Азербайджанские евреи. Почему азербайджанки выходят замуж за евреев? Браки азербайджанцев и евреев

22.07.2020 Луна

В Фонде поддержки молодежи состоялась презентация книги исполнительного секретаря Союза социологов Азербайджана, ведущего научного сотрудника Института философии, социологии и права НАНА Абульфаза Сулейманлы "Социально-психологический анализ межэтнических браков в Азербайджане".

Как пишут "Азербайджанские известия", в монографии ученого дан глубокий анализ ставшей в последнее время актуальной и для нашей страны проблемы.

Было время, когда в Азербайджане к созданию семьи с представителями других этнических групп относились настороженно: уж очень высоко ценились национальные обычаи и традиции. С представительницами других наций создавать семьи отваживалось очень небольшое число азербайджанских мужчин, а девушки даже и думать не смели об этом. Но годы идут, и времена меняются - глобализация, открытие границ и т.д. Изменились и взгляды на интернациональные браки. Это подтверждают как реалии нашей жизни, так и результаты научного исследования, по итогам которого и стал возможным выход в свет книги известного азербайджанского социолога.

"Трансформации в политико-экономической системе, а также усиленное воздействие СМИ сказываются и на образе жизни семьи, и это взаимовлияние протекает все быстрее, говорит А.Сулейманлы. - И в этом отношении одной из актуальных проблем становится учащение случаев брака азербайджанцев с иностранными гражданами, что подвергает ревизии традиции и ценности общества".

Слова ученого подтверждает и статистика. Так, по данным Госкомстата Азербайджана, в 2008 году было заключено 1 тысяча 855 браков с иностранцами, в 2009-м - 2 тысячи 221.

По словам А.Сулейманлы, работа над книгой длилась чуть более года и была сопряжена с определенными трудностями. Например, не все из 76 респондентов (38 мужчин и столько же женщин в возрасте от 25 до 50 лет) живут в Азербайджане. Исследование проводилось методом анкетирования и состоит из нескольких блоков вопросов. А основная цель, которую преследовала научная работа, была выявить, какие факторы и мотивы способствуют вступлению в брак наших граждан с иностранцами и определить их личностный профиль: где родились, социальный статус родителей, какую школу окончили (русский сектор или азербайджанский), как относятся родители к их выбору, как они представляют себе роль супругов и разделение ответственности между ними и т.д.

Бытует мнение, что в межнациональный брак вступают, как правило, дети от смешанного брака. Но результаты данного исследования свидетельствуют о другом: родители практически всех респондентов, создавших семью с иностранными гражданами, являются азербайджанцами по национальной принадлежности и мусульманами по религиозному вероисповеданию. Причем 57,9% мужчин женились на иностранке по любви, а 47,4% женщин свой выбор связывают с "фактором судьбы". Здесь А.Сулейманлы делает пояснение: поскольку это определение весьма завуалированное, мы склонны полагать, что имеет место фактор экономический и социально-психологический. То есть брак с иностранцами рассматривается как возможность выехать в зарубежные страны. В пользу этого утверждения говорит такой факт: в общем количестве иностранцев, которые становятся мужьями азербайджанских девушек и женщин, представители западных народов составляют 34,2%. На втором месте - граждане Турции (26,4%), на третьем - представители славянских народов - русские, белорусы (15,8%).

Мужчины же в этом плане сохранили верность традициям и по-прежнему отдают предпочтение русским и украинкам. В процентном отношении это выглядит так - 52,5%.

Влияет ли рост числа смешанных браков на национальную идентичность? Тут мнения специалистов разнятся. Некоторые считают, что поскольку в смешанных семьях иностранный язык является основным разговорным, в таких семьях дети часто не говорят на азербайджанском. Так, по итогам исследования в семьях, где мать азербайджанка, - 31,5% детей и в семьях, где отец азербайджанец, - 25,1% детей вообще не владеют азербайджанским. Кроме того, в подобных брачных союзах дети чаще всего носят неазербайджанские имена, либо только одному из них дается азербайджанское имя.

Другая часть общества склонна считать, что при незначительном в таких случаях размывании фактора национальной самоидентификации существенных препятствий между супругами, связанными с их принадлежностью к различным культурам, не наблюдается. Что, собственно, и показали результаты исследования: на вопрос "Если бы была возможность повторного брака, но уже с представителем своей национальности, как бы вы поступили?" утвердительно ответили только 15,8% мужчин и только 5,3% женщин.

Таким образом, эти цифры достаточно убедительно подтверждают выводы социологов о том, что национальность супругов в действительности не оказывает решающего влияния на семейные отношения. Межнациональные браки распадаются не чаще чем однородные. А удовлетворенность браком, согласие и взаимопонимание между супругами - все это практически не связано с тем, является ли семья этнически однородной или смешанной. Другие факторы, такие, например, как образование или доходы мужа и жены, в большей мере, чем национальность, обусловливают разногласия в семейных отношениях. Поэтому счастливым может быть как этнически однородный, так и смешанный брак.

Пока "Форбс" публикует списки легальных миллионеров, в Москве образовалась могущественная диаспора Горских Евреев, готовая взять под свой контроль не только "Украину", но и весь город. Громкие сделки 2006 года - покупка гостиницы Украина и скандальное возведение на площади Киевского вокзала ТЦ "Европейский" - оставили в тени имена своих героев. Горские Евреи Год Нисанов, Зарах Илиев, Тельман Исмаилов - все эти имена неведомы широкой общественности и хорошо известны только в узких кругах. В отличие от нефтяных магнатов (отличие только формальное), даже очень крупные розничные торговцы в сытой Москве не вызывают интереса. Особенно густая завеса неизвестности - при абсолютном отсутствии информации - окутывает Года Нисанова, младшего члена влиятельной диаспоры горских евреев в Москве. Между тем именно деятельность Нисанова, молодого предприимчивого совладельца "Украины" и ТЦ "Европейский" - т.е. немаленькой части центральной недвижимости г. Москвы - заслуживает отдельного расследования. Сфера влияния этого человека-невидимки позволяет делать в отношении него самые неожиданные прогнозы.

Город чудес в стране дураков

Ни в одном справочнике Москвы не найдется телефонов и адресов таинственных ООО вроде "Бисквит" или "Город чудес". Зато всем известны названия "Электронный Рай", "Прага", автосалон "Москва" и "Черкизовский рынок". Империя Горских Евреев Нисанова, Илиева, Исмаилова разветвлена и обширна. Практически ни один спальный район Москвы не остался неохваченным этой группой - а теперь и львиная доля центрального округа оказалась в ее руках. Сеть влияния растет и ширится - перечисление бесчисленных кафе, ресторанов, автосалонов и прочих "точек", принадлежащих Группе, заняло бы целую газетную полосу. Однако ее последние проекты - покупка гостиницы "Украина", открытие в рекордные сроки ТЦ "Европейский" на Киевской площади и фьючерсный проект "Город чудес" в Мневниках позволяют говорить об открытой экспансии в Москве маленькой диаспоры татов (горских евреев), к которой принадлежит и герой нашей статьи Год Нисанов.

Заметим, что без тайного, а иногда и явного одобрения властей, Группе вряд ли бы удалось взять под свой контроль такую обширную территорию. Конечно, мы воздержимся от сравнения с сицилийскими донами, однако в их иерархии наши таты вряд ли бы удовольствовались скромной ролью. Взять хотя бы тот факт, что основным их партнером в проекте "Город чудес" является культурный гуру московского мэра Зураб Церетели. Проекты такого масштаба позволяют говорить отнюдь не о мафии - а о бизнесе с большой буквы. Впрочем, о нем же говорить позволяют и некоторые цифры, которые дают небольшое представление о части проектов Группы.

$275 млн. заплатил Нисанов и партнеры за гостиницу "Украина";

$465 млн. - в эту сумму оценивается бизнес ближайшего соратника Нисанова Зараха Илиева;

$ 8000 - столько стоит аренда квадратного метра ТЦ "Европейский - при его торговой площади свыше 3000 кв.м. (?)

$ 1,5 млрд - столько собираются вложить в России Нисанов и партнеры в 2007 году.

Как известно, в нашей стране большой бизнес возможен только с большими связями. Впрочем, о сторонниках и противниках Нисанова и Илиева речь пойдет позже. Сейчас нам предстоит разобраться, откуда вообще возникли эти новые градостроители Москвы и почему о них ничего не известно широкой публике. Продолжение следует...

Азербайджанцы происходят от смешения элементов иранского (таты) и тюркского (огузы и хазары).

Таты и сейчас исповедуют Иудаизм и являются евреями, которые пришли на Кавказ из Ирана.

Возникает вопрос, являются ли таты-грегориане и таты-мусульмане потомками татов-евреев? Вопрос сложен. Термин «тат» означает собственно «перс, иранец», а не обязательно еврея, хотя если это так, то как объяснить, что в самом Иране живёт более 300 тыс. татов, – значит тат – не совсем перс. В татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском (карачаевцы и балкарцы родственны хазарам).

Во всяком случае, ясно, таты-евреи не могут быть потомками иранцев-зороастрийцев, как «думают», т.к. по вере последних, отступники, как и совратители, подлежат смерти; то же с исламом.

Остаётся предполагать, что таты-евреи – либо принявшие Иудаизм таты-христиане, либо они изначально – евреи из Ирана. Последнее наиболее вероятно, так как неизвестно в истории чтобы христианский или мусульманский народ принял бы Иудаизм.

«С падением хазарского царства и с распространением мусульманства на Северо-восточном Кавказе условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие еврейские селения перешли в ислам. От них ведут своё происхождение нынешние таты-мусульмане, которые по типу, внешности, языку и быту ничём не отличаются от горских евреев» (ЕЭ, статья "Кавказ").

Во всяком случае, совершенно неправдоподобно официальное «научное» объяснение разделения татов на евреев, азербайджанцев и армян, – мол, «история татов началась в 527, когда шах Хосров I Ануширван начал борьбу с религиозными меньшинствами: христианами, маздакидами и евреями, которые подверглись массовым репрессиям. В 531 было разрушено еврейское государство Эрец Исраэл на юге Междуречья. Около 300 тысяч не-зороастрийцев были выселены на Кавказ в район между Дербентом и Апшеронским п-вом к северу от Аракса. Последние несколько столетий эти земли пустовали. Иудеи (этнические евреи) были поселены в Дербенте и близлежащих табасаранских землях. Христиане (этнические персы) были поселены на южных склонах Дагестанских гор. Маздакиды (этнические персы) заняли Апшерон. Переселённые христиане и маздакиды говорили на западном варианте персидского языка, евреи говорили на том же диалекте, но со значительными еврейскими элементами. Южнее Аракса жили атропатенцы (предки талышей). В таты-мусульмане и таты-грегориане влился значительный армянский субстрат – жители провинций Баласакан и Пайтакаран (западное побережье Каспия), которые в начале н.э. перешли на иранские диалекты.», – полная ахинея, уже начиная с персидского языка у вавилонских евреев.

Более вероятным является происхождение татов не от вавилонских евреев, а от персидских, где в своё время существовала целая область Яхудистан (в районе Исфахана, города основанного евреями). Персы стали выселять татов на восток Кавказа, поручая им охрану крепостей, защищавших Иран от вторжений кочевников с Севера (например, хазар).
В отличии от татов-мусульман и татов-армян, по данным на 1945, таты-евреи в основном проживали на Апшеронском полуострове. Частично тюркизированные и евреизированные, они составляли около 80% сельского населения Апшеронского п-ова. В частности, многие азербайджанские историки признают, что ещё в конце XIX из 40 поселков 33 являлись татскими.

Принятие татами христианства было следствием влияния Византии и Армении, а ислама – завоеванием Азербайджана арабами.

Сейчас в Азербайджане ок. 100 000 носителей татского языка.

В словаре Ш. Сами говорится, что Варсан [ср. хазарский Варачан] – название, данное Азербайджану.

В Азербайджане сохранились хазарские тейпы – Кебирли [кабары], Афшары [Ашина]; историк Балазури город Кабалу, который был центром савирских /хазарских/ поселений в Азербайджане, именует Хазар.

Другим явно происшедшим от хазар народом являются кумыки, язык которых мало отличается от азербайджанского.

Монах Вильгельм Рубруквис, отправленный королём Людовиком IX к татарскому хану, описывая дорогу в Баку и старые крепости вблизи моря, устроенные якобы Александром Македонским, говорит, что «существуют и другие крепости, занятые евреями» («Вообще во всей этой стране много евреев»).

Хазары исповедовали Иудаизм, но после разгрома Хазарии Святославом, под давлением хорезмийцев приняли ислам.

Огузы сначала исповедовали Иудаизм, как видно из еврейских имён их царя Сельджука, но затем приняли ислам.

Средневековый еврей путешественник Веньямин Тудельский говорил о существовании в Азербайджане многочисленного еврейского населения, о наличии там тысячи синагог, и о еврейском царстве «на реке Кизыл Узень» где-то в бассейне Каспийского моря.

С этим известием надо связывать то, что до 13 в. на Северном Кавказе существовали еврейские государства – Хазария и другие.

После погрома князем Святославом в 965 Хазарского Каганата итильское и семендарское население бежало на о-ва Каспийского моря.

В 1064 происходит переселение 3 тысяч хазарских семейств из Хазарии в г. Кахтан. В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши: «В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нём».

В 1031/32 по сообщению Ибн-ал-Асира курд Фалдун, овладевший частью Азербайджана совершил нападение на хазар и захватил у них большую добычу. Но хазары быстро собрались силами, догнали его и, перебив более 10 тысяч его воинов, не только вернули себе эти трофеи, но и забрали имущество самих агрессоров.

Евреи Азербайджана принимали участия в восстании Давида Алроя (XII в.).

Евреи упомянуты на территории Азербайджана в очень древние времена.

Историки говорят об участии евреев в военных действиях на стороне албанцев (Албания – древнее название Азербайджана) против римлян во времена походов Лукулла (74–66 гг. до н.э.) и Помпея (66 г. до н.э.) на Кавказ.

Но конечно поселились евреи на Восточном Кавказе вероятно ещё в эпоху Вавилонского плена.

Упомянуты евреи в Албании / Азербайджане и Мовсесом Каганкатваци (7 в.).

Раскопки 1990 под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в.

Ещё более древняя история евреев Южного Азербайджана, ныне оккупированного иранскими колонизаторами.

Таким образом, Азербайджан можно называть в определённой степени «мусульманским Израилем», а евреев и азербайджанцев – братскими народами.

По разным причинам как евреи из Хазарии (хазары), так и евреи из Ирана (таты) в основном приняли христианство или ислам, но и до сих пор в Азербайджане живут евреи – как в Баку, так и в горах…

Горские евреи так говорят о себе:

«Мы – выходцы из Ирана. Из Ирана мы переселились в Мидийскую страну (между Ираном и Азербайджаном). Жили мы там сколько-то лет под властью под рукой государя Персии и Мидии.

Из Мидии половина евреев ушла в Самарканд и Бухару, а мы пришли в земли Евлаха, Гёкчая, Барды, Мир-Башира, Агдама.

Из Агдама наши евреи поднялись в Закаталы, из Закатал перешли в Рутул, потом из Рутула спустились в Ахты. Из Ахтов одни ушли в Кусары (они сейчас живут в Кубе), другие ушли в Дерей-Гатта, близ Маджалиса, третьи – в Аксай, а оттуда в Хасавьюрт».

Во второй половине 13 в. Ильханиды – монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Дин, ставший в 1298 визирем (казнён по ложному обвинению в 1318). Исторический свод Рашида ад-Дина «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. ещё существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России.

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Главным еврейским центром был город Куба, где в 1835 жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 в селе Варташен (с 1990 Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было 5 евреев, которых называли рабби.

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк – основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган – создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897, жил 14791 еврей, в том числе в Кубе – 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе в 1908 была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 – первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

В 1917 в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 – еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 – двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке – орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии и её молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было 6 евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 до 1912 – меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918).

В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них - министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Общественно-политический деятель АДР, известнейший пантюркист Хан Хойский по слухам также являлся горским евреем по национальности, и его еврейское имя было Хакан Сулайф.

По некоторым данным, 2 первых секретарей ЦК Азербайджанской ССР по происхождению являлись горскими евреями – Нариман Нариманов и Мир Дзафар Багиров.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927, в нём было занято лишь 250 еврейских семей.

В 1920-х была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро.

Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938, когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 существовали татские классы). В 1934–38 в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и возглавлявшийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин (родился в 1914).

По переписи 1926, в Азербайджанской ССР было 19 тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959, в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 – идиш. По данным 1970, в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979, в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 – 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

К началу 1940-х в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев (см. Процентная норма); сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депортированы все курдские евреи.

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (р. в 1927, с 1978 в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х. В Баку в 1987 открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель – Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 в Израиле). В 1989 в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан – Израиль», которое с 1992 начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов 2-й мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике ещё с 1970-х.

В 1990-е функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 там открылась иешива. В 1997 в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х в предместье Кубы Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994, иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

В начале 2000-х помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 азербайджанских военнослужащих – 4 еврея.

В ряде азербайджанских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на азербайджанский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 – 466 человек, в 1990 – 7905 человек, в 1991 – 5676 человек, в 1992 – 2777 человек, в 1993 – 3500 человек, в 1994 – 2270 человек, в январе–июне 2003 – 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около 3 тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993. 11 мая 1994 временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 составил 545 тыс. долларов, импорт – 12 тысяч; в 1994 экспорт и импорт значительно возросли.

Известные горские евреи:

Яков Михайлович Агарунов (1907–92) был с 1937 кандидатом в члены ЦК КП(б) Азербайджана, с 1939 – член ЦК; в 1938–41 – 1-й секретарь райкома в разных районах Баку; в 1941/2 – секретарь Бакинского горкома компартии по нефтяной промышленности, в 1942–47 – секретарь Куйбышевского обкома по нефтяной промышленности. В годы ВОВ проявил себя как способный организатор нефтяной промышленности (в 1943 добыча нефти в Куйбышевской области увеличилась на 42%). В 1947–50 Агарунов вновь секретарь Бакинского горкома, в 1963–71 – заместитель директора Всесоюзного НИИ по технике безопасности нефтяной промышленности.

Раввины Беньямин Иосиф, Исхаг Бенрабби Гуршум, Гуршум Бен Рабби Исхаг, Шуг-ми Бен Шамаил Баджи, Нувах Авраам, Савгил Рувинов, Ифиел Ошир и т.д.

Игорь Ханукович Юсуфов – был министром энергетики РФ, пока не был отстранён сартирщиком пукиным за еврейское происхождение.

Певицы Жасмин и Сарит Хадад.

Композитор Д. Ашуров. Журналисты Мирза Хазар и Ф. Бахшиев.

Художница Ольга Юсуфова.

Борец и судья Валерий Мигиров.

Этнограф И.Ш. Анисимов.

Врачи: П. Мардахаев и Г. Илизаров. Химик М. Агарунов.

2 Героя Советского Союза: Шетиил Абрамов и Исай Иллазаров.

Заместитель начальника генерального штаба Армии Обороны Израиля генерал-майор Йекутиэль Адам (Кути Адамов). Мэр Ор Акивы (Израиль) Симха Йосипов.

Писатели и поэты Данил Атнилов, Манувах Дадашев, Хизгил Авшалумов, Сергей Изгияев и Михаил Бахшиев. 3. Абдулов – исследователь, писатель, член Союза Писателей СССР.

Основатель и художественный руководитель ансамбля танца Дагестана "Лезгинка" Танхо Израилов.

Полковник милиции, руководитель следственного отдела УВД Пензенской области Исаак Юнатанович Мишиев.

Ш. Абрамов – доктор биологических наук.

С. Агаев – доктор исторических наук. Н. Анисимов – доктор филологических наук.

С. Якубов – доктор физико-математических наук.

Широков, Олег Сергеевич – профессор филологического факультета МГУ.

Гасан Мирзоев – доктор юридических наук, академик РАЕН, президент Гильдии российских адвокатов, депутат Госдумы, зам. председателя комитета по государственному строительству.

Олигархи: Тельман Исмаилов (группа АСТ, $620 млн.), Игорь Бабаев (АПК «Черкизовский», $570 млн.), Зарах Илиев (ОРТЦ «Москва», гостиница «Украина», $720 млн.), Рахамим Эмануилов (совладелец Интерпромбанка), Год Нисанов (один из владельцев гостиницы "Украина", гендиректор ООО "Бисквит", председатель совета директоров ЗАО "Киевская площадь" и пр.), Анатолий Нисимов (спорткомплекс «Гигант»), Яков Якубов (владелец казино «Корона» и «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский» и пр.) Юшваев ($1 млрд.; «Вим-Биль-Дан») и т.д. Директор Басманного рынка Марк Мишиев (арестован по приказу монстра пукина). Мужья Алсу – Ян Абрамов, Жасмин – Вячеслав Семендуев (глава фирмы «Эльдорадо», прославился).

На сегодняшний день, самая крупная компания сотовой связи Азербайджана «Azercell Telekom» и «Aztekecom» находятся в руках израильских и горско-еврейских бизнесменов.

Рецензии

Мне понравилась публикация, правда есть некоторые исторические неточности, но в общем то всё правда.
Но Лейла ханум зря всё отрицает...
////1) "Азербайджанцы - нация - имеющая совершенно иные корни, к семитам - никакого отношения не имеющая" - писал про татов и тюрков, под названием таты я обобщил дотюркское ираноязычное население Азербайджана. про семитов я не писал.////

Во первых наоборот в азербайджанцах течет очень много семитской крови как известно из арабских источников. В Ширван и в Дербент было переселенно много арабов из Сирии и Йемена об этом свидетельствуют не только древне-арабские источники. Что касается татов, - это не совсем персы (фарсы) и языки татские (Кубинский, Дербентский, Хызинский, Апшеронский) очень близкие и отличаются от Фарси.
В татских языках есть тюркские хазаро-кыпчакские слова, действительно свидетельствующие о хазарском прошлом. Впрочем есть версия что таты вовсе не пришлый этнос. Язык Атропатены (древне-мидийский) или азари и есть языком татов, а талышский лишь отвлетвление этого языка. Причём талышский где то похож на гилянский, с большим колличеством огузских слов....

"Азербайджанские таты являются субэтносом в составе азербайджанского народа, используют азербайджанский язык как родной, наряду с татским языком."///

Совершенно точно замечено.
Кроме того хотел бы добавить что топонимы джухуд (джухур) (название евреев) связан именно с хазарами и встречается на всём Северном Кавказе от Чечни до Азербайджана, что свидетельствует о том что иудейская религия была широко распространенна наряду с зоостизмом, тенгрианством и христианством. Но позже в 11в. распространение именно (сельджуками) огузского языка в регионы с кыпчакским (хазарским, сакским), татским (ираноязычным), албанским (лезгиноязычным) населениями, стало убедительным при распротранении ислама. Ведь арабский язык в 9-10 вв. не смог распространится не смотря на все войны с хазарами и ислам до сельджуков был распространён лишь в крупных городах, при чём не у всего населения (читай Гумилёва)

"2) "Кроме того - этноса - татов - не существует в природе"

Это конечно не правда если существует язык, значит существует этнос.
Другое тело что, слово тат, точно также как слово таджик - означает на тюркском оседлый или городской, вовсе не раб. Причем это было не этническое разделение, а скорее наоборот тат - торговец, ремесленник городской житель. А чобан - например кочевкик пастух, и т. п.

Добрый день, Захар, на счет семитов, в том числе арабов, которые доходили до Дербента вы правы.

Что касается татов, то я пока сам не могу понять, народ это или нет, потому что есть таты-армяне, таты-евреи, таты-мусульмане есть таты в Иране, возможно они родственны парсам

Поэтому я не могу определить народ это или это какой-то термин, как иногда пишут

Спасибо за интересную рецензию
приятно что вы так внимательно прочли мою статью

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Согласно одной гипотезе горские евреи, проживающие в Азербайджане, являются потомками древнего народа под названием хазары. Автор статьи Диана Коэн Альтман. Представляем ее вашему вниманию:

Азербайджан – это страна, большинство населения которой составляют мусульмане шииты. Азербайджано-еврейская дружба, которая имеет долгую историю, хранит много тайн и секретов. Лидеры Хазарской империи восьмого века были известны тем, что оставили идолопоклонство и поклонение единому божеству по имени Тенгри и приняли иудаизм.Полукочевое тюркское племя хазары появились на севере между Черным и Каспийскими морями. Хазары держали под своим контролем земли от Волго-донской степи в восточном Крыму и на Северном Кавказе на протяжении трех веков. Об этом часто упоминается в источниках, описывающих промежуток между 650 до 969 годами н.э.

Обстоятельства, подтолкнувшие хазар принять иудаизм и их взаимосвязь с другими евреями,остаются покрытыми тайной. Тем не менее, история хазар и их соседей представляет собой больше, чем просто недостающий элемент еврейской истории. История Хазар содержит ключи к модели азербайджанской толерантности, которую мы наблюдаем сегодня.

В 1970-е годы, читатели книги писателя и журналиста Артура Кестлера «Тринадцатое племя» размышляли над интригующей гипотезой, что европейские ашкенази произошли от хазар, которые мигрировали в Восточную Европу, когда их империя потерпела крах и была разрушена.

Ученые дискредитировали данную книгу по разным причинам. Антисемиты использовали теорию о том, что хазарские тюрки являются предками современных евреев, чтобы подвергать атаке сионистские требования Израиля в качестве обнаружения их прародины.

Решение хазар стать евреями может в действительности отражать желание остаться независимыми, как от арабо-мусульманского халифата, так и от христианской Византии. Тем не менее, преобразование хазар в евреев резонирует с существованием еще одного крупного еврейского сообщества, проживающего в данном регионе, а именно горских евреев Губы, города, располагающегося в 160 км от Баку, столицы Азербайджана. В то время, как о хазарах и горских евреях известно довольно мало, однако, согласно сказаниям, считается, что хазары и горские евреи активно взаимодействовали друг с другом и, что горские евреи сыграли значительную роль в превращении хазар в евреев.

Согласно историческим источникам, горские евреи поселились на севере Азербайджана после выхода из состава персидской империи в 5 веке. Они разработали свой собственный язык, джухури или иудейско-татский язык, который используется и сегодня. На протяжении веков они поддерживали хорошие отношения со своими мусульманскими соседями.

В последние годы горские евреи Красной слободы, которая считается вторым компактным местом проживания евреев после Израиля, начали привлекать все большее внимание. Они практикуют смесь ашкеназских и сефардских религиозных традиций, и соблюдают обычаи, уникальные для своего сообщества.

Многое из того, что известно об истории горских евреев сохраняется исключительно в устной форме, хотя археологи также обладают доказательствами в виде артефактов, таких как священные тексты, архитектура и талисманы.

Письменные источники доказывают, какое сильное положительное впечатление горские евреи производили на своих соседей. Будучи грамотными и религиозными, из горских евреев получались отличные всадники, воины и квалифицированные агрономы. Они проявили завидную решимость адаптации к окружающей среде. Даже к богатой музыкальной культуре кавказского региона они добавили свой собственный дополнительный репертуар.

Посетители, которые сегодня приезжают в Красную слободу, поражаются тем, как евреи смогли сохранить компактное место своего проживания, что у них имеются еврейские учреждения и тем, как часто они используют звезду Давида в качестве украшения своих домов. Но те, кто останется на некоторое время в Губе, также поразятся прекрасными отношениями, которые поддерживают еврейская и мусульманская общины города.

История этнических отношений в Азербайджане осложняется и затуманивается не только из-за отсутствия исторических фактов, но и долгой историей смешанных браков и преобразований. Что касается горских евреев, то многие из них переехали жить в Израиль, несмотря на то, что во многих случаях у них были хорошие дома в Губе.

Учитывая расположение Азербайджана на великом шелковом пути, и военные вторжения, которым подвергалась страна на протяжение своей древней истории, не удивительно, что в государстве проживают многие этнические группы, причем в непосредственной близости друг от друга. Однако, согласие между евреями и мусульманским населением Азербайджана резко контрастирует с тем, как относятся к евреем в других соседних регионах.

Многие азербайджанцы часто подчеркивают тот факт, что различные этнические группы, работающие и живущие в Азербайджане,помогли сплотить азербайджанский народ и пройти через многие империи, включая СССР, причем сохранить свое единство. Семейные и дружеские отношения между группами разной этнической принадлежности являются довольно распространенным явлением для Азербайджана. Лидеры Азербайджана часто ссылаются на отсутствие в стране антисемитизма, поддержку синагог и еврейских школ, а также регулярно подчеркивают вклад еврейских азербайджанцев в развитие страны на протяжении истории.

В то время, как археологи и историки продолжают раскрывать и анализировать исторические доказательства и артефакты, азербайджанцы и гости страны продолжают пользоваться плодами межнационального согласия и дружбы. Нет сомнений в том, что хазары и горские евреи имеют много общего.

Рафаэль Харпаз, посол Израиля в Азербайджане с 2012 по 2015 год сказал: «Модель азербайджанской толерантности стала для меня приятной неожиданностью. Я много путешествовал по другим странам, но нигде не встречал такого. В Азербайджане мусульмане никогда не отделяли евреев, они являются полноправными членами азербайджанского общества».

Действительно, после восстановления своей независимости от Советского Союза в 1991 году, Азербайджан проводил обширную работу, чтобы вернуть и документировать свою историю. Более глубокое понимание истории Азербайджана принесет новые яркие идеи для раскрывания секретов человеческой истории.

АЗЕРБАЙДЖА́Н (Азербайджанская Республика), государство в восточной части Закавказья. До начала 19 в. территория Азербайджана входила в состав Ирана. В 1803–28 гг. северная часть Азербайджана отошла к России. С марта 1922 г. до конца августа 1991 г. северный Азербайджан входил в состав Советского Союза (в 1922–36 гг. в рамках Закавказской федерации). Южная часть, оставшаяся в составе Ирана, - Иранский (реже Южный) Азербайджан (главный город Тебриз).

Средние века

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).

Во второй половине 13 в. Ильханиды - монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (см. Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России.

В составе Российской империи

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Главным еврейским центром был город Куба́, где в 1835 г. жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 г. в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 г. в селе Варташен (с 1990 г. - Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 г. здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было пятеро евреев, которых называли рабби (см. Раввин).

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х гг. резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк - основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган - создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897 г., жил 14791 еврей, в том числе в Кубе́ - 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе́ в 1908 г. была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения (см. Сионизм). В 1891 г. здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 г. - первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 г. присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20 гг. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

Начало ХХ века

Занятия в начальной еврейской школе. Куба. Начало 1920-х гг. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.–Т-А, 2001.

В 1917 г. в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 гг. - еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 гг. - двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 г. некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920 г.) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 г. в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке - орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии (см. По‘алей Цион) и ее молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было шесть евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 г. до 1912 г. - меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918). В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них - министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу́. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927 г., в нем было занято лишь 250 еврейских семей.

В 1920-х гг. была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках (см. Еврейские языки и диалекты). В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро. Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938 г., когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 г. существовали татские классы). В 1934–38 гг. в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и воз­глав­ляв­шийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е гг. как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 гг. в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 г. был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин.

По переписи 1926 г., в Азербайджанской ССР было девятнадцать тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959 г., в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 - идиш. По данным 1970 г., в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979 г., в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 г. - 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е гг. евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45 гг. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

К началу 1940-х гг. в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе́, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев; сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х гг. беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 г. из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депорти­рованы все курдские евреи.

В послевоенное время

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х гг. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (родился в 1927 г., с 1978 г. в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х гг. В Баку в 1987 г. открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель - Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 г. в Израиле). В 1989 г. в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 г. было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан - Израиль», которое с 1992 г. начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов Второй мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике еще с 1970-х гг.

Куба. Синагога после частичной реконструкции. 1996 г.

В 1990-е гг. функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе́ и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 г. там открылась иешива. В 1997 г. в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х гг. в предместье Кубы́ Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 г. в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994 г., иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году . Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годв снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 % . На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 % . В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %

В начале 2000-х гг. помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 г. в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 г. в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 г. в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 г. в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 г. создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 г. материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 г. был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936 г.), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 г. был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 АЗЕРБАЙДЖАНских военнослужащих - четыре еврея.

В ряде АЗЕРБАЙДЖАНских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 г. стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на АЗЕРБАЙДЖАНский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 г. - 466 человек, в 1990 г. - 7905 человек, в 1991 г. - 5676 человек, в 1992 г. - 2777 человек, в 1993 г. - 3500 человек, в 1994 г. - 2270 человек, в январе–июне 2003 г. - 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 г. в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х гг. большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х гг. составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около трех тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993 г. 11 мая 1994 г. временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 г. израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 г. составил 545 тыс. долларов, импорт - двенадцать тысяч; в 1994 г. экспорт и импорт значительно возросли.