Должностная инструкция для священника рпц. Требования к священнослужителям

09.05.2020 Гадание

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжания ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей. Но при этом не стоит забывать, что центральной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в целом). Именно Пресвятой Троице достойно воздавать наивысшую степень поклонения.

Права священнослужителей

Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлияли различные исторические эпохи и те государства, в которых существовала Православная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновенность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление. Современное гражданское законодательство не предусматривает данной привилегии духовенства, уравнивая в правах священнослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси священнослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уголовным делам). В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно. При этом стоит отметить, что по канонам Церкви любая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства. Важно понимать, что Церковь стоит выше государства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпохи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почитание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры – у епископов. Во взаимных отношениях между священнослужителями привилегию чести имеет тот, кто находится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространилась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почтение высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую очередь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовного звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

Помимо определенных прав священнослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обязанности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, которые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужителей является следующее: все то, что возбраняется совершать кандидату в священнослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церковными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковнои священнослужителям строжайше запрещено предаваться винопитию (пьянству) и азартным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора запрещает священнослужителям (а также мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запрещает священнослужителям поднимать руку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запрещает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприятиях, например, таких как: конские бега и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посещение питейных заведений (54-е правило Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или неженатым клирикам – содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязательны к исполнению. Так, по 27-му правилу Трулльского Собора священнослужителю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му правилу Седьмого Вселенского Собора священнослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относится и к семейной жизни священнослужителя. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что данных правил и канонов достаточно много, но все они направлены на достижение одного результата – сохранение чистоты священнического служения и предостережение мирян от впадения в различные мирские искушения.

Отдельно стоит сказать о правах и обязанностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является начальной ступенью священнослужения в Церкви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких священнических чинов при совершении богослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божественной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослужения полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пресвитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Священного Писания. Диакон не имеет права совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощником. Также необходимо отметить, что диакон без благословения священника не может надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископского благословения диакон не имеет права совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положения, то диакон может быть женат, но только один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресвитеры. Пресвитеры также обладают своими определенными правами и обязанностями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключаются в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные богослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пастырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все данные права священник получает от епископа в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещением, лишается права совершать богослужения. Пресвитер, переведенный в причетники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священнического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической иерархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все епископы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архиереями, – полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таинство Священства, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Евхаристии. В своей епархии ему принадлежит право назначать на приходы священно- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6 – 7). Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом и епископы – черный клобук без креста.

Что священник делать не имеет права.

Священник не имеет права рассказывать кому-либо то, что услышал на исповеди. Он имеет права, однако, рассказать, поясняя или в целях обучения, какие-то детали исповеди отдельных людей, но тогда он непременно должен «обезличить» эти детали — непременно так, чтобы никто из людей не мог даже предположить, о ком конкретно идет речь. То есть, если вы услышали, как батюшка кому-то говорит: «Один человек исповедался мне в таком-то грехе, и способ победить этот грех существует только такой-то!», а вы (только вы!) вдруг в «одном человеке» узнали себя — не стоит кидаться на священника с упреками. Он ничего не нарушил, и не раскрыл вашу тайну исповеди.
Замечу, что священник законодательно освобожден от раскрытия тайны исповеди даже перед органами дознания, следствия и суда. Эта норма закреплена в п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ и п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ (священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди).

Священник не имеет права проводить никаких таинств (за исключением Крещения) и обрядов относительно человека некрещеного. Ни причащать, ни венчать, ни отпевать, ни даже молебен служить о некрещеном не станет ни один священник. Все церковные таинства и обряды — лишь для крещеных, для членов церкви. Всем прочим доступно только Крещение — как Вход. И никакие аргументы (вроде «Да он правда собирался креститься, только вот как-то не успел!») не проходят. Так что для некрещеных путь один — принять Крещение (если есть желание) и не тянуть с этим. Или (если все ж «собирался и не успел») — домашняя (келейная ) молитва родных и друзей. Она вполне возможна.
Еще одна, близкая, но не идентичная ситуация — отлученные от церкви и самоубийцы.
Отлучение от церкви не означает «раскрещения» или «отмены крещения», но от церковных треб человека отлучает, исключает возможность совершения их. Снятие отлучения (прещения ) возможно лишь при жизни человека, через Покаяние (исповедь ). При том, необязательно, чтоб отлучал и снимал прещение один и тот же священник. И пара слов об анафеме . Вопреки распространенному мнению, анафема — всего лишь гласное всецерковное объявление факта отлучения от церкви, а никак не «проклятие», «пожелание зла» и т.п. Разница лишь в общем оглашении, и в том, что именно анафеме предают широко известных людей, в основном — ересеучителей, с простой целью — чтоб все православные точно знали, что учение этого человека — ложно (ересь ). Анафема, как и просто отлучение, снимается тоже только через прижизненное Покаяние (и, если сочтут необходимым — епитимию , церковное наказание). Но процесс как наложения, так и снятия анафемы более долгий, и вопросы эти решаются обычно Собором — именно в силу гласности: необходимо исключить и ошибочное наложение, и ошибочное снятие анафемы, довести и то, и другое до сведения всех священников и т.д.
Самоубийц (удавшихся) в церкви не отпевают и о них не служат панихиды (можно, конечно, «схитрить», и не упомянуть о самоубийстве, только вот тогда серьезный грех ляжет именно на «схитрившего») по одной простой причине — самоубийца добровольно бросил самый великий дар Бога — жизнь, тем самым отвергнув Дарителя, и отлучив сам себя от церкви. Притом, он теряет возможность прижизненного покаяния (в отличие от самоубийц неудавшихся — те могут покаяться в попытке суицида и тем самым вернуться в церковь). Есть одно исключение — если самоубийство было совершено импульсивно, без долгого и/или тщательного продумывания, в «помраченном рассудке» — при душевном заболевании, в состоянии аффекта, или в алкогольном, токсическом либо наркотическом опьянении. При том, само по себе пьянство или наркомания церковь признает грехом, но и, одновременно, особым видом душевной болезни. Разрешение на отпевание (а следовательно — и на последующее поминание в церкви, служение по ним панихид) дается правящим епископом. Есть надежда и желание доказать самоубийство в помрачении — дорога вам к епископу.

Священник никогда не проведет никаких треб над животными. Не потому, что животные «недостойны», а потому, что церковные требы обращены на то, чтоб избавить того, ради кого они свершаются, от греха. А животные, не имея свободной воли (свободы выбора — с Богом или против Него), не имеют и греха. Следовательно, требы в отношении них не имеют смысла. Немного особняком стоят иногда встречающиеся просьбы «освятить котика (собачку, хомячка, кролика, …)». Тут дело в том, что освящению подлежат лишь плоды человеческого труда. Построенный дом, лодка, автомобиль (колесница — и кто докажет, что автомобиль колесницей не является?), возделанное поле, и др. Животное, как существо, изначально созданное Богом и далее плодящееся и размножающееся по установленным Им законам, к делам рук человеческих не относится. Ведь человеку пока так и не удалось «с нуля» создать ни одно живое существо. Клонирование и игры с «генной модификацией» не в счет — это, по сути, «пиратское» использование возможностей, заложенных в клетках живого организма с совершенно другими целями.

Священник не имеет права заниматься бизнесом. То есть, «свечной заводик в Самаре и наливочку распивать» — дело исключенное. Исключение, с разрешения правящего епископа, только для двух видов «сторонней» деятельности — преподавание (как правило, церковных дисциплин) и научная деятельность (обычно тоже в околоцерковной сфере). И разрешение дается только тогда, когда эта «сторонняя» деятельность не помешает деятельности основной — Служению.
Однако ж замечу, что запрещена именно деятельность, направленная на личное обогащение. А вот завести тот же свечной заводик и направлять прибыль от него на нужды храма никто не запретит, но обычно и в таких предприятиях священник не является руководителем или владельцем дела.

Священник не имеет права заниматься политикой. Ни в какой форме — участвовать в политических партиях, избираться в любой орган власти, и т.д. Это требование всегда было негласным, закреплено на бумаге, если не ошибаюсь, постановлением Поместного Собора 1917-1918 года, и ныне подтверждено.
Однако это требование не исключает права священника (и даже архиерея) на высказывания по поводу тех и иных событий политической и общественной жизни, кроме высказываний, порождающих «смуту», то есть беспорядки и кровопролитие в той или иной форме. Может священник и участвовать в митинге или демонстрации — но лишь как рядовой участник, а не в числе организаторов. И такое участие не означает ни поддержки церковью целей митинга, ни осуждения. Такое участие — лишь личная позиция этого конкретного священника.

Священник не имеет права на насилие. Любое. Даже если его бьют, он не имеет права ударить в ответ (а должен деятельно воплощать «Если ударили в левую щеку — подставь правую!»). Поэтому же многие священники не садятся сами за руль — ДТП, даже случайное, все равно есть насилие.

Что священник может делать, а может и не делать.

Священник, помимо Служения церковного, может еще заниматься еще и служением общественным или социальным. Вариантов масса — от опекания армии, помощи больным (в том числе, и сбором денег на операции и вообще лечение), помощи многодетным или сиротам, до работы с заключенными (знаю бывшего «сидельца», ныне электрика в храме). Вот эта деятельность — необязательная, но обычно в каком-то из направлений она все равно ведется, в меру сил, возможностей и наличия нужных специалистов среди прихожан — поскольку ведется именно силами приходской общины, а священник помогает-организует-пробивает-договаривается.

Что священники должны делать.

В первую очередь священник должен служить в церкви. То есть, буквально — служить службы, и в первую очередь самую главную — Божественную Литургию . Больше того, они не просто должны служить, сам смысл священства и заключается именно в служении Литургии. Как минимум — каждое воскресенье. Плюс Пасха (собственно Пасхальная ночь, или утро Пасхального воскресенья), Двунадесятые праздники (это двенадцать великих праздников: Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица), Плюс праздники престольные — дни, отмечающие события, в честь которых освящены престол (престолы) храма, в котором служит священник.
Исключение — только для священников, ушедших на покой. Обычно это или очень серьезно больные, или очень старые священники. Они, как правило, не приписаны ни к какому храму, а по возможности и состоянию служат время от времени в одной из близлежащих церквей, конечно же, по согласованию с ее настоятелем.

Второе — священник должен, как это называется на церковном языке, отправлять требы , в число которых входят таинства и обряды .
Таинства — это Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак (венчание). В Православной церкви есть еще одно, седьмое, таинство — Священство или Хиротония (возведение в священный сан), но оно совершается всегда соборно, с участием священников и архиереев, а не одним священником.
Обряды — это небольшие молитвенные службы: молебен (цель может быть самая разная — освящение предметов, строений, икон; общее моление о погоде — послании дождя или напротив, его прекращении и т.п.; усиленная молитва о здоровье болеющего, о находящемся в трудном путешествии, о благополучном свершении какого-либо важного дела — учебе, например), панихида (моление об упокоении души умершего), отпевание, погребение и пр.
Требы так называются потому, что, в отличие от регулярных служб, они совершаются по требованию — одного ли человека, или группы людей. Соответственно, о необходимости требы надо явно сообщить (заказать). И лучше не просто прийти и просить требы, а хоть немного заранее узнать, когда ее можно заказать. Так, не в каждый день служатся панихиды (их не служат, например, в Светлую седмицу — неделю, следующую сразу после Пасхи), не всегда есть возможность сходу поехать освящать дом или квартиру, даже Крещение младенцев (а тем более, взрослых) проводится не каждый день.
Однако есть некоторые исключение — требы «страха ради смертного». Это Исповедь, Причащение, Соборование и Крещение тяжело болеющего или находящегося при смерти. Эти требы совершаются, по возможности, немедленно, сразу после того, как человек попросит их отправить. Слова «по возможности» имеют буквальный смысл — если человек пришел просить отправить такую требу, и вцеркви есть свободный священник, то он сразу идет (или едет) ее отправить. Отсрочка — только в случае, если в данный момент происходит Литургия, либо если сейчас в храме нет ни одного священника. Тогда священник отправляется вскоре по ее завершении, либо по прибытии в храм первого же священника. Поэтому, если тяжело болеющий родственник или друг просит привести священника, не стоит медлить. Иначе может получиться печально — сегодня забыли, завтра некогда, послезавтра пошли звать — а священник уже к кому-то уехал. А пока его дожидались, больной умер, не дождавшись желаемого. В подобном случае медливший принимает на себя очень тяжкий грех.
Отказать в отправлении такой неотложной требы священник не может, однако — внимание! — он может ее отложить — например, если он уже ранее получил подобную просьбу. В таком случае можно приводить аргументы — например, может оказаться, что родственник того, кто просил ранее, просто тяжко болен, а родственник пришедшего чуть позже — при смерти. Тогда священник в первую очередь отправится к тому, кто находится в более тяжелом состоянии. Однако последнее слово, решение, куда ехать раньше, остается именно за священником, и мотивировать вам его он не обязан. Если вам отказано в первоочередности — у вас есть выбор. Можно положиться на Господа и Волю его и дождаться этого же священника. А можно обратиться к другому священнику этого же храма, или вообще в другой храм. Иногда (например, если дело происходит в небольшом поселке, где только один храм и один священник) остается лишь уповать на Господа.
Еще раз повторю — все прочие требы не относятся к неотложным, и об их отправлении стоит договариваться заранее.

Сергей Милов

ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжа­ния ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей.

Но при этом не стоит забывать, что централь­ной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в це­лом). Именно Пресвятой Троице достой­но воздавать наивысшую степень покло­нения.

Права священнослужителей

Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлия­ли различные исторические эпохи и те го­сударства, в которых существовала Право­славная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновен­ность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии за­прещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковно­го отлучения).

По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление.

Современное гражданское законодатель­ство не предусматривает данной привиле­гии духовенства, уравнивая в правах свя­щеннослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси свя­щеннослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уго­ловным делам).

В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно.

При этом сто­ит отметить, что по канонам Церкви лю­бая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства.

Важно по­нимать, что Церковь стоит выше государ­ства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпо­хи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почи­тание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослу­жители и диаконы испрашивают благо­словение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры - у епископов.

Во взаимных отношениях между священнослужителя­ми привилегию чести имеет тот, кто на­ходится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространи­лась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почте­ние высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую оче­редь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовно­го звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

Помимо определенных прав священ­нослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обя­занности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, ко­торые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужи­телей является следующее: все то, что воз­браняется совершать кандидату в священ­нослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церков­ными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковно- и священно­служителям строжайше запрещено пре­даваться винопитию (пьянству) и азарт­ным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора за­прещает священнослужителям (а так­же мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запре­щает священнослужителям поднимать ру­ку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запре­щает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприя­тиях, например, таких как: конские бе­га и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посе­щение питейных заведений (54-е прави­ло Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или не­женатым клирикам - содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязатель­ны к исполнению. Так, по 27-му прави­лу Трулльского Собора священнослужи­телю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в не­приличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му пра­вилу Седьмого Вселенского Собора свя­щеннослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлы­ми и пышными одеждами, да исправляют­ся. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относит­ся и к семейной жизни священнослужи­теля. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелева­ем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора стро­го запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть стро­го моногамным. Второй брак вдовым свя­щеннослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика не­допустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего миря­нина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в слу­жение церковное. Аще же по рукоположе­нии мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожи­тельствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брач­ной верности женой клирика несовмес­тимо со священнослужением, то наруше­ние ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что дан­ных правил и канонов достаточно мно­го, но все они направлены на достижение одного результата - сохранение чистоты священнического служения и предосте­режение мирян от впадения в различные мирские искушения.

Отдельно стоит сказать о правах и обя­занностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является началь­ной ступенью священнослужения в Церк­ви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких свя­щеннических чинов при совершении бо­гослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божест­венной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослуже­ния полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священ­ные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пре­свитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Свя­щенного Писания. Диакон не имеет пра­ва совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощни­ком. Также необходимо отметить, что диа­кон без благословения священника не мо­жет надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископ­ского благословения диакон не имеет пра­ва совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положе­ния, то диакон может быть женат, но толь­ко один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресви­теры. Пресвитеры также обладают свои­ми определенными правами и обязанно­стями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключают­ся в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные бо­гослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пас­тырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все дан­ные права священник получает от еписко­па в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещени­ем, лишается права совершать богослу­жения. Пресвитер, переведенный в при­четники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священ­нического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической ие­рархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все еписко­пы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архие­реями, - полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главны­ми совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таин ст во Свя щен ст ва, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Ев­харистии. В своей епархии ему принадле­жит право назначать на приходы священ­но- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общи­ны, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6-7). Позднее, в процессе становле­ния церковного юридического статута, они получили еще наименования: патри­арх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патри­арху принадлежит право ношения бело­го куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы - черный клобук с крестом и епископы - черный клобук без креста.

По Церковному праву

Права и обязанности клириков


1. Природа и тройственность священнического служения


Права и обязанности клириков вытекают из природы священства. «…Священство есть продолжение и участие в одном и единственном священстве Христа, которое даровано Церкви». В служении Христа «…различают три служения: 1) пророческое, 2) первосвященническое и 3) царское». «По выражению апостола Павла, пастыри - соработники… слуги Христовы… посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-2, 9; 2 Кор. 5, 20)». Они проводники Его тройственного действия, Его духа. «В Таинстве Священства пастырь получает дар ношения образа Христова, он должен быть живой иконой Христа». Как живой образ Христа, священник осуществляет в общине три служения Христова, священник на уровне прихода, а епископ - епархии. Тройственного служение священника состоит: 1) в проповеди слова Божия, 2) в совершении Таинств и 3) в управлении (приходом или епархией). Сущностью, т. е. внутренним содержанием, священнического служения является благодатное посредничество пастыря за паству пред Богом в деле возрождения людей, а его основная задача и конечная цель - в восстановлении связи человека с Богом и другими людьми. Служение священника состоит в созидании в себе и в своей общине Царства Небесного. Главной его задачей является то, чтобы его тройственное служение соответствовало своей сущности и конечной цели, т. е. совершать его «…в духе Христова священства и Христова Царства». в духе и истине. Если священническое служение не соответствует своей сущности и своему назначению, то из великой силы освящения мира оно превращается в великую силу соблазна. Ибо «всякое священнодействие есть великая духовная реальность, воплощение Духа Истины». «Внешнее, формальное, бездушное пользование священными предметами, действиями и словами (то есть исполнение священнических обязанностей - прим. автора) накапливает в мире смертельную отрицательную энергию». Священство - это сила крестной любви, излитая в мир нашим Спасителем и изливаемая на верующих через священников, на которых она сходит в хиротонии. Если священническое служение совершается не в духе Христовой любви к людям и не в истине, то оно превращается в безблагодатное жречество. Священник, не имеющий духа Христова, не приводит людей ко Христу, а отгоняет их от Него. Поставленный быть посредник между Господом и верующими, такой священник становится стеной подбеленной (т.е. благообразной по внешнему виду) между Господом и народом. Чтобы тройственное служение священника - проповедь, тайнодействие и управление - не свелось к простому учительству, требоисполнительству и управленчеству, его содержанием и целью должен быть Христос и Его невидимое Царство. Поэтому первая обязанность священника - заботиться о своем внутреннем состоянии, стремиться ко Христу и быть во Нем. К этому призваны все христиане, но священник в виду своего положения в Церкви несет за это особую ответственность.


2. Основные пастырские добродетели, делающие священническое служение соответствующим его природе


Основные пастырские добродетели, которыми стяжается дух жизни во Христе, являются молитвенность, любовь, смирение и терпение. Жизнь пастыря должна быть молитвой. «…Молитва домашняя для пастыря должна быть дыханием его души, без чего бы он не мог бы и жить». Священник «…должен преимущественно пред пасомыми жить беседой с Богом и общением с Ним». Он должен выработать в себе «сыновнее отношение к молитве, не вынужденное, а свободное предстояние Богу…», «нудить не на правило, а к молитвенному предстоянию, к вымаливанию дара самой молитвы». Без личного молитвенного подвига «…нельзя ни одному пастырю ни возгреть в себе благодати хиротонии, ни пастырски воодушевиться». «Пастырь-молитвенник приносит великую общественную пользу, поднимая общее молитвенное настроение в пасомых». «Во всех видах деятельности пастыря-молитвенника мотивом трудов делаются Господь Спаситель и приведение людей к спасению Божию». Если же священник не несет подвига личной молитвы, то он не приобретает опыта живого общения с Богом, а «от пастырского неумения руководить молитвенным подвигом верующих от неумения воодушевлять их к богообщению гаснет в них огонь благодати…»

«…Высочайшее из всех земных призваний, ответственнейшее из всех родов служений - священство - есть по преимуществу служение любви… Священнику, первому из всех учеников Христовых, надлежит облечься в любовь, которая есть, по слову Апостола, совокупность совершенства (см. Кол. 3, 14)». В хиротонии священнику дается дар пастырской любви, т.е. способность преодолевать свой индивидуализм, переносить свою жизнь в других и ради Господа жить в них и для них. Этот дар проявляется в том, что у священника обостряется сознание «…долга заботиться больше о других, чем о себе». Он теперь обязан заботиться не только о своем спасении, но о спасении всех, вверенных ему Господом. Возгревается этот дар главным образом самопринуждением к любви. Священник обязан духовную пользу прихожан ставить выше своей личной пользы, пусть даже и духовной. Он должен научиться охотно жертвовать ради них своим покоем, временем и силами, вопреки себялюбивым чувствам недовольства понуждать себя к умеренной внешней любезности и ласковости. Через это делание в нем постепенно усиливается подлинная отзывчивость и переходит в искреннее настроение. «Источник пастырской любви к людям заключается в любви к Богу, ради чего всякий истинный пастырь подвизается в очищении себя от страстей». Важным средством, возгревающим благодатно-пастырскую любовь, является молитва о благодатном укреплении любви. «Особенно на первых порах служения всякий пастырь-предстоятель, по словам Лествичника, «должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству»». Ярким свидетельством о необходимости для пастыря любви являются фарисеи. Они исполняли «… формальные требования закона, при этом упуская из вида его сущность, которая состоит в любви к Богу и ближнему. Выставляя себя судьями и защитниками закона…», они во имя ложно истолкованного ими закона, вознесли Подателя этого закона на Крест. То есть, если пастырь пренебрегает любовью, он становится ее гонителем и распинателем.

Смирение - это основа, фундамент и глубина любви. «По времени духовного обнаружения оно предшествует любви». «Сущность смирения состоит в самоотвержении и отречении от своеволия, что для пастырского служения совершенно необходимо». Если священник не имеет чувства собственного недостоинства, то постепенно он начинает вместо Христа в центр жизни общины ставить себя, «распространять кругом себя свое человеческое влияние» и «властно господствовать над окружающими». Возвышаясь в своем мнении над прихожанами и все более отчуждаясь и отдаляясь от них, священник разрывает духовное единение с ними и превращается в начальника.

Терпение скорбей для священника является не просто общехристианской заповедью, а пастырским долгом. «…Принимая на себя грехи своего прихода и сторонних лиц, отдающих себя его руководству…», священник становится причастником скорби Христовой за весь мир. Задача пастырского служения освободить и защитить себя и людей от диавола. Он вступает в более острую борьбу со злом. Поэтому «скорби - прямое отличие пастырского служения». «…Быть истинно добрым пастырем есть крест из крестов». Но в этих скорбях он внутренне обновляется. «…Пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость».


3. Тройственное служение клириков


1. Пастырское учение. Учение словом. Господь возвестил людям истину и дал апостолам заповедь: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28, 19). Поэтому «истина и проповедание её людям - фундаментальная задача пастырского служения». Проповедь является «…неотъемлемой частью священнического служения». По учению слова Божия, церковным канонам и указаниям церковного устава, проповедь слова Божия является главнейшей обязанностью пастырского служения. Истина существует как слово о Боге, т.е. как теоретическое учение, и как жизнь в Боге. Слово о Боге является важнейшей, но начальной степенью познания истины. Ее цель - прийти к опытному богопознанию, которое только одно является истинным богопознанием, ибо Христос есть истина и Он познается только через общение с Ним и исполнение Его воли. Задача священника - передавать верующим истины о Боге, призывать их к опытному богопознанию и помогать им в приобретении этого опыта жизни в Боге.

Для того чтобы слово священника назидало слушающих, необходимо следующее:

то, о чем он говорит, он должен понять и усвоить на своем личном опыте. Ибо «Предание Церкви нельзя понять рассудочно, путём внешнего знания, но только на основе личного опыта. Только в общении веры возможно внутреннее, личное усвоение её основ и соединение с Учителем веры». Как Спаситель сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6, 63), так и слова пастыря должны быть выражением его опыта жизни в Боге;

«…его слово, только что вдохновенно возникшее и услышанное или же заранее приготовленное» должно идти «… от сердца, от полноты веры, от сладкого желания утешить, укрепить, просветить и согреть человека»;

пастырь должен сам переживать то, о чем говорит, ибо «просвещает и укрепляет лишь то пастырское слово, которое просвещает и укрепляет самого пастыря, для него самого является поучением». То есть он действительно должен говорить от сердца. Тогда его слово будет воспринято сердцем;

пастырь должен смиренно сознавать, единственным истинным Учителем является Господь, и если Он не воздействует через его слово, то сам священник он не может принести пользу слушающим.

«Каждый преемник апостольской благодати получает в таинстве священства особый дар проповедания - от сердца к сердцу, от уст к устам». Священник обязан возгревать в себе этот дар благодати через изучения истины и преподания ее верующим. Ап. Павел заповедает ап. Тимофею всегда поучаться в слове Божием (1 Тим. 4, 13-16) и быть учительным (2 Тим. 2, 24). 2-е правило VII Вселенского Собора предписывает, чтобы «…имеющий быть возведенным на епископство знал псалтирь, дабы таким образом и народ свой наставлял… Чтобы он был испытываем… хочет ли он читать священныя правила, Евангелие, книгу Апостола и все божественное Писание. Читать же с истолкованием, так чтобы знать смысл каждаго слова и быть способным к научению порученнаго ему народа…» Согласно 19 правилу VI Вселенского Собора, «предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам, и истолковывать их не от себя, но как понимали Божественные отцы». Согласно 58-му Апостольскому правилу, епископ или священник, если не заботится об учении народа, отлучается, а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению». Диаконы имеют право участвовать в служении слова.

Епископ, или священник, должен быть проповедником истины всегда. «Священнодействовать Истину: являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни. Свидетельствовать правду Христову на всех путях человеческих». А для того чтобы быть свидетелем истины, он должен жить соответственно этой истине. «Проповедь без подкрепления ее в своей жизни - все равно, что картина хлеба вместо хлеба». Как Христос есть воплощенная истина, так и священник, будучи живым образом Христа, должен воплощать истину в своих делах и в своей жизни. «Священник должен быть учителем святости и учителем покаяния, носителем благодати и живым доказательством неотступного пребывания Бога в мире».

Есть три основные формы проповеди слова Божия: богослужебная (при общественном или частном богослужении), лекционная (вне храма) и частная беседа. Частную беседу архиеп. Иоанн (Шаховской) называет свидетельской формой проповеди - «…в домах (а в годы гонений в судах)». Лекционная форма проповеди (или законоучительство) состоит в систематическом преподавании детям или взрослым Закона Божия, т. е. основ веры и нравственности. Наиболее удобной и распространенной формой для этого является воскресная школа. «…Воскресная школа - основа основ прихода, от деятельности воскресных школ во многом зависит наше будущее, будущее всей Церкви». Поэтому законоучительство является «одной из важных и наиболее ответственных обязанностей священника…» «Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога».

Согласно «Книге о должностях пресвитеров приходских», есть пять видов учения, осуществлять которые пастырь должен в своей деятельности: 1) учить вере, и совершенствовать в ней прихожан, 2) обличать и искоренять безбожные, еретические и суеверные, 3) исправлять развращенных в беззаконии, 4) наставлять и утверждать правоверных и честных в добродетельном житии, 5) утешать и восставлять печальных и отчаивающихся.

«Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей». Поэтому «каждый священник должен считать своим первым долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению». Одной из главных задач пастырей является работа с молодежью. «Пастырям нужно учиться говорить с молодежью и не уклоняться от этого диалога».

Самообразование. Самообразование является одним из обязанностей священника, ибо незнание - причина многих ошибок, заблуждений и грехов. Господь сказал через пророка Осию: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною…» (Ос. 4, 6). «…Всякий священник, более чем какой-либо другой христианин, должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных русских духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия». В наше время «священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей».

Совершение Таинств. В хиротонии епископ получает от Бога власть совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть (кроме таинства Священства), а диакон - прислуживать при совершении Таинств. Епископ и священник также получают право предстоятельствовать при богослужении. В полном смысле слова, «…священник не совершитель, а чиносовершитель Таинств».священнический служение клирик

Священник и диакон обязаны знать учение Церкви о Таинствах, порядок и особенности их совершения, изложенные в Настольной книге священно-церковно-служителя, составленной С.В.Булгаковым, находя-щееся в конце Служебника «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству…» Таинства необходимо совершать благоговейно внимательно и вдумчиво, с глубокой верой и живой молитвой к Богу, действующему в Таинствах. При совершении Таинств и обрядов, «…прежде всего Крещения, Покаяния и Брака, а также чина погребения… сердце человека особенным образом открыто спасительному действию благодати Божией». Если священник совершает священнодействие без благоговения, без внимания к Богу и человеку, то таким отношением он может оттолкнуть человека от Церкви. Перед Литургией, т.е. перед богослужением, за которым совершается самое высокое из всех Таинств - Евхаристией - священник обязан готовиться постом и молитвой, установленными Церковью. «Велико значение тайносовершительного служения священника. Это поистине Божественное служение, совершаемое Самим Христом. Но, чтобы зерна благодати Божией давали обильные и соответствующие плоды, необходимо подготовить почву для посева, необходимо научить паству достойно принимать благодатные дары Таинств, необходимо научить паству путям достижения единения с Богом». То есть священник несет ответственность за то, чтобы верующие, ради которых Таинства он совершает, сознательно и достойно участвовали в них. Задача пастыря - помочь своей пастве стяжать опыт жизни в Церкви, «…который приобретается, главным образом, путем участия в литургической, евхаристической жизни Церкви».

Служение церковного управления. Епископ и священник (настоятель прихода) несет обязанность церковного управления. Конечной целью этого служения является созидание Царства Небесного в вверенной пастырю общине. «…Епископ в первую очередь - …пастырь и нежно любящий отец, а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное руководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей». «Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться как «отцу», «ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

«…Приход - это не храмовое здание, а церковная община, объединенная христианской любовью и устрояемая силой благодати Святого Духа». «Приходская жизнь есть лестница в Царство Божие. Воспитание этого Царства и обучение этому Царству - в мыслях, чувствах и воле человека». Задача священника - объединить вокруг себя прихожан в одну дружную семью. Для этого «священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт». Священник имеет право (а по словам патриарха Алексия II и патриарха Кирилла это является его обязанностью) организовать при своем приходе катехизаторскую, миссионерскую и социальную деятельность. «Через дела благотворительности члены Церкви ощущают себя одной семьёй во Христе».

Внешний вид пастыря

Священник - это не профессия, это призвание служить Богу и в Боге каждому ближнему, это соответствующий этому призванию образ жизни и устроение души. Этому должен соответствовать и его внешний вид. Пастырь носит священническую одежду, которая для него является постоянным напоминанием о благодати, о святости и чистоте его служения, удерживающим от греха и мирских поступков, а для людей это напоминание «…о том, что священство не кончается в храме». «Согласно 16-му правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде…» «Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 года церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы… В послевоенные годы носить светское платье было дозволено у нас и клирикам…»

Пастырская чистота

Пастырская чистота - это «…правильное поведение пастыря в мире, соответствующее его служению». Согласно канонам, клирикам запрещены пьянство и азартные игры (42-е Апост. правило), посещение корчемниц (54-е Апост. правило), ростовщичество(4-е прав. Лаод. Собора) и мирская торговля, особенно винная (18-е прав. Карф. Соб.; 9-е прав. Трулл. Соб.). Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося, устраивать у себя дома пиршества (канон 55-й Лаодикийского Собора), занимать общественные и государственные должности (6-е, 81-е Апост. прав.; 11-е прав. Двукр. Соб.), заниматься предпринимательством (3-е правило IV Вселенского Собора). Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что несовместимо с их призванием быть прямым проводником действий Божиих и живым свидетелем Божия присутствия в мире. Клирики не имеют права вступать в брак после хиротонии. Таинство хиротонии совершается так же, как и Брака: при пении тех же тропарей. Только ставленик обходит не вокруг аналоя, а вокруг престола. Это знак того, что он получает благодать, которая обручает его церковной общине. Теперь он служит Господу и в Нем людям. Центром его жизни становится престол. После этого он уже не может заключать таинство Брака, которое бы его обязывало угождать жене. Согласно канонам, если клирик совершит тяжкий грех: убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство, он извергается из сана. Для клирика также недопустима пассивная бигамия, т.е. сожительство с женой, впавшей в прелюбодейство (8-е прав. Неокесар. Собора). Священникам запрещено вкушать пищу наедине с женщинами (22-й канон VII Всел. Собора).

Почитание пастырей

Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5, 17). У епископов и священников берут благословение. Священники имеют право благословлять диаконов и мирян, а епископы - священников. Священников называют «отцами» потому, что они являют миру Божие Отцовство, являются проводниками любви к миру Отца Небесного, Который послал на землю Сына Своего и Духа Святого для спасения людей. Уважая священников «…люди уважают прежде всего благодать Божию и - самих себя, прибегающих к этому источнику благодати. Непростительная ошибка пастыря - отнести это уважение людей к себе и напитать этим уважением свое самолюбие». Как Господь через священника совершает Таинства, так Он же через Него принимает честь, воздаваемую священному сану. Задача священника - передавать ее Господу, а не присваивать ее себе и не навлекать тем самым на себя осуждение. Всякое неуважение нужно относить к себе, как напоминание о своем недостоинстве, а всякое уважение - к Господу, как напоминание о том, что Он действует и через недостойных священников.

Клирики должны оказывать честь и друг другу. Первенство чести для епископов определяется старейшинством хиротонии и значением занимаемых кафедр, а для пресвитеров, диаконов и низших клириков - саном, наградой, должностью, старшинством хиротонии (или хиротесии) и образованием. «Преимущества некоторых епископских кафедр, признан-ные священными канонами, не преимущества господства и власти, но - служения, которые свободно определились самой необходимостью». Таким образом, честь, воздаваемая клирикам, указывает на их служение.


Список использованных источников и литературы


I. Источники


Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.

Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. - Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. - Репринт издания московского Общества любителей духовного просвещения. - 1438 с.


II. Литература


Аксенов Роман, свящ. «Паси овцы Моя»: учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадского. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 142 с.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения (2000-2004). Т. 3. Ч. 1. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. - 544 с.

Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 350 с.

Владимиров Артемий, прот. Евангельское милосердие в жизни пастыря. - М.: Изд-во Православного Братства Свт. Филарета Московского, 2001. - 31 с.

Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам.- М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. - 301 с.

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Философия православного пастырства. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 159 с.

Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие: Курс лекций, прочитанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. - с. Решма, Редакция «Свет Православия», 2002. - 364 с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.