Новый храм на сретенском бульваре. Предстоятель русской церкви освятил храм воскресения христова и новомучеников и исповедников церкви русской в московском сретенском монастыре

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Десятилетие восстановления единства Русской православной церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской.

Русская зарубежная церковь возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Москве Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, сделавший РПЦЗ самоуправляемой частью Русской церкви.

Освящение собора

Специально на торжества в российскую столицу приехала делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Посетил их и президент России Владимир Путин.

Величественный собор на территории Сретенского монастыря был построен на пожертвования за три с небольшим года, к 100-летней годовщине трагических событий 1917 года. Великое освящение собора и первую в нем Божественную литургию совершил в четверг, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм, рассчитанный на 2 тысячи человек, не смог вместить всех молящихся — сотни человек следили за трансляцией богослужения на большом экране на монастырской площади. В руках люди держали фотографии и портреты священнослужителей и мирян, погибших в результате гонений на Церковь в XX веке. Всего на данный момент в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру.

После освящения храма патриарх с духовенством — все в белом, праздничном облачении — прошли крестным ходом в древний собор обители в честь Владимирской иконы Божией Матери, откуда перенесли в новый храм мощи небесного покровителя обители и его настоятеля в 1920-е годы, священномученика Илариона (Троицкого). Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где настоятель Сретенского монастыря с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Сама обитель была основана в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а после 1925 года был закрыт и разорен, в сохранившихся зданиях находилась тюрьма для священников и тех, кто не отрекся от веры.

Примирение нации

Тема примирения и сохранения единства российской нации на торжествах была главной — говорилось ли о воссоединении двух частей Русской церкви, или же о новомучениках и исповедниках XX века, в память о которых был выстроен храм. Этот собор, посвященный одновременно и Воскресению Христову, и новомученикам, и олицетворяет собой примирение.

"Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов, и поэтому наша общая обязанность делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации", — сказал глава государства по завершении богослужения в Сретенском монастыре.

Ключ, который помогает преодолевать разногласия, — это сознание общности целей, сказал президент. По его словам, главная из которых есть "благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом". Восстановление единства Русской церкви, десятилетие которого отмечается в эти дни, — яркое подтверждение этого, продолжил Путин. Путь к возрождению церковной целостности был непростым, за долгие годы разобщенности накопилось слишком много противоречий, однако обе церкви сумели пройти этот путь. отметил глава государства.

"Восстановление единства… стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом примирения, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас", — отметил президент России.

С 10-летней годовщиной воссоединения РПЦ и РПЦЗ поздравил паству и патриарх, выразивший надежду, что результаты этого события станут со временем "еще более явственными и значительными для всей Церкви". Предстоятель призвал углублять единство и делать его еще более прочным, тем самым служа "восстановлению благочестия и веры в народе".

Новомученики и РПЦЗ

Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал священник.

То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: "ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству".

Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев. Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской православной церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского собора — собора "мужественного стояния за святое православие и единство Церкви", как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий.

"Торжествующий собор"

Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора, в центре которого находится большой баптистерий — купель для крещения, посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. Именно икону Иоанна Крестителя XIX века передал в дар храму Владимир Путин, подробно ознакомившийся со всеми достопримечательностями обители.

Как сообщили в патриархии, на двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. Здесь также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Советник мэра Москвы и патриарха по вопросам строительства храмов, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин назвал "настоящим подвижничеством" тот факт, что подобное храмовое сооружение в небольшом по площади месте и в уже сложившейся застройке возвели за столь короткие сроки. Сам наместник Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) назвал новоосвященный собор "очень светлым, радостным, торжествующим".

"Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, его святых новомучеников и исповедников, — говорит епископ Тихон. — Господь исполнил желание нашего сердца… Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все — только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников".

25 мая 2017 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершено великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в древнем московском Сретенском монастыре.

Новый собор на территории Сретенского мужского монастыря возводился на протяжении более трех лет на пожертвования. Его построили к 100-летней годовщине революционных событий 1917 года.

Закладной камень на месте строительства 28 декабря 2013 года освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Высота храма — 61 метр, а общая площадь фресок составляет более 6 тысяч квадратных метров. На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение.




Сретенский монастырь и новый храм

Действующий ныне мужской Сретенский монастырь был основан в 1397 году. В 1917 году Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы за православие, но в 1925 был закрыт, а в 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря была разрушена. На их месте разместилось общежитие офицеров НКВД, а на монастырской территории велись расстрелы. В память о жертвах при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест.

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской православной церкви и открыт как приходской храм. В 1993 году открыто подворье Псково-Печерского монастыря, которое через два года было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

При храме будут созданы два музея — новомучеников и Туринской плащаницы. Наместником нового монастыря стал епископ Егорьевский Тихон.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

wrote in October 2nd, 2017

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек. Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку.



Этот сюжет подготовлен в сотрудничестве с крупнейшим сообществом московских блогеров Мосблог http://mosblog.livejournal.com и куратором Юлией https://rijaya-koshka.livejournal.com . Об истории обители на Сретенке можно узнать, обратившись в Паломнический центр, расположенный на территории Сретенского монастыря.


2016 год, строительство нового храма

Слово «сретение» означает - встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные - на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи Святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и Церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы - савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Когда миновали кровожадные времена, в монастыре разместился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Сотрудники центра сохранили для отечественной и мировой культуры тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства, среди которых фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы. В 1958-1962 годах был отреставрирован единственный сохранившийся храм Сретенского монастыря - собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1991 году здание собора было передано Русской Православной Церкви, к храму пристроили галерею со звонницей, а территорию обнесли новой оградой в стиле XVII века.

Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Новый храм в честь новомучеников и исповедников станет религиозным центром и «будет способствовать укоренению в нашем обществе идей добра, взаимоуважения и примирения», добавил президент.

Освятил храм патриарх Кирилл. В своей речи он отметил, что храм расположился рядом с Лубянской площадью, «где совершались неправедные суды над многими людьми, в том числе над нашими иерархами, священниками, верующим народом».

Сретенский монастырь был закрыт в 1925 году, большинство зданий на его территории были разрушены, в оставшихся помещениях в 1930-х годах размещалось общежитие НКВД. На территории монастыря сотрудники органов госбезопасности проводили расстрелы. На месте погоста была построена школа, в самом соборе монастыря располагался художественный центр.

Здание было возвращено в пользование РПЦ в 1991 году, спустя пять лет Тихон был назначен наместником монастыря. В это же время началось активное строительство на территории Сретенского монастыря. ​С 1999 года на территории монастыря начинает работу высшее православное монастырское училище (РПЦ позднее переименует его в Сретенскую духовную семинарию).

До 2010 года на одной территории со Сретенским монастырем располагалась школа №1216 с углубленным изучением французского языка. Она была построена в советские годы. Здание школы передали в безвозмездное пользование РПЦ, и учебное заведение переехало на Брошевский переулок.

Патриарх Кирилл в 2011 году заявил о намерении построить на территории монастыря храм, чтобы увековечить память «погибших за веру в годы гонений на Церковь». Конкурс проектов нового храма прошел в 2012 году, на нем победил проект архитектора Дмитрия Смирнова и художника Юрия Купера. Высота здания составила 61 м, площадь — 10 тыс. кв. м. Строительство Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской началось в декабре 2013 года.

В интервью РБК в 2016 году епископ Тихон рассказывал, что Сретенский монастырь перечисляет в патриархию ежегодные взносы размером от 3 млн до 5 млн руб. По его словам, основными источниками дохода храма являются монастырское издательство и доходы от сельскохозяйственной деятельности кооператива «Воскресение» в Рязанской области.

Епископ Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; родился 2 июля 1958 года, Москва) — архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викарианством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Член попечительского совета Фонда святителя Василия Великого (учредитель фонда — бизнесмен Константин Малофеев). По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. В сентябре 2003 года сопровождал главу государства в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II первоиерарху РПЦЗ (Русская православная церковь за границей) митрополиту Лавру посетить Россию. В СМИ епископа Тихона (Шевкунова) называли духовником Константина Малофеева (но сам Малофеев утверждает, что его духовником является монах из Троице-Сергиевой лавры) и Владимира Путина.