Таинственные случаи в коллекционировании икон. Скупка старинных икон, оценка икон онлайн по фото

4 сентября 2018 года в Москве в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса ». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представил уникальную коллекцию икон, которую он собирал в течение 20 лет.

На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи и графики XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и ни разу не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса, эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.

Выставка обладает высокой репрезентативностью. Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты, которые работали в ее традициях; иконописцев XVIII в.; с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.

Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.

На выставке в соответствии с историко-стилистическим принципом сформированы следующие разделы:

I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI-XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII-XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.

II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.

III. По канонам древнего благочестия . В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII-XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.

IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово-Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.

Торжественное открытие выставки посетили многочисленные журналисты, представители музейного сообщества, гости и друзья самого Григория Лепса. Религиозные деятели были представлены руководством Русской Православной старообрядческой Церкви в лице участников Совета Митрополии, проходящего в эти дни в Москве.

К участникам события обратился предстоятель РПсЦ митрополит (Титов):

Дорогие друзья, я рад приветствовать собравшихся и отметить, что сегодня для нас, особенно для старообрядцев, для тех, кто хранит обычаи, культуру, идеалы древней святой Руси, примечательное событие — выставка икон из собрания Григория Лепса. Это не просто собрание икон и древностей. Это прикосновение к живоносному источнику, к той немерцаемой красоте, отличавшей святую Русь. Когда я познакомился с Григорием Лепсом, он, приглашая меня осмотреть его коллекцию, отметил, что для него действительно важно, чтобы именно старообрядцы, которые сохраняли эти древние культурные и духовные ценности порой ценой своей жизни, смогли по достоинству оценить его собрание.

Выступая на открытии выставки, директор музея Алексей Константинович Левыкин обратил внимание, что экспозиция позволяет проследить и тенденции развития нашей культуры, в том числе и с точки зрения ретроспективы. Он поблагодарил всех участников выставочного проекта: в первую очередь самого Григория Викторовича Лепса и его команду, а также сотрудников Исторического музея, куратора выставки Е. М. Юхименко, художника выставки Ф. Ю. Талыбова, всех, кто работал над ее созданием.

Куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко подчеркнула многогранность коллекции, заявив, что здесь можно увидеть широкий спектр исторических, культурологических вопросов.

Елена Михайловна отметила:

Прежде всего, это продолжение традиций собирательства, которые, слава Богу, живы и в наши дни, есть такая возможность. Это история русской иконописи, представленная здесь в своих лучших образцах; это и старообрядческая культура; это и глубинная связь с литературой, отражающаяся в названии выставки «Предивное художество», — так Н. С. Лесков, известный знаток русской старины, сказал об иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел».

По этому рассказу, мне кажется, все люди и представляют, что такое русская иконопись. Так вот, Н. С. Лесков был лично знаком и тесно общался с двумя иконописцами: с петербургским Никитой Рачейсковым и московским мастером Николаем Силачевым. Именно у них он подолгу проводил время и видел труд иконописца. Две иконы иконописца Николая Силачева представлены на этой выставке. Эти иконы, несмотря на то, что они были не так давно написаны, в 60-70-е годы XIX века, — тоже очень большая редкость. Лесков в свое время, особенно подчеркивая мастерство этих двух иконописцев, говорил о том, что надо устроить выставку их работ.

Сейчас, к сожалению, оставшиеся работы этих мастеров исчисляются просто единицами: работ Силачева известно 5, из них 2 находятся в собрании Григория Викторовича, и всего лишь две иконы Рачейскова.

Мне кажется, что собирательство в широком значении этого слова можно только приветствовать, потому что только такие целеустремленные люди могут собрать такую замечательную коллекцию.

Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс , общаясь с журналистами, ответил на ряд вопросов. Он в частности рассказал о стоимости самого дешевого и самого дорогого экспоната, а также ответил на вопросы о собственном отношении к религии:

Я спать не лягу, пока не помолюсь, я из дому не выйду, пока не помолюсь.

Абсолютно все экспонаты хранятся у артиста в загородном доме. На вопрос о безопасности своей коллекции (оценочная стоимость примерно 25-35 млн долларов) певец ответил следующим образом:

Нет никакой особой охраны. Я сомневаюсь, что можно украсть. Не потому что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены, все знают, что это мои иконы. Вышла книга, правда, там уже больше икон. Куда они их продадут-то? Бог накажет.

Более 20 лет Григорий Лепс собирал эту коллекцию. Певец подчеркнул, что он не эксперт по иконописи или искусствовед, а любитель, поэтому иконы выбирал из принципа «нравится или нет»:

Я выбираю те иконы, которые мне приходятся по душе, так же, как и песни для своего репертуара.

За один ценный триптих Лепс отдал свою машину «Ауди-А8» с тремя телевизорами и двумя холодильниками:

Прошло уже 15 лет, машина сгнила, а иконы будут стоять тысячу лет.

На вопрос журналистов о чудесах артист ответил следующим образом:

Одна икона была мироточащей, я подарил ее другу. Чудеса каждый день случаются, проснулся — чудо. Концерт удачно прошел — чудо. Новый ребенок родился — чудо. Экономика в гору пошла — чудеса!

Свою коллекцию Григорий Викторович намерен пополнять. Теперь он планирует вернуть из Англии образ, который когда-то вывезли большевики из царской ризницы стоимостью в 1 миллион фунтов. Лепс так высказался об этой иконе: «Великолепный образ Николы угодника, подобный которому я еще не встречал. Вообще при большевиках было продано или уничтожено до 70-80 % существовавших до революции икон ».

Коллекционер признался, что одну из икон заберет с собой в могилу:

Одну из них я заберу с собой, какую — не скажу, очень дорогой предмет, я пообещал человеку, который мне ее подарил, что я обязательно возьму ее с собой.

Говоря о старообрядцах, Григорий Лепс отметил, что они сохранили свою веру и древнерусскую культуру, невзирая на гонения, на то, что их сжигали на кострах.

Я сомневаюсь, что в современном мире кто-нибудь способен на такое.

Он также подчеркнул особую значимость иконописного собрания Рогожского кладбища для всей русской культуры.

Меня ударило током, когда я впервые оказался в старообрядческих храмах Рогожского. Трудно было представить, какие иконописцы могли создать такие шедевры.

Также Лепсу задали вопрос, не хочет ли он передать иконы церковной общине, на что певец ответил:

Нет. Несколько моих друзей так поступили, и теперь не могут найти следов этих икон. Пока я жив, это собрание будет оставаться моей собственностью.

Специально для нашего сайта куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко прокомментировала выставку.

Чем оригинальна данная выставка и чем отличается она от других событий такого рода?

Подобных масштабных выставок икон давно не проводится. Данное мероприятие очень крупное, выделяющееся среди иконных выставок, проходящих в последние годы. Здесь, во-первых, подлинные экспонаты высочайшего художественного достоинства. Дается достаточно адекватное представление об истории иконописи вообще, о старообрядческой в особенности. Половина икон, находящихся на выставке, — старообрядческие.

Среди старообрядческих иконописных центров здесь представлены не только Выг, но и Москва, иконописные мастерские поморцев, филипповцев, федосеевцев, именно Краузова, Силачева, редкая старообрядческая иконография.

Экспонаты представлены особым образом. Сперва идет древняя часть, дальше новые традиции от Оружейной палаты, а напротив нее как раз старообрядческие памятники. Любой человек может увидеть разницу между Оружейной палатой и старообрядческими иконами. Как бы мы высоко ни ценили искусство предметов Оружейной палаты, но очевидна существенная разница между живоподобным письмом и письмом по старинным образцам.

Одно время в отечественном и советском искусствоведении считалось, что старообрядческая икона как бы вторична. Сейчас наука продвинулась вперед, проходят такие выставки, открываются новые памятники. Есть ли какое-то переосмысление, что старообрядческая икона, действительно, совершенно особое яркое явление, а не просто жалкое, бледное подобие дораскольной иконы?

Мне кажется, что признание старообрядческой иконы в качестве самостоятельного и яркого явления стало общим местом всех научных работ. Уже никто с презрением о старообрядческой иконописи не пишет, наоборот, ее постоянно представляют, и заслуженно, потому что эти иконы тончайшего письма и искусной работы. Это не богомазы какие-то писали, не народные иконы. Все памятники являются высокохудожественными.

А будет издаваться какой-то каталог или альбом?

Альбом 2012 года представлен на выставке, в нем находятся изображения 150 икон, как раз коллекция на то время, а здесь уже 204 памятника.

Во второй половине 19 века были зарегистрированы первые коллекции, состоящие из икон. Данными ценными экспонатами владели богатые старообрядцы, которым было важно найти «идеальную икону», т.е. дониконианского письма, написанную до середины 17 столетия. Именно по этой причине на редкие иконы была объявлена «охота». Интересным фактом было то, что «владимирские богомазы»-реставраторы часто жульничали и копировали изображение древних икон, а позже продавали богачам. С течением времени появляются все больше просвещенных старообрядцев, которые разбираются в иконописи, более того, создают ценные коллекции и собрания. В начале 20 века подобное искусство пользуется не только популярностью, его также активно изучают и исследуют. Именно в этот период миру представлено творчество Андрея Рублева, а каждый московский меценат-богач по статусу обязан иметь маленькую, но коллекцию редких икон. С 1917 года и до 50х годов интерес к иконописи пропадает в связи с политической ситуацией, сложившейся в то время. Религия не воспринималась всерьез, более того, отвергалась, а любой ее атрибут безжалостно уничтожался. И только во время так называемой «оттепели» иконы вновь понемногу начинают пополнять коллекции антикваров. Активное собирательство икон стартовала в 1964 году, когда на советский журнал «Москва» напечатал очерки Солоухина «Черные доски». Интеллигенты тех времен, собираясь на встречи, обсуждали и рассуждали на темы древних школ иконописи, разнообразных техник и авторов. Икону снова ценят по достоинству, за редкими экспонатами ведется вновь «охота». Впервые частную коллекцию икон показали в 1971 году на выставке, проходившую в Музее им. Андрея Рублева. Экспонаты данного мероприятия были яркими примерами иконописи прошлого, однако реставрационные работы были проведены плохо. В 90е годы даже в московских магазинах было сложно отыскать подобный антиквариат, хотя выставки Европы пестрели иконами из России. К началу 21 века ситуация сильно изменилась, теперь и у нас можно приобрести редкую икону древнего мастера.

Знаменитости и иконы

Ни для кого не секрет, что коллекционирование антиквариата само по себе привлекает много внимания к персоне, а это немаловажно для известной личности. Более того, редкие вещицы или произведения искусства - это выгодное капиталовложение. Сегодня многие знаменитости являются обладателями редчайших экспонатов искусства написания икон. Кто-то долгие года занимается коллекционированием, а кому-то повезло получить ценную икону в подарок.

Григорий Лепс - заядлый коллекционер икон

Коллекция икон впечатляет. Самая крупная по центру и есть первое приобретение Лепса - ее он в свое время выменял на машину. Фото: предоставлено пресс-службой Григория Лепса.

Уже более десяти лет этот талантливый певец занимается коллекционированием икон. В одном из интервью Лепс рассказал о том, как началась его страсть к подобным шедеврам. Дело в том, что у Григория есть друг-антиквар, к которому Лепс однажды заглянул в магазин. Именно там он увидел ту самую икону, с которой и началась его коллекция. На тот момент, рассказывает певец, его финансовое положение не позволяло приобрести столь дорогую вещицу, и он просто обменял свою машину на икону. В той же беседе Лепс признался, что на это увлечение уходят практически все его сбережения. На сегодняшний день коллекция артиста насчитывает более 150 работ иконописцев, датированных 16-20 веками. Лепс сделал себе выпустил книгу, посвященному его коллекции. В ней проиллюстрирована и подробно описана каждая икона, принадлежащая Григорию. Тираж книги певца под названием «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» составил около 5 тысяч экземпляров. Каталог разделен на четыре раздела: «В новой стилистике», «Иконописные центры и мастерские», «наследие средневековых мастеров» и «По канонам древнего благочестия». По данной книге легко проследить развитие искусства иконописи, начиная с 17го по 20й века. Григорий Лепс отнесся достаточно серьезно к созданию своего «детища». В работу над каталогом были подключены такие научные сотрудники музеев России как Виктория Горшкова и Елена Юхименко, обязанности руководителя проекта взял на себя эксперт аукционного дома МacDougall’s Лев Вольфсон, который дал высокую оценку коллекции Лепса.

Иконописей и коллекционер Никос Сафронов

Гениальный русский художник современности не остался равнодушным к искусству иконописи. Он не только коллекционирует иконы, но и пишет собственные для храмов. Так, например, для Успенского собора Ярославля Никосом было написано несколько шедевров. Такая помощь художника в развитии религии не случайна. В своих интервью Сафронов постоянно утверждает, что он человек православной веры. Более того, он не только об этом говорит, но и подтверждает это своими действиями. Так, например, Никос Сафронов принимал активное участие в строительстве нескольких храмов и церквей, в их числе церковь Святой Анны в Ульяновске. О своей коллекции Сафронов говорит сдержанно и утверждает, что давно уже перестал уделять много времени поиску икон для коллекции. Те иконы, что у него есть, памятные, потому что подарены известными людьми или же на поиски которых Никос потратил много времени. Например, Икону Николая Чудотворца подарил художнику Владимир Васильевич Устинов, экс-генеральный прокурор РФ, а Икону Святой Троицы - Леонид Кучма, бывший Президент Украины. Образ святой Анны Сафронов купил для матери, а деревянное распятие Христа привез со своего путешествия по Эквадору.

Коллекционирование икон - увлечение дорогостоящее и хлопотное. Порой антиквары всей страны ищут одно и тоже изображение святого руки древнего мастера. Однако возрождение подобной традиции имеет прямое отношение к развитию искусства иконописи. Можно смело утверждать, что давние традиции иконописи развиваются и в наше время.

Ульяновск, 3 июля – АиФ в Ульяновске. 18 июня в выставочном зале Ульяновского областного художественного музея открылась выставка «Шедевры русской иконописи», приуроченная к 1025-летию принятия христианства на Руси. В экспозиции есть иконы из его коллекции.

Досье
Игорь Борков - коллекционер икон, по образованию историк. Коренной симбирянин, потомок почётных граждан Симбирска. Коллекционированием икон занимается более 40 лет. В его собрании представлены все направления иконописи: традиционное, народное, в стиле мастеров Оружейной палаты. А такие иконы, как «Спас Нерукотворный» 16 столетия, «Козьма и Домиан» 18 века из Симбирской губернии, «Богоматерь Казанская», «Покров» Иосифа Мокина 1771 года, Богоматерь «Всех скорбящих радость» 1700 года, являются шедеврами русского искусства. Игорь Борков одним из первых в России сделал выставку икон из личной коллекции, она состоялась одном из музеев заповедника «Родина В.И. Ленина». Иконы из его коллекции неоднократно выставлялись в Москве, Самаре. В 2009 году в Ульяновском областном художественном музее состоялась полномасштабная выставка коллекционера «Спасенные шедевры», на которой было представлено 100 икон.

Сундук из икон

Игорь Владимирович, иконы вы начали коллекционировать в довольно юном возрасте, да ещё в эпоху воинствующего атеизма. Как это случилось?

Тогда все пацаны что-то коллекционировали. Я учился в художественной школе, интересовался живописью... Когда наша семья переезжала из частного дома в квартиру, с чердака старого дома я взял с собой почему-то единственную вещь - бабушкину венчальную икону Казанской Божьей Матери. А уже в девятом классе приобрёл у одного из приятелей икону «Воздвижение Креста Господнего», которая валялась у него дома где-то под ванной. Потом выяснилось, что это очень хорошая икона 18 века. Вот она меня очень заинтересовала и сподвигла на коллекционирование. Тогда я начал читать книги об иконах и очень увлёкся этим делом.

- Сложно было с поиском информации?

Информацию искусствоведческого характера можно было найти, а о том, что изображено на иконах, я узнавал из атеистической литературы, которую покупал в «Политкниге», был такой магазин в гостинице «Советской». Разоблачение библейских сюжетов в таких книгах всегда сопровождалось информацией о них. Потом я, конечно, прочитал Евангелие. Купил его у букинистов, которые собирались в те годы в Свердловском парке. Кажется, за два рубля. Это было дорого.

- Какими путями иконы приходят к коллекционеру?

Разными. В 70-80 годы я ездил по деревням и собирал то, что осталось – у кого-то в домах, у кого-то в коровниках и сараях. Ведь когда купола с церквей полетели, местные жители разобрали храмовые иконы по домам, и их судьба складывалась по-разному. Большие иконы, как правило, шли на плотницкие работы, из них делали школьные доски: закрашивали лики чёрной краской, и дети писали по ним мелом. В Сурском районе была мастерская, куда со всех церквей свозили иконы для изготовления предметов обихода: ящиков, коробов, столов. Как-то заехали в одну деревню, спросили у бабушки, есть ли иконы. А она говорит: «А у меня целый сундук с иконами». Оказалось, что сундук не с иконами, а сделан из икон, причем 18 века. Помню, в одной деревне на горе стояла красивая деревянная церковь, уже без окон, без дверей. Спрашиваю, куда делись церковные иконы. Оказалось, что пацаны приспособили их для катания зимой с горы: брали икону, обливали водой, садились на неё и катились… И на горе, и у её подножья я нашёл много досок из-под икон.

У икон невероятно трагичная судьба. И они, по сути, спасены коллекционерами, причем спасены в последний момент. Еще несколько десятилетий забвения они не пережили бы. А в 70-80-е годы, кроме коллекционеров, ими никто не интересовался: ни музеи, ни церковь, которая была в загоне.

- В деревнях Ульяновской области можно было найти очень ценную, древнюю икону?

Количество сохранившихся древних икон уменьшается в геометрической прогрессии. На 100 икон 19 века встречается одна 18 века. На сто икон 18 века – одна десятая века 17-го. Икона 16 века – это редчайшая вещь. У меня такая есть, ей почти 500 лет. И нашёл я её в одной из деревень Ульяновской области.

Музей или церковь?

- Сейчас инициируется кампания передачи икон из музеев в церкви. Ваше отношение к этому?

Место древней иконы – в музее. Ну разве можно повесить иконостас 16 века и жечь перед ним свечи? В Греции даже законодательно закреплено: если церковному произведению искусств исполнилось 400 лет, его передают в музей. Другое дело, что в России есть церкви-музеи, где создают все условия для сохранения икон, и только изредка проводят там службы. Например, в соборах московского Кремля есть иконы и 14, и 12 века. В некоторых регионах есть музеи при Епархии.

- Как вы видите роль коллекционера в судьбе иконы?

Спасти и решить для себя, что ты её временный хранитель. Как бы ни сложились дальше обстоятельства, иконы, которые находятся сейчас в моей коллекции или у другого коллекционера, уже спасены. Большинство икон коллекционеры открывают заново, снимая верхний слой олифы, которым иконописцы покрывали образ, завершая работу. Олифа с годами темнеет, иногда полностью закрывая изображение. Но её можно постепенно счистить. Такая работа коллекционеру доставляет истинное наслаждение, потому что под верхним тёмным слоем – настоящее чудо, и его надо сохранить. Искусство реставрации в том и заключается, чтобы снять эту верхнюю пленку, возможно, что-то тонировать, но при этом не нарушить самого главного. Икона должна восприниматься в совокупности всех деталей и символов, от её восприятия должно сохраняться ощущение, что не ты смотришь на этот горний мир, а он на тебя.

Икону можно реставрировать годами, счищая последующие наслоения скальпелем под микроскопом. У меня есть друг, который занимается реставрацией одной иконы уже в течение 15 лет.

До начала 20 века иконы воспринимались исключительно как предметы культа, написанные в темных, тусклых тонах. А в 1913 году коллекционеры организовали в Москве первую выставку открытых образов, то есть очищенных от слоя потемневшей олифы. Иконы засияли красками 14-15 столетий, и это был фурор. Тогда стало очевидно, что икона не просто культовая вещь, а богатейший пласт культуры. Ничего более ценного у нас просто нет. Например, Матисс не скрывал, что свои лучшие произведения он написал под влиянием иконописи.

- Но ведь до начала двадцатого столетия иконы тоже как-то подновляли.

Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, зарисовывали икону частями или полностью. Со временем икона опять темнела, и её снова записывали. И так несколько раз. На древних иконах бывает по семь-восемь слоев. И иконописцы, обновляя икону, не знали, что там, под верхними слоями. Ведь Рублева не знали! То есть имя Рублева встречалось в летописях, все знали, что был такой иконописец, но Троица Рублева была десятки раз переписана. Когда ее открыли, счистив потемневшую олифу и последующие записи, стало ясно, что это великое произведение. Только тогда начался ажиотаж вокруг имени Рублева, это было уже в двадцатом веке.

Настоящее чудо

- Как менялось положение коллекционера икон в обществе за те 40 лет, что вы занимаетесь этим делом?

Начиная что-либо собирать, в конечном итоге это делаешь, чтобы потом кому-то показать свою коллекцию. В 70-е годы я даже в сюрреалистическом сне не мог себе представить, что мои иконы будут выставляться в Музее древнерусского искусства имени Рублева в Москве. Но они там были выставлены. В 90-е годы коллекцию было просто страшно выставлять. А сейчас у коллекционера началась нормальная жизнь. Правда, в начале двухтысячных годов спрос на такие выставки был больше, сейчас он все-таки пошел на спад. Не исключено, что Интернет навредил, там теперь всё что угодно можно посмотреть. Вообще музеям трудно сейчас приходится, им нужен какой-то толчок для развития.

- Ну как вас не спросить о чудотворных иконах, об иконах, которые мироточат…

На мой взгляд, самое большое чудо – это то, что древние иконы вместе с Россией пережили все перипетии её истории и дошли до нас. Чудо – это когда снимаешь верхний слой с иконы и открываешь образ, который был скрыт веками. Мироточат ли иконы? Знаете, при царе-батюшке, в Первую мировую войну, очень много икон мироточило. И синод вместе с царем издали указ, что если икона замироточит или будет являть чудеса, её нужно положить в ящик, опечатать и создать комиссию из священнослужителей, университетской профессуры, полицмейстеров, чтобы засвидетельствовать акт чуда. И большинство икон мироточить перестали, хотя некоторые все-таки продолжали являть чудо. Для меня икона – это, прежде всего, произведение искусства. А чудеса совершают вера и горячая молитва, произнесенная перед иконой с верой. Но это уже совсем другая тема…

Еще в девятнадцатом столетии впервые возник интерес к русской иконе, а зачинателями научного исследования такого антиквариата были торговцы предметами старины сороковых годов. Среди них – Иванчин-Писарев, Сахаров, Снегирев и Шевырев. Так как в девятнадцатом веке хранителями старинных русских икон считались старообрядцы, коллекционеры пользовались их советами и беспрекословно перенимали все сведения, предоставленные этими «знатоками» русской иконы.

Однако на самом деле старообрядцы не имели необходимых сведений о дониконовской художественной культуре, а их коллекции были переполнены поздними иконами семнадцатого – девятнадцатого столетий. В редких случаях моленные, часовни и старообрядческие церкви были обладателями древних московских или новгородских икон. В это время знания об особенностях древнерусской живописи только начинали накапливаться.

Серьезное изучение старинных русских икон началось с Кондакова, Айналова, Буслаева и Кирпичникова. Однако даже эти ученые не могли узнать , поэтому в их коллекции нередко попадали произведения шестнадцатого и семнадцатого столетий. исследовался достаточно однобоко, поэтому до начала прошлого столетия древнерусское искусство изучалось в плане формирования и развития разных иконографических типов, либо в его связи с общественной мыслью и древнерусской литературой, или как археологическая старина.

При этом старинная икона, как феномен художественного характера, существовавший в эпоху русского средневековья, для многих исследователей оставалась неведомой. В двадцатом столетии ситуация изменилась, ведь в это время были предприняты первые шаги в процессе расчистки древних икон от записей, более поздних покрытий, а также свечной копоти, скапливавшейся векам и искажавшей первоначальную уникальную живопись.

Частные коллекционеры, начавшие собирать древнерусские иконы, очень скоро смогли добиться существенных результатов в изучении этого антиквариата. На помощь собирателям пришли обладавшие опытом реставраторы-старинщики, без работы которых невозможно было раскрыть ни одну старинную икону. Некоторые реставраторы также начинали коллекционировать старинные иконы. Хотя их собрания, как правило, были небольшими, но в них попадал на самом деле ценный антиквариат.

Одним из известнейших коллекционеров греческих и русских икон в переходной период был академик Лихачев, обладавший крупным состоянием. Ему удавалось , недоступные большинству коллекционеров. Однако для него иконы были только частью коллекции, ведь в основном его интересы сосредотачивались на собирательстве разных исторических документов.

Наиболее загадочное, глубокое, мистическое, духовное и философское направление в искусстве – иконография. Иконы начали писать еще на заре становления христианства, а наиболее широкое распространение иконопись получила именно в католической и православной церкви. Несмотря на чудесные свойства, приписываемые многим иконам, все-таки в первую очередь подобные изображения являются предметами искусства, подчас уникальными и очень ценными.

Купля икон – приоритетное направление для многих известных коллекционеров, кроме того, выкупом икон активно занимаются как частные (более охотно), так и государственные (менее охотно) музеи. Иконы – традиционный лот престижных аукционов, причем для подобных мероприятий осуществляют ведущие искусствоведы и эксперты. Продать старинную икону в Москве или любом другом городе РФ максимально дорого и не потерять свои деньги вы сможете только с профессиональным дилером являющимся компетентным экспертом, в противном случае вы рискуете быть обманутыми непрофессиональными перекупщиками. В нашей коллегии работают исключительно опытные профессионалы с профильным образованием и большим опытом работы. Мы контактируем со всеми основными коллекционными домами и частными коллекционерами в связи с этим мы с полной уверенностью можем заявить о том, что мы на 100% в курсе потребностей коллекционного рынка и без труда определим для вас реальную оценочную стоимость той или иной иконописной работы. В случае если авторство иконы не ясно или является спорным мы поможем вам разобраться и с этим вопросом.

Критерии

Разумеется, осуществить покупку иконы, особенно если она относится к категории раритетных образцов иконографии, может далеко не каждый коллекционер и даже не каждый музей. Однако подобных образцов немного, а на стоимость более или менее традиционных и распространенных форм иконописи серьезно влияют следующие факторы:

      • Датировка. Имеется в виду возраст иконы. Стоит учитывать, что датировка некоторых образцов возможна только после экспертизы.
      • Состояние иконы. То есть насколько хорошо икона сохранилась, требуется ли реставрация, и так далее. Скупка старинных икон не подлежащих потенциальной реставрации для последующей перепродажи представляет довольно сложную задача даже для опытного специалиста.
      • Автор. В случае с иконографией авторство не имеет ключевого значения, так как зачастую иконописцы не подписывали свои работы, а информация об этом не документировалась. Отчасти на отсутствие авторства влияет и мистический ореол иконы, что исключает ее рукотворность. Так или иначе, но если у вас на стене есть икона, которую вы считаете авторской, не спишите с выводами. Подчас иконописца можно определить только по стилю и эпохе, а это весьма размытые критерии.
      • Дополнительные ценности, которыми украшена икона. Часто иконы обрамлялись золотыми или серебряными «рамками», в том числе инкрустированными драгоценными камнями. Естественно, наличие подобных украшений влияет на стоимость самой иконы.
      • Икона в окладе или без оклада. Так называемая «комплектность» иконы, то есть наличие оклада, так же влияет на ее стоимость.

в день обращения