Иерей Сергий Карамышев. Поучение в Неделю Крестопоклонную

31.10.2021 Луна

ЖПМ 1945 г. 2-й номер журнала за 1945 год открывается информацией ТАСС о Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 января - 2 февраля. В качестве гостей на нем присутствовали: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, Католикос Грузии Каллистрат, представитель Константинопольского Патриарха митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, также представители Сербской и Румынской Церквей.

2 февраля Собор единогласно избрал Патриархом митрополита Алексия Симанского, 4 февраля состоялась его интронизация. Как не привести здесь исполненные благоговения и страха Божия слова из первого Патриаршего послания от того же 4 февраля! «...для вас, братие, станет понятным мое душевное смущение, когда вы поразмыслите над тем, что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается.

Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину.

Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога.

Цель его - спасать вверенные ему души.

Подвиг его - жить во Христе и для мира быть распятым.

Долг Патриарха - хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся».

Неужели это слова несамостоятельного, забитого человека? Здесь же и наставление для пастырей: «Только тогда от пастырей будет простираться сила на верующий народ, который с большим пониманием относится к личности каждого пастыря и прекрасно разбирается в том, который из них - истинный пастырь, молитвенник и раздаятель благодатных даров, и который - только лицедействует в храме Божием, только «господствует над наследием Божиим» (1 Петр. 5, 2-3).

А вот и слова о современности: «Военное испытание, переживаемое нашей страной и теперь, благодаря самоотверженной доблести нашего воинства и беззаветному подвигу всего нашего народа, милосердием Божиим приходящее к концу, открыло широкое поприще для нас, пастырей Церкви Христовой.

Сколько тайн страдания, сколько чудес долготерпения видим мы в наших пасомых!.. Сколько горя обязаны мы утолить духовными утешениями, преподанием духовной силы и крепости...

Сколько страждущих душ призваны мы целить благодатными средствами... Как широко раскрыты должны быть наши сердца пред жаждущими получить от нас духовную помощь... Как горяча и сильна должна быть наша молитва, чтобы в сердцах наших пасомых не потухал огонь надежды на милосердие и помощь Божию!»

В завершение - молитва за власть: «По данной мне благодати призываю зиждительное благословение Божие на великий Союз наш, на всю святую Родину нашу, на мудрых строителей государственной жизни и руководителей народов наших, на все наше доблестное воинство с Верховным Вождем его во главе, и молю Господа всем и каждому в народе нашем подать Свою небесную помощь, защиту, благословение, утешение и мир».

В 3-м за 1945-й год номере опубликован замечательный очерк митрополита Алеутского и Северо-Американского Вениамина под названием «Мои впечатления о России». Вот что пишет этот иерарх: «скажу прямо: впечатления от народа - самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них! И эта вера передается и к нам, служащим.

Я давно, давно не молился так усердно, с такой «зрячей верой», как здесь, среди этого духоносного «дома Божия», Церкви Христовой, «Тела» Его. Иногда слезы набегали на очи, а дыхание сжималось от приступивших рыданий радости и веры. Всякое слово богослужения оживало, точно огонь, в сердце и уме.

А когда читалась молитва о победе армии нашей, то просьба была дерзновенна пред Господом. Слова же о том, чтобы Он призрел в милосердии и щедротах на смиренные рабы «Своя», на этих исстрадавшихся в войне чад Своих, - то слезы снова катились по щекам, и снова было трудно воздержаться от подступавших рыданий.

Да, воистину сзади нас стояли «смиренные рабы» Божии. И на кого жалостью наполнялось сердце к ним. И как сильно молилось о «милости и щедротах». И верилось, что они будут. А когда я пришел в храм, где имел состояться Собор, и увидел «стены» народа, то без сомнения ощутил и понял: вот он - оплот веры и Церкви.

А что было, когда говорились им слова живой проповеди. Какое внимание. Какая жажда духовная. А нередко - и слезы, текшие по щекам и мужчин, и женщин. Горяча вера у русского православного народа. А благословение после литургий! Ведь по часу, чуть не по два, приходилось благословлять этих чад Божиих. В давке, в тесноте, мокрые от поту, шли за благословением эти благочестивые люди Божии. Да, и теперь не только можно, но и должно сказать:

Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе». Этот правдивый человек зафиксировал факт духовного преображения Руси. И мне непонятно, как нынешние критики могут позволять себе свысока смотреть на тот народ, на то поколение верующих, как смеют судить их.

6 февраля в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского состоялся духовный концерт, посвященный Поместному собору. Он открылся песнопением «С нами Бог» на музыку Кастальского. Затем прозвучал Символ веры того же композитора, далее - много других произведений, из которых автор статьи выделил особо «Воскресни Боже». И это торжество веры организовал, стало быть, богоборческий режим? Не смешите людей. Троцкизм ушел в подполье, поэтому и открылась дорога вере. А пробивал ее не в последнюю очередь И.В.Сталин.

Какие греющие душу названия статей присутствуют в апрельском номере журнала! «Прекращение эстонской схизмы»; обличающая коварство современных папистов - «О римско-католической церкви»; посвященная Собору святителей Московских «Созвездие великих ревнителей объединения Руси»; «Воинствующий католицизм»; «Страшный Суд в произведениях мировой живописи» и т.д. Не просто напечатанные на бумаге, но и одновременно выбитые в сердцах верующих людей, слова, из которых составлены указанные проповеди и статьи, были крыльями, на которых Русь летела к Победе.

Майский номер 1945-го года открывается перепечаткой из газеты «Известия» с названием «Беседа тов. И.В.Сталина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием».

После Пасхального послания Патриарха приводится и другое, датированное 9-м мая. Оно, конечно, открывается всерадостным приветствием - «Христос воскресе!». За сим следуют по-военному бодрые и отрывистые фразы:

«Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

В прах повержена Германия.

Знамя победы развевается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!»

«Со славою побед и с радостью мира приветствую прежде всего победоносное воинство наше и его великого Верховного Вождя, а затем и всех, единых со своим Вождем и его победоносной ратью верных сынов Родины нашей, удостоившихся ныне счастья видеть победу над темной вражьей силой, столько лет терзавшей Европу и безумно возмечтавшей покорить мир и водрузить над ним кровавое знамя фашизма».

А вот и долгожданная духовная оценка события, которую каждому христианину следует помнить наизусть, чтобы не повторять на попугайский манер дикую клевету, будто Советская Россия несла человечеству то же самое зло, что и фашистская Германия. «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».

Если эти слова кажутся кому-то слишком витиеватыми, можно сказать проще: победу над фашизмом одержал Сам Христос, действуя через христолюбивое русское воинство.

«Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

Да пройдет небеса.

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к престолу Господню.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует Вождям и Правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны».

От 5-го номера журнала за 1945-й год веет не только радостью Победы, но и духовной бодростью, которой свойственно зорко следить за врагами веры. Поэтому закономерно присутствие большой обстоятельной статьи профессора И.Г.Айвазова «Соединение церквей», заканчивающейся чеканными словами, которые должны бы запечатлеться в сердце каждого православного христианина: «Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I Св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий». В 7-м номере той же теме посвящены еще две статьи - «Ватикан» С.Алфеева и «Лжегуманизм Ватикана» профессора прот. Т. Попова.

Августовский номер журнала открывается «Посланием Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и пасомым Православной Русской Церкви», которое датируется 9 августа. В нем - призыв поддержать молитвой, трудами, воинскими подвигами военную операцию против Японии. Здесь, среди прочего, сказано: «Не может быть у нас согласия, и погрешительно было бы оно, с «ненавидящими мира» и с препятствующими его наступлению, с теми, кто идет против правды Божией и кто в языческом фанатизме и ослеплении не щадит и своего народа... Да благословит же Господь наше вступление в этот новый народный подвиг, да даст Он силу нашему оружию, да благословит вождей и воинов наших новыми славными победами и да приблизит вожделенный мир во всем мире».

В этом же, августовском, номере помещена замечательная статься В. Янова с восхитительным названием «Великий русский народ». Здесь засвидетельствован важный факт: «На приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии гениальный вождь народов И.В.Сталин, провозглашая тост за здоровье русского народа, сказал: «Он (русский народ) является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпенье».

Дабы развить мысль И.В. Сталина, автор цитирует старца Филофея, Достоевского, Чаадаева, Пушкина, недавно в Боге почившего Патриарха Сергия. Процитируем его и мы. Это поэтическое восприятие храма Василия Блаженного, воздвигнутого Царем Иоанном Грозным в память покорения Казани: «Перед нами стоит церковное здание, части которого представляют собою полное разнообразие от земли до верха их крестов, но в целом составляют дивное единство. Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский, объединяющий все здание. «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу», - взывали наши предки, увенчивая крестами разнообразные тринадцать куполов Василия Блаженного».

А завершается статься следующим образом: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

После победы над Японией в сентябрьском номере журнала, помимо поздравительной телеграммы Патриарха И.В. Сталину, помимо Послания пастве, помещена статья Михаила Архангельского «Ратные подвиги православных священнослужителей в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.»

В октябрьском номере журнала, помимо официальной информации, помещена программная статья архиепископа Орловского Фотия «О церковно-патриотической работе духовенства и верующих в послевоенное, мирное, время». Здесь звучит призыв ревностно браться за восстановление разрушенного войной, призыв деятельно утешать оставшихся без попечения вдов, сирот, инвалидов. И далее: «Наш христианский и патриотический долг состоит и в том... чтобы проповедовать и утверждать мысль о помощи Божией, дарованной нашей стране во время Великой Отечественной войны, ныне завершенной полной и блестящей победой.

Эта помощь Божия, столь явно сказавшаяся над нами и над нашей страною, должна побудить и пастырей, и всех верующих поднять еще на большую высоту свою любовь к Родине, свою преданность ей, свою готовность жертвовать всем для ее блага и процветания. «С нами Бог! Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам» (Пс. 116). Не случайность то, что мы одержали победу, а гитлеровская Германия низвергнута, «ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничтожает по Своей воле» (Тов. 4, 19). Германия и ее нацистские руководители наказаны Богом за свою непомерную гордость, за жестокость и человеконенавистничество. Над ними исполнились слова Христовы: «Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12). И еще другие слова: «Взявший меч от меча и погибнет» (Мф. 26, 52). То же относится и к капитулировавшей Японии».

В ноябрьском номере журнала опубликовано «Приветственное слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине». Речь владыки исполнена радостного дерзновения:

«Где вы, японские самураи, кичившиеся тысячелетней непобедимостью?

Куда девалась ваша дерзость, с которой вы навязывали свой пресловутый «новый порядок» под одной вашей крышей?

Вы ныне поверглись в прах от панического страха, когда только лишь начало бряцать русское оружие...

Не мы одни торжествуем вашу победу и освобождение Манчжурии от дерзких захватчиков, но и бессмертные имена многих тысяч героев, старых русских воинов, сорок лет назад сражавшихся на сопках Манчжурии и в Порт-Артуре с тем же вероломным врагом - японцами, и они получили, наконец, свободу и успокоение с приходом сюда вас, своих товарищей-бойцов, отвоевавших обратно эту землю с их доселе сиротливыми могилами».

Далее, описывая тяготы японской оккупации, владыка утверждает, что русских детей заставляли совершать ритуальное поклонение японской богине Аматерасу. «О зверствах гитлеровского фашизма знает весь мир, а о зверствах японцев знаем все мы. Вот один из недавних ужасных случаев, происшедший в Харбине: русская женщина, мать двух маленьких детей, по просьбе японки соседки пошла купить ей продукты, а, вернувшись, к своему неописуемому ужасу, нашла своих детей зарезанными этой самой японкой...

Слава Богу, все это позади. И минуло оно только благодаря русским героям.

Поистине наша Отчизна Россия есть жилище героев! Да пребудет наша Русь всегда под благодатным Покровом Божиим. Да будет могучая, великая Отчизна наша достойно прославляема всеми народами мира в их славных сказаниях, песнях народных и гимнах торжественных!

Слава тебе, наша Родина-Мать, и поклон тебе земной от нас, беззаветно любящих тебя русских людей, твоих детей, отныне вошедших в единую нераздельную великую русскую семью.

Слава тебе, Великий Водитель нашей Матери России, давший ей недосягаемую мощь, величие и заслуженный покой!»

На этой торжественной ноте мы и закончим обзор «Журнала Московской Патриархии» военного времени.

* * *
Перед нами прошли величественные фигуры гигантов духа иерархов-сталинистов, т.е. молитвенников за Вождя Советской России (а молились они за власти, не мудрствуя лукаво, по заповеди первоверховных апостолов Петра и Павла). Их расцвет пришелся на годы правления Сталина, и они остались верными союзу с Вождем: как те, что ушли из земной жизни раньше его, так и те, что после. Нынешние непрошенные судьи укоряют их за этот союз, потому что в их промытых либеральной пропагандой мозгах Сталин присутствует как абсолютное зло. Следовательно, всякий, кто за него молился, кто благословлял, кто обращался со словами признательности, - причастны к абсолютному злу; а стало быть, достойны осуждения.

Таковые впадают в Хамов грех непочтения к духовным Отцам, сохранившим для потомков веру в годину беспримерных испытаний. Это идолопоклонники наоборот. Потому что идолопоклонник именует богом, источником всякого блага, плод своей фантазии. Эти же именуют, вместо диавола, источником всякого зла давно представшего суду Божию человека, наделив его всеми атрибутами зла и тем постоянно обличая свою собственную фанатическую пристрастность.

Кому же страшны иерархи-сталинисты? Разумеется, диаволу, чью власть они потеснили на земле. А далее - всем его приспешникам. Всем, кто ратует за новый мировой порядок:

Троцкистам.

Работающему с ними в паре всемирному олигархату.

Используемым первыми и вторыми в качестве мальчиков на побегушках масонам.

Фашистам.

Их приспешникам недобитым бандеровцам.

Явным и тайным папистам.

Экуменистам, которые, попирая все священные каноны, сливаются в прелюбодейном экстазе с иноверцами.

Церковным обновленцам.

Русофобам всех мастей.

Содомитам, разрушающим традиционный порядок и тем открывающим дорогу богоборческому «новому».

Всевозможным либералам, как питательной среде, из которой вырастают клевреты «Нового мирового порядка.

Что же касается самой личности Сталина, лучше и спасительнее всего выступать по отношению к ней не судьей, а молитвенником, подражая иерархам-сталинистам. Разумеется, он человек много нагрешивший (я бы посмотрел, кто сумел бы нагрешить меньше - окажись в его положении), но и человек, много сделавший для России и ее Церкви.

Те, что объявляют его святым, во-первых, впадают в противоположную крайность, во-вторых, делают ему медвежью услугу. Ведь о помиловании святых мы не молимся, веруя что они уже не только помилованы, но и прославлены. А раб Божий Иосиф нуждается в молитвах Церкви, дабы спаслась его грешная душа. Объявляющие его святым лишают молитвенного утешения, да к тому же занимаются профанацией святости, выставляя ее служительницей собственных политических программ. Святость определяется не демократическими голосованиями и не изощренной пропагандой, но неоспоримым Божиим свидетельством.

Если уж кого прославлять в лике святых, так иерархов-сталинистов: Патриарха Сергия, Патриарха Алексия Первого, митрополита Николая Ярушевича и других. Один из них - святитель Лука Крымский, лауреат Сталинской премии - уже прославлен.

Выскажу свое, пусть и ничтожное мнение, по поводу иконографии, связанной с Иосифом Сталиным. Разумеется, неприемлемо его изображение с нимбом, потому что он не был Помазанником, не был помазан на Царство Церковью. Непохвальны также изображения, где он представлен без нимба, но в центре иконы, благословляемый Христом и Богоматерью. Его подобает, если уж изображать, то благословляемым иерархами, и не в центре всеобщего внимания, а в виде смиренном, например, в виде служки Царицы Небесной. И не на иконах, а на картинах. Которой из них суждено в будущем стать иконой (или же ни которая не удостоится подобной чести) - время покажет.

В настоящее время более насущная задача - освобождать имя одного из величайших вождей России от клеветы, хотя бы даже потому, что эта клевета не может не затрагивать и Русскую Церковь.

Юршинский остров - место замечательное. На его песчаных почвах взросли величественные сосновые боры. Восточный берег - сплошной пляж из мелкого мягкого песочка. Северный и западный берега - дикие, потому что каменисты и окружены мелководьем. Южный берег неровен, имеет заводи. Здесь прямо к воде подходят деревни Юршино и Антоново. Рядом с восточным берегом расположилась деревня Обухово. Внутри острова имеются еще две деревни - Липняги и Быково.

В Юршине стоит полуразрушенный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рядом же - бесхозный выставленный пару лет назад на торги построенный еще в конце XVIII века помещичий дом. За ним - заброшенный парк, мощным липам которого лет по двести.

В 90-е эти пять деревень почти вымерли. Однако в последние годы обозначился незначительный приток населения, правда, в основном - дачников. Главный их поставщик - Рыбинск. Второе место уверенно занимает Москва. Третье - за Санкт-Петербургом. Следует заметить: среди приезжих имеются такие, что решили прочно связать свою жизнь с островом.

В настоящее время остров переживает своего рода переходный период, потому что количество приезжих приблизительно сравнялось с количеством коренных островитян. Поэтому крайне важно вовремя задать правильный вектор дальнейшего развития острова, найти некое объединяющее начало.

Приблизительно такие размышления привели к идее устроить Праздник острова. Начался он, как и подобает начинать всякое дело, с молитвы.

В воскресенье 30 июля в полдень в Смоленском храме был отслужен водосвятный молебен. Из церкви мы прошли Крестным ходом через три деревни, с южной части острова к восточному его берегу с пением молитв. Здесь уже началась культурная программа. Мы пришли в количестве приблизительно тридцати человек, несколько утомленные дорогой, но радостные, потому что жители деревень нас приветствовали с благодарностью. Этой радости (возьму на себя смелость заявить), имеющей благодатную природу, не хватало на открывшемся празднике, поэтому крестоходцы тотчас приковали к себе внимание десятков людей.

В своем слове к собравшимся я напомнил о событиях четырехвековой давности, когда в июне 1622 года люди шли Крестным ходом тем же маршрутом, что и мы сегодня. Тогда была явлена слава чудотворной Югской иконы Божией Матери:

«После кончины старца схимонаха Дорофея, принесшего в наши края святыню из Псково-Печерского монастыря, жители села Нижне-Никульского, вопреки воле старца, решили перенести чудотворную икону из часовни на реке Юге в свой храм. Их предприятие не увенчалось успехом, потому что наутро иконы в храме не оказалось. Она непостижимым образом вновь оказалась в Югской часовне. Не вразумившись даже после повторной попытки перенести икону, нижне-никульские священнослужители составили в третий раз Крестный ход, но на сей раз уже не могли стронуть икону с места - она точно приросла. После столь явных чудес доложили о них Ростовскому митрополиту Варлааму. Тот, в свою очередь, - Патриарху Филарету и Царю Михаилу. Они же решили основать на Юге монастырь в честь чудотворной иконы Царицы Небесной.

Теперь нет ни Югской Дорофеевой пустыни, ни села Нижне-Никульского. Все затоплено водой. Остался только остров между этими двумя бывшими точками на карте. Тем более мы после всех утрат нуждаемся в благодатной помощи. Этот остров - осколок Руси - может стать либо местом возрождения лучших традиций нашего народа, либо их могильником. Все зависит от нас.

Какая польза от Крестного хода? В материальном смысле - абсолютно никакой. Зато в духовном - весьма изрядная. Ведь в сущности вся наша жизнь - путь. Весь вопрос - в каком направлении. Крестный ход дает нам некоторый навык двигаться не по одному, а всем вместе, друг другу помогая, путем божественных заповедей. Несомый нами Животворящий Крест освящает собою окрестность. С нами же - список Югской иконы Божией Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы. Крестный ход призван объединять людей в Боге. Ведь без общей молитвы и общего, пусть даже незначительного, дела мы обыкновенно замыкаемся каждый в своем маленьком мирке, начинаем косо смотреть друг на друга; лелеем в наших сердцах зависть, ревность, коварство. Начинаем выслушивать друг о друге сплетни и распространять их. Мало того - потом удивляемся, что порожденное нами зло возвращается на наши головы. Крестный ход призван примирить нас друг с другом и с Богом.

Поэтому наш Крестный ход должен стать традицией. Крайне важно, чтобы мы объединялись вокруг нашей православной веры, наших святынь. Дело в том, что в последнее время объявились некие «умники», что пытаются навязать русскому народу ложные ценности. Вот пример. По дороге на Вологду, если ехать через Пошехонье, стоит старинное село Кукобой с великолепным храмом во имя Нерукотворного образа Спасителя. Взбрело же кому-то в голову назначить это село местопребыванием Бабы Яги, устроить в ее честь что-то вроде музея. Обозначили эту нелепую затею в качестве бренда и сказали: это поможет заработать денег. Хочется сказать таковым не в меру предприимчивым людям: граждане, определитесь, в кого вы веруете: во Христа или в мамону.

Заигрывать ради сиюминутной выгоды с нечистью - дело самое что ни на есть преступное. Оно разрушает духовные устои жизни русского народа, подменяя их каким-то вымученным псевдофольклором. Это развращает народ, превращая его в бездумного поклонника богатства вне категорий добра и зла. Окончательный итог таких преобразований - совершенное скотство и совершенное же безстыдство. Так вот, чтобы у нас подобные «умники» не стали насаждать всякие мерзости, нужно заявить о своей позиции; нужно формировать здоровые духовные традиции.

Сегодня на литургии зачитывалось одно из посланий апостола Павла. Там были сказаны важные для нас слова: «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог».

Благотворение именно в духе евангельском мы наблюдаем сегодня воочию. Мы благодарим, испрашивая Божия благословения, Каменниковский центр досуга в лице его директора Ольги Геннадьевны и ее верной помощницы Марины, а также творческие коллективы, что порадовали собравшихся своими выступлениями. Благодарим военных из части ФАПСИ, поставивших на случай дождя большой шатер. Благодарим хозяина базы отдыха Игоря, организовавшего поляну со столами и скамьями; обезпечившего подачу воды и электроэнергии. Благодарим его же и раба Божия Сергия за многократные рейсы на катере и баркасе.

Что касается общения, пришли люди из разных деревень. Принесли с собой скромной, но от души приготовленной, снеди для общей трапезы. Чем-то пожертвовали ради Господа и ближних. Господь воздаст за ваш малый труд сторицею».

Был исполнен гимн России. Продолжились выступления творческих коллективов, подключились к программе и некоторые жители острова со своими рассказами о былых временах.

Были устроены конкурсы на самый неповторимый букет и лучший чай из трав. Затем последовала совместная трапеза. Общим было мнение - сделать Праздник острова традицией и проводить его в последнее воскресенье июля.

Священник Сергий Карамышев на РНЛ:

"Пенсионная реформа как епитимья

14 июня премьер-министр Д.А.Медведев объявил о намерении Правительства провести реформу, суть которой – серьезное повышение пенсионного возраста. Всё бы ничего, но вот только как раз в этот самый день в Москве торжественно открывался чемпионат мира по футболу. Что за странный выбор даты – ни днем раньше, ни днем позже? Чтобы гражданам России жизнь медом не казалась?

Чего таить? У многих тогда возникло ощущение, что такое заявление на фоне большого спортивного праздника – какой-то странный удар исподтишка. Дело было обстряпано как-то по-воровски, как-то не по-русски. Медведев как будто сделал все от него зависевшее, чтобы возбудить в наиболее неспокойной части населения страсти.

Тотчас, точно по команде, коммунисты и либералы, часть православных активистов, зарубежные и доморощенные средства антирусской пропаганды подняли великий шум. Принялись с выходящим из берегов пафосом обличать, клеймить и проклинать верховную власть. Как-де посмела посягнуть на священные права человека и гражданина?

Заметим здесь, что 1 марта сего года Президент поставил перед Правительством весьма серьезные задачи, требующие колоссальных финансовых вложений. А между тем, количество пенсионеров с каждым годом стремительно увеличивается. Легко это нынешнее правительство судить, но, наверное, нелегко было бы влезть в его шкуру.

Как бы то ни было, после заявления Д.А.Медведева общество стало раскачиваться точно на качелях. Что особенно опасно в условиях внешней штормовой погоды. Левые качнут в одну сторону, правые – в другую. Этак можно настолько раскачать государство, что оно начнет трещать по швам, после чего заинтересованным лицам будет вовсе нетрудно его утопить. Кстати, так называемые правые, вдруг резко полевели, присоединившись к лозунгу «Все отнять (у олигархов) и поделить!».

Административно-приказной тон дискуссий, взятый на вооружение представителями Правительства, по поводу проблемы, касающейся всех и каждого, лишь подлил масла в огонь.

Президент, без сомнения, тщательно наблюдал за словесными баталиями и вынужден был выступить сам, взяв, таким образом, на себя полноту ответственности в деле проведения реформы.

После его публичного выступления 29 августа ряд общественных и политических деятелей высказал удивление и возмущение, которое, наверное, можно выразить следующим образом: мы так сильно шумели, так старались, а он такой-сякой не послушал-таки нас, поддержав в основных положениях позицию Правительства. Отсюда – обида и поток злословия в адрес Президента.

Этим поступком В.В.Путина, собственно, и отличается ответственное решение от безответственной демагогии. Ранее он говорил, что Россия вполне может прожить его президентский срок без всякой пенсионной реформы, однако проблемы будут только нарастать. В.В.Путин печется не о своем рейтинге, но о пользе государства, и готов жертвовать рейтингом ради последнего. Многие ли из нынешних российских политиков на это способны?!

Легче всего требовать сейчас от Российского государства выплат населению по примеру Саудовской Аравии либо Норвегии. Легче всего прожигать и проедать ресурсы, накопленные не нами. Однако глубоко убежден: от подобного Россия загнется скорее, чем от любой внешней войны, от любых природных катаклизмов и от любых санкций. Индустрия потребления и развлечений съест все эти скоропреходящие материальные блага, оставив расслабленное, стремительно вырождающееся население.

Русскому человеку нужна не жалкая и пошлая пародия рая на земле, от которой несет мертвечиной. Ему нужна высокая вдохновляющая идея и большое дело. Оно обозначено Президентом во всех подробностях 1 марта сего года. Но об этом как-то очень быстро забыли. Там ведь предполагается напряженный труд, а так хочется развлекаться или горланить на митингах! И так хочется всевозможных привилегий, так хочется всяческих благ: земных и небесных...

У меня возникает вопрос: а заслужили? Кто бы что ни говорил, основная причина повышения пенсионного возраста – дефицит налогоплательщиков, который влечет за собой недостаток поступлений в Пенсионный фонд. Основная же причина дефицита налогоплательщиков и старения населения страны заключается в эгоизме значительной части двух-трех поколений, основным мотивом поведения которого был получать от жизни максимум удовольствий и комфорта.

С правления богоборца Хрущева, когда была отменена уголовная ответственность за совершение абортов, скольких десятков миллионов граждан мы не досчитались! Те, кто упражнялись в детоубийстве, сейчас жалуются на повышение пенсионного возраста. И как у них не шевельнется мысль, что виноваты в этом повышении они же? Не было бы стольких абортов в 60-70-80-90-е годы прошлого века, не было бы проблемы с поступлениями в Пенсионный фонд. Вместо того, чтобы кричать, как их сильно обидели, лучше бы несли спокойно повышение пенсионного возраста как законную епитимью.

По официальным данным, в 1990 г. было совершено 4,1 млн. абортов, в 2000 г. – 2,1 млн. В 2015 г. – 848 тыс. Статистика, конечно, положительная, однако радоваться особо нечему. Потому что, во-первых, не все аборты фиксируются. Во-вторых, даже если оперировать только официальными цифрами, по данным Всемирной организации здравоохранения, Россия по количеству абортов на душу населения находится на третьем месте в мире, уступая лишь Китаю и США. В Западной Европе количество абортов на душу населения в два раза меньше, чем у нас.

Заметим очень важную вещь: женщина, родившая и воспитавшая троих детей (нынешних налогоплательщиков) будет иметь право выйти на пенсию на 3 года раньше срока (т.е. в 57 лет). И это более чем справедливо. Такая женщина-мать, вместо того, чтобы развлекаться в молодости, не спала ночей и трудилась, чтобы не иссяк ее род и чтобы не иссяк наш народ. За это ей - честь и материальная поддержка. А кто дал стране менее трех налогоплательщиков, пусть несколько больше поработает. Если женщина родила 5 и более детей, она имеет право выйти на пенсию даже не в 55, а в 50 лет.

В.В.Путин в своем обращении к гражданам России говорил с фактами и цифрами в руках. А именно: 20 миллиардов рублей каждый день уходит на выплату пенсий. Какие-то другие варианты решения, о которых он упомянул, вроде введения прогрессивной шкалы налогообложения или продажи госсобственности, могут дать эффект на несколько дней или на месяц. А потом все те же проблемы будут вставать перед нами с все большей неумолимостью.

Однако оппоненты не хотят слушать: их объемлет, как им кажется, праведный гнев. А страсть с рассудком, как известно, не дружат. Некоторые выступают за вынесение пенсионной реформы на референдум.

Так и представилась следующая бытовая ситуация. Отец семейства собирает детей и устраивает игру в демократию. Кто за то, чтобы купить Саше велосипед? Все за! Кто за то, чтобы купить Коле самокат? Все за! Кто за то, чтобы купить Сене ноутбук? Все за! Прекрасно. Но только если мы все это за раз купим, в ближайший месяц останемся без пищи. Кто за то, чтобы остаться на месяц без пищи? Все против. В семье так поразвлекаться еще можно, потому что нет профессиональных демагогов и проплаченных агентов. А вот в государстве стоит ли?

Страшно представить, сколько наглых глоток в случае организации референдума по поводу пенсионной реформы вдруг откроются и не будут закрываться 24 часа в сутки! Сколько будет оглашено взаимных проклятий! И это вместо того, чтобы спокойно работать.

Дорогие сограждане! Поменьше наглости, не уподобляйтесь Чубайсу, провозгласившему в свое время нечто прямо противоположное. Побольше смирения. Понесите в терпении в этой жизни сравнительно легкую епитимью, дабы иметь, что ответить на Страшном суде Христовом.

Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия".

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,

И святое Воскресение Твое славим.

Святой пост приблизился к середине. Немало пройдено, однако самая тяжелая часть пути впереди. В такой момент в душу легко входит печаль и какое-то недовольство от переживаемых скорбей и немощей. Чтобы пресечь в корне поползновения нашего малодушия, Святая Церковь выставляет для поклонения образ животворящего Креста Господня. Святая Церковь поступает в этом случае как мудрый полководец, который в самой напряженной обстановке вдруг выстраивает своих изнемогающих воинов под осеняющими их победными знаменами и тем самым возвращает им поколебавшееся было мужество. Победное знамя Церкви есть животворящий Крест Христов, ибо с его помощью одержана самая блистательная победа, именно, - над державою смерти. И если воспоминание славных побед смертных царей и полководцев способно вселить мужество даже в робкие души, тем более воспоминание единственной, но настолько превосходящей все славнейшие победы смертных, вместе взятые, насколько небо выше земли, способно исполнить сердце христианина мужеством и живейшей готовностью продолжать подвиг. Тем более, что мы не только вспоминаем великую победу, но и лобызаем ее образ, исполненный благодати.

Святая Церковь воспевает: «Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - царей держава, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва». Но как случилось столь дивное преображение? Мы говорим: как случилось, что символ самого страшного позора стал вершиной божественной славы? Ведь до светлого Воскресения Христова крест был ужасом для людей. На нем казнили беглых рабов и самых закоренелых, ставших язвою общества, преступников. А Моисей в своем законе пишет: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак. 21, 23). Не было под солнцем ничего более отвратительного и проклятого, чем крест. Он был бездною отчаяния и торжеством ада над бедным человечеством. Демоны радовались, видя бесчеловечную злобу людей по отношению к ближним, когда они распинали подобных себе. В силу своей испорченной природы демоны наслаждались предсмертными муками распинаемых.

Именно поэтому воплотившийся Сын Божий избрал крестную смерть. Он знал, что все болезни ада обрушатся на Него (Пс. 17, 6; Пс. 21), что ад истощит всю свою злобу, борясь против Его непобедимой любви. Он приманил мiродержителя тьмы века сего диавола ко Кресту, точно к западне, и пригвоздил его к Древу - как Моисей медного змея в пустыне, чем и навел на диавола проклятие.

Апостол Павел учит: «Первый человек из земли. Второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и Каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 47-48). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первый Адам, вкусив от древа познания добра и зла, унаследовал смерть и сообщил смертность всему человеческому роду. Через отпадение Адама от Бога, над ним по праву победителя получил власть диавол. Душа человека, разлучившись с телом, становилась добычей ада. И Господь отдает Себя в пищу аду: совершает жертвоприношение и искупление. Приносит в жертву Самого Себя как Человека и искупает первозданного Адама от проклятия. Ад держал первого Адама в своей пасти. Узрев второго Адама, Господа с неба, покусился поглотить и Его. Раскрыл свою пасть, и первый Адам вышел на волю, Второй же Адам осветил светом Своего Божества преисподнюю, и ад низвергся. Господь выкупил нас из диавольского рабства и призвал свободных в Свое вечное Царство (1 Петр. 1, 17-19). Первый Адам, ослабев в подвиге, не принес Создателю сердца сокрушенного и духа смиренного. Второй Адам приносит в жертву Свою Кровь Нового Завета, а через нее - все обновленное человеческое естество, чтобы новозаветное человечество в совершенстве служило Богу, поклоняясь Ему духом и истиною.

Господь совершил жертвоприношение взамен безчисленных жертв, которыми человечество чествовало силы ада. А Крест явился жертвенником. Окропившись божественной Кровью, он сам стал источником освящения.

Апостол Павел говорит: "Слово крестное для погибающих есть безумие, а для спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Кто же такие погибающие? Это те, кто не веруют, что на Кресте Христос победил ад и смерть. Эти погибающие люди с каменным сердцем и умом, изобретательным только на злое, пригвождая Господа к Древу, не могли уразуметь древнего пророчества Исаии: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Погибающие, проходя мимо Креста, кричали: «Да снидет ныне со Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42),- изобличая свое крайнее невежество, свою крайнюю приверженность только к земной жизни и ее удовольствиям, свое крайнее безбожие. Погибающие и сейчас, взирая на образ Животворящего Креста Господня, видят только страдавшего на Кресте и испустившего дух Человека, видят только образ смерти и не более того. Потому они и погибающие, что не видят очами веры за страданиями и смертью Богочеловека Его победы над смертью. Погибающие не веруют в Божество Иисуса Христа, и в этом - основание их погибели. Как для безбожных евреев достаточно было одного утверждения Христа на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного», чтобы присудить Его к смерти, самим же унаследовать вечное проклятие, так для погибающих всех времен достаточно неверия в Божество Христа, чтобы наследовать с распявшими одну участь.

Если бы распятый Христос был всего лишь человек, его страдания и смерть на Кресте не принесли бы в мир ничего нового. Это была бы очередная жертва человеческих, а наипаче демонических, злобы и зависти. Но если, напротив, страдал Богочеловек Своей человеческой природой, Его божественная Природа не могла не стать Победительницей смерти, потому что с Богом смерть несовместима - это две крайние противоположности. Безбожные евреи, видя страдавшее на Кресте Тело, не видели побеждавшего на том же Кресте Бога. А Богоматерь очами веры видела, что орудие смерти наносит смертельный удар самой же смерти, преображаясь в символ жизни. Богоматерь очами веры видела, как Кровь Ее возлюбленного Сына, из Ее же утробы восприятая, не только поглощается прахом земным, но и омывает древний грех праотца Адама, видела очами веры ликующую Еву, потому что, наконец, совершилось древнее обетование: Семя жены стерло главу змия, пригвоздив его к Своему Кресту. Станем же вместе с Богоматерью очами веры видеть в образе животворящего Креста всерадостное знамя победы, которого трепещут силы ада.

Сегодня мы говорим и о другом кресте. О нем читалось в сегодняшнем Евангелии на литургии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Эти слова были сказаны до крестного подвига Спасителя, т.е. в то время, когда еще не открылась слава Креста, когда крестоношение было связано только с позором. В те времена не было ругательства более гнусного, чем «крестоносец», потому что кресты несли на себе осужденные на казнь через распятие. Эта ужасная казнь была воспринята римлянами у пунийцев, жителей Карфагена, потомков Ханаана. Пунийские солдаты считали обыкновенным делом распять своего полководца после его поражения. И когда тот мучительно, на протяжении часов, медленно умирал, они над ним издевались, тем самым выводя стихию зла из преисподней на землю. Из римлян первым эту казнь применил победитель Карфагена Публий Корнелий Сципион. Когда, согласно заключенным условиям мира, пунийцы выдали ему римских предателей, Сципион сказал им: вы предпочли Карфаген Риму - умрите же по-карфагенски, а не по-римски. И предатели были распяты. Впоследствии карфагенская казнь укоренилась у римлян, причину этого указывает их же поговорка: «Худая трава быстро растет».

Всякому христианину предначертана в этой жизни борьба против диавола и его служителей. Указанная борьба в общих чертах напоминает крестный подвиг Спасителя. Об этом говорит апостол Павел: «все благочестно жити хотящии гонимы будут». Все святые испытали и продолжают испытывать клевету и поношения. Это и есть крест. По мере преуспевания христианина в духовной жизни, он становится непобедимым оружием, потому что диаволу просто нечего противопоставить силе христианского мужества, основанного на страхе Божием.

Неудивительно, что сатана и его служители ненавидят Крест. Все мы знаем о поступках богоборцев в России после февраля 1917 г. - о низвержение крестов с храмов Божиих, башен Московского Кремля, о запретах носить нательный крест. Кто считает, будто все это в прошлом, сильно заблуждается. Неужели злоба сатаны уменьшилась за последние сто лет? Скорее, она только возросла. Теперь Крест гонят в тех странах, которые нам в последнюю четверть века представляли как идеал, на которые призывали равняться - в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Крест здесь изгоняется из общественных мест, за ношение нательного креста могут выгнать с работы.

Пусть же Россия в эти дни все громче прославляет Крест Христов. Дай Господи, чтобы он воздвигся во главе нашего государственного здания. Пусть Крест осенит, как древле, сердце нашей Родины, воздвигшись над башнями Московского Кремля. Пусть Россия станет спасительным маяком для народов Земли в ярящемся всемiрном океане безбожия!

В Евангелии Крест назван знамением Сына Человеческого. Естественно будет ему явиться в день Страшного Суда. Увидев его на широте неба, те, которые принимали слово крестное как безумие, смятутся, а те, которые почитали Крест силой Божией, воспрянут уже изнемогшие от великих искушений и скорбей антихристова времени, потому что Крест для них - то же, что победа.

Крест Христов сейчас - райское древо жизни, поэтому радуйтесь, когда он предлагается Церковью для поклонения. Очами веры вместе с Богоматерью видьте в нем копье, которым Христос пронзил ненасытное адово чрево, видьте в нем меч, которым Христос сокрушил адские темницы, которым силен сокрушить и наши грехи, наконец, видьте в нем лестницу, возводящую от земли на небо. Лобзайте же его с верою в Победителя ада и смерти Господа Иисуса Христа Сына Божия.

Прикоснувшись к святыне Креста, противостанем всеобщему потоку беззакония, потрудимся ради Господа в святые дни поста, исповедуем грехи свои, соединимся со Христом во святом причастии Его Тела и Крови, чтобы стать общниками божественной благодати, чтобы со святыми ангелами прославлять всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.