Молитвенная жизнь православного христианина. Что должен обязательно знать православный христианин

30.09.2019 Жизнь

В новой книге протоиерея Павла Гумерова « », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Цель жизни православного христианина - соединение с Богом. Слово «религия» так и переводится с латинского языка - восстановление связи. Отсюда и слово «лига» (в музыкальной грамоте - дуга, соединяющая ноты).

Христианская религия также называется православной верой. Слова «вера», «доверие», «уверенность» однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему, у нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий, который ведет его, порой даже через сложные испытания, ко спасению. И поэтому православный человек не одинок в этом мире. Даже если друзья и близкие отвернутся от него, Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловерных. Их жизнь сопровождает постоянный стресс, напряжение, страх: как выжить в этом жестоком мире? что будет завтра? и т. д. У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим: совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18). Но вера - это не просто признание того, что существует некий космический Разум, Абсолют; это живая связь с Живым Богом.

Без веры невозможно действие ни одного таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие - это не магический ритуал: что-то там за нас сделали, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, лично обратиться к Нему. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

К сожалению, очень многие современные люди, считающие себя православными, приступают к таинствам и другим священнодействиям Церкви без разумения, веры и личного обращения к Богу. На всякий случай крестят детей, из моды или уважения к традициям венчаются и ходят в храм на .

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса, исцеления только по вере обращающихся к Нему или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои. И исцелил его (см.: Мк. 2, 1-12). То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.

А вот пример личного обращения. Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И ее вера не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (см.: Мф. 9, 20-22). И таких примеров в Священном Писании можно найти немало.

Самый главный вопрос: как стяжать веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия, он знает, что, обращаясь с молитвой ко Господу, он получает по своей молитве. Второе, чем укрепляется вера, - это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас.

Притом благодарить Господа нужно не только за приятные моменты жизни, но и за посылаемые испытания. «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится. Слава Богу за все!» - говорит .

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина - это способ соединения с Богом, беседа, общение с Ним. Обращение ко Господу в молитве - потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином

Первое. Ежедневная потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном - читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове. Также молиться перед едой (читать молитву Господню «Отче наш» или «Очи всех на Тя, Господи, уповают…») и после еды (читать благодарственную молитву). Эти молитвословия также содержатся в православном молитвослове. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы, других дел) и после его окончания. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный» или специальные молитвы на начало всякого дела из молитвослова. После окончания дела читается молитва Богородице «Достойно есть». Еще можно прочесть особые благодарственные молитвы, которые также содержатся в молитвослове; их читают, благодаря Бога за Его благодеяния.

В молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин - воин Христов, в Крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой и строится по особому распорядку и уставу. В службе недопустимы самочиние и лень. И православный человек также несет свою службу. Молитвенное правило - это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви.

Молитвенное правило - это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви

Второе , о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что на исповеди приходится слышать и такое: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Такая молитва Богу не нужна. Чтобы исполнение правила не превратилось в пустую «вычитку» (прочли правило для галочки, и можно спокойно идти заниматься делами), нужно читать его не торопясь, лучше вслух, вполголоса или шепотом, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно, ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Перед молитвой нужно постоять некоторое время перед иконами, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения и только тогда начинать молитву. Если во время чтения молитв рассеивается внимание, приходят посторонние помыслы и мы отвлекаемся от читаемого, рекомендуется остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда, с благословения духовного отца или приходского священника, он может выбрать из молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв, например, три или четыре, и молиться пока по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из молитвослова. Как бы восходя от силы в силу (ср.: Пс. 83, 6-8).

Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнять несокращенное правило. Он еще многого не понимает, незнакомый церковнославянский текст пока еще сложен для его восприятия. Чтобы осознать смысл читаемых текстов, следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни. Здесь можно привести такое сравнение. Каждый, кто начинает заниматься спортом, начинает с небольших нагрузок. Например, бегает на короткие расстояния, занимается с облегченными гантелями, но потом постепенно, все больше и больше, увеличивает нагрузку и в итоге достигает хороших результатов.

Христиане обязательно читают молитвы утром, прося у Бога благословения на день грядущий и благодаря Его за ночь прошедшую, они молятся Ему каждый вечер, выполняя правило, которое готовит ко сну и является исповеданием грехов минувшего дня, то есть имеет покаянный характер. Но и весь день православного человека также должен быть одухотворен памятью о Боге. Эта память очень хорошо укрепляется молитвой. Без Меня не можете делать ничего , - говорит Господь (Ин. 15, 5). И всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о призывании помощи Божией на наши труды.

Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени читать ежедневное правило. От этого страдает духовная жизнь: человек начинает редко вспоминать о Боге. Действительно, когда ребенок доставляет много хлопот, к нему нужно постоянно вставать днем и ночью, кормить его и ухаживать за ним, - исполнять полное молитвенное правило бывает очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно призывать имя Божие в течение дня. Например, если мать готовит пищу, - молиться о том, чтобы обед получился вкусным; перед кормлением ребенка грудью читать «Отче наш»; после - благодарственную молитву. Если предстоит особенно много дел - следует молиться о том, чтобы Господь помог, дал силы и время переделать все дела. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге, и мы не будем забывать Его в суете мирской. Эта рекомендация годится не только для православной матери маленьких детей, но и для любого православного христианина. Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные (хотя покаяние тоже является просьбой о прощении грехов). Ко Господу мы, конечно, должны обращаться не только с просьбами, но и непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И главное, уметь видеть их, замечать в своей жизни и ценить дары Божии. Очень хорошо в конце дня завести себе правило вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может выполнять и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты, Псалтирь. Особенно это необходимо делать в непростые, скорбные или просто тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице, который находится в молитвослове, читается «во всякой скорби душевной и обстоянии», как сказано в самом названии этого канона. Если христианин хочет взять на себя постоянное молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника. Перед причащением Святых Христовых Таин православные христиане говеют, то есть постятся и читают каноны: покаянный; молебный Богородице; канон Ангелу хранителю и канон перед Святым Причащением с молитвами.

Следует также добавить, что кроме постоянного молитвенного правила христианин должен регулярно читать слово Божие - Священное Писание. Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, молитвами, Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение является простым оправданием собственной лености. Мы не можем надоесть Богу своими молитвами. Он - Отец наш Небесный, и, как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать и милость к нам не может оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

На эту тему существует одна притча.

В доме неких богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли весьма изысканно: достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья собралась за столом, все смотрели на священника и думали, что вот теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся».

Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “Доброе утро”?»

Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, — сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле — православные христиане украинских приходов.

Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица "канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, "с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать".

Таким образом, автокефалию не дали, . Именно для определения ее субъекта и снята анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, . Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).

Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.

Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, предостерегает христиан от возможных опасностей.

– Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

– В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина – прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

– Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

– Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго – 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело – это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

– Что значит не ходить на совет нечестивых?

– Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» – это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» – это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» – хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых – это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

– Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

– По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста – в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога – лучше от такого отдыха отказаться.

– Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка – это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки – «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело – это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение – это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина – это скромность, кротость и смирение. Татуировка же – это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

– Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

– Молитва – это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

– Чего никогда не должен делать православный?

– Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий – это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий – это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

Беседовала Наталья Горошкова

Как быть христианином в самых обычных повседневных ситуациях? На этот раз мы выбрали из нашей почты вопросы об отношении человека к самому себе и к ближним и задали их Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

— Владыка, для любого человека важно общение с другими людьми. Можно сказать, что в общении — и с близкими нам людьми, и с не очень близкими и приятными — мы учимся христианству на практике. В почте нашей рубрики «Вопрос священнику» есть вопрос, который достаточно характерен для многих из тех, кто только входит в Церковь или пока «присматривается» к ней. Вопрос такой: «В Евангелии сказано, что нужно любить ближнего как самого себя. А в другом месте, что надо отвергнуться себя. Так надо ли себя любить и как надо это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях — это любовь к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой и дерганый приносит одни неприятности. Мария».

— Действительно очень хороший вопрос — в том смысле, что в нем, как в капле воды, отражается мировосприятие современного человека, пока не близкого Церкви и христианству. Да, в Писании сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта мысль раскрывается и в других евангельских словах: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Эти слова — золотое правило человеческой нравственности. Для христианина — главный принцип его взаимоотношений с другими людьми. А вот в другом месте Господь Иисус Христос говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь речь идет совсем о другом — о следовании человека за Богом, утверждается иерархичность ценностей в жизни христианина.

Любовь к себе — естественное человеческое чувство. Поэтому и о любви к ближним Господь говорит просто и ясно, так, чтобы всем было понятно: вот как ты любишь самого себя, так полюби и человека, который находится рядом. Хочешь благополучия? Желай благополучия и другому человеку. Хочешь достатка и счастья? Пожелай их и другому и помоги ему этого достигнуть. Здесь речь идет об обычных земных вещах.

Но тот, кто хочет в прямом смысле идти за Господом, должен отвергнуться себя, то есть перестать ставить собственные интересы на первое место, отодвинуть их в сторону, взять свой крест (все то, что уготовано человеку в этой жизни — и доброе, и неприятное) и терпеливо идти вслед за Христом. Поэтому два евангельских отрывка, приведенных в вопросе, говорят о разных вещах.

Заботиться о своем здоровье, хорошем отдыхе, разных удовольствиях — может быть, это не столько любовь к себе, сколько себялюбие. Между этими понятиями есть разница. Я не хочу сказать, что это вещи постыдные, греховные, ненужные — нет, конечно. И об отдыхе надо заботиться, и о здоровье. Относительно удовольствий — нужно отнестись с рассуждением. Да, есть удовольствия не предосудительные, но очень часто бывает, что изобилие разных удовольствий просто стирает в человеке все человеческое. В подобной заботе о себе — только часть любви к себе, причем незначительная, простейшая. Для христианина любовь к себе — это стремление ко спасению, к жизни с Богом, устремленность к высшим идеалам. Не просто к тому, чтобы хорошо поесть, попить, поспать и получить удовольствие, а к тому, чтобы стать настоящим человеком. Один советский автор написал очень известную в свое время книгу, где есть слова, которые и христианину полезно помнить: «Жить надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В человеке должно быть стремление к высшему, к тому, что после его смерти останется в вечности. Это и есть настоящая любовь к себе.

С моей точки зрения, совершенно чудовищно звучит утверждение, что только довольный собой человек может нести добро другим. Это абсолютно неверно. Человек, довольный собой и своей жизнью, — страшное существо, которое лучше обходить за километр. Для того, чтобы это понять, достаточно почитать классическую литературу, где все самодовольные люди — антигерои.

Если же человек злой и дерганый — да, это действительно плохие качества, и они говорят о том, что он не привык и даже никогда не пытался научиться переносить с терпением какие-то испытания в своей жизни. Не бывает ведь беспроблемной жизни, иначе не вешались и не стрелялись бы люди богатые и знаменитые, не уходили бы они столь страшным образом от своего богатства. Человеческая душа — бездна. Ее не заполнить всеми богатствами и наслаждениями мира, потому что она создана Богом и для Бога, и только в Боге может успокоиться.

Человек, по-настоящему состоявшийся, — это тот, кто научился с благодарностью Богу и с терпением преодолевать все тяжелое и неприятное, кто живет с упованием на Бога, с любовью к Нему и к окружающим людям. С таким человеком действительно хочется находиться рядом.

— А как быть, если у человека изначально тяжелый характер? У нас есть такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему одному человеку от рождения Бог дает характер смирный, добрый, кроткий, а другому, наоборот, горделивый, злой, раздражительный? Получается, что добрым людям легче быть добродетельными, легче спасаться. И земная их жизнь складывается успешнее, чем у тех, кто имеет тяжелый характер. А это бывает, например, из-за того, что в своей семье в свое время они не получили любви и должного воспитания. Почему такая несправедливость? Или я в чем-то неправа?»

— Да, уважаемый автор вопроса и права, и неправа. Все люди разные по своему характеру, но я не соглашусь с тем, что они рождаются со столь резкими различиями. Очень многое зависит от воспитания, от того, что человек получил в семье. Напомню, что в книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения», в главе «О том, чтобы не судить ближнего» есть замечательный пример. На невольничьем рынке были проданы две девочки. Одну купила благочестивая женщина, сделала ее членом своей семьи, воспитала добродетельной. А другую купила блудница и вырастила соответствующим образом. И авва Дорофей спрашивает: когда эти девочки вырастут, если они согрешат одним и тем же грехом, разве будет Господь судить их одинаковым судом? Конечно, нет. Это надо иметь в виду. Господь будет оценивать поступки человека, учитывая те обстоятельства жизни, в которых он воспитывался.

Вообще, это сложный вопрос, из числа тех, что всегда приходили людям в голову (их еще называют «проклятыми»). Вспомним, что на подобные вопросы преподобного Антония Великого («Господи, почему одни люди живут долго, а другие мало? Почему добрые страдают, а злые благоденствуют?.. ») Богом был дан ответ: «Антоний, то судьбы Божии, а ты внимай себе и спасешься». Есть вещи, на которые мы получим ответ в вечности. Но нам самим нужно исправляться — стараться быть добрыми, никогда никого не осуждать. Если видишь, что у тебя что-то не получилось в юности, в молодости, нужно себя перевоспитывать. Это сложно, но, с Божией помощью, возможно. Собственно говоря, христианство — это и есть длительный, до самой смерти процесс воспитания человеком самого себя.

— По традиции, у нас много вопросов о грехе, в котором почти всем нам приходится каяться на каждой исповеди. «Всегда что-то находится: и в разговоре с близкими узнаешь что-то о ком-то не по своей воле, и сама делишься, если что-то неприятное на работе произошло»,— замечает наша читательница и спрашивает: как отличить осуждение от констатации факта и как «проглотить» неприятное, что говорят о тебе или делают в отношении тебя другие люди?

— То, что мы называем здесь констатацией факта, скорее всего, тоже осуждение. Нельзя закрывать глаза на какие-то очевидные несправедливости или неправильности. Их нужно сознавать, но совсем не обязательно выслушивать об этом от других или самому кому-то рассказывать. В таком случае это осуждение чистейшей воды, и никаких других определений для этого явления не существует.

Для того чтобы не осуждать других, человек должен очень честно и внимательно относиться к самому себе. Когда он отдает себе отчет в собственном состоянии — а оно у нас у всех очень неважное, — тогда ему в голову не придет осуждать окружающих. Нужно постоянно прикладывать усилия к тому, чтобы не осуждать, это главное. Тогда начнет что-то получаться. На самом деле все, что касается духовной жизни, требует постоянных усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Что касается того, как «проглотить неприятное» — здесь тоже необходим навык. Но какой? Опять же у аввы Дорофея есть хороший пример. Он рассказывает об одном монахе, которого постоянно ругали, а он, казалось, относился к этому совершенно спокойно. Удивляясь такому устроению, авва Дорофей спросил: брат, скажи, как ты достиг бесстрастия? Тот ответил презрительно: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы». И авва Дорофей здесь со скорбной иронией замечает: «Нашел путь брат сей…». Такой путь ни в коем случае избирать нельзя. Нужно суметь настроить себя на то, чтобы видеть свои недостатки. Видите, опять мы вернулись к этому. Тогда ничто, сказанное о нас другими людьми, не будет казаться нам совсем уж неправильным. «Достойное по делам своим принимаю» — вот это нормальное отношение.

Нужно воспитывать в себе смирение. По слову одного из оптинских старцев, смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет (вот об этом очень часто забывают!). Ни на кого не гневаться — это первый этап, очень сложный, он может занять у человека годы. Второй — никого не прогневлять… Тут просто за голову схватишься и скажешь: «Нужна еще одна жизнь для того, чтобы этого достичь». Но нужно стараться.

— Как же научиться ладить с людьми? «Как научиться чувству такта и дипломатии? Из-за этого иногда отталкиваю людей и не могу строить гармоничные отношения. Есть ли для этого духовные методы?» — спрашивает наша читательница.

— Видите ли, в чем дело: не существует «духовных методов» для того, чтобы добиться в самовоспитании каких-то отдельно взятых положительных результатов. Человек должен жить хрис-тианской жизнью во всей ее полноте — стремиться к Богу, стараться выполнять заповеди Божии, быть внимательным к себе и к окружающим. И если благодаря этому он «переформатируется» во внутренне собранного, внимательного к собственным движениям души, к поступкам, к словам — тогда он обретает и умение налаживать свои отношения с людьми. Это не такт и дипломатия — в духовной жизни это называется по-другому. Тогда человек становится и помощником, и приятным собеседником, вообще тем, на кого можно положиться в жизни. Христианин — это целостная личность, в которой нельзя выделить какие-то отдельные добродетели. Поэтому надо воспитывать в себе христианина, пересматривать свою жизнь, полностью перенастраивать ее в соответствии с Евангелием — тогда все будет получаться. А иначе — аутотренинги. Конечно, усилием воли можно себя заставить быть дипломатичным или просто научиться хорошим манерам. Но, видите ли, когда нет религиозной мотивации и настоящей внутренней перестройки, все это очень ненадежно и некрепко. Поэтому, я думаю, нужно просто менять всю свою жизнь.

Подготовила Наталья Горенок

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных .

Духовным рождением является Таинство Крещения . Если Вы ещё не , то лучше сделать это после прохождения курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в , то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

Духовник . Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того , которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к (святости), на основании .

Учитесь , процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. ю накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.