Кого из философов убили афиняне. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология

07.11.2019 Гороскоп

Нам кажется, что с античных времен люди изменились мало. Мы думаем, что окажись кто-нибудь из нас в древних Афинах, он вполне мог бы столковаться с тогдашними греками. Знать бы только древнегреческий!

Ошибка! Не только разные языки разделяют нас, но – что более важно – мыслим мы совсем по-другому, чем обитатели Древней Эллады. Многие логические выводы, которые нам кажутся совершенно очевидными и не требующими объяснения, были бы абсолютно не понятны, скажем, современникам Сократа (469–399 до н.э.) , которого по праву считают первым из философов. Не столько по времени (были философы и до него), сколько по важности вклада в эту науку. Фактически именно с Сократа началась современная философия.

Во времена Сократа, 2400 лет назад, люди еще только начинали осваивать логическую связь между понятиями и не всегда умели делать правильные суждения о том, что видели вокруг себя и о том, что чувствовали. Поэтому всеобщее распространение получил мифологический взгляд на мир, когда люди могли поверить и сказке, лишь бы эта сказка была хорошо рассказана. Верили на слово и авторитетным людям. Более того, многие считали, что знание – это накопление разнообразных рассказов. Чем больше рассказов ты запомнил, тем больше твое знание. Нам-то сейчас очевидно, что подобное «знание» никуда не годится. Во-первых, оно полно противоречий, а во-вторых, его трудно передать другому. Для того, чтобы научить другого, следует пересказать ему все, что знаешь сам, заставить выучить и проверить, правильно ли все это выучено. В некотором смысле напоминает нынешнюю школу, не правда ли?

Именно из-за мифологичности тогдашнего сознания очень ценилось умение красиво и убедительно говорить. Древние греки вообще были существами чрезвычайно общественными. Их жизнь протекала на площадях и в собраниях, общественных (в которых родилась знаменитая демократия) или развлекательных (из которых произошел театр). По их мнению, именно так и следовало жить. Если же появлялся человек, который предпочитал общественной жизни жизнь частную, который не участвовал в общих собраниях граждан города и не ходил на мистерии ни в храм, ни в театр, его называли «идиотом» («несведущим»).

Из-за общительности древних греков у них очень ценилось умение хорошо, убедительно, говорить, привлекать на свою сторону других людей, как сказали бы нынче, будоражить массы. Во времена Сократа появились даже специальные учителя, софисты, которые сами умели убеждать других людей (при этом, зачастую, пользуясь не вполне честными уловками) и могли научить этому других. Естественно, что за обучение софистическим приемам и умениям софистам хорошо платили. Софизм было делом выгодным.

Сократ сам был софистом. Он очень много знал и обладал живым умом и большим запасом красноречия. Однако, с точки зрения софистов, вел он себя очень неразумно. Умению рассуждать и убеждать он учил бесплатно всех желающих его послушать, чтобы у него поучиться.

Методом обучения философской мудрости у Сократа была «диалектика», то есть беседа. Он не провозглашал истины, а задавал своему собеседнику вопросы, с помощью которых, как осла палкой, подгонял его к самостоятельному выводу о предмете разговора. Подобная метода была не только очень действенной, но и очень полезной. Она учила собеседника не запоминать речь уважаемого человека, а самому делать выводы. В беседах с Сократом постоянно присутствовало сомнение. Он учил беседующих с ним подвергать сомнению, казалось бы, самые очевидные истины и слова, казалось бы, самых авторитетных людей.

Сократ сам говорил, что знает лишь только то, что ничего не знает. То есть он не надевал маску оракула, не требовал, чтобы ему беспрекословно верили. Поскольку с помощью вопросов, которые задавал Сократ собеседнику, тот самостоятельно с ним приходил к нужному выводу, утверждение Сократа о своем незнании имело определенный смысл. Он не передавал знания, он передавал умение правильно рассуждать.

Сам Сократ никаких книг не написал. Сущность его бесед нам передал его ученик Платон. А учеником Платона был Аристотель, который смог оформить умение Сократа в виде приемов особой науки, логики. Благодаря логике любой человек ее освоивший, мог делать правильные, а главное, обоснованные суждения по любым вопросам. Логика помогала найти ошибки в суждениях. Но главное, благодаря логики изменился взгляд людей на окружающий их мир. Оказалось, что слова, «живущие» в голове человека, могут отображать внешний по отношению к человеку мир, реальный, как считал Аристотель, или идеальный (такого мнения придерживался Платон). В общем, нынешняя наука началась фактически с бесед Сократа.

Любимой темой Сократа была добродетель, то есть, вопрос, как правильно себя вести. По его мнению, для того, чтобы поступать морально, следует знать, что такое мораль. Моральный поступок человек должен совершать осознанно и убежденно. Грубо говоря, если кто-то спросит человека, почему он поступил так, а не иначе, он должен объяснить это, а не говорить, что «все так делают». Все могут вести себя неправильно, и ссылка на обычаи при этом не может быть основой добродетельности. В вопросах морали, так же, как в вопросах знания нельзя полагаться на мнение большинства.

Такие суждения Сократа были восприняты верховной властью Афин, как недоверие к «народовластию». А его рассуждения о том, что в вопросах морали следует советоваться в первую очередь со своим «демоном совести» расценили, как подрыв традиционных религиозных верований. В переводе на современный российский новояз, «оскорблением чувств верующих».

Может быть, в другое время на речи Сократа афинские начальники не обратили бы особого внимания. Подумаешь, какой-то там Сократ! Но время было непростое. В 403 году до н.э. Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне со Спартой, и власть в городе захватили тридцать тиранов, во главе которых стоял Критий, один из тех, кто слушал беседы Сократа. После свержения власти спартанцев Сократа привлекли к суду, обвинив его в подрыве устоев славной родины, Афин: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».

По приговору суда Сократ выпил яд цикуту. Это была милостивая смерть, отрава действовал в течение несколько минут, а смерть наступала от остановки сердца. До самого последнего момента Сократ был в полном сознании и вел беседу с собравшимися вокруг него учениками.

До своего осуждения Сократ (469-399 до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ - дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту гово&ря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого - это для меня все», - говорил Сократ на суде.
Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов. Первый - «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юно&ши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт - во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий - «совраще&ние молодежи».
Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиций господствующей отрасли культуры - мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным горо&дом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Хри&ста привело к победе религии над философией.
Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологи&ческой истины в философскую.
Это первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раз&двинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное от&личие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К.Ясперса), основными характе&ристиками которого были становление личности, резкое, скачко&образное развитие самосознания под влиянием тенденции рацио&нализации.
Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что при&говора «к смерти, а не к изгнанию... по-видимому, добился сам Сократ». Апофеоз философии - в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало веч&ной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение до- ступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания фи&лософия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры.
Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила при&чиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому ре&шению.
Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет казаться, что мои сы&новья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем- нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал».
Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел этого сделать. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.
В добровольной, по сути, смерти Сократа проявилось его по&нимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и пло&щадей Афин в историю культуры.
Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчиты&валось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, и к ним стекались сотни учеников со всей Греции, а философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сокра&та. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуж&дением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог - «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то за&тухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сию пору.
Сократ - «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели ин&дивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губитель&ная борьба народов.
Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Со&крат самокритично сказал в своей речи, что дельфийский ора&кул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость»". Но мудрость Сократа стоила торжества философии. «Страстный философский порыв Со&крата к полям блаженным на том свете обернулся духовным бес&смертием на этом свете».

Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.

Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых разных народов. С голоду не умирали. Мальчик появился на свет около 469 г. до н. э., получил хорошее образование и был активным гражданином. Он участвовал в Пелопонесской войне, являлся учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.

Взгляды Сократа известны по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта («Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой»). Собственные сочинения Сократа неизвестны, так как свои мысли он излагал в устной форме, в беседах с учениками и другими слушателями. Следует учесть, что Платон и Ксенофонт в своих описаниях Сократа и его взглядов часто кардинально расходятся.

Сократа считают основоположником философии софизма , суть которой в стремлении к достижению истины.

Сократа считают сторонником рациональной этики, так как, по его мнению, добродетель проистекает из знания. Человек, понимающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Против этого трудно возражать, так как в противном случае знающий, но творящий зло человек теряет право называться человеком.

В 399 г. до н. э. у кого-то из афинян возникло «мнение» о том, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Ближе к истине выглядит другая версия «вины» Сократа. «Обвинители Сократа вовсю, конечно, использовали стойкую молву о его проспартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам.

Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского или критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному. Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений на этот счет», - объяснял авторитетный советский биограф философа .

Известно, что Сократ отверг предложения учеников спастись бегством, что было общим правилом, так как проходило время, «мнение» менялось и многие возвращались обратно без каких-либо последствий. Но Сократу было под семьдесят, и бегать он почему-то не захотел. Здесь стоит вспомнить, что у Сократа была весьма сварливая жена Ксантиппа, которая его достала не меньше некоторых сограждан.

Перед смертью в жертву Асклепию по настоянию Сократа был принесен петух. Обычно петуха резали за здравие, но Сократ объяснял, что свою смерть он рассматривает как выздоровление, освобождение от земных оков.

Часто говорят, что Сократ принял цикуту. Но принятие этого яда обычно вызывает пену изо рта, тошноту, рвоту, припадки. Сократ же после принятия яда, по описанию Платона, постепенно коченел, пока холод не дошел до сердца. Такие симптомы сопровождают употребление болиголова пятнистого. Впрочем, эти детали вряд ли имеют большое значение. Великого мудреца не стало.

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной
стороны, в силу самой этимологии этого слова признавалось, что эти люди -
носители земной мудрости. С другой же - молчаливо подразумевалось, что
не всякая мудрость нужна народу. И вердикт В. И. Ленина, отправившего в
ссылку за границу ведущих российских философов, не был единственным в
числе подобных актов государственных особ.

Многие римские кесари,
раздосадованные чрезмерным обилием в стране этаких «мудрецов», проводили
самые настоящие «чистки», изгоняя философов за пределы «матери
городов», но не рискуя, однако, повторить пример Афин, где впервые был
казнен философ.

Ведя речь о Сократе (470/469-399 до н. э.),
трудно удержаться от разговора о сущности сократической философии.
Однако постараемся насколько возможно удержаться от этого в рамках
нашего скромного труда.

Нам, жителям современного урбанистического мира, трудно понять, что же такого привлекательного (и тем более ненавистного).

Что
было в этом внешне некрасивом, даже отталкивающей внешности пожилом
человеке, обуреваемом всеми мирскими пороками, злой женой, бедностью и
лишениями? Что привлекало к нему молодежь? Что отвратило от него родной
город и, наконец, каким образом его смерть стала настоящим триумфом его
философии? «Я знаю только то, что ничего не знаю», - вот излюбленное
выражение, кредо собственной позиции Сократа. Это значит, что «как бы
далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на
достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».

Но
не будем забывать, что Сократа сопровождала не только восторженная
молодежь, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа
те из софистов, которые искусство доказывать правое и неправое сделали
своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых
людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый и, наконец,
преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным
обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии
Аристофана «Облака», в которой Сократ изображается мастером «кривых
речей». В один из дней 399 года до н. э. жители Афин читали выставленный
для всеобщего обсуждения текст: «Это обвинение написал и клятвенно
засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына
Софраникса из дома Алопеки Сократ обвиняется в том, что он не признает
богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется
он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть».

Мошенники
мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В
речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных
Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицал все
пути к спасению, сам шел навстречу смертному приговору. В его
рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого
позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до
дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите
приговор, а себе, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого
и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства,
себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И
вот меня, человека медлительного и старого (Сократу было тогда 70 лет),
догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих
обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, -
испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренныйвами к смерти, а мои
обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.

У
порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели
постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный
ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал
настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить
дальше в обществе, которое карает за мудрость?» - этот вопрос встал
перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос:
«Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с
мудростью?» Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для
своего времени) общественном строе. Сократ был приговорен к смертной
казни по официальному обвинению «за введение новых божеств и за
развращение молодежи в новом духе», - то есть за то, что мы сейчас
называем инакомыслием. В процессе над философом приняли участие более
500 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 200.
Сократ должен был выпить «государственный яд» - цикуту. Этот яд вызывает
паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивая
полушария головного мозга. Смерть наступает от судорог, приводящих к
удушью.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Платон
в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа: «Последний день
Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ
так оживленно обсуждал эту проблему, что тюремный прислужник несколько
раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать,
горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе
положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и
даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.

Сократ
признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь
умерших, как гласят старинные предания, ждет потустороннее будущее.
Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти
попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за
ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая
подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело. „Те, кто
подлинно предан философии, - говорил Сократ, - заняты, по сути вещей,
только одним - умиранием и смертью".

Люди, как правило, это не
замечают, но, если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь
стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом,
негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся» (Платон,
Федон, 64). Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что
он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не
происходит, допустили его осуждение. Это позволяет понять непримиримость
позиции Сократа, его постоянную готовность ценой жизни отстоять
справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести
земную жизнь не как-попало, а в напряженной заботе о дарованной ему
бессмертной душе. Сократовский случай преступления позволяет проследить
трудные перепетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы
затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе
очевидно для нас, было - в перспективе - видно и понятно самому Сократу:
мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет
судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне
осудили тебя, Сократ, к смерти», - он спокойно ответил: «А их к смерти
осудила природа». Последний день Сократа клонился к закату. Настало
время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед
смертью. Согласно орфическим и пифагорейским представлениям, подобное
омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от
грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными, дал им
наставления и велел возвращаться домой.

Когда принесли цикуту в кубке, Сократ спросил у тюремного служителя: «Ну, милый друг, что мне следует делать?»

Служитель
сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не
возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно
совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ
спокойно и легко выпил чашу до дна.

Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он
походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на
тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил
к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил,
чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу
все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям
Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть
наступит, когда яд дойдет до сердца.

Внезапно Сократ откинул
одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: «Критон, мы должны
Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте» (Платон, Федон, 118). Это
были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать
еще что-нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в
последний раз. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его
судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран,
судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает
Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их
«огня и воды».