Свобода и необходимость в человеческой деятельности философия. Свобода и необходимость человеческой деятельности

16.05.2020 Гадание

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие : создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Развивающи е: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные : формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование: персональный компьютер, презентация

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» .

Баранов П.А., Воронцов А.В. «Проблемные задания на уроках обществознания».

Эпиграф


Ход урока

I .Организационный момент

II .Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем эти изображения)

Свобода поэзии , Свобода, ведущая народ» , статуя Свободы

Что объединяет эти изображения? Свобода.

О своей работе «Freedom» Зенос говорит следующее: "Я хотел создать скульптуру взглянув на которую любой человек, независимо от происхождения понял бы, что речь идет о попытке вырваться на свободу. Эта скульптура символизирует борьбу за свободу посредством творческого процесса. Хотя для меня, это ощущение возникло из за конкретной личной ситуации, я почувствовал, что оно присуще почти каждому человеку, который ищет выход из конкретной ситуации, преодолевая жизненные обстоятельства, ведет внутреннюю борьбу, и находит выход.

III . Актуализация знаний

Свобода сложный феномен. Для каждого человека имеет свои оттенки.

Что есть свобода для пирата? Захват кораблей Заключенного? Выйти из тюрьмы Школьника? Каникулы

Прием Мозговой штурм

Что есть свобода для вас?

русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии.

О чем пойдет речь на уроке? Какие версии?

Работа с эпиграфом

Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

    Что такое свобода?

    Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека

Формулировка цели урока

Цель: изучить, что такое свобода, необходимость в человеческой деятельности, выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

Задачи: сформировать представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Формировать умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

IV . Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

1. Что такое свобода?

Работа с источниками

Существует множество различных определений свободы. Вам необходимо изучить определения свободы. Выделите общее в определениях.

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой»

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный».Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

В понимание свободы связано с наличием человека.

В :

Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

В свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, , и т. д

Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);

Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Что общего в определениях?

Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы.

Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений)

т.е. свобода – отсутствие ограничений . Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки) внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения внешние обстоятельства

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.
(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.
Прокомментировать.

Работа с источниками

Буриданов осел . Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Текст «Буриданов осел»

Жил-был Буридан.. А был у того Буридана осел. Решил как-то раз Буридан своего осла покормить, и нет, чтобы положить корма в одно место, а наполнил он кормом две кормушки, да так получилось, что поровну корма-то вышло. И не было между кормушками никакой разницы, и нельзя было дать ни одной кормушке предпочтения. Посмотрит Буриданов осел на одну кормушку, посмотрит на другую – к какой подойти не знает. Долго выбирал осел, пока с голоду и не подох. Такая вот история про Буриданова осла.

В чем смысл прочитанного?

Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше? (аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами

ПРИТЧА

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность

Условия существования свободы:

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности : 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

2 .Свобода есть осознанная необходимость

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося… Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость»?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Печорин- фаталист.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Хрущев

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Работа с таблицей. Какие точки зрения на свободу в деятельности человека?

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Проиллюстрировать примерами из литературы, истории

Прежде чем дадим определение свободы, скажите, как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое учебное действие?

(ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть.(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля, наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Сформулируйте определение свободы

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации

Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны? Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде. На это обратили внимание философы еще в древности.

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор) Свобода человека состоит в том, что он волен выбирать цели и средства

V .Первичное закрепление.

Составить кластер по вариантам

1.Признаки свободы

альтернатива, выбор, возможность, воля, активность, независимость, необходимость, ответственность, осознанность

Метод ранжирования по степени важности:

Альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость

2.Составить кластер ЗАВИСИМОСТЬ

от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег

3.Составить кластер ОГРАНИЧЕНИЯ

мораль, власть, ложь, обвинения, шаблоны, привычки
А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты – демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …
Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» - согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева?

Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

VI . РЕФЛЕКСИЯ

Проверка заполнения интеллект карты

Интеллект карта

Свобода и необходимость в деятельности человека

СВОБОДА

Выбор осознанность ответственность

Домашнее задание.

Написать эссе: Платон: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Библия БДСМ. Полное руководство автора Таормино Тристан

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

“ЭМПИРИЗМ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ: ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПО ЮМУ” (“Empirisme et subjectivite: Essai sur la nature humaine selon Hume”) - книга Ж. Делёза (см.), опубликованная в 1953.Согласно Делёзу (первая глава “Проблема познания и проблема морали”), “Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

3. Понимание человеческой речи О способности собак понимать речь людей сложено множество легенд. Но, к сожалению, это всего лишь легенды. Собака воспринимает человеческую речь совершенно иначе, чем сам человек, это в значительной степени именно восприятие, а не понимание.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Искусство обмана [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

7.1 Взаимодействие человеческой самки с разными самцами С точки зрения биологии, если вас что-нибудь кусает, то оно, скорее всего, женского пола. Скотт Круз Как мы показали в предыдущих главах, биологическая роль человеческой самки заключается в поиске генетически

автора Автор неизвестен

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

автора Автор неизвестен

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Из книги Энциклопедия резервных возможностей человека автора Багдыков Георгий Минасович

Феномен человеческой памяти По мнению ученых, человеческий мозг может вместить 1020 единиц информации. В переводе на общепринятый знак это означает - каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки имени Ленина в

Из книги Большая книга афоризмов автора

автора Душенко Константин Васильевич

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Человеку свойственно стремление к свободе - это одно из самых сильных человеческих чувств - естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения.

Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения, когда все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергались. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной человеку Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.

О значении свободы для самореализации человека размышлял еще Аристотель, который утверждал, что свобода присутствует только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо.

С особой силой стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Каждый политический лидер и революционный вождь клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но в разное время смысл, вкладываемый в понятие «свобода», был различным. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли, или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайностям в решении этой проблемы были волюнтаризм, согласно которому человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится, это его родовое качество, и фатализм, который утверждал, что мире все предопределено, каждое действие человека, даже его своевольное действие, есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи.

В повседневной жизни человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, не с фатализмом в виде судьбы и рока, а с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства - воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего природного бытия, выражаемого конкретностью своей вещественности и телесности. Но в то же время бытие человека - это не одномерная линия из прошлого в будущее, а всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами их реализации.

В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора и человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, как наследие всей предыдущей истории развития человечества, с другой - наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Философы выделяют следующие этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется, когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что ее изменить нельзя из-за ограниченности материальных или духовных возможностей. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы - возможность и способность выбирать. Чем больше материальных и духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможностей выбирать. Третий, высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Эти два положения просто исключают друг друга. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отвергает. В древности такие люди подвергались остракизму - изгнанию из общины.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости - в силу внешних причин (требования законодательства, указания).

На первый взгляд это противоречит свободе. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Однако человек по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом проявляется свобода - в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это бремя выбора. Основа выбора - ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также за определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы не может быть ответственности, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека .

Общество, общественные условия - необходимое условие свободы личности. Общества, где господствуют произвол, тирания, попирается законность, осуществляется тотальный контроль государства за жизнью сограждан, нельзя отнести к свободным. Свободу может обеспечить только общество, где существуют демократические принципы.

Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, возникает вопрос: есть ли подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Следовательно, личная свобода непосредственно связана с ответственностью человека - готовностью личности отвечать за себя, свои дела и поступки. Свобода многогранна: можно говорить о внешней свободе (свободе «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. Свобода проявляется не только в том, чем человек живет, но и в том, как он живет, и в том, что делает он это свободно.

  • Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 158.

Новости:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
- фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
- волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.