Жизненные идеалы фамусовского общества план. Сочинение по произведению на тему: Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником (“Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?”), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который “при трех министрах был начальник отделенья”. Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца

объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными (“угождать всем людям без изъятья”, иметь два таланта – “уме­ренность и аккуратность”, “ведь надобно ж зависеть от других”), но известная ди­лемма “Смешон или страшен Молчалин?” в этой сцене решается – страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы

нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: “И награжденья брать, и весело пожить”, “Мне только бы досталось в генералы!”. Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому (“Лгунишка он, картежник, вор \ Я было от него и двери на запор…”), принимает его, потому что он “мастер угодить”, дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого – очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. “Он не в своем уме”. Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: “помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону”. Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда “маленьких комедий”, когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: “окаянный вольтерьянец”, “переступил закон”, “в пусурманах он” и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог “Французик из Бордо” – важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли (“рабское слепое подражанье”, “умный бодрый наш народ”; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

Глоссарий:

    • каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества
    • анализ монолога чацкого о французике из бордо
    • каким обнаруживает себя молчалин во время диалога с чацким
    • жизненные идеалы фамусовского общества
    • сочинение на тему жизненные идеалы фамусовского общества

Другие работы по этой теме:

  1. ­Жизненные идеалы фамусовского общества А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому...
  2. ­Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” центральное место занимает проблема ума или того, что под ним...
  3. Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда при внедрении новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, а правительство консолидировало вокруг...
  4. 1. История создания комедии “Горе от ума”. 2. Причина разногласий между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”. 3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова. А. С....
  5. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824...
  6. ­Достойна ли Софья любви Чацкого Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в первой половине 19-го века, несомненно, является произведением большого социального значения. Главный...
  7. В романе И. А. Гончарова “Обломов” Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца – вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную...
  8. Главной темой пьесы “Горе от ума” является конфликт сильной личности с обывательскими взглядами окружающего общества. Наиболее ярко это показано на примере фамусовского дома. В тишину...
  9. В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и “фамусовского общества”? Охарактеризуйте обще­ственные и нравственные идеалы различных героев. Откровенная безнравственность бюрократа-приспособленца Молчалина, бездуховность “силовика” Ска­лозуба...

ТЕМА « А СУДЬИ К Т О?»

НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК И ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

ЦЕЛЬ: показать, кто эти судьи, всегда готовые к журьбе, которых мы должны принять за образцы, которые дожили до седин; продолжить работу над характеристикой героев комедии; развивать умение анализировать героев драматического произведения; воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни.

ХОД УРОКА

Четыре группы ребят работают над характерами героев комедии: Фамусова, Молчалина, Скалозуба и Софьи.

«Карикатуру ненавижу,

в моей картине ни одной

не найдешь»

из письма А.С.Грибоедова.

С л о в а р ь:

Идеал (фран.) - образец, высшая цель стремлений.

Мораль(лат.) - вид общественных отношений, в основе которых лежит гуманизм,

честность, простота, скромность; поведение людей.

Афоризм(греч.) - изречение, выражающее в лаконической форме законченную мысль.

Консерватор(лат.) - охранитель, защитник старины, противник нового, прогрессивного.

Цинизм(греч.) - отрицательное отношение к нравственным нормам поведения.

Урок начинается с проведения викторины «Знатоки комедии « Горе от ума»», (в конкурсе участвует один человек от группы).

Вспомните, кого поучают, что утверждают, кому дают характеристики наши герои?

Кого Фамусов поучает: « Кто беден, тот тебе не пара». (Софью)

У кого из героев комедии был обычай таков: « Подписано, так с плеч долой». (Фамусов)

По мнению какого персонажа комедии «Горе от ума» « Грех не беда, молва нехороша». (Лиза)

О ком и по какому поводу Фамусов говорит: «Упал он больно, встал здорово». (Максим Петрович)

О ком Софья отозвалась так: «Герой не моего романа». (о Скалозубе)

Откуда Молчалин приехал в Москву? (из Твери)

- «Зачем же мнения чужие только святы?» - к кому обращены слова Чацкого? (к Молчалину)

Одна из родственниц Фамусова уверяла, что «все врут календари». Кто это? (Хлестова)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

ПАРАД ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ (костюмированный). На сцену выходят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Софья, Лиза. Каждый из них произносит фразу, которая характеризует его.

Молчалин: « Мне завещал отец:

Во- первых, угождать всем людям без изъятья-

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

АНАЛИЗ ОБРАЗОВ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

1-я группа- образ Фамусова .

План к образу: 1) П.А.Фамусов - типичный представитель московского барства;

2) занятие Фамусова, его времяпровождение;

3) взгляды Фамусова на свои служебные обязанности;

4) неприязнь к науке, просвещению;

5) забота о воспитании дочери;

6) бесчеловечное отношение к слугам;

7) преклонение перед московским бытом и боязнь осуждения;

8) особенности речи Фамусова.

Этот план группа записывает на доске, по нему ведет рассказ ведущий группы, остальные учащиеся дополняют его ответ.

Театральная постановка. Монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой» (действие 2, явление 2).

Прочитанный монолог помогают нам лучше понять жизненные идеалы жизни Фамусова- это люди, сумевшие выслужиться, получить чины. Раболепие и подлость - тоже хороший путь, лишь бы привел к желаемому результату.

Сродни П.А.Фамусову и С.С.Скалозуб.

2- я группа - образ Скалозуба.

Свой рассказ о Скалозубе группа начинает с театрального представления « Диалог Скалозуба и Фамусова» (действие 2, явление 5);

Характеристика Скалозуба;

Заполнение таблицы

Такие люди - самовлюбленные, невежественные, тупые - преуспевали в царской России, и это не карикатура. Декабрист Якушкин сказал, что на каждом шагу встречались Скалозубы, желающие изломать на спине солдата несколько возов палок.

Мир Фамусова состоит не только из крепостников, типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислужников, типа Молчалина.

3-я группа - образ Молчалина .

Н.В.Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… - замечательный тип. Метко охвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди.»

Инсценирование действия 4, явления 12;

Характеристика Молчалина (ответ группы);

Заполнение таблицы;

Вопрос для всех: «Прав ли Чацкий, считая Молчалина глупцом?»

Нет, Молчалин не глуп в житейском смысле слова, он деловой, но идет вперед, получает чины, «дойдет до степеней известных».

Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии. Белинский говорил: «Молчалин умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах».

«Смешен или страшен Молчалин?»

Инсценирование сцены объяснение Молчалина с Софьей.

Страшен. «Молчалины блаженствуют на свете».

Он подлый, хитрый, пронырливый, угодливый.

Он мерзавец, негодяй.

Худо устроен тот мир, в котором преуспевают низкие и подлые люди, подобные Молчалину. «Осмотритесь, мы окружены Молчалиными», - говорили современники А.С.Грибоедова. А МЫ? - вопрос для размышления.

4-я группа - образ Софьи.

Софья Павловна - одна из самых загадочных героинь, ей трудно отказать в уме и остроумии.

Почему же она обманулась?

Почему предпочла умного Чацкого глупому Молчалину?

Ответы на эти и другие вопросы дает 4-я группа.

И.А.Гончаров писал: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись несимпатично: в ней есть сильные задатки недюженной натуры живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света.»

В течение урока весь класс заполнял таблицу «Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя».

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Грибоедов А. С.

Сочинение по произведению на тему: Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и

мнений”.

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом

рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших

людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.

Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-

отжившее фамусовское общество.

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником («Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «уме­ренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная ди­лемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого — очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону». Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог «Французик из Бордо» — важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

В комедии "Горе от ума" Грибоедов изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 г. Близкий по своим взглядам к декабристам, Грибоедов показал столкновение двух лагерей в русской общественной жизни: передового декабристского и старого крепостнического, "века нынешнего" и "века минувшего". Изображая "век минувший", Грибоедов вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это богатые и знатные дворяне - "тузы", как гордо они зовут себя. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Главное для них -богатство. "Будь плохонький, да если наберется душ тысячи две родовых, - тот и жених", - говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. А некую Татьяну Юрьевну здесь уважают лишь за то, что она "балы дает нельзя богаче".

Захлебываясь от восторга, рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а лишь "отважно жертвовал затылком" и прославился тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

Московское высшее дворянство, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Ни книг, ни газет они не читают. Просвещение для них - "чума". Сколько ненависти в словах Фамусова:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!". Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родной стране. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об "особом отпечатке на всех московских". Но как раз русского, простого и естественного в них очень мало. Наоборот, все в них, начиная от полурусского языка и нарядов с "тафтицей, бархатцем и дымкой" и кончая отношением к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад.

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня: "Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! Нет". И когда Чацкий осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого "опасным человеком", а мысли его - "завиральными идеями".

Членов фамусовского общества объединяют в один лагерь идеалы ("И награжденье брать, и весело пожить"), косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми. К сожалению, многие наши соотечественники почти не отличаются от фамусовцев. Но мне кажется, что необразованность и воинствующая глупость будут побеждены новыми поколениями, когда будут цениться не только чины и деньги, но ум и светлые головы.