Православная церковь вспоминает всех умерших христиан. Что нужно делать в Родительскую субботу (18 февраля): все важные правила 18 февраля день особого поминовения усопших

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни.

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни. Пять из них отведены для поминания усопших родственников, еще две и совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. Родительские субботы предполагают соблюдение определенных правил, о которых должны знать все верующие.

ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ

Родительская суббота - особый день в православном календаре, когда принято вспоминать ушедших из жизни близких и совершать молитвы им в помощь. В первую очередь покойных родителей, а после и остальных дорогих сердцу людей. Уважительное отношение к родителям в христианских семьях должно формироваться у ребенка в самого детства.

Только в таком случае у уже повзрослевшего человека будет верное и полное понимание пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», на которой в своей тематической проповеди акцентирует внимание отец Августин.

«Чти отца и матерь, и благо тебе будет на земли и долголетие» - в этом простом предложении кроется глубокий смысл и ключевой принцип успешной жизни в жизни земной, а после и вечной жизни, как отдельного человека, так и всего его рода.

Истинное понимание значения почитания родителей позволяют раскрыть родительские субботы, которых в календаре семь. Две из них предназначены для того, чтобы почтить память и помолиться за всех христиан, что означает совершать молитву во вселенскую родительскую субботу.

Что нужно делать, когда приходит родительская суббота? В первую очередь, совершая принятые в этот день действия, посещая могилу близкого человека, или присутствуя на службе в храме, открыть свое сердце и искренне ответить самому себе на вопросы: каково мои истинное отношение к усопшему, во всем ли я его простил и какие чувства на самом деле испытываю? От вашей искренности в эти мгновения напрямую зависит эффективность вашей молитвы. Это главный ответ на часто возникающий вопрос, что делать в родительскую субботу в церкви.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СИЛА ЗАУПОКОЙНОЙ МОЛИТВЫ

Отец Августин говорит, что ребенок рождается от двух родителей не только физически, но еще и душой. Как физическое тело ребенка на генном уровне является носителем задатков двух родителей, так и его душа. Именно поэтому так сильна связь внутри каждого рода, именно поэтому так важно хранить память о своих предках и совершать им в помощь молитвы. В церкви слово «усопший» понимают, как «уснувший», а посещение могилы близкого человека - поминание места его последнего земного пристанища.

Сама же душа находится там, где нет пространства и времени. Вот почему так важно в дни родительских суббот правильно поминать близких: не только посетить кладбище, но еще и побывать на службе в храме, чтобы помолиться о душах родственников.

В первую очередь потому, что в ваших силах оказать помощь дорогому и любимому для вас человеку. Если человек переступил грань жизни, уже не в его власти изменить судьбу и он крайне нуждается в молитвенной поддержке членов своей семьи, своего рода, которые все еще пребывают на Земле.

Священник Николай Гулейко в ответах на вопросы для интернет-издания «Православие и мир» проясняет очень важный момент: нужно ли и как просить прощения у умерших родственников? Просить прощения необходимо при жизни человека, а после его смерти в православии принято только молиться за него.

В свою очередь священник храма во имя св. Димитрия Солунского в Сулажгоре отец Константин Савандер напоминает: «Церковь молится об упокоении и о прощении грехов усопших, надеясь на милосердие Божие. Хотя человек и был грешен и получил по смерти воздаяние Божие, но, когда будет последний суд над человечеством, то молитвы о нем будут воспомянуты Богом, и он может быть помилован».

ЧТО ДЕЛАТЬ В ХРАМЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

Верующие часто задают священникам вопрос: что нести в церковь в родительскую субботу и какие еще важные действия нужно совершить в храме. Перед началом Богослужения нужно подать записку с именами покойных родственников. Записки об упокоении можно подавать в те дни, когда служится литургия Иоанна Златоустого или Василия Великого. Это: субботы и воскресенья, Благовещение Пресвятой Богородицы, Четверг и Суббота на Страстной седмице.

После этого можно поставить за них свечи на панихидный столик, а после, слушая церковные песнопения, искренне молиться за усопших. Можно использовать такую короткую молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

В память о близких также принято совершать милостыню и творить добрые дела. Верующие, которые не располагают большими средствами, могут пожертвовать продуктами. В дни Великого поста, на который также приходится родительская суббота, в храм несут постные продукты и кагор. Их принято оставлять на особом столе, который стоит или перед или за панихидным столиком. Подробнее о правилах Великого поста читайте в разделе Календарь поста.

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования на принято.

При желании и возможности можно заказать панихиду и уже после совершения молитв разрешается посетить кладбище, привести в порядок могилу, заменить цветы, тем самым показывая, что храните память о близком человеке.

Как провести остаток дня в родительскую субботу и можно ли убираться? Протоиерей Александр Ильяшенко для интернет-издания «Православие и мир» на этот вопрос отвечает так: запрет на уборку дома в этот день - не более, чем суеверие, день, конечно, нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, а после при необходимости можно выполнять привычные домашние дела.

Еще один важный вопрос, волнующий верующих - можно ли крестить ребенка в родительскую субботу? Игумен Алексий (Владивостокская епархия) и другие священники Русской православной церкви напоминают простое правило - крестить ребенка можно во все дни без ограничений.

На период Великого поста в 2017 году выпадают такие родительские субботы:

  • 11 марта - Родительская вселенская суббота второй недели Великого поста
  • 18 марта - Родительская вселенская суббота третьей недели Великого поста
  • 25 марта - Родительская вселенская суббота четвертой недели Великого поста.

МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Суббота перед началом последней недели, предшествующей Великому посту, отмечается в Русской православной церкви как Вселенская родительская суббота — день особого молитвенного поминовения усопших.

Чтобы помянуть своих почивших родственников, православный христианин посещает храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Все молитвенные песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. В субботу утром в храмах служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду по усопшим.

"Накануне Вселенской родительской субботы совершается серьезное заупокойное богослужение, и в канонах, которые читаются в пятницу вечером, есть молитвы о тех, кто умер без покаяния, утонул в море, "подавился костию", кого съели звери - обо всех, кого некому помянуть, кого не похоронили по-человечески. Напомню, что это не относится к самоубийцам, а именно к христианам, которые были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви", — сказал РИА Новости заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Калужской духовной семинарии, преподаватель догматического богословия протоиерей Дмитрий Моисеев.

В Синаксаре постной Триоди - богослужебном тексте, раскрывающем историю и смысл основных этапов Великого поста, также утверждается необходимость церковной молитвы за всех христиан, погибших "неестественно" и без возможности покаяния. "Кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви", — говорится в нем.

Издревле в родительскую субботу верующие приносят в храмы приготовленную дома поминальную кутью (взвар из риса или пшеницы с изюмом), конфеты. Приношение кладут на специальные поминальные столы, ставя на них и зажженные свечи. С кутьи начинается поминальная трапеза. В родительскую субботу принято также посещать кладбища.

Особыми днями поминовения усопших в Русской церкви являются также вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Радоница — вторник после окончания Светлой (пасхальной) недели, День Победы, когда поминаются усопшие воины, Троицкая родительская суббота — накануне праздника Троицы и Дмитриевская родительская суббота — перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.

В Церквях проводятся вселенские панихиды — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Мясопустная

Православная Церковь отмечает этот день в субботу, за неделю до начала Великого поста. В 2017 году Великий пост начнется с 27 февраля.

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

Это первая родительская суббота в году (в церковном календаре их семь), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не было совершено погребального обряда.

Святая Церковь, основываясь на апостольском учении, установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История

Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Специальная Вселенская суббота упоминается еще в V веке в преданиях Саввы Освященного, однако есть доказательства и более раннего празднования этого дня.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Этот день был выбран не случайно — воскресенье после Мясопустной субботы посвящается напоминанию о Страшном суде Христовом, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, и когда определится вечная участь каждого человека.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Роспись "Страшный суд" (художник Ф. Бруни) над залом Исаакиевского собора

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Родительская суббота

Это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2017 году выпадает на 3 июня). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

По старой церковной традиции, прихожане приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Обычаи

На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

Больше всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

18 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
МЯСОПУСТНАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения - парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера. Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Родительские субботы Великого Поста - 2, 3, 4 седмицы.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается,
если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое
поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших
молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель
неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая
Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим
неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание
исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека
жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только
тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе
человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной
душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в
другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и
мертвыми смертью не разрушается, а продолжает
существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время
Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение
и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших
своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они
едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию
пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих
сродников в местах блаженства. К молитве за усопших
побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас
взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие
единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам
любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних,
пока они живут на земле. Стало быть, Господь не
ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а
простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не
поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою
любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас
желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши
ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это
исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2),
- говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших,
помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего
мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего
спасает от временного несчастия, но гораздо большая
награда и большее утешение ожидает того, кто своими
молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение
грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые
блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы,
потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в
том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во
грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и
оканчиваем свое земное существование. Но все ли
согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед
смертью? Ведь иногда смерть настигает человека,
находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у
него и память теряется, и душевные силы приходят в полное
изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не
может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и
он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека
внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также
отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе
никакими средствами. Изменить свою участь человек может
только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем
спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за
усопших весьма необходима и доставляет им величайшее
благодеяние.


Многих наших присных уже давно нет на земле, однако
любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже,
быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и
усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону,
горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно
близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед
Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью,
ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не
достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может
очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся
с ними. Как же радостно будет услышать от них слово
благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил
меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей.
Благодарю тебя". И напротив: как горько будет
услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот
ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне
в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы
спасательный канат, который бросает человек утопающему
ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами
отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни,
тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, -
то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде
своих единоверных и единокровных близких, без слов
взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том,
что существует общение с загробным миром, я приведу вам
сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма
нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой,
который за первой же службой неожиданно скончался - прямо
в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним
случилось то же самое: в первый день его служения, после
того, как пропели "Отче наш" и причастный стих,
батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда
староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во
всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись,
узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее,
говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом,
если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные
жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из
священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все
равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю
Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш",
чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и
старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и
Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за
Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все
резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный
образ одетого в ризы священника, который был опутан по
рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через
некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом
и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним
случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками
указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они
открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали
поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на
будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал
ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся
записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих,
силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже
не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со
светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После
того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и
исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших
приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы
говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая
Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной
родительской субботой, и собирает православных для
совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая
Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и
кончину мира.


Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду,
Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об
усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и
да очистится пред ними путь перехода из мрачного
подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу
Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой,
Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

______________________________

Архимандрит Кирилл (Павлов) 4 марта 2005 г.
Молитва за всякого усопшего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго
преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и
огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и
несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго,
верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до
последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мёртвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сёстры! Святая Православная Христианская Церковь, твёрдо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мёртвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времён Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем своё земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только когда он жив, творя добрые дела и моля о своём спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвётся к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности, и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола мёртвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чём неповинные жизни. Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения всё же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесём же, дорогие братия и сёстры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная . Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)