Дерево прячет. Славянские поверья о деревьях

1

Приложение1.

Тема: Предложный падеж имён существительных .

Цель: Выявить особенности предложного падежа.

Учить правильно употреблять существительные в предложном падеже.

Закрепить знания об изученных падежах.

Развить орфографическую зоркость.

Воспитывать аккуратность.

Расширять кругозор.


  1. Орг. Момент
- Ребята, вы любите путешествовать? А на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, на автобусе , на машине, на велосипеде, на корабле, на поезде , на лодке).

(На доске изображения различных видов транспорта)

А скажите, ребята, в каком падеже стоят имена существительные, которые вы перечислили? (в предложном падеже)

Тема нашего урока «Предложенный падеж имён существительных»

Мы с вами тоже отправимся в путешествие. А путь наш лежит в страну Предложного падежа. Отправляемся мы на поезде.А вот и наш необычный состав. Осталось прищепить последний вагон. Кто догадался какой вагончик нужно прищепить?(Предложный падеж)

В пути следования нас ждут остановки на станциях.. Предлагаю ознакомиться с маршрутом нашего путешествия. Перед вами маршрутный лист с названиями станций на которых мы совершим остановки. Ознакомление с маршрутным листом. В маршрутном листе мы будем делать отметки о прибытии. И так в путь.(Дети топают ножками , хлопают в ладоши).Подается сигнал имитирующий гудок паровоза.


  1. Чистописайкино.
А вот на пути первая остановка. Откройте свои тетради. Запишите дату, классная работа. Приготовьте руки для массажа.

1. похлопайте в ладоши.

2. Погрейте ладошки, потрите их.

3. Покатайте ручку между ладонями.

4. Поприветствуйте пальчики

Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Отрабатываем красивое письмо.

Ходит воин со щитом.

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет новая площадка. (Бульдозер)

4) Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

5) Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)
- Что объединяет эти слова- отгадки?

Какая тема? (транспорт)

Посмотрите, какое слово получили по вертикали? Везде (вокруг)

Везде- новое словарное слово. Запишем, поставим ударение. И запомним!

С новым словарным словом придумаем и запишем предложение , в предложении постарайтесь использовать имена существительные в предложном падеже.

Предложения зачитываются вслух.

Сделаем отметку в маршрутном листе. И снова дорога зовёт.

(дети топают ножками , хлопают ручками).Подается сигнал имитирующий гудок паровоза


  1. Повторяйкино.
- Дорога наша длинная, нелегкая. Давайте-ка сделаем остановку, да припомним, что мы с вами знаем, да чему научились?

Посмотрите на наш составчик, вот какой он длинный, а когда мы с вами отправлялись в 1 путешествие он состоял из одного вагончика.

Вспомним какие вагоны мы с вами прицепляли к необычному поезду.

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Что помните об особенностях этих падежей?

Откройте с. 67. упр. 146.

Спишите первое предложение. Сделайте разбор по членам предложения , укажите падеж существительных.

Машины служат человеку на суше и в море.
- Какими членами предложения являются имена существительные в предложном падеже? (второстепенными)

Разберите слово машина как часть речи.

1.Машины – сущ.(что?)

2.Н.ф. – машина

4.В Имен.п.,во мн.ч.

5.Гл.член.

А сейчас, вас ждёт ещё одно испытание. Получите карточки.

Карточка№1

Мама, гвоздь, лошадь.

Карточка№2

Поставь слова в предложный падеж и составь с ними словосочетания, запиши их

Хор,небо, дорога.

Карточка№3

Поставь слова в предложный падеж и составь с ними словосочетания, запиши их

Путешествие, море, клумба.

Проверку делают, меняясь тетрадями.

Молодцы!

Сделаем отметку в маршрутном листе.


  1. Итог.
- Наше путешествие подходит к концу. Вспомним, что нового узнали о предложном падеже.

На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?

С какими предлогами употребляются?

Почему так называются?

Каким членом предложения бывают существительные в предложном падеже?

8. Выставление оценок.
9.Домашнее задание
с.65 , упр. 143, с. 65-66 правило.

Наши далекие предки с благоговением относились к лесу, на который смотрели не иначе, как на живое существо. Рядом с лесами строили селения, в них располагали капища, населяли их доброжелательной (и не очень) нежитью. Лес кормил, давал кров и убежище. Не случайно символом, объединяющим Правь, Явь и Навь стало именно дерево: корни, ведущие из подземного мира, давали ствол - реальность, в которой живем мы с вами, и ветви, крону - обиталище богов.

Благодаря этому дерево стали считать лестницей, по которой можно путешествовать по мирам. У многих славянских народов сохранились поверья, согласно которым в дерево переселяется душа умершего человека. Скорее всего, они возникли уже после крещения Руси, так как в большинстве есть ссылки либо на Библию, либо на христианские кладбища. Впрочем, это тоже часть нашей истории. Согласно этим легендам, скрипучее дерево становилось обиталищем беспокойной души; отсюда же берет свой исток запрет на сбор любого сырья с кладбищ. На могиле сажалось дерево, в котором душа могла найти покой. Именно поэтому запрещалось ломать ветви и рвать плоды с кладбищенских деревьев. Очень наглядный пример приведен в "Божественной комедии": сам о том не подозревая, Данте воплотил на бумаге отголоски славянских поверий: в его Аду, на пятом круге, держат души самоубийц, которые томятся в облике деревьев. Если у такого дерева отломить ветку или сорвать листок - течет кровь, и слышны стенания и плач.

Жизнь тоже неразрывно связана с деревом. Не только славяне, но и многие другие народы считали, что при рождении малыша нужно сажать у дома деревце. Его подбирали особо: для мальчиков "мужские" (дуб, клен, ясень), для девочек "женские" (береза, липа). Есть даже особый гороскоп на этот случай, рассчитанный друидами: по положению Солнца два раза в год (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие) они определяли судьбу и характер человека. Каждый знак их гороскопа имел два периода: например, люди, родившиеся с 23 декабря по 1 января, или с 25 июня по 4 июля, относились к знаку Яблони. Есть там и знаки Пихты, Вяза, Сосны, Липы и другие. Если вы в ближайшее время собрались посадить рядом с домом дерево в честь рождения ребенка, то прежде ознакомьтесь с его свойствами: существует категория деревьев-вампиров, которые не принесут пользы, а только заберут вашу жизненную силу. Умереть дерево тоже должно "по-человечески" - своей смертью.

Не меньше, чем с человеком, дерево неразрывно связано с богами и духами. О том, что нельзя под деревом прятаться во время грозы, мне говорила еще моя прабабушка. Она не имела в виду возможность пожара от молнии - в ее деревне верили, что в грозу нечисть прячется от божьего гнева в деревьях, предпочитая одиноко стоящие стволы. Соответственно, кроме нечисти, можно было получить еще и от божества, которое ненароком промахнется и вместо злобного духа метнет молнию в человечишко. Кстати, это поверье пошло именно от славян: Перун молниями гонял чертей (или в кого он там целился - не сочтите за святотатство, просто вражин у бога хватало), а потом его образ нагло сплагиатили христиане, заместив Перуна Ильей-пророком.

В ряду почитаемых особо выделялись старые деревья с большими дуплами, стоящие отдельно от остальных. К ним обращались за лечением: страждущий привязывал к ветке, прятал в дупле или корнях небольшой подарок; считалось, что такая "жертва" позволяла человеку напитаться древесной жизненной силой и ускоряла восстановление при болезни. К этим же деревьям шли справлять свадебные обряды и другие важные ритуалы: божий суд проводился у их корней, а крона была безмолвным свидетелем клятв и торжественных обещаний. После крещения почитание деревьев преобразилось, но суть почти не изменилась: возле старого дуба теперь не давали клятв, но зато исповедовались ему в случае отсутствия духовника в окрестностях. Вырубка старых больших деревьев вроде дубов или вязов была строго запрещена: славяне верили, что если срубить царь-древо, то не миновать беды - такой проступок сулил мор, засуху, голод или войну.

Известно, что избы славяне ставили из дерева. Однако далеко не весь лес можно было рубить для этой цели. К запретным относили следующие:

  • старые стволы, пережившие не одно поколение;
  • гиганты, которых миновали молнии и ураганы;
  • молодые деревца;
  • кривые, необычно сросшиеся деревья, или стволы с аномально большими дуплами;
  • сухостой (здесь прослеживается древесная "личина смерти": нельзя было вносить домой "умершее" дерево);
  • некоторые народы не рубили деревья в зимнее время;
  • то, что посажено человеком, хранит его память - такие насаждения тоже были защищены от перспективы превращения в сруб.
Есть и соответствующая примета: коли поваленное дерево упало на север, то быть беде.
Отдельной категорией стоят "буйные" деревья, растущие на перекрестках дорог. Они считаются проклятыми, а белорусы называют их "стояросовыми". Их нельзя рубить: дело, в котором планируется использовать ствол, не будет удачным. К проклятым приписывали все деревья, питающиеся энергетикой человека, в частности осину и ель.
А когда выбраны деревья, скажем, на постройку нового дома, то с ними следовало поговорить. Дереву объясняли, для какой цели его берут, и просили духа выйти. Тащить ствол к месту строительства тоже нужно было осторожно: повредив юную поросль, можно было навлечь на себя смертельную череду неудач. И обязательным завершающим ритуалом была баня: какой бы благородной ни являлась конечная цель вырубки, а все же это убийство живого существа, и грех смывали горячим паром.

Особо выделялись у славян следующие деревья:

  1. Дуб - священное дерево Перуна, истинно мужская порода, воплощение силы, мужества и мудрости. В дубовых рощах устраивали капища и божьи суды. Именно дуб считается прообразом Мирового Древа, растущего через три мира сразу с самого момента Творения.
  2. Береза - женское дерево с двоякой трактовкой. С одной стороны, березу почитали как защитницу от злых сил, ставили в доме и раскладывали на чердаках ее ветки, вязали веники для бани. Девицы умывались березовым соком, а беременным и роженицам береза была сильным оберегом. В то же время в нее часто били молнии, место, на котором росла береза, притягивало нечисть, а в одиноких кривых деревьях селились беспокойные души.
  3. Лещина - универсальный кустарник, плоды которого употреблялись в пищу (особенно при ритуалах и обрядах), а из ветвей плели корзины. В дни памяти усопших орехи рассыпали по полу - приманивали таким образом духов покойных родственников. В лещину не била молния, поэтому из нее делали защитные обереги и для людей, и для дома.
  4. Бузина, ель, осина, клен - деревья, несущие негативную нагрузку. Считается, что в них любит селиться нечисть, поэтому их не использовали в строительстве, однако успешно применяли в качестве оберегов от злых сил. Согласно легенде, клен - обращенный в дерево человек; его древесину не использовали на растопку и изготовление гробов.
  5. Ель и в наши дни используется для создания кладбищенских венков - ее "похоронный" смысл протянулся сквозь века. Дерево считается "женским", его нельзя сажать рядом с домом, в котором много мужчин - можно навлечь беду.
  6. Роль колючих кустарников - гонять всякого рода нечисть. Это уже в христианских поверьях растения с колючками были приписаны дьяволу - мол, люди будут за них цепляться и ругаться. А до крещения Руси их использовали как оберег, и для разного рода приворотов. Не зря же терновник связан с Полелем - венок на голове юноши сплетен именно из этого растения, усыпанного цветами.
Это очень приблизительная характеристика. Не сомневаюсь, что предки почти по каждому растению имели свою «базу знаний». Буду благодарна, если поделитесь в комментариях известными вам поверьями касаемо "древесных" примет.

К чему снится залезть на дерево? Сонник зачастую трактует этот сюжет как позитивное предзнаменование. Человека, увидевшего во сне подобный знак, ожидает карьерный рост, успех в личной жизни, отличная прибыль. Есть и несколько негативных толкований, однако они больше связаны со спуском оттуда.

Уважение, хорошие известия

К чему снится залезть на дерево? Сонник утверждает: человек наяву получит уважение, признание. Однако лезть к верхушке часто означает: его тяготит однообразие. Надо разбавить повседневную рутину чем-то интересным - новым хобби, занятием или отдыхом на природе.

Лезть во сне на самую макушку - сновидец получит хорошие новости. Чувствовать при этом страх - он узнает свое будущее.

Приснилось залезть на дерево - на высокую макушку? Украинский сонник говорит: вылезешь в начальство.

Карьерный рост, достаток

Влезать во сне туда - наяву пытаться завладеть инициативой при сложных обстоятельствах. Насколько это будет успешным - зависит от приснившегося развития событий.

Влезать, настойчиво карабкаясь вверх - хорошее предзнаменование. Сонник обещает: предстоит повышение по службе, благодаря чему существенно укрепится благосостояние семьи спящего. Однако надо аккуратнее обращаться с деньгами, поскольку иначе возможны неприятные сюрпризы.

Видеть, будто забрались во сне вверх и сидели там - сюжет, определяющий будущий достаток сновидца. Если сидеть удобно, ветка толстая, надежная - все сложится благополучно.

Целеустремленность поможет достичь успеха

К чему снится залезть на дерево, подняться вверх по стволу и оглядывать окрестности? По соннику, благодаря своей целеустремленности человек достигнет больших успехов. Он сможет осуществить задуманные планы, даже вопреки препятствиям - если приложит к этому максимум усилий.

Во сне видеть себя взобравшимся на миндальное дерево, где есть плоды (орехи) предвещает преуспеяние, богатство уже очень скоро.

Если оно пышно цвело, когда сновидец залез туда - его ожидает успех в личной жизни. Любовные отношения сложатся весьма удачно, осуществив самые смелые мечты.

Будьте внимательны

Приснилось залезть на дерево, которое под вами сломалось? Это означает: вскоре можете сильно заболеть или получить серьезное ранение, травму.

Слезать с него вниз головой - пребывать мысленно в иных мирах. Однако видеть такой сюжет слишком часто - не очень хорошо. Спящий больше времени уделяет чему-то нереальному, иногда упуская наяву важные вещи.

Пришлось во сне слезать оттуда, осторожно нащупывая ветки ногами? Человек не очень уверен в себе, тяготится ответственностью. Он боится не справиться с новой должностью и ищет возможность отказаться от нее.

На ветках дерева не видно разноцветных фантиков с леденцами или маленькими шоколадками , но своеобразные конфеты на нем , без сомнения , растут . Иначе откуда такое необычное название получила ховения сладкая (Hovenia dulcis ) – близкая родственница нашей крушины ?

Внешне ховения еще и напоминает липу : от восьми до пятнадцати метров в высоту , прямой ствол , крона – как шатер , опадающие широкоовальные светло —зеленые листья с зубчатыми краями и заостренными кончиками . Похожи даже цветы . Они чрезвычайно душистые и собраны в полузонтичные соцветия .

Дальше идут отличия . Не цветы , как у липы , не плоды , как у крушины , не используются . Плоды конфетного дерева – сухие маленькие «горошинки », никому даже не придет в голову включить их в рацион : они не съедобны .

Зато конфетное дерево радует своими … плодоножками . Благодаря им оно получила еще несколько «говорящих » названий . «Сладконожник », «изюмное дерево », «кривой финик » – так именуют на родине экзотическое растение . Последнее из названий связано с формой «конфет », которые имеют форму причудливо скрученных карандашей . Длина плодоножки достигает 4 сантиметров , цвет – красновато —коричневый . Вкус – потрясающий . Сладкие дары чуть отдают кислинкой и напоминают ароматную дыню и изюм одновременно . Едят их и свежими , и вялеными , часто кладут под пресс и засушивают . После потери влаги содержание сахара в плодоножках возрастает до 50 процентов – вот и самые настоящие конфеты !

Плодоножками и семенами растения успешно лечат астму , пристрастие к алкоголю , из древесины («красное японское дерево ») мастерят чудесную мебель и музыкальные инструменты .

Обидно только одно : конфетное дерево в природных условиях распространено лишь в «экзотических » странах (Индия , Корея , юг Китая , Индонезия ). А ведь как заманчиво было бы иметь его еще и у себя в маленьком саду под окном …