Троицкая суббота что за праздник. Троицкая родительская суббота

17.09.2023 Праздник

Троицкая родительская суббота является одним из нескольких дней, когда поминают память усопших. Троицкая суббота приходится на субботу перед Святой Троицей. Когда же будет Троицкая родительская суббота в 2019 году? Что можно и что нельзя делать в этот день?

Поминальные дни. На какой день приходится Троицкая родительская суббота в 2019 году?

Родительских суббот или же таких особых дней, когда поминали умерших близких и родных людей, несколько, а именно: субботы второй и четвертой седьмицы Великого поста, Радоница, Мясопустная родительская суббота, Троицкая и Дмитриевская, а также поминание погибших воинов. Но всех усопших православных христиан поминают в Мясопустную и Троицкую родительские субботы, которые и считаются Вселенскими. Мясопустная родительская суббота накануне мясопустной недели перед Великим постом. А вот Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы, что также носит название Пятидесятница.


Этот день имеет большую важность для всех, в чьей семье кто-то ушел из жизни, то есть для каждого человека. В это день принято убрать на том месте, где покоиться тело усопшего, помянуть его. Душа человека уже давно на небесах, откуда он и наблюдает за своими близкими. В Троицкую субботу нужно думать только о хорошем, мысленно общаться со своими близкими людьми, который уже нет с нами.

Что нужно делать в Троицкую родительскую субботу?

Как уже говорилось, Троицка родительская суббота – это день, когда все православные поминают своих родных и близких. Поэтому, почтить памятью усопших родственников – это основное занятие этого дня.

Родительские субботы позволяют всей родне собраться вместе, вспомнить тех, кого уже нет на этом свете.

Обязательно в этот день нужно сходить в церковь. Веряне приходят в храм на вселенскую панихиду. В храм нудно идти с утра, а после этого посетить могилы усопших родственников и знакомых.

В этот день, на предварительно убранных могилах, ставят цветы, украшают их зеленью, а также устраивают поминальные обеды.

Зачем нужно молиться за тех людей, которые умерли? При жизни каждый сам выбирает, как будет идти его жизнь, будет он праведником или всю жизнь будет грешить, считая, что время покаяться еще будет. Но никто не может с уверенностью сказать, какой день будет для него последним. В большинстве случаев человек вовсе не готов покинуть этот мир, смерть настигает его внезапно, ломая все планы. Поэтому помочь ему могут только его близкие люди, которые продолжают жить. А сделать они это могут через молитвы, которые необходимы даже тем людям, которые никогда не грешили.

Именно для этого церковью было установлено специальные поминальные дни.

Придя в храм в этот день, нужно написать записку, на которой следует написать «О упокоении» и далее имя усопшего. Желательно писать церковное имя человека, но не больше 10 имен на одной записке. Она должна быть написана разборчиво.

Нужно знать, что в записках можно писать имена только тех усопших, которые отпевались священников, а вот те, которые покончили жизнь самоубийством, не упоминаются. Это большой грех, и священник просто не имеет права молиться за них.

Если же возникают какие-либо сомнения по написанию такой записки, нужно обязательно посоветоваться со священником. Он с радостью подскажет, как это лучше сделать.

Что нельзя делать в Троицкую родительскую субботу?

Даже если попасть в церковь в Троицкую родительскую субботу по какой-то причине не удалось, можно прочесть молитву про усопших родных и близких дома, главное, делать это искренне, всей душой.

Люди, которые покончили жизнь самоубийством или не прошли таинство крещения, не могут отмаливаться церковью. Некоторые люди считают, что именно в Троицкую родительскую субботу можно подавать прошение об упокоение этих душ, что в корне неверно.

Считается также, что в этот нельзя убирать в квартире, стирать, мыть грязную посуду. Но это скорее придумали те люди, кто не хочет ничего делать и пытается найти различные отговорки.

Служители же церкви говорят по этому поводу, что работать в этой день можно, но основное время должно быть уделено молитвам и посещению церкви.

Троицкая суббота - день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Троицкая суббота (Вселенская, Родительская, Духовская, Клечальная, Троицкая субботка, "троицкие родители") ‑ один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших; входит в праздничный цикл Семик‑Троица. В 2011 году Троицкая родительская суббота приходится на 11 июня.

В церковном календаре предшествующий Троице день . Во время Вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год ‑ в Мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной. Каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников ‑ "родителей", а также родных, умерших "не своей смертью".

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в храмах служат парастаc . Парастаc (с греческого - "ходатайство"), когда вся Церковь во время службы ходатайствует за своих усопших.

В родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера. Присутствуют поминальный канон, поминальные стихиры, песнопения. Вечерня переходит в утреню, а после утрени и Литургии обязательно служится Вселенская панихида.

По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших .

В мифологических представлениях славян, период Семик‑Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень ‑ деревья, травы, цветы. Главная задача живых ‑ встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.

В некоторых местах троицкая суббота считалась самым большим и почитаемым днем поминовения умерших. Именно поэтому у русского старообрядческого населения Забайкалья на "троицких родителей", в отличие от других поминальных праздников, в церкви или в молельном доме служилась "всенощная". На службу крестьяне приносили яйца, кутью, лепешки, подавали деньги на престол. Ритуальные блюда освящали.

Поминовение осмыслялось как ритуальное общение живых и умерших родственников, сопровождавшееся определенными действиями. Кроме церкви, в этот день обязательно ходили на кладбище, "чтобы навестить могилы и поклониться умершим родным и знакомым". С собой приносили обычно поминальную еду, троицкие березовые ветки, цветы, венки, веники. В Калужской губернии кладбище посещали только девушки и молодые женщины; они собирались вместе и приходили обычно после обеда.

Центральным ритуальным действием на кладбищах в некоторых местах было "опахивание могил". Пришедшие на кладбище обметали могилы родных березовые веточками, троицкими цветами или вениками, после этого веточки и, иногда цветы, "торкали" в могильную землю. Крестьяне Псковской губернии считали, что они таким образом, "мертвым глаза открывают", "глаза у родителей прочищают"; в Новгородской и южнорусских губерниях опахивали вениками могилы для того, чтобы "родителей попарить"; при этом верили, что "душеньки их радоваться будут". Опахивание в Петербургской губернии сопровождалось громкими причитаниями по умершим. Перед уходом могилку "запахивают", чтобы закрыть глаза родителям. На могильный холмик, помимо веток и цветов, клали венки.

Повсеместно на кладбище устраивали ритуальную трапезу, основные блюда которой ‑ кутья, блины, яйца, покрашенные свежей зеленой листвой берез. На могилу стелили скатерть, раскладывали кушанья; для "родителей" на перекрестье или в подножие креста крошили яйца, сыпали зерно и кутью; нередко это делали крестообразным движением руки. Умершего приглашали к трапезе словами: "Приди (называли имя) и поешь" или "Выходи и угощайся". В ряде мест трапеза, устраиваемая на могилах, была более обильной и зачастую сопровождалась распитием хмельных напитков.

Среди псковских крестьян существовал обычай держаться за могильный крест руками, чтобы "родители почувствовали, что ты был на могиле"; согласно местным поверьям, покойники выходят в этот день из могил, также держась за крест. В Костромской области был распространен обычай "кликать родителей" (взывать к ним).

Посещение могил родственников нередко заканчивалось веселым гулянием, которое устраивали здесь же на кладбище.

Поминовение продолжалось и в поселении ‑ крестьяне ждали "родителей" в гости. С этой целью у домов устанавливали березки, ‑ "На березу прилетит кукушка, кукушка ‑ это почти то же самое, что родители", ‑ говорили псковичи. Под березу ставили ковшик с водой, чтобы "родители мылись". Дорогу в дом предкам также указывали березы, стоявшие с двух сторон крыльца. "Родители" могли войти в дом и по полотенцу, специально для этого вывешенному на стену или окно.

В домах устраивали поминальные трапезы. Так, у семейских ‑ русских старообрядцев Забайкалья, после всенощной службы вся семья собиралась за столом, читалась молитва, а затем каждый должен был съесть три ложки кутьи, освященной в церкви.

Упоминается также обычай топить на Троицу баню для умерших. Крестьяне считали в этот день необходимо растопить баню, а после помывки в ней всех членов семьи оставить воду и веник для "родителей".

Раздача милостыни нуждающимся, осуществляемая для поминовения умерших, в родительские дни, в частности в троицкую субботу, получала особое оформление. Зажиточные крестьяне Жиздринского уезда Калужской губернии долгое время соблюдали старинный обычай, согласно которому они в троицкую субботу резали барана или годовалого поросенка, кормили бедных крестьян и делали обед для соседей.

У семейских Забайкалья в троицкую субботу "делали чертежи". Каждый крестьянин выбирал в лесу участок для будущей пашни и отмечал его ‑ ошкуривал кору деревьев. Считалось, что "зачерченный" в день поминовения предков лес будет находиться под их защитой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Субботу перед Троицей православная церковь посвящает поминовению всех усопших — от прародителя человеческого рода Адама до наших дней.

Это вторая Вселенская родительская суббота в году, в которую проводятся особые богослужения в храмах — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

В субботу перед Троицей заупокойную службу называют: "Память, совершаемая всех от века почивших православных христиан, отец и братии наших".

Суббота перед Троицей

Определенной даты в церковном календаре родительская суббота перед Троицей не имеет, так как привязана ко дню празднования Пасхи. Православная церковь отмечает его на девятый день после Вознесения — в субботу перед Святой Троицей или Пятидесятницей.

В церковном календаре в году семь родительских суббот - Троицкая шестая из них. Все, кроме одной — Поминовение усопших воинов 9 мая, имеют переходящую дату. В православных храмах в эти субботы совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские - Православная церковь в эти дни молитвенно поминает вообще всех умерших.

Таких родительских суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2019 году отмечают 2 марта) и перед Троицей. В эти субботы совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

В этот день особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в горах, в море, в сражении, от инфекционных болезней или голода, во время стихийных бедствий, кто перед смертью не успел покаяться, и над кем погребального обряда не было совершено.

Основываясь на апостольском учении, Церковь установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История и суть субботы перед Троицей

Самый древний поминальный день в христианстве, наверное, Вселенская родительская суббота перед Святой Троицей. Он был установлен с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается эта поминальная суббота всегда накануне Троицы - отсюда и название.

В эту субботу, согласно преданию, христиане гонимые и никем не признанные, собирались вместе, чтобы почтить память казненных и замученных братьев и сестер по вере, которые не получили должного погребения.

Поминать в родительскую субботу перед Троицей всех от века почивших православная церковь считает важным. Потому, что День Святой Троицы считается своеобразным днем рождения Вселенской Апостольской церкви, а Троицкая суббота как бы является последним днем Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.

Святой Дух, как говорит Церковь, сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, священнослужители в родительскую субботу призывает всех людей совершить поминовение для того, чтобы очистить спасительной благодатью Святого Духа все души.

Во время службы в эту субботу вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, с тем, чтобы каждый человек помнил, что ответить за совершенные греховные деяния придется во время Суда.

Церковь дает шанс на спасение души каждому, поэтому и установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех, от века умерших, особенно тех, кто скончался внезапной смертью, и молит о их помиловании Господа.

Традиции

Накануне родительской субботы — в пятницу вечером, в православных храмах по традиции служится великая панихида, которую на греческом называется "парастас". В субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, а после нее — общую панихиду.

В эти субботы, по традиции, в храмах поминают своих усопших родителей— люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение в загробном мире их души.

По старой церковной традиции, прихожане для совершения литургии приносят в храм постные продукты и вино, которые освящают во время богослужения, а потом раздают всем желающим.

После посещения храма люди, по традиции, отправляются на кладбище — приводят в порядок могилы и читают молитвы за упокой души умерших родственников.

Священнослужители считают, что отстоять богослужение в храме в этот день важнее, чем поехать на кладбище, так как молитва гораздо важнее для умерших родных и близких людей, чем посещение могилы.

Помолиться об упокоении почивших можно и дома, если нет возможности посетить в эти поминальные субботы храм и кладбище. Обязательная раздача милостыни с просьбой помолиться об усопших является еще одной традицией Троицкой субботы.

В родительскую субботу перед Троицей по народной традиции нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

По мнению священнослужителей, ограничения в работе прежде всего существуют для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма.

Начинать родительскую субботу перед Троицей надо с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись домой из храма, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные обычаи поминовения умерших на Руси несколько отличались от церковных традиций.

Накануне больших праздников — Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, люди, по традиции, посещали могилки родственников.

Дмитриевскую родительскую субботу - последнюю поминальную субботу в году, в народе почитали больше всего. В 2019 году она выпадает на 2 ноября.

© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov

Репродукция копии иконы "Троица". Художник Андрей Рублев.

Указ о проведении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим", издал Николай II в 1903-м.

На Украине и в Белоруссии также есть традиция особого поминовения почивших - эти дни называли "Дедами". Таких "Дедов" в году было до шести. В народе считали, что в эти дни все умершие родственники незримо присоединяются к семейной поминальной трапезе.

В родительские субботы, по древнему обычаю, было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовили сладкую кашу, по традиции, из целых зерен пшеницы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Этому обычаю сегодня мало кто следует - кутью в основном готовят на поминки.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников