Что такое положение ризы пресвятой богородице. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Пояс Пресвятой Богородицы - 28 ноября святыня покинула российскую столицу. Пояс Богородицы был впервые привезен в Россию и за месяц побывал в 15 городах. Провожая святыню, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «за время пребывания Пояса Богородицы в России по самым скромным подсчетам ему поклонились почти 3 млн. человек». А сколькие верующие не успели, не смогли поклониться этой великой православной святыне? Но не стоит огорчаться, ведь в Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

23 ноября. Телефон горячей линии выучила наизусть: в течение часа набирала его раз сто. И вот мне ответили.

Усталой скороговоркой женский голос сказал, что очередь к святыне оканчивается на Фрунзенской набережной, ориентироваться можно на дом 34. Сейчас в храм Христа Спасителя заходят люди, которые заняли очередь вчера в восемь часов вечера.

Нужны ли волонтеры? Я могла бы чай разносить людям, стоящим в очереди.

Нет, у них достаточно волонтеров.

Что ж, еду на Фрунзенскую. Нет еще и шести вечера, а на улице уже темнеет. Вот и моя цель - в полутьме светится названия улицы и нужные мне цифры - 34. Через дорогу, вдоль Москвы-реки вижу: народ стоит, много автобусов, кабинки биотуалетов. Осталось только дождаться зеленого цвета светофора и я - там. Там, где тысячи верующих несут подвиг, стоя на улице с раннего утра, а может быть, кто-то даже и с ночи стоит и молит Царицу Небесную о милости к себе, своим детям, родным...

Куда вы идете? - прервал мои мысли полицейский.

В очередь!

Здесь не получится, - виновато улыбается паренек в форме, - конец очереди через полтора-два километра отсюда, ближе к Воробьевым горам.

А мне сказали, что...

По отрицательным кивкам полицейского понимаю, что бесполезно передавать усталые ответы женщины с горячей линии.

Как быстро движется очередь?

Четыре часа - один километр.

А до Храма Христа Спасителя сколько?

Отсюда примерно километров пять-шесть.

Математика нехитрая: столько времени простоять на морозце я сил в себе не найду. Похоже, сил не хватает не только мне одной: с набережной идут женщины, они вышли из очереди. Паломницы из Волгограда - группа 100 человек, приехали сюда в пять утра. Говорят, что до Крымского моста шли хорошо, потом с места не двигались три часа. Уже и домой надо возвращаться, и стоять стало тяжело.

Огорчились, что не удалось приложиться к святыне?

Нет, люди впереди нас гораздо дольше стояли, и то не горюют. А у нас пояски будут, освященные на поясе Матери Божией!

Так ведь их дают только тем, кто приложился к поясу...

А мы сами купили пояски с молитвой «Живый в помощи...» и наш батюшка пошел в храм, он их все и освятит. Так что мы приехали не зря.

На первый взгляд, кажется - бодрятся женщины, сдерживаются от ропота. Но нет - улыбаются, рассказывают, что пока стояли в очереди молились, было время подумать о себе, жизни своей суетной.

К метро пошли вместе: паломницы к своему автобусу, а я поехала домой, и тоже без огорчения, потому что слышала, что в некоторых московских храмах есть святыни: и Риза Пресвятой Богородицы, и частица пояса.

Вот и читатели интернет-портала «Православие и мир» подготовили текст для тех, кто не смог приложиться к поясу Пресвятой Богородицы. Мы его публикуем с небольшими сокращениями. Дорогие верующие! Если Вы хотели поклониться поясу Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя, но у вас не получилось, не отчаивайтесь! В Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

Храм Христа Спасителя

В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы. Это не менее значимые святыни, чем пояс Пречистой Девы. Можно в любое время, когда открыт храм прийти и помолиться перед ними. По преданию Риза Христова попала сначала в Грузию и долго хранилась там, в Патриаршем соборе древней столицы - Мцхеты. После захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом II святыня оказалась в его распоряжении.

В 1625 году шах прислал частицу Ризы Христовой в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову . Патриарх Филарет тщательно изучил исторические сведения, связанные с Ризой, и после такого своеобразного научного изыскания частица Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Кремля . От частицы Ризы отделялись фрагменты для отправки в крупные города страны: Киев, Ярославль , Кострому , Санкт-Петербург .

После печальных событий октября 1917 года храмы Кремля были закрыты, все представлявшие материальную ценность предметы конфискованы, и ковчег с частицей Ризы оказался в Музеях Московского Кремля, где долго сохранялся сотрудниками в отделе драгоценных металлов. В 2007 году государство вернуло святыню Русской Православной Церкви.

В том же храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Богородицы, переданная туда из тех же Музеев Кремля в 2008 году. Эта святыня такой же значимости, как и пояс Пречистой. На Русь частица Ризы Богоматери попала в XIV веке. Ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский в числе других реликвий. Известно множество связанных с Ризой Богородицы чудес, произошедших как в Византии, так и в России. В советское время эта святыня, как и Риза Спасителя, попала в Музеи Кремля, откуда и была возвращена Церкви в целости и сохранности.

Храм пророка Илии в Обыденном переулке

Есть в Москве и храм, где хранится частица пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии в Обыденном переулке , которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6. Можно прийти помолиться в любое время с 8 часов утра до позднего вечера.

Частица пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла . Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость », частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.

Если Вам очень необходим некий предмет «на молитвенную память», наподобие пояска, то возьмите небольшую икону Богородицы и, помолившись, приложите к частице пояса. Если сомневаетесь в законности этого поступка - спросите разрешения у священника. Обычно в храмах Русской Православной Церкви такое допускается.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове , она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская» (выход из последнего вагона из центра).

Адрес: улица Восточная, дом 6.

Храм открыт с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения, если оно есть в этот день. В иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», внутри ковчежца, находится частица Ризы Богоматери. Если Вы не сможете самостоятельно найти эту икону - спросите дежурного или продавца из лавки. В храме есть еще несколько чтимых икон Пречистой Девы.

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры хранит частицы мощей многих святых. Есть там и часть ризы Богородицы. Палата примыкает к Троицкому собору. Вход в нее из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия. Дверь заметная - большая черная, в ней дыра от ядра, она всегда, если не закрыта, то прикрыта.

Надо подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Кто здесь дежурный, можно нам как-то пройти в Серапионову палату? Мы издалека (из Москвы), хотели приложиться». Если нет на тот момент особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены визитами важных гостей.

В бесплодии молятся…

Например, в храме Живоначальной Троицы на Грязех (улица Покровка, дом 13) есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Многие москвички (и не только москвички) по молитве к этому святому исцелились от бесплодия, гинекологических болезней, смогли выносить и родить детей. Много лет в этом храме по понедельникам в 17 часов служится молебен с водосвятием. Есть свидетельства множества случаев чудесной помощи святого.

Предлагаем такой вариант: приложитесь к святыням, имеющимся в других храмах, и в качестве физического подвига походите туда на воскресную Литургию, или по будням на акафист или молебен. Наши храмы пустуют по будням, это ни для кого не секрет. Это тоже будет подвиг, и еще какой.


Подготовила Яна Беседина

15 июля Святая Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В этот день предлагаем вниманию читателей сайта рассказ о хранящихся во Влахернском храме в Зугдиди (Грузия) величайших святынях Церкви Христовой – Ризе и части пояса Пресвятой Богородицы.

Этот рассказ представляет собой главу из книги
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА».
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ.
ИМЯ В ИСТОРИИ

Глава 7. Монастыри, храмы и святыни, связанные с именем святой великомученицы Марины (Маргариты)

ГРУЗИЯ

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ

Среди святынь церкви Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди хранится кисть святой великомученицы Марины. Для Второго Жребия Божией Матери – Иверии – святая Марина даровала кисть, в которой она держала молот, сокрушивший самого диавола. Это глубоко символично,– ведь молот имеет форму Т-образного креста, на котором был распят наш Господь и Спаситель мира. И не случайно Влахернский храм в Зугдиди стал хранителем величайших святынь Церкви Христовой, о которых мы сейчас вспомним. Это Риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, часть губки, из которой испил уксуса Распятый Иисус Христос, мощи великих святых Православия.


ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Расскажем теперь о храме, ставшем хранителем таких духовных сокровищ – Кафедральном соборе в честь Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Первый храм на этом месте был воздвигнут для Влахернской иконы Божией Матери, которая была принесена в Мегрелию* из Константинополя и представляла одну из главных сокровищ князей Дадиани. В 1805 году мегрельская княгиня Нино, дочь грузинского царя Георгия XII (вдова Григола Дадиани), после принятия российского подданства подарила икону и часть пояса Богоматери Императору Александру I, который богато украсил икону и пояс и вернул ее мегрельскому народу.

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

После этого в 1825 году началась строительство нового храма, который должен был стать вместилищем прославленных святынь. Деньги на строительство выделил российский Император Александр I, а освятили храм в 1830 году.

* Мегрелы издавна живут в соседстве с грузинами и в настоящее время составляют с ними единую культурную и национальную общность, несмотря на языковые различия. В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 г. владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Влахернская икона, в честь которой был воздвигнут храм в Зудиди, входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает апостолу и евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине апостола в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла ее в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими святынями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила свое название. Икона стала главной его святыней.

В эпоху иконоборчества кто-то из почитателей иконы ночью перенес ее из Влахернского храма в обитель Пантократора (Вседержителя). Затеплив перед ней лампаду, он наглухо заложил ее в стене алтаря. Место, укрывшее святыню, тогда было известно немногим. В 787 году императрица Ирина созвала в Никее VII Вселенский Собор, провозгласивший анафему иконоборцам и восстановивший иконопочитание. Ересь иконоборчества рухнула окончательно, но святая икона была обретена не сразу.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIII в. КИПР

Долго благочестивые император Константин VI (790–802) и его мать Ирина искали сокрытый в стене образ. Патриарх Тарасий призывал молиться настоятелей и затворников по всем монастырям, чтобы открыл Господь, «где сокровенна» икона Пречистой Богородицы. Наконец, одному затворнику в сонном видении было дано повеление искать ее в Пантократоре. По его указанию сокрытая икона была обретена: зажженная перед ней лампада чудесным образом продолжала гореть все эти годы. Икону торжественно вынесли оттуда и снова поставили во Влахернском храме. После захвата Константинополя крестоносцами икону снова укрывали в обители Пантократора. Икона вернулась в свой храм, когда была восстановлена Греческая империя. В нем она благоволила пробыть до царствования Иоанна Палеолога, и удалилась из него окончательно за семьдесят лет до взятия турками Константинополя.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.

Паломники из Росси, Украины, Беларуси постоянно совершают поездки в Грузию и непременно посещают Зугдиди, чтобы поклониться святыням Влахернского собора, но более всего вдохновляет их возможность поклониться Ризе Пресвятой Богородицы.


ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ГАЛЕРЕЯ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

Как же попала эта святыня в Зугдиди? После разорения Константинополя Риза, хранившаяся до этого во Влахернском храме, неведомыми путями Божественного Промысла попала в Грузинскую Церковь. Согласно грузинской традиции Риза Пресвятой Богородицы была чудотворной и в течение многих столетий хранилась в Хобском монастыре*. После революции, в эпоху атеизма, о святыне вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец князей Дадиани в Зугдиди, ставший музеем, и заключили в одну из башен. В историческом музее Зугдиди хранятся и другие святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей Мегрелии в 1923–1936 годы.
* Хобский Успенский монастырь находится в Хобском районе Мегрелии, в 27 километрах от Зугдиди. Все постройки в современном состоянии относятся к концу XIII–началу XIV века. В кризисные дни Византийской империи в Грузию была принесена Риза Богородицы, которую поместили в Хобском монастыре. Здесь же оказались мощи св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия. В 1936 году все реликвии вывезли в Зугдиди и поместили в музей. Сейчас в монастыре нет древних святынь, но память о былом осталась, и на гербе местного муниципалитета изображена Риза Богоматери.

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ВНУТРЕННИЙ ВИД (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. (XI–XIV вв.) ГРУЗИЯ

РИЗА БОГОМАТЕРИ В ДВОРЦ-МУЗЕЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ. ФОТО С ПРОЯВИВШИМСЯ ЛИКОМ ХРИСТА. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

В конце прошлого века Риза удивила всех еще одним чудом. Когда ее сняли на кинопленку, а затем просматривали запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами.

Сейчас Риза хранится в витрине музея, она сделана из материала, похожего на холст серо-белого цвета. Лишь один раз в году, 15 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ее приносят в церковь. Этот день очень чтится в Зугдиди и окрестностях, и верующие люди со всей Грузии приезжают поклониться Святыне. Этот праздник называют здесь Влакерноба. Пречистая Риза выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея. После торжественной службы паломники могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество христиан из разных стран приезжают в Грузию поклониться Ризе Божией Матери, промыслом Божиим оказавшейся в Ее Иверском уделе.

РИЗА БОГОМАТЕРИ


Во Влахернском храме Константинополя, освященном 2 июля 457 (474) года, была положена обретенная Риза Богоматери, принесенная из Палестины. Ризу Богоматери, называемую по-еврейски «мафора», что значит «головной покров» (по-гречески – мафорий). Покров этот опускался на плечи, поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с Ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть пояса Ее. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «вдохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XV в. (НА ОСНОВЕ XIII в.) КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме (Влахернском) и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время». Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 626 году, персами в 677 году, арабами в 717 году. Но наиболее важным для русских людей являются события 860 года, когда Русь впервые заявила всему миру о себе.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Войск для защиты столицы практически не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император Михаил III (842–867) возвратился в столицу и, как гласят византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА ВЛАХЕРНСКОГО (ГТГ)

Патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье»,– говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край ее в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божию власть и отступили». Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь. В воспоминание этих событий Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

ПОСЕЛЕНИЕ АСКОЛЬДА И ДИРА В КИЕВЕ. МИНИАТЮРА

Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи (прежде всего, в Константинополе), посылать дипломатические миссии. Но самым важным событием стал пункт договора о Крещении Руси.

Византийские хронист свидетельствует, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О событиях 860 года повествуют не только греческие, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозываться Русская земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохальным для Руси событием, ибо это свидетельство на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.


ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ. ИКОНА. РУСЬ

Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые братья изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860–861 года братья провели в Корсуни, где святой Кирилл выучил русский язык. Весной 861 года они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с coбой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая. Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Константинополя трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришли славянская письменность и славянское богослужение. Патриарх Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего и первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 года патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием». Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной митрополии и днем рождения Русской Православной Церкви. Поэтому в 1862 году на могиле князя Аскольда в Киеве была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.


ПОХОД КНЯЗЯ ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД. МИНИАТЮРА. ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит князем-язычником – «вещим Олегом». Святая Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.

В 907 году «вещий Олег», как и его предшественник Аскодьд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратах Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и на будущем гербе Московского государства – святой великомученик Георгий Победоносец на коне.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА

Замечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимире на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, то есть в одно время с установлением празднования дня Покрова Богородицы.

Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасала от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь святым Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня), после чего в Русской Церкви стали праздновать день Положения Ризы Богоматери во Влахерне.

РИЗА БОГОМАТЕРИ В МУЗЕЕ-ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ В ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Летом 1451 года под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда святой Патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. В ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву частью Своей святой Ризы и явила Свой Покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Ее святой Ризы во Влахерне.

В память избавления Москвы от татарского нашествия святитель Иона воздвиг в том же1451 году в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.

ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ


ДРЕВНЯЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В середине Х века миру было явлено знамение, связанное с Влехернским храмом и упоминаемой нами святыней. В то время Византия вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась перед угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – наступал рассвет.

Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу ночи у блаженного Андрея открылись духовные очи, и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе был сияющий мафорий, Ее сопровождали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию: «Видишь ли ты Владычицу?». Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».


ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ХУД. ДИОНИСИЙ. 1502 г.

Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у Царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякаго человека, молящагося Тебе и призывающаго имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неисцелен!»

Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только святые Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.

Святой Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.


В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому Святая Церковь воспевает в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

До XII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, однако ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Впервые общецерковное празднование дня Покрова Богородицы было установлено на Руси. В Прологе XII века записано: «Се убо, егда в мыслех помышлях, кяко стршное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника остается Святый Покров Tвой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».


ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

В XII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе один из самых прекрасных на Руси – храм Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей нашей. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади – тоже Покровский.

Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине XII века при святом благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого празднования была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.

Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников. Русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Божией Матери. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз в течение дня повторяют молитвы к Ней, стараются особо отмечать дни, связанные с памятью Пречистой.


ПРАЗДНИК ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ГРЕЦИИ. 2012 г.

Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков в день празднования Покрова Богоматери. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.

Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:

Покро́ва Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же, я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.

ПОЯС БОГОМАТЕРИ


СОВРЕМЕННАЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ ДРЕВНЕЙ

Следует сказать и о судьбе пояса Богоматери. Многие года пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408)) был перенесен в Константинополь.
После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии, прославившихся множеством чудес:
– монастырь Ватопед (Афон) – дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары;
– монастырь Троодитисса (Кипр);
– Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) – часть, привезенная племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV.
Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года. Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), спустя неделю после церковного новолетия, и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: «Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость».

Александр Трофимов

Православная церковь ежегодно отмечает праздник Положение ризы Пресвятой Богородицы. Приходится он на 15 июля по новому стилю или Григорианскому календарю, что соответствует 2-му июля Юлианского или старого летоисчисления. Из Богородичных праздников это событие не столь известно, как Благовещение или Тем не менее, для духовной жизни Москвы этот праздник имеет особое значение. Ведь одна из многочисленных кремлёвских церквей, освящена именно в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Этому событию посвящена и главная икона храма.

Фото с сайта https://holy-robe-deposition-church.kreml.ru/icons/view/mestny-ryad/

Сохранённая святыня. Положение ризы Пресвятой Богородицы

Обратимся к истории обретения ризы Девы Марии и положением её в храм во Влахернах. Положение ризы Пресвятой Богородицы тесно связано с . Схематично напомним, что Дева Мария получила весть о своём переселении в небесную обитель за три дня до успения. У Неё было время сделать последние распоряжения.
Позаботилась Богородица о своей скудной одежде. Имела Дева Мария только два платья. Их Она оставила двум вдовицам. Эти женщины получали от Неё помощь и служили у Неё. Одна из вдовиц завещала, чтобы этот священный дар всегда передавался по наследству от одной девицы к другой и хранился с великим благоговением. Что и было исполнено. Риза пресвятой Богородицы несколько веков находилась в одной семье в Назарете.

В середине V века святыню хитростью вынесли из дома, где она хранилась столько времени. Случилось так, что путешествующие по святым местам знатные греческие сановники, братья Галвий и Кандид на пути в Иерусалим остановились в Назарете в доме, где пребывала риза Пресвятой Богородицы. Они увидели сияющую и благоухающую внутреннюю комнату, куда поместили ковчег с ризой. Благочестивая хозяйка созналась, что хранит священную реликвию, ризу Богородицы.

Братья замыслили похитить святыню. Они изготовили точно такой же ковчег. На обратном пути из Иерусалима в Константинополь подменили реликварий и увезли с собой святые одежды Девы Марии.


Положение ризы Пресвятой Богородицы- фреска на северной стене Ризоположенской церкви Московского Кремля

Храм во Влахернах. Положение ризы Пресвятой Богородицы

Братья поместили ковчег в своих владениях недалеко от Константинополя в местечке Влахерны, на морском побережье. Специально для святыни они построили небольшой деревянный молитвенный дом.
Вскоре невозможно стало скрывать от людей сокровище. Ежедневно у раки с ризой Пресвятой Богородицы совершались многие чудеса. Объятые ужасом братья поведали о сей святыне византийскому императору Льву и патриарху Геннадию I. С радостью священная риза была принята. Вскоре во Влахернах на берегу одноименного залива построили величественный храм в честь Пречистой Богородицы и поместили туда раку со святыней. В честь этого события церковью установлен праздник «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». Напомню, что празднуется он 15 июля по новому стилю.

В XVII веке частица ризы Пресвятой Богородицы усердием князя Василия Голицына была привезена в Москву и помещена в .

Чудо ризы Девы Марии. Положение ризы Пресвятой Богородицы

Самое известное чудо, совершённое Ризой Пресвятой Богородицы датируется 866-м годом. Тогда войска славянских язычников под предводительством киевских князей Аскольда и Дира пошли войной на Византию и встали под стенами Царьграда.
Во время осады города ризу Богоматери под слезные молитвы народа и пение священных песен принесли на берег моря. Едва коснулась она воды, как дотоле тихое море взволновалось, поднялась буря и разметала корабли неприятеля. Аскольд и Дир, поражённые чудом, приняли христианскую веру.

После чудесного избавления города от врагов в память об этом событии был написан первый Акафист Пресвятой Богородице. Впервые его прочли во Влахернском храме в ночь после свершения чуда.

Акафистом Пресвятой Богородице называется хвалебный гимн в её честь. Замечу, что слово “акафист” происходит от греческого «акафистос», что буквально означает «неседален». То есть акафист исполняют стоя.
Напомню, что в московской часть сюжетов стенописи иллюстрирует Акафист Пресвятой Богородице.

Источник:
“Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составитель – София Снессорева, 2013.
Впервые книга была опубликована в 1911-м году.

Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери).

Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье.

Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса.

С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Праздник Ризоположения с древности празднуется и на Руси. В его честь святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Здесь со святыней также связаны многие чудесные и знаменательные события.

15 июля (2 июля по старому стилю) Церковь празднует положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день иначе именуется праздником Ризположения. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием Суздальским. Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала от неприятеля и первопрестольную Москву. Вот история обретения этой великой святыни.

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божьего - Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей - хромых, слепых, глухих... И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь.

Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходить, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей - одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти.

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 (15) июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. - сарацины, а в 866 г. витязи Аскольд и Дир. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря - Аскольд и Дир - вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти уже войной на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией.

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Каллиста, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы. После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется.

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения в Московском Кремле). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. После изъятия церковных ценностей советской властью святыня попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Русской Церкви.