской области недалеко от Пестяков расположено известное всем «Родниковое кольцо ». Оно представляет собой десятки источников обладающими самыми разнообразными целебными и полезными свойствами. Каждый из них имеет свой определённый и своеобразный вкус, помогает при различных хворях тела и души. Однако приехать в «Родниковое кольцо» можно не только для оздоровления, а просто для того, чтобы хорошо отдохнуть и налюбоваться красотой природы. Особенно хорошо в этих местах летом.

Следующий удивительный целебный источник находится в Московской области в селе Талеж. Лечебный источник святого Давида и купель, в которой можно искупаться, сделали эти края местом паломничества для людей с различными заболеваниями, особенно с проблемами желудка и кишечника. В Талеже, рядом с источником, расположен целый комплекс, в котором живут, приехавшие для оздоровления в святом месте, посетители. Многие добираются за сотни тысяч километров, чтобы просто набрать домой целебной воды, ведь она имеет особые и может не портится больше месяца.

Уникальным местом является святой источник Пантелеймона-целителя в посёлке Ремовка Донецкой области. Слава об источнике растёт из года в год, привлекая к своим целебным водам всё больше и больше паломников. Вода из источника богата минералами и серебром. Учёные брали пробы и пришли к выводу, что эта вода невероятно полезна. Вкус источника целителя Пантелеймона неподражаем, его смог оценить когда-то ещё сам Пётр І.

Необычные целебные свойства имеют источники Ленинградской области. Одним из таких мест является деревня Тервеничи. В ней при женском монастыре находится родник, способный исцелить людей, страдающих астмой и аллергией.

Ещё одним святым местом в Ленинградской области - монастырь Александра Свирского. Сюда приезжают люди, в основном, с болезнями суставов и проблемами опорно-двигательного аппарата.

В Пермской области в Верхне-Чусовских городках находится источник, исцеляющий от душевной боли, тревоги и печали. Святая вода поможет заживить душевные раны от неразделённой любви, потери близкого и от многих других душевных терзаний.

Владыка, в своих публикациях некоторые священники упрекают прихожан за то, что те ленивы и не стремятся посетить святые места, поклониться мощам или приложиться к чудотворным иконам. Если совсем не тянет куда-либо ехать в паломничество, говорит ли это о том, что в духовной жизни человека что-то не так?

В ответ на этот вопрос у меня сразу возникает аналогия с посещением родственников. Все-таки святые - это наши родные, близкие нам люди, правда, не по плоти, а по общей большой семье - Церкви Христовой.

Ну а с родственниками у всех по-разному складываются отношения. Для кого-то жизненно важно регулярно встречаться, общаться, переписываться, созваниваться, то есть поддерживать постоянный контакт. Другим же всего этого не нужно; достаточно знать, что где-то есть родные люди, может быть, поздравлять друг друга с праздниками, не испытывая при этом необходимости в частых встречах. И не потому, что они не любят своих близких, просто всем и так хорошо, если, конечно, родственники не требуют особенного ухода или помощи. На мой взгляд, это совершенно нормально, поскольку у каждого человека своя мера необходимости общения с родными.

Так же и у христианина - своя мера обращения к святым. Одни люди чувствуют, что для них это крайне важно и необходимо; они радуются, что, проехав буквально час на общественном транспорте, могут помолиться у таких святынь, к которым раньше, во времена, когда не было скоростных средств передвижения, наши предки по полгода добирались пешком из разных уголков страны. Как, например, к преподобным Печерским отцам в Киево-Печерскую лавру.

Иным людям достаточно просто знать про святых, прибегать к ним в молитвах, просить их молитвенного заступления по мере того, как в этом чувствуется необходимость. Все зависит от потребности человека и Церковью никак не регламентируется.

В то же время надо помнить, что в духовной жизни действительно есть вещи, без которых спастись невозможно. Это Таинства церковные, и в первую очередь - Таинство Причастия. Христос в Евангелии сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56). Господь четко предупреждает: кто не вкушает Его Плоти и Крови, не будет иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). То есть если хочешь быть со Христом, ты обязан причащаться, обязан приступать к Таинству.

Бывает, прихожане говорят: «Хоть я и читал молитвы ко Причастию, но сегодня у меня нет настроения, может, лучше в следующий раз причащусь?» В таких случаях я обычно отвечаю, что здесь не время и не место проявлять свои чувства и эмоции. Ведь мы знаем, что враг нашего спасения делает свое дело: всячески стремится отвратить нас от святыни. Поэтому мысли о том, что сегодня у нас не то настроение, что мы не готовы, нет достаточного сокрушения, благоговения, навевает нам враг. Если один раз поддадимся, он и дальше будет внушать подобное, чтобы мы не приступали к Чаше.

Я много раз говорил: причащаемся мы не потому, что достойны, а именно потому, что НЕдостойны и нуждаемся в помощи Божией, чтобы Господь изменил нас, сделал нас лучше. Самым страшным днем в нашей жизни будет тот, когда мы посчитаем, что как следует подготовились и готовы принять Святые Христовы Тайны. Что причащаемся достойно. Это будет значить, что мы больше не ощущаем необходимости в том, чтобы Господь менял нас. Что утратили чувство, о котором Христос в Евангелии говорил: блаженны нищие духом.

Нищие - это кто? Те, кто нуждается. «Блаженны те, кто нуждается в Святом Духе, в поддержке и в благодати Святаго Духа». А мы, получается, в этой поддержке больше не нуждаемся, нам и так хорошо… Вот это, действительно, будет страшно.

Поэтому наша задача - как можно чаще приобщаться к самой главной святыне в мире, во всей вселенной: Таинству Причастия Тела и Крови Христовой. А все остальное - молитвенная поддержка святых, благоговейное отношение к ним, почитание святынь - зависит от устроения каждого отдельного человека.

Если люди чувствуют, что им надо к святым местам, стремятся как можно больше там бывать, Господь через святыни будет посылать Свою благодатную помощь. Если нет у человека такой необходимости, Господь его и таким любит и принимает.

Призывы священников посещать святые места похожи на то, как друзья рекомендуют друг другу к просмотру хороший фильм. «Сходи, обязательно посмотри!» - человек сам получил позитивные эмоции и другим советует.

Так и мы, зная о том, как святые действуют в нашей жизни, какую помощь они оказывают и нам, и нашим прихожанам, при всяком удобном случае зовем людей как можно чаще бывать у святых и просить их молитв.

Например, наша Киево-Печерская лавра. Величайшая святыня! Молитва преподобных Печерских исцеляет людей, страдающих самыми различными недугами - как телесными, так и духовными. И для борьбы практически с любым грехом среди Печерских преподобных есть, так скажем, «профильные» святые - те, кто сумел победить ту или иную страсть и теперь, по слову Писания, «сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18).

Так, об избавлении от блудной страсти нужно молиться преподобному Моисею Угрину; если одолевают стяжательство и привязанность к вещам - преподобному Арефе; если немирность и вражда с ближними - преподобному Титу Иеромонаху, и так далее.

Читая Киево-Печерский патерик и другую житийную литературу, мы видим, что враг не изобретателен: во все времена расставляет одни и те же ловушки, и количество приемов у него - как в самбо или карате, ограничено. И то, чем искушаемся мы, одолевало и святых. Но они вышли победителями, а мы читаем теперь, как они одерживали победу, и, назидаясь их примером, с Божией помощью тоже сможем победить.

Конечно же, для этого нужна и важна их молитвенная поддержка. Поэтому мы и призываем: дорогие, пользуйтесь тем, что у нас есть такая святыня! Обращайтесь за помощью к святым, они обязательно помогут.

Надо бы помолиться, но погода плохая и людей много

Бывает, только соберешься к святыне, как сразу наваливается или усталость, или сомнения, или какое-то упорное нежелание, или чрезмерная занятость не дает поклониться святому месту. Отчего так происходит?

Не стоит забывать, что все в нашей духовной жизни всегда встречает противодействие того, кому наше духовное делание не угодно. Как известно, лучшее «снотворное» - это молитва. Если беллетристику мы можем читать сколько угодно, чуть ли не до рассвета, то духовная литература дается с большим трудом. Приходится себя всячески понуждать; зачастую и приступить к чтению тяжело, а когда начнешь читать, сразу вспоминаются какие-то важные дела, или вдруг хочется спать, или возникают задачи, которые надо срочно решить.

Так же и с посещением святынь: понятно, кому это не нравится. Даже если головой понимаем, что пора бы уже сходить помолиться у святыни, сердце говорит совсем другое: ой, я устал; у меня важные дела; или погода плохая, или там сегодня людей много… То есть находятся самые разные оправдания.

В таком случае нужно «включать» голову и распознавать, откуда эти мысли. Объективно относиться к себе и к своему состоянию. Понимать, что есть причины реальные, а есть те, которые являются плодом нашего саможаления, расслабленности, а значит, поводом для духовной борьбы. Ведь если встречаем противодействие, если враг не желает, чтобы мы делали какие-то добрые дела или, как в данном случае, шли к святыне, значит, надо наоборот, себя понудить, заставить сделать то, что нам действительно нужно, но из лености не хочется.

О чем говорит противоположная крайность - излишнее рвение, когда человек все время ездит по храмам и монастырям, коллекционирует поездки, а также привезенные из разных мест «духовные» сувениры?

Это больше свойственно неофитам. Наверное, все мы на пути своего воцерковления прошли период, когда в домашнем иконостасе - десятки дорогих сердцу икон, на стенах - календари с храмами и монастырями, а все свободное время хотелось тратить лишь на поездки к святыням. Думаю, ничего плохого в этом нет. Как в период влюбленности человек ведет себя эмоционально, зачастую совершая ради предмета своей любви даже сумасбродные поступки, так и в период влюбленности в Церковь все, что с Церковью связано, вызывает у верующего особое рвение.

Однако если этап нонстоп-паломничества затягивается, это повод насторожиться. Как правило, так поступают люди, которые не читают святоотеческую литературу, не имеют духовника, но строят свою духовную жизнь по своему разумению - как им хочется и как они ее видят. Иногда это может перерасти в настоящую духовную проблему. Но в христианстве, в отличие от советской психиатрии, нет принудительного лечения, поэтому мы можем только молиться о том, чтобы Господь Сам привел таких людей к познанию Истины.

Господь захотел утешить - и утешил

Как «работает» святыня? Бывает, человек приехал за исцелением и не получил его. А другой, наоборот, ни о чем не думал, но пришел и исцелился. Есть ли взаимосвязь между тем, с каким чувством приходить к святыне, и какой будет результат? И что делать, если верил, но не получил просимого?

В Священном Писании говорится, что «Дух дышит, идеже хочет» (Ин. 3, 8). Действие Святого Духа, в том числе и через святыню, не может быть объяснено, запрограммировано или предсказано. Господь, в отличие от нас, видит ситуацию в целом во всей вселенной в каждое мгновение и лучше знает, что нам нужно. Кому-то исцеление от болезни в корне изменит жизнь, человек начнет жить во Христе, по Евангелию. А кого-то, наоборот, только болезнь может удержать от страшных грехов, бездны страстей и погибели.

Поэтому думать о том, что стоит совершить ряд каких-то действий, и получишь такой-то результат, крайне опрометчиво. Наш главный результат, для чего мы ходим в храм, - это вечная жизнь с Господом. Вот к какому итогу мы стремимся. Все остальное - промежуточные этапы, мизерные и микроскопические по сравнению с Вечностью.

И как раз избавление от недуга зачастую происходит тогда, когда мы об этом и не просим. Помню один случай. Когда только мощи преподобного Серафима Саровского перенесли в Дивеево, осенью 1991 года я поехал в паломничество к батюшке в его монастырь. Стоял ноябрь, было уже холодно, но я искупался во всех источниках и помолился у мощей преподобного. Никакой особой задачи я тогда перед собой не ставил. Просто было огромное желание побывать у этого удивительного святого, помолиться у мощей человека, который своей жизнью угодил Богу, действительно был огненным Серафимом, сравнимым с ангелами по горению и любви к Господу. Ни о чем конкретном я его не просил, просто молился: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!»

И самое интересное, что до поездки у меня на руке была бородавка, борьба с которой различными медикаментозными средствами не дала результата. После возвращения, буквально через день-два, смотрю: на ее месте - абсолютно гладкая здоровая кожа! В какой момент и как это произошло, я не зафиксировал, но все прошло полностью бесследно, даже шрама не осталось. Вот таким маленьким утешением захотел Господь утешить и утешил. До сих пор тепло вспоминаю этот случай.

Действительно, «Дух дышит, идеже хочет…» Почему-то Ему угодно было совершить для меня это чудо. Причем исцеление произошло не потому, что я страдал, а просто для укрепления моей веры, чтобы еще более трепетным было мое отношение к угоднику Божиему Серафиму.

Цель паломничества - увидеть пример живых святых

Что лично вам ближе: посетить как можно больше святых мест или все-таки оставаться дома и молиться в своем монастыре?

Когда я воцерковлялся, мне врезались в память евангельские слова о том, что Богу надо поклоняться на всяком месте «в духе и истине» (Ин. 4, 23). Помню, мне хватало лавры, хватало киевских храмов. Разве что хотелось поехать в Иерусалим - просто для того, чтобы понять, как, что и где происходило в земной жизни Господа Иисуса Христа. И, побывав на Святой Земле, я стал ориентироваться в топографии евангельских событий.

Когда, например, Христос шел с учениками в Иерусалим, Он говорил: «Се, восходим в Иерусалим, где Сын Человеческий будет предан на распятие» (Мф. 20, 18-19). «Восходим» в данном случае имеет два значения: во-первых, восхождение духовное - путь на Голгофу. И во-вторых, путь от Галилеи в Иерусалим действительно идет все время вверх. То есть апостолы со Христом в буквальном смысле поднимались в гору.

Но стремления помолиться именно возле иерусалимских святынь я не испытывал (каждый побывавший там знает, насколько обстановка вокруг них не способствует благоговению). Для православного человека Гроб Господень - это престол в храме, жертвенник - это Вифлеем, и Евхаристия везде совершается абсолютно одинаковая. В духовном отношении в любом храме человек получает такую же благодать, как в Иерусалиме.

Но если Святая Земля - это больше «музей», напоминание о событиях, произошедших там две тысячи лет назад, то Святая гора Афон - это жизнь. Люди там живут Евангелием, сохраняют уклад, который сотни и тысячи афонских святых привел в Царствие Небесное. С ними хочется общаться, видеть их - прежде всего, для того, чтобы понять собственную духовную никчемность.

Ведь зачастую, если мы не имеем общения с теми, кто значительно выше нас в духовной жизни, то впадаем в некоторое духовное самоуспокоение. Начинаем мыслить о себе: вроде все неплохо, я не хуже других, все у меня нормально. Происходит застой в духовной жизни, а это всегда подразумевает последующую деградацию.

Но когда общаешься со святыми, живущими так, как положено монахам, понимаешь, что твой образ жизни весьма и весьма далек от идеалов монашества, что надо больше над собой работать, сильнее себя контролировать, стяжать добродетели, которых тебе не хватает. Вот эта нехватка добродетелей становится явной, ощутимой. Увидеть пример живых святых - для меня цель паломничества именно такая.

Беседовала Юлия Коминко


Святитель помогает в супружеском неплодстве и болящим детям

Отец Иоил, хранитель раки со святыми мощами, записал: "У Владимира и Лиляны Ковач из г. Сараево 10 лет не было детей. По молитвам святого Василия у них 13-ого февраля 1992 года родился сын Дражен, а два года спустя еще один сын. Младший их сын заболел параличом. После того, как о нем в монастыре Острог прочитали молитву, мальчик смог ходить и говорить".


Святитель освобождает от кандалов страсти

В книге о чудесах св. Василия отец Иоил записал и слова одного молодого человека (который не хотел, чтобы его имя упоминалось):

"Я неоднократно хотел бросить курить. Но так как мне не удавалось освободиться от данной зависимости, я сдался, убедившись в своей слабости и бессилии. В 1995 году я поехал приложиться к мощам св. Василия. На пути до Нижнего монастыря, на месте, на котором когда-то находился крест, я ощутил великую духовную радость и одновременно понял, что брошу курить.

Я почувствовал себя подобно узнику, который после долгого времени снимает кандалы, чувствовал я себя свободным, спокойным. Пятнадцать дней меня вообще не тянуло прикурить.

Потом захотелось, но желание это уже не было сильным. Мне было значительно легче не поддаться соблазну, так как я знал, что не один борюсь с ним. Со мной вместе был мой небесный покровитель, св. Василий Острожский".

Сила святыни останавливает рассеянный склероз

Василиса Терзин из г. Сомбор, по благословению своего духовника, отца Поила, записала:

"Елица Деспот из г. Стара Пазова на 32 году своей жизни заболела неизлечимой болезнью - рассеянным склерозом. Когда ей исполнилось 39 лет, так как болезнь очень быстро прогрессировала, она уже была в инвалидной коляске. В Господа она не верила и впала в депрессию. Она пережила даже и клиническую смерть. После этого Елица стала интересоваться православием. В 1995 году она первый раз в жизни приехала в Острог (ей помогли какие-то благочестивые люди). После разговора с батюшкой Йоилом и после молитвы в церкви Введения Пресвятой Богородицы, в которой находятся мощи св. Василия чудотворца Острожского, ее состояние резко изменилось.

Болезнь Елицы уже не так быстро развивалась, духовно она тоже стала выздоравливать. Она крестилась и венчалась в Православной церкви 27-ого октября 1996 года, в день праздника св. Параскевы Пятницы. Ныне Елица живет, ведя мужественную борьбу со своей болезнью. Она регулярно ходит к врачу на прием. Ее диагноз: удовлетворительное состояние здоровья, нет резких перемен (процессов), что, на самом деле, чудо, если говорим о рассеянном склерозе.

Настоящее чудо произошло в отношении духовной жизни Елицы: она уже несколько лет работает сотрудником на радио "Стара Пазова". У нее своя авторская передача "Окна души". Она неоднократно приезжала в монастырь Острог, но ездила она и по другим святыням. Теперь она в состоянии помочь и другому. Многие слушатели обращаются к ней за духовной помощью. Она верит, что "силу на это дарит ей св. Василий".

Святитель Острожский сберег молодого человека, участвующего в войне

"В течение войны в Боснии в один момент практически все мужчины ушли на войну. Я долго плакала и молилась Господу за своего сына. Раз ночью мне явился св. Василий и сказал: "Не бойся, я оберегаю твоего сына".

И в самом деле, хотя сын мой участвовал в военных действиях с 1992 года до самого конца войны, с ним ничего плохого не случилось. Он все время чувствовал, что кто-то охраняет его. Теперь он постоянно приезжает в Острог поблагодарить Господа и Его угодника, св. Василия Острожского чудотворца".


Чудесное исцеление врача

Старший врач Предраг Качавенда, отоларинголог, 22-ого мая 2003 г. рассказал о следующем чудесном событии: "шесть лет тому назад я вдруг заболел. В то время, будучи беженцем, я жил в г. Кикинда. Мне поставили диагноз: серьезное заболевание сердечной артерии. Поэтому меня срочно отправили в Сремску Каменицу сделать кардиографию. Из-за очень сильной боли в груди я не мог ходить. Боясь, что я могу умереть, думал, что в таком случае будет с моей семьей (тогда я был без работы). По настоянию моего сына, который тогда учился в восьмилетней школе (потом он учился в семинарии), я поехал в монастырь Острог. Я исповедался у отца Поила, который прочитал обо мне молитву у раки со святыми мощами св. Василия. На следующий день я уехал домой.

В Сремской Каменице, в Институте для сердечно-сосудистых заболеваний, мне сделали аортошунтирование и поставили диагноз: серьезная закупорка сосудов. Коллега, который мне сделал шунтирование, сказал, что мне помочь ничем нельзя (ни с помощью медикаментов, ни с помощью операции). Я ответил ему, что меня вылечит Господь.

Я вышел из его кабинета с чувством страха и растерянности. Куда идти я не знал. Пошел я по какому-то коридору. К своему большому удивлению, вдруг я увидел больничную часовню св. Нектария Егинского. Помолился я святому Нектарию попросил заступиться за меня перед Господом, чтобы Он подарил мне исцеление. Консилиум врачей принял решение сделать мне операцию на сердце и поставить четыре байпаса О дате операции они должны были сообщить мне через месяц.

Начался Рождественский пост. Я постился и молился Пресвятой Богородице и св. Василию ходатайствовать за меня перед Господом, чтобы Он мне смертельную болезнь заменил какой-нибудь другой, с которой я, с трудом, но жить буду и, таким образом, буду в состоянии заботиться о своей семье (у меня жена и четверо детей), которая жила в очень тяжелых условиях. Боли у меня стихли, но я заметил, что мне приходится чаще мочиться и что мне очень часто хочется пить. У меня обнаружили диабет.

Из института не было никаких новостей. Я позвонил своему родственнику из г. Нови Сада проверить, на какой день мне назначили операцию. Он мне ответил, что я вообще не числюсь в списках и что в регистратуре у них нет никакого следа, что я и когда-то у них был госпитализирован. Я сразу понял, что молитвами Пресвятой Богородицы и св. Василия произошло чудо. К великому удивлению своей семьи и своих коллег я перестал принимать лекарства и: стал ездить на велосипеде. Через какое-то время я смог проехать 30 километров.

Я благодарю Господа, Который молитвами Пресвятой Богородицы и св. Василия исцелил меня от серьезной сердечной недостаточности и подарил другую болезнь, чтобы напомнить мне о моих прежних грехах и о кресте, который я должен нести до конца своей жизни со смирением и благодарностью.

Помимо св. Николая Угодника , который является небесным покровителем моей семьи, у меня теперь есть еще один покровитель - св. Василий, которому я дал обет, что не меньше одного раза в год я буду приезжать в Острог приложиться к его святым мощам".


Исцеление от белокровия

Митич Цаца из которского Старого города 13-ого апреля написала письмо, в котором рассказала о исцелении своей дочери:

"Нет слов, которыми бы мать могла выразить свою благодарность Господу и св. Василию. Ее можно только чувствовать в своем сердце, которое всей силой любит и прославляет Господа и Пресвятую Богородицу.

Моя дочь Елена вдруг заболела очень серьезной болезнью - белокровием. Шел тогда сентябрь 1997 года. Диагноз поставили в Белграде. Она, терпя страшные боли, обессиленная, практически не могла двигаться.

В больнице мы оставались целыми сутками. Я верующая, в вере я воспитывала и своего ребенка. В своих молитвах я горячо молила Пресвятую Деву указать мне путь, по которому мне надо пойти со своей дочкой. Врачи нам не могли помочь. Нам предложили сделать или пересадку костного мозга в Милане, или химиотерапию. Но Матерь Божия услышала наши молитвы. Раз ночью, когда я вернулся из больницы отметить день рождения Елены и дождаться своей очереди уехать в Милано, мне приснился дивный сон.

Во сне я увидела монастырь и какого-то святого. Что это за монастырь, я не знала. Я поговорила со своим духовником, который посоветовал нам с дочкой поехать в Острог. Тогда мы жили в Сербии. Поехали мы с дочкой вместе с другими паломниками и священниками из церкви Лазарица, находящейся в городе Крушевац. Они потом мне помогали нести дочку. На пол пути к Верхнему монастырю Елена мне вдруг сказала: "Мама, опусти меня на землю, я могу сама!" И вот чудо! Моя дочь не просто ходила, а бегала, будто никогда не болела! Выздоровела она в день св. Василия, 12-ого мая 1998 года. Мы приложились к святым мощам, о нас прочитали молитву. Когда мы выходили из храма, сподобились мы великой милости. Девушка, которая мне помогала, моя дочка и я увидели монаха. Он нас спросил: "Почему вы раньше не приехали?" Он положил свою руку на голову Елены, спросив, что у нее болит, устала ли она. Потом повернулся ко; мне со словами: "Хорошо, что вы приехали. Надо было раньше приезжать, но и так вовремя приехали". Теперь, в знак своей благодарности, я особо отмечаю день св. Василия. Молитвами св. Василия Господь нам помог. Моя дочка полностью выздоровела".


Святой Василий защитил летчиков на войне

Горан Радосавлевич, уроженец Шумадии, капитан ВВЦ, проживающий в г. Подгорица, монастырском летописцу рассказал следующее:

"Во время бомбардировки НАТО в 1999 году мы получили приказ вылететь из Подгорицы в Приштину. Капитан Анджелко Пудор, прежде чем выполнить приказ, поехал к св. Василию за благословением и привез оттуда святую воду. Было предусмотрено задействовать 10 летчиков и 10 самолетов. Все летчики выпили по глоточку святой воды, а самолеты и ружье мы окропили. Перед самым полетом мы решили один самолет заменить другим, так как было подозрение, что он может выйти из строя. Американцы ежедневно бомбили нашу эскадру, но им не удавалось никого из нас даже поцарапать. Одна бомба взорвалась недалеко от меня, отборосила меня, но я остался цел и невредим. Ни одного нашего самолета им не удавалось сбить. Во время самой ожесточенной битвы сбили они только один наш самолет. Это был тот, который мы не окропили".


Упал в пропасть и остался невредим

Иеромонах Спиридон рассказал следующее: "В июне 2000 года Деян Петрович из Сопота зашел ко мне в мастерскую. Так как он болел, я посоветовал ему пойти к св. Василию, чтобы там прочитали молитвы о здравии. Он пошел, там прочитали молитвы о здравии, а по пути из Верхнего монастыря, у первого поворота, он споткнулся (он хромает) и упал в пропасть глубиной 80 метров.

Но он остался невредим, даже очки у него не разбились. Выбраться из пропасти ему помог брат Мирко, работающий тогда в монастыре.


Чудесное спасение женщины, попавшей в автокатастрофу

Ружица Бешлин Попов из Белой Церкви в 2000 году написала письмо игумену м. Острог, отцу Лазарю Аджичу:

"Уважаемый отец Лазарь!

Шлю Вам небольшое пожертвование в знак благодарности св. Василию Острожскому чудотворцу. За то, что жива, благодарю я Господа и св. Василия. 11-ого мая 2000 года в 15 часов 45 минут я на машине возвращалась с работы. Поезда я не видела. Рампы вообще не было. Поезд врезался в мою машину. Машина три раза перевернулась, но, спаси Господи, стала на колеса. Когда я, вся в ушибах, повернулась направо, почувствовав при том острую боль в шейном отделе позвоничника, возле моей машины я увидела св. Василия Острожского Чудотворца. Последнее, что помню - это звук шагов, шестнадцать часов я была в бессознательном состоянии.

Семь дней пролежала в больнице. У меня с левой стороны были сломаны ключица и три ребра и поврежден таз. С правой стороны у меня были разорваны связки (правого) плеча и сломаны все кости кисти. Мне сделали операцию на плече, а кисть врачам пришлось резать три раза.

Моя благодарность Господу и св. Василию неизмерна. Авария произошла накануне праздника св. Василия. В знак благодарности я праздник св. Василия отмечаю как день своего нового рождения, и помимо праздника в честь Обновления храма вмч. Георгия в Лидде, дня покровителя своего рода, я таким же праздником считаю и праздник св. Василия.

Прошу Вас, о. Лазарь, простить мне все мои ошибки, допущенные мною в письме, так как с головой и рукой у меня пока не все в порядке. Прошу Ваших молитв перед Господом и св. Василием о моем здравии. Большое Вам спасибо. С глубоким уважением целую Вашу десницу".


У супругов, у которых 21 го не было детей, родилась девочка

Деян и Весна Перич 25 сентября 2002 года прислали руководству монастыря следующее письмо: "Родом мы из деревни Влашки До, расположенной недалеко от Пожареваца, но уже двадцать лет мы живем и работаем в Вене. Женаты мы уже 21 год. Сначала мы в церкви не обвенчались. Потом обвенчались, но детей у нас не было. Моя жена никак не могла вынести беременность до конца.

Нам рассказали о монастыре Острог. 25-ого сентября 1999 (в сегодняшний день) мы помолились у святых мощей св. Василия. Народу тогда там было очень много, и о нас не прочитали молитву, которая читается при желании иметь детей. Через год священник Василий из Жупы никшичской прочитал о нас молитву. В третий раз мы приехали в 2001 году, а год спустя, в праздник Преображения, моя супруга забеременела. Она должна была родить 12 мая, в день праздника св. Василия, слава ему и хвала! Девочка наша родилась за два с половиной месяца до указанной даты. Ее положили в инкубатор и, слава Богу и св. Василию, чувствует она себя теперь хорошо.

Я дал обет св. Василию, что, если Господь подарит нам дите, нареку его либо именем его отца, либо именем его матери. Значит, если у нас будет мальчик, назовем Петром, а если будет девочка, то назовем Анастасией. Дочку мою зовут Анастасия, ей исполнилось 18 месяцев, весит она 12 килограммов.

Спасибо Господу Нашему Иисусу Христу и св. Василию".


Святитель предупреждает и бережет паломников в дороге

Руководство монастыря Острог 16 января 2002 года получило письмо, следующего содержания: "Меня зовут Роберт Войнич Пурчар. Я живу в г. Суботица. Мне 38 лет. Где-то в 1996 или в 1997 году св. Василий Острожский явился мне во сне и предложил мне приехать в Острог.

С тех пор я неоднократно приезжал в монастырь Острог приложиться к его святым мощам.

Седьмого мая 2002 года, так как я ехал на очень большой скорости, я чуть было не ударил в припаркированную машину, у которой не были зажены огни. Спас меня св. Василий Острожский.

На обратном пути, 12 мая, я первый раз в жизни заснул за рулем. Без всякого сомнения, благодаря св. Василию я проснулся в последнюю минуту и избежал аварии. Спасибо ему.

В том же 2000 году 15 января я ехал в Острог. Где-то около 22 часов, в 10-15 километрах от Колашина, огромный кусок стены отвалился и стал падать прямо на мою машину. Трагедия могла быть самой ужасной (в машине было два ребенка), если бы рука святого мне не помогла и если бы он не заставил меня увеличить скорость и поворачивать то направо, то налево и так избежать самого ужасного. Мою благодарность словами выразить нельзя.


Святитель явился и облегчил смерть рабы божией Нады

Душан Михаилович из Америки, не зная, что о. Лазарь, игумен м. Острог, упокоился, написал ему следующее письмо:

"Уважаемый отец игумен! Пишу я Вам вместо моей сестры Нады, которая в течение многих лет состояла с Вами в переписке, четыре с половиной месяца тому назад, 26 августа 2003 года, она ушла из жизни и переселилась в Царствие Божье. Нада была самой любимой моей сестрой. За два месца до своей кончины, в ее комнату явился любимый нами и глубоко почитаемый св. Василий Острожский Чудотворец (я при этом присутствовал) вместе с еще одним человеком, высокого роста, с белой бородой и усами, весь седой.

Оба они стояли возле постели Нады, и св. Василий ей сказал, чтобы она не боялась, что он лично придет за ней. Нада попыталась приподняться, чтобы поцеловать руку св. Василия. Святитель руками дал знак, что ей не надо вставать. "Душан, ты видел св. Василия?",- спросила у меня Нада. "Да", - ответил я, - "это был св. Василий, и он придет, когда тебе наступит час уйти и покинуть своего брата". Наду потом увезли в больницу "Святого Креста". Пять дней я там был вместе с ней, чтобы она не оставалась там одна. 26-ого августа, где-то в 2 часа и 30 минут, Нада посмотрела на меня и сказала: "Они пришли за мной". Попросила поцеловать ее. Несколько раз я поцеловал ее, потом она повернулась лицом ко мне, но я не услышал ее глубокого вздоха. Глаза у нее были открытыми. Прикоснувшись к ней, я почувствовал теплоту. Врач констатировал смерть. 29 августа ее похоронили возле наших родителей.

На сороковой день после ее смерти она мне приснилась, сказала, что вместе с ней там и наши родители и наши две сестры, и что им там очень хорошо, "ждем тебя, чтобы всей семьей быть вместе. Здесь и дедушка наш Михаило К. Стругар, который упокоился в ноябре 1945 в Риеке Црноевича".


Святитель спасает жизнь человеку, потерпевшему аварию

Милош Петрушич из Подгорицы рассказал о чудесном спасении от смертельной опасности своего знакомого:

"В день праздника св. Василия Острожского Владимир Петрушич, потеряв контроль над рулем, "пролетел" 200 метров и упал в реку Сушицу глубиной 2,5-5 метров.

Машина его утонула в реке. Владимир чудом выплыл из машины через одно из окон, без единой царапинки. Это можно объяснить только чудом, так как плавать он не умел. Когда потом вытащили машину из реки, то увидели, что машина полностью уничтожена. Спасибо тебе, Господи, и тебе, покровитель наш, св. Василий".


Святитель спасает иноверного от депрессии и попытки покончить с собой

Нецмецкал Ядранка из г. Тиват и ее муж Антон прислали руководству монастыря следующее письмо:

"В течение войны 1999 года мой муж, работавший на заводе "Арсенал", уехал в командировку в Ливию. Домой он вернулся 25 октября, больной, в депрессии, похудев на 10 килограммов. 4 ноября, пока я была на работе, а наша дочка в школе, он исчез. Через трое суток мы его нашли, полуживого, среди каких-то скал, где-то недалеко от военного пункта на холме Врмац. Он ранил себя, выстрелив в голову. Пистолет держал в левой руке, хотя пишет он правой. Наложил он на себя руку в тот самый день, когда мы его нашли, буквально перед нашим приходом. В больнице в г. Рисан нам сказали, что он не может двигаться и что находится в бессознательном состоянии. Моя младшая дочка Анна вместе со своим другом на следующий день, несмотря на сильный дождь, поехала в монастырь Острог к св. Василию помолиться за своего отца. В тот момент, когда она молилась, он пришел в сознание и стал двигаться. Это я узнала по мобильному телефону от старшей дочки, которая находилась при отце в больнице.

Я, жена Антона, не могу описать радость, которую я почувствовала, услышав про это чудесное событие. Я решила, что мы вместе с мужем поедем в Острог. Три недели тому назад мы приезжали к св. Василию. За рулем сидел Антон. Он вполне здоров, живет нормальной жизнью.

Всем мы желаем самого хорошего, поэтому и нас Господь добром наградил".


Неожиданная милость, оказанная заблудшему парню

В июле 2002 года руководство монастыря Острог получило письмо от Бояна Калема из г. Нови Сад.

"Здравствуйте! Меня зовут Боян, мне 27 лет. Крестился я в 1995 году. Но веры тогда я не имел. Крестился, потому что таким было желание моей мамы.

По чисто туристическим причинам я отправился на паломническую поездку по монастырям Морача, Дайбабе, Острог, Цетиньский монастырь и Милешева. Поездка продолжалась с 28 по 31 октября 1999.

Выпивать я стал шестнадцати лет. Когда я вместе с алкоголем принимал и наркотики, я буквально терял сознание. А как иначе назвать состояние, находясь в котором я практически не помнил ничего, что со мной происходило. Ночь и утро перед поездкой я пил. Моя бабушка Милка, Царствие ей Небесное (прошу всех, кто хочет, поминать ее в своих молитвах) всегда мне говорила: "Пусть тебе поможет св. Василий Острожский".

В Цетине я причастился Святым Тайнам. В тот же день я выпил пива, но почему-то оно мне было не по вкусу. Побывали мы и в монастыре Милешева, где мы могли послушать беседу о Страшном суде. Тогда я впервые со вниманием слушал, когда говорят о Господе, о Его святых угодниках, о вечной радости и вечных муках.

Первого ноября 1999 года, после разговора со своими родителями о поездке, я погрузился в себя.

Я почувствовал, что какая-то странная теплота стала расширяться по всему моему существу. Я посмотрел на икону св. Василия и заплакал. Плакал я часто. С того дня я больше не принимал наркотиков и бросил пить, будто у меня таких склонностей никогда и не было. Я находился в состоянии, похожем на состояние, о котором идет речь в разговоре св. Серафима Саровского с Мотовиловым. У меня было на душе очень хорошо. Необыкновенное спокойствие и тишина на душе, а в сердце сильная радость, теплота. В таком состоянии необычной благодати я пребываю вот уже полгода. Я поверил в Господа, полюбил службу, пост и молитву.

Как я ни старался, но бросить курить не мог. Летом 2000 года я поехал в Острог помолиться св. Василию, чтобы он освободил меня от данной напасти. Священник Василий прочитал обо мне молитву. В монастыре я остался три дня. Пока я там был, мне вообще не хотелось курить. И после этого о сигаретах я даже не думал. Осталась только память о том, что я когда-то курил.

В сны я не верую и особой важности им не придаю, но данный сон был каким-то особенным. Мне приснилось, будто я нахожусь на автовокзале.

Рядом со мной какая-то девушка. Навстречу мне идет незнакомый священник. Про себя я подумал, попросить или не попросить у него благословения. Я боялся, что девушка может принять меня за странного. Все-таки я попросил благословения. Священник посмотрел на меня, улыбнулся и благословил меня серебряным крестом, украшенным драгоценными камнями.

Проснулся я в очень хорошем настроении. В тот же день я купил журнал "Светигора", номер 100, и на 47 странице, в нижнем левом углу я увидел фото священника, который меня благословил. Это был упокоенный во Господе игумен м. Острог, батюшка Лазарь. У меня по спине пошли мурашки, а глаза наполнились слезами. С батюшкой Лазарем я не был знаком при его жизни. Ни разу его не видел (ни в газетах, ни по телевизору). Только когда он упокоился, я стал поминать его вместе с упокоенными во Господе моими родственниками.

Помяни, Господи, во Царствии Твоем, Слободана, Данила, Олю, Сретена, Джурджинку и Бояна, и упокой души рабов Твоих: Дамьяна, Милки, Вуядина, Загорки, Невенки. Молитвами Пресвятой Богородицы и св. Василия, пусть Господь всегда охраняет и умножает число монахов монастыря Острог".