Пасхальные песнопения онлайн. Богослужебные тексты для общего народного пения: Пасха

13.03.2020 Деньги

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст к Пасхальной службе.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Стихира, гл.6:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, гл.5:

Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Ирмосы пасхального канона:

Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ипакои, глас 4:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий .

На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Утренюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся

Ексапостиларий:

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. [Трижды.]

СТИХИРЫ ПАСХИ:

Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха, двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав

Вся праздничная Литургия состоит из особых пасхальных песнопений – гимнов Воскресшему Христу. Служба сопровождается практические непрерывным пением, что олицетворяет не прекращаемую радость верующих. Песнопения Пасхи отличаются особой величественностью и торжественностью, так как в них прославляется главное событие всего христианского мира – победа Христа над смертью. Они часто поются прихожанами совместно с хором, и не только на протяжении ночного богослужения, но и в продолжении праздничных пасхальных дней.

Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем / тебе славити.

Тропарь Пасхи

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных.

Ангел вопияше Благодатней: / чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся.

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.

Волною морскою / скрывшаго древле, / гонителя мучителя, под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися.

Видевше» известна ещё со времен древней церкви и имеет свой аналог в тексте западной литургии. В Восточной церкви самое главное церковное пение - Пасха и её торжественное богослужение. Сам факт воскресения Господа Христа и его дар вечной жизни людям вызывает у каждого искреннего христианина священный трепет, сопровожденный радостью. Душа ликует и желает восславить своего Бога не только на словах, но и исполняя пасхальные песнопения. Суть христианской веры и её истинность, чудный свет Христова Воскресенья заключены в торжественном и доносятся до верующих через высокохудожественные песни, которыми оно буквально пронизано.

С апостольских времен пасхальные песнопения, как и другие церковные песнопения, были неотъемлемой частью богослужений христианской церкви. Предание сохранило для нас порядок пений на совместных христианских встречах.

  1. В церковном пении принимали участие абсолютно все христиане, о чём свидетельствует Иоанн Златоуст.
  2. Апостольские постановления рассказывают нам о том, что при общественном богослужении христиане первых веков имели обыкновение петь так называемую победную песнь «Свят, Свят, Свят!».
  3. Существовало и одиночное пение (особенно распространенное у египетских пустынников), когда пел только один певец, а остальные верующие слушали, как поют Пасху или другие праздники. Так появились певцы для клира.

В 365 г. Лаодикийский Собор отменил всеобщие церковные песнопения (когда каждый прихожанин принимал в нём участие) и утвердил статус способных к этому занятию певцов по ряду причин и новых реалий, с которыми столкнулась церковь. К 4 веку нашей эры в церквях распространилось антифонное (двухоровое) пение. По преданию, именно такой способ песнопения (когда два хора поют по очереди), услышал от ангелов ученик апостола Иоанна - Игнатий Богоносец. С прекращением гонений на христиан пасхальные песнопения и другие богослужебные песни приобрели торжественность и чинность.

К 4 веку количество песен значительно увеличилось. Появились отдельные хоры или клиросы (правый и левый). Сами песнопения святой Пасхи стали более изысканными и сложными, требующими специального обучения и мастерства.

Песнопения во время Великой Субботы

Накануне Пасхи, во время богослужения Великой Субботы, вспоминают о сошествии Христа после воскресения в ад и совершают соответствующие пасхальные песнопения. На совершаемой литургии поется древний текст «Свете тихий…», другие стихи.

Также во время литургии исполняется песня «Елицы», которая напоминает православным о тех временах, когда перед Пасхой в ранней церкви проводилось крещение всех оглашённых (подготавливаемых к крещению людей). После проповеди о смысле воскресения Христа и о том, какие изменения должны произвести его последователи (духовно воскреснуть к новой жизни), поется псалом 81 «Воскресни, Боже», где пророчествуется о силе воскресшего Христа.

Также поются и другие стихи того же псалма, во время которого священники переодеваются в белые одежды, по аналогии со святыми ангелами в белых одеждах, провозгласившими о воскресении Господа. Далее исполняется песня «Да молчит всякая плоть», где церковь призывает всякого верующего помолчать, предаться размышлению об Иисусе и радоваться в своем сердце о Его воскресении.

Еще одной песней, исполняемой во время литургии в Великую Субботу, является ирмос 9 песни канона «Не рыдай» и «Воста», где прослеживается переход от униженного состояния умершего в муках Господа до радости о нём как воскресшем из гроба и явившем чудный свет Христова воскресенья.

Песнопения во время богослужения Пасхи

Какие пасхальные песнопения совершаются на самом главном богослужении в году?

Когда Что происходит
В праздничную полночь, в момент ожидания наступления Воскресения Христа. Священники . Они поют в закрытом алтаре (символе неба) песню «Воскресение Твоё Христе Спасе». Затем священники поют ту же песню повторно, но с уже открытой завесой алтаря.
После открытия царских врат. Священники исполняют еще раз ту же песню, и им вторит хор.
Начинается пасхальный трезвон и крестный ход. Делая обход вокруг храма, верующие исполняют духовные песнопения, например, «Воскресение Твое», когда священник осеняет крестом западные закрытые двери храма (символ гробницы Христа) и поёт трижды радостный тропарь «Христос воскресе».
Далее исполняются другие песнопения святой Пасхи. Поётся псалом царя Давида «Да воскреснет Бог», а хор вторит словами «Радуйтесь, Христос Воскресе», как бы в ответ на твердую убежденность праведника эпохи Ветхого Завета в воскресение будущего Мессии. Исполняется пасхальный канон - торжественное песнопение Иоанна Дамаскина, посвященное Воскресению Господа. Звучит песнь, где рассказывается о верных женщинах, первыми узнавшими том, что их Господа нет среди умерших. Исполняется припев 9-ой песни канона «Величит душа» и песнь, посвященная Деве Марии «Дево, радуйся». Поются стихиры Пасхи (гимнографический текст к словам псалмов).
Заканчивается Светлая Заутреня. Она завершается Огласительным словом Иоанна Златоуста и пением тропаря, посвященного его персоне и трудам. В заключение всей праздничной литургии священник исполняет 1-ю половину «Радуйтесь, Христос воскресе…», ему вторит хор.
После праздничного отпуста (отпускания Пасхи). Хор исполняет три раза в быстром темпе пасхальное пение «Радуйтесь, Христос воскресе…».

Каждый день во время Пасхи и до самого праздника Вознесения поётся песнь «Воскресение Христово Видевшее» (далее: «поклонимся Святому…»).

Обиходные пасхальные песни

На Пасху песнопение «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Историки сходятся в том, что это произведение было написано в Иерусалиме. Оно имеет прямое отношение к Храму Гроба Господня (наличие слов: «поклонимся Святому Христову воскресению»).

Красота слова «Воскресение Христово видевше» вдохновило таких великих композиторов, как С. Рахманинова, А Веделя и А. Гречанинова на создание обиходных (не церковных) вариантов пения «Воскресение видевше». Кроме «Воскресение Христово Видевше», к обиходным хоровым пасхальным песням относится и «Чудный свет Христова Воскресенья». В минуты уныния православным рекомендуется читать дома .

С древних времен Восточная церковь не признает инструментального сопровождения песнопений на богослужениях. Объясняется это тем, что музыкальные инструменты всегда использовались при отправлении религиозных обрядов язычников, а также тем, что христианин должен прийти поклониться своему Творцу и воздать Ему славу не с помощью рукотворных вещей, а своим голосом.