Таро Общие вопросы тарологии: системы, подходы, методы интерпретации Таро. Младшие арканы Таро

Общие вопросы тарологии: системы, подходы, методы интерпретации Таро

В этой небольшой статье затрагивается несколько теоретических вопросов, но при этом имеющих прямое отношение к практике предсказаний с использованием карт Таро.

Чем больше общаешься с коллегами-тарологами, тем больше убеждаешься в том, что все мы работаем с Таро по-разному: у каждого свои принципы, методы и подходы в работе. Различия эти проявляются по многим параметрам. В этой статье я затрону лишь несколько таких параметров.

IО трех основных подходах в предсказательной работе с Таро.

С чем работает таролог?

В работе с Таро возможны три основных подхода. Эти подходы определяются той основной базой, на которую таролог опирается в первую очередь.

1. Первый подход - подход от системы.

Как известно, на данный момент существует несколько общепризнанных, наиболее распространенных школ Таро. Многие тарологи так или иначе опираются на одну из них.

Представители французской системы придерживаются канонов первого оккультного Таро, которое было разработано Э. Леви, П. Кристианом, О. Виртом, Папюсом и их последователями. Все остальное для них - это искажение первичной системы.

Уэйтовцы (пожалуй, самый большой «клан» тарологов) убеждены, что их колода (+ ее клоны) и их система самые рабочие и самые легкие в усвоении и понимании: ведь у них есть сюжетные Младшие арканы! И Сила у них на «правильном», восьмом, месте, ведь она ассоциируется со Львом, а порядок знаков Зодиака должен быть прямой (... Близнецы - Влюбленные, Рак - Колесница, Лев - Сила, Дева - Отшельник, а вот теперь Весы, а они-то - Справедливость!). И Шут - нулевой, так как без нуля никак нельзя: все начинается с отсутствия, с креативной пустоты, и только потом появляется единица...

Для кроулианцев самой верной, точной системой является система А. Кроули и колода Таро Тота. Все остальное для них - ветхое, так как не отражает тех изменений, которые произошли в результате перехода в новый Эон, Эон Гора. И Цади - не Звезда!.. А Император... И это, естественно, легко объяснимо, ведь в Зодиаке существует двойная петля... И Справедливость - не Справедливость, а Исправление, потому как «справедливость... Природе не присуща; однако Природе присуща точность»... И так далее, и тому подобное...

В чем суть подхода от системы?

Я, как таролог, выбираю определенную арканологическую систему Таро и в соответствии с этой системой подбираю себе такую колоду, которая в наибольшей степени отражает суть этой системы и соответствует моим эстетическим вкусам. Другими словами, я выбираю определенную систему концептов, понятий и идей, закодированных определенным образом в колоде карт.

К примеру, если я выбираю французскую систему, то я буду искать такую колоду, в которой соблюдены требования этой системы, а именно:

А) аркан Справедливость имеет номер 8, а Сила - 11;

Б) аркан Шут имеет номер 21 (или, дополнительно, 0), аркан Мир - 22 (или, дополнительно, 21);

В) рисунки на Старших арканах полностью соответствуют тем описаниям, которые были даны в работах представителей французской системы Таро (Кристиан, Вирт, Папюс) или в работах их последователей (Г.О.М., Шмаков);

Г) если на картах даны атрибуции, то они обязательно должны быть «французскими»: Маг - алеф, воздух; Папесса (Жрица) - бэт, Луна; Влюбленные - вау, Телец; Шут - шин, огонь; Мир - тау, Солнце...

Д) желательно, чтобы Младшие арканы были непрорисованными, без сюжетов, а если и прорисованными, то с такими сюжетами, которые отражают значения этих арканов во французской системе. Этому требованию отвечает, например, Средневековое Таро Скапини. У Папюса 7 жезлов имеет следующие значения: переговоры, разговор, совещание, беседа... говорить, сказать, беседовать, болтать и т.п. На карте «7 жезлов» Таро Скапини эти значения переданы через образ оратора, который использует 7 жезлов как трибуну.

Если я выбираю систему Уэйта, то тогда я беру каноническую колоду этой системы, колоду Райдера-Уэйта-Смит, или какой-либо ее клон, в котором соблюдены требования уэйтовской системы. И т.д. И т.п.

2. Второй подход - подход от колоды.

В чем он заключается?

У меня есть колода Таро. Мне абсолютно не важно, выполнена ли эта колода в рамках какой-либо системы. Да я могу и не знать, что вообще существуют какие-то системы! Просто мне нравится эта колода, и я понимаю ее «язык». Значения карт я вывожу из тех образов и символов, которые изображены на них. Изучая каждую карту, одну за другой, вникая в символизм, я составляю для себя списки тех значений, которые карты могут иметь. В сущности, так называемые проработки колоды (на форумах или в группах) представляют собой изучение символизма конкретной колоды, а не арканологической системы. Опорной базой для работы в данном случае является именно символизм конкретной колоды.

3. Третий подход.

Возможно и совмещение первых двух подходов, когда я знаю систему, но вместе с тем, кроме тех значений, которые считаются традиционными, использую и те, которые самостоятельно вывел из символизма карт. Этот подход (в котором совмещается и универсальная система, и индивидуальный символизм колоды), пожалуй, используется чаще всего.

II. Методы интерпретации: интуитивисты и рационалисты

Это еще одно разделение. Оно базируется на исходной позиции, которой придерживается таролог.

1. Одни полагают, что сам процесс предсказания - это исключительно интуитивный процесс. А если это так, то учить значения карт и уж тем более знать всё наизусть не надо. Послание, которое несут карты в процессе гадания, будет считано чисто интуитивно, с опорой на те образы, которые запечатлены на картах. Если избирается такой метод, то, как правило, выбирается колода с прорисованными Младшими арканами, что вполне понятно. Карта, на которой изображены, к примеру, только 2 меча на пустом фоне, дает мало ассоциаций. Другое дело, если на ней будет изображен какой-то сюжет. Например, женская фигура с завязанными глазами, держащая два скрещенных меча и сидящая на фоне водной глади. Образ в данном случае выполняет смыслопорождающую функцию: все смыслы вытекают именно из образа, а не из каких-то моих знаний или представлений о значении данной карты.

2. Другой метод (можно сказать, прямо противоположный) основывается на другой точке зрения, а именно: для того чтобы продуктивно работать с колодой, нужно знать значение каждой карты наизусть, при этом необходимо глубокое знание каждой карты. Другими словами, нужно держать всю систему в голове! Такой метод можно назвать рациональным. При таком подходе не важно, прорисованы или не прорисованы Младшие арканы.

Из собственного опыта могу сказать, что знать значения карт надо. Иначе есть риск «утонуть» в безбрежном океане символизма. В голове, так или иначе, должна быть некая система координат, которая и позволит сориентироваться при чтении карт.

Однако здесь следует сказать и о другой стороне. Если придерживаться некой жесткой системы интерпретации карт (то есть считать, что вот «эта карта» значит только вот «это» и ничего другого), то эффект может быть также отрицательным. Чрезмерный догматизм может привести к тому, что смысл карты, лежащий в конкретном раскладе на поверхности, тарологом просто не воспринимается, так как не укладывается в его жесткие рамки и изначально игнорируется.

Поэтому при интерпретации карт в раскладе необходимо гармонично соединять все два начала: и рациональное, и интуитивное.

Чтение любого расклада - это одновременно и интуитивный, иррациональный процесс, требующий абсолютной свободы и чистоты нашего сознания (для того чтобы можно было воспринять информацию из «особых» сфер), и рациональный процесс, опирающийся на логику и, следовательно, требующий некого базиса.

Чтобы интерпретация расклада была глубокой и соответствующей реальности, правдивой, нужно придерживаться срединного пути: не загонять себя в узкие рамки, но в тоже время знать предел свободы.

Первым человеком, который связал карты Таро с древнеегипетской культурой, был француз Антуан Кур Жебелен (1728-1784), протестантский пастор, франкмасон, учёный. Свои изыскания и философские рассуждения он обобщил в капитальном труде "Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным".

Вот что сказал о Картах Таро этот выдающийся исследователь: "Таро. Древняя книга мудрости, которая была намеренно замаскирована древнеегипетскими жрецами под колоду игральных карт. Колода Таро распространена в Германии, Италии и Швейцарии, система египетская, как мы ещё покажем; название её состоит из двух восточных слов — Tar и Rha (Rho), и означает "Царский путь". Собственно говоря, она и пережила века именно потому, что оставалась нераспознанной в качестве книги мудрости" .

Второй важнейшей фигурой в египетской и вообще эзотерической традиции Таро, несомненно, является Жан — Батист Альет (1738-1791), более известный под каббалистическим псевдонимом Этейла.

Именно Этейла способствовал рождению массового интереса к Таро и распространению идей о Египетском Таро, впервые написанных Жебеленом.

В 1782 году Этейла написал и представил цензору книгу "Египетская картомантия или истолкование 78 иероглифов на картах, называемых Таро".

Этейла добавляет некоторые подробности: "Книгу Тота" создала коллегия из семнадцати магов во главе с Гермесом Трисмегистом; было это в 171-м году после великого Потопа, или за 3953 года до написания книги в 1783 году.

Изначальные картины были начертаны на золотых листах и находились в Храме Огня в Мемфисе" — это идея, которую впоследствии будет развивать Поль Кристиан. Великий гадатель и предсказатель был убеждён, что колоды, бытовавшие в современной ему Европе, были искажениями изначальных символов, и (впервые в истории!) — взял на себя труд "восстановить" Египетское Таро и создал для этого специальное исследовательское общество. Плод его усилий каждый может видеть в колоде "Большой Эттейлла, или Египетское Таро", которая издавалась в конце XX века французской фирмой "Гримо".

Подведём итог, Этейла (Жан — Батист Альетт) был первым, кто восстановил полную колоду изначального Египетского Таро, как "Книги Тота". Традиция Эттейлы очень быстро преобразовалась в один из методов картомантии или просто — гадании на картах.

Почему же гадание на Картах Таро стало столь популярным в наши дни? И его популярность набирает все больше оборотов. Во-первых, эти удивительные, сакральные карты стали доступны любому желающему. Хотя научиться профессионально предсказывать будущее, заглядывая в судьбы людей, не так то просто, как может показаться на первый взгляд. Во-вторых, Карты Таро раскрывают грядущие события с очень высокой степенью вероятности. За что их и полюбили специалисты высокого ранга.

Например, наши ведущие тарологи, ставшие уже широко популярными среди клиентов, составляющие элиту современных эзотериков-предсказателей. Все они в один голос высоко оценивают разработку древних египтян. Слова специалистов подтверждаются многочисленными положительными отзывами благодарных клиентов. В-третьих, эти удивительные карты не просто предсказательная система. Они способны изменить человека в лучшую сторону, помочь ему в самореализации. Тот, кто работает с этими сакральными символами, становится чище душой, обретает духовность. И что важно, энергия божественного присутствия и любви передаётся и клиентам. Карты Таро словно живые. Их можно изучать до бесконечности, исследовать тонкие связи. Есть истины исторические, и есть истины эзотерические. Исторические истины о Мистериях Пирамид и Арканах Таро, основанные на сохранившихся свидетельствах, текстах и изображениях, мы можем изучать и обобщать, а истины эзотерические ждут того, кто готов продолжить путь дальше.

Что позволяет увидеть система Таро?

Таро позволяет не только увидеть, возможные неприятности или конфликтные ситуации, но и даст человеку совет, каким образом ему "выйти сухим из воды". Как вести себя с партнёром, какое решение принять в запутанной ситуации: на работе, в быту, в личной жизни. Система позволяет толковать наши неосознанные сновидения, понимать общность судеб одного человека с необъятной галактикой, ибо путь Таро касается и открывает возможность глобальных знаний влияющих как на одного человека, так и его на семью, общество, страну и весь мир, в котором мы живём

Карты Таро называют книгой мудрости египетского бога Тота, только выраженной не текстом со сшитыми страницами, а в отдельных символах и образах, цифрах и знаках объединяющих в себе сакральный смысл судеб людских.

Известны карты Таро со времён фараонов, колода Таро была собранием золотых чеканных листов, фресок на стенах тайного храма, на которых в символической форме изображались оккультные истины — Арканы.

Само слово "Таро" означало — дорога Владык, Царский Путь… Знания для Избранных, зашифрованные образами, символами и цифрами, которые следует понять и научиться читать.

Обучаться Таро — это значит вступить на путь Посвящения, понимаемого, как последовательное овладение каждым из Арканов Таро, и ными словами — Путь к знаниям.

Часто люди задаются вопросом: "А есть ли смысл в предсказаниях? Что толку, если я буду знать своё будущее, ведь судьбу не обманешь?"

Действительно, судьбу обмануть невозможно, как невозможно перепрыгнуть телеграфный столб, но обойти можно саму ситуацию.

Вы удивлены таким парадоксом?! Сейчас поясню, что я имею в виду. Если судьба, к примеру, подготовила нам конфликт, то избежать этого мы не в силах. Но в наших силах усугубить эту ситуацию или ослабить. Так как это может быть лёгкая ссора с продавщицей или перебранка в автобусе, а может и серьёзный конфликт с начальством, который ничего хорошего не предвещает.

Открою маленький секрет. Если таролог предсказал вам, к примеру, предстоящую потерю какой-то вещи, то не ждите, пока судьба распорядится по своему усмотрению. Опередите события. Возьмите и сломайте какую-нибудь не очень ценную личную вещь и выкиньте ее. Это может быть старая расчёска, исписанная авторучка, носовой платок. Главное, чтобы предмет принадлежал лично Вам.

А как поступить, если намечается разрыв с любимым человеком?

Неужели и в такой щекотливой ситуации таролог может дать совет, способный сохранить любовь и взаимопонимание?

Да, и такая ситуация вполне разрешима. Можно, поругаться или порвать отношения с посторонним человеком, но это не самый лучший вариант. Я рекомендую отчитать свою собачку, кошечку или рыбку в аквариуме. Или "поссориться" с домашним цветком. Уверяю Вас, как не попадает снаряд в одно и то же место, так и элементы событий, "выстрелив" вхолостую, уже не окажут вам никакого вреда.

Это еще одна из моих любимых работ. Когда в конце 90-х я увлекся (как оказалось, на всю жизнь) картами Таро, литературы было очень мало. Мне захотелось собрать все, что можно было узнать о Таро Уэйта, в одном конспекте. Получилась вот такая книга, которая с 1999 года много раз переиздавалась под разными названиями и в разных форматах. Я постоянно исправлял неточности перевода, добавлял (по собственному желанию блеснуть ученостью) и убирал (по требованию издателей экономить бумагу и удешевлять книгу) разные исторические и теоретические материалы. Было несколько вариантов моего предисловия. Ниже я представляю облегченный (лишенный множества сносок) сетевой вариант.

***

Ответить на вопрос «Что такое Таро?» не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро — это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медитации. (Кстати, вопреки расхожему мнению, «обычные» игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот — в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое количество «козырей» — дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой работе по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифическая книга, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:

Таро — это, с одной стороны, целый комплекс человеческих практик, а с другой стороны — особый класс вещей, необходимых для этих практик.

Эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под практиками я понимаю Таро как:

  • игру (точнее, целое семейство карточных игр);
  • прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных систем, в основном относящихся к категории гадания, то есть использующих генератор случайных чисел);
  • символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать «класс систем»), кодирующую определенные философские, религиозные и т. д. идеи.

(Таро — это еще и особый жанр изобразительного искусства, в котором отметился, например, сам Сальвадор Дали. Но все равно готовое произведение оформляется как колода карт для гадания или философского созерцания, поэтому данную практику я бы не выносил в отдельный пункт.)

Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.

Таро как вещь может быть колодой карт или просто набором рисунков в книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.

Эта книга посвящена Таро как прорицательной и символической системе. Но я не случайно уточнил, что применительно к Таро можно говорить лишь о классах, или категориях, практик и лишь о достаточно обширном классе вещей. Не существует такой вещи, как «традиционная», «правильная» или «стандартная» колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать «стандартной» — дело личного выбора. Точно так же не существует единой, «традиционной» или «стандартной» методики гадания на картах Таро. И не существует единой «правильной» символической системы Таро. Итак, в нашей книге описывается лишь одна система Таро из многих — та, которую разработал английский оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857 — 1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Колман-Смит (1878 — 1951). Впервые изданная в декабре 1909 лондонским издательством «Райдер», эта колода впоследствии получила название « » и стала самой популярной в мире. О причинах этого беспрецедентного успеха мы поговорим чуть позже. В начале 1910 года то же издательство выпустило и книгу Уэйта, в которой даются гадательные и символические значения карт и методика прорицания — то есть собственно уэйтовская система.Книга тоже стала очень популярной, многократно переиздавалась на всех основных языках (в настоящем сборнике используются обширные фрагменты из нее), и для многих людей (особенно в Англии и США) Таро Уэйта — это, собственно, и есть Таро как таковое.

Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта — лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.

«Оккультным Таро» принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений — в противоположность колодам, созданным в первую очередь для карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры. Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, ассоциируясь с черной магией. На самом деле они происходят от латинского occultus («тайный», «сокровенный») и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.

Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змеям и лестницам» и т. п. были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, Мажорных или Больших Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. На этих страницах мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).

И тут начать нужно, безусловно, с французов Антуана Кура де Жебелена (1728(?) — 1784) и некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727 — 1804), чьи эссе « » и « » соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального труда де Жебелена «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным ». Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро. В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря с Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро. Кроме того, де Жебелен первым опубликовал — в качестве иллюстраций к своему эссе — колоду Таро, «исправленную» по оккультным соображениям. (Она состояла лишь из козырей и тузов и основывалась на распространенном тогда во Франции дизайне, который впоследствии получил название «марсельского Таро». Некоторые карты де Жебелен переименовал «в египетском стиле», а Повешенного (козырь XII) не только превратил в Благоразумие, но и перерисовал, поставив «с головы на ноги»). И де Жебелен, и де Меле обсуждали также гадательные применения Таро.


Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738 — 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом . Он впервые в документированной истории:

  • написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;
  • создал полную оккультную колоду (она была, с одной стороны, специально предназначена для гадания, а с другой стороны, должна была воспроизводить древнеегипетскую «Книгу Тота »);
  • установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и первоэлементами мироздания;
  • разделил карты Таро на мажорные и минорные .

Начиная с де Жебелена, все оккультисты создавали «исправленное» или «восстановленное» Таро. Основой для «исправления» сначала служило марсельское Таро, а со временем «исправляться» стали колоды предыдущих поколений оккультистов. Забегая вперед, укажу для примера, что Таро Уэйта, которому посвящена эта книга, было «исправлением» колоды ; в свою очередь, Уэйта «исправляли» и «дополняли» авторы, которых я перечислю позже. Эттейла исправил марсельское Таро очень радикально: он перерисовал все карты, поменял их названия и, что самое главное, нумерацию козырей. Этого ему не могли простить последующие поколения оккультистов, считавшие марсельское Таро либо древнейшим, либо максимально близким к гипотетическому древнеегипетскому прообразу, но, во всяком случае, «традиционным». (И все потому, что когда-то ученому масону де Жебелену случайно попалась на глаза колода не , не болонского Тароккино, не сицилийского Тарокко, а именно марсельского Таро.) Тем не менее, как показал текстологический анализ, проведенный недавно Джеймсом Риваком (США), около половины гадательных значений карт в книге того же Уэйта происходят от Эттейлы, либо от его учеников. Кроме того, минорные карты Эттейлы заимствовали для своих собственных колод такие видные оккультисты, как и (Эрнст Куртцан). Поэтому можно смело утверждать, что Эттейла еще и

  • заложил основы гадательных значений карт Таро;
  • внес вклад в иконографию оккультного Таро.

Гадательно-символическая система Эттейлы существует и развивается по сей день и породила много интересных вариаций, которым я намерен посвятить отдельную книгу. Но сейчас нас интересует другая ветвь традиции, основателем которой был Альфонс Луи Констан (1810 — 1875), более известный как Элифас Леви Захед или просто Элифас Леви. В его системе эзотерической философии Таро впервые оказалось тесно связанным с Каббалой — да и практически со всеми другими ветвями Западной оккультной традиции, поскольку свои энциклопедические сочинения Леви любил делить на 22 главы, которым соответствовали буквы еврейского алфавита, а значит, и козыри Таро.

Леви категорически отверг систему Эттейллы и взял за основу для марсельскую колоду. Он объявил Таро ключом ко всем оккультным наукам и практикам и самым совершенным инструментом прорицания. Вот важнейшие для истории оккультного Таро нововведения, предложенные Леви:

  • он связал десять очковых карт каждой масти с десятью Сефирот каббалистического Древа Жизни, а четыре масти — с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе);
  • хотя о соответствии козырей Таро еврейским буквам говорилось еще в «Первобытном мире », Леви первым соотнес Фокусника (позднее названного Магом) с буквой алеф , Папессу (впоследствии ставшую Жрицей) — с буквой бет , и т. д. Дураку (ненумерованному козырю марсельского Таро) Леви приписал 21-ю букву, шин .

Итак, Леви интегрировал Таро с Каббалой, и это была целостная система, которую продолжили развивать последователи Леви. Особенно большой вклад в нее внес доктор Папюс (Жерар Анкосс, 1865 — 1916). Он, в частности, в своей классической книге «Цыганское Таро » (1889) назначил козырям Таро астрологические атрибуты, воспользовавшись каббалистической книгой «Сефер Йецира », в которой буквы еврейского алфавита (уже соотнесенные Элифасом Леви с козырями Таро) сопоставляются с тремя стихиями, семью планетами и двенадцатью знаками Зодиака. Эта система, с отдельными вариациями, была вскоре принята оккультистами Германии, России и других стран, но, поскольку зародилась она во Франции, ее принято называть французской. Графически французскую систему впервые реализовал швейцарец (1860 — 1943). В 1889 году он издал колоду Таро из 22 козырей; эти же карты Вирта послужили иллюстрациями к «Таро цыган » Папюса.

Каббалистические и астрологические атрибуты карт — это важнейший аспект Таро как оккультной системы (да и как гадательной тоже, потому что эти соответствия не могут не влиять на значения карт в раскладах).


Французская система Леви — Папюса, при всей ее жизнеспособности и влиятельности,не лишена недостатков. Особенно странным и нелогичным выглядит размещение Дурака в последовательности козырей (Старших Арканов) между Судом и Миром. С одной стороны, если Дурак соответствует 21-й букве шин , он, по идее, и должен стоять между 20-й буквой реш (Суд) и 22-й буквой тау (Мир). Но, с другой стороны, в дооккультных колодах он либо вообще не имел номера, либо имел номер ноль, либо (в бельгийском Таро) нумеровался XXII, замыкая последовательность козырей. Во всех вариантах Таро как карточной игры Дурак — особая карта, которая подчиняется особым правилам (вроде джокера в других играх). Если верить в то, что создатели игры в Таро передали нам некое зашифрованное эзотерическое послание, на обособленность Дурака обязательно надо обратить внимание. Если ставить козыри Таро в соответствие буквам еврейского алфавита, логичнее предположить, что Дурак должен либо открывать последовательность, либо завершать ее. То есть соответствовать либо букве алеф (1), либо букве тау (22).

Оба этих варианта были реализованы после смерти Леви, что привело в конечном счете к созданию еще двух систем оккультного Таро.

Прародителем первой из них былеще один француз и ученик Леви, Жан-Батист Питуа (1811 — 1877), более известный под литературным псевдонимом Поль Кристиан. В его оккультных сочинениях « » (1863) и «История магии » (1870), в частности, описывается особая сложная система астрологии. В эту систему вплетаются нумерология, Таро и особый «алфавит магов», или «египетский иератический алфавит» (в принципе, это те же 22 еврейские буквы, только пишущиеся и называющиеся несколько иначе). Описывая Арканы Таро (кстати, именно Кристиан впервые назвал картины Таро «Арканами»), он следует порядку Леви (Крокодил, кристиановский аналог Дурака, имеет номер 0, но стоит между Арканами 20 и 21).

В 1888 году Эли Стар (он же Эжен Жакоб) издал книгу «Мистерии гороскопа », в которой описывается кристиановская версия астрологии и Таро. Эли Стар изменил нумерацию Крокодила (Дурака), поставив его на более уместное 22-е место.

В 1896 году (события все еще разворачиваются во Франции) вышла книга Р. Фальконнье «Двадцать два герметических листа прорицательного Таро ». Она была снабжена иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным текстам в соответствии с традицией Магов древнего Египта». Вряд ли иллюстрации Вегенераспециально создавались к этой книге, и вот почему. Фальконнье ввел свою собственную номенклатуру и нумерацию «листов» Таро.На картах Вегенера нет ни подписей, ни номеров, зато есть буквы того самого магического алфавита, который приводит в своих книгах Кристиан. Но если расположить карты по порядку букв, мы получим не нумерацию Фальконнье и даже не нумерацию Леви — Кристиана, а именно нумерацию Эли Стара (иначе говоря, карте с крокодилом и дураком соответствует 22-я, и последняя, буква алфавита).

Система оккультного Таро, в которой дизайн и названия карт происходят от Кристиана, а нумерация — от Стара, получила некоторое развитие вГермании, но расцвела по другую сторону Атлантики. В 1901 г. в Чикаго вышла книга Эдгара де Валькур-Вермона (писавшего под псевдонимом «Граф К. де Сен-Жермен»), в которой, в сущности, пересказывалась астрологическая система Кристиана — Стара. В 1936 году Элберт Бенджамин (известный более как , 1882 — 1951) издал книгу «Священное Таро ». Это шестой том из его энциклопедии герметических наук в 21 книге.Труды Заина и его собственная версия Египетского Таро породили несколько новых ветвей этой традиции в США и странах Латинской Америки.
Систему Леви — Папюса называют французской. Отпочковавшуюся от нее систему Кристиана — Заина я бы назвал американской.

Теперь мы переходим к английской системе — и приближаемся вплотную к теме настоящей книги, ибо Артур Эдвард Уэйт является ярким представителем именно этой школы Таро. Она тоже отпочковалась от французской системы, оформилась же в недрах знаменитого британского Герметического Ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году.

Для широкой публики название этого ордена ассоциируется в основном с многочисленными скандалами, расколами и судебными тяжбами, которые устраивали входившие в него знаменитости. Тем не менее, «Золотая Заря» сыграла важную роль в оккультном ренессансе начала ХХ века, породив огромное количество дочерних школ, орденов и оккультных систем. Основные ритуалы и теоретические документы Ордена составил Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 — 1918); он же разработал систему Таро «Золотой Зари». В 1888 году Матерс издал небольшую книжку «Таро: краткий трактат о чтении карт », в которой описывает колоду марсельского типа и приводит французские (т. е. согласно Леви) соответствия козырей еврейским буквам.Но уже в то время он работал над совершенно новой системой. В конце концов его новое, английское Таро было описано в так называемой «Книге Т », предназначенной только для членов Ордена. Супруга Матерса нарисовала соответствующую новым требованиям колоду. Ученики должны были собственноручно копировать ее и хранить копию исключительно для личного пользования. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Со временем были опубликованы как «Книга Т », так и само Таро «Золотой Зари». Английская система перестала быть тайной, но это лишь способствовало ее распространению.

Матерс, как и его предшественники, «исправил» колоду Таро. Он радикально изменил иконографию нескольких карт, назначил козырю Сила номер VIII, а Справедливости — номер XI (во французской школе и старом марсельском Таро было наоборот). Дурака он поставил не в конце последовательности козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответствовать не буква шин , как во французской системе, и не тау , как в американской, а алеф ! Кроме того, Матерс изменил общий порядок карт в колоде: в начале идут тузы, потом фигурные карты, потом очковые (в сложной астрологической последовательности); соответственно, козыри не начинают, а завершают колоду.


Перестановки карт позволили назначить козырям более уместные, с точки зрения Матерса, астрологические и каббалистические соответствия. Действительно, оккультной системе «Золотой Зари» нельзя отказать в целостности и продуманности деталей. Но от совершенства она была все-таки далека, иначе не находилось бы такое количество желающих ее реформировать. Две самые популярные в ХХ веке колоды Таро были созданы оккультистами, которые на каком-то этапе были видными членами «Золотой Зари». Речь идет, конечно, об Артуре Эдварде Уэйте и Алистере Кроули (1875 — 1947). С системой Кроули читатель может познакомиться, обратившись к его «Книге Тота », изданной в моем переводе . А мы наконец займемся непосредственно Уэйтом.

Уэйт был чрезвычайно эрудированным оккультистом и человеком разносторонних интересов. Начав свою карьеру католиком, он последовательно увлекался спиритизмом, теософией, учением Элифаса Леви, розенкрейцерством, мартинизмом, эзотерическим масонством... Он перевел и написал десятки серьезных книг, но прославился в первую очередь как автор самой знаменитой и продаваемой колоды Таро. В Герметический Орден Золотой Зари Уэйт, увлеченно коллекционировавший разные оккультные посвящения и степени, вступил в 1891 году; вскоре ушел из него, затем вернулся. В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт создал собственную группу раскольников — «Исправленный Орден Золотой Зари» — и распустил ее в 1914 году, сформировав затем «Братство Розового Креста». Все биографы Уэйта утверждают, что его наклонности всегда были не столько магическими, сколько мистическими, и он безуспешно пытался преориентировать «Золотую Зарю» с практической каббалистики на мистицизм более созерцательного толка. Тем не менее, в каббалистике он хорошо разбирался, с удовольствием переводил с французского Леви и Папюса и прекрасно усвоил магическую систему «Золотой Зари».

Теме картомантии и Таро Уэйт посвятил несколько небольших публикаций и наконец решил издать собственную — естественно, «исправленную», — колоду Таро. К тому времени (конец 1909 — начало 1910 гг.)из оккультных колод были широко распространены лишь эттейлловские, но Эттейллу «серьезные» оккультисты со времен Леви презирали как дешевого шарлатана. Авторитетом пользовалась колода Освальда Вирта, но в нейбыло лишь 22 карты Старших Арканов. Имело хождение египетское Таро Вегенера (см. выше); говорят, им пользовались теософы, но последователи Леви его тоже отвергали. И это, пожалуй, все. (Как уже отмечалось, к Таро «Золотой Зари» имели доступ только члены Ордена.) Возникла настоятельная необходимость в издании полной оккультной колоды Таро, которая бы стилистически не слишком далеко отходила от Вирта.

И вот в 1909 году во Франции вышла книга Папюса «Предсказательное Таро », к которой прилагался альбом — полная колода из 78 карт. Карты нужно было вырезать и наклеить на картон. Уэйт пошел по другому пути. В самом конце того же года он выпустил полную колоду готовых карт; книга «Ключ к Таро » и второе издание карт вышли в начале 1910 г.

Переиздания карт и книги Уэйта на разных языках и в разных форматах исчисляются десятками, если не сотнями.Таро же Папюса никогда не приобрело такой популярности. Почему? Старшие Арканы Папюса иллюстрируют описания Поля Кристиана (см. выше), а Младшие позаимствованы у Эттейллы. На очковых картах нарисованы только знаки мастей в соответствующем количестве и какие-то непонятные талисманы. Уэйт и здесь пошел по другому пути. Он велел своей художнице, Памеле Смит, снабдить каждую очковую карту, кроме тузов, уникальным сюжетным рисунком. Рисунок должен был отображать прорицательное значение карты. Вопреки широко распространенному мнению, Уэйт не был первым, кто до этого додумался (и он честно признает это в своей книге).Но то были колоды, известные разве что коллекционерам. А Уэйт и Смит сделали Таро для народа — широко доступное, понятное, готовое к употреблению. Теоретическая часть книги Уэйта (как и все его остальные работы) была написана очень мудреным языком, в многозначительном тоне, но описания карт и их значений в разных положениях и сочетаниях — достаточно просты и притом изящны.

Уэйт не дает ни на самих картах, ни в книге никаких астрологических соответствий, никаких еврейских букв — ничего, кроме общепринятых названий и номеров карт. Он сообщает, что в Таро существует Тайная Традиция (Доктрина) и не оставляет у нас сомнений в том, что сам он в нее посвящен, но объявляет, что многого раскрыть не может, ибо «здесь вопрос чести... Я чувствую, что пришло время сказать то, что можно сказать, чтобы свести к минимуму влияние нынешнего шарлатанства и неразумности». Название «Золотой Зари» в книге даже не упоминается. Вопрос о еврейских буквах (важнейший, как мы видели) Уэйт несколько раз затрагивает, но очень не хочет в него углубляться, отделываясь отговорками: «Истина в том, что настоящее расположение карт никогда не становилось известным».

Дурак под номером 0 располагается между козырями XX и XXI, как во французской традиции, но Сила имеет номер VIII, а Справедливость — XI (как в традиции «Золотой Зари»). При этом Уэйт ни единого разу не упоминает о «Золотой Заре»! Поскольку такое расположение козырей Сила и Справедливость именно в его книге впервые было опубликовано, а источник (Матерс и Орден Золотой Зари) не указан, неудивительно, что именно Уэйту и приписали авторство перестановки.

Замысел Уэйта, судя по вводным главам его книги, заключался в том, чтобы опубликовать внешнюю, экзотерическую версию эзотерической стстемы («Тайной Доктрины») Таро и составить здоровую конкуренцию шарлатанам и недоучкам (намекается на последователей Эттейллы и французской традиции). В части конкуренции замысел, безусловно, удался. Публика получила Таро, взывающее к интуиции, изображающее архетипы («универсальные типы»), не нагруженное (на взгляд непосвященного) сложными астрологическими и каббалистическими атрибутами. Пожалуй, в этом и заключается главный секрет всемирной популярности системы Уэйта: в том, что системы-то вполне может и не быть!Всё, что нужно для гадания и философской медитации, содержится в картах: смотри и истолковывай, как подсказывает интуиция. Список прорицательных значений может быть полезным, но в принципе можно обойтись и без него. Все карты Уэйта «говорят» — и это их качество стало чуть ли не стандартом для многих десятков позднейших Таро. Разрабатывая новые гадательные колоды, современные авторы все чаще иллюстрируют очковые карты, чтобы они напоминали пользователю о своих значениях и взывали к его интуиции. Кое-кто придумывает свои сюжеты, но чаще их заимствуют у соответствующих карт Уэйта. Так что система все-таки существует: хотя бы система образов.

Чтобы разгадать уэйтовскую «Тайную Доктрину», нужно быть учеником английской школы оккультизма. Один из таковых, Дэвид Аллен Халс, опубликовал в 1994 году монументальный труд «Ключ ко всему этому » (название цитирует кроулианскую «Книгу Закона », III, 47), в котором, помимо прочих интереснейших оккультных открытий, продемонстрировал скрытый символизм карт Таро Уэйта. Важнейшие наблюдения и рассуждения Халса включены в наш сборник; здесь мы только констатируем, что этот исследователь убедительно доказал: в Таро Уэйта есть и астрология, и Каббала, и другие магические атрибуты, и вся система образов выстроена в традиции Золотой Зари (хотя кое в чем и расходится с классическим ТароМатерса).

Итак, Таро Артура Эдварда Уэйта амбивалентно: с одной стороны, это продукт эзотерической (сиречь секретной) школы, выработавшей четкую систему иерархий, соответствий, атрибутов, ритуалов, посвящений и т. д. — то есть достаточно жесткую структуру теории и практики. Прорицание в «Золотой Заре» — это очень ритуализированная сакральная практика, требующая серьезной предварительной подготовки. Результаты прорицания выражаются в терминах духовной эволюции, астральных влияний, энергий Элементов и т. п.

С другой стороны, Таро Уэйта было опубликовано автором, то есть предназначено для всех. По этим картам можно гадать на сугубо мирские, повседневно-бытовые темы (что люди и делают уже десятки лет), даже не подозревая о существовании какой-либо оккультной традиции. Можно назвать эти два аспекта уэйтовской системы соответственно эзотерическим и экзотерическим. В настоящем издании предпринята попытка представить оба аспекта. Но читатель должен отдавать себе отчет в том, что для полного понимания эзотеризма Таро Уэйта следует искать посвящения в оккультную школу, следующую традиции «Золотой Зари». Ни из каких книг всех необходимых знаний не почерпнешь: нужна систематическая учеба и работа под руководством квалифицированных наставников. Что же касается экзотерического, или интуитивного, понимания этого Таро, то мы надеемся, что описания карт и упражнения, собранные нами из разных источников (в первую очередь из книги самого Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро »), помогут читателю сделать первые шаги на этом пути.

В заключение надо отметить, что история Таро Уэйта не окончилась с публикацией его колоды и книги. Во-первых, сам Уэйт с годами все больше разочаровывался в ритуальной магии «Золотой Зари» и созданной под ее влиянием собственной колодой Таро. В 1919 – 1923 годах художники Уилфрид Пиппет и Джо Брамс Триник создали для Уэйта новое, более мистическое Таро — 22 «Великих Символа Путей [Древа Жизни]» . Эти рисунки использовались в уэйтовском «Братстве Розового Креста», о котором мы упоминали выше, и не получили распространения за пределами этой школы.

Судьба же первого Таро Уйэта, или колоды «Райдер — Уэйт», была более интересна. Как мы уже отметили, это Таро многократно переиздавалось. Им охотно пользовались как гадалки, так и «высоколобые» оккультисты. Но и издатели карт, и лидеры оккультных школ рано или поздно явно начинали чувствовать, что в Таро Уэйта «чего-то не хватает». Издатели старались сделать эти карты «покрасивее», меняя цвета и перерисовывая все заново . Оккультисты поначалу пользовались колодой «Райдер — Уэйт», а потом создавали свою собственную. Приведем лишь несколько примеров:

К. К. Заин в созданной им школе «Братство Света» (www.light.org ) поначалу пропагандировал Таро Уэйта, но в 1918 году опубликовал свою собственную колоду, в египетском стиле .

Пол Фостер Кейс, еще один выходец из «Золотой Зари», в созданной им школе «Строители Святилища» (www.bota.org) пользовался Таро Уэйта, но в 1931 году опубликовал свою собственную колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями.


Долорес Эшкрофт-Новицки для своей школы «Служители Света» (www.servantsofthelight.org) в начале 1990-х годов заказала колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями в духе классической системы «Золотой Зари».
Борис Моносов, основатель российской школы магии «Атлантида» (www.avvadon.org), использует в своей системе Таро колоду «Таро Аввадона » (1993). Она основана на Таро «Райдер — Уэйт», но нарисована в «русском стиле».

Эйлин Коннолли, выдающийся таролог и нумеролог современности, разработавшая собственную систему толкования Таро Уэйта, в 1989 году создала (вместе с сыном-художником) и собственную колоду , во многих деталях отличающуюся от уэйтовской.

Как относиться к такому огромному количеству «улучшенных» версий? Конечно, можно воспринимать это как свидетельство несовершенства оригинала, Таро «Райдер — Уэйт», но можно и как доказательство его жизнеспособности и эффективности. Так или иначе, системе Артура Эдварда Уэйта скоро исполнится сто лет! И к вековому юбилею она подходит живая-здоровая и окруженная системами-детьми и даже внуками.

Знание и соблюдение этих законов гарантировали людям процветание и благополучие.

Но КЕМ и КАК были переданы людям эти знания?

Кого Высшие Силы использовали в качестве проводника этой бесценной информации?

Кто мог выступить посредником? Кто имел возможность общения и взаимодействия на тонком (астральном) и плотном, а некоторые и в божественном измерениях?

Те самые атланты, которые до сих пор будоражат умы человечества. Внешне атланты отличались от людей. У них были удлиненные черепа - за счет увеличенных лобных долей. Египетские тиары были специально для того, чтобы скрывать необычную форму черепа и не пугать человечество. Так в этих лобных долях располагались рецепторы для обрабатывания тонкого (астрального ) плана.

Они могли не только видеть его, но и взаимодействовать в нем. Атланты действительно были на земле, но они не являлись коренными жителями этой планеты. Проявили они себя на территории древнего Египта. А так как Древний Египет поклонялся звезде Сириус , это была священная для них звезда, много шансов на то, что атланты были из той звездной системы. Причина их попадания на планету Земля до сих пор остается тайной. Возможно, в результате катаклизмов, экологических или техногенных катастроф.

Им было предоставлено право использовать Землю, как место проживания, но с обязательным условием: они не имели права вмешиваться в естественное развитие человеческой расы. Но в итоге один или несколько из них решили, вопреки запрету, ускорить ход развития эволюции человечества. Для этого нужно было создать механизм, который работал бы на физическом плане и на энергетическом. На физическом плане изменились бы то ли ось вращения, то ли угол вращения Земли, то ли скорость (здесь мнения расходятся).

В результате образовалась бы энергетическая воронка, чтобы в результате можно было запустить на планету новый тип энергии. В итоге, в результате каких-то ошибок и неверных расчетов, с Землей стали случаться страшные потрясения: природные катаклизмы и, что еще хуже, энергетические катаклизмы. Таким образом, естественный ход развития человека был нарушен и требовались помощь и поддержка в условиях изменившейся жизни. Космический Логос рассудил: раз виноваты атланты, значит, и исправлять ситуацию будут они же.

Из группы выживших после катаклизмов атлантов было выделено некое подобие экспедиции, члены которой отправились во все значимые цивилизации Земли, чтобы знакомить с новым миром и развивать уже как-то по-другому. И во многих культурах, например, в Древнем Египте, они были новыми богами, чужестранцами. Туда пришло 5 атлантов - Тот Тахути, Озирис, Сет, Нефтида и Изида. У них была разная степень родства и разные миссии. Непосредственно к системе Таро имели отношения двое из них — Тот Тахути и Изида.

Тот Тахути был известен не только Древнему Египту. Гермес Трисмегист (Триждывеличайший был признан Богом в трех цивилизациях своего времени: в Греции под именем Гермес, в римской цивилизации под именем Меркурий; в Древнем Египте он был обожествлен под именем Тота Тахути).

Тот Тахути стал учителем для человечества. Ввел понятие «что наверху, то и внизу» , подняв, таким образом, ценность не только человечества, но и каждого человека в отдельности на астральном и на Божественном плане: если в душе каждого человека станет больше света, значит, света станет больше во всех мирах. Он являлся и посредником, и помощником во всех трех мирах.

Понятие Триждывеличайший говорит о том, что он был признан таковым во всех трех мирах:

  • плотном (физическом),
  • тонком (Астральном),
  • Божественном.

Тот Тахути создал некую школу посвящения, где с неофитами проводились обучение и нравоучительные беседы. Так как многие понятия человеку были просто неясны, рисовались картинки. А как нарисовать карму? Вот и в основу объяснения лег Старший Аркан Правосудие. Таким образом, он ввел 22 основополагающих принципа законов Вселенной. То есть как устроена жизнь в нашей Вселенной. По поводу миссии Тота Тахути сохранился миф: Тот Тахути пришел к Богу, создавшему все сущее, и попросил его дать все знания о Подлунной (Земля). Бог попросил его открыть свое сердце и передал все эти знания и сказал: «А теперь иди на Землю и расскажи людям так, чтобы они все поняли».

Такая у него была уникальная миссия, правильно передать знания, чтобы они сохранились надолго в неприкасаемом виде.

Изида. Вначале Арканы были предназначены для философии и для познания. Изида помогла приспособить карты Таро для всех познаний, а не только философских.

Младшие арканы — это ее заслуга. Информацию Таро получают из Акаши Хроник Земли (информационное поле земли, тонкого плана, где содержится вся информация из Подлунной) и только оттуда. Сам таролог является лишь проводником и транслятором этой информации.