Проповедь в вербное воскресенье. День смерти человека не случаен, как и день рождения Что если человек умер в вербное воскресенье

Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в праздник Входа Господня в Иерусалим 9 апреля 2017 г.

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Иисус во время своей земной жизни много раз бывал в Иерусалиме, но никогда еще до этого не приходил в этот город таким образом, как в этот раз. Это было его последнее пришествие в Иерусалим перед тем, как Его схватили и распяли на кресте.

Но в этот день, когда он приблизился к окрестностям Святого города, сопровождавший Его народ и то множественное количество людей, которые шли в Иерусалим на праздник Пасхи, и жители этого города, услышав о приближении Иисуса, вышли к Нему навстречу, чтобы приветствовать Его с почестями. Они вышли потому, что к тому времени Иисус был очень известен по всей стране и особенно в Иерусалиме. И все вышли посмотреть на этого человека, который совершал такие дела, говорил такие слова, которые не мог никто ни сотворить, ни сказать. Люди дивились и радовались, что есть у них такой пророк.

Но были и те, которые не радовались, а завидовали, были такие, которые отрицали все чудеса из-за собственной гордыни и неспособности увидеть явное и признать его как действительное.

Что ждали от Иисуса иудеи?

Те люди, которые выходили увидеть Иисуса, видели в Нем не просто проповедника, они видели в Нем своего спасителя от римского владычества. В то время Иудея была под властью римлян, и весь народ стремился освободиться от этого рабства, и они думали, что Иисус, который может творить такие чудеса, это тот, кто способен освободить их в таком нашем человеческом понимании, в политическом.

Особенно их убедило последнее и самое громкое чудо, которое произвело большое потрясение, - это воскрешение Лазаря, которого многие знали лично, он жил в Вифании и был другом Иисуса. Как говорит Евангелие от Иоанна, однажды Лазарь заболел, и когда его болезнь пришла в необратимые формы, он умер, будучи еще достаточно молодым. Когда он был еще жив, его сестры Марфа и Мария отправили посыльного к Иисусу, сообщать, что Лазарь сильно заболел и чтобы Иисус пришел и исцелил его. Но Иисус медлил. Но потом Он все же пошел в Вифанию. Но до Его прихода Лазарь умер.

Когда Марфа узнала, что Иисус идет ним, она вышла к Нему навстречу. По иудейской традиции, когда умирал человек в селении, это была скорбь всего селения. И даже если люди не были близки умершему, то считалось правильным прийти в дом покойного и скорбеть вместе с родными и близкими. Итак в доме покойного Лазаря было много людей. Когда же Марфа пошла навстречу Иисусу, то многие люди последовали за ней, думая, что она пошла к гробу брата своего рыдать. Увидев Иисуса, Марфа упала Ему в ноги, говоря, если бы Ты был здесь, то брат мой не умер бы. В ответ на эти слова Иисус сказал: не умрет брат твой, только веруй. Марфа отвечала: знаю, что он воскреснет в последний день, в общее воскресение из мертвых. На это Иисус сказал: Я есть Воскресение и Жизнь, поэтому верующий в Меня если и умрет, то воскреснет, и живущий верой в Меня не увидит смерти вовек. И Марфа ответила: я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Эти слова Христа были откровением народу о своем Божестве. И когда они приблизились к гробу, в котором похоронили Лазаря, к тому времени туда подошла и вторая сестра Мария, и Иисус, увидев, что сестры рыдали, и Он сам тоже заплакал. И повелел людям, чтобы они отвалили камень, который закрывал вход в гроб. В то время в той местности полагали умерших людей в каменные пещеры и приваливали большой камень ко входу, это были некие усыпальницы. Умершего человека заворачивали полностью с головы до ног в длинное сукно, помазав предварительно благовонными маслами, потом полагали в гроб.

Повеление Иисуса отвалить камень от гроба привело всех присутствующих в смущение, потому что такое обычно не делали, только в редких исключительных случаях. Прежде всего потому что для иудеев того времени прикасаться к мертвому телу считалось осквернением. Более того, Марфа говорит Иисусу: Господи, уже четвертый день, как он в гробе лежит, уже смердит, тело разлагается так, что запах сюда слышно. Но Христос настоял на том, чтобы отвалили камень, и стоя у входе в пещеру сказал: Лазарь, гряди вон. И как описывают евангелисты, вышел умерший, обвитый полностью погребальными пеленами, и стал у входа в гроб, так что ужаснулись все, не понимая, что происходит. И повелел Иисус развязать его, и это чудо воскрешения человека, уже умершего, телом которого обладало тление по закону нашего естества, произвело очень сильное впечатление на людей, знавших Лазаря и бывших у него на похоронах, и теперь видевших его живым.

После этого чуда многие люди уверовали в Иисуса как в пророка, и были посрамлены старейшины, книжники и фарисеи, утверждавшие, что Иисус не пророк, а лжепророк. Более того, видя Лазаря воскресшим, многие, кто его знал, кто узнал об этом чуде, уверовали в Иисуса как в Мессию, ожидаемого всеми иудеями. Это событие стало апогеем совокупности всех его чудес, совершенных за годы Его проповеди, и поэтому множество людей, все вместе вышли встречать Его, как подобает встречать царей, победителей в войнах: они постилали свои одежды по пути, по которому должен был пройти Христос, а у кого не было верхней одежды, те срезали ветви финиковых пальм, приветствовали Иисуса, размахивая ими, и также устилали путь Его этими ветками. И в один голос кричали: Осанна Сыну Давидову, благословен идущий во имя Господне.

Но Иисуса не радовало это ликование

Однако такой встречей Иисус не гордился, как гордились бы многие из нас, Он не раскланивался в ответ на приветствия, как мы можем кивать встречающим нас с ликованием людям, гордясь своей славой. А Он скорбел, потому что знал, что произойдет, что по прошествии немногих дней тот народ, который встретил торжественно Его, как царя, будет требовать: Распни, распни Его!

Совершенно удивительная картина предстает перед нами. Почему же огромное количество людей, которые уверовали в Иисуса Христа, которого они встречали, как в Мессию, вдруг так быстро переменили свое мнение, и вдруг стали просить смерти и казни Его? Наверное потому что они ждали от Бога не того, что Он хотел бы им дать. Они ждали от Иисуса того, что хотелось им, земного, временного, осязаемого, того, что нужно им здесь и сейчас, того, что подсказывал им их ум.

Но Христос говорил им о вечном. Он сказал: “Царство Мое не от мира сего” Ин. 18.36. А раз Царство Его не от мира сего, значит, и законы этого Царства другие, цели в этом Царстве другие, логика пребывания в этом Царстве Божьем отличимая от логики пребывания в нашей обычной земной жизни. Вот поэтому народ и не понял Его. Оказывая Ему поддержку, когда Он входил в Иерусалим, они думали, что тут же Он поднимет восстание и свергнет римское владычество, сделается их царем и будет своими чудесными явлениями производить для них хлеб и зрелища. Что еще надо человеку? Хлеба и зрелищ.

Поэтому когда Христос сказал, что не для этого он пришел, а для того, чтоб каждый жил вечно, не поняли Его, и разгневались на Него, что не получили чего ожидали. И распяли Его. И что же?

За 2000 лет узнали об Иисусе все народы, и до нас дошела Благая Весть о Христе. Но мы видели славу Его не только со страниц Евангелия, мы знаем Его не только из рассказов наших предков, священников, проповедников. Мы знаем, что Он - Бог, опытом личной жизни. Мы встречаем Его слово с радостью, потому что знаем по себе: все, что говорит Бог, приносит человеку благо.

Тем не менее, к сожалению, и в нашей жизни наступают периоды, когда мы отрекаемся от Бога, становимся равнодушными к Нему, бесцельно живущими, не понимающими смысла своего вечного пребывания. И это все превращает нашу жизнь в суету и в ад.

Почему же люди и сейчас не верят? Да по той же причине. Потому что ищут и требуют от Бога не того, что присуще Ему и порядку миробытия по Божественному замыслу, а требуют того, что они хотят. А если и говорят: Господи, да будет воля Твоя, - но сердце говорит: но только не сейчас. сейчас пусть моя воля пока будет. И это заслоняет нам правильность постановки цели нашей жизни.

Но что же делать? Человек приходит на исповедь, он понимает заповеди старается соблюдать их в своей жизни, он причащается святых Христовых Таин, чтобы соединиться с Богом его Евхаристисческим единением, чтобы Тело Христово составило частицу моего тела, моего естества, чтобы Кровь Христова, преподаваемая за Евхаристией, потекла и в моих жилах, и от этого логика моей жизни изменилась, чтобы мысли мои были не просто человеческим умозаключением, но Божественным откровением, чтобы события вокруг меня происходили не только потому, что я так поступаю, а потому, что Бог действует, чтоб окружение мое было не мне подобным, но Богоподобным, уча меня правильному смыслу, чистоте, воздержанию.

Когда Бог в душе?

Но вот нередко бывает, что после прихода в церковь, исповедавшись, причастившись, человек выходит из храма, тут же забывает, кто он, забывает, что он христианин. И в этой забывчивости проходят дни, месяца, годы и даже десятилетия. И человек говорит: Бог у меня в душе. Но хочется задать вопрос: откуда Он там взялся, как ты Его туда загнал? Ведь Бог живет только там, где нет греха, где нет осуждения и проклятий, где есть всепрощение, где есть молитва, где есть воздержание языка, ума, сердца, где есть четкое понимание, что смысл, и жизнь, и дыхание - Бог. Где есть это понимание, там и цели в жизни другие. Человек, который знает, что он вечен, что он отличается от всех сотворенных на земле тварей высшим разумом, философским разумом, чувствованием души, теплотой и любовью в сердце, если он отличается всем этим, значит это дано ему для того чтобы осмыслить мир совсем на другом уровне, осмыслить себя, зачем я здесь, почему я здесь, что буде дальше, и тот, кто осмысливает, однозначно приходит к выводу: если из нашей жизни, исполненной страданиями, тяжелым трудом, болезнями и краткосрочностью, убрать Бога, то можно прийти в абсолютное безумие. Тогда спрашивается, зачем все это? Зачем строить что-то, зачем учиться, зачем работать, если все проходит, и даже радость от созидания, особенно с возрастом.

Все проходит, все меняется, не изменяем только Бог. И когда человек решил, что Бога нет, то в чем же смысл? Он находит смысл только во временных целях, с приближением к которым, или с приближением болезней или смерти все вообще теряет свое значение. Поэтому вывод, который делают христиане заключается в жизни. Христианин не видит смысла в смерти, не может быть в смерти никакого смысла. Смысл бывает только в жизни. И сегодня Христос говорит: Я есть Путь ваш, Я ваша Жизнь, Я ваша Истина.

У каждого из нас есть своя правда, и мы все по-своему правы, на бытовом уровне, общественном, семейном. Но есть истина, в свете которой становится понятно, что защищая только свою правду, человек поступает безумно, ибо не может увидеть Истину. Христос обращался к народу не для того, чтобы забрать у них их личную правду, а для того чтобы эту правду восполнить истиной, и когда мы будем сражаться за свои земные блага, так, как мы это делаем каждый день, помня о том, что есть Бог, то тогда эти блага не будут достигаться неправедным путем, путем ущемления окружающих, путем насилия над ними или обмана их, но они будут достигаться праведностью.

Если мы будем прислушиваться к заповедям, если будем вдумываться в слова, которые говорил Иисус людям, и в том числе нам говорил, тогда наши смыслы земные обретут вечное возрастание, тогда наш ум сможет защитить вечность. А если мы захотим почувствовать в себе, что же такое Божье Царство, тогда мы должны познать законы этого Царства, взять книгу заповедей Его, и жить так, как Он говорил.

И тогда наша жизнь будет проходить не по логике самопревозношения, вот, какой я умный, как хорошо придумал, а по логике Божественной. И тогда начнет человек понимать, зачем он живет. И с этого понимания, он начнет видеть, как он живет, разбираться, что у него правильно, а что нет, тогда он может познать правильную цель своей жизни, может распределить время своей жизни так, чтобы хватало времени быть человеком и Богу угодить, и свою душу не загубить, и найти в себе ресурсы серого вещества, чтобы додуматься, что весь мир вокруг и мы сами, и вся природа -все свидетельствует, все кричит о Боге, все в Нем и Им дышит.

Насколько же надо нам быть ослепленными и глухими, чтоб заглушить в себе глас Божий. Тот человек, который говорит, что Бог у него в душе, часто себя обманывает. Не Бог у него в душе, но глас Божий в виде совести, этого природного чувства, данного при сотворении человека, чувства единения с Богом, напоминающего изнутри о том, что есть Бог.

Но человек это чувство не возделывает, он ничего не делает для того чтобы быть хоть чуточку похожим на своего Творца, и путает призыв Божий с самим Богом.

И вот в сегодняшний день мы все стоим в храме, в руках у нас вербы как такой же символ, каким были для иудеев финиковые ветви. У нас не растут финики, но зато растет верба. И мы сегодня пришли, как те люди две тысячи лет назад, чтобы встретить Иисуса перед Его крестными страданиями, говоря: Господи, приди и в наш град, и в нашу семью, и в мою ушу. Но если мы хотим, чтобы Бог к нам пришел, то мы не должны требовать от Него земного тленного и неправильного, но нужно просить у Него мудрости, чтобы знать, как жить.

Прежде всего, ищите Царствия Божьего и правды Его, и все, в чем имеете нужду, все вам приложится само собой, ибо прежде прошения вашего, знаю, в чем имеете нужду, говорит нам сам Господь. Бог есть любящий отец, и каждому просящему дает, но даст ли любящий отец ребенку своему то, что ему наверняка навредит? Нет, конечно же. Вот так же и мы, которые в этот день пришли в храм с пальмовыми или с вербными ветками, просите, чтобы Бог пришел в вашу душу, и слушайте, что Он говорит, и применяйте это в своей жизни, и тогда увидите Бога, живущего и действующего в мире и в вас. Аминь.

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Отец Димитрий, на Вербное мы привыкли освящать веточки верб в храмах, но не каждый понимает, что это за праздник, какие события мы вспоминаем в этот день…

За неделю до Пасхи православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Мы вспоминаем событие двухтысячелетней давности, когда Христос за несколько дней до своих страданий, смерти и воскресения вошёл в Иерусалим со славой, встреченный народом как истинный Мессия. В календаре этот день именуется неделей Ваий, то есть пальм, а на Руси за отсутствием пальм издревле люди приходили в храм с веточками вербы, благодаря чему и появилось русское наименование этого дня - Вербное воскресенье. В богослужении этого дня церковь прославляет Христа как Спасителя мира, но вместе с тем вспоминает и последующие события, как бы начиная этим днём богослужение Страстной седмицы.

Часто слышишь о разных обычаях и традициях, которые якобы необходимо соблюсти в Вербное воскресенье. Что же надо и что не надо делать в этот день?

Существует благочестивый обычай освящать приносимые в этот день веточки вербы. Освящение происходит за всенощным бдением в субботу после полиелея. Сам чин освящения подразумевает только чтение молитвы над вербами, но по сложившейся традиции священник кропит святой водой приносимые веточки. К сожалению, часто людское неведение приводит к сильному шуму в храме, и вместо того чтобы внимательно молиться, люди требуют от священника, чтобы он обильнее окропил их вербу, считая, что если на неё попало мало воды, то она, мол, меньше освятится. Чаще всего так ведут себя люди малоцерковные, которые приходят в храм всего несколько раз в год на самые значимые праздники. Конечно, хотелось бы, чтобы люди избавлялись от подобных суеверий. Ещё одно заблуждение этого праздника - стремление людей «выбить» из себя всё негативное с помощью освящённой вербы. Это также происходит по неведению людей, не понимающих, что исправиться человек может только сам, если будет каяться и участвовать в церковной жизни. Это тяжёлая работа над собой, которую не заменят суеверные ритуалы.

- Как православный человек должен провести Страстную неделю перед Пасхой Христовой?

Период между двумя значимыми праздниками именуется Страстной седмицей, потому что в эти дни мы вспоминаем события смерти и погребения Спасителя. Если посмотреть на этимологию слова «страстная», то становится ясно, что акцент делается на воспоминании страданий Христовых. Православные христиане стремятся на этой неделе как можно чаще посещать богослужения, чтобы вместе со всей церковью напомнить себе о тех событиях, благодаря которым стало возможным спасение любого человека на земле.

В первые три дня Страстной седмицы богослужение ещё приближено к великопостному чину, но оно уже имеет свои индивидуальные особенности. Например, на утрене поются тропарь «Се жених грядет в полунощи» и светилен «Чертог Твой», которые исполняются только в эти дни года. Начиная с четверга богослужения становятся неповторимыми: в таком виде они совершаются именно в эти дни. В четверг утром совершается Божественная литургия по чину святителя Василия Великого. Все верующие стараются в этот день причаститься Святых Христовых Тайн. Есть одно суеверие, связанное с этим днём: люди считают, что для очищения души в этот день непременно надо очистить тело в ванной или душе. Люди, к сожалению, не понимают, что очищение души происходит в таинстве Покаяния - на исповеди. В четверг вечером в храмах читаются двенадцать отрывков из Евангелия, в которых повествуется о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В пятницу с утра читаются Царские часы, а после обеда обычно совершается вечерня с выносом плащаницы и читается умилительный канон, получивший наименование «Плач Богородицы». В Великую субботу с утра совершается вечерня с чтением пятнадцати паремий - ветхозаветных пророчеств о Воскресении Христовом, после чего совершается Божественная литургия. В этот день после литургии освящаются куличи и яйца, но важно понять, что это вторично. Гораздо важнее побывать на службе и получить освящение душе, а после этого освятить пищу.

- О чём должен задуматься человек, встречая Пасху Христову? Как лучше всего провести этот день?

В воскресенье (в этом году Пасха приходится на 8 апреля) наступает главный день церковного года в жизни каждого христианина - день Воскресения Христа. После страшных страданий, смерти и положения во гроб Спаситель воскрес. Богочеловек Иисус Христос своими смертью и воскресением нарушил общий жизненный порядок и даровал нам возможность получить спасение. В этот день все, кто считает себя верующим христианином, должны посетить богослужение, чтобы почувствовать радость этого праздника праздников и торжества торжеств. В храмах обычно совершается ночное богослужение, а для немощных - поздняя литургия.

Здесь скажу ещё об одном заблуждении, сохранившемся от советского времени, - посещении кладбищ в день Пасхи. Несмотря на все попытки советской власти искоренить в людях веру, это до конца не удалось. И люди, часто сами не понимая цели, вроде бы не веря в Бога и загробную жизнь, шли на кладбище. Казалось бы, если не веришь, то жизнь заканчивается, когда человек перестаёт дышать, но что-то всё равно тянуло людей посетить родные могилки; как мне представляется, это было некое понимание того, что смерть - это не полный конец жизни. Для посещения кладбищ церковь отвела особый день - Радоницу - вторник после Фомина воскресенья. В этом году это 17 апреля. Люди, желающие помянуть родных и совершить на их могиле заупокойное богослужение, обращаются к священнику с этой просьбой.

- Отец Димитрий, что вы можете пожелать читателям «Орловской правды» в преддверии светлого праздника?

Хочется пожелать, чтобы все верующие православные христиане смогли провести последние дни накануне великого праздника Светлого Христова Воскресения благоговейно, подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн и испытать радость праздника Светлого Христова Воскресения. Все обиды и неурядицы должны забыться и затмиться светом Воскресения Христова. Даже те, кто по немощи не смог выдержать весь пост, должны идти в храм и вместе со всеми разделить радость. Ведь радость, поделённая на многих, не уменьшается, а лишь приумножается!

Церковь вступает сегодня в особые дни - дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»…

Как это страшно - жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды… А Христос идет через все это - к Своей смерти.

Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.

Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!

Проповедь в Вербное Воскресенье «Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому». Но прославление это будет не через блеск политической славы… Прославление Его будет через смерть!

Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земной победы. Они хотели посадить Его на блистательный царский земной трон, он выбрал Крест и Смерть. Смерть, через которую всему человечеству откроется Вечная Жизнь!

Труден и трагичен сегодняшний праздник. Им открываются двери Страстной седмицы - самого напряженного, самого драматичного времени церковного года. Мы стоим с вайями сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не грелись у костра земной жизни.

Господь не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного, радостного, вдохновенного ответа на Его Любовь! Любовь - это всегда движение и это движение должно быть взаимным!

Достоевский как-то очень ярко сказал о своем жизненном пути: «Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» Путь каждого из нас - это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Церковь - это драгоценнейший опыт Вечной Жизни, которая начинается сегодня, сейчас, здесь и простирается в Царствие Небесное. Вера дарит нам вдохновение! Дает силы и мужество нести наш жизненный крест.

Верующий человек старается «держать ум свой во аде», как это было сказано Богом преподобному Силуану Афонскому. Но в то же время с радостью и огромным, глубоким упованием думает о будущем преображенном Космосе, когда «Бог будет всяческая и во всем» и где «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, что уготовал Бог любящим Его».

Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним.

Как-то ученик пришел к своему старцу и спросил: «Как узнать, что я живой человек, а не мертвый?»

«Ты жив, - сказал старец, - если твое сердце еще не засыпано, как могильной землей, - суетой, безразличием, унынием, скукой!

Ты жив, если глаза твои еще могут плакать, а душа - сочувствовать!

Ты жив, если на твоем Небе, буквами смиренных и тихих звезд вышито самое главное слово - ЛЮБОВЬ!»

…Страшно, если все емкости нашей души заняты только одним - самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.

Замечательно сказал о.Ефрем Ватопедский, который недавно привозил в Россию Пояс Богородицы: «Мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедая, а тем, что будем опытно переживать Христа». В этом весь смысл нашего духовного, сердечного делания и монахов и мирян - опытно переживать Христа!

Сейчас мы стоим с вайями в руках. «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во Имя Господне!» Но через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление Гефсиманского сада и стенания Голгофы. И с каждым мгновением, с каждым вздохом сокращается расстояние между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»

Но Богу все это нужно пройти: и предательство ученика, и моление о Чаше, и насмешки невежественных солдат и вопли: «Сниди со Креста!» Ему нужно пройти этот путь для нас и за нас!

И Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерь Он пройдет к Своему Воскресению!

И каждый из нас - таков закон жизни духовной - тоже когда-то пройдет по ступеням своей страстной седмицы. И никто не избежит распятия, никто не обойдет своей Голгофы.

Но за ней - и в этом весь смысл и все наше упование и вся наша надежда - обязательно будет ПАСХА!

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Православная церковь отмечает в последнее - шестое - воскресенье Великого поста. В 2017 году этот день выпадает на 9 апреля.

Вход Господень в Иерусалим - один из 12 двунадесятых (главных) праздников в православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Что мы празднуем в Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).

Так, в Евангелии от Матфея (21:1–7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.

В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло.

Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне - символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, - с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. - достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.

Как ещё называют праздник «Вход Господень в Иерусалим»?

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» - «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви».
Латинское название праздника - Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском - Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной (потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами), а в просторечии - Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы (а также ивы и ветлы). Эти растения распускаются в России одними из первых.

Как празднуют Вербное воскресенье православные христиане?

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

Традиции праздника

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.
________________________________________
*Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â-nā’ - спаси, мы молим) - торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), древний хвалебный возглас.

Вербное воскресенье: зачем перед Пасхой освящают веточки вербы?

На этот вопрос можно ответить очень просто. В центральной части России верба единственное общедоступное растение, ожившее после зимы и распустившее свои кисточки.

Вербочками заменили отсутствующие в наших краях пальмовые ветви, которые являются обязательным атрибутом древнего православного праздника в честь входа Господня в Иерусалим. Этим событием - торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим - начинается крестное восхождение Христа к смерти и воскресению. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

О каких событиях идет речь?

Чтобы понять, что мы празднуем в этот день, чем отличался этот приход Христа в Иерусалим от других, почему он стал торжественным, нам придется, как всегда, обратиться сначала к свидетельству евангелистов - учеников Христа, оставивших об Учителе письменные воспоминания.

Важно помнить также, что для еврейского народа это время римской оккупации, время, когда наиболее популярной была идея независимости, время активного поиска Мессии, как главы этого движения и будущего независимого царства.

Вот, что мы читаем в Евангелии

Иисус узнал, что его друг Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле. Место, где он жил - Вифания было недалеко от Иерусалима, верстах в двух и много иудеев пришло погоревать с сестрами Лазаря Марфой и Марией. Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, пошла Ему навстречу. «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!» - сказала она. «Твой брат снова воскреснет. Я - Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить. А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет.

Веришь ты в это?» «Да, Господи, - отвечает она, - Я верю, что Ты - Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир».

Сказав это, Марфа позвала свою сестру Марию. Иисус, увидев, что она и пришедшие с ней плачут, тяжело вздохнул и сказал: «Где вы его похоронили?» - и Сам заплакал. Пришли к склепу - небольшой пещерке, заваленной камнем. «Уберите камень!» - говорит Иисус. «Уже четвертый день, наверное, пошел запах», - говорит Ему Марфа. «Разве Я не сказал тебе, что если будешь верить, то увидишь славу Бога?» - ответил Иисус.

Камень убрали. Иисус поднял ввысь глаза и сказал: «Отец, благодарю Тебя, что Ты Меня услышал. Я знал: Ты слышишь Меня всегда, но Я сказал так для народа, что стоит здесь. Пусть поверят, что Я послан Тобою!» И, сказав это, воскликнул громким голосом: «Лазарь, выходи!» И умерший вышел - ноги и руки у него были связаны погребальными пеленами, лицо окутано повязкой. Многие из тех, что были тут и видели, что Иисус сделал, поверили в Него. Но некоторые пошли к учителям закона и старейшим священникам и рассказали им все.


Вход в гробницу Лазаря в Вифании.

Через несколько дней Иисус и ученики Его шли в Иерусалим. На подходе, около Масличной горы Иисус послал двух учеников: «Отправляйтесь в деревню напротив, вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, они нужны Господу. Тотчас вам позволят их увести». Это произошло, чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Скажите дочери Сиона: «Вот Царь твой к тебе направляется. Он кроток нравом, восседает на на молодом осле, сыне ослицы вьючной».

Ученики пошли и, сделав все так, как велел им Иисус, привели ослицу и осленка, положили на них одежды и усадили Иисуса. Тем временем толпы людей, узнав, что Иисус здесь, пришли туда, но не только из-за Него, но и для того, чтобы увидеть Лазаря, которого Он поднял из мертвых. Многие шли навстречу и устилали дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и так же устилали ими путь. Толпы людей, шли впереди Иисуса и сзади, кричали: «Осанна Сыну Давида! Да будет благословен Идущий во имя Господа Осанна в небесах!» Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении. «Кто это такой?» - спрашивали люди. «Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее», - отвечала толпа.

Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. Он сказал им: «В Писании сказано, что дом Божий - дом молитвы, а вы превратили его в разбойничий притон!»

Видя все это, старшие священники собрались на заседание Совета и стали думать, как погубить Иисуса и взять Его под стражу. Решили убить и Лазаря, потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса.

Все это случилось за 5 дней до распятия и смерти Иисуса.

Зачем же нужны вербы

Вход Господень в Иерусалим предваряет страдания Христа, Его смерть и Воскресение. Иными словами он предваряет Пасху. Кроме того, что распустившиеся веточки вербы заменили в северной России ветви более привычных для юга пальм, эти вестники наступающей весны стали символом Пасхи - праздника новой жизни. Каждому христианину хочется не только помолиться в храме, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме, но и принести домой частичку этого праздника.

Однако есть в Вербном воскресенье и нечто более глубокое, более важное для христиан, чем весенние букетики.

Что означают евангельские события входа Иисуса Христа в Иерусалим?

Из повествования мы видим, что Иисус Христос, прослывший в народе проповедником, пророком и чудотворцем, на глазах у многих людей воскрешает Лазаря - известного человека, да еще и на четвертый день после смерти. Это чудо не только всколыхнуло народный интерес к Иисусу, но и обнадежило многих: вот он, новый религиозный лидер, способный стать освободителем и могущественным правителем израильского народа. Это видно из воздаваемых Христу почестей, какими по свидетельству историков чествовали тогда царей или полководцев: пальмовые ветви в руках, одежды на земле, особые радостные возгласы приветствия.

Но все это не более чем обрамление главного, сокровенного. Если внимательно читать и этот отрывок, и рассказ о последних днях жизни Христа: Его аресте, издевательствах над Ним, суде, распятии, смерти, погребении и воскресении, то становится понятен смысл торжественного входа в Иерусалим - столицу Израильского государства. Это торжество и ликование обнажило пропасть между ложными надеждами народа и правдой Божией. Это - начало крестного пути Христа, и с этого дня события складываются так, что единственно возможным завершением становится Его смерть.

И дело тут не в заговоре против Него, а в том, что к этому дню Христос сделал все возможное, чтобы открыть людям Себя и образ той жизни, к которой Он призывает. Он уже все сказал, в знак о Своем будущем воскресении Он даже даровал жизнь Лазарю, пролежавшему в могиле три дня. Те из израильтян, кто был готов к этому, те, кто ждал этого - приняли Христа, но большинство - нет. Бессмысленно было дальше проповедовать и творить чудеса, все это лишь подогревало желание народа посадить Христа на трон, желание сделать Его своим царем. Вместо слов и чудес нужно было сделать что-то, что покажет людям истинную цель пришествия Христа, что подтвердит делом, что «Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы мир через Него был спасен и всякий верующий в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь».

Уже через три дня после входа в Иерусалим Иисус будет арестован, а через пять те же толпы людей, что встречали Его, будут кричать римскому судье: «Распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях!»

Уроки праздника

Христос пришел не для того, чтобы решать за людей их проблемы, пусть даже это вопросы жизни и смерти нации, плененной оккупантами, как было с израильским народом. Экономический кризис, коррумпированность государственного аппарата, недоразвитость общественных инициатив, несправедливое распределение благ, упадок нравственности и культуры, высокая смертность и малая рождаемость - это все дела человеческие, это то, за что люди отвечают перед Богом. Строить рай на земле, пусть даже в стране с великой христианской историей, Бог никогда не будет.

Христиане обязаны помнить, что Христос предлагает Свое Царство и настаивает, что только там Он Правитель и Царь, Его царство «не от мира сего», оно не много ни мало - Царство Божие. Царство, где восстановлена связь человека с Богом, где преодолено зло и разделение, где полнота жизни и счастья. Христос научил своих последователей, что вступить в Его Царство можно только путем веры. Он показал место и цену власти, государственности и всему человеческому. Царствам мирским суждено быть, и невозможно жить только небесным, но все это лишь почва, на которой может вырасти живое растение. Почва может быть плохой или хорошей, государства могут быть разные, но живое растение - это не почва, Царство Божие - это не общество и тем более не государство.

Спасение людей от греха смогло совершиться на краю Римской Империи среди оккупированного народа, значит, при необходимости может совершиться и в России 21 века. Лишь бы была вера, вера как личное доверие Христу и вера как ответственное отношение к вверенному людям достоянию.

Главное, о чем говорит христианам этот праздник - Вход Господень в Иерусалим, - это то, что невозможно обрести истинную веру во Христа и передать ее другим, погрузившись в строительство только земного царства, пытаясь реализовать свои собственные интересы, будь они интересами государства, нации, общества или семьи.