Название главного храма в иверском валдайском монастыре. Валдайский иверский богородицкий святоозерский монастырь

21.06.2020 Жизнь

Мужской Валдайский Иверский монастырь известен чудотворной иконой, сохраняемой в Успенском соборе, а также позолоченными куполами этого православного храма. Место для размещения обители выбирал реформатор русского православия патриарх Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом. Живописный Сельвицкий остров на Валдайском озере, названном Никоном Святым, стал местом строительства одного из трех монастырей, основанных этим предстоятелем русской православной церкви.

Образцом для строительства монастыря на озере Валдай, или Святом, послужил греческий Иверский монастырь на горе Афон, а полное его наименование звучит как Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Разместить его решили на острове в центре озера.

Сельвицкий остров в южной части имеет искусственное соединение с крупнейшим островом водоема – Рябиновым, который подобным же образом сообщается с материковым берегом. На западном берегу острова был устроен монастырский лодочный причал, вблизи которого располагались Святые врата парадного входа.

Закладки обители состоялась в 1653 году, после одобрения замысла царем Алексеем Михайловичем Романовым, выделившим финансирование из казны государства. Освящение законченного строительством каменного Успенского собора произошло в конце 1656 года лично патриархом Никоном.

Неполные полтора десятка лет его патриаршества были насыщены многими новациями – церковные книги и иконы приводились в соответствие греческим канонам, введены поясные поклоны и крестное знамение из трех пальцев. Все это привело к расколу верующих, появлению старообрядцев.

Никон добивался равного с царем участия церкви в управлении государством, что Алексеем Михайловичем было решительно отвергнуто, а патриарх подвергся опале, а затем и низложению с последующей ссылкой.

Общий вид Иверского монастыря на Сельвицком острове Валдайского, или Святого озера сохранился с прежних времен. Рукотворный перешеек с мостом связывает с соседним островом Рябиновым, а тот с материком.

Остальные сооружения Валдайского Иверского монастыря строились позднее Успенского собора, как и ограждающая обитель крепостная стена, общей протяженностью более километра. Контур стен почти повторял очертания Сельвицкого острова, отделяя почти 6 гектаров его территории.

Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.

В нынешнем облике монастыря можно видеть удобный подъезд с южной стороны, стоянку туристических автобусов и отдельно – автомобильную для монастырской братии и священнослужителей. Территория острова почти лишена растительности, кроме западного и части северного берега. Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.

По православным канонам главный вход на территорию обители устроен с западной стороны. Святые врата выполнены в виде арочного проезда в двухэтажном здании, верхним ярусом которого является надвратная церковь святителя Филиппа. Знаменит он своим служением в Соловецком монастыре в качестве игумена, а затем службой московским митрополитом.

Филипп протестовал против жестоких методов правления Ивана Грозного, за что был отстранен от сана и тайно казнен приспешником царя Малютой Скуратовым. Канонизирован православной церковью в канун начала строительства Иверского монастыря, в его честь надвратный храм и назван.

Центральный объем церкви перекрыт четырьмя двускатными крышами со сферическим сводом между ними. На своде установлен восьмигранный барабан и венчающий его купол – маковка с крестом. Левое крыло является лестничной клеткой, в право на первом этаже располагается церковная лавка.

Прилегающие одноэтажные здания вмещают жилые монашеские кельи. Над аркой входа размещена копия иконы Иверской Божьей Матери –Привратница, или Вратарница.

Так сложилось исторически, что Валдайский Иверский монастырь имеет двое Святых ворот, построенные в более ранний период оказались внутри территории. Между обеими входными сооружениями проложена мощеная плиткой дорожка с фонарями вдоль нее.

Второй арочный вход сооружен в массивном прямоугольном здании, на перекрытии которого выстроена церковь архангела Михаила, предводителя (архистратига) небесных сил в борьбе с дьяволом. Надвратный храм имеет сравнительно небольшое квадратное основание с восьмиугольной башенкой на крыше, на ней глухой барабан с куполом и крестом.

С обеих сторон к воротам пристроены помещения различного назначения, вся постройка образует поперечную разделительную линию между западной и восточной частями монастырской территории.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 1 not found.

Одной из жизненно необходимых построек на территории обители была трапезная, построенная в ансамбле с церковью Богоявления Господня сразу следом за Успенским собором. Для проведения богослужений в зимний период теплый храм был необходим, его повелел предусмотреть в монастырском комплексе сам Никон.

Здание выстроено двухэтажным, внизу размещены хозяйственные и складские помещения, на втором этаже – трапезный зал. Парадное крыльцо с западной стороны состоит из крытой навесом лестницы, параллельной стене и огражденной снаружи, в ограде выполнены арочные проемы. Южное крыльцо оформлено гранеными колоннами, поддерживающими портал укрытия.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 2 not found.

С восточной стороны к трапезной примыкает церковь Богоявления – одноглавый храм с квадратным нижним ярусом и башней из 8 граней с оконными проемами, глухим барабаном на полусферической крыше, куполом с крестом на вершине. Украшения вокруг оконных проемов — стилизованные кокошники и сдвоенные арки над окнами, как и некоторые другие элементы, выполнены красным цветом, контрастируют с белизной стен.

Трехъярусная шатровая колокольня Валдайского Иверского монастыря совмещена на едином основании с настоятельским корпусом для проживания высших священнослужителей. Здания протянулись вдоль южной монастырской стены. Квадрат второго яруса переходит в восьмерик звонницы, на стене которой помещены часы.

Каждые 15 минут колокола издают перезвон, слышный по всему острову. Венчает колокольню шатер в форме острой восьмигранной пирамиды со слуховыми окнами (люстринами) на каждой грани, глухим барабаном наверху и куполом с крестом.

Настоятельский корпус имеет два жилых этажа и подвал, отличительной особенностью этого здания являются изразцовые украшения оконных проемов.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 3 not found.

Главное и старейшее сооружение Иверского монастыря – кафедральный собор, названный сначала по имени чудотворной иконы, затем переименованным в Успенский и обретший первоначальное имя уже в новом тысячелетии. Особенность храмовой архитектуры эпохи Никона – крытая галерея со всех сторон здания.

Главный (западный) вход в собор оформлен как небольшая часовня, боковые часовни имеют по два этажа и двухсторонние лестницы входа в них. Прямоугольное в плане здание состоит из трех нефов, разделенных внутри подпорными колоннами (столпами).

С восточной стороны храма он имеет три алтарных апсиды, внутри которых устроен трехчастный алтарь. Пять крупных глав с позолоченными куполами довершают величественную конструкцию собора иконы Иверской Божьей Матери. Полное впечатление об облике собора можно получить при просмотре слайдера.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 4 not found.

Купола Успенского собора Валдайского Иверского монастыря теперь в хорошую погоду сияют на дальнее расстояние.

Купола всех пяти глав Успенского собора со времени его сооружения и до 2008 года были покрыты медными листами, которым свойственно постепенное окисление с приобретением темного цвета. Из соображений повышения привлекательности внешнего вида собора Новгородская епархия приняла решение о покрытии куполов сусальным золотом, что и было осуществлено при последней реставрации храма.

На позолоту израсходовали три тысячи пачек (книжек) тончайших листов драгоценного металла, по 4 грамма в каждой, то есть 12 килограммов на весь объем работ по золочению.

Богатство внутреннего убранства кафедрального собора Валдайского Иверского монастыря, обновленно при последней реставрации. Массивные входные двери Успенского собора украшены филигранной резьбой по дереву.

Главная святыня Валдайского Иверского монастыря – давшая ему название чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Реликвия помещена на видном месте на удобной для обозрения высоте на ближнем к иконостасу правом столпе. У подножия столпа устроен отдельный помост для почитателей.

Драгоценный оклад святого образа оставляет открытыми только лица и руки персонажей, но и они достаточно выразительны. Постамент перед местом размещения образа удобен и целующим икону, и становящимся перед ней на колени.

Находящаяся в островном храме икона предположительно является списком (точной копией), сделанным непосредственно в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Основанная грузинами греческая обитель, чудесным образом обретшая чудотворную икону приплывшей по волнам, якобы преподнесла образ русскому царю Алексею Михайловичу, передавшему его Успенскому собору.

Происхождение оригинала иконы доподлинно неизвестно, легенда повествует, что она написана евангелистом Лукой. Один из апостолов, описавших жизнь Христа, вправду известен как первый иконописец, изображавший Богородицу.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 5 not found.

Росписи стен и колонн, как и образа пятиярусного алтарного иконостаса, более чем наполовину были утрачены в период гонений на религию и восстановлены уже в более современной иконописной манере. Так же благодаря мастерству реставраторов предстают во всем великолепии богато украшенные опорные столпы – колонны, воспринимающие тяжесть верхнего яруса строения.

Опоясывающая алтарь крытая галерея также использована для размещения образов православных святых с заздравными подсвечниками напротив.

Одной из достопримечательностей монастырской территории является растущий здесь древний дуб, ошибочно считающийся выросшим из желудя древнейшего дерева планеты, описанного в Библии, однако привлекающий повышенное внимание посещающих храм туристов. Бытует легенда, что выращено дерево из желудя знаменитого Мамврийского дуба, или Авраамова дерева.

Священный дуб на берегу реки Иордан имеет возраст свыше 5 тысяч лет и был свидетелем встречи Авраама с Богом в лице Святой Троицы. Родство валдайского дерева с этой реликвией не представляется возможным, потому что старейшее дерево планеты давно не дает желудей, по крайней мере в период роста дуба в монастыре (примерно 250 лет).

Дуб на территории Иверского монастыря привлекает посетителей в том числе за счет славянского поверья о зарядке энергией от деревьев. Традицией стало прислоняться спиной к стволу, якобы пополняя при этом жизненные силы, в том числе охватывая дуб целой группой людей по всей окружности ствола.

Монахам подобные обряды кажутся языческими и нетерпимыми на территории обители, однако напрямую их запрещать неловко. Поэтому на дереве укрепили копию чудотворной иконы, чтобы люди ее целовали вместо старого обычая. Однако до сих пор жива скорее старинная традиция далеких предков.

В завершение небольшого обзора Валдайского Иверского монастыря предлагается будущим его посетителям проверить собственное усвоение изложенного материала. Публикуемый слайдер содержит ряд снимков. На них с разных направлений засняты объекты, освещенные в предшествующих материалах, а также оставшиеся без описания, в том числе не упомянутую Типографскую башню, где Никон развивал местное книгопечатание. Высокое квадратное в плане сооружение венчается пирамидальной крышей сложной конфигурации, барабаном и шпилем с флюгером.

Не было ничего сказано и о башнях в монастырской стене, одна из которых изображена. Нужно определить место нахождения этого сооружения, опираясь на конструкцию примыкающих стен и пользуясь заглавным снимком обзора. Таким же образом можно опознать все прочие объекты Валдайского Иверского монастыря, с какого бы ракурса не был сделан снимок.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 6 not found.

Своеобразная викторина, устроенная посетителям нашего сайта, не преследует цели проверочной школьной работы. Шутливое мероприятие призвано пробудить интерес к описываемому, побудить к его посещению и личному осмотру. Валдайский Иверский монастырь, его чудесные окрестности того стоят, и поездка принесет неизгладимые впечатления.

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Корабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение. Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века. Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.


Статья из
6 -го тома «Православной Энциклопедии» (С. 515-520).

(Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о-вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл.

XVII в.

Замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы («Портаитиссы») возник у буд. Патриарха Никона , вероятно, в годы настоятельства в Новоспасском московском мон-ре . В 1648 г. архим. Никон просил посетившего Москву архим. Иверского мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. Павла Алеппского , Никон предполагал выстроить мон-рь в афонских архитектурных традициях, облачения братии хотел сшить по «греческим обычаям». В нач. 50-х гг., уже будучи Новгородским митрополитом, во время одной из поездок в Москву Никон обратил внимание на благоприятные для устроения мон-ря окрестности Валдайского оз. В 1652 г., путешествуя на Соловки за мощами сщмч. митр. Филиппа , Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями»), и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» (Шушерин . С. 52).

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. № 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др.

Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и др. переехало множество мастеровых людей, к-рые в 1655 г. начали производить для В. м. из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов. Изразцы продавали, в частности в тихвинский Большой и Зеленецкий мон-ри, новгородский архиерейский дом. В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский мон-рь, однако в 1663-1666 гг. изразцовое дело в В. м. было продолжено. До наст. времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведенного в 80-х гг. XVII в.

В годы первосвятительства Никона В. м. находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. Патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохр.), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением» (Акты. № 40), Патриарх делал многочисленные вклады в мон-рь: книгами (Творения свт. Григория Богослова и Синодик - в 1655), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из 6 серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в В. м. царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне - в музее «Новый Иерусалим»), Патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю мон-ря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства, эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и селах были освобождены от казенного постоя и подвод, мон-рь не платил торговых пошлин. В 1-й пол. 60-х гг. XVII в. число братии В. м. возросло до 200 чел. После низложения Патриарха Никона на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. все основанные им мон-ри, в т. ч. и В. м., были переданы в ведение епархиальных архиереев, затем закрыты, как организованные «не по уставам святых отцов», братию разослали по др. обителям, вотчины поступили в казну. Но уже в 1668 г. в В. м. был возвращен его настоятель архим. Филофей с братией, обитель вновь получила все привилегии и земельные владения.

На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц.

XVIII - нач. XX в.

К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре , в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.

В XVIII-XIX вв. в мон-ре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божией Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В сер. XVIII в. старые росписи были сбиты и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделен на 2 этажа, на 2-м этаже освятили ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1-й трети XVIII в. был возведен братский корпус, примкнувший с юга к ц. арх. Михаила. К этому времени мон-рь оказался разделен постройками на 2 части: вост. (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и зап. (хозяйственные дворы). В 1731-1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Вост.

После пожара 1825 г. в мон-ре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик мн. построек. Во время ремонта Успенского собора в 30-х гг. XIX в. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во 2-й пол. XIX в. проводились еще 2 ремонта храма с поновлением живописи. В 1830-1831 гг. на месте зап. стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 60-х гг. XIX в. в юго-зап. углу мон-ря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873-1874 гг. была разобрана каменная надвратная ц. свт. Филиппа и на ее месте выстроен новый одноименный храм. В кон. XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен.

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора.

К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ.

1917-2003 гг.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679-1689 гг. Фотография. 2002 г.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679-1689 гг. Фотография. 2002 г.

Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский) , хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев.

В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков). В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Святейший Патриарх отслужил молебен в Успенском соборе перед Иверской иконой Божией Матери. Богослужения начали совершаться в Богоявленском храме. К авг. 2003 г. в В. м. отреставрированы Успенский собор, Богоявленский храм, в к-ром освящены 2 престола: в честь Богоявления Господня и прп. Нила Столобенского, надвратный храм свт. Филиппа Московского, колокольня, Никоновский корпус, братские кельи. Находящаяся в наст. время в мон-ре Иверская икона Божией Матери - один из списков с чудотворной иконы, к-рый сохранялся в валдайской ц. апостолов Петра и Павла и был передан в мон-рь (совр. местонахождение древней чудотворной иконы неизв.). К сент. 2003 г. в В. м. жили ок. 30 насельников, обязанности наместника исполнял иером. Никандр (Степанов). В мон-ре создается музей истории обители.

Арх.: СПбФИРИ РАН Ф. 181 [Архив Валдайского Иверского мон-ря]; ГА Новгородской обл. Ф. 481. Оп. 1. Д. 427, 956 // РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 203 [Офицерская опись Валдайского Иверского мон-ря 1763 г.].

Лит.: Иверский Валдайский мон-рь - былое и современность. Б. м., б. г.; Описание первоклассного Иверского Богородицкого мон-ря Новгородской епархии. СПб., 1844; Дубинин . Колокольное производство на Валдае // Тр. комис. по исследованию кустарной промышленности в России. 1882. Вып. 8. Отд. 4. С. 146-149; Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия настоятеля первоклассного Иверского Богородицкого Валдайского мон-ря. М., 1887; Силин П . М . Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском мон-ре. Новгород, 1898; он же . Валдайский Иверский Богородицкий мон-рь. СПб., 1892; он же . Ист. описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мон-ря. Новгород, 1889. Боровичи, 19123; Ильин М . А . К истории архитектурной композиции рус. мон-рей XVII в. // Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1954. С. 279-297; Алферова Г . В . К вопросу о строительной деятельности патр. Никона // Архитектурное наследство. 1969. № 18. С. 30-34; Сивак С . И . Иван Исаев - строитель Иверского мон-ря // ПКНО, 1978. М., 1979. С. 456-458; она же . Подмастерье каменных дел Афанасий Фомин // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984. С. 236-246; Белоненко В . С . Из истории книжности Иверского мон-ря в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-207; Истомина Э . Г ., Красноречьев Л . Е . Иверское чудо. Л., 1982; Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мон-рь / Автор-сост. Н. Н. Жервэ. СПб., 2002; Вдовиченко М . В . Собор Валдайского Иверского мон-ря // Новгородские древности. М., 2002. С. 256-279; Рогожкина Е . И . Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002. С. 47-56.


Н. Н. Жервэ

Валдай всегда привлекал туристов своей великолепной природой, уникальным национальным парком и заповедником. Но главным пунктом любой экскурсии в эти места является Иверский на Валдае. Эта главная православная достопримечательность расположена на Сельвицком острове.

История Иверского монастыря (Валдай)

Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения.
Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли - села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также и некоторые близлежащие монастыри.

В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье.
(основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название - Святоозерский.
В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

С давних пор размеренной и спокойной жизнью славился Валдай. Монастырь Иверский успешно функционировал как храм. Так было до Октябрьской революции, когда он стал приходить в упадок. Из монастыря увезли чудотворную икону в 1927 году, а саму обитель году вместе с монашеской общиной (70 человек) преобразовали в трудовую артель. Позже здесь был историко-архивный и краеведческий музеи, школа для больных туберкулезом детей, дом инвалидов ВОВ, база отдыха.

Восстановление

Монастырь, находившийся в аварийном состоянии, в 1991 году вернули Новгородской епархии. Его первым наместником (после возвращения обители) стал игумен Стефан.
Президент России прибыл на торжественную литургию на Валдай. Иверский монастырь (фото вы видите в данной статье) освятил в честь иконы Богородицы Иверской в 2008 году ІІ. В том же году было принято решение позолотить купола Иверского собора.

Реставрация

За годы упадка и запустения Иверский монастырь (Валдай) практически утратил храмовую живопись. Предстояла трудоемкая и кропотливая работа по ее восстановлению. Она велась почти пять лет. Сохранившиеся участки были аккуратно расчищены и укреплены. Художники-реставраторы дописали утраченные композиции. Кроме того, были написаны святые и херувимы на алтарных окнах. Фрески верхней части алтаря отреставрированы по старинным образцам в 2009 г.

Некоторые композиции приходилось прописывать по нескольку раз, чтобы выдержать единый стиль. За время реставрационных работ мастерам удалось воссоздать почти три тысячи метров уникальной храмовой живописи. Реставрация была завершена в 2011 году.

Описание Иверского собора

Все, кто приезжает на остров Валдай, монастырь Иверский посещают обязательно. И начинают знакомство с обителью с ее главного собора. Иверский собор (ранее Успенский) представляет собой шестистолпное, пятиглавое, трехнефное сооружение, построенное в форме квадрата с тремя апсидами.

С четырех сторон храм окружает галерея, характерная для всех строений патриарха Никона. Галерея имеет крыльцо, а с северной и южной стороны находятся две двухэтажные палатки с крестами. Своды храма поддерживают шесть больших столбов. Раньше в алтаре были хоры, выполненные из дерева, но они не сохранились до нашего времени. Сейчас хоры в храме каменные, расположенные над дверью у входа.
Церковь украшают фрески XIX века, восстановленные мастерами-реставраторами предприятия «Китеж».

У входа в церковь можно увидеть сюжет, рассказывающий о том, как Иверская икона попала в святую обитель, а также явление нетленных мощей святого Иакова.
Престол (XVII в.) установлен на каменные столбы, к нему же примыкает ступень из камня. Престол украшен чеканкой, а над ним расположена резная сень.
На горнем месте изображен Спаситель, восседающий на престоле. Ему предстоят пророк Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица. По двум сторонам этого образа находятся двенадцать апостолов.

Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной

Предположительно это грандиозное строение с трапезной было построено в 1669 году. Его скромное убранство выгодно оттеняет строгий храмовый фасад. Нижние окна обрамляют тонкие колонки и маленькие упрощенные кокошники.

Здание трапезной состоит из двух этажей. На первом (полуподвальном) этаже находились хранилища, а на втором располагалась просторная трапезная, подсобные помещения и кухня.

Трапезная - это одностолпная палата, которую перекрывает свод с распалубками над окнами и дверными проемами. Арочные проходы соединяют ее с церковью Богоявления. Она находится на восточной стороне трапезной. Это двусветный кубический одноглавый храм с двухъярусной граненой апсидой.

Колокольня

Вдоль южной стены обители протянулся живописный комплекс строений, который состоит из двух корпусов - наместнического и настоятельского. Между ними расположилась монастырская колокольня.

Эта шатровое строение было построено в XVII веке. Значительно позднее к ней были пристроены корпуса. После страшного пожара 1825 года внешний вид колокольни изменился: шатер разобрали, а вместо него появился купол со шпилем. После недавно проведенной реставрации колокольня приобрела свой первоначальный вид.

Церковь Филиппа Митрополита

Это надвратная церковь, которая была возведена в 1874 году на месте старинного храма. Церковь представляет собой четверик, имеющий скошенные углы и симметричные приделы, фасады со щипцовыми завершениями и большую главу, установленную на граненом барабане.

В композиции этого храма и его декоративном оформлении просматриваются черты и эклектики.

Икона Божьей Матери

Сотни паломников ежегодно приезжают в Иверский монастырь (Валдай). Икона Иверской Божьей Матери - главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре, в Греции. Он совершенно не отличался от оригинала. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Стоимость украшений в те времена оценивалась в 44 тысячи рублей серебром. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копии и списки.

Послушники монастыря утверждают, что неоднократно становились свидетелями чудес, которые являла эта икона (исцеление от болезней, предотвращение катастроф). Во время страшной эпидемии холеры (1848 г.) икона защитила обитателей монастыря от смертоносной болезни. С тех пор ежегодно 28 июля совершается крестный ход. Божьей Матери молятся об утешении в горе, решении проблем, богатом урожае, об исцелении. Каждый человек может обратиться к ней, не только посетив Валдай, но и у себя дома. Валдайская Божья Матерь поможет всем, кто живет с Богом в своем сердце и верит в его великую силу.

Иверский монастырь в наши дни

С каждым годом все больше паломников, как, впрочем, и обычных туристов посещают Валдай (монастырь Иверский). Гостей восхищает великолепно ухоженная территория. На подъезде для гостей предусмотрена парковка, которая в выходные дни с трудом вмещает всех желающих посетить святую обитель.

Для посещений монастырь открыт ежедневно, с 6.00 до 21.00. Для туристов (и паломников) сотрудники проводят ознакомительные экскурсии. В монастыре их размещают в гостином корпусе (с питанием и ночевкой), правда, эти вопросы следует предварительно согласовывать с Паломническим центром.

Как добраться?

Многие туристы хотели бы сегодня посетить Иверский монастырь (Валдай). Как добраться туда? Об этом мы расскажем ниже.

Монастырь расположен на Сельвицком острове, до которого можно доехать на рейсовом теплоходе «Заря» или на специальном экскурсионном катере.
Кроме того, на остров можно добраться на автомобиле, переехав через мост, расположенный неподалеку от поселка Боровичи.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.

История создания обители

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.

В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

История обители в XVII ― нач. XX вв.

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.

Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.

Монастырь в годы советской власти

После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление обители

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.

По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря

Патриархия.ru