1 социальное гносеологические корни идеализма. Гносеологические корни идеализма

04.05.2021 Эзотерика

.

Наивный материализм древних Метафизический Диалектический материализм Разновидности Идеализма : 1. Объективный Субъективный идеализм солипсизм

деалистический рационализм: ррационализм:

Монизм Дуализм

Вопрос 29. Истина как философская проблема. Релятивизм и догматизм и их проявление в социальном управлении.

Истина - одна из высших ценностей. Установка на поиск истины - важнейшее измерение человеческого достоинства. В Древней Греции Истину считали дочерью Времени и матерью Справедливости.

1. Идеалистическое понимание истины . По Декарту, истина есть то, что достоверно и логично. С точки зрения теологии Бог и есть истина. Согласно субъективному идеализму, истина не имеет объективного источ­ника. Ещё одно - истина - то, что принимается многими. Во всех случаях критерий истины субъективен.

2. Прагматическое понимание . Критерий истины - польза.

3. Материалистическое понимание . Истина - соответствие знания предмету.

Объективное, относительное, абсолютное, истинное .

1) Согласно материализму, источник всех истинных знаний - независимый от человека предметный мир. Истина по своему источнику всегда объективна. Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

2) Поскольку мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и неисчерпаем вглубь, постольку всякое знание ограничено знаниями эпохи и мерой постижения предмета. Любое знание является относительной ис­тиной. Признание относительного характера наших знаний ограждает нас от зазнайства, окостенения знаний, от догматизма.

3) Вопрос о том, может ли человек и человечество познать весь предметный мир целиком?

Абсолютная истина - полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой отно­сительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма.

Ответы 35. Материалистическое и идеалистическое понимание истории: их сущность и противоположность.

Маркс никогда не использовал термин “исторический материализм”, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс. Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе “К критике политической экономии”: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведйние этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны.Идеалистическое понимание истории - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней И.: п. и.- классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, ^божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам фр. просветители и материалисты выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория), отмечая при этом в качестве определяющей силы истории общественное сознание людей данной эпохи («мнение правит миром»).В последнее время в И. п. и. ведущее место занимают технократические идеи, абсолютизация роли техники в историческом развитии (теории индустриального общества, стадий экономического роста, «постиндустриального общества» теория).

Вопрос 3. Материализм и идеализм, их гносеологические и социальные корни, роль в философствовании.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм .

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма: 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма : 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм : утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм , согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Идеалистический рационализм: основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм: состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772-1829). «Материализм - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой - «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...». С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. монизм может быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может. Дуализм - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм- предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Пример: теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д. К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм. Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.)

Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Роль философии для человека и общества велика, она изучает универсальные законы существования и познания, обладает мировоззренческой функцией, способствует развитию методов естественных и гуманитарных наук. Философия имеет гуманистическое и общекультурное значение в развитии, воспитании и формировании культуры человека.

Основной вопрос философии и его мировоззренческое и методологическое значение

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию , а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания

Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

материализм и идеализм, их гносеологические и социальные корни, роль в философствовании.

Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного. При этом сознание рассматривается как вторичное, производное от материи и присущее лишь ее особой форме свойство, к-рое неотделимо от существования живых человеческих индивидов.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:- материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и различается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:реально существует только идея;идея первична;вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Четко разграничив и противопоставив материализм и идеализм, марксистская философия отмечает абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах основного вопроса философии и раскрывает их диалектически противоречивую взаимосвязь, осуществляющуюся в практической деятельности людей по преобразованию и познанию мира.

Гносеологические (теоретико-познавательные) корни идеализма – это сложности процесса познания. Процесс познания можно графически изобразить как раскручивающуюся ввысь спираль, в которой взаимосвязаны чувственная и рациональная стороны познания.

Субъективный идеализм формируется при абсолютизации в процессе познания роли ощущений как единственного источника знания о предмете. Кстати, ощущение представляет собой субъективную форму предмета , а не сам предмет, а потому нередко дает ошибочное знание. Поэтому в процессе познания следует различать субъективную форму воспринимаемого предмета (отношение к предмету) и объективные знания о предмете, в котором воплощена его сущность. Это и делает ученый, стоящий на материалистических позициях.

Объективный идеализм абсолютизирует в познании роль абстрактного мышления. Здесь идея вещи (ноумэн) – её сущность мыслится как существующая объективно и извечно. У Платона она – одна из многих в вечном мире Идей, а у Гегеля – одна из проявлений Абсолютной идеи. Импульс мыслительной деятельности человека дает якобы существующее независимо от человека духовное начало , некая сверхъестественная духовная сила. Очевидно, что такое объяснение возникло потому, что человечество вплоть до настоящего времени не раскрыло до конца механизмы творческой деятельности, позволяющей открывать тайны природы и создавать принципиально новые вещи и предметы, не имеющие аналога в природе. Эту творческую активность человека объективный идеализм также связывает с автономным, объективным Духом, порождающим всё сущее.

Социально-исторические корни идеализма:

1) Отделение умственного труда от физического, которое произошло благодаря общественному разделению труда и образованию классового общества;

2) Утверждение в классовом обществе приоритета духовной деятельности, ставшей монополией господствующих классов, над материальной деятельностью.

3) Утверждение в общественном сознании иллюзорных представлений о том, что идеи, желания и стремления господствующих классов и, прежде всего, вождей, царей, государей являются определяющим фактором развития истории.

В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются) и этим путём с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира».

Использование идеалистических подходов в осуществлении познавательной деятельности, способствуют расширению творчески-познавательных возможностей человека – воображения, интуиции, моделирования образа познавательного объекта при недостатке информации. Полное преодоления идеалистических подходов в понимании окружающего мира возможно лишь с уничтожением его корней:

Ø гносеологических , что предполагает объяснение в полной мере источников и механизмов познавательной и творчески-преобразовательной деятельности при исследовании и преобразовании природных и социальных процессов;

Ø социально-исторических , что связано с преодолением отчуждения, как условия сохранения разделения труда на умственный и физический, что не позволяет социальному субъекту в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

Оба эти условия взаимосвязаны, одно порождает другое. Поэтому, преодоление и снятие этих условий связано с прогрессом социальных отношений и деятельности в некоторой, достаточно отдаленной перспективе исторического развития человечества.

  • 9. Философия Канта.
  • 10. Философия Гегеля.
  • 11. Философия л. Фейербаха.
  • 12. Русская философия 19-20 веков: просветители, революционеры-демократы, в. Соловьев, н. Бердяев, «русский космизм».
  • 13. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  • 14. Экзистенциализм.
  • 15. Возникновение марксизма. Предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
  • 16. Проблема бытия в философии: Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс.
  • 17. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
  • 18. Философия и частные науки.
  • 19. Проблема сущности мира. Донаучные концепции сущности мира.
  • 20. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
  • 21. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
  • 22. Пространство и время - формы бытия материи.
  • 23. Движение – способ существования материи.
  • 24. Формы материи и формы движения (развития). Понятие единого закономерного мирового процесса.
  • 25. Сущность физической формы материи.
  • 26. Сущность химической формы матери.
  • 27. Сущность биологической формы материи.
  • 28. Сущность социальной формы материи.
  • 29. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
  • 30. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
  • 31. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
  • 32. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
  • 33. Принцип всеобщей связи.
  • 2 Стороны всеобщей связи
  • 3 Подпринципа принципа всеобщей связи:
  • 34. Принцип развития.
  • 3 Концепции развития:
  • 35. Закон перехода количества в качество и качества в количество
  • 36. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 37. Закон отрицания отрицания.
  • 38. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное, единичное.
  • 39. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
  • 40. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
  • 41. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
  • 43.Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
  • 42. Единый закономерный мировой процесс (езмп) и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
  • 44. Чувственное познание. Его формы.
  • 45. Логическое познание. Его фундаментальный уровень
  • 46. Обыденное познание. Научное познание.
  • 2 Уровня научного познания:
  • 2 Формы эмпирического познания:
  • 47. Научная революция и смена типов рациональности.
  • 48. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины
  • 49. Знание и вера. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимание и объяснение.
  • 50. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа.
  • 51. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
  • 52. Социально-философская мысль в период античности и в эпоху средневековья.
  • 53. Социально-философские взгляды Нового времени.
  • 54. Классическая немецкая социальная философия.
  • 55. Русская социальная философия 18-20 вв.
  • 56. Философия истории к. Ясперса, о. Шпенглера и а. Тойнби.
  • 57. Социальная философия неофрейдизма и постиндустриализма.
  • 58. Сущность человека. «Сущностные силы» человека.
  • 1 Уровень:
  • 2 Уровень:
  • 3 Уровень
  • 59. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
  • 60. Человек как объект биологического исследования.
  • 61. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации. Взаимодействие цивилизаций в современном мире.
  • 64. Сущность труда.
  • 65. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
  • 66. Свобода и социальные факторы ее развития.
  • 67. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
  • 68. Исторические общности людей.
  • 69. Классы и классовая борьба.
  • 70. Происхождение и сущность государства. Государство и гражданское общество.
  • 71. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
  • 72. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
  • 73. Нравственные ценности. Нравственный идеал в различных культурах.
  • 74. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 75. Религиозные ценности и свобода совести.
  • 76. Эстетические ценности.
  • 77. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
  • 78. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
  • 79. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
  • 80.Теория коммунистической формации.
  • 3. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.

    Почему одни философы материалисты, другие – идеалисты.

    Философия существует в мире с необходимостью. Человек склонен задавать себе всяческие вопросы. Первая причина – любознательность человека. Люди – существа практические. Для осуществления практического проекта мы должны знать как устроен мир в целом и т.д. Философия помогает людям в их практической деятельности.

    Существует два типа людей: те, кто хотят что-либо изменить (реформы, революции), и те, кто не хочет ничего менять. Первые будут скорее всего склонны к материализму (хотят знать как все устроено). Вторые склонны к идеализму (основная тенденция идеализма – сознание первичного; положить в основу мира то, что производит сознание). – консерваторско-идеалистические.

    Гносеологические корни материализма: 1) здравый смысл реалистичен (считать, что вещи находятся вне головы, а не в голове). 2) наука – второй гносеологический корень материализма. Любой ученый рассматривает исследуемый предмет без фантазий, мыслит реалистично в рамках своей научной деятельности. А идеализм не дружит с наукой.

    Гносеологические корни идеализма: в основе лежит некий предрассудок, заключающийся в том, что сознание – нечто живое, сложное, активное, а материя – простое, костное, пассивное.

    Объективный идеализм заключается в способности нашего мышления к абстрагированию и обобщению (человек вообще порождает всех людей). Субъективный идеализм (в основе сенсуализм) заключается в том, что все, что мы знаем предварительно происходит через наши чувства. (Все, что содержится в нашей голове – из-за чувств). Если все происходит через наши чувства, то как узнать, что происходит за миром наших чувств? Субъективные идеалисты считают, что никак – знать это невозможно и не нужно.

    Принципы партийности в философии: 1) деление философских концепций на две партии: материалистов и идеалистов 2) невозможность существования какой-либо третьей партии в философии, стоящей над материализмом и идеализмом. Все попытки создать третью партию провалились и будут проваливаться, мы вынуждены встать на одну из сторон. 3) необходимость последовательности во взглядах философии.

    4. Античная философия.

    Возникает вместе с рабовладельческим обществом. Социальные предпосылки: появление класса, который получает возможность заниматься духовной деятельностью; отделение умственного труда от физического; отделение города от деревни; наблюдения над природой; зачатки наук; религия. Существовала «преднаука», имевшая умозрительный характер. Философские взгляды наибольшее развитие получают в Древней Греции и Риме. Первые философские возникли в VII – V вв. до н.э. Характерные черты: повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; поиск первоначала; одушевление неживой природы; недискуссионный характер философских учений.

    Милетская школа (VI в. до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Выступали с материалистических позиций; пытались объяснить законы природы. Фалес первоначально всего сущего считал воду. Любая вещь – форма существования воды; Анаксимандр: первоначалом всего сущего считал вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. (Айперон – неопределенное первоначало).

    Вывод: мир познаваем, идея – поиск первоосновы или первопричины вещей.

    Гераклит Эфесский –философ-материалист: первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира; был сторонником чувственного познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу. Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды – поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

    Пифагорейцы –последователи Пифагора: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно «измерить с помощью числа»); считали единицу мельчайшей частицей всего. (Объективный идеалист)

    Элеаты – представители элейской философской школы (VI – V вв. до н.э). Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан.

    Ксенофан: концепция единобожия. Этот бог есть вся природа. Единый бог подчиняет себе вся, но сам никому и ничему не подчиняется. Бог неподвижен. Бог никем не рожден, и ничем не создан. Бог не похож на человека, он нравственно свержен. Бог не познаваем чувствами.

    Парменид: концепция единого бытия. Только бытие есть, небытия нет, и оно немыслимо. Бытие – все то, что выполняет закон тождества. Бытие едино, неоднородно, вечно, неизменно, неподвижно. Небытие – все то, что нарушает закон тождества, то что противоречиво по своей природе.

    Зенон: движения нет. Мы никогда не пройдем расстояние. Дихотомии – рассечения на 2 части. Апории – некие неразрешимые проблемы.

    Вывод: бытие – первооснова, Бог – первооснова.

    Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В основе вещей – атомы и пустота – бытие и небытие. Образование вещей – столкновение атомов.

    Сократ : стал первым утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы. Сторонник учения о переселении душ. Разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:

    1)храбрость – это знание того, как преодалевать страхи

    2)справедливость – это знание того, как выполнять законы: божественные и человеческие

    3)умеренность – знание того, как обуздывать свои страсти

    Аристотель : вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Материя – пассивное начало, а форма – активное.

    Аристотель выдвинул концепцию о четырех видах причин: 1) материальная; 2) формальная; 3) производящая; 4) конечная. Каждая вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). «Форма форм» Аристотеля – это первый двигатель, существующий вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей.Разработал основы формальной логики. 3 философии: 1 – метофизика- учение о бытии – познание первоначал и первопричин всего. 2 – физика – учение о природе. 3 – математика – познание количественных свойств вещей. Ступени познания: 1) чувственное восприятие 2) опыт 3) искусство 4) наука 5) первая философия – ступень мудрости.

    Платон : ядро учения – о идее и мире вещей было связано с концепцией развития, согласно которй идеи, или формы, воплощаются в пассивную или аморфную материю, благодаря чему возникают вещи различной сложности.

    Человек – соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей. Идея блага – Бог. Идеи – вечны, неизменны, неделимы, не умирают. Идеи можно увидеть только разумом. Царство идей – мир только благих сущностей. 2 типа государства – аристократия и монархия. Идеи – эйдосы. Идеи – оригиналы вещей, вещи – копии идей.

    Идеализм как определённая форма общественного сознания существует не вечно, он порождён развитием классового общества. В. И. Ленин неоднократно указывал им то, что в конечном счёте идеализм представляет собой утончённую поповщину, наукообразное изложение религиозных воззрений. Отсюда ясно, что социальная роль идеализма аналогична социальной роли религии. Религия является идеологическим орудием господствующих эксплуататорских классов; религия помогает этим классам держать в подчинении трудящиеся массы; религия отражает порабощение трудящихся масс, их тяжёлое угнетённое положение. Идеализм, как и религия, набрасывает покрывало на существующее в эксплуататорском обществе положение вещей, но в отличие от религии он проповедует примирение с эксплуататорскими порядками не прямо и непосредственно, а в завуалированной, утончённой форме. Так, например, идеалисты внушают массам, что изменение, улучшение их материального положения не осуществимо материальными, революционными средствами: нообходимо-де нравственное самоусовершенствование, изменение сознания, а не самой действительности. Как указывал Маркс, идеалисты подменяют изменение действительности изменением одного лишь сознания, проповедуя примирение с реакционными порядками путём иного их истолкования.

    Характерной особенностью идеализма является то, что этот пустоцвет растёт, как отмечает Ленин, на живом дереве развивающегося человеческого познания. В этой связи встаёт вопрос о гносеологических (теоретико-познавательных) корнях идеализма, т. е. об его отношении к процессу познания.

    Ленин указывал, что всякая абстракция, поскольку она непосредственно не связана с объектом чувственного восприятия, представляет собой отлёт мысли от действительности, который при определённых социальных условиях может превратиться в разрыв между абстрактной мыслью и конкретной действительностью. “Познание человека,- говорил В. И. Ленин,- не есть... прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину...” .

    Это положение В. И. Ленина указывает, что идеализм в противоположность материализму выражает не основное содержание познания, а кусочек его, притом неверно истолкованный, превращённый в целое, в главное, определяющее. Идеалистическая философия означат “одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют,оторванный от материи, от природы, обожествленный” . Так, например, Платон оторвав понятия, отражающие общие признаки предметов (дом, дерево, человек и т. д.), от самих предметов, т. е. от реально существующих домов, деревьев, людей, и вообразил на этом основании, что понятие дерева предшествует реальному существованию деревьев и находится не в человеческой голове, а где-то вне окружающего мира, в потустороннем царстве вечных идей. “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila гносеологические корни идеализма” .

    Таким образом, процесс познания содержит в себе (и силу своей сложности, противоречивости) возможность идеализма, однако эта возможность превращается в действительность лишь тогда, когда этому способствуют определённые общественные интересы, классы. Односторонняя, субъективная, упрощённая оценка того или иного явления содержит в себе зародыш идеализма, который развивается и превращается в идеалистическое воззрение там, где в этом заинтересованы те или иные общественные классы. Так, господство идеализма в современных капиталистических странах прямо связано с господством буржуазии, заинтересованной в сохранении и распространении реакционного идеалистического мировоззрения, деморализующего трудящихся. Возможность идеализма имеется, следовательно, в самом противоречивом, многостороннем процессе познания, но эта возможность становится действительностью лишь в классовом обществе. С уничтожением антагонистического общества исчезает и его историческое порождение - идеализм.