Мировоззрение и философия,сходства и различия. Понятие мировоззрения

04.02.2021 Тайны мира

Взирая на мир вокруг, любой человек, даже не будучи философом, формирует свое собственное мнение о происходящих вокруг него событиях, он думает и размышляет, изучает и дает оценку… Интересно, а чем вообще отличается мировоззрение от философии, насколько близки эти понятия? Попробуем прояснить данный вопрос.

Определение

Мировоззрение – целостная система взглядов человека на мир и место личности в нем, предельно обобщающая представления и взгляды об окружающем.

Философия – разновидность мировоззрения, изучающая фундаментальные вопросы бытия с научно-теоретических позиций.

Сравнение

Некоторое время существовал разнобой в понимании связи философии с мировоззрением, их соотношения. Считалось, что это синонимы, то есть абсолютно идентичные понятия. Философия, называемая также метафизикой, претендовала на то, чтобы ее воспринимали как воззрение на мир в его совокупности, некий универсальный ключ к изучению бытия. Но в дальнейшем стало ясно, что философия не способна быть «наукой наук», поскольку не может осуществить синтез всего существующего научного знания. Она отвечает только на основополагающие вопросы, размышляет о месте человека в мире, смысле его жизни.

Мировоззрение включает в себя множество понятий, таких как взгляды и убеждения, оценки и установки, нормы и идеалы. Свою нишу в нем занимает и философия, поскольку она представляет собой систему взглядов на мир и место личности в нем. Философия – это особая форма, вид мировоззрения. Исторически она возникла намного позже других основных мировоззренческих понятий – мифа и религии.

Мировоззрение охватывает все типы общественного сознания, в его формировании принимают участие многие науки. Большую роль в этом процессе играет и философия, она, по сути, является своеобразным ядром любого мировоззрения.

Мировоззрение состоит из систематизированных знаний, оно обобщает практический, личностный, жизненный опыт. Но, в отличие от философии, не носит исключительно теоретического характера. Можно сказать, что мировоззрение – это все взгляды и представления человека, основанные не только на теоретических познаниях, но и на личном опыте, который удалось пережить индивиду. Благодаря опыту взгляды становятся убеждениями, приближающимися к вере. Многие русские философы называли мировоззрение «жизнеощущением», «практической философией». В мировоззрении тесно сплетены теоретическая подоплека и повседневность.

Мировоззрение чаще всего формируется спонтанно, стихийно, под влиянием различных жизненных коллизий, не всегда связанных между собой факторов. Философия же представляет стройную теоретическую систему. Философия – это научно обоснованный инструмент, который позволяет человеку найти наиболее оптимальный вариант для достижения поставленной им цели. Она словно подталкивает субъекта оценить правильность уже устоявшихся убеждений, подойти к ним критично, перепроверив свои жизненные установки и соотнеся их с существующими много лет образцами, универсальными ценностями, картинами мира, моделями поведения. Философия не позволяет мировоззрению стать однобоким, скатившись в какую-то одну крайность.

Выводы сайт

  1. Мировоззрение включает в себя также и философию. Мировоззрением, опирающимся на рациональность и системность, может считаться любая философия, потому что она представляет собой систему взглядов на мир и место личности в нем. А вот понятие мировоззрение намного шире понятия философия .
  2. Мировоззрение тесно связано с практическим отношением человека к миру, а философия является теоретической базой, на которой основаны взгляды и представления индивида.
  3. Личностный элемент в мировоззрении выражен сильнее, чем в философии: два этих понятия различаются уровнем обобщения.
  4. Мировоззрение может быть достаточно хаотичным, зачастую формируясь стихийно, спонтанно. Философия опирается в первую очередь на интеллект и разум, она подводит под убеждения теоретическую базу, выявляя закономерности, аргументированно рассматривая мировоззренческие проблемы и предлагая универсальные решения, проверенные десятилетиями.
  5. Философия – наиболее поздний в историческом плане тип мировоззрения.
  6. Любая философия, в отличие от мировоззрения, требует обязательного обоснования.

Если кто-то называет вас эгоистом, это определенно не комплимент. Это дает понять, что вы слишком много внимания уделяете своим собственным потребностям. Эгоистичное поведение неприемлемо для большинства людей и считается аморальным.

Бывают случаи, когда на человека обрушивается череда проблем и наступает черная полоса в жизни. Возникает такое чувство, что будто весь мир восстал против него. Как выбраться из полосы неудач и снова начать радоваться жизни?

На Земле более семи миллиардов людей. Все они уникальны и отличаются друг от друга не только внешностью, но и набором психологических черт. Существует такая категория людей, которые легко общаются с незнакомцами, легко вписываются в незнакомые компании и умеют понравиться практически любому человеку. Такие люди успешнее в личной жизни и в карьере, чем другие. Многие хотят стать именно такими людьми, этакой «душой компании». Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы нравиться людям и стать более успешным человеком.

Конфликты могут возникнуть везде, вне зависимости от людей, которые окружают и обстоятельств. Злой начальник или недобросовестные подчинённые, требовательные родители или нечестные преподаватели, бабушки на остановках или озлобленные люди в общественных местах. Даже добросовестный сосед и бабушка-одуванчик могут стать причиной большого конфликта. О том, как правильно выходить из конфликта, не понеся урона - морального и физического - и пойдет речь в этой статье.

Невозможно представить современного человека, который не подвержен стрессам. Соответственно каждый из нас бывает в таких ситуациях ежедневно на работе, дома, в дороге, некоторые страдальцы и вовсе испытывают стресс по несколько раз на день. А есть люди, которые постоянно живут в стрессовом состоянии и даже не подозревают об этом.

Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?

Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.

Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.

1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.

2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.

3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направле-нии, она лишь оказывает влияние на самосознание.

4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:

· Конечен или бесконечен мир?

· Что такое истина?

· Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?

· Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

· Что есть человек и какового его место в универсуме?

· Есть ли направления в развитии Вселенной?

· Есть ли у Вселенной конец?

· Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?

· Какова природа человеческого разума?

· Что есть добро и зло?

· Есть ли границы в познании?

Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.

Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.

Группы проблем в Ф.:

· Онтологические (учение о бытии)

· Гносеология (учение о познании)

· Антропология (Учение о человеке)



· Аксиология (наука о ценностях)

· Праксиология (учение о практике)

В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.

Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично - материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.

Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.

Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.

ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма

Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»



Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.

Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.

Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.

На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:

1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира

2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;

4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.

ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.

Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, например, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.

Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:

· Онтология

· Гносеология

· Праксиология

· Аксиология

· Философская антропология

· Этика, эстетика

· Философские вопросы естественных наук.

Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.

Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:

1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.

2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.

Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.

3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.

4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.

5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.

6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.

7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

1. Теоретичность.

2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).

Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситуации, когда традиционная жизнь не дает ответов и есть потребность в решении этих ситуаций. Путями решения могут быть: 1) обращение к религии; 2) ответ в стереотипах; 3) обращение к Ф. Последний вариант решения использует только человек с развитым самосознанием, у которого присутствует «Я – концепция».

Обычно философствование человека начинается с вопросов о добре и зле и их взаимодействии, а также основной проблемой является чело-век и мир и их взаимоотношения. Решение последней проблемы в философии происходит через теоретические средства. Философское отношение человека к миру состоит в способности человека включаться в мир и уходить из мира. Уход из реальности, как правило, происходит при неудовлетворенности реальным миром, когда человек строит собственный мир, где решены все проблемы и в построении этого мира, как раз и помогает философия.

Философия – это уникальный феномен культуры и как любое уникальное явление требует больших затрат энергии. Именно поэтому в СССР не было бурного развития философии: отсутствовала свобода и сам строй тормозил развитие данного предмета. С 1917 г. была ясная программа развития мира и стояла четкая цель, а в данных условиях не может быть различия мнений и появления течений, что свойственно для философии. Философия возникает только там, где есть сомнение в исходных ценностях отношения человека к миру, где есть проблема цели, смысла жизни и т.п. соответственно, философия – вид мировоззренческого сознания и ориентирует на космос и выявление отношений человека к миру, а не общества к человеку и космосу. Следовательно, философия общественной наукой не является.

Мировоззрение; его структура и основные типы

ИП МГЮА им. Кутафина 2011-2012 г.г

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Взгляды - это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют ос­нову мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Ком­понентами мировоззрения они становятся тогда, когда превраща­ются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеж­дения - не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика. Мировоззренческие положения и принципы включают оценку явлений действительности, определяют жиз­ненную позицию человека, его отношение к окружающему миру.

Мировоззрение включает настроения, чувства, пережива­ния, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую по­зицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-пси­хологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориен­тиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмыслен­ность и целеустремленность.

Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это - основа мировоззрения, на нее опирается деятельность че­ловека. А так как эта деятельность является осмысленной и це­лесообразной, она направлена на достижение идеала как органи­зующего и направляющего начала человеческой активности.

Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы , общественного класса и общества в целом.

Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принад­лежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по от­ношению к людям - эгоистом или альтруистом, по своим поли­тическим взглядам - консерватором или революционером.

Существенную роль в формировании личности играет ее при­надлежность к определенной социальной группе или обществен­ному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представите­лей других социальных групп. Например, мировоззрение кре­постного крестьянина не может не отличаться от мировоззрения помещика, а мировоззрение бизнесмена от мировоззрения безра­ботного. Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение гос­подствующего класса является, как правило, определяющим.



Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие цен­ности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие, сумма-тивные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытно­го общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, опре­деляемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделя­ются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религи­озное, обыденное и философское.

Исторически первый тип - мифологическое мировоззре­ние - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить проис­хождение и устройство мира, появление на земле людей и жи­вотных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обыч­но как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В резуль­тате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс Сопровождается борьбой богов и героев против де­монических сил.

Мифология (греч. туШоз - повествование, сказание) - фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытно­го человека мифические существа - боги, духи, герои - наде­лены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и приро­ды; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представле­ния, включали зачатки знаний и религиозных верований, соче­тали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифоло­гии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Ге­ракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли ху­дожников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искус­ства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергеистах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Ре­акционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «не­полноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравни­тельно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в су­ществование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное - ос­нова религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Рели­гиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестествен­ный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое пережива­ние проявляется в поклонении неким высшим сверхъестествен­ным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас

тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего, блюстителя обычая, тра­диций, нравственности, духовных ценностей. Возникают моноте­истические религии - иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Являясь фантастическим отражением действительности, основы­ваясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включа­ет общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Правда, эти идеи нередко расходились с религиозной практикой. Истории известны крестовые походы и инквизиция, а в наше время религиозный фанатизм нередко под­держивается и используется определенными политическими си­лами для разжигания межнациональной розни.

Качественно новым типом является философское мировоз­зрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представле­ния о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре­тического рассмотрения и логического анализа. Философское ми­ровоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоз­зренческий характер, всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.

Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологичес­ким воззрением на мир. Но и в более поздних философских уче­ниях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.

Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отме­тить, что в его содержание входят не только собственно фило­софские проблемы, но также обобщенные экономические, поли­тические, правовые и естественнонаучные представления, нрав­ственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако тео­ретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его эле­менты и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего цент­рального вопроса всякого мировоззрения - отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоз­зрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической ос­новой которого является философия.

Вместе с тем философия - не только мировоззрение. Наряду с мировоззренческой она выполняет и другие функции, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

В особый тип следует выделить обыденное, или эмпиричес­кое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повсе­дневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологичес­кого мировоззрения.

Типы мировоззрения.

Гильманова Дина 130 группа

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим

обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к

мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее

какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В

более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно

стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и

человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,

прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направ­ленности, которая

является не только теоретической, но и практической его задачей.

Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное

(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

Главное отличие философии от иных форм мировоззрения в том, что она относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, стремится к рационально-понятийному пониманию мира, имеет специфический категориальный аппарат, опирается в своих логических построениях и выводах на науку своего времени, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Основные направления или отрасли философского знания: онтология и теория познания; социальная философия; философская антропология; философия политики и права; философия культуры, эстетика, этика, логика; философия науки и техники; история философии и др.

Естественно, что философию всегда интересовала проблема управления.

Со стороны своего содержания философия выполняет в отношении теории и практики обеспечения национальной безопасности выполняет две основные функции – мировоззренческую и методологическую.

Субъектом (или носителем) мировоззрения является отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этно-национальные и религиозные общности, классы, общество в целом. Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в нем находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида.

2.Основной вопрос философии с точки зрения материализма и идеализма.

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.

Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.

Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

Считают, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.


Идеализм
– в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.

Идеализм делится на две формы : субъективный и объективный.

Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.