Контрольная работа специфика логики как науки. Особенности современной логики Логика в системе наук о мышлении

27.05.2021 Гадание

Термин «логика» происходит от греч. Logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и т. д. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например «логика рассуждений», «логика мышления» и т. д. В-третьих, логикой называют науку о законах мышления.

Мышление изучается многими науками: психологией, кибернетикой, физиологией и др. Особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления. Логика как наука включает в себя такие разделы, как формальная логика, диалектическая, символическая, модальная и др.

Итак, логика это наука о способах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. Поясним на примере значение понятия «форма мышления». Возьмем два предложения: «Все люди смертны» и «Все реки впадают в море». Одно из них верное, другое нет. Но по форме они одинаковы. В каждом из них утверждается что-то о другом предмете. Если мы обозначим предмет, о котором говорится, буквой S, а то, что говорится, буквой Р, то получим форму мысли: все S есть Р; в нее можно вставить разное содержание. В формальной логике рассматриваются основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, а также законы их взаимосвязи, соблюдая которые можно получать правильные выводы при условии, что исходные положения истинны. Логическая форма, или форма мышления, – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.

Настоятельно необходимо знание логики представителям СМИ и медицинским работникам, деятельность которых может повлиять на судьбы людей.

Решение суда может быть правильным, если не только его юридические основания верны, но и ход рассуждения, логика правильны. Логика имеет большое значение для решения всего спектра юридических задач, регулирования трудовых, имущественных и иных отношений, социальной и правовой защиты граждан и т. п.

№2 основные формы познания. Чувственные познания и абстрактное мышление их взаиомосвязь. Особенности абстрактного мышления

Тот факт, что предмет логики не совпадает с предметом естествен­ных наук, таких, например, как физика, химия или биология, вполне очевиден. Трудности в понимании предмета логики возникают лишь при сравнении ее с философией, психологией и математикой, так как философия и психология традиционно считаются науками о мышлении в его различных аспектах, а математика, так же как и логика, изучает общие взаимосвязи между определенными абстрактными объектами.

В отличие от философии, которая часто определяется как «наука об общих принципах природы, общества и мышления», логика, во-первых, не изучает непосредственно ни природу, ни общество. Знание общих принципов природы и общества может быть получено в логике лишь опосредованно, через изучение логоса, форм и методов рацио­нального мышления. Во-вторых, логика в отличие от философии не изучает чисто субъективные, иррациональные аспекты человеческого мышления. Правомерно говорить о различных видах иррациональной (философии (например, об экзистенциализме, ницшеанстве и т. п.), но бессмысленно говорить об иррациональной логике в силу самого определения логики. Наконец, в-третьих, в отличие от философии современная символическая логика в процессе изучения рационального мышления использует не только естественный язык, но и различные формальные языки, различные методы дедуктивной формализации знании. В этом смысле можно сказать, что логика есть не что иное, как формализованная философия рационального мышления.

В отличие от логики психология непосредственно изучает не абстрактные объекты, не собственно рациональное мышление, а те специфические эмпирические объекты, в которых первоначально прояв­ляется (воплощается) мышление человека. Такими специфическими объектами являются перцепции (сенсорные образы), образующие в своей совокупности то, что принято называть сознанием, внутренним миром конкретного человека (см. гл. 12). Различие между перцепциями, воз­никающими в сознании конкретного человека, и абстрактными объ­ектами, доступными пониманию многих людей, носит весьма тонкий характер и часто не принимается во внимание. В конечном счете что приводит к психологизму - представлению о том, что логика есть якобы часть психологии. Еще в начале XX в. немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) психологизм в логике был подверг­нут обстоятельной критике. Впоследствии несостоятель­ность психологизма была подтверждена всем опытом развития логики как точной науки.

Что касается математики, то ее предметная область является частью предметной области логики. Математика (во всяком случае, классичес­кая) изучает универсальные взаимосвязи между числами и абстракт­ными объектами, производными от чисел. Поэтому ее можно считать своеобразной логикой чисел, или числовой логикой. В пользу того свидетельствует опыт развития как логики, так и математики. В силу ряда причин (в частности, в силу практических потребностей в эффективных методах счета) ма­тематика, или числовая логика, длительное время развивалась незави­симо от логики в целом и как точная наука сложилась задолго до того, как логика окончательно отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Несмотря на это, еще Г. В. Лейбницем (1646- 1716) был выдвинут тезис о том, что математика есть часть логики. Впоследствии Г. Фреге (1848-1925) показал, что основные понятия арифметики и классической теории множеств могут быть сведены к логическим понятиям. В начале XX в., в связи с обнаруженными парадоксами в основаниях классической теории множеств, работы по сведению математики к логике были прекращены и затем снова про­должены лишь в 80-е годы, после того, как было найдено объяснение парадоксов, согласующееся с основополагающими логическими прин­ципами. Помимо попыток логически обосновать матема­тику, происходит интенсивное проникновение математики в логику, совершенствуется формальный язык логики, разрабатываются точные алгоритмические методы логического вывода и доказательства, иссле­дуются проблемы применения логики в информатике.

Подводя итог, можно сказать, что логика, с одной стороны, есть точная философская наука (формализованная философия рациональ­ного мышления), а с другой стороны, она все больше сближается с математикой как своей естественной составной частью.


1. Исчисление высказываний

Предмет нашего изучения - логика, или, говоря более точно - формальная логика.

Обычно формальная логика занимается анализом предложений или суждений и доказательств; при этом основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

Формальная логика - наука о знаниях, полученных из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Первой ступенью формальной логики является традиционная логика , которая изучает общечеловеческие законы правильного построения и сочетания мыслей в рассуждении (тождества, противоречия, законы исключенного третьего, законы достаточного основания) и формы связей мыслей в умозаключения (индукция, аналогия, дедукция).

Второй ступенью ФЛ является математическая логика , применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений.

Введем понятие формальной системы логики .

Первой частью формальной системы является ее язык. Язык должен быть выбран так, чтобы структура предложений по возможности отображала их смысл. Чтобы определить язык, нужно, прежде всего, определить его символы. В случае русского языка символами являются буквы, цифры и знаки препинания. Большинство наших искусственных языков будет иметь бесконечное множество символов. Любая конечная последовательность символов языка называется выражением этого языка. Мы будем требовать, чтобы в языке некоторые выражения выделялись какформулы этого языка, под ними мы будем понимать такие выражения, которые утверждают некоторый факт.

Лекция 1

ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться. Основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Определение логики.

Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключает­ся цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута ис­тина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Выделению логики как особой ветви знания исторически способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;


2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования , куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Возникновение термина «логика».

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н. э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336- 264 гг. до н. э.) Как известно, Аристогг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» - это и понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

Специфических закономерностей правильного мышления;

Науки, изучающей закономерности структуры и развития правильного мышления;

Закономерностей развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);

Определенной последовательности действий человека.

Мы будем рассматривать логику, как науку о формах и законах правильного мышления.

Значение логики в современном мире

Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Знание и практическое владение наукой логики необходимо юристу для того, чтобы уметь анализировать сложные и запутанные проблемы, возникающие в следственной и судебной практике, правильно и доказательно рассуждать, ясно и аргументировано излагать свои мысли. Изучение логики призвано также способствовать более успешному овладению теорией и практикой юридической науки, таких ее отраслей, как, например, гражданское или римское право. Занятия логикой тренируют аналитические способности, учат правильно мыслить.

Из определения науки «логика» видно, что она исследует законы мышления. Но так как исследование законов мышления как из­вестного класса психических процессов является также предметом психологии, то предмет логики выяснится лучше в том случае, если мы рассмотрим отличие логики от психологии в иссле­довании законов мышления.

Психология и логика.

На мышление мы можем смотреть с двух точек зрения. Мы можем на него смотреть, прежде всего, как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С другой стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.


Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим обра­зом. Психология рассматривает всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного - для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматри­вает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой. Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным.

Для того чтобы понять утверждение, что существуют извест­ные правила, которым должно подчиняться мышление, рассмо­трим, в чём заключается задача логики.

Задачи логики.

Есть положения или факты, истинность кото­рых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается через посредство других положений или фактов. Если я скажу: «я голоден», «я слышу звук», «я ощущаю тяжесть», «я вижу, что этот предмет большой», «я вижу, что этот предмет движется» и т. п., то я выскажу факты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. Такого рода факты мы можем назвать также очевидными, потому что они не нуждаются ни в каком доказательстве: их истинность очевидна без доказательств. В самом деле, разве я нуждаюсь в доказательстве, что передо мной находится предмет, имеющий зелёный цвет? Неужели, если бы кто-нибудь стал доказывать, что этот предмет не зелёный, а чёрный, ему поверили бы? Этот факт непосредственно очевиден. К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результа­том чувственного восприятия.

Все те факты, которые совершаются в наше отсутствие (на­пример, прошедшие и будущие явления), могут быть познаваемы только опосредованно. Я вижу, что дождь идёт, - это факт непосредственного познания. То, что ночью шёл дождь, есть факт опосредованного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая. Такое знание доказывается, делается убедитель­ным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством.

Таким образом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и есть положения, которые нуждаются в доказательствах, очевидность которых усматривается косвенно.

Если есть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключается доказательство? Доказательство за­ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических. этом случае доказательство теорем получаем через аксиомы –очевидные знания.

Заметив такое отношение между положениями очевидными и непосредственно не очевидными, мы можем понять задачи логики. Когда мы доказываем что-либо, т. е. когда мы сводим неочевидные положения к непосредствен­но очевидным, то в этом процессе сведения мы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но су­ществуют определённые правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных. Эти правила указывает логика. Задача логики, поэтому заключается в том, чтобы показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Если мы эти правила знаем, то мы можем определить, соблюдены ли они в том или другом процессе умозаключения.

Практическая польза логики.

Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правиль­ного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных обла­стях знания.

Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью дока­зательство уже открытых истин. Логика указывает пра­вила, при помощи которых могут быть обнаружены ошибки. Вслед­ствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Поэтому становится понятным утверждение английского философа , что польза логики главным образом отрицатель­ная. Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Вследствие этого практическая важ­ность логики чрезвычайно велика.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться.

Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение этой наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т. е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ

Логика занимает особое место в системе наук. Осо­бенность положения определяется тем, что логика, как и фило­софия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (об­щечеловеческих) формах и методах мышления. В отечественной литературе понятие «методология» понимается двояко.

Во-первых, как со­вокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются простейших логических методах, которые и исследуются логикой. Они могут формироваться и как комбинации из них. Приспособленные же к специфическому предмету своих наук, эти методы приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логи­ка, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основ­ные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т. е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

История логики и главное направление её развития

Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384-322). Логика Ари­стотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластиче­ской философии. Заслуживает упоминания сочинение последо­вателей философа Декарта (1596-1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая назы­вается логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561-1626) счи­тается основателем особого направления в логике, которое на­зывается индуктивным, наилучшими выразителями которого в со­временной логике являются (1806-1873) и Л. Бэн (1818-1903).

Для того, чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью. Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы счи­таем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т. е., когда верен способ соединения мы­слей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры. Нам даются два положения:

Все вулканы суть горы

Все гейзеры суть вулканы

Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных по­ложений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким образом, умозаключение истинное формально может быть лож­ным материально.

Но возьмём следующий пример:

Все богачи тщеславны

Некоторые люди не суть богачи

Следовательно, некоторые люди не суть тщеславны.

Это заключение истинно материально, потому что дей­ствительно «некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно, потому что не вытекает из данных положений. В самом деле, если бы было сказано, что только богачи тще­славны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы, что он не тще­славен. Но у нас в первом положении утверждается: «все богачи тщеславны»; этим не исключается, что и другие люди могут быть тщеславными. В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным; из того, что кто-нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным. Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.

Те правила, которые указывают, когда получаются заключе­ния истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые опреде­ляют материальную истинность, мы можем назвать матери­альными критериями истинности.

Формальная логика по преимуществу изучает те отделы ло­гики, в которых может быть применен формальный критерий истинности. Индуктивная логика, в противоположность фор­мальной логике, по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.

Проблемы в изучении современной логики

Логические операции - такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т. п. - применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Проблематика современной логики сложна и многообразна. И потому многое осталось за пределами учебного курса. Его задача в том, чтобы дать общее и доступное представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни и в вашей будущей профессии.

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые даже склонны считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.

Разумеется, это заблуждение. Знакомство с началами логики покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.

Вопросы для повторения

1. Как определяется логика?

2. Какое различие существует между психологией и логикой?

3. В чём заключается задача доказательства?

4. В чём за­ключается задача логики?

5. Почему «здравый смысл» не может заменить логики?

6. Какие существуют основные направления в логике?

7. Что изучает логика?

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.

При определении предмета науки логики в логико-философской литературе принимают во внимание три аспекта : онтологический (философское учение о бытии), гносеологический (познавательный) и формально-логический . В онтологическом аспекте определяется объективная основа науки логики - объективное существование предметов, явлений, процессов (эмпирических объектов), между которыми существуют разнообразные взаимосвязи (причинно-следственные, пространственные, временные, генетические и др.), то есть то, что называют "логикой вещей". В гносеологическом (поздна вальном) аспекте определяются процесс отображения "логики вещей", "логика событий" в "логике понятий" и становление системы понятий (категорий), которые охватывают сущность объективно существующих вещей, явлений и процессов. В формально-логическом аспекте определяются необходимые взаимосвязи между логическими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями), которые обусловлены не содержанием мышления, а лишь его структурой. Все эти аспекты предстают в единстве. Учитывая это единство, можно дать следующее определение предмета науки логики:

Логика - это наука, которая изучает законы и формы мыслительной деятельности людей, принципы и средства построения правильных суждений и рассуждений о предметах и явлениях объективного мира, методы формализации знания как результата познавательного процесса.

Особенности логики как науки:

- изучает законы и формы мыслительной деятельности людей на основе анализа их языковых высказываний , то есть через реализацию (материализацию) результатов мыслительной деятельности в языке; создает свою специфическую язык (логическую язык) для анализа структуры мышления и формализации знания.

- изучение логики требует сосредоточения и систематического подхода. Все разделы учебника взаимосвязаны, нельзя понять следующую тему, не усвоив предыдущую. Изучение логики требует много времени и определенных усилий. Как сказал один мудрец: "В водах логики не следует плыть с поднятыми парусами".

- усвоение теоретически го материала из логики еще не означает, что человек сможет применять его на практике. Найти выход из этой ситуации возможно совместив теорию с решением практических задач. В связи с этим после изучения той или иной темы рекомендуется выполнить соответствующие практические задания, а также как можно чаще сознательно применять полученные логические навыки в повседневной жизни, при написании контрольных и курсовых работ, усвоении материала юридических дисциплин, в дискуссиях, спорах и т.д. Только при этих условиях человек сможет научиться логически правильно мыслить, не допуская элементарных логических ошибок в своих рассуждениях и распознавая их в рассуждениях других людей.

В результате успешного усвоения теоретического материала и отработка его на практике студент сможет:

♦ выявлять основные понятия в тексте, выяснять их структуру, устанавливать отношение между ними;

♦ логически правильно разделять, классифицировать, определять понятия;

♦ находить ошибки в сечениях, классификациях, определениях, критиковать их и не допускать в своих рассуждениях;

♦ выявлять логическую структуру высказываний и на основании этого истолковывать их;

♦ рассуждать в соответствии с законами логики; находить помилкив текстах и рассуждениях других людей, связанные с их нарушением;

♦ анализировать вопросительно-ответные ситуации, логически корректно задавать вопросы и давать ответы на них;

♦ проявлять рассуждения, исходные положения и следствия, содержащиеся в тексте;

♦ выводить рациональные выводы а имеющейся информации согласно правил и законов логики;

♦ логически грамотно строить свои рассуждения и находить ошибки в рассуждениях оппонентов;

♦ конструировать корректную аргументацию;

♦ убедительно критиковать аргументацию оппонента;

♦ избегать типичных ошибок в аргументаций и критике;

♦ распознавать приемы манипулирования собеседником и противостоять им.

Овладение навыками логического мышления имеет особое значение для юристов, специфика работы которых заключается в постоянном применении логических приемов и методов: определений и классификаций, разделений, аргументаций, опровержений и т.д.

Знание логики значительно помогает юристу:

♦ анализировать юридическую терминологию в кодексах и других нормативных актах; выяснять, вытекает ли определенная норма из других норм, включение ее в правового документа не будет лишним, является ли новый нормативный акт дополнением или отрицанием старого и т.п.;

♦ применять логические методы в процессе уголовно-правовой квалификации преступления;

♦ строить судебно-следственные версии с использованием методов логики;

♦ составлять четкие планы расследования преступлений;

♦ применять логические методы в процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов;

♦ не допускать логических ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места происшествия, решений и постановлений, рапортов, договоров и т.д.;

♦ на высоком уровне проводить споры в суде: отстаивать
собственное мнение и критиковать мнение противника; быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания;

♦ применять методы логики для исследования научных проблем в правоведении.

1. ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко
2. 2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.
3. 3. Исторические этапы развития логического знания: логика Древней Индии, логика Древней Греции
4. 4. Особенности общей или традиционной (арістотелівської) логики.
5. 5. Особенности символической или математической логики.
6. 6. Теоретическая и практическая логика.
7. Тема 2: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышления (рассуждения): определение и особенности.
8. 2. Деятельность и мышление
9. 3. Структура мышления
10. 4. Правильные и неправильные рассуждения. Понятие о логической ошибке
11. 5. Логическая форма рассуждения
12. 6. Виды и типы мышления.
13. 7. Особенности мышления юриста
14. 8. Значение логики для юристов
15. Тема 3: Семиотика как наука о знаках. Язык как знаковая система. 1. Семиотика как наука о знаках
16. 2. Понятие о знаке. Виды позамовних знаков
17. 3. Язык как знаковая система. Языковые знаки.
18. 4. Структура знакового процесса. Структура значения знака. Типичные логические ошибки
19. 5. Измерения и уровни знакового процесса
20. 6. Язык права
21. Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 1. Метод и методология.
22. 2. Логические методы исследования (познания)
23. 3. Метод формализации
24. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Общая характеристика понятия как формы мышления. Структура понятия
25. 2. Виды понятий. Логическая характеристика понятий
26. 3. Типы отношений между понятиями
27. 4. Операции с понятиями 4.1. Ограничение и обобщение понятий
28. 4.2. Операция деления понятий
29. 4.3. Сложение, умножение и вычитание понятий (точнее - их объемов)
30. 4.4 Операция определения понятия
31. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ II. Высказывания. 1. Общая характеристика высказывания
32. 2. Истинность и ложность высказывания.
33. 3. Простые высказывания, их структура и виды
34.

Классификация способов аргументации 2. Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение и мнение могут конечно вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности но и путем внушения на основе веры и т. То утверждение которое обосновывается называется тезисом аргументации.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 2

Введение. Специфика логики, как науки

1. Аргументация и ее основные формы

1.1.Абсолютное и сравнительное обоснование

1.2. Классификация способов аргументации

2. Практическая часть

2.1. Пример №1

2.2. Пример №2

2.3. Пример №3

2.4. Пример №4

2.5. Пример №5

Заключение

Список литературы

Введение. Специфика логики как науки.

Свое название логика получила от древнегреческого слова «logos», означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой- мысль, смысл, разум.

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии, более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля, впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии- в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве- практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство»- искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор»- совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину»- средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но-лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука- и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, следовательно, обретать разнообразные «лики». Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно делятся прежде всего на науки о природе- естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе- общественные науки (история, социология, юридические науки).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не одной лишь логики, но и ряда других наук -философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики...

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление, как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними; мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мысли-тельной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, следователь-но, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики, как науки о мышлении, как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому логика - это наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Правильное мышление - мышление, при помощи которого достигается истина.

1.Аргументация и ее основные формы.

Аргументация – один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но непосредственно, а опосредованного.

Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших (правильных) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайне мере, они подтверждают его.

Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение – полная уверенность в истинности, мнение – тоже уверенность, но не полная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и путем внушения, на основе веры и т.д.

Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с использованием других утверждений.

То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами, или основаниями. Логическую структуру аргументации, т.е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называются формой аргументации.

Частным случаем аргументации является доказательство.

Доказательство – это аргументация, в которой аргументы являются утверждениями, истинность которых установлена, а формой является демонстративное рассуждение (рассуждение, обеспечивающее получение истинного заключения при истинных посылках). Аргументацию можно разделить на доказательную и недоказательную.

Недоказательные (правильные) аргументации бывают трех типов:

1) аргументы являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, а форма – демонстративным рассуждением. Тезис в такой аргументации лишь правдоподобен из-за недостоверности аргументов.

2) аргументации, в которых аргументы – достоверные утверждения, а форма – недемонстративное рассуждение. В этих аргументациях тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы.

3) В недоказательных аргументациях третьего типа аргументы являются полностью обоснованными утверждениями, а форма – недемонстративным рассуждением.

По другому основанию можно выделить (правильные) аргументации двух типов – прямой и косвенный виды аргументации. В прямой аргументации рассуждение идет от аргументов к тезису. При косвенной аргументации требуется обосновать некоторое утверждение (тезис). Косвенные аргументации могут быть доказательными и недоказательными.

1.1.Абсолютное и сравнительное обоснование.

Структура абсолютного и сравнительного обоснования. В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение- значит привести те убедительные или достаточные основания, в силу которых оно должно быть принято.

Абсолютное обоснование- это приведение убедительных доводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обоснование относится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов в его поддержку.

Сравнительное обоснование- это система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Оно касается пары связанных между собой утверждений и является системой доводов в поддержку того, что должно быть принято одно из утверждений, а не другое.

Основанием обоснования называют совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения.

Приемы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми и более острыми, чем приемы обоснования. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов обоснования, заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы обоснования.

1.2.Классификация способов аргументации.

Универсальная и контекстуальная аргументация.

В качестве основания классификации предлагается использовать характер аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. Тогда все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.

Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам аргументации относятся прямое (эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности, подтверждение следствий), многообразные способы теоретической аргументации: дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация и др.

Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.

Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией относительная. Способы аргументации, на первый взгляд универсально приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции или интуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории.

Универсальная аргументация иногда характеризуется как «рациональная», а контекстуальная- как «нерациональная» или даже как «иррациональная». Такое различение не является, как будет ясно из дальнейшего, оправданным. Оно резко сужает сферу «рационального», исключая из нее большую часть гуманитарных и практических рассуждений, немыслимых без использования «классики» (авторитетов), продолжения традиции, апелляции к здравому смыслу, вкусу и т.п.

Эмпирическая и теоретическая аргументация. Все многообразные способы универсальной аргументации можно разделить на эмпирические и теоретические.

Эмпирическая аргументация- аргументация, неотъемлемым элементом которой является ссылка на опыт, на эмпирические данные.

Теоретическая аргументация- аргументация, опирающаяся на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.

Различие между эмпирической и теоретической аргументацией относительно, как относительна сама граница между эмпирическим и теоретическим знанием. Нередки случаи, когда в одном и том же процессе аргументации соединяются и ссылки на опыт, и теоретические рассуждения.

Общая классификация. Из разных способов теоретической аргументации особо важное значение имеют:

*дедуктивная аргументация (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений),

*системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в хорошо проверенную систему утверждений, или теорию),

*принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения),

*условие совместимости (показ того, что обосновываемое положение находится в хорошем согласии с законами, принципами и теориями, относящимися к исследуемой области явлений),

*методологическая аргументация (обоснование утверждения путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно получено).

Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоретической) и контекстуальной аргументации составляют основу всех способов аргументации, но, конечно, ими не исчерпывается множество возможных приемов убеждения.

Прямое подтверждение- это непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в обосновываемом утверждении.

При косвенном подтверждении речь идет о подтверждении логических следствий обосновываемого утверждения, а не о прямом подтверждении самого утверждения.

Дедукция и индукция. В науке, и не только в ней, непосредственное наблюдение того, о чем говорится в проверяемом утверждении, редкость. Обычно эмпирическое подтверждение является индуктивным подтверждением, а эмпирическая аргументация имеет форму индуктивного умозаключения.

В зависимости от того, имеется ли в умозаключении связь логического следования между его посылками и заключением, различаются два вида умозаключений: дедуктивные и индуктивные.

В дедуктивном умозаключении связь посылок заключения опирается на закон логики, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает (логически следует) из посылок. Такое умозаключение всегда ведет от истинных посылок к истинному заключению.

В индуктивном умозаключении посылки и заключение не связаны между собой законом логики и заключение не следует логически из посылок. Достоверность посылок не гарантирует достоверности выводимого из них индуктивно заключения. Оно вытекает из посылок не с необходимостью, а лишь с некоторой вероятностью. Понятие дедукции (дедуктивного умозаключения) не является, как будет показано в дальнейшем, вполне ясным. Индукция (индуктивное умозаключение) определяется, в сущности, как «недедукция» и представляет собой еще менее ясное понятие. Можно тем не менее указать относительно определенное «ядро» индуктивных способов рассуждения. В него входят, в частности, неполная индукция, индуктивные методы установления причинных связей, аналогия, так называемые перевернутые законы логики и др.

Убедительность индуктивных обобщений зависит от числа приводимых в подтверждение случаев. Чем обширнее база индукции, тем более правдоподобно индуктивное заключение. Но иногда и при достаточно большом числе подтверждений индуктивное обобщение оказывается все-таки ошибочным.

Верификация и фальсификация. Особого внимания требует проблема критики выдвигаемых гипотез и теорий. Если критика, направленная на их опровержение, опирается на эмпирические данные, то, можно сказать, она имеет прямое отношение к теме их эмпирическою обоснования.

Фальсификация, или эмпирическое опровержение, проявляется через процедуру установления ложности или логической проверки.

Согласно современной логике, две взаимосвязанные операции- подтверждение и опровержение -- существенно неравноправны. Достаточно одного противоречащего факта, чтобы окончательно опровергнуть общее утверждение, и вместе с тем сколь угодно большое число подтверждающих примеров не способно раз и навсегда подтвердить такое утверждение, превратить его в истину.

Принцип фальсификации является законом классической логики, сформировавшейся в конце XIX- начале XX в. его совершенно не коснулась критика в адрес логики, начавшаяся в 20-е и ставшая особенно активной в 50-е гг. XX в. Этот закон принимается во всех известных неклассических логических системах, претендующих на более адекватное описание отношения логического следования.

Фальсификация как процедура включает два этапа:

* установление истинности условной связи «если А, то В», где В является эмпирически проверяемым следствием;

* установление истинности «неверно В », т.е. ложности В. Неуспех фальсификации означает неудачу в установлении ложности В. Итог этой неудачи-вероятностное суждение «Возможно, что является истинным А, т.е. В». Таким образом, неуспех фальсификации представляет собой индуктивное рассуждение, имеющее схему:

«если верно, что если А, то В, и неверно не-В, то А» («если верно, что если А, то В, и В, то А»)

Эта схема совпадает со схемой косвенной верификации. Неуспех фальсификации является, однако, ослабленной верификацией: в случае. обычной косвенной верификации предполагается, что посылка В есть истинное утверждение; при неудавшейся фальсификации эта посылка представляет собой только правдоподобное утверждение. Итак, решительная, но не достигшая успеха критика, которую высоко оценивает Поппер и которую он противопоставляет в качестве самостоятельного метода верификации, является на самом деле только ослабленным вариантом верификации.

Позитивное обоснование- это обычная косвенная эмпирическая верификация, являющаяся разновидностью абсолютного обоснования. Ее результат: «Утверждение А, следствие которого получило подтверждение, обоснованно». Критическое обоснование- это обоснование путем критики; его результат: «Утверждение А приемлемее противопоставляемого ему утверждения В, поскольку А выдержало более резкую критику, чем В». Критическое обоснование- это сравнительное обоснование: то, что утверждение А является более устойчивым к критике и, значит, более обоснованным, чем утверждение В, не означает, что А истинно или хотя бы правдоподобно.

2.Практическая часть.

2.1. Пример №1.

1)Тип совместимости: равнозначность (тождество) – различаются по своему содержанию, но объемы совпадают.

Аванс (А) – денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Задаток (В) – денежная сумма, выдаваемая одной из сторон договора другой стороне в счет причитающихся платежей.

2) Тип совместимости: перекрещивание – объемы частично совпадают, т.е. содержат общие элементы.

Директор (А) – руководитель учреждения, предприятия, учебного заведения.

Бухгалтер (В) – специалист по бухгалтерии; работник бухгалтерии (на малых предприятиях обязанности бухгалтера может выполнять директор).

3) Тип совместимости: подчинение (субординация) – объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

Налог (А) – обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актов законодательных органов субъектов РФ.

Налог на добавленную стоимость (В) – разновидность налога с оборота. Объект налогообложения – разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков.

4) Тип несовместимости: соподчинение (координация) – это отношение двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию.

Платежное поручение (А) – расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя.

Платежное требование (В) – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Расчетные документы (С) – оформление в письменном виде требования или поручения объединений, предприятий, организаций на перечисление денежных средств в безналичном порядке.

5) Тип несовместимости: противоположность (контрастность) – объемы двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и при том одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими.

Дебитор (А) – юридическое или физическое лицо, имеющее денежную или имущественную задолженность предприятию, организации или учреждению.

Кредитор (В) – юридическое или физическое лицо, перед которым данное предприятие имеет задолженность.

2.2. Пример №2

Чек (А) – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы.

Счет (В) – документ с указанием денежной суммы, причитающейся к оплате за проданный товар или оказанную услугу.

Финансовый документ (С) – деловая бумага, юридически подтверждающая определенные права ее обладателя.

2.3. Пример №3

Аудит – финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые независимыми службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами, аудиторами).

Произведем обобщение и ограничение понятия аудит в таблице 1.

Таблица №1.

Аудит.

Обобщение

Ограничение

Финансовый анализ

Обязательный аудит

Бухгалтерский контроль

Инициативный аудит

Ревизия финансово - хозяйственной деятельности предприятия

Аудит автоматизированных систем учета

Аудит на соответствие

Операционный аудит

2.4. Пример №4.

А – Ни один предприниматель не может не платить налоги (истинное),

Е – Предприниматель может не платить налоги (ложь),

I – Некоторые предприниматели не могут не платить налоги (истинное),

О – Некоторые предприниматели могут не платить налоги (ложь).

Отношение логического подчинения: А и I, Е и О – истинность общего суждения определяется истинностью частного, подчиненного суждения. Но ложность общего суждения оставляет частное суждение неопределенным.

Отношение частичного совпадения (субконтрастности): I и О – имеют одинаковые субъекты и одинаковые предикаты, но различаются по качеству.

Отношение противоположности (контрастности): А и Е.

Отношение противоречия (контрадикторности): А и О, Е и I – два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными.

2.5. Пример №5.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил, вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.

Заключение.

Используя рассуждения, подобные рассуждениям А. А. Макарова, легко сделать вывод что, разные трактовки должны быть не только у логики, но и у других наук (ведь логика лежит в основе каждой из них). Так, например, из одной точки на плоскости можно провести неограниченное число перпендикуляров на одну прямую, а параллельные прямые могут пересекаться; исключение подтверждает правило, даже если под ворохом исключений правилу не остается места и т. д.

Гетманова и тысячи ученых иже с ней, не признают того простого факта, на каждый конкретный вопрос имеет конкретный ответ (истина всегда конкретна). Человек либо знает его, либо нет. Третьего не дано (хотя сказать можно и восьмидесятое). И то, что постижение истины (истин) бесконечно, вовсе не означает что, конкретное знание может иметь бесконечную градацию. Каждый установленный факт отмечается значением истинности и, накопление таких фактов ведет к увеличению числа конкретных истин, но не качественному изменению некой «абстрактной истины».

Количество безумий в мире велико и, у каждого безумца своя логика, своя физика, своя эстетика, нравственность, мораль, понятие о совести и чести… истинности, полезности, справедливости. Свое понятие прогресса. Зачем тогда вообще какие-либо понятия, если они для каждого различны и диалог строится на их подмене? Какая-то безграничнолектика и борьба многоложностей.

Список литературы.

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. – М.: Инфра – М, 2000. Рек.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник. – М.: Владос – Пресс, 2001. Рек.

3. Гетманова А.Д. Логика. Учебник. – М.: Омега – Л, 2002. Рек.

4.Иванов Е.А. Логика. Учебник. – М.: БЕК, 2001

5. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник. – М.: Логос, 1998, 2001. Рек

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 2000. Рек.

7. Логика / А. А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2004. – 304 с.

8. Логика: Учебник / Рузавин Г. И. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 256 с.

9.Огородников В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. – СПб.: Питер, 2004. Рек.

10. Учебник логики. Со сборником задач / А. Д. Гетманова. – 6-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2006. – 448 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8890. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ. ЯЗЫК ЛОГИКИ 21.87 KB
Предмет формальной логики. Алфавиты символов языка логики высказываний и логики предикатов. Умозаключение – форма мышления в которой из одного или нескольких суждений называемых посылками умозаключения на основании определенных правил логики получается новое суждение следствие заключение.
16505. Влияние капитализации на воспроизводство науки: проблемы развития российской науки в условиях дефицита финансирования научных исследований 28.24 KB
Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., обновил споры о проблемах перехода на интенсивный тип экономического роста, на усиление роли научно-технологического и культурно-образовательного потенциала народного хозяйства. Ключевым пунктом этих дискуссий является вопрос о том, при каких условий российская наука станет играть роль ведущей силы экономического развития инновационного типа.
17888. Типы логики 25.95 KB
Многие положения гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются как скажем описания раннего утра или картинки из жизни народов. Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи: - изучить историю появления логики; - рассмотреть индуктивную дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. Основная часть История возникновения логики В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад в IV в.
13729. Элементы алгебры логики 26.07 KB
В цифровой технике для передачи информации используются кодовые слова, состоящие из набора логических «0» и «1», которые поступают на вход каждого узла ЭВМ, а на выходе при этом образуется новое кодовое слово, представляющее собой результат обработки входных слов.
9022. ФУНКЦИИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 113.63 KB
Теория функциональных систем занимается изучением функций, описывающих работу дискретных преобразователей. К важнейшим классам функций относятся булевы функции, функции -значной логики, автоматные и вычислимые функции. С каждым из этих классов связываются операции
7128. Элементы математической логики 3.98 MB
Не всякое предложение является высказыванием. В частности все вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, а также предложения, являющиеся определением чего-то
21770. Основные законы логики 23.67 KB
Логические законы составляют основу человеческого мышления. Без логического закона нельзя понять что такое логическое следование а тем самым – и что такое доказательство. Правильное или как обычно говорят логичное мышление – это мышление по законам логики по тем абстрактным схемам которые фиксируются ими.
2009. Введение в основы нечеткой логики 864.09 KB
Определение нечеткого множества Нечеткое множество представляет собой совокупность элементов произвольной природы относительно которых нельзя с полной определенностью утверждать принадлежит ли тот или иной элемент рассматриваемой совокупности данному множеству или нет. Другими словами нечеткое множество отличается от обычного множества тем что для всех или части его элементов не существует однозначного ответа на вопрос: Принадлежит или не принадлежит тот или иной элемент рассматриваемому нечеткому множеству Можно этот вопрос задать и...
3757. Основные понятия алгебры логики 68.13 KB
Алгебра логики – определенная часть математической логики, называемая исчислением высказываний. Высказывание – утверждение, которое может быть истинным («да») или ложным («нет»). Одно и то же высказывание не может быть одновременно истинным и ложным.
4472. Настройка ПИД-регулятора на основе нечеткой логики 58.66 KB
Изучение принципов расчета начальных значений параметров ПИД-регулятора. Изучение принципов функционирования и правил настройки параметров ПИД-регулятора на основе нечеткой логики. Использование SCADA-системы TRACE MODE 6 для моделирования системы управления с ПИД-регулятором.