Как выглядит древнегреческий храм парфенон. Где находится Парфенон? Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники

04.05.2020 Деньги

Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной стороны: 30,8835 м
Длина Северной стороны: 69,5151 м
Длина Южной стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон: приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов

Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438 году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.

Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При чем сами Афиняне почти не затратились на строительство. Вместо этого они использовали дань со всех союзников и колоний, что возвести это прекрасное здание. В настоящее время министерство культуры Греции проводит программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного здания.

Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.

После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Масада Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Этимология слова Парфенон

Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал «девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц (партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие шестого века.

Термин "Парфенон", по-видимому, сначала использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон. Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.

Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена. В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней») в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».

Поскольку Парфенон был посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото - Парфенон, как его часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480 году до нашей эры и уничтожили Акрополь. Существование прото-Парфенона и его разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона . Дальнейшие физические доказательства этого здания были обнаружены при раскопках Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору Германского археологического института, утверждать, что существовала четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха, которая была покрыта самой низкой ступенькой классического Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото- Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на момент Персидских войн видимо не был закончен.

Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479 году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э. между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после персидского захвата, по крайней мере, является частью вероятной причиной.

Классический Парфенон

Парфенон не первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города. Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480 году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые греки использовали в строительстве укреплений в северной части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был использован греками впервые. Нынешний классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр архитектурного комплекса Акрополя. Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который продолжался всю вторую половину века. В этот период были воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе - Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике. Парфенон был построен под общим руководством художника Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на греческом), отсюда и название Парфенон.

Храм Парфенон археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем. Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу роль в строительстве храма Парфенон.


Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также, чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.

Строительство храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра. Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у Афинского ВМС было 200 трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя. Всего было перевезено около 13400 камней.

Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма Парфенон, его длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и соотношений разных размеров.

Парфенон: История - Православной святыни

Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.

Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. Однако в 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.

Ориентация здания Парфенон была изменена лицом к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь и иконостас были расположены на восточной стороне здания, прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми, были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера) церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы, хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах храма Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и уничтожения некоторых скульптур.

Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского паломничества в Восточной Римской империи после Иерусалима , Константинополя и Эфеса . В 1018 году император Василий II отправился в паломничество в Афины непосредственно после его окончательной победы над болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом Пресвятой Богородицы Афениотиса.

Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы. Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes - Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории - Герцогство Афинское - включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией - католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).

Перестройки и отделка

В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.

Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.

В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру - вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.

Хотя во внутреннем убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство были уничтожены. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела четко выраженного языческого характера. Только одна метопа северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.

Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным, бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе, которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ Святого Духа - золотой голубь с золотой короной - он постоянно вращался вокруг креста.

Парфенон - Мечеть

Мечеть Парфенон в Средние Века

Во время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.

В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина. Сегодня они размещены в Британском музее в Лондоне , Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати обратно в Парфенон на историческое место или оставить все, как есть сейчас?

Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена

Парфенон - Функция

Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило, называется так, на самом деле он не является таковым в обычном смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно, посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин. Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40 талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом, афинский государственный деятель подразумевает, что металл, полученный из чеканки монет, может быть снова использован без какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.

Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и иностранца представление о последовательности генеалогических повествований, которые отслеживают афинскую историю на протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города. По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и увековечивает миф об Афинах, память об истории города и идентичность её жителей.

Архитектура храма Парфенон

Целла Парфенона был необычайно большой для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую богии Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических колонн окружали статую в два этажа. Размещение колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных колонн вместо стены.

Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов ионического архитектурного типа в основном дорический храм было для прочего драматизма общего интерьера. В то время как интеграция дорических и ионических элементов в едином храме не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными характеристиками.

Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь , где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.

Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.

Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.

Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.

Скульптуры Парфенона

В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то время, хотя само строительство продолжалось до почти начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его современных размерах.

Метопы Парфенона

Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика, применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов). Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440 гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию (мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку Керри, показывают серию людей. Они были по-разному интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами , сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они, вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.

В марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя. Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687 году.

Барельефный Фриз Парфенона

Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма Парфенон является ионический фриз, расположенный на наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей эры до 438 года до нашей эры.

Одна из интерпретаций изображений объясняет, что это идеализированная версия Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными афинскими девушками, называемыми эргастинами).

Другая версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности, установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к восточному краю Парфенона, показывает послевоенное благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это представляет собой первое шествие Панафиней в мифические времена, на которой основывались исторические Панафенайские шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны Парфенона

Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.

Западный Фронтон

На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос, река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано грациозными формами положения тела скульптур, что представляет собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки. Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс). Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в 1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время находится в Британский музей вместе с другими частями храма Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном музее Акрополя Афин.

Каждая статуя на западном фронтоне имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно изобразить человеческое тело.

Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.

Копия - Парфенон в США

На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл , штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.

Парфенон — один из наиболее известных памятников античной архитектуры. Этот 2500-летний великолепный храм на Акрополе в Афинах пережил землетрясения, пожары, взрывы и неоднократные попытки разграбления. И хотя Парфенон ничуть не был каким-то инженерным прорывом в строительстве, его стиль стал парадигмой классической архитектуры.

1. Акрополь в Афинах

Священная скала.

Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также называется "священной скалой" и использовался в оборонительных целях.

2. Культурные слои

Древняя история Парфенона.

Культурные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на холме существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.

3. Акрополь был священным местом

Акрополь - священное место.

Задолго до строительства Парфенона Акрополь был священным местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до нашей эры.

4. Дом Парфенос

Дом Парфенос.

Название "Парфенон" образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а означает оно ""дом Парфенос"". Это название было дано храму в 5 веке до н.э., поскольку внутри него была установлена культовая статуя Афины.

5. Строительство Парфенона

Строительство Парфенона.

Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..

6. Иктин, Калликрат и Фидий

Иктин, Калликрат и Фидий - архитекторы Парфенона.

Парфенон, который был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению большинства современных архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией развития дорического ордера - самого простого из трех классических греческих архитектурных стилей.

7. 192 греческих воина

192 греческих воина-героя.

Несколько современных историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.

8. Камни из Пентеликона

Камни из Пентеликона.

Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, которые показывают, что крупнейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, который находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.

9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года

Реставрация Парфенона.

Проект реставрации Парфенона (который финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Древним афинянам же понадобилось всего 10 лет, чтобы построить Парфенон.

10. 12-метровая статуя богини Афины

Статуя богини Афины.

Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.

11. Тиран Лахар

Тиран Лахар.

Хотя большая часть структуры осталась неизменной, Парфенону был нанесен значительный ущерб на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы заплатить долг своей армии.

12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь

Был Парфенон стала церковь.

В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, который взорвался при обстреле храма венецианской армией. При этом часть храма превратилась в руины.

13. 46 внешних колонн и 23 внутренние

Колонны Парфенона.

В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились далеко не все. Кроме того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).

14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким

Сейсмостойкий дизайн.

Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.

15. Парфенон использовался в качестве городской казны

Парфенон как городская казна.

Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эпохи.

16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.

Парфенон как общенациональный проект.

Несмотря на то, что Парфенон является наиболее популярной афинской постройкой всех времен, его строительство не финансировалось афинянами. После окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., доминирующей силой на территории современной Греции. Средства на постройку храма были взяты из дани, которую платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.

17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме

Опистодом - место хранения денежных вкладов.

Денежные вклады Делийской лиги, которой управляли Афины, хранились в опистодоме — задней закрытой части храма.

18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.

Древние новострои.

Во время "классического периода" над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.

19. Первый театр в истории

Театр Диониса - первый театр в истории

Помимо этих структур, еще одним важным памятником у подножия Акрополя является ""Театр Диониса"", который считается первым театром в истории.

20. У Парфенона был разноцветный фасад

Фасад Парфенона.

В то время как современные СМИ изображают греческие храмы и сооружения с белым фасадом, у Парфенона, скорее всего, был разноцветный фасад. Краска стерлась в течение веков.

21. Парфенон появился благодаря Периклу

Перикл - инициатор строительства Парфенона.

Перикл, вероятно, был самым выдающимся афинским государственным деятелем за всю историю. Именно благодаря ему у города появился Парфеноном.

22. Скульптуры храма были проданы Британскому музею

Скульптуры Парфенона находятся в Британском музее.

С 1801 по 1803 часть оставшихся скульптур храма была вывезена турками (которые контролировали Грецию в то время). Эти скульптуры были впоследствии проданы Британскому музею.

23. Полномасштабная копия Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси

Копия Парфенона.

Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

24. Открытие музея Акрополя состоялось в 2009 году

Музей Акрополя.

Более полумиллиона человек посетили новый музей Акрополя в течение первых двух месяцев после его открытия в 2009 году.

25. Золотой прямоугольник Парфенона

Золотой прямоугольник Парфенона.

Отношение длины к ширине прямоугольника в 1,618 считалось самым приятным для глаз. Это соотношение было названо греками "золотой пропорцией". В мире математики это число называется "фи" и оно было названо по имени греческого скульптора Фидия, который использовал золотое сечение в своих скульптурах. Снаружи Парфенон представляет собой идеальный "золотой прямоугольник".


Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине - покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона - многое пришлось ему повидать.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.


Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве. Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу» . И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.


В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение - величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.


Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей - колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.

Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.
Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, - лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.


Чёрные дни Парфенона

История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.

В XV веке после захвата Афин турками храм стали использовать, как мечеть. Во время очередной осады Афин в 1687 году, турки превратили Акрополь в цитадель, а Парфенон - в пороховой склад, понадеявшись на его толстые стены. Но в результате попадания пушечного ядра от мощнейшего взрыва храм рухнул и его средней части практически ничего не осталось. В таком виде храм стал совсем никому не нужным, и началось его разграбление.


В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.


Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.

Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.


Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.


Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Парфенон – главный храм и достопримечательность Акрополя в Афинах, располагается в археологической зоне Греции, на скале из известняка, возвышаясь среди других древних храмов и построек, таких как Эрехфейон, Пропилеи, Храм Ники Бескрылой.

Удивительный храм обладает поразительной архитектурной композицией, что привлекает туристов со всего света, которые стремятся запечатлить красоту Парфенона на фото .

Кто построил Парфенон?

Возведение его началось еще до нашей эры в 488 году под влиянием Перикла. Он был построен специально на возвышении Афинского Акрополя. Храм был посвящен Афине Парфенос, таким образом, греки отблагодарили богиню за победу в Марафонской битве над сильным врагом – персами.

Храм, построенный в это время, походил на нынешний Парфенон размерами. Однако в 480 году персы разрушили Акрополь, включая еще недостроенный Парфенон. После этого строительство приостановилось на целых 30 лет. Возобновились работы в 454 году, строительством руководили архитекторы: Иктин и Калликрат, а также скульптор Фидий, который вел наблюдение за строительством.

Парфенон в Афинах строили из добытого здесь пентелийского мрамора, который изначально был чисто-белым, а со временем окислялся и обретал теплый желтоватый оттенок, как будто наполненный солнечным светом. Примечательно то, что прочие постройки до Парфенона возводились из известняка. При кладке не использовался никакой раствор, блоки старательно подгоняли друг под друга и скрепляли между собой железными штырями.

После рождества Христова Парфенон в Греции был превращен в христианскую церковь, которая была освящена в честь Святой Софии. В помещении храма даже сделали колокольню.

В 1460 году, во времена господства Османской империи, турки превратили Парфенон в мечеть, рядом с которым встал минарет. В 1687 году Афины были осаждены венецианцами, и храм использовался как склад для пороха. Это очень негативно отразилось на его состоянии, вся средняя часть храма была разрушена из-за влетевшего в него пушечного ядра и последующего взрыва. Кроме того, английский лорд увез часть скульптур Парфенона, поэтому часть уникального наследия оказалось во Франции и в Лондоне.

Внешний облик великолепного Парфенона

Место для этого великолепного сооружения в Греции выбрано неслучайно, архитекторы приложили немало усилий, чтобы разместить храм в наиболее выгодной с художественной точки зрения позиции. Парфенон должен был венчать Афинский Акрополь, возвышаясь над всеми остальными постройками.

Размеры храма зависели от размера скалы, так как архитекторы древней Греции придерживались правила золотого сечения в строительстве. Чтобы войти в храм Парфенон нужно преодолеть всего три мраморных ступени, общая высота этой широкой лестницы всего полтора метра.

Парфенон имеет форму прямоугольника, оформлен в дорическом ордере, благодаря чему обладает величественной колоннадой, которую видно издалека. Храм имеет 8 колонн на торцах и по 17 с боковых сторон (всего их 50), все они сужаются по направлению вверх и каждая оформлена декоративными желобами – каннелюрами. Колонны на углах стоят с небольшим уклоном по направлению к центру. Все эти особенности призваны сделать здание более утонченным и целостным на вид, особенно если смотреть на храм издалека.

Как выглядел храм Афины Парфенон?

В древности все внутреннее пространство Парфенона было поделено на две части.

  1. Помещение, которое восточнее, более длинное и имело название Гекатомпедон. В пространстве, скрытым за колоннами внутри храма, раньше стояла статуя богини Афины. Фигура была украшена золотом и слоновой костью, она имела деревянную основу и приличную высоту – 12 метров, работал над ней зодчий Фидий. В своей руке Афина держала более миниатюрную статую Ники. На голову ее был одет шлем, имеющий три гребня с изображениями сфинкса и грифонов.
  2. Западное помещение имело название Парфенон. В нем хранили казну и архив государства. Впоследствии Парфеноном стали именовать весь храм целиком.

Парфенон украшали различные скульптурные композиции, барельефы и горельефы. Одна из них изображает рождение богини. По легенде Зевс проглотил свою беременную жену, чтобы родившийся наследник не смог его превзойти и убить. Но, несмотря на эту хитрость Зевса, божественный ребенок все-таки смог появиться на свет. Гефест, бог огня, разрубил голову Зевса, и новорожденная богиня Афина выпрыгнула наружу.

Другой фронтон изображает спор за Аттику. Афина и бог морей Посейдон спорили, кто же из них будет покровителем города. Оливковое дерево, которое вырастила Афина, больше понравилось жителям, чем соленый источник, высеченный из скалы Посейдоном.

На торце храма изображена торжественная процессия, идущая вдоль Парфенона в честь праздника Панафинеи и поклонения богине-покровительнице города. Участвовали в ней всадники, жрицы и жрецы. Афине преподносили новую одежду, которая называлась пеплос.

Некоторые метопы Парфенона изображают различные сцены из битв и не только между людьми. На них греки борются с кентаврами, амазонками, боги борются с гигантами. Также они иллюстрируют сцены Троянской войны.

Многие детали Парфенона раньше были раскрашены, в основном преобладали синие и красные цвета. Его красили особым способом: наносили тонким слоем воск с красителем, затем под влиянием температуры краска проникала в камень. Достигался великолепный эффект окрашивания мрамора, при этом была видна его структура. Также здание было украшено венками из бронзы.