Наша история. Малочисленные народы Южного Урала: немцы, поляки, евреи Евреи предуралья

24.06.2020 Деньги

Первые евреи появились на Урале в XVII столетии, еще до начало строительства столицы края – Екатеринбурга. Последующее разделение польского государства Речи Посполитой в XVIII веке спровоцировало массовое переселение евреев в Российскую империю. Екатерина II указала расселить еврейский народ до определенной границы – «черты оседлости», за пределами которой могли селиться лишь те, кто принял христианство или же отслужил в царской армии 25 лет.

Помимо этого, евреям в то время не выдавались земли для занятия сельского хозяйства и земледелия. Итог этих обстоятельств и побудил заниматься иным трудом, например: юридическое дело, врачевание, скульптура, торговля, банковское дело и т.д.

Долгое время чиновники пытались навязать евреям местный быт и культуру, смешать их общину с русским народом. Забирали их в армию, силой заставляли принимать православие, награждали денежной премией за отречение от родной веры и обращение в христианство.

Фундаментом еврейской общины в Екатеринбурге стали солдаты-кантонисты, прибывшие сюда из Николаевской губернии (юг современной Украины). Уже к завершению XIX столетия евреи в Екатеринбурге развернули интенсивное коммерческое предпринимательство. В дальнейшем они обзавелись крупными домами, часть из них стали промышленниками. Местная интеллигенция составлялась в том числе из иудеев, яркий пример – в 1906 году инженер Лев Кроль стал обладателем депутатского чина.

Черты оседлости евреев в Екатеринбурге

Никто точно не знает, существовали ли обязательные соблюдения «черты оседлости» в Екатеринбурге для евреев. В начале XX века существовали места компактного проживания возле синагоги и домов для молитв. Образовываются иудейские специальные школы и появляются погосты, где и находилось одно из первых зданий для служения богу – для этих целей из городской казны евреям были выделены средства для аренды дома на левом берегу реки Исети. К тому времени в столице Урала численность евреев превышала тысячу человек, а после революции произошел резкий прирост их численности.

Выделяются 3 волны дальнейшего переселения евреев на Урал:

  • Во время I мировой войны, евреев эвакуировали семьями с западных регионов Российской империи.
  • После свержения Николая II временное правительство убрало «черту оседлости» – этот фактор способствовал расселению евреев по всей России. А город Екатеринбург ввиду торгового и промышленного потенциала стал привлекательным местом жительства.
  • В советские годы в связи с большими стройками очень нужны были инженеры, архитекторы и прочие специалисты, требующие высокой квалификации. На Урал приезжали образованные евреи нужных профессий. В принципе, этот народ всегда славился высоким уровнем образованности, а квалифицированные работники, как известно, в цене.

Современная еврейская община Екатеринбурга исчисляется тысячами человек. Они коммуницируют на уровне местных, всероссийских и международных организаций. К примеру, Европейский еврейский конгресс, президентом которой является Вячеслав Моше Кантор

ЕВРЕИ, самоназвание - йегудим (на иврит), йид (на идиш). Формирование еврейского народа связывают с периодом II тыс. до н.э., когда на территории древнего Ханаана (совр. Израиль) произошла интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай, где появилось государство Иудея. В 586 году до н.э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение). С падением Нововавилонского царства (539 год до н.э.) часть евреев возвратилась в Иудею. С этого времени начинает складываться модель этнического развития евреев с симво-лическим и культурным центром в Израиле и обширной диаспорой. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н.э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. Сегодня евреи расселены по всему миру, общая их числен¬ность составляет около 13 млн. человек. Численность евреев в России в 2002 году составила 230 тыс. человек, сократившись почти вдвое по сравнению с 1989 годом (536,85 тыс.). Первые упоминания о еврейских общинах в Киев¬ской Руси относятся к X в. Антиеврейские настроения в Западной и Центральной Европе в средневековье способствовали появлению еврейских общин в Москве, Новгороде и других городах. Традиционно евреи занимались различ¬ными ремеслами, торговлей, ростовщичеством. При Екатерине II во второй половине XVIII в. вследствие раздела Польши и присоединения ее областей к Российской империи значительное число польских евреев оказалось под влиянием России. Начало формирования еврейской диаспоры в Прикамье относится к первой четверти XIX века. Основу еврейского населения положили ссыльные, а также мигранты, перебирающиеся вглубь страны. Согласно законам Российской империи, Пермь была самым крайним, западным пунктом, где евреям раз¬решалось размещаться на поселение. Введение рекрутской повинности (указ Николая I от 26 августа 1827 г.) стало новым этапом еврейской миграции на Урал. В Прикамье начинают прибывать еврейские рекруты (евреи-кантонисты, обращенные в православие). Таким образом, ядро еврейского населения в Пермской губернии составляли ссыльные и военнослужащие. Постепенно в Перми появляется еврейская городская интеллигенция: врачи, инженеры, купцы, музыканты, певцы. В этот период евреи занимаются преимущественно ремеслом и торговлей. В 1840-х гг. появилось первое еврейское кладбище, сохранившееся до наших дней. В 1869 г. в Перми был открыт молельный дом, в котором размещалась религиозная школа, а в 1886 г. возведена синагога. Деревянную «солдатскую» синагогу (1886) дополнила построенная в 1903 г. каменная синагога на Екатерининской, ныне Большевистской, улице. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., иудейское население Пермской губернии составляло чуть более двух тысяч человек. Рост происходил и за счет увеличения числа ремесленников, прибывших из «черты оседлости». Так, к 1910 г. в Перми проживало более полутора тысяч евреев, что составляло 2,6% от всего населения города. В 1913 г. было открыто еврейское двухклассное училище, в котором обучалось до 170 детей. Кроме общеобразовательных предметов в программу обучения вплоть до 1919 г. входил иврит и история еврейского народа. В годы Первой мировой был отмечен новый миграционный виток в развитии еврейской диаспоры, в Прикамье прибывают беженцы из западных губерний России, а в годы Гражданской войны на Урал устремился но¬вый поток переселенцев (евреи, спасавшиеся от погромной волны, прокатившейся по западным губерниям царской России). В 1920 г. еврейское население города составляло уже 2,6 тыс. человек, или 4% от количества жителей Перми. С 1920-х гг. в Перми работала начальная школа на идиш, библиотека. В 1939-40-х гг. еврейское население Перми пополнилось ссыльными из западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и беженцами из Полыни, оккупированной немцами. В годы Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано множество промышленных предприятий и учреждений культуры. Еврейское население вновь пополнилось. В 1947 г. была воссоздана религиозная община, но все необходимые ритуалы по-прежнему проводились в частных домах. В конце 1950-х гг. Пермь привлекает еврейскую молодежь, желающую получить высшее образование, своим практическим отсутствием дискриминации еврейских абитуриентов. Во второй половине XX в. в связи с ассимиляционными процессами, увеличением количества смешанных браков, миграцией 1950 и 1980-х гг. внутри страны произошло некоторое снижение численности еврейского населения в Прикамье. Так, по переписи 1989 г., в Перми проживало 5,1 тыс. евреев. В 1990-е гг. наблюдался значительный миграционный отток в Израиль, ослабивший пермскую диаспору, пик миграции приходился на 1990-1994 гг. По переписи 2002 г., в Пермском крае проживает 2,6 тыс. представителей еврейского народа. Большая часть пермских евреев, как и большинство евреев России, принадлежит к этнографической группе восточно-европейских евреев, считавших родным языком идиш. Большая часть евреев говорит на языке страны, в которой живет. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш. Официальным языком евреев Израиля является иврит, относится к семито-хамитской языковой семье. Все еврейские обычаи и обряды связаны с религией. Поэтому наибольшая устойчивость и сохранность традиционной культуры проявились в календарной обрядности. Из религиозных праздников наиболее значимыми являются Рош-а-Шана (Новый год), Йом Кипур (Судный день), Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Суккот (Кущи), Пурим, Тубишват, Ханука, Лаг Ба-Омер. В пище действует правило кашрута (религиозного табу), запрещающего смешивание молочных и мясных продуктов. Евреи на сегодняшний день полностью интегрированы в местное сообщество и присутствуют практически во всех отраслях экономики. Большое количество евреев задействовано в сфере науки, культуры и искусства. Огромную роль в сохранении этнической идентификации играли религия и образование на родном языке. В Перми начинали свою деятельность организатор первой израильской оперы Мордехай Голинкин, выдающийся дирижер и композитор Арий Пазовский, жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейн, еврейский поэт Пейсах Яновский. Помимо Иудейского религиозного общества (при синагоге), которое входит в состав «КЕРООРа» (Конгресс Еврейских Религиозных организаций и объединений в России), в Перми существует религиозный общинный центр «Хабад Любавич Ор Авнер» - еще одно направление в иудаизме. При нем существует общеобразовательная школа с этнокультурными и религиозными компонентами в образовании, а также воскресная школа и детский сад. При синагоге также есть воскресная школа и детский сад, кошерная столовая. В Перми функционирует также несколько еврейских общественных (светских) организаций: «Гилель», объединяющая еврейскую студенческую молодежь, «Хэсед кохав» - благотворительный фонд, деятельность которого направлена на всестороннюю поддержку пожилой части еврейского населения, «Сохнут» - еврейское агентство в России, занимающееся вопросами репатриации на историческую родину. Общественные национально-культурные организации у евреев появились одними из первых. В 1988 г. в Перми был создан культурный еврейский центр «Менора». С 1990 г. при синагоге начала работу воскресная школа. В 1996 г. была создана Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия (ПРЕНКА), которая включила в себя несколько еврейских организаций.
Сегодня ПРЕНКА активно взаимодействует с органами государственной власти края. При поддержке Администрации губернатора Пермского края в. рамках краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений издается еврейская газета «Иом-йом» («День за днем») о жизни пермских евреев, проводятся фестивали еврейской культуры и традиционные праздники.

Поляки (самоназвание поляци). Принадлежат к западной ветви славянских народов. Основное население Польши. В Рос-сии проживает 73 тыс. человек (по переписи 2002 г.).

Язык - польский. Письменность - на основе латинской графики.

Верующие поляки - в основном католики, есть протестанты.

В России поляки появились в начале XVII в. по окончании «смутного времени» и изгнания польских войск из России. При-нимали участие в освоении Сибири. С середины XVII в. соци-альный состав мигрантов-поляков постоянно менялся. Первоначально это были смоленские и полоцкие шляхтичи, присягнувшие на верность русскому царю и вошедшие в военно-служилое сословие. Следы их пребывания на Южном Урале (во всяком случае - в Уфе) просматриваются. Ярким эпизодом истории Урала явилось пребывание здесь ссыльных конфедератов. Взятые в плен конфедераты были сосланы в города Урала, часть из них стали рядовыми в Оренбургском отдельном корпусе. Они оставили заметный след в развитии местной культуры, в формировании европейских норм жизни.

Приток ссыльных особенно возрос после польских нацио-нально-освободительных восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. В 1865 г. в городах Оренбургской и Уфимской губерний под надзором полиции находилось 485 человек. Кроме этого, часть ссыльных размещалась в селах Челябинского и Уфимского уез-дов. Поляки, сосланные на Урал в XIX в., продолжали традиции, заложенные их предшественниками: выполняли функции врачей, учителей, ученых, музыкантов. В связи с недостатком образованных людей в губернии местные власти вынуждены были допускать ссыльных к работе в различных учреждениях. На службе в Оренбургском губернском правлении состоял У. Родзевич. В Верхнеуральске письмоводителем служил А. Липиницкий, 244 в Оренбургской казенной палате - Р. Шарловский. Учителями были И. Родзевич, В. Коско, А. Шумовский, Э. Страшинский. Многие поляки зарабатывали на жизнь ремеслом: столярным, сапожным, шорным, портняжным. Поляки активно внедрялись в местную среду. Они устанавливали контакты не только с русскими, но и с представителями коренных народов.

Поляки появлялись на Южном Урале не только в качестве ссыльных. Многие из них добровольно избирали Урал местом жительства. С началом строительства Западно-Сибирской же-лезной дороги в Челябинске значительно увеличился контингент польского населения. Поляки служили инженерами, техниками, десятниками, бухгалтерами, счетоводами. Начальником строи-тельства был К.Я. Михайловский; среди административно-управленческого персонала дороги В.М. Павловский, А.В. Ливе-



ровский, А.Ф. Здзярский, братья Штукенберги. Согласно статистическим данным, в Челябинске наблюдался рост католического населения: в 1863 г. - 23 человека, в 1897 - 255, в 1910 - 1864.

Об увеличении численности поляков на Южном Урале достаточно красноречиво говорят факты строительства католических храмов - костелов. Первый такой храм был построен в Оренбурге. В 1898 г. был открыт деревянный костел в Челябинске. В 1909 г. началось строительство каменного костела.

Оседая на новых землях, поляки достаточно часто ассимили-ровались за счет браков, обращались в православие, утрачивали этнические корни. Однако распространение среди старожилов Южного Урала традиционных польских фамилий надежно со-храняет след этого народа в региональной истории.

Немцы (самоназвание дойче). Основное население Германии. По переписи 2002 г., в России проживает 597 тыс. человек, в Челябинской области - 28457 человек.

Язык - немецкий (германская группа индоевропейской языковой семьи).

Конфессиональная принадлежность - христианство (преимущественно католики и лютеране, а также небольшое

количество протестантов: баптистов, адвентистов, меннонитов, пятидесятников).

Предки российских немцев переселялись на территорию страны в разное время и из разных мест. Приток немцев в Россию особенно усилился при Петре I и его приемниках. Это были ремесленники, купцы, ученые, военные. Немцы приняли активное участие в колонизации незаселенных территорий России, в том числе и Южного Урала. Этому способствовала перенаселенность германских земель. В России всех переселенцев из северных земель (в зависимости от политической ситуации) называли шведами, немцами или саксонцами. По переписным дореволюционным документам, их выделяли и по конфессиональному признаку - немецкие переселенцы в Россию были преимущественно лютеране.



Русское название «немцы» обозначало не понимающих русский язык, немых. В число немцев однозначно попадали шведы и голландцы, средипоследних Иван Андреевич Рейенсдорп и Павел Петрович Сухтелен, два губернатора Оренбургского края. Хорошо известно на Урале имя их соотечественника, основателя Екатеринбургской крепости и завода (1723 г.) - Георга Вильгельма де Генина, выдающегося специалист в области фортификации и горно-металлургического дела, генерал-лейтенант артиллерии. Он был приглашен на русскую службу в 1697 г. В течение 12 лет был управляющим казенными заводами на Урале и в Сибири. Де Геннин занимался не только организацией металлургического и военного производства, но и научной деятельностью. Собирал материал для книги об уральских и сибирских заводах и серьез-но интересовался древностями. Ученый собрал большую коллекцию археологических вещей, описания и рисунки которых были включены в книгу (впервые была напечатана на русском языке в 1937 г.). Материалы этой книги привлекают внимание специалистов до настоящего времени.

Строительство заводов и организация военной службы в пог-раничных крепостях привлекли на Южный Урал значительное 246 количество иностранных служащих лютеранского вероисповедания. В середине XVIII в. в Оренбурге уже существовал лютеранский приход. Для обслуживания духовных потребностей прихожан, по представлению губернатора Авраама Путятина, Екатерина II указом от 16 ноября 1767 г. велела «учинить» в Оренбурге должность дивизионного проповедника. Первый проповедник Филипп Вернбюргер прибыл в Оренбург 12 марта 1768 г. Здесь в 1776 г. была освещена первая в губернии лютеранская церковь (кирха) Св. Екатерины. Средства для строительства церкви были собраны по лютеранским приходам России. Большую поддержку оказал губернатор Рейенсдорп. Последующие ремонты и перестройки здания осуществлялись при содействии государственной казны. В сборе средств на колокола для этой церкви (1895- 1897 гг.) участвовали представители различных верований: треть суммы собрали немцы, остальные - русские купцы. Весь штат лютеранских полевых и дивизионных проповедников содержался за счет средств Министерства внутренних дел. Правительство на протяжении XVIII-XIX вв. демонстрировало лояльную политику по отношению к иноверцам, и в первую очередь, к лютеранам. Ситуация изменилась в период первой мировой войны.

Одновременно с приходами для военных на Южном Урале возникли приходы для гражданского населения. В первой по-ловине XIX в. одна из крупных немецких диаспор сложилась в Златоусте. В 1811 г. здесь была учреждена должность лютеранс-кого проповедника. Приход существенно увеличился после того, как в 1815 г. в Златоусте была открыта фабрика по производству холодного оружия. По контракту, заключенному управляющим Златоустовскими заводами Г. Эверсманом, на Южный Урал прибыла группа оружейников частного завода в Золингене, который к этому времени прекратил работу. К 1818 г. немецких мастеров в Златоусте насчитывалось 115 человек (вместе с семьями - 450 человек). В 1849 г., когда уже сформировалась своя школа оружейников, на фабрике сохранили привилегии за 102 мастерами.

Основателями Златоустовской школы украшенного оружия стали

Вильгельм-Николай Шаф и его сын Людвиг. Оружейные мастера поселялись на Урале на чрезвычайно выгодных для них ус-ловиях. Им предоставлялось право судиться своим судом, иметь школу, церковь и клуб. В 1880-е годы (после требования канц-лера Германии Бисмарка вернуться на родину) большинство немцев Златоустовской диаспроры предпочли принять российское подданство. Посетивший Златоуст в 20-е годы XIX в. редактор «Отечественных записок» П.П. Свиньин оставил восторженные воспоминания о городе, представив его «уголоком Германии, перенесенным в Уральские горы».

О росте городского немецкого населения свидетельствовал факт открытия нового прихода в Троицке (1872 г.).

После строительства Транссибирской железной дороги на Южном Урале значительно расширилась сеть сельских немецких поселений (прежде всего за счет передислокации с юга России менонитских колоний). Менониты - последователи одного из движений протестантского направления. В конце XIX в. на Южном Урале возникло три менонитских поселения: Ново-Самар- ское, Оренбургское и Давлекановское. Менониты организовали высокопродуктивное и технически оснащенное производство сельскохозяйственной продукции.

Перепись населения 1897 г. показала, что всего в России проживало 1790,5 тыс. человек; в Оренбургской губернии - 70% всего немецкого населения Урала, что составило 5457 человек. Из них в городах проживало 689 человек, а в уездах - 4768. Еще один поток немецев на Южный Урал связан с аграрными реформами П. Столыпина (начало XX в.). Немцы перемещались на Урал в общей массе переселенцев.

В Челябинске немцы прежде всего имели возможность заниматься торговой деятельностью. Если в 1894 г. здесь насчитывалось 34 человека лютеран, то в 1911 г. их численность достигла 497. В 1906 г. в Генеральной консистории обсуждался вопрос о выделении для них самостоятельного прихода в Челябинске. Однако кирха в городе так и не была построена. 248

С появлением на Урале немцев связано распространение образования и грамотности. В 1735 г., по инициативе начальника казенных заводов Урала В.Н. Татищева, в Екатеринбурге была открыта немецкая школа. Ее первым ректором стал Бернгард Штер- мер. Школа была учебным заведением повышенного типа. В нее направлялись дети высших слоев общества и управленческого персонала горных заводов, окончившие словесную или арифметическую школы или обучение на дому. Двери школы не были закрыты и для детей мастеров и заводских работников. Наряду с чтением, письмом, грамматикой немецкого языка и переводами в учебном заведении преподавались основы истории, географии, священного писания. Знание немецкого языка, по мысли В.Н. Татищева, могло открыть русской молодежи доступ к литературе по горнозаводскому делу, которая издавалась преимущественно на немецком языке. При школе была создана библиотека из книг, журналов и газет. Учебное заведение подготовило большое ко-личество переводчиков, которые направлялись к иностранным специалистам Урала и Сибири.

По переписи 1897 г., в Оренбургской губернии около 70% всего немецкого населения было грамотным. Примерно треть мужского населения умела читать на русском языке, столько же - на немецком. Женщины-немки лучше знали немецкую грамоту. В это время детей в немецких семьях предпочитали обучать на русском языке.

На протяжении многих веков жизни среди русского населе-ния немцы не только активно внедрялись в российскую культуру, но и сами подвергались ассимиляции (обрусению), не утрачивая при этом этнического лица. Высокий уровень грамотности, наличие среди немцев квалифицированных ремесленников (сапожников, портных, часовых дел мастеров), узких специалистов (лекарей, аптекарей и пр.) создавали им уважительное отношение в обществе. В XX в. жизнь немцев в России утратила прежний статус и стабильность. В 1930-1940 гг. немцы получили автономию - была создана Немецкая Поволжская Республика.

Но в годы Великой Отечественной войны немцы стали изгоями. Республика была упразднена. Около 1 млн. человек было депортировано в Казахстан, на Урал и в Сибирь. После окончания войны до 1956 г. немцы находились под надзором милиции. В 1964 г. были частично реабилитированы. С 1979 г. в России активизировалась эмиграция немцев на историческую родину. По переписи 1926 г., численность немцев в России составляла 1238,5 тыс. человек, в 1989 - 842,3 тыс.

На территории России немцы жили обычно изолированно от других этносов, что позволяло им сохранять этнические тради-ции. Однако культура российских немцев существенно отлича-ется от собственно немецкой культуры. Обусловлено это двумя факторами. Во-первых, к моменту появления в России первопо-селенцев не существовало единой немецкой культуры (Германия была поделена на более чем 300 самостоятельных княжеств). Немецкому этносу и культуре предстояло еще пройти этап формирования. Во-вторых, проживая в совершенно новых экологических условиях, немцы приспосабливались к ним. Это касалось и строительных материалов, и состава стада, и номенклатуры возделываемых культур и т.п. В России шел процесс формирования немецкого субэтноса, что нашло отражение в его названиях: «русские немцы», «советские немцы». Из особенностей субэтнической культуры следует обратить внимание на низкий уровень урбанизации. По переписи 1926 г., он составлял 14,9%. Российские немцы были в основном сельскими жителями. Городские немцы значительно отличались от других этносов особенностями демографического поведения. Для них были характерны поздние браки и низкая рождаемость. Такая модель поведения была сформирована в Западной Европе уже в XV в.

Евреи - общее этническое название народностей, истори-чески восходящих к древним евреям. Основное население Израиля. Проживают в различных странах.

Язык - иврит, идиш, языки стран, где проживают.

Религия - иудаизм.

В Челябинске появились в середине XIX в. Это были солда-ты действительной 25-летней службы, выпускники школ воен-ных музыкантов (кантонистов). В 1840 г. их было 40 человек, в 2000 г.- 4,4 тыс. В 1990-е годы около 50% евреев эмигрировали.

До революции проживали в городе на основании документа о временном разрешении, поскольку основное место их проживания определялось чертой еврейской оседлости, введенной в 1791 г. В связи с тем что евреи не имели права владеть землей, домами (за исключением отставных солдат и лиц со средне-специальным и высшим образованием), большую их часть в Челябинске в конце XIX в. составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Кроме того, мальчики из еврейских семей, направленные в военные школы и в принудительном порядке обращенные в православие, после учебы и длительной службы часто оставались в местах, где вышли в отставку. Преимущественно евреи занимались торговлей, медициной, а также ювелирной, издательской, аптечной, швейной, хлебопекарной деятельностью.

Увеличение численности еврейского населения началось в начале XX в. и было связано с временной отменой черты осед-лости (во время первой мировой войны правительство разрешило еврейским беженцам жить на Урале и в Сибири), промышленным ростом города. Росту численности также способствовал отток еврейского населения из западных районов России в связи с погромами (в Челябинске во время еврейского погрома 1905 г. погибло несколько человек). Косвенно этому способствовал пуск Транссибирской железной дороги. Дети обучались в хедерах (начальных школах), в еврейской школе, в рамках пятипроцентной нормы в реальном училище, гимназии, торговой школе. Центром общественной и религиозной жизни евреев в Челябинске была синагога (иудейский храм), построенная в 1900-1905 гг. Именно при ней была открыта еврейская школа и общество помощи бедным евреям, позднее - беженцам, прибывшим в Челябинск во время первой мировой войны. Еврейская община шефствовала над семьями защитников Отечества.

Октябрьская революция 1917 г. изменила социальный состав евреев. Представители крупного и среднего капитала эмигрировали. В связи с ликвидацией еврейских обществ (1917), запрещением и изъятием книг на иврите (1919), конфискацией из синагоги всех серебряных изделий (1921), а затем и закрытием еврейских школ и синагоги (1929) изменились и национальные традиции. Ослабление национально-религиозных традиций содействовало быстрой ассимиляции евреев. Этому способствовали приобщение к советской культуре и смешанные браки. Одновременно новая власть позволила евреям учиться в высших учебных заведениях, участвовать в политической, экономической, общественной и культурной жизни города.

В период индустриализации 1920-1930-х гг. евреи внесли свой вклад в создание нового общества: работали на строительстве заводов, в партийных и государственных органах (директор ЧТЗ А. Брускин, главный инженер И.Я. Нестеровский, начальник строительства ЧГРЭС Я.Д. Березин, первый секретарь Тракторозаводского района A.M.Кричевский и др.). Многие из них стали жертвами репрессий во второй половине 1930-х гг.

В годы Великой Отечественной войны численность евреев увеличилась за счет эвакуированных, но сократилась в после-военные годы: многие вернулись на старое местожительство. В конце 1940-х гг. были сняты с руководящих постов почти все евреи. В 1953 г. по «делу врачей» были арестованы 10 руководителей кафедр мединститута. В 1990-е гг. началось возрождение религиозной и национально-культурной жизни еврейского населения: возвращена синагога, открыты еврейские школы, библиотека, созданы общественные организации.

Фейерверк заметен, но толку от него немного: ни тепла, ни света. Отсверкает, порадует на миг – и все. Работа еврейских общин в российской диаспоре часто напоминает этот любимый вид праздничных развлечений.

Собрания, конференции, парадные журналы под глянцевой обложкой – все это заметно, «отчетно», понятно ревизорам. Но подлинная, настоящая работа делается невидимо, в глубине и совсем незаметно.

Вот передо мной небольшая книга И. Е. Антропова, М.И. Оштрах «История евреев на Урале. Каталог документов архивов Свердловской, Пермской и Тюменской областей». Издана труд этот«Свердловской ассоциацией иудаики».

В аннотации сказано, что книга«посвящена истории проживания евреев в Екатеринбурге и на Урале. За 12 лет работы ученым-историкам удалось собрать интереснейший, уникальный материал. Он впервые систематизирован и осмыслен.

Первый раздел книги посвящен истории появления евреев на Урале.

Второй – каталог архивных документов.

Есть и третий отдел, скромно названный авторами «Приложением», но и «Приложение» это обширно и представляет большой интерес.

Авторы пишут: «Документы, связанные с проживанием евреев на Урале, начинают появлятьсяв основном с 20-х гг. Х1Х века. Знаменательно, что один из первых документов, обнаруженных авторами имеет «доносный» характер. Евреев на Урал пускать не желали. 19 декабря 1824 г. «властитель слабый и лукавы» издал указ министру финансов: «Во время путешествия Моего по Хребту Уральскому заметил, что евреи, вопреки коренным и государственным узаконениям, стекаются на горные заводы и, занимаясь тайком закупкой драгоценных металлов, развращают тамошних жителей к вреду казны и частных заводчиков. Повелеваю вам предписать строжайше Горным Начальникам Хребта Уральского и принять другие приличные меры, чтобы евреи отнюдь не были терпимы как на казенных и на частных заводах… ни проездом, ни жительством».

Всего несколько строк о том, как загоняла империя евреев в черту оседлости, в нищету и бесправие. Надо думать, избавились от конкурентов подлинные кровопийцы уральских крепостных и рабочих.

Дело не только в торговцах этими самыми «драгоценными металлами». Читаю в книге Антроповой и Оштраха еще один любопытный документ. Авторы пишут: «Кроме того, Уральским горным начальством из горнозаводских батальонов «были устранены евреи – нижние воинские чины, и части эти евреями больше не пополнялись». Вряд ли «нижние чины» были заняты торговлей железа.

Евреи с высшим образованием имели право повсеместного расселения по Российской империи а потому Урал и Сибирь заселяли евреи особой энергии и интеллектуальных качеств. Но даже таким людям было непросто Авторы книги публикуют документ, согласно которому Дора Абрамовна Шпильберг, выпускница Варшавского университета, прибывшая из Харбина, просит разрешения открыть в Нижней Салде зубоврачебный кабинет. Уездный исправник, начальник над этим гиблым местом, Доре Абрамовне отказал в этой просьбе. У него-то, наверняка, были здоровые, крепкие зубы.

Надо сказать, что КПД этой книги оптимально, плотность материала значительная. Никакой воды, никаких пустых «рассуждизмом». Читатель сам может делать выводы, сам думать, сам извлекать из этого труда то, что ему необходимо.

Иной раз, авторыподводят итог приведенным документам. Ну, например: «В результате к 1930 г. почти все вышеназванные учреждения были закрыты, и еврейское образование ликвидировано». В основном, документы так красноречивы, что и подобной «точки» не требуется.

Особенно меня заинтересовали «Приложения» к книге «История евреев Урала». Авторам удалось обнаружить любопытнейшие, документальные свидетельства. Ничего прежде не знал об интересе писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка к еврейской теме. Не читал его рассказ «Жид». Вот отрывок из этого рассказа, приведенный в книге: « Он бежал из Египта, он блуждал опять в бесплодной пустыне – как нестерпимо мучит жажда в этих раскаленных песках, какое безжалостное солнце! Он шел в плен вавилонский – как ужасно плакали дети и женщины. Он подвергался пыткам святой инквизиции, заживо гнил в еврейских кварталах средневековых, грязных городков, он горел на костре, он болся собственной тени. Он не знал даже, куда ему бежать… Нет, это ужасно, ужасно, ужасно! Через две недели Левинсон умер»

Любопытны стихи известного, еврейского беллетриста – Андрея Соболя. Антропова и Оштрах обнаружили их в архиве, как они пишут «еврейской девушки с Урала Сары Симановской».

Лирика никогда не мешала истории. Иной раз, за самым сухим документом больше поэзии, трагедии, драмы, чем в иных, рифмованных строках. Вот образец одного такого документа из книги: «Дело Екатеринбургского окружного суда по обвинению купца Евграфа Михайловича Соколова (он же Янкель Ицков Коган) в отступлении от православной веры.

Обвинительный акт от 31 декабря 1887 г., гласящий, что Коган принял православие, «но, проживая около 12 лет в Покровском селе Томской губернии, никогда не исполнял требований православной веры, уклонившись от нее и возвратившись, видимо, в веру своих отцов». Прошение Соколова (Когана) в Екатеринбургское духовное правление, объясняющее, что он (Коган) был крещен против свое воли и воли родителей в возрасте 9 лет при зачислении в кантонисты Омского батальона и « в течении всей жизни оставался в вере отцов по Закону Моисея»».

Вот еще один подобный документ: « Обвинительный акт Екатеринбургского окружного судаот 31 мая 1889 г. на основе показаний Б.Кац, что «она приняла христианскую веру, находясь в болезненном состоянии и не понимая, по молодости лет, сущности христианского учения, почему в настоящее время пребывает в вере иудейской».

В связи с этим хочу рассказать и о книге, присланной в Израиль моим двоюродным братом, журналистом Леоном Флаумом, из Омска. Называется она «Омские перепутья», и центральное место в этой книге занимает очерк о семье Пантофель. Леону удалось отыскать в архиве уникальный текст: «Краткое вспоминание жизни николаевского солдата Абрама Марковича Пантофель, посвященное своим детям и внукам».

Надо сказать, что сегодня, как пишет Флаум, в роду Пантофелей 25 внуков, 36 правнуков, и 11 праправнуков. «Живут Пантофели в нескольких городах России и прочих постсоветских государствах, Больше всего в Омске. Общий трудовой стаж династии подсчитать не так просто. Только у тех, кто жил и живет в нашем городе, как минумум, около 2-х тысяч лет». Наверняка есть Пантофели и в Израиле.

Так вот праотец этого рода в свои записках кантониста середины 18 века пишет: « В девять лет перестал ходить в хедер, поступил на фаянсовую, посудную фабрику. Первый месяц работал по десяти копеек в день, затем по двенадцати.

Прошло немного времени, как в августе 1850т года, часов в 12 ночи, при крепком сне в избе на печке после утомительной работы, меня разбудили сотский и какие-то люди. Сняли с печки на руках со словами: «Пойдем, Аврумка, к нам спать». Я заплакал….

Из всех городов мы больше всего боялись Казани. Говорили, что в ней кантонистов насильно крестят. В манеже нас осмотрел полковник. Спросил: «Имеет ли кто претензии?» Все ответили отрицательно. Приказал, чтобы все желающие окреститься вышли на три шага их фронта. Повторил еще раз. Никто не вышел. Молчали. Полковник объявил, что в Тобольске все равно всех окрестят. Это нас опечалило. Кантонисты постарше под видом болезни старались на пути остаться в уездных городах, в лазаретах. В остальном от Казани ехали благополучно. А по прибытии в Тобольск оказались в отдельной роте военных кантонистов. Почти целый год продолжался наш путь через села и города….

В Тобольске первым делом нам запретили говорить по-еврейски, отобрали молитвенники, выдали форму, распределили по казармам, по деревянным кроватям с холщовыми тюфяками и такими же подушками с соломой».

Одна деталь этих замечательных «вспоминаниях» мне показалась крайне любопытной, может быть и в хоть в какой-то степени объясняющей причины юдофобии там, где евреев было очень мало.

Потрясающий, на мой взгляд, отрывок. Дети были явно чужими: одеты все еще были непривычно, не умели говорить по – русски, молились по-своему, а крестьяне жалели их как сирот как рабов царя, таких же, какими были и они. Но вот детей силой заставили лгать… Кто знает, может быть, память об этой лжи до сих пор осталась в памяти потомков тех крестьян.

Вкус к историческим исследованиям – верный признак интеллектуального здоровья народа. Евреи в диаспоре живут разные, но, как и прежде, много среди них людей, делающих в современных, льготных условиях, все, чтобы сохранить память о своих предках в России.

Что за этим «любовь к отеческим гробам», простое и нормальное желания узнать правду о своем народе? Конечно, и то и другое. В любом случае, работа уральских и сибирских историков достойна глубокого уважения. Это честная, профессиональная, талантливая работа.

Из книги «Человек, который принял жену за шляпу», и другие истории из врачебной практики автора Сакс Оливер

Библиография Основная литература Хьюлингс Джексон, Курт Голдштейн, Генри Хед, А.Р. Лурия – выдающиеся ученые, отцы неврологии. Их размышления и открытия посвящены проблемам, не так уж сильно отличающимся от тех, с которыми приходится сталкиваться сегодня нам. Работа

Из книги «ВЗГЛЯД» - БИТЛЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. ОНИ ИГРАЛИ НА КРЕМЛЁВСКИХ НЕРВАХ автора Додолев Евгений Юрьевич

Библиография Додолев Е. & Николаева Э., Техника телебезопасности // Совершенно секретно, № 2, июль 1989Додолев Е. «Взгляд». Хроника запрета // Совершенно секретно, № 7, июль 1991Додолев Е. Я почему-то не пользуюсь уважением среди коллег // Журналист, № 12, декабрь 1991Додолев Е.

Из книги Сталинский 37-й. Лабиринты заговоров автора Романенко Константин Константинович

Библиография Альбац Е. Мина замедленного действия. М., 1992. Баландин Р., Миронов С. Заговоры и борьба за власть. М., 2003. Будённый С. Пройденный путь. Кн. 3. М., 1973. Буллок А. Гитлер и Сталин. 1998. Кн. 1. Русич. 1994. Военные архивы России. Выпуск № 1. С. 103. Воля. 1993. № 11. Искра. 1993. № 4. Генрих

Из книги Рабы свободы: Документальные повести автора Шенталинский Виталий Александрович

Библиография ОбщееБлюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929–1953. СПб.: Академический проект, 2000.Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. Л. В. Максименков. М.: МФД, 2005 (Россия. XX век.

Из книги Сергей Фудель автора Сараскина Людмила Ивановна

Библиография Размышления над одним текстом [Рукопись неизвестного автора, полученная из Сов. России] // Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж, 1969. № 94.Уделов Ф. И. Достоевский и Оптинская пустынь // Вестник Русского христианского движения. Париж,

Из книги Анатомия убийства. Гибель Джона Кеннеди. Тайны расследования автора Шенон Филип

Библиография

Из книги Тайная сторона дела Пеньковского. Непризнанная победа России автора Максимов Анатолий Борисович

БИБЛИОГРАФИЯ Антонов В., Карпов Я.Тайные информаторы Кремля (Биографические очерки о разведчиках). М.: Гея-Итерум, 2000, 2001.Блейк Дж. Иного выбора нет. Автобиография. М.: Международные отношения, 1991.Бобков Ф. КГБ и власть. М.: Ветеран МП, 1995.Бодров М. (Максимов А.) ГРАД действует…

Из книги Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная мона автора Бонтье Пьер

Из книги Масонские биографии автора Коллектив авторов

Библиография Периодические изданияThe Equinox. London and Detroit, 1909-1919.The Kneph. London, 1881-1900.Oriflamme. Berlin and London, 1902-1913.Книги и статьиCrowley, Aleister, The Confessions of Aleister Crowley. London: Jonathan Cape, 1969.Crowley, Aleister, The Magical Record of the Beast 666. London: Duckworth, 1972.Evans, Isaac Blair, The Thomson Masonic Fraud. Arrow Press: Salt Lake City, 1922.Gilbert, R. A., «William Wynn

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

Библиография А. Использованная литература BZgA/WHO Regional Office for Europe [ФЦПСЗ/Европейское региональное бюро ВОЗ] (2006). Country papers on youth sex education in Europe [Национальные очерки о сексуальном образовании молодежи в Европе]. Cologne, (http://www.sexualaufklaerung.de/cgi-sub/fetch.php?id=489).Frans Е, Franck Т [Франс E., Франк T.] (2010).

Из книги Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной автора Виноградова Любовь

Библиография Абрамов А. Мужество в наследство. Свердловск, 1988Аграновский В. Белая Лилия. Москва, 1979Адам В. Трудное решение. Москва, 1967Алексашин М. Последний бой Василия Сталина. Москва, 2007Алтухов П. В. Интервью // Российская газета. 2012. 9 маяАмет-Хан Султан. Профиль //

Из книги «Черные кабинеты» История российской перлюстрации. XVIII – начало XX века автора Измозик Владлен Семенович

Библиография I. ИсточникиI.1. АрхивыАрхив внешней политики Российской империи (АВПРИ)Архив Государственного ЭрмитажаАрхив Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской областиГосударственный архив Российской Федерации (ГАРФ)Национальный архив Республики Карелия

Из книги Крах плана «Барбаросса». Том II [Сорванный блицкриг] автора Гланц Дэвид М

Библиография Немецкие источники Порядок перечисления: группа армий – танковая группа – дивизия с нумерацией в пределах каждого уровня подчинения.HGp Center , KTB, Anlagen. HGp Center 26974/8.HGr Nord , Ia, Besprechungsund Vortragsnotizen, 19.9.4112.1.42, Band 2. HGp North 14985/60.HGp Nord, KTB, July 41. HGp Nord 75128/1.HGr Nord, KTB

Из книги Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923 автора Юзефович Леонид

Библиография Документы Материалы следственного дела А. Н. Пепеляева и др. (1923–1927). – Архив УФСБ РФ по Новосибирской области, д. 13069, т. 1–9.Следственное дело А. Н. Пепеляева (1937–1938). – Архив УФСБ РФ по Новосибирской области, д. 17137.Следственное дело И. Я. Строда. – Центральный

Из книги Голубая Дивизия, военнопленные и интернированные испанцы в СССР автора Елпатьевский Андрей Валерьянович

Библиография 1. Басистов Ю.В., Политическая работа среди войск противника на Ленинградском фронте в годы Великой Отечественной войны. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Л., 1983.2. Басистов Ю.В., Особый театр военных действий.

Из книги Смуты и институты автора Гайдар Егор Тимурович

Библиография Амальрик А.А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?//Погружение в трясину. – М., 1991.Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. – М., 1991.Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1977.Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1918.Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи