Закон диалектики показывающий заключительную фазу развития. Универсальные законы диалектики

Развитие всех процессов в мире подчиняется определенным законам. Законом называют устойчивую, повторяющуюся связь, общую для множества явлений. Закон выражает объективную необходимость изменения.

Главное отличие законов диалектики состоит в их универсальности. Диалектические законы не имеют границ. Они действуют и в природе, и в обществе. Им подчиняется человеческая деятельность - и практическая, и духовная. Не имеют законы диалектики и ограничений во времени.

Законы диалектики играют важнейшую роль в характеристике развития. Три основных закона диалектики раскрывают именно эти параметры развития. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, почему все движется, изменяется. Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, как все изменяется. Закон отрицания отрицания показывает, каково направление изменений, к чему все движется.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Среди основных диалектических законов этот закон по праву считают главным. Он устанавливает характер самых фундаментальных отношений в мире - причинно-следственных, утверждая, что причина и движущая сила всех изменений - во взаимообусловленности и взаимодействии, единстве и борьбе диалектических противоположностей.

Изучение закона единства и борьбы противоположностей предполагает рассмотрение категорий «единство», «борьба», «противоположности», «тождество», «различие», «противоречие».

Категория «борьба» отражает активное взаимодействие противоположностей. Единство противоположностей не означает упразднения их альтернативности. Оно определяет скорее форму их сосуществования. Борьба противоположностей абсолютна, в то время как их единство - относительно. Например, введение единой европейской валюты не свидетельствует о том, что преодолены противоречия экономических интересов стран, входящих в ЕЭС . Противоположность национальных интересов налицо, вот только реальная угроза попасть под долларовый прессинг заставляет усмирять национальные амбиции, искать компромисс.

Категория «противоположности» указывает на взаимоисключаемость явлений. Производство и потребление - взаимоисключающие процессы, но с точки зрения экономики их противоположность относительна: они - две стороны одного и того же явления.

Категория «тождество» противоположностей выражает такой уровень соотношения противоположностей, как их частичное совпадение, соответствие. Тождество противоположностей - состояние временное, относительное. Так, интересы работодателя и работника в условиях рыночной, либеральной экономики противоположны Работодатель стремится за счет сокращения затрат на зарплату снизить стоимость продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность и получить дополнительную прибыль.


Работник, требуя повышения зарплаты, одновременно выступает против политики сокращения занятости. В борьбу включаются профсоюзы и государство, заинтересованное в выполнении социальных программ. В результате работы трехсторонних комиссий достигается паритет интересов. На некоторое время устанавливается покой. Истекает срок договора - и все начинается сначала.

Категория «различие» противоположностей характеризует отношения противоположностей, проявляющиеся вслед за нарушением тождества. Собственно говоря, различия существуют и на этапе тождества противоположностей. По существу различия противоположностей универсальны. Различия могут быть несущественными и существенными. Нарастая, различия переходят в противоречие.

Развитие и разрешение противоречий проходит ряд этапов. На первом из них господствует тождество противоположностей. Различия несущественны и не нарушают устойчивости существования явления. Противоречия скрыты, но они существуют и развиваются.

Второй этап выявляет несоответствия в бытии явления. На смену сбалансированности, гармонии приходит напряжение, возникают конфликты. Если нарастание противоречий продолжается, то развитие вступает в заключительный для данного явления третий этап, завершающийся разрешением противоречий посредством перехода (превращения) его в другое состояние или в иное явление. С превращением явления старые противоречия сменяются новыми, так как новое явление должно иметь и новый источник развития.

Разрешение противоречий сопровождается рождением нового качества.

Закон перехода количественных изменений в качественные .

Метафизическое мышление признает изменения либо количественные, либо качественные. Взаимосвязь количественных и качественных изменений - открытие диалектической философии. Эта связь представлена соответствующим законом, устанавливающим, что изменения качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных характеристик, нарастающих в определенном направлении. Новое качество объекта рождается из старого благодаря количественным изменениям.

Понимание механизма действия и значения закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «свойство» занимает особое место в философском миропонимании. Единый мир многообразен. Многообразие мира раскрывается через различия явлений, образующих его как безграничное множество. Каждое явление при этом также представляет собой определенное многообразие: оно изменяет свое состояние, оно многогранно. Категорию «свойство» философия использует для выражения одной из сторон, граней явления. Свойство, строго говоря, равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает совокупность основных, то есть необходимых, устойчивых, повторяющихся, общих свойств явлений. Их обычно называют существенными, так как они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество - это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Оно определяет способ их взаимодействия. Познать качество - значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет предмет, процесс со стороны его величины, длительности, интенсивности и предполагает численные методы оценки. В отличие от качества, которое до определенного момента остается инвариантным (неизменным) в развитии явления, количество может измениться без изменения сущности явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает устойчивую сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием того явления, которое они характеризуют.

Категория «скачок» отражает процесс перехода одного качества в другое. Скачок - форма такого перехода. Новое качество есть результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. На смену непрерывному движению приходит скачкообразное (дискретное).

Формы скачка многообразны. Они различаются по масштабу, содержанию и способу выражения. Конкретность формы скачка зависит от природы развивающегося явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Зная условия, мы способны управлять некоторыми формами скачка. Наглядный пример тому - создание атомных силовых установок, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о нем. Существенно, что не только количественные изменения обусловливают качественные, но и качественные - количественные. Так, переход транспорта на электротягу неизбежно ведет к повышению скорости и объемов перевозок, к новой организации системы движения, новой нормативной базе.

Закон отрицания отрицания.

Этот закон характеризует важнейшую сторону развития - его направленность. Своеобразие закона заключается в том, что он обнаруживает себя во времени, причем речь идет о значительных интервалах времени.

Объяснить эту особенность закона отрицания отрицания несложно. Двойное отрицание, заключенное в законе, свидетельствует о цикличности развития, отраженного в законе. Необходимость повторного отрицания предполагает продолжительность времени, и немалую.

Вне философского толкования отрицание представляется упрощенно - как отказ что-либо принять, с чем-либо согласиться, либо как противоположность утверждению. Кто-то высказывает некоторое соображение, другой, не соглашаясь, отвергает (отрицает) его. Отношение отрицания отождествляется с негативным отношением к чему-либо.

В философском смысле отрицание первоначально понималось как изменение в явлениях. «Изменение» - понятие, отражающее любое отклонение от существующего состояния - со временем приобрело новое значение. Далее «отрицание» сделалось понятием, выражающим фундаментальное изменение явления в целом, а не отдельных его признаков. Оно ассоциируется с разрушением, упразднением, утратой предмета, процесса как такового, прекращением его существования. Двигатель внутреннего сгорания оставил не у дел паровозы, отправив их в прошлое. Электродвигатель вытесняет тепловозы.

Метафизическая философия определяет отрицание как прекращение бытия. Смерть отрицает жизнь. Дефолт хоронит надежды экономики на инвестиции. Зерно, оказавшись в мельнице, становится мукой. Метафизика отражает внешнюю, видимую сторону отрицания.

Диалектика рассматривает отрицание как важнейший элемент развития мира. Поэтому в диалектическом понимании отрицание есть не прекращение бытия, а изменение конкретной формы бытия. С отрицанием развитие не завершается. Оно продолжается в двух направлениях в зависимости от характера отрицания. Если отрицание разрушает источник развития, например, происходит закрытие предприятия по случаю банкротства, то движение временно приобретает форму энтропических изменений. Реализуется оставшаяся после уплаты долгов собственность, увольняются сотрудники. Однако все это не означает конца. Вырученные средства будут вовлечены в оборот, возникнет другое производство.

Когда же отрицание не связано с источником развития (например, реструктуризация предприятия), то развитие продолжается как прогрессивное движение.

Диалектическое отрицание — это закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития явлений. Оно сохраняет связь старого и нового.

В процессе диалектического отрицания в старом упраздняется отжившее, мешающее развитию. Вместе с тем сохраняются и укрепляются ростки нового, разумного. Отрицание не может быть абсолютным. Оно всегда относительно (не по форме, а по существу). Явление не исчезает бесследно, не превращается в ничто. Оно меняет формы своего движения, свой конкретный вид.

Закон отрицания отрицания свидетельствует о том, что развитие осуществляется через преемственность. Через двойное отрицание раскрывается прогрессивный характер развития: новое, более совершенное появляется закономерно (первое отрицание) и столь же закономерно, развившись, оно уступит свое место тому, что более разумно, совершенно (второе отрицание).

Наглядно проявление закона «отрицания отрицания» обычно сравнивают с движением по спирали, демонстрируя восходящий момент развития. Движение по спирали, повторяет отчасти форму явления, а содержание меняется. Оно совершенствуется, опираясь на опыт предшествующего развития.

Законы и принципы диалектики в примерах. June 16th, 2012

Оригинал взят у bloggmaster в Законы и принципы диалектики в примерах.

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.



Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

. законы диалектики;

. принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

. единства и борьбы противоположностей;

. переход количества в качество;

. отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры : существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

. "эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

. принцип всеобщей связи;

. принцип системности;

. принцип причинности;

. принцип историзма.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные (софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом, и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.



Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон – ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мышление – метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.



Родоначальник диалектики противоречий – Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами – сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит – к дви­жению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон позна­ния (и закон объективного мира) – В. И. Ленин.

Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона – основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры – «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви­жении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие – значит понять, как оно развивается и разрешается.

Переход количественных изменений в качественные – один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об­щества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие к только количественным изменениям без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания – физике, химии, биологии и других, а также всемирно-исторический опыт со­циальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) – только количественными. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Марксизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные противоположно идеалистическому. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем – в природе. Марксистская философия рассматривала этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики.

«В наши дни большинство старшего поколения воспитаны так, чтобы (не что, а чтобы) при слове «диалектика» их воротило с души, они старались бы перевести разговор на другую тему, старались бы «заткнуть глотку» говорящему или покинуть место разговора; а при невозможности всего этого - тихо подремать до конца «политбеседы».
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»

Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).

Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.



80398 просмотров

Написал(а) Бобби Гонтарски , в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо.
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21

Основные законы диалектики - это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные обосновал Иммануил Кант - великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.

Основные законы и категории диалектики

Что такое теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  • категории;
  • принципы;
  • основные законы диалектики.

Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

Основные законы следующие:

1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных качественные. Здесь вся суть в том, что качество - это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны - рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения - узел.

Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию - это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

  • содержание и форма;
  • всеобщее, единичное, особенное;
  • действительность и возможность;
  • явление и сущность;
  • случайность и необходимость;
  • следствие и причина.