Агидель — славянская Богиня воды. Боги Древней Греции – список и описание Древнее название бога воды поле чудес

Люди-амфибии довольно часто упоминаются в греческих мифологических преданиях, которые стали в эпоху Барокко огромным источником для вдохновения скульпторов майсенской мануфактуры. Помимо часто изображаемого римского Нептуна или греческого Посейдона было огромное количество других разнообразных морских божеств и существ.

Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. Его называли седым Океаном — богом-титаном, равным самому Зевсу по почёту и славе. Он жил далеко на границах мира. У Океана и его жены титаниды Тетис было около трех тысяч нимф-океанид . К нимфам водной стихии относятся также наяды , ведающие ручьями и родниками, и лимнады , обитающие в стоячих озёрах и болотах.

Над всеми мифологическими обитателями водной стихии главенствует великий и могучий брат Зевса Посейдон (Нептун) .

Нептун

НЕРЕЙ

Одним из самых известных мифологических персонажей водной стихии был Нерей - "морской старец" с телом человека и рыбьим хвостом, живший в Эгейском море. У него было несметное количество дочерей, которых потом стали называть нереидами. Они входили в процессию Посейдона и Амфитриты.

Гесиод писал в "Теогонии":

„И от Моря родился Нерей, старший из его сыновей, чьи уста правдивы и не осквернены ложью. И люди прозвали его Морским Старцем, ибо он верен своему слову, добр и справедлив, и мысли его чисты".

ПРОТЕЙ

Другим "морским старцем" с телом человека и рыбьим хвостом был Протей , живший на острове Фарос недалеко от Александрии (где располагался знаменитый Александрийский маяк), где пас стада рыб и тюленей, принадлежавших Амфитрите - жене Посейдона.

Протей

И Нерей и Протей могли, словно море, менять свой облик, превращаясь в различных животных и чудовищ, а также умели предсказывать будущее. Правда, Протей неохотно этим занимался. Для этого его необходимо было поймать и обуздать. Кроме этого Протей решил предсказывать судьбу только тем, кто застанет его в истинном обличии. Некоторым героям удалось принудить Протея к пророчеству, в частности спартанскому царю Менелаю Протей объяснил, что нужно сделать, чтобы вернуться из Египта в Спарту.

ТРИТОН

Сына Посейдона звали Тритон . Он сочетает в своём облике черты человека, коня и рыбы. Вместо ног у него либо один рыбий хвост, либо 2 дельфиньих.

Гесиод называл его «владыкой морских глубин».

Тритоны , сыновья Тритона и нимф, имели разный облик — мужчин с рыбьим или дельфиньим хвостом или ихтиокентавров — существ с человеческими руками, передними ногами и грудью коня и рыбьим хвостом. Они вместе с дельфинами сопровождали Посейдона и Амфитриту.

Тритона и его сыновей в искусстве всегда изображают с улиткообразной раковиной в руках. С помощью звука, издаваемого из неё, Тритоны вызывали грозные бури или успокаивали разбушевавшиеся морские стихии.

Изображения Тритонов

ГЛАВК

Морской Главк или Понтийский Главк (от древне-греческого Glaukos), являлся морским божеством-прорицателем и покровителем моряков и рыбаков. Это ещё один человек-амфибия, встречающийся в древнегреческой мифологии.

Бернард Пикар "Глаукос" 1731 год

По преданию от рождения Главк был обычный смертный рыбак. Однажды он съел некую загадочную траву, которой питаются кони Гелиоса, и превратился в божество с хвостом морской рыбы, приобретя бессмертие.

Главк научил древнегреческого бога Солнца Аполлона предсказывать будущее.

Главк являлся аргонавтам по молитве Орфея и сопровождал их корабль несколько суток, предсказав им будущее. Он сообщил аргонавтам, что они не должны искать Геракла. Кроме этого Главк прорицал Менелаю, который возвращался после взятия Трои.

Главка сопровождают нереиды - дочери Нерея, вместе с которыми он показывает мореплавателям путь. Главк мог предсказать изменение погоды и перемещение в море косяков рыб.

Главк и Сцилла

Главк был влюблён в Сциллу. Но она почувствовала к нему отвращение, когда увидела его купаясь в море. Тогда Главк пришёл к волшебнице Цирцее, дочери Солнца, которая могла своими чарами и магическими травами заставить мужчин и женщин уступать её воле. Главк поведал ей о своей неразделённой любви к Сцилле и попросил о помощи. Но Цирцея сама влюбилась в Главка. Его сердце принадлежало другой, поэтому он отказал Цирцее. Разгневанная, она прокляла место, где купалась Сцилла. Волосы Сциллы превратились в псов, а сама она стала морским утёсом. Это место было самым опасным местом для мореплавателей.

Женские образы морских существ

Среди женских мифологических морских образов называют Тритонид - дочерей Посейдона и Амфитриты. Они имеют женскую верхнюю часть туловища и рыбий хвост. Их нельзя путать с Сиренами , у которых помимо хвоста были крылья птицы и острые птичьи когти на ногах. Сирены обладали невероятно красивыми голосами. При помощи своих сладких песен они завлекали моряков и топили их в море.

Гравюры 16-ого века, изображающие Сирен

ГИППОКАМПЫ

Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами . Так назывались морские лошади серебристо-голубого цвета с рыбьим хвостами, и перепончатыми лапами вместо копыт. В частности, гиппокампы были запряжены в колесницу греческого бога морей Посейдона. На них также ездили нереиды. Гиппокамп считается царём рыб.

Гиппокамп

Огромное количество работ на Майсенской мануфактуре стиля барокко имеют изображения морских божеств и различных морских мифологических существ. Темы, связанные с водной стихией и вообще с различными стихиями, были весьма распространены в искусстве XVII-XVIII вв.


Гравюры Giovanni Andrea Maglioli 1580-1610

В создании фарфоровых композиций на мифологические темы наблюдается огромное влияние итальянской монументальной и парковой французской скульптуры прежде всего, а также воздействие французской живописи и архитектуры, искусство резьбы по слоновой кости и ювелирная практика, где античность и мифологические персонажи стали главным способом выражения различных понятий, идей и замыслов.

Фигуры Морских Существ из Лебединого Сервиза Майсенской мануфактуры

Так, например, среди многочисленных центральных декоративных композиций, входящих в известный , мы можем найти огромную фигуру прекрасного Морского Главка и Нереиды . Их можно приобрести у нас в Салоне в Карловых Варах или на страницах нашего интернет-магазина.

В момент крещения Руси сонм славянских языческих богов возглавлял Род — вселенский аболют, единый многоликий бог, отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и черное, огонь и воду, женское и мужское начало. Одновременно он мог явиться и как бог воды, и как бог войны.

Славяне — один из древнейших этносов, населяющих землю до наших дней. И на протяжении столь долгого времени покровителями вод считались и светлая богиня Дана, и Водяной.

Однако известны и более древние водяные божества, культ которых насчитывает, по некоторым источникам, миллион лет.

Ящер — славянский бог воды. Имя его, видоизменяясь в Яшу, Ящура, само по себе говорит о седой древности, модифицируясь в Пращура. Сам же бог воды, приобретая все новые черты, в конце концов предстал в образе крокодила. Следы поклонения ему в больших количествах находят на всей территории проживания славянских племен. К примеру, село Спас-Крокодилино, что недалеко от Клина, деревни Большая и Малая Ящеры, расположенные в Ленинградской области. Чаще всего упоминается имя Ящера в названиях всевозможных рек, речушек и озер (река Ящера и озеро Ящино). Капища, посвященные ему, чаще всего встречаются в северных областях, и расположены они, как правило, на берегах водоемов. Один из обнаруженных алтарей находится на небольшом гранитном островке, имеющем форму крокодила, реки Рось. Основное же место поклонения Морскому Дракону, как считается, было расположено на берегу озера Ильмень.

Рыбаки и мореходы поклонялись ему истово, слагали песни («… ведь в море глубоком властвует он, древний хранитель Ящер-Дракон…»), приносили жертвы, потому что бог воды у славян, наряду с другими, требовал их. Долгие времена жертвою была девушка, которую, бросая в воду, отдавали Ящеру в жены. Этот обычай позволил академику Рыбакову отождествить славянского водяного с греческим Аидом — властелином подземного царства. Археология свидетельствует о том, что мир древних славян подразделялся на 3 части, одной из которых был подводно-подземный мир. Его полноправным хозяином, отвечающим за водные пути и богатства, являлся Ящур, а основной его функцией было ежевечернее поглощение светила, и выпуск его в небеса каждым утром. Древним это говорило о величии морского чудища, преклонение перед которым отражается в абсолютно круглой форме капищ, что говорило о совершенстве, приписываемом Ящеру.

Однако со временем изменялись и подношения, становясь более гуманными. В воду стали бросать кукол, изображающих молодую девушку, где-то жертвой служили орехи, высыпаемые в пасть идолу (по некоторым данным ореховый Спас посвящен этому божеству), где-то жертвовали лошадью, украшенной, умащенной и смазанной медом. Ее под песнопения вывозили в центр озера, и бог воды Ящер принимал этот благовонный дар.

О популярности этого божества говорят многочисленные находки в виде различных металлических плащевых застежек, пришедших из тех времен (так называемых фибул), различных сосудов для питья и хранения воды, носящих символику Морского дракона, которая, в свою очередь, служила оберегом. Знаменитые гусли Садко были изготовлены в форме ящера.

В то же время, славянский бог воды, наряду с Кащеем, Корчуном и Чернобогом, относился к пекельным божествам. То есть, к темным силам, считался морским гадом. Словом, бог воды Ящур был многообразен, как сама жизнь, сочетающая в себе в равновеликих долях и свет, и тьму.

Славянские боги воды

В славянской мифологии сохранилось немного сведений о водных божествах. Из былины о Садко известно, что бога морей называли Чудом Морским, Морским царем, Поддонным царем, Водяником. В мифах часто фигурирует имя Дуная – бога рек и рыболовства, который считался отцом всех русалок. Его имя славяне дали самой большой реке. Переплут у славян выполнял функции бога моря и мореходства, хозяина водяных и приходился Дане отцом. Эвринома была богиней нижнего подводного мира и подземных источников. Перун, помимо своих основных функций, играл роль подателя дождя, а его сын Ситиврат был богом дождя и плодородия. Яра-Бог являлся богом-хранителем природы, которому подчинялись духи-хранители водоемов. Но самыми значительными божествами и мифологическими существами, связанными со стихией воды, считались Купала, Ний, водяные и русалки.

Ний. В славянской мифологии он являлся богом океанов и морей, покровителем мореходства и рыболовства. Образ данного божества и выполняемые им функции аналогичны роли, которую играли Нептун и Посейдон. На изображениях он держит в правой руке священный трезубец, позволяющий ему управлять ветрами, штормами и погодой на море, в левой – раковину, используемую для призыва своего воинства – дельфинов, китов и касаток. Большую часть времени Ний проводил в Небесном чертоге в кругу своих многочисленных дочерей, но иногда спускался в подводный дворец на дне океана. Он считался покровителем славянского рода антов – современных украинцев и малороссов.

Из летописей известно древнее название Волги – Ра. Предполагается, что славяне отождествляли солнце с рекой, в которую оно ежедневно уходило на закате и поднималось из нее на рассвете. По другой теории, она имеет отношение к священному быку египтян: «вол» – бык, «га» – путь, дорога к богу, то есть «божественный движущийся вол». Согласно еще одной версии эта река была большой торговой дорогой («Болга»). Восточные славяне также называли ее Итиль и Волга-матушка.

Водяной. Это славянское водное божество обитало преимущественно в реках, озерах, ручьях и колодцах. Он олицетворял негативное, отрицательное начало стихии воды и нередко ассоциировался с Морским царем. По сути, наши предки считали Водяного злым духом. Его изображали нагим стариком с выпученными глазами, седой бородой, длинными зелеными усами, рогами на голове, рыбьим хвостом, большими лапами и опутанным тиной. Предметы и животные, приносимые в жертву Водяному, были черного цвета (петухи, козлы). Мельники, чтобы задобрить его, держали в своем хозяйстве животных, имеющих преимущественно данный окрас. Считалось, что водяные специально пугают купающихся, затем топят их и уносят на дно. Нередко они настигают своих жертв, когда те пьют воду из колодца и ручья. В русском фольклоре сохранилось немало сказок с подобным сюжетом. У водяных своеобразное чувство юмора, они любят шалить, пугая людей, прикидываясь рыбой, бревном или корягой. Люди верили, что их добычей становятся те, кто не осеняет воду и себя крестом, кто купается в водоемах после заката солнца, в полночь или полдень. Жертвы данного божества на речном дне становятся рабами и вынуждены бессмысленно переливать воду или перемывать песок. Синяки, раны и царапины, обнаруженные на трупах утопленников, как считали славяне, свидетельствовали об их пребывании в могучих лапах водяного. Народ верил, что утонувших животных он оставляет на дне водоема для собственной трапезы, а людей иногда возвращает. В некоторых легендах говорится, что водяные были ангелами, изгнанными Богом с небес и упавшими в водоемы.

Русалка. В славянских мифах она является представительницей злых сил, а в русской и зарубежной литературе это очаровательная девушка с длинными распущенными волосами зеленого цвета и рыбьим хвостом. Русалки живут в воде, а в полночь выходят на берег и завлекают своим дивным пением запоздавших путников. Южные славяне называли их вилами, западные – ундинами. Романтический образ русалок существовал в произведениях западноевропейских писателей и поэтов, в народе же отношение к ним было иным. Например, в Поволжье они выглядели совсем неромантично – с большим животом, косматой гривой, горбом и железным крючком, с помощью которого они притягивали к себе прохожих. В Белоруссии русалки (водяницы, купалки) превращались в грязных и злых старух с клюкой. В Поморье и на Урале русалок называли шутовками или чертовками, на Украине – лоскотухами, а в южных областях – мертвушками, мавками или навками. Следовательно, наши предки подчеркивали их принадлежность к нечистой силе.

Считалось, что в русалок превращаются некрещеные дети и девушки-утопленницы, не успевшие выйти замуж, а также пропавшие без вести, проклятые родителями и непрощенные. Они являлись душами умерших людей. Существовало также стойкое убеждение, что девушка, появившаяся на свет в течение Русальной недели, после смерти становится русалкой, как и девушка, умершая в то же время.

По поверьям, большую часть года русалки проводят в различных водоемах или под землей и изредка появляются в поле, лесу или у воды, расчесывая свои длинные волосы или стирая белье. Они очень любят кататься на мельничном колесе, но при виде человека скрываются в воде. Активизируются русалки на Русальной неделе – от Духова дня на Троицу до Дня всех святых. Они бегают по полям, резвятся на поверхности водоемов, проникают в жилища людей, водят хороводы, поют песни, качаются на березах и дубах, склонившихся до воды. В течение данной недели люди могли видеть русалок и в нечистых местах: на перекрестках дорог, мостах и у болот. При этом славяне считали, что на полях, где резвились русалки, трава становилась гуще и зеленее, а собранный урожай – обильнее, хотя вероятным было и то, что он мог быть загублен проливными дождями или градом.

Так как русалки принадлежали силам, враждебным человеку, на Руси были широко распространены ритуалы избавления от них: вождение (по селу), проводы (за околицу), символические похороны или изгнание.

Купала. В ночь с 23 на 24 июля (по старому стилю) почти вся Европа покрывалась огнями. Зрелище было таким впечатляющим, что невозможно было понять, где кончается земля и начинается небо. Славяне праздновали в этот день праздник солнца и огня, или день Ивана Купалы, и верили, что союз огня и воды способствует повышению плодородия почвы.

У большинства восточных славян белый цветок, сорванный в праздничную ночь, олицетворялся с именем Купалы. Его и назвали купавой. В Иванову ночь девушки собирали белые цветы, сплетали из них венок и опускали в воду, а затем пристально наблюдали за его передвижением. Если он тонул – девице не суждено было выйти замуж за любимого в этом году. Но таких венков было несколько сотен, поэтому всегда оставалась надежда, что впереди ждут удача и счастье.

Предполагается, что первоначально Купала была богиней, а не богом, что подтверждается фонетическим строением слова (окончание «а») и его семантическим значением («вода» – слово женского рода). Впоследствии, после введения христианства языческий ритуальный обряд совпал с празднованием рождества Иоанна Предтечи. Так как Иоанн Креститель, провозгласив появление Спасителя и наступление Царства Божиего, призывал людей покаяться и совершить обряд очищения погружением в воду реки Иордан, то имена наложились друг на друга. Со временем праздник вобрал в себя языческие и христианские элементы: имя от Иоанна Предтечи, акт ритуального купания – от Купалы. До настоящего времени народ воспринимает данный праздник как торжество язычества. Изначально имя божества связывалось со стихией огня: купало (костер), купальница (костер в поле), купаленка (огонь в ночном), купавка (лютик жгучий, имеющий ярко-розовый цвет), купород (папоротник с огненно-красными цветками).

Языческий обряд поклонения огню совершался в день летнего солнцестояния, разделяющего год на две части, что соответствовало древнему земледельческому календарю. Этот день был самым длинным в году – солнце достигало пика своей активности. Люди знали, что после дня Ивана Купалы оно «поворачивает на зиму», дни укорачиваются, а ночи удлиняются. Солнце провожали на закате и встречали на рассвете, а ночью жгли костры и поклонялись воде.

Главным моментом празднества было разжигание ритуальных костров. Их раскладывали преимущественно на берегах рек и других водоемов, а также на холмах. Честь разжечь купальский костер принадлежала старейшинам общины или самым ловким и сильным молодым людям. Огонь для него получали древнейшим способом – трением деревянных дощечек, поэтому его называли живым. Все предварительные действия указывали на причастность ритуала к обрядам культа огня.

В одних славянских племенах на Купалу сжигали за околицей на ритуальном костре чучело – мифологического персонажа Мару (Купалу), после чего прыгали через костер и пели песни. У других народов в центр костра ставили дерево (ель, сосну) или шест, на который вешали все, что попадало под руку, но обязательно были венки из колосьев и цветов. Такие деревья называли «купало». В Псковской губернии запрещалось разводить костер на земле, поэтому на шест или дерево поднимали украшенное колесо, а затем поджигали его. Оно символизировало солнце. Иногда горящее колесо спускали с холмов и других возвышенностей. Огонь воспринимался как яркое и щедрое солнце и тепло, которые должны были умножить урожай.

У купальского костра собиралась молодежь, здесь пели, водили хороводы, ставили качели, собирали общий стол. Важнейший момент обряда – перепрыгивание через огонь. Делали это парами и поодиночке. Считалось, что, перепрыгнув через костер, человек приобретает крепкое здоровье и удачу, а высота прыжков соответствует уровню урожайности. Девушка и юноша, перепрыгнув через костер и не разомкнув при этом руки, могли вскоре стать молодоженами и обрести счастье в браке. Кроме того, купальский огонь наделяли очищающими свойствами, поэтому через него проносили больных стариков и детей, сжигали их белье, прогоняли домашний скот. Пепел от ритуального костра символически рассеивали во все стороны, чтобы защитить посевы от злых сил и повысить урожайность. Наутро солнце встречали всем миром.

Обряды с водой были обязательной составляющей этого праздника. Чучело Мары под песни и пляски доставляли к реке или водоему и топили. Центральное место на празднестве отводилось омовению водой. Оно осуществлялось в любой форме: массовое погружение в водоем, умывание, обливание, банные процедуры. В данном действии принимали участие все жители без исключения. Отказавшиеся рассматривались как лица, причастные к колдовству. Как правило, в воду входили без одежды. Народ верил, что купальское омовение дарует здоровье. После встречи солнца женщины и девушки проводили ритуал омовения росой. Они собирали ее скатертью, выжимали в сосуд, а затем использовали для умывания. Купальская роса делала кожу гладкой и бархатной, прогоняла хвори, в том числе заболевания глаз. Под утреннюю росу хозяйки выставляли миски для замеса теста и пустые молочные крынки, чтобы хлеба высоко поднимались, а молоко и сметана были гуще. Молодежь развлекалась «игрой в воду», обливая ею всех встречных днем и ночью. Предполагается, что данный обычай являлся способом вызывания дождя.

На Ивана Купалу совершали также обряды против нечистой силы. Так как данная ночь была самой короткой в году, именно в это время исчезали границы между нашим миром и злыми силами, а колдуны, ведьмы и нежить вредили людям, посевам, скоту. Крестьяне нередко в ночь Купалы охраняли свои поля и раскладывали купальские костры. В деревнях перед скотным двором клали осиновый кол, чертили на воротах кресты, переворачивали борону, а также разбрасывали охапки жгучей крапивы. Никто не спал в ночь на Купалу, чтобы вовремя предотвратить вредные действия нечистой силы.

В Иванову ночь наблюдался наивысший расцвет природы: ярко светило солнце, вода в водоемах была теплой, созревали плоды, распускались цветы. Считалось, что растения, впитывая энергию всех стихий, в данный момент обладают могучими целебными свойствами, поэтому по всей Руси на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и заготавливали банные веники. Из уст в уста передавались легенды о поразительных свойствах того или иного растения. Особенно популярна была легенда о папоротнике, цветущем лишь раз в году. Славяне верили: тот, кто найдет в эту ночь его цветок, сможет легко обнаруживать спрятанные в земле клады. В день Ивана Купалы совершали обряды, призванные увеличить урожайность зерновых культур. Девушки и парни обходили все дома в селении, распевая особые песни, которые народ рассматривал как магическое средство для усиления плодородия земли.

Изначально купальские игрища проводили в честь свадьбы бога луны и огня Семаргла и Купальницы (солнечной свадьбы). Актом свадебного обряда считалось купание солнца в водах, а Купальница призывала Семаргла, сторожащего зло, к любовным играм в Ра-реке, которые назывались купальскими.

Пышный расцвет природы ассоциировался у древних славян с молодостью, красотой и влюбленностью, поэтому в купальскую ночь особенная активность была присуща молодым людям. Эмоциональный подъем и избыток жизненных сил заставляли их совершать немыслимые, безрассудные шалости, на которые обычно люди старшего поколения смотрели сквозь пальцы. Считалось, что если человек, по отношению к которому было направлено то или иное шутливое действие, проявлял озлобленность и разгонял молодежь, то он находился во власти нечистой силы и являлся колдуном.

Главная архаичная особенность языческой ночи Купалы состояла в снятии всяких запретов на взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Христианство резко осуждало разгул плотских чувств, бурно проявлявшийся в течение этой ночи. Однако данное действие воспринималось язычниками как ритуал, направленный на плодородие земли и природы в целом.

Ночь на Ивана Купалу – самый яркий и любимый восточными славянами праздник, основные черты которого сохранились в народе вплоть до середины XX века, несмотря на запреты и преследования верующих Церковью и государством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Славянские талисманы и обереги В славянской языческой традиции или, как ее называют сегодня, в Родноверии, существуют два пути духовного развития: Десный Путь и Шуйный Путь.Правая рука у славян называлась «десница», отсюда и берет свое имя Десный Путь, дословно – Путь

Славянские оборотни Древние славяне называли волка-оборотня волкодлаком, волколаком или волкулаком - человеком-волком, который сам способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Легенды об оборотнях у всех славянских племен

Славянские талисманы Талисман бога Рода. Этот бог воплощает семью и род. Он является высшим богом-хранителем. К Роду обращались со словами: «Великий бог Род, ты наш покровитель! Да не иссякнет помощь твоя! Тому быть, так есть и так будет». Этот талисман дарует благословение

Славянский рунический строй. По Антону Платову. Толкование значения рун по Антону Платову, «Славянские руны». МирБелбог, внутреннее «Я», Древо МираРуна Белого Бога - одного из самых сложных образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя «Madr»

Славянские ведические обряды Славянские Ведические Обряды – это возможность соединиться с Силой и Мудростью Предков, очиститься и изменить жизнь к лучшему, достигнув полной гармонии Духа, Души и Тела.Очищение четырьмя стихиямиЭтот обряд выступает одной из важнейших

Балканские и славянские вампиры ГрецияОдним из древнейших источников современного представления о вампирах считают мифы и легенды Древней Греции (о ламиях мы уже упоминали), а также новогреческий фольклор. В Греции, как и в Румынии, рассказывали о кровососах-стригах (все

Славянские народы Славяне Восточной и Центральной Европы вправе гордиться тем, что именно у них легенды и мифы о вампирах разработаны подробнее всего - и именно у них чаще всего встречаются настоящие вампиры. Вспышки вампирской истерии среди этих народов в XVII и начале XVIII

Глава 12 Вода - одна из ключевых составляющих жизни человека. Вода ядовитая, вода целебная. Оздоровление дома и организма человека при помощи воды. Очищение амулетов и талисманов при помощи воды Вода - один из универсальных символов мироздания. Китайцы, например, считали

Дни воды (знаки стихии воды – Рак, Скорпион, Рыбы). Природа не скупится на осадки, и порой выпадает их месячная норма. Повышенная влажность воздуха не благоприятствует комфорту и хорошему настроению.Расположение Луны в Зодиакальном круге также оказывает влияние на

Индийские боги воды В Индии существует множество богов и богинь, олицетворяющих данную стихию. Наиболее важными из них являются Апас, Варуна и богиня Ганга.Апас. В ведической мифологии со стихией Воды связаны образы Апас (от санскр. apas – «воды»). Они представляют

Славянские руны и их значения Мир Ключевые слова. Белбог; внутреннее Я; Древо Мира.Руна Белого Бога – одного из самых сложных образов славянской мифологии. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог – это весь Мир, и потому

Боги вед Ведийский пантеон складывался тысячелетиями. Индийская мифология, как и многие другие разветвленные мифологические системы, напоминает большой странноприимный дом на перекрестке дорог. Состав его обитателей постоянно менялся. Одни, едва поселившись, исчезали,

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ!..» - Неужели одно слово может столько всего значить! - задумчиво сказала Алиса. - Когда я даю слову много работы, - сказал Шалтай-Болтай, - я всегда плачу ему сверхурочные. Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье».- 1. «В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ…» Устами

Агидель – Богиня воды у северных славян. Обязательное расселение наших предков у рек, озёр и морей привело к большому количеству почитаемых повелителей воды:

  • Богиня Дану (Дана);
  • Богиня Агидель;
  • Водан – водитель;
  • Морской Царь;
  • Ний – Бог морей, океанов, коего еще Нептуном на западе величают;
  • Чудо-Юдо Морское;
  • Водяной с очаровательными русалками;
  • Ящер – Повелитель моря;
  • Переплут – морской Бог;
  • Дунай – сын Переплута;
  • Могли и Кострому Богиней Воды величать;
  • Ситиврат (Сытиврат) – сын Перуна, Бог воды, льющейся с Небес, дождей, посевных.

Много было еще и других Богов у славян. К Переплуту часто моряки обращались, почитая как Бога Воды, хозяина водяных духов и покровителем рыбаков, моряков. А в известной многим былине о легендарном Садко рассказывается о Водянике, Поддоном царе – Боге морей. Водяника могли величать просто – Морской Царь, Чудо Морское. А еще ведающие говаривали, что у славян под этим Водяником могли еще и Ящера понимать. К Дунаю относились, как к хозяину рек, почитали покровителем рыбаков, отцом всех русалок. Предания нам передают, что Дунай – это сын Переплута.

По книгам О.Бояновой мы читаем так:

Тебе уже должно быть знамо про стихии, что Явь составляют. Когда Род - Творец всего Сущего задумал Явь сотворить, то сделал тогда четыре вещественных начала Мiра Яви. Огонь, Землю, Воду и Воздух. Так была создана Природа. Но только тогда всё стало живым, когда Боги наполнили своим присутствием вещественные начала. Три стихии наполнились сразу - Мать - сыра Земля, Стрибог - Бог Ветра, Семаргл - Бог Огня заняли свои места.

А вот с водой так просто не получилось. Разлилась вода по всем низинам, образовался окиян-море, реки наземные и подводные, озёра, да облака на небе. И тогда разрешил Род многим Духам быть в воде. Водяные, русалки, да царь морской, много их теперь знаем. Разные Боги и Богини. Здесь, на севере, мы зовём Богиню Агидель, девушку-реку, что однажды спасла Землю от жара небесного. Так стихии соединили явную Природу, которую ты ощутить можешь, и Богов Родных, который позвать на помощь можешь.

Агидель в пантеоне славянских Богов

Легенды и мифы об Агидель

Вот и поведаем вам о том, как так приключилось, что Агидель в девушку-реку оборотилась. Отомкнула она воды мировые, чтоб текли по Явному миру да поили все живое на Земле. Вслед за нею текли освобожденные воды – куда ступала нога Агидель, там и ключи бить начинали, над какой землей пролетела, там реки и озёра заполнялись.

А вот и сказ.

Страшное однажды случилось на Земле. Гидра, что из Хаоса-Утгарда явилась в Мiръ, уселась на мировой поток, перекрыла его камнем Аспида черным. Вот и перестали реки, моря да озёра чистою водою наполняться, усыхать на глазах начали. Пришел к Сварогу Дон – Повелитель рек, озер, да и весть печальную поведал о том, что неладное творится на Земле с водоемами.

Задумались Боги, как быть им. Сперва к Макошь обратились за помощью, а та подсказала, что именно внучка Сварога способна воды отворить. Думали да гадали, какая же из них – многое ведь у Отца Небесного детей, внуков да правнуков.

И нашли, что Агидель, дочь Ильма Сварожича, и есть та самая, коей сил достанет одолеть черный камень. А как одолеть-то? Вот Хорс пришел – подарил золотые лук и стрелы юной девице. Вот Макошь подошла да амулет надела, наказала так: «Подскажет тебе, доченька, что делать будет надобно». Провели братья Седьмаки и Велес Батюшка Агидель в пещеру заветную, где источник мировых вод заключены были. А заточил мировые воды черный камень Аспид, из-под которого яд зловредный источался.

Пустила Агидель стрелу золоченую да прямо в черный камень. Поделился камень, покрылся трещинами мелкими, словно паутиной, разломился, раскрошился да в пыль превратился. Сразу хлынула вода животворная. И тут Агидель услышала, как амулет ей голосом Макоши кричит: «Беги! Воды за собою веди!». Выбежали все из пещеры следом за Агиделью, да и потоки за нею устремились.

Обернулась девица к друзьям, поблагодарила, попрощалась. Бежала Агидель по Земле, по горам, лесам, а потом раскинула руки, как птица вверх взметнулась – так амулет велел. Да посолонь все увлекала она потоки мировых вод, всё по Солнышку, всё за ним.

Где бежала вода - колыхалась трава, зеленели леса и рощи. Над землёю она взлетала, раскрывала крылья орлиные - ниспадал с небес благодатный дождь. И цвели сады, колосилась рожь, и плескались рыбы в озёрах, птицы певчие песни пели. И явилась радость на всей Земле

Так и стали легенды да былины сказывать, песни складывать да рассказывать об Агидель. Превратилась и она в реку, да понесла потоки свои к Беловодью. И отныне не одна река несет теперь и ее имя – Агидель. Помнят люди о жертвенном подвиге Богини с золотыми волосами.

Как для славян Богиня Агидель проявляется

Почитание Богини Агидель у славян было как к Силе животворящей. С ее помощью усталые путники могли напиться, отдохнуть. Она проливалась на землю благодатным дождем, чтобы вовремя семена взошли, ростки пустили, да богатый урожай уродили. Это Богиня Светлая в понимании славян. Она жизнь дарующая всем живым существам на земле.

Стихия Воды – одна из основных. Почиталась в народе той стихией, что тело человека наполняет. Вода –Агидель способна не токмо тело очищать, но и душу в равновесие приводить, выводя из нее все гадости нажитые. Лечебные свойства воды также не были чужды северным славянам. И поныне пользуются знатки волшебными заговорами:

Куда вода потекла, туда моя болезнь уходи.

Такой заговор особенно силён, когда наступает время ледохода, и все люди начинают умываться талой студеной водой. У кого руки болят, у кого ноги, кто простудился или жар в голове – всегда вода ледохода поможет. Особливо, ежели ее таким сильным заговором скрепить.

Считалось, что стихия воды внутри человека озёра (славянские чакры) Перси наполняет.

Оберег-символ Богини Агидель

Божество Воды имеет символ «Хляби Небесные».

Оберегом служит сама живая Вода – так понимали предки северных славян. Посему и не сотворяли тогда никаких однозначных оберегов из камня, древа, либо металла. Вот Чур Агидели имеется. Это прекрасная дева, обращаться к которой очень любили девушки, чтобы усилит свою красоту да укрепить любовь.

Атрибуты Богини Агидель

Птица – лебедь малый.

Дерево – ракита.

Предмет – венок, что люди пускают по воде.

Треба (подношение) – цветы и чистая вода.

Поговорки/приметы, которые раскрывают образ Богини:

«Вода вымоет, хлеб выкормит».

«И тихая вода подмывает берега».

«Покуда есть хлеб да вода - всё не беда».

«Снегу надует - хлеба прибудет: вода разольется - сена наберется».

«Хлеб - Батюшко, вода - Матушка».

Богиня Агидель в северном гадании и магии

Северная магия:

Так как Агидель – это стихия Воды, которая всегда присутствует в северной магии, то и обращение к Ней идет при каждой встрече с Родными богами. Ее чтут и обращаются к Ней наравне с Матерью - сырой Землей , богами Огня и богами Воздуха.

Слывет Агидель своею красотой и поныне. А так как она готова была разлиться по Земле потоками вод, то и умываться ею – значит, приумножить свою красоту. Но только водою привлекают к себе красоту – есть среди знатков специальные узелки – наузы. Они так и называются «На красоту ». Носишь на себе заговоренный науз и постепенно становишься красив и крепок душой и телом. Красота ведь, как и чистота, не токмо в теле, но и духе.

Праздники, когда приглашают Агидель

Все ведающие, которые донесли до сего дня знания предков, одинаково считают, что праздник в честь Агидели совмещен с Великими праздником Летнего солнечного Излома – Купало. Более всего девушки любили радовать Агидель красивыми веночками с волшебными огоньками, которые зажигались и пускались по воде. Красны девицы в такую ночь не преминут обратиться к воде, чтобы та помогла им отыскать своего суженого. Агидель всегда поддержит здоровье, красоту и крепость духа людей. Именно такую роль вода испокон веков играла (и по сей день играет) для славянского роду!

Подробнее - статья «Народный календарь»

Из книги Вадима Казакова "Мир Славянских Богов"

Славянские боги

Баба

(Мать, Ма, Ма-Дивия, (Eστία/Гестия (греч.), Vesta (лат.), Табити (скиф.))

Имя женского предка, богиня-хранительница домашнего очага, незыблемости, постоянного достатка.

  • Треба: каша, хлеб, пироги, зерно.
  • Дни: 1 стж, 11 врс, 3 лст.

Белобог

(Белбог, Белун (белорусс.), Беляк, Bjely bóh (луж.), Belenus (кельт.), Goibniu (ирл.), Gofannon (валл.), Ен (коми.), Спента-майнью (ир.), Ильмаринен (фин.), Илмайллине/Ильмойллине (карел.), Инмар (удм.), Ну-ми-Торум (обск. угр.), Кальвис (латыш.), Телявель (лит.))

Бог добра, света, богатства, Бог-помощник Сварога. Противостоит Чернобогу.

  • Треба: сродни Дажьбоговой.

Баян

(Браги (сканд.), Эйнемойнен (фин.), Bajas (италий.))

Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

  • Дни: Тура, Велеса.

Велес

(Волос, Господь, Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Wodan/Odin (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekri (фин.), Zempat (прусс.), Вала (инд.), Лельвани (хет.), Тир (арм.), Юл (балт.), Воху Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Ноднс (брит.), Çiva/Шива (инд.), (Eρμης/Гермес (греч.), Mercurius (лат.), Веральден-омай (саам.))

Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.

  • Треба: коровье масло, колач, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, куря-тина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушёный, «воложное масло».
  • Дни: 1 стж, 6 стж; 6 лтн-18 лтн (Велесовы святки); 12 лтн; 24 брз; 12 квт; 21 квт-24 квт; 30 квт/1 трв; 9 трв; 9 лпн; 17 лпн; 3 срп; 9 срп; 18 срп; 20 срп; 3 врс; 24 жлт; 4 лст; 10 грд; 5/6 свт.
  • Вестник: ворон, числа 6, 12.

Волх

(Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Змей Огненный Волк, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.))

Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства, повелитель зверей. Сын Интры.

  • Воплощение: серый волк, ясный сокол, гнедой тур - золотые рога.
  • Дни: 23 квт; 23 трв (?); 10 грд; 29 грд.

Дажьбог

(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)

Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Почитался на полудне.

  • Треба: блины, горох, холст, мёд, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
  • Дни: 24 чрв; 3 срп; 8 срп; - лебеди.

Дана

(Водица, Ведь-ава (морд.))

Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей даётся имя реки данного края.

  • Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.
  • Дни: 3 квт; 10 грд; 6 стж;
  • Воплощение: щука.

Дива

(Дева, Дивия, Дина (валах.), Diana (лат.), Skadi (др. исл.), Артемида (греч.), Dzewana, Зевония (польск.), Medeine (лит.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dźiwica (луж.), Devana (чеш.))

Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (девичьи тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?).

  • Воплощение: луна (Vaitashura (скиф.)).
  • Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.
  • Дни: охоты, выдачи девиц замуж, сватовства.

Додола

(Dzydzilelya (польск.), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, Додоле/Дудуле/Ойлуле (болг.), Додилаш/Дудулейка/Додолице (серб.-хорв.), Пеперуда/Перперуна (серб.), Вурунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыримумы (удм.), Jondol (морд.), Zizlila (чеш.), Перыня, Перуница, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.))

Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна.

  • Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чес-нок, освящённые травы, пшеница, хлеб, борщ.
  • Дни: 3 лтн, дни бездождия (?).

Доля

(Cpe?a (серб.), Счастье, Удача, Оресница, Наречница, Рожделница, Суденица, Встреча, Устрьча, Fortuna (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит., ла-тыш.), Верданди (сканд.))

Богиня счастливой судьбы, удачи. Младшая сестра Мокоши и Недоли. Покровительница женщин, бывших один раз замужем.

  • Треба: как Мокошины
  • Дни: как Мокошины; 12 чрв; 28 лст.; третий день после рождения.

Дрёма

Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна.

  • Треба как Сну.

Дунай

(Дон, Днепр, Донбеттыр (осет.), Ùpinis dievas (лит.), Potrimpus (прусс.), Усыня, Нил (егип.), Тибр (лат.))

Бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки.

  • Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, мёд, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).
  • Дни: 3 квт; 11 квт; 19 срп; 2 врс; 12 врс; 18 врс (треба – гусь в ночь под 18); 10 грд.

Дый

(Deus/Diēspiter (лат.), Zeuz (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Dyāus (инд.), Tyja (польск.))

Верховное Божество. Дед богов. Древнейшее имя Сварога. Вернее, Сварог - одно из имён Дыя.

  • Треба: сродни Свароговой.
  • Дни: 12 лст.

Желя

(Журба, Zelu/Zeloň (чеш.), Жьля)

Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный костёр. Отсюда “жальник” - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея.

  • Треба: поминальные милодары.
  • Дни: похороны.

Жива

(Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zinia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Żywa/Zywye (польск.), Μαία (греч.), Maia (лат.))

Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея.

  • Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки, холсты, молоко, крашеные яйца, пшённая каша, печенье “жаворонки”.
  • Дни: 9 брз; 24 брз; 19 квт; 28 квт-2 трв; 1 трв; 2 трв (Красная Горка).

Земун

(Žemĭna (лит.), Прпоруша (серб.), Амалфея (греч.), Су-рабхи/Вирадж/Pŕśni (инд.), Audhumbla(сканд.), Ziemne (латыш.), Замунь)

Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады.

  • Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.
  • Дни: 8 брз; 10 квт; 17 врс.

Зоря

(Зорька, Заря, Зареница, Утренница, Usas/Ушас (инд.), Аврора (лат.), Аустра (латыш.), Aušrà (лит.), Eastre (др.-англ.), Ужара (марий.), ’Ηώς/Эос (греч.), Тезан (этр.))

Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога.

  • Треба: как Живе.
  • Дни: 12 чрв; 15 жлт.

Интра

(Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вы-ндрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра)

Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог источников, колодцев, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, за-щитник народа. Брат-противник Змея Ящера. Отец Волха (?).

  • Дни: 18 стж; 30 трв (змеиные свадьбы); 1 лпн; 11 срп; 15 врс (змеиные дни); 23 грд.

Карна

(Кручина, Carna (лат.))

Богиня скорби, похоронного обряда, го-ря. Дочь Мары, сестра Жели.

  • Треба: поминальные милодары, цветы.
  • Дни: после смерти, до похорон.

Квасура

(Квасир (сканд.), Raugupatis (лит.))

Бог таинства хмелеваре-ния. Лада научила Квасуру готовить питный мёд (сурью).

  • Треба: солод, вода, мёд.

Коляда

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда)

Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса.

  • Треба: деньги, зерно, мёд, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сли-вы, вишни, кутья, узвар.
  • Дни: 29 грд.

Корочун

(Карачун (?), Керечун (карпатск.), Крачун (болг.), Krečunu (рум.))

Бог самой длинной ночи, порождение Чернобога.

  • Дни: 25/26 грд (ночь).

Кощей

(Кош, Кощеище, Кащей , Kościej (польск.), Вий, Вим, Ний, Nya/Nyja (польск.), Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Шелудивый Буня-ка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия), ‛Άιδης/Аид (греч.),Dis pater (лат.), Аита (этрус.), Калм (эст.), Πλούτων (греч.), Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.), Спандарамет (арм.))

Бог подземного мира, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога.

  • Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.
  • Жертвы не приносятся.
  • Дни: 3 лтн; 17 лтн; 29 лтн; 25/26 грд (ночь).

Кривда (Ложь)

Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли.

  • Треба: козлятина.
  • Дни: Судебные дни.

Купало

(Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Купебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Аплу (этр.), Άπόλλων/Аполлон (греч.), Cupra (италийск.))

Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнём. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Супруг Купальницы.

  • Треба: курятина, орехи, чеснок, мёд, цветы, венки, горох, хлеб, блины, пироги, зерно, узорное печенье.
  • Дни: 24 чрв.

Купальница

(Купава, Кострома(?))

Супруга Купалы.

  • Дни: 23 чрв.

Лада

(Ладо, Lada (чеш.), Krasopani (чеш.), Лето (греч.), Адити (инд.), Ла-тония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Ёрд (сканд.), Калташ-Эква/Иоли Торум Шань (манси), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Rato (крито-микен.), Юнона/Tellus (лат.), Деметра (греч.), Ардвисура Анахита (ир.), Анаит (арм.), Инанна (шум.), Кибела (ма-лоаз.), Церера (лат.), Zemes māte (латыш.), Prthivi(инд.))

Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли.

  • Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, мёд, медовые лепёшки, говядина, конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, узорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки, полотна, шерсть, сосуды, молоко
  • Свещенные животные: коза, гуси, олениха, ласточка, божья коровка.
  • Дни: 3 лтн; 30 лтн; 9 брз; 22 квт; 2 трв; 10 трв; 8 лпн; 6 срп; 17 срп; 27 срп; 11 врс; 28 лст; 23 грд.

Леля

(Лелия, Hely, Ileli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.), Аргимаспа/Артимаспа (скиф.))

Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла.

  • Любимый зверь: заяц.
  • Птицы: лебедь и воробей.
  • Треба: каша, хлеб, сыр, мёд, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.
  • Дни: 22 квт; 11 врс.

Лют

(Лед, Ляд, Lyada (польск.), Маворс/Марс (лат.), Арес (греч.), Арей (скиф.), Веретрагна/Вархран/Бахрам (ир.), Тюр (?) (сканд.), Ladoň (чеш.), Turisas (фин.), Skanda (инд.))

Бог боя, войны. Сын Семаргла и Лели.

  • Месяц: березень.
  • Свещенные животные: волк, олень, бык.
  • Треба: молодняк скота, конина, говядина, оружие, пиво, железные вещи.

Мара

(Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambeakka (саам.), Марцана, Marzyana (польск.), Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (окс.), Геката/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska/Morana/Mařena (чеш.), Smertnica (луж.), Giltine (лит.), Лоухи (?) (фин.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (бе-лор.), Marica (италий.), Hel (сканд.), Хольда (герм.))

Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.

  • Треба (на перекрестках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.
  • Дни: 5 лтн; 3 брз (кикиморы); 23 брз (проводы Зимы); 20 квт; 13 трв (?); 26 лпн; 1 срп (?); 17 срп(?); 13 лст; 25 лст; 17 грд.
  • Воплощение: пегая кобыла.
  • Дерево: осина, ель.

Мокошь

(Макошь, Могошь, Макоша, Суденица, Деви (инд.), Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukeš/Muuks (полаб.), Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.), Нортия (этр.), Урд (сканд.), Карта (латыш.))

Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Старшая сестра Доли и Недоли.

  • Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, пряжа (в источники), вино, платки, посуда, ленты, хлеб, мёд, молоко.
  • Дни: 25 брз; 28 квт; 20 лпн; 3 срп; 17 жлт; 30 жлт; 28 лст.

Мор

(Марс (лат.), Танатос (греч.), Teutates (кельт.), Грох (арм.), Rut-tu/Rota (герм.), Мар (инд.))

Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары.

  • Птица: дятел, чёрный петух.
  • Треба: как Маре.
  • Воплощение: сыч.

Мороз

(Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор.), Морок)

Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары.

  • Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины.
  • Дни: 1 стж; 10 грд; 28 грд; 5/6 свт.

Мста

(Маха (ирл.), Бадб (ирл.), Bodua (галл.), Бада (балт. слав.), Беда, Афина (греч.))

Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея.

  • Воплощение: чёрная ворона.
  • Треба: как Маре.

Недоля

(Невстреча, Несре?а (серб.), Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бес-счастье, Суденица, Morta (лат.), Атропос (греч.), Хельд, Скульд (сканд.))

Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Средняя сестра Мокоши и Доли.

  • Треба: как у Мокоши, каша, нити, пряжа.
  • Дни: как у Мокоши, третий день после рождения, 12 лст.

Немиза

(Варма-ава (морд.))

Богиня ветра, супруга Стрибога.

  • Треба: как Стрибогу.
  • Дни: 4 срп; 10 срп.

Обида

Богиня обиды, беды. Дочь Мары. Сестра-близнец Мсты.

  • Воплощение: чёрная лебедь.

Пелен

(Покров, Оберег, Спас, Дзуар (осет.), Genius (лат.), Spas (чеш.), Mannsfylgja (др. герм.))

Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура.

  • Треба: как Чуру.
  • Дни: 3 срп; 9 срп; 18 срп; 3 врс; 4 жлт.

Переплут

(Поренут (?) (балт.), Водяник, Водищ, Черномор, Тагимасад (скиф.), Ньёрд (сканд.), Виткан (манси), Вит-хон (хантыйск.), Ποσειδων/Посейдон (греч.), Нефунс (этр.), Нептун (лат.), Ахти (фин.), Аруна (хет.), Варуна (инд.), Аутримпс (прусс.))

Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных.

  • Треба: мёд, конина, гусятина, свинина, баранина, черный хлеб, масло, деньги (золото, серебро).
  • Жертва: черный конь, черный петух, черный козел, черная корова, пчёлы.
  • Дерево: сосна.
  • Цвет: синий, чёрный.
  • Воплощение: чёрный бык.
  • Дни: 6 стж; 18 брз; 3 квт; 24 лпн; 10 грд.

Перун

(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Perun (чеш.), Piorun (польск.), Pirwa/Perwa (хет.), Parjánya/Парджанья (инд.), Пурьгине-паз (морд. эрзя), Перкеле (фин.), Perkunas (лит.), Perkons (ла-тыш.), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тооrа (фин.), Тuuri (карел.), Тааrа (эст.), Сяхыл-Торум (ман-си.), Атям/Jondol-pas (морд. мокш.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Tarhunt (хет.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Tor (сканд.), Taranis (кельт.), Тин (этр.), Тешуб (хуррит.), Donner/Donar (герм.), Додол, Додон)

Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Ситиврата.

  • Деревья: дуб, граб.
  • Птица: орёл.
  • Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, пиво, мёд, венки, зерно, золото, курятина.
  • Жертва: бык, красный петух.
  • Дни: Первая весенняя гроза; 25 брз; 13 лпн; 21 лпн; 28 каждого месяца, четверг.
  • Праздник: на 27 день после Купалы.
  • Число: 8, 4.
  • Предметы: молот, обвитый гороховой соломой. 9 сил, 27 имён.
  • Цвет: красный, золотой, серебряный.

Победа

(Ника (греч.), Victoria (лат.), Матерь-Сва (?))

Богиня победы.

Погода

(Догода, Pogoda (польск.), Нот (греч.))

Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 8 стж; 28 квт; 30 квт (?); 4 срп.

Подага

(Эвр (греч.))

Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 5 квт; 28 квт (?).

Полель

(Polel (польск.), Лель, Люль, Kāma/Кама (инд.), Amor/Амур (лат.), ‘Έρως/Эрос (греч.))

Бог страсти, любви. Младший брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.

  • Дни: 24 чрв.

Порвата

(Пора, Pomona (лат.), Portunus (лат.), Porvata (чеш.), Юмале (лит.), Jumala (латыш.))

Богиня плодородия. Супруга Поревита.

Поревит

(Порович, Спорыш, Спарыш (белорус.), Полевик, Janus (лат.), PloutoV (греч.), Puruvit (балт.), Перке-кугу-юмо (мари.), Jumis (латыш.), Кулсанс (этр.), Пильвитус (прусс.), Добро)

Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров.

  • Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб, пиво, сыр, масло.
  • Воплощение: двойной колос.
  • Дни: 9 стж; 9 срп; число «5».

Посвист

(Позвизд, Погвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Poch-wist, Непогода, Борей (греч.))

Бог северного зимнего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 20 квт; 14 трв; 15 лст.

Правда

(Дакшина (инд.), Justitia/Юстиция (лат.))

Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда и Доли. Старшая сестра Кривды.

  • Треба: зерно, деньги, плоды.
  • Дни: судебные дни; 12 квт (?).

Провей

(Прове, Зефир (греч.))

Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: вторник.

Пчелич

(Букан, Букач, Бучело, Бука, Риса (кельт.), Бубилас (лит.), Tele-pinu (хет.))

Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса.

  • Треба: мёд.
  • Дни: 17 квт; 27 чрв; 3 срп.

Род

(Рудра (инд.), Diēvas (лит.), Dievs (латыш.), Deiws (прусс.), Корс (угр.), Танен (егип.))

Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады.

  • Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, мёд, просо, борщ, пироги, варёная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.
  • Дни: 29 брз; 11 врс; 12 лст; поминальные дни.

Радогощь

(Радегаст, Родогощ, Radichost, Redigast (3-е ворот в храме) Riedegost (Riedegast) (9 ворот в храме) (балт.), Самбарис (?)(лит.), Радун, Γανυμηδης/Ганимед (греч.))

Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита.

  • Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мёд, вино.
  • Дни: 27 врс;

Родомысл

(Мыслич, Forseti (др.-исл.))

Бог красноречия, мудрости, законов, советов. Разрешитель споров. Сын Суда (?).

  • Дни: 5 грд.

Сварог

(Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Брахма/Tvastar/Тваштар (инд.), Пра-джапати/Prajapati (инд.), Укко (фин.), Уку (эст.), Юбмел (саам.), Шкай (мордва мокша), Isten (венг.), Кугу-юмо (мари.), Нишке (мордва-эрзя), Все-вышний, /Зевс (греч.), Deus/Juppiter/Jovis Pater (лат.), Истанус (хет.), Султи-тура (чуваш.), Jumala (финск., карел.), Jumal (эст.), Папай (скиф.), Prokorimos (латыш.), Prakurimo dievas (лит.), Savitar (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.))

Мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады.

  • Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), куриная лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина, говядина.
  • Животные: гуси, петух.
  • Дни: 1 стж; 24 брз (Открытие Сварги); 28 срп; 7 врс; 17 врс (Вырий, Закрытие Сварги); 27 врс; 4 жлт; 1-7 лст (Сварожки).

Светобор

(Святобор, Гай, Лес, Бор, Дубыня, Пушан (инд.), Пан (греч.), Puskaits (прусс.), Ажуолрович (лит.), Faunus (лат.), Сильван (лат.), Селванс (этр.), Valibuk (слов.), Вертидуб, Вернидуб, Свитибор; Zuitibor., Тапио (фин.))

Бог лесов, боров, господин леших.

  • Треба: яйца, щука, лебедь, хлеб, лепёшки.
  • Дни: 20-22 лпн; 24 срп; 17 врс; 7 жлт.,

Световит

(Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck, Svantavit, Zwantevit)

Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Почитался на западе Словени. Сын Сварога.

  • Треба: медовый пирог, вино, блины, мёд.
  • Животные: белый конь, орёл.
  • Принадлежности: знамёна, копья, значки с орлом.
  • Цвет: красный.
  • Дни: 15 чрв (День Памяти Арконы); 27 врс.

Светогор

(Святогор, Горыня, Калнавертис (лит.), Skalimej, Вертигор, Снавидок (ир.))

Бог гор, холмов, круч. Брат Светобора.

Семаргл

(Огнебог, Огник, Агни (инд.), Pahhur/Agniš (хет.), Gabis (лит.), Гибил (шум.), Паникс (прусс.), Гирра/Гирру (аккад.), Игнис (лат.), Знич, Жиж (белор.), Сурт-кугу-юмо (марий.), Сефланс (этр.), Тул-он-кугу-юмо (марий.), Вулкан (лат.), ‘Ήφαιστος/Гефест (греч.), Сварожич, Zuarasiz (балт. слав.), Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий, Паникс)

Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.

  • Треба: дрова, ватрушки, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.
  • Животное: красный петух.
  • Принадлежности: семиспиралевые жертвенники, семи лопастные подвески в виде перевёрнутых петушиных гребней.
  • Дни: 23 квт (Новый Огонь); 21 трв (?); 5 чрв; 24 срп; 3 врс (?); 7 лст; 21 день после смерти человека.

Ситиврат

(Ситиворот, Пизсче-пас (морд.), Ситовень)

Бог дождя, пло-дородия (?). сын Додолы и Перуна.

  • Треба: каша, холст, мак, деньги, соль, чеснок, пшеница, хлеб, борщ.
  • Дни: 3 жлт.

Сон

(Гипнос (греч.), Унтамо (фин.))

Бог сна. Супруг Дрёмы. Отец Угомона (Покоя). Сын Велеса и Мары.

  • Треба: говядина, пироги, ткань, вино, молоко, мёд.

Страх

(Рах, Деймос/Δείμος (греч.), Рарог, Рарашек (чеш. слов.), Айтварас (лит.), Twarog (кашуб.), Nahšaratt (хет.))

Бог страха, огненного ветра-суховея. Воплощение Волха.

  • Дни: 3 врс.

Стрибог

(Ветер, Вейопатис/Бангпутис (лит.), Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.), Вата/Ваю (инд.), Ват-Лунг (хант.), Галагон (осет.), Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-anšux (манси.), Шу (егип.), Вайю (ир.))

Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы.

  • Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука (сыплется с крыши), каша, хлеб (разбрасываются куски), блины.
  • Жертва: петух, потроха, пепел от костей животных.
  • Дни: 28 квт; 4 чрв; 14 лпн; 4 срп; 23 врс..

Суд

(Усуд (серб.-хорв.), Dharma (инд.), Кабаинмар (удм.), Бахт (арм.))

Бог правосудия, справедливости, истины, законов. Отец Правды, Кривды и Родомысла (?), повелитель Доли и Недоли.

  • Треба: зерно, деньги, плоды.
  • Дни: судебные дни; 30 чрв; 3 врс; 30 лст; вторник.

Сурица

(Sūryā (инд.), Фарн(ир.), Sol (сканд.), Sunna (герм.), Суне, Солнышко, Хотал-эква (манси))

Солнечная Богиня радости, света. Супруга Хмеля. Дочь Световита.

  • Воплощение: напиток сурья (мёд питный).
  • Дни: 21 брз; 8 квт; 30 чрв; 8 срп.

Триглав

(Triglaus, Trigelawus, Triglous, Tryglaw, Trimurti (инд.))

Троичность божественных сил, воплощение трёх миров (небо, земля, подземелье).

  • Жертвы: птицы, скот, рыбы.
  • Животные: вороной конь.
  • Принадлежности: девять копий, трёхголовая капь с золотой повязкой на глазах.
  • Жертва: три козлиные головы.

Троян

(Траян, Триян, Трояк (укр.), Третей, Третьяк, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Trita Aptya/Трита Апья (инд.), Трита/Фрита (ир.), Фери-дун/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.), Тритон (греч.), Άσκληπιός/Асклепий (греч.), Эскулап (лат.), Тройчан, Трёхсын, Аурван (ир.), Dhanvantari (инд.), Аушаутс (прусс.), Даму (шум.))

Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнём и водою. Сын трёх Богов (Сварога, Перуна, Велеса). Покровитель времени и пространства.

  • Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.
  • Жертва: рыба.
  • Дни: 28 квт (?); 27 врс.

Тур

(Вол, Торк (болг.), Turupit (балт.))

Бог-покровитель скота, игрищ, веселья, гаданий, пляса, буйности, страсти. Сын Велеса и Мокоши. Супруг Турицы.

  • Треба: блины, козлятина, пиво, вино, ленты, яйца.
  • Дни: 1 стж; 6 стж; 24 брз; 1 трв; 20 срп; 3 врс; праздники скотоводов.

Усень

(Овсень, Авсень, Говсень, Ūsiņš/Ūsinis/Ĵūsens (латыш.), Jeseň (балт.), Уши (инд.), Usil (этр.), Житень (белор.), Ausel (италийск.), Ашвин (инд.))

Бог весны, труда, покровитель коней, мостов, пахоты. Сын Зари и Утробога. Личина Ярилы.

  • Треба: жир, хлеб (два куска), молоко, мёд, пиво, подковы, блины, лепёшки, свиные ножки и кишки, жир, каши.
  • Животные: пара коней, девять коней, петух, кулик, жаворонок.
  • Дни: 20 брз-23 брз; 23 квт; 9 трв; 20 срп.

Утробог

(Заребог, Ютрабог (польск.), Йотербог (зап. слав.), Uniwit (балт.))

Бог утра, зари, суток. Супруг Зари.

Хмель

(Месяц, Арма (хет.), Син (шум.), Kušuh (хурр.), Meness (латыш.), Mėnuo/Mėnulis (лит.), Мен (фриг.), Mani (сканд.), Мах (ир.), Чандра (инд.), Ики (хант.), Этпос-Ойка (манси.), Soma (инд.), Хаома (ир.), Нектар (греч.))

Бог хмеля. Супруг Сурицы.

  • Треба: молоко, сок хаомы(у иранцев), пиво, зерно, вино, цветы, говядина, конина (у иранцев), опара для теста.
  • Жертва: бык.
  • Дни: 16 лтн (Оклички); 22 брз (закликание Месяца – «Золотые рожки»); 8 квт (встреча Месяца с Солнцем); 20 квт; 24 квт; 6 лпн (играние Месяца); 21 срп; 13 жлт. Ksiezyc (польск.), понедельник.

Хорс

(Хърс, Хръс, Харс, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс, Хур (осет.), Гурк, Корс, ‘Ήλιος/Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.), Horse (ита-лийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.), Божич (болг.), Божик’ (макед.), Божић (серб.), Bôžič (словенск.), Bòžič (хорват.), Mares (лат.))

Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков.

  • Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, мёд, кисель, зерно, подковы, оружие.
  • Дни: 1 свт-12 свт; 29 грд; 14 стж; 20 срп.

Чернобог

(Царнибу (балт.), Surt (сканд.), Сет (егип.), Керемет (удм.), Киреметь (чув.), Омоль (коми.), Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро-Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.), Čorny bóh (лужич.), Pekols/Patulas (прусс.))

Бог Зла, лжи, несча-стья, ненависти, тьмы, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов.

  • Требы: как Маре.
  • Воплощение: ворон, волк, лютый зверь.
  • Число: 3, нечётные чис-ла.
  • Предметы: серебряные усы на капи чёрного цвета, чёрная чаша.
  • Дни: 25/26 грд (ночь); 29 лтн; 2/3 срп (Тёмное Солнце); 2/3 врс (ночь).

Числобог

(Кронос (греч.), Зерван (ир.), Кала (инд.), Сатурн (лат.), Сатре (этрусс.), Тот (егип.), Жук у Жаманак (арм.))

Бог времени, букв, чисел, календаря.

  • Треба: зерно, плоды, пироги, вино, мёд, говядина.
  • Предметы: верёвка с узелками (веремя).
  • Дни: 9 стж; 21 грд.

Чур

(Щур, Чурич-Родич, Арсури (чуваш.), Велен-пас (морд.), Terminus (лат.), Seimi dewos (прусс.), Kynfylgja (др.герм.))

Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага, хозяин домовых.

  • Треба: зерно, хлеб, плоды, вино, мёд, курятина, лоскуты, борщ, каша, деньги, молоко (выливается в яму у межевого камня).
  • Дни: 28 стж (Кудесы); 29 брз; 30 квт; 27 лпн; 3 врс; домашние праздники. 12 лет.

Яже

(Юша, Ящер, Яша, Çeşa/Шеша (инд.), Yesza (польск.), Jassa (польск.), Ажи Дахака (ир.), Аждаха (серб.), Ахи Будхинья (инд.), Бадняк (болг.), Аждахак (арм.), Лекеон (арм.), Левиафан (жид.), Ёрмунганд (сканд.), Мехента (егип.), Змей Горыныч)

Змей, держащий землю. Брат Интры и Кощея.

  • Треба: зерно, мясо, соль, вино, цветы.
  • Дни: 30 трв (Змеиные свадьбы); 11 срп; 3 врс; 15 врс (Змеища, Змеиные дни); 17 врс.

Ярило

(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))

Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.

  • Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.
  • Предметы: Золотой щит.
  • Дни: 20 брз-23 брз; 15 квт; 23 квт; 27 квт; 5 чрв; 30 чрв; 20 срп.

«Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень, Сварог и иные - суть множество? Ведь Бог - и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов.
И вот свет Ирия идёт к нам. И да будем мы достойны его!»
(«Велесова Книга», III 30/8)

Дополнение

Баба Яга

(Ježibaba, Jenži (словац.), Jezinka (чеш.), Jądza, Jędzi-baba (польск.), Жер-Баба (чечено-ингуш.), Кампир Оджуз (тадж.), Нашгушид-за/Нагучица (адыг.))

Лесная колдунья, чья избушка стоит на границе мира людей и мира Нави.

Бес

(Bhoi-dho-s (индоевропейское), бiс (укр.), бяс/бес (болг.), куль (ман-си), baisus (лит.), bŭjec (серб.-хорват.), bus (чеш.), bies (польск.), bês (сло-вен.), δαίμων/демон (греч.))

Злой дух, ужас. Порождение Чернобога.

Кроха

(людок (лужиц.), дребен (словенск.), лутоня, мальчик-с-пальчик, телюшок, krsek (чеш.), krâsniak (кашуб.), карлик, гном)

Дух-помощник.

Орей

(Арий, Ара (арм.), Aryamán/Арьяман (инд.))

Прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажь-бога и Живы. Требы как Роду. Почитается на зачине и в дни поминок.

Чёрт

(чорт, crt (словен.), cĕrt (чеш., слов.), czart (польск.), сьrt (обще-славянск.), шут, ончутка, шиш, шишига, шатун)

Злой дух, проклятый, оборотень. Отец упырей. Порождение Чернобога.

Список принятых сокращений:
Арм. армянское Морд. мордовское
Белор. белорусское Окс. окское
Болг. болгарское Пагат. пагатское
Брит. британское Пал. палайское
Валах. валашское Полаб. полабское
Герм. германское Польск. польское
Греч. греческое Прусс. прусское
Егип. египетское Рум. румынское
Инд. индийское Саам. саамское
Ир. иранское Серб. сербское
Ирл. ирландское Сканд. скандинавское
Исл. исландское Скиф. скифское
Италийск. италийское Словац. словацкое
Карпатск. карпатское Словен. словенское
Кельт. кельтское Фин. финское
Крито-микен. крито-микенское Хет. хеттское
Лат. латинское Хорв. хорватское
Латыш. латышское Чеш. чешское
Лит. литовское Чуваш. чувашское
Лув. лувийское Шотл. шотландское
Лужич. лужицкое Этр. этрусское Вперёд