Певцы евреи российской эстрады. Известные российские евреи

30.06.2020 Зодиак

Включая телевизор мы смотрим всякие шоу, выступления любимых артистов даже не догадываясь о их национальной принадлежности. Все герои нашей статьи - евреи, и это совсем не плохо, просто глядя на этих артистов очень трудно догадаться, что они родились в еврейской семье или по крайней мере один из родителей был евреем. Представляем вашему вниманию список знаменитых артистов, о которых бы вы никогда не подумали, что они евреи.

Леонид Агутин (Леонтий Николаевич Чижов)

Советский и российский певец, поэт-песенник, композитор, заслуженный артист РФ. Родился в Москве, в еврейской семье музыканта и тур-менеджера Николая Петровича и учительницы начальных классов Людмилы Леонидовны (в девичестве Школьниковой).

Анжелика Варум (настоящее имя Мария Юрьевна Варум)

Родилась во Львове в семье композитора Юрия Игнатьевича Варума и театрального режиссёра Галины Михайловны Шаповаловой. Залуженная артистка РФ.
Отец Юрий Игнатьевич (Ицхакович) Варум вспоминает: "Фамилия моего деда Робак, он родом из Варшавы, где родился и мой отец. Когда началась Вторая мировая война, его братья и сестры, вынужденные бежать из Польши, решили взять себе редкую фамилию "Варум", чтобы после войны легче было найти друг друга. Застрявший в Варшаве мой дед Юдка погиб в гетто вместе со всей семьей. Человек глубоко религиозный, он пользовался большим авторитетом, к нему, словно к ребе, приходили за советом, решением спорных вопросов".

Лариса Александровна Долина (Лариса Александровна Кудельман)

Cоветская и российская эстрадная и джазовая певица, актриса. Народная артистка РФ. Родилась в Баку в еврейской семье строителя Александра Марковича Кудельмана и машинистки Галины Израилевны Кудельман (урождённой Долиной). В трёхлетнем возрасте переехала с родителями в Одессу, родной город родителей.

Олег Михайлович Газманов

Советский и российский эстрадный певец, композитор и поэт, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист РФ, кандидат технических наук. Отец, майор Михаил Семёнович Газманов, был профессиональным военным, по национальности - татарин; мать, Зинаида Абрамовна (1920-2006) - врачом-кардиологом в военном госпитале, по национальности - еврейка.

Тамара (Тамрико) Михайловна Гвердцители

Советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, заслуженная артистка Грузинской ССР (1989), народная артистка Грузии (1991), народная артистка Ингушетии, Народная артистка РФ.
"Я - человек мира. Выросла в интернациональной семье. Папа - грузин. Я такая же эмоциональная, как и он. А моя мама - еврейка. Вот умом я в нее. Для грузин я - Тамара Гвердцители, а для евреев - Тамара Кофман – Гвердцители. Меня родила и вырастила еврейская мать, и с годами я все больше ощущаю свои еврейские гены.Ощущаю ли я свою принадлежность к еврейскому народу? Естественно. Прежде всего - по крови. Моя мама - чистокровная еврейка из Одессы. Я это чувствую. Это можно объяснить только теми чувствами, которые я испытываю по отношению к маме и к самым близким людям… Мой дедушка Владимир Абрамович, которого я прекрасно помню, принадлежал к роду Кауфманов. После революции часть семьи эмигрировала из России."

Жасмин

Российская поп-певица, актриса, модель, телеведущая. Заслуженная артистка Республики Дагестан.Родилась в семье горских евреев. Прабабушка проживает в Израиле.

Леонидов Максим Леонидович

Родился в семье актёров Ленинградского академического театра комедии, заслуженных артистов РСФСР Людмилы Александровны Люлько и одного из зачинателей знаменитых капустников Леонида Ефимовича Леонидова (настоящая фамилия Шапиро). Известный российский певец прожил в Израиле шесть лет, записал два музыкальных альбома (на иврите и русском языках), сыграл в мюзикле, снялся в кино. А потом вернулся в родной Питер, записал свой хит про “Девочку-виденье”. Сейчас Максим живет в России, но продолжает любить Израиль

Лолита Марковна Милявская (Лолита Марковна Горелик)

Российская эстрадная певица, актриса, телеведущая и режиссёр.Мама, певица, работала в джаз-бенде. Отец работал вместе с мамой конферансье, дирижировал оркестром. Во время гастролей родителей маленькая Лолита воспитывалась у бабушки. В 1972 году родители развелись, в 1974-м отец эмигрировал за границу в Израиль.

Борис Михайлович Моисеев

Советский и российский танцовщик, хореограф, эстрадный певец. Заслуженный артист РФ.
В английской Вики есть намек на национальность, в русской нет. Родился в тюрьме, так как его мать, недовольная властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком еврейском гетто провинциального Могилева.

Марина Арнольдовна Хлебникова

Советская и российская эстрадная певица и телеведущая.
Хлебникову пригласили в еврейский театр "Шолом" "- Как Вы считаете, почему именно Вас пригласили играть в этом спектакле?
- Не знаю. Причиной было, наверно и то, что я ученица Иосифа Давыдовича Кобзона. Второе - сейчас у меня есть имя. И для театра эта серия спектаклей была бы ярким пятном. Может быть, еще и рекомендации Клары Новиковой сыграли свою роль. И главное, конечно, корни."

Михаил Борисович Турецкий

Российский певец и дирижёр. Основатель, художественный руководитель и арт-директор арт-группы «Хор Турецкого» и «Сопрано 10». Народный артист РФ. Родился в еврейской семье выходцев из Белоруссии. Отец - Борис Борисович Эпштейн. Носит фамилию матери, так как все родственники с её стороны погибли во врем Холокоста и на русскую похожа к тому же.

Михаил Захарович Шуфутинский

Российский эстрадный певец, пианист и композитор. Заслуженный артист РФ.
Родился в еврейской семье ветерана войны и врача Захара Давидовича

Би-2

Александр Николаевич Уман и Игорь Михайлович Бортник - оба уезжали в Израиль, Бортник служил в армии.

Елена Воробей (настоящее имя Елена Яковлевна Лебенбаум)

Российская эстрадная актриса, заслуженная артистка РФ. Родилась в еврейской семье Янкеля Мовшевича Лебенбаума и его жены Нины Львовны.

Клара Новикова

Родилась в Киеве, в семье фронтовика, директора обувного магазина на Подоле, Бориса Зиновьевича Герцера.Еврейка Клара Новикова безраздельно господствует среди женщин в королевстве разговорного жанра России. Русская фамилия Новиковой досталась от первого мужа-музыканта.

Максим Александрович Галкин

Популярный российский пародист, юморист, телеведущий, киноактёр и певец. В настоящее время женат на Алле Пугачёвой. Семья из небольшого села под Челябинском. Даже удалось кое-что записать из воспоминаний бабушки. По папиной линии у нас в семье были Ларины. По маминой - одесские евреи

Александр Викторович Кутиков

Известный советский и российский музыкант, композитор, вокалист, музыкальный продюсер. Заслуженный артист РФ. Родился в еврейской семье.

Валерий Миладович Сюткин

Российский певец и музыкант, автор текстов песен для рок-н-ролл группы «Браво». Заслуженный артист России, художественный руководитель эстрадного отделения МГГУ им. М.А. Шолохова.
Мама родилась в Москве, на Самотеке. Ее девичья фамилия Бржезидская, она польских и одесских кровей. Если не сказать прямее (смеется). Так что я нормальный польский одессит. У меня есть еврейские корни. По маме…Я знаком с еврейскими традициями.

Укупник Аркадий Семенович

Родился 18 февраля 1953 года, Каменец-Подольский Хмельницкой области. Композитор, поп-певец, продюсер группы «КАР-МЭН», директор студии «Галла» и «Алла»."Я родился на Украине. Там я с 5-ти лет познал, что такое быть евреем, быть "чужим среди своих". Уже взрослым приехав в Москву, я сразу отметил, что здесь нет такого жёсткого отношения к евреям, как на Украине. С тех пор я многого добился в жизни. Да и в стране многое изменилось. И, всё же, меня очень волнует то, что есть МЕОЦ, и что здесь я всегда " свой среди своих".

Владимир Натанович Винокур

Советский и российский юморист, певец и телеведущий. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР. Родился в еврейско семье строителя Натана Львовича Винокура.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Для выборочного прочтения щёлкните на имя интересующего вас персоналия.

Еврейская история, традиции мне, безусловно, интересны. Хотя, честно скажу, я не люблю фольклор. Ни русский, ни еврейский, ни какой-либо другой. Вероятно, во мне превалирует космополитизм. Современные люди, занятые делом, не могут объединяться по национальному признаку, хотя это и происходит помимо нашей воли. Мы можем шутить на эту тему, но говорить серьезно…Мне кажется, множество талантливых людей, ставших гордостью еврейского народа, не объединяются, не сбиваются в кучки по национальному признаку, а являются гражданами Мира. И о них говорят: а вы знаете, кто он на самом деле!…

Уверяю вас, я знаю историю своих народов: еврейского и русского. Я вообще люблю историю, как науку. Сегодняшние дети в основном космополиты. Народы ассимилируются, но интерес к своей национальности остается… Интерес к еврейской истории возрос после того, как мы с Анжеликой поженились, и образовалась еврейская семья. Я интересуюсь многим, но требовать от молодежи пристального интереса к этой теме не стоит. И заставлять – нельзя. Например, я равнодушен к национальной еврейской музыке. Но когда мы привносим в произведение частички этой музыки, получается безумно красиво…Огромное количество музыкантов-евреев, в рок-поп-джазе и симфонической музыке составляют гордость своей нации и всей планеты. Заметьте, не в национальном жанре, а как глобальная составляющая мировой культуры». (Из интервью на сайте Jewish.ru 16.07.2008 – A.З.)

*****

Я не большой любитель распространяться на тему своей национальной принадлежности… Впрочем, и из этого я не делаю какого-то секрета. У меня есть основания считать себя достойным сыном своего народа.
Я вырос в еврейской семье. В советской. Я учился в школе. В советской. Закончил институт. Советский. Понимаете, я советский еврей. Это особая нация.»

Многие говорят об антисемитизме, о сионизме. Эти политические явления прошли как-то мимо меня. Я ничего такого не чувствовал ни в школе, ни в институте. И в тюрьме не ощущал. Но каждый день видел рядом столько крови, злости, жесткости…Там процентов 70 заключенных голодает. Я не голодал. Каким образом? Деньги делают все, конечно, неофициально. Это вот то, в чем заключается мой феномен, моя особенность. В какую бы не попадал среду, а побывать пришлось в разных колониях, разных зонах, разных регионах – везде у меня был самый высокий жизненный уровень для рядового зека. Это невозможно объяснить только организаторскими способностями, это феномен характера.

Я - еврей. Моя мама еврейка и папа той же национальности. И что из этого? Ровным счетом ничего…Я не чту иудаизм, не знаю его традиций и не интересуюсь его историей. Не считаю евреев ни самым умным, ни самым гонимым, ни вообще каким-то исключительным народом. Говорят, евреев в России всегда притесняли. Не знаю, не уверен. Во всяком случае, как мою семью обошли стороной сталинские репрессии, так и меня совершенно не затронул антисемитизм. Ни в школе, ни дальше по жизни я не слышал обидных слов типа «жид» или «жидовская морда», брошенных в лицо или в спину. А услышал бы - дал бы по поганому рту. Не зря моя фамилия переводится с иврита как «железный конец». (Из книги «Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса», 2005 - А.З.)

Комментарий: Работать с артистами Юрий Айзеншпис начал в советское время, в 1965 году, когда в русском языке еще не существовало слова «продюсер». В своей области он стал абсолютным новатором, за что и оказался в 1970 году в тюрьме по статье за незаконные валютные операции. Айзеншпис вышел на свободу в 1977 году, а впоследствии получил бумагу с официальными извинениями. Некоторые вехи работы Юрия Айзеншписа: в конце 80-х он продюсирует группу «Кино» и в 90-м году первым в истории страны сам выпускает их «Черный альбом» (до этих пор пластинки выпускают только государственные предприятия); 1991 – 1992 – работа с группой «Технология»; 1992 – 1993 – продюсирование «Морального кодекса»; с 1994 года – Влад Сташевский; 1999 – 2000 – певица Саша; 1998 – 2001- Никита; последние несколько лет Юрий Айзеншпис плотно работал с группой «Динамит» и Дмитрием Биланом.

У всех у нас корни в местечках. И евреи издавна мечтали вырваться из местечка в большой мир, дать детям образование, найти свою большую дорогу. Все эти разговоры о провинции суть результат исторической стеснительности. Мы стесняемся того, что вышли из местечек. Я же себя в Израиле чувствую прекрасно, мне там тепло. Вы понимаете, что я не погоду имею в виду… Я знаю, что каждый десятый примерно здесь говорит по-русски. Еду я как-то в маленьком автобусе и не знаю, где выходить. Молчу, раздумываю. Вспомнил, что каждый десятый должен говорить по-русски, посчитал людей в автобусе – одиннадцать, и спрашиваю громко: где мне лучше выйти, чтобы попасть на такую-то улицу? И мне сразу же отвечают: выходите здесь, это близко.

Праздник Хануки – это торжество веры и надежды народа. Когда мы зажигаем ханукальную свечку, мы прежде всего зажигаем свет своих сердец. Через невзгодья, через лихолетья, через погромы наши предки несли в себе свет ханукальных свечей. И эти свечи выражались в теплоте их сердец. Это тепло мы взяли от них и это тепло мы должны передать нашим детям. В этом мы видим высокий смысл прекрасного, доброго, светлого праздника Ханука. Нашим замечательным бабушкам и дедушкам, нашим мамам и папам, когда-то жителям еврейских местечек, разбросанных по Белоруссии, Украине, России, Молдавии, мы посвящаем проект “Песни еврейского местечка”. Мне хочется пригласить всех вас на нашу премьеру – “Песни еврейского местечка-2”, которая состоится 8 февраля в зале “Россия”. С праздником! (Из выступления на Ханукальном концерте в,России,. Декабрь 2004)

Наши бабушки и дедушки в свое время приняли на себя всю тяжесть Холокоста, войны, тяжелое бремя так называемой черты оседлости, которая существовала еще при царизме, – это тоже было своеобразное гетто. И вот эти люди, несмотря на тяжесть жизни, на голод и холод, сумели сохранить оптимизм и сохранить эту музыку. Они подают сегодняшним поколениям пример того, как, несмотря ни на что, выше нести знамя своей души. Вот главная задача нашей музыкальной программы. Безусловно, это память о наших замечательных предках…Как это ни странно, в зале появляется все больше и больше молодежи, людей среднего возраста. Что самое приятное, так это когда мы видим, что люди приводят своих детей, и они сидят и с большим удовольствием слушают песни. Вы знаете, в программе “Песни еврейского местечка” спрятано какое-то таинство. Когда поешь, то даже люди, не понимающие идиш, всеми фибрами души на уровне подсознания воспринимают эти песни. Надо сказать, что у нас самые популярные еврейские песни, которые стали мировыми шлягерами. Эти песни рождались в еврейских местечках, некоторые из них появлялись как бы извне, то есть были написаны нашими музыкантами-иммигрантами еще в начале прошлого столетия. Но все эти песни – песни еврейской души, которые несут очень важную информацию на уровне подсознания. Они насквозь проникнуты добром и теплотой…Программа “Песни еврейского местечка” появилась благодаря Винокуру, вернее, с его подачи. Когда я с ним работал и мы выезжали за рубеж, мы делали один шуточный номер на еврейскую тему. Это пользовалось у зрителей большим успехом, и потом постепенно из одного номера родилось целое отделение концерта; когда мы выезжали за границу, мой старший коллега и друг Владимир Винокур давал мне возможность выступать с этими песнями прямо в юмористической программе. Эти песни очень хорошо ложились в русло нашей программы и всегда принимались с большим энтузиазмом нашими зрителями. А потом, когда я начал серьезно готовить этот музыкальный проект вместе с моими друзьями – музыкантами, вокалистами, танцорами, хореографами, -мне при шлось оставить Владимира Винокура. Конечно же, моя работа с Винокуром очень помогла мне: “Песни еврейского местечка” пронизаны юмором, причем он более народный, а не придуман авторами. Это воспоминания детства, записки из жизни еврейского местечка, очень смешные истории о людях, которые населяли эти местечки. Это до сих пор звучит очень смешно и весело. Юмор действительно не знает границ.

Мои родители - бывшие узники Бершадского гетто, там и состоялось их знакомство. В 1944-м Бершадь освободили, и папу сразу же призвали в армию. Когда началась война, он был еще непризывного возраста, и, наряду с такими же мальчиками, оказался в гетто. В Бершади он был достаточно известным человеком - писал стихи на идиш. Он вел стихотворный дневник, который мама прятала - боялась, ведь за это могли расстрелять. Позже папины стихи были изданы в русском переводе в сборнике под названием «Стихи гетто». Одно из стихотворений называлось «Возница» - о человеке, которому было разрешено выезжать за пределы гетто. У него была страшная обязанность - вывозить тела покойников. Стоит сказать, что моим родителям очень повезло! В гетто было очень много румынских евреев и находилось оно под контролем Румынии. Румыны платили немцам какие-то деньги, чтобы только те их не трогали. Тема гетто в нашей семье особо не афишировалась, но всегда незримо присутствовала. Сейчас моих родителей уже нет в живых. Последние годы они жили в Израиле, папа часто приезжал ко мне в Москву, был на премьере «Песен еврейского местечка» 10 лет назад. Я тоже часто ездил к нему в Израиль, так как поездки были сопряжены с гастролями…

Город Подволочиск Тернопольской области, куда по распределению направили работать мою маму и где родился я - бывшее еврейское местечко. Когда-то там насчитывалось семь синагог. Во время войны практически всех евреев местечка расстреляли, но несколько еврейских семей все же осталось. На Западной Украине в те годы настроения были самые разные, и идиш был уже «не в моде». Мой папа прекрасно владел языком, писал на нем, но культа из него не делал. В Бершади, откуда родом мои родители, еще звучал идиш. Практически все мои двоюродные братья язык понимали, но не разговаривали. Мне идиш пришлось учить позже - в Еврейском камерном театре. Там я, студент ГИТИСа, проходил практику. Учить язык мне помогали мои педагоги и консультанты. Для меня идиш прежде всего связан с песней… По своей сути еврейское местечко - это пережиток страшного прошлого, Черта оседлости и результат государственной политики. Несмотря на это, оно помогло выжить не одному поколению. Через все невзгоды, лихолетья, беды и нищету еврейское местечко пронесло свет субботних свечей и традицию. Только благодаря сплоченности евреям и удалось выжить, ведь они не только молились вместе, но и вместе решали насущные проблемы. Благодаря любящей душе еврея местечко сумело сохранить человечность. Сегодня оно существует только в нашей памяти. Теперь еврейское местечко - это еврейские центры, где учат языкам, лечат стариков, помогают нуждающимся. Слава Б-гу, что политическая ситуация в стране и в мире поменялась, и наши еврейские местечки становятся открытыми и счастливыми…

Суббота - главный праздник еврея! При современном темпе жизни очень сложно соблюдать все заповеди. Но отмечать субботу - это очень важно. Сегодня очень многие из моих друзей повернулись к вере и традициям. Я часто бываю в синагоге и встречаюсь с Александром Моисеевичем Бородой (президент Федерации еврейских общин России А.З.)Я услышал песни на идиш от отца, ведь он знал много разных песен на идиш и замечательно пел. Существовали и ансамбли еврейской песни. Люди подпевали, даже не понимая слов. По настоящему петь я начал уже в Еврейском камерном театре, занимаясь с педагогами Александром Герцбергом и Марией Котляровой. Благодаря этим замечательным людям, бывшим артистам ГОСЕТа, я и пришел к песне на идиш… Работа с Винокуром - главная веха моей жизни. Володя родился в замечательной еврейской семье, но мало кто об этом догадывался. Многие говорили: «Да, на телевидении сплошные евреи - Хазанов, Петросян, Шифрин; дайте уже кого-нибудь из русских! Пусть Володька Винокур, простой курский парень, выступает!» В его Ансамбль пародий было очень сложно попасть, туда был огромный конкурс! Программы для театра писали Семен Альтов, Михаил Задорнов, Лион Измайлов. Меня приняли, и очень скоро я стал полноправным партнером Володи. За это ему огромное спасибо!

Еврейские песни впервые зазвучали в наших зарубежных гастролях. Началось все с одного номера, который пользовался огромным успехом, а потом Володя на зарубежных гастролях поручил мне целое отделение! Вы представляете, что значит, когда «народный» дает возможность молодому артисту столько выступать, да еще и с еврейскими песнями? Я считаю Володю одним из главных людей, благодаря которым и стал возможным проект «Песни еврейского местечка». Нельзя не упомянуть Яна Михайловича Ашкеназия. Бизнесмен, доктор наук - благодаря ему наш проект прогремел на весь мир. Он никакой не продюсер, потому что продюсеры зарабатывают деньги, он - настоящий меценат, который посчитал нужным внести в свои жизненные планы и «Песни еврейского местечка». Благодаря ему было снято и несколько наших фильмов…

Кто приходит на концерты «Песен еврейского местечка»? Как правило, люди старшего поколения. К сожалению, люди, которые выросли на этих песнях, уходят в мир иной. Когда мы начинали 10 лет назад, их было намного больше. Наш импресарио в Израиле был потрясен публикой! Людей привозили в инвалидных колясках, так они хотели послушать эту музыку. Один человек, не доживший до нашего выступления, передал сыновьям свою уникальную фонотеку, чтобы те подарили ее мне. Я принял этот дар от его сыновей и внуков с огромной благодарностью! Мне могут позавидовать все звезды нашего шоу-бизнеса, потому что искусство, которым я занимаюсь, связано с великим и сложным временем. Временем, когда европейские евреи выживали, и музыка вдыхала в них жизнь. Наши бабушки и дедушки приняли на себя весь груз - они герои нашего народа! Благодаря оптимизму и чувству юмора евреи не только выжили, но и дали корни будущим поколениям, руками которых сейчас делается много прекрасных дел. Мы обязаны протянуть нить между ними и нами, не допустить, чтобы песни переживших Холокост были забыты. Евреев постоянно пинали, незаслуженно обвиняли во всех грехах, а все же они пронесли гордость, достоинство и внутреннюю музыку через это страшное время…

Меня очень редко можно увидеть на телевидении. Так было и будет всегда. Раньше я как-то оправдывал эту ситуацию, теперь не могу. Мы неоднократно подавали заявки на телеканал «Культура», в этом нам даже содействовал главный раввин России Берл Лазар. Но мы так никуда и не попали. Сегодня можно говорить прямо: на телевидении не хотят создавать впечатления, что евреям уделяют больше внимания, чем другим. Но ведь если программу такого же масштаба создадут представители любого другого народа, почему бы ее не показать? Я посмотрю с большим удовольствием. Перед премьерой «Песен еврейского местечка» Матвей Гейзер (российский литератор и педагог – А.З,)) попросил меня провести своих студентов. После концерта ребята просто облепили его со всех сторон со словами: «Спасибо вам большое! Мы и не знали, что существует еврейская песня!» До сих пор ведь непонятно, что такое евреи? Кто эти, ходящие в черных костюмах пейсатые люди, и что у них внутри? Они же, наверное, злые. Недаром, мол, когда-то кричали: «Они пьют кровь христианских младенцев»! И тут появляется наш оркестр и исполняет прекрасные душевные песни! Надо сказать, что многие и не знают, что корни огромного числа популярных песен - еврейские. И это прекрасно, ведь содружество разных культур должно содействовать прогрессу, а не закрывать кому-то ходы. Надеюсь, что с новой программой нас все-таки покажут. «Песни еврейского местечка» существует не ради коммерции, а только ради культуры! Когда-нибудь я мечтаю устроить большой тур по России, чтобы бесплатно приглашать людей на концерты и устраивать настоящие праздники. Этой мечтой я живу. (Из интервью на сайте jewish.ru 13.05.2010 – А.З.)

Комментарий: По сообщению Агентства еврейских новостей за возрождение еврейской народной песни в номинации “Музыка” получил награду (”Человек года – 5764”) известный певец и актер Ефим Александров-Зицерман. После вручения премии Ефим Александров во время исполнения песни “Хасидский танец” пригласил на сцену Главного раввина России Берла Лазара, который под зажигательную музыку станцевал вместе с певцом под бурные аплодисменты зала. Ефим Александров избрал свой стиль более трудным, чем другие артисты, ведь он может рассчитывать только на любовь еврейской аудитории – но зато любовь пылкую и преданную. Он стал одним из крупнейших популяризаторов песни на идише, достойно продолжив дело Михаила Александровича и других. И в этом нет ничего удивительного. «А идише ингеле» – еврейский мальчик родом из Богом забытого украинского «штетла» Бершадь вернулся к своим истокам, к песням, которые слышал, любил и пел с детства. Песни на идиш - это удивительный мир, разбросанный когда-то по просторам Восточной Европы и России, все это осталось в том прошлом, которое переплело между собой счастье, страх, любовь, надежду, нищету, гордость, отчаяние и музыку. Музыку, которая лилась из кларнетов клезмер-музыкантов и струилась из-под пальцев скрипачей на свадьбах. (Речь идёт о всемирном праздновании 100-летнего юбилея Шолом-Алейхема во Франции в 1959 году. Из книги воспоминаний ”Я помню” – А.З.)

Человечество уже много веков обитает на нашей планете. За это время наши корни настолько сильно переплелись , что разбираться в том, какой ты национальности, становится практически невозможно. Не удивлюсь, что, если копнуть поглубже, среди моих предков найдутся жители какого-нибудь Мозамбика.

При этом весьма забавно, что очень часто у людей находят именно еврейские корни. Даже у тех, кто считает себя ярым представителем одной нации, есть предки-евреи. И российские знаменитости вовсе не исключение. Сегодня мы поговорим об известных артистах, у которых достаточно еврейских родственников, а некоторые вообще родом из Израиля…

Лариса Долина (Лариса Кудельман)

Будущая народная артистка РФ родилась в Баку в еврейской семье. Отец - строитель Александр Кудельман, мать - машинистка Галина Кудельман (в девичестве Долина). Когда девочке было 3 года, семья переехала в родной город Одессу.

Тамара Гвердцители

Певица много раз говорила, что родилась в интернациональной семье. Ее мать - еврейка, а отец - грузин. «Меня родила и вырастила еврейская мать, и с годами я всё больше ощущаю свои еврейские корни» , - делится с прессой Тамара.

Максим Леонидов

Известный российский певец, который 6 лет прожил в Израиле, где даже на иврите альбом издал. Кроме того, у Леонидова есть второе гражданство. Не сложно догадаться какое?

Борис Моисеев

Будущий известный певец появился на свет в тюрьме, потому что его мать проявляла недовольство тогдашней властью. А детство мальчика и вовсе прошло в небольшом еврейском гетто провинциального Могилева.

Михаил Турецкий

Известный руководитель «Хора Турецкого» родился в еврейской семье из Беларуси. Отца будущего певца и дирижера звали Борис Борисович Эпштейн.

Елена Воробей (Елена Лебенбаум)

Заслуженная артистка Рф, над номерами которой смеются миллионы, родилась в еврейской семье Янкеля Мовшевича Лебенбаума и его супруги Нины Львовны.

Максим Галкин

В одном из своих интервью юморист и пародист рассказал, что по линии мамы в его семье хватает одесских евреев.

Валерий Сюткин

«Фамилия моей мамы Брежидская. Она польских и одесский кровей. Если не сказать прямее… Так что я нормальный польский одессит. У меня есть еврейские корни!» - рассказывает певец.

Владимир Винокур

Юморист, певец и телеведущий родился в еврейской семье строителя Натана Львовича Винокура.

Анжелика Варум

Певица вспоминает: «Мой дед родился в Варшаве и его фамилия Робак. После начала Второй мировой он с братьями и сестрами был вынужден бежать. Они взяли редкую фамилию Варум, чтобы потом легче было друг друга найти. А еще один дед Юдка застрял в Варшаве и погиб в гетто. Его очень уважали, ходили к нему, как к ребе, чтобы помог разрешить спорные вопросы».

Леонид Агутин

Как и у супруги, у Леонида тоже есть еврейские корни. Он и вовсе родился в еврейской семье музыканта и учительницы начальных классов.

Олег Газманов

Композитор, поэт, певец, заслуженный артист РФ родился в семье военного Михаила Газманова, который по национальности был татарином, и врача Зинаиды Абрамовны…

Жасмин (Сара Манахимова)

Российская певица, заслуженная артистка Дагестана родилась в семье горских евреев. Ее прабабшука и ныне проживает в Израиле.

Лолита Милявская (Лолита Горелик)

Отец Лолиты работал вместе с мамой девочки конферансье, также дирижировал оркестром. Когда они были на гастролях, девочку воспитывала бабушка. В 1972 году родители развелись, а через два года отец Лолиты эмигрировал в Израиль.

Михаил Шуфутинский

Заслуженный артист Российской Федерации родился в семье врача и ветерана войны Захара Давидовича.

Клара Новикова

Русскую фамилию Новикова получила от первого мужа, который был музыкантом. А родилась она в Киеве в семье директора обувного магазина Бориса Зиновьевича Герцера.

Александр Кутиков

Известный российский музыкант, вокалист, композитор, музыкальный продюсер. Заслуженный артист России. Родился в еврейской семье.

Конечно, это далеко не все знаменитости, у которых есть еврейские корни . Уверен, что о многих ты даже не догадывался. Но всё равно поклонники любят их не за национальность или происхождение, а за творчество.

ПСЕВДОНИМЫ ЕВРЕЕВ СССР В ОБЛАСТИ КИНО

Альфред Грибер

Актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог Александр Санин (Александр Акимович Шенберг) (1869-1956).

Актёр театра и кино, режиссёр театра и театральный педагог Леонид Леонидов (Леонид Миронович Вольфензон) (1873-1941). Народный артист СССР (1936).

Актёр театра и кино Владимир Владиславский (Владимир Владиславович Ельник) (1891-1970). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948). Народный артист СССР (1967).

Актёр театра, кино и режиссёр Иосиф Толчанов (Иосиф Моисеевич Толчан) (1891-1981). Лауреат Сталинской премии (1950). Народный артист СССР (1962).

Актёр театра и кино Георгий Тусузов (Геворк Луйспаронович Тусузян) (1891-1986). Заслуженный артист РСФСР (1961).

Актер, драматург и сценарист Леонид Любашевский, Д. Дэль и Даниил Дэль (Леонид Соломонович Любашевский) (1892-1975). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). Лауреат Сталинской премии (1941).

Писатель, кинодраматург, сценарист и критик Олег Леонидов (Олег Леонидович Шуманский). (1893-1951).

Актёр, эстрадный артист, певец, музыкант и руководитель оркестра Леонид Осипович Утёсов (Лейзер Иосифович Вайсбейн) (1895-1982). Заслуженный артист РСФСР (1942). Народный артист СССР (1965).

Кинорежиссёр, сценарист и теоретик кино Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман, впоследствии известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман) (1895/1896-1954).

Актриса театра и кино Фаина Григорьевна Раневская (Фаина Гиршевна Фельдман) (1896-1984). Трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951). Заслуженная артистка РСФСР (1937). Народная артистка РСФСР (1947). Народная артистка СССР (1961).

Актриса театра, кино и театральный педагог Цецилия Мансурова (Цецилия Львовна Воллерштейн) (1896/1897-1976). Народная артистка РСФСР (1943). Народная артистка СССР (1971).

Актёр театра и кино Эммануил Геллер (Эммануил Савельевич Хавкин) (1898-1990). Заслуженный артист РСФСР (1974).

Кинорежиссёр, сценарист и актёр Фридрих Эрмлер (Владимир Маркович Бреслав) (1898-1967). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 - дважды, 1951). Народный артист СССР (1948).

Драматург, киносценарист и теоретик кино Натан Зархи (Натан Абрамович Гуревич) (1900-1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Актёр театра и кино Анатолий Горюнов (Анатолий Иосифович Бендель) (1902-1951). Народный артист РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии (1950).

Актёр театра и кино, режиссёр и сценарист Эраст Гарин (Эраст Павлович Герасимов) (1902 - 1980). Лауреат Сталинской премии (1941). Народный артист СССР (1977).

Кинорежиссёр, драматург, сценарист и актёр Алексей Каплер (Лазарь Яковлевич Каплер) (1903-1979). Лауреат Сталинской премии (1941). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).

Актёр театра и кино Борис Оленин (Борис Юльевич Гиршман - Гершт) (1903-1961). Народный артист РСФСР (1949). Лауреат Сталинской премии (1950).

Кинооператор Владимир Семёнович Нильсен (Владимир Соломонович Альпер) (1906-1938).

Кинооператор, кинодокументалист, кинорежиссёр, сценарист, фотограф и педагог Роман Кармен (Роман Лазаревич Корнман) (1906-1978). Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1947, 1952). Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959). Лауреат Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1966). Лауреат Национальной премии ГДР (1970). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1976).

Писатель, драматург, сценарист и журналист Оскар Курганов (Оскар Иеремеевич Эстеркин) (1907-1997). Лауреат Ленинской премии (1972).

Режиссёр и сценарист Ян Фрид (Яков Борухович Фридланд) (1908-2003).

Кинорежиссёр и сценарист В. Владимиров (Владимир Петрович Вайншток) (1908-1978). Заслуженный работник культуры РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978).

Режиссёр Роман Григорьев (Роман Григорьевич Кацман) (1911-1972). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1971).

Актёр и певец Марк Бернес (Марк Наумович Нейман) (1911-1969). Лауреат Сталинской премии (1951). Народный артист РСФСР (1965).

Режиссёр, сценарист и драматург Захар Аграненко (Захар Маркович Ерухимович) (1912-1960).

Актёр театра и кино Всеволод Якут (Всеволод Семёнович Абрамович) (1912-1991). Лауреат Сталинской премии (1946). Народный артист РСФСР (1959). Народный артист СССР (1980).

Драматург, сценарист, писатель и поэт Морис Слободской (Михаил Романович Слободской) (1913-1991).

Актёр театра и кино Зиновий Ефимович Гердт (Залман Эфроимович Храпинович (1916-1996). Заслуженный артист РСФСР (1959). Народный артист СССР (1990).

Драматург, писатель, сценарист и поэт Александр Володин (Александр Моисеевич Лифшиц) (1919-2001).

Художник анимационного кино и режиссёр Леонид Шварцман (Израиль Аронович Шварцман) (1920). Народный художник РФ (2002).

Кинорежиссёр и сценарист Самсон Самсонов (Самсон Иосифович Эдельштейн) (1921-2002). Народный артист РСФСР (1978). Народный артист СССР (1991).

Кинорежиссёр и кинодраматург Александр Алов (Александр Александрович Лапскер) (1923-1983). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист СССР (1983).

Актёр и театральный режиссёр Михаил Водяной (Михаил Григорьевич Вассерман) (1924-1987). Заслуженный артист Украинской ССР (1957). Народный артист Украинской ССР (1964). Народный артист СССР (1976).

Писатель, драматург и сценарист Леонид Зорин (Леонид Генрихович Зальцман) (1924).

Режиссёр театра и кино Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич Эфрос) (1925-1987). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Кинорежиссёр Михаил Калик (Моисей Наумович Калик) (1927).

Писатель, сценарист, кинорежиссёр и журналист Эфраим Севела (Ефим Евелевич Драбкин) (1928-2010).

Драматург и сценарист Михаил Шатров (Михаил Филиппович Маршак) (1932-2010).

Режиссёр, сценарист и актёр Александр Митта (Александр Наумович Рабинович) (1933). Лауреат премии Ленинского комсомола (1972). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии РФ (2002). Народный артист РФ (2004). Почётный член Российской академии художеств.

Актёр театра и кино Семён Фарада (Семён Львович Фердман) (1933-2009). Заслуженный артист РСФСР (1991). Народный артист РФ (1999).

Актриса театра и кино Ариадна Шенгелая (Ариадна Всеволодовна Шпринк) (1937). Народная артистка Грузинской ССР (1979). Народная артистка РФ (2000).

Сценарист, драматург и писатель Аркадий Инин (Аркадий Яковлевич Гуревич) (1938). Заслуженный деятель искусств РФ.

Писатель, кинодраматург, продюсер и режиссёр Эдуард Тополь (Эдуард Владимирович Топельберг) (1938).

Композитор Александр Журбин (Александр Борисович Гандельсман) (1945). Заслуженный деятель искусств РФ.

Актриса театра и кино Татьяна Васильева (Татьяна Григорьевна Ицыкович) (1947). Народная артистка РФ (1992).