Церковь на поварской улице. Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь)

14.05.2020 Гадание

Храм Симеона Столпника на Поварской June 25th, 2012

В Москве на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата находится храм Симеона Столпника на Поварской, чудом уцелевший после прокладки вдоль него проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). В настоящее время храм является памятником архитектуры федерального значения, а построен он приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.


Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.


Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.


Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х годов жил актёр П.С.Мочалов.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.


Мне удалось найти только два дореволюционных фото храма, но и на них хорошо можно увидеть как он выглядел до своей "реставрации" в XX веке. Самый ранний снимок датируется 1881 годом:

Хорошо можно разглядеть колокольню храма на снимке рубежа XIX-XX веков - за ней не видно уродливого 25-этажного панельного дома, который появится после образования улицы Новый Арбат.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Так храм выглядел в первой половине 1960-х годов:

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. Вид со стороны Поварской улицы на уже несуществующую и ещё нереконструированную колокольню храма в 1965 году:

При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Отреставрированный храм в 1969 году со стороны Нового Арбата:

Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.

Еще один снимок 1969 года - храм совсем потерялся на фоне выстроенных многоквартирных домов, поэтому то как он вообще уцелел не вписываясь в новые масштабы только что образовавшегося проспекта - очень удивительно.

На кадре из фильма "Белорусский вокзал" 1970 года хорошо виден храм и начало Поварской улицы (тогда это была улица Воровского), а также серое здание жилой многоэтажки, ставшее теперь фоном для современных фотографий храма.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. На снимке 1973 года видно, что в храме проходит как раз эта выставка:

А вот так весело проводили зимой время местные жители и их дети в 1976 году - увидеть такое в наше время на этом месте невозможно.

1982 год - хорошо видно, что храм находится на углу улиц Поварской и Нового Арбата - здесь ничего больше не менялось до настоящего времени:

Очень нравится мне найденный снимок 1984 года - само фото хорошего качества и храм отчётливо видно:

1987-1988 года - снимок храма вновь на фоне серой многоэтажки:

В 1989 году видно, что храм подвергся небольшой реставрационной работе:

К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства. Небольшая часть храма в 1991 году:

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Храм также известен тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное венчание графа Н.П.Шереметева и актрисы П.И.Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году венчались писатель С.Т.Аксаков и О.С.Заплатина; в 1918 году тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Е.С.Нюренберг, со своим первым мужем - Ю.М.Неёловым; в 2005 году в храме венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина (таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы).


Расположен храм Симеона Столпника на Поварской по адресу: улица Поварская, д.5. Ближайшая станции метро - "Арбатская".
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта

Храм в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Симеона Столпника) на Поварской, у Арбатских ворот, на Дехтяреве огороде (Центральное благочиние Московской епархии)

Храм преподобного Симеона Столпника упоминается в архивных материалах с - годов. Здание было выстроено на месте древнего храма, скорее всего деревянного, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника имелась надпись - «лета 7132» (1624 год). Современное каменное здание выстроено в - годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

В архивах храм вначале именуется по главному престолу - Введения во храм Пресвятой Богородицы, что "за Арбатскими вороты в Поварской улице". В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм назывался храмом преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века.

Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении Большой Молчановки и Поварской улицы.

В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в году - алтарь.

В году храм закрыли. По одной из версий, поводом для закрытия храма послужило то обстоятельство, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца.

В сентябре года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Позднее его занимала мастерская «Мединструмент».

Храм, якобы мешающий прокладке Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), несколько раз собирались сносить.

Храм отреставрировали в 1965-1966 годах. Ко времени реставрации были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. В результате реставрационных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания; снят культурный слой до уровня XVII века и вымощен участок вокруг церкви. В первоначальном виде восстановили сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстанавливались на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Восстановили также первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

С года в храме размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

В году на купола храма вернули кресты.

В году храм был возвращен Церкви.

В мае года состоялось малое освящение храма, начались службы.

С года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. В году был освящен престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в году восстановлен придел во имя преподобного Симеона Столпника.

Настоятели

  • Стефан Попов (1798 - 1831)
  • Алексий Соколов (упомин. 1869, настоятельствовал ок. 20 лет)

Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Она белеет на фоне посеревших от времени высоток Нового Арбата. И кажется, что шум и суета этой перегруженной городской магистрали обходят её стороной. Маленькая, побелённая церковь стоит как напоминание о существовании совсем других, непреходящих ценностей.

Впервые храм на этом месте упоминается в документах в 1625 году, во времена правления Михаила Фёдоровича Романова. Тогда храм был деревянным и в некоторых документах он значился также как церковь на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот.

Здесь была дворцовая Поварская слобода. Это была одна из так называемых кормовых слобод, обслуживавших царскую семью. Их обитатели дали название Поварской улице. Здесь жили люди из штата Сытного дворца. Кстати, по данным 1573 года, их было почти 500 человек: повара, хлебники, скатертники, подключники и другие. Отсюда и пошли названия переулков между нынешним Новым Арбатом и Большой Никитской: Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Кстати, считается, что именно служители Поварской слободы подарили Москве ещё одно замечательное название местечка в том же районе – Курьи Ножки. Якобы царские повара выбрасывали в отходы множество куриных лапок, которыми засорили местность. Хотя, конечно, Курьи Ножки к курицам никакого отношения не имеют. По иной версии, дать «на курьи ножки» означало «дать на чай».

На самом деле слобода царских поваров не бедствовала – к XVII веку в ней значится два храма. Начиная с XII века Поварская улица была древней Волоцкой дорогой, которая вела в Волоколамск и Великий Новгород. Она служила не только торговой, но и государевой дорогой, своего рода «правительственной трассой». По ней отправлялся в Новгород и возвращался в Москву в 1471 году Иван III Васильевич, а в 1572 году тот же путь проделал Иван IV Васильевич Грозный.

Есть версия, что первоначальный деревянный храм был возведён ещё во времена Бориса Фёдоровича Годунова. Первый избранный русский царь венчался на царство 1 сентября 1598 года, в день Нового года, который отмечался на Руси и как день Симеона Столпника, или Семёнов день, день Семёна-Летопроводца.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

И понятно, что в честь этого святого и в память о столь важном событии новый царь повелел поставить храмы. В том числе, возможно, и в дворцовой Поварской слободе у Арбатских ворот.

В 1679 году, во время правления царя Фёдора III Алексеевича, сына царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма построили новый из большемерного кирпича. Этот храм и сохранился до наших дней.

Небольшая церковь Симеона Столпника на Поварской улице была выполнена в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма – Введенский, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца.

Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. Во многом это достигается благодаря верхней части основного объёма с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С рядами кокошников и барабанами перекликается ажурный шатёр колокольни с арочными проёмами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками.

Под рядами кокошников проведён широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов.

Перезвоны колоколов Симеоновской церкви были особенными. Ведь на колокольне были установлены колокола, отлитые Фёдором Дмитриевичем Моториным. Знаменитый мастер литья XVII века был ведущим литейщиком Пушечного двора и основателем целой династии литейщиков. На Пушечном дворе он не только руководил работами, но и сам лил колокола для церквей и монастырей. Сохранившиеся колокола, как, например, отлитые для Новодевичьего монастыря, исправно звонят и сейчас. А вот колокола Симеоновской церкви были утрачены в 30–е годы ХХ века.

Интересно, что этот храм был популярен среди москвичей, и особенно среди московской интеллигенции, как место венчания. Возможно, что всё началось в 1801 году. Здесь состоялось одно из самых тайных и в то же время самых известных и нашумевших в высшем свете венчаний. Один из богатейших людей своего времени, граф Николай Петрович Шереметев, венчался с актрисой своего театра Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалёвой. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары. Но об этом событии всё равно стало известно, как и стало известно об удивительной истории любви графа и крепостной.

Есть научная версия, что таинство сего брака совершалось в храме Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Но в народной памяти именно храм на Поварской навсегда будет связан с именами Николая Петровича и Прасковьи Ивановны.

Спустя пятнадцать лет здесь, в церкви на Поварской, венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семёновна Заплатина. Ольга Семёновна была дочерью суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюм. Их сын, Константин Сергеевич Аксаков, пошёл по стопам отца и посвятил свою жизнь литературе, истории, филологии. И стал одним из идеологов славянофильства.

А из прихожан, конечно, вспоминают Николая Васильевича Гоголя. Писатель жил тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

После революции церковь была закрыта. В 1930 году фактически отдана на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина (Нового Арбата). С 1962 по 1967 год часть Арбата была снесена. На чётной стороне Нового Арбата возвели пять 24–этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов-башен, похожих друг на друга. На нечётной стороне Нового Арбата были выстроены административные здания, похожие на раскрытые книги. В народе новые высотки прозвали «вставные челюсти Москвы».

В 1990 году из проспекта была выделена его начальная часть – улица Воздвиженка. Остальная его часть в 1993 году была названа улицей Новый Арбат.

Строительство привело к нарушению планировки и уничтожению ряда памятников архитектуры XVIII–XIX веков. Но, к счастью, церковь Симеона Столпника удалось сохранить. В 1966 году её даже стали реставрировать как памятник архитектуры. Правда, затем разместили в ней выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. То есть живой уголок с животными и птицами.

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты. В 1992 году церковь была передана верующим. И тогда оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника. Она хранилась у прихожан. И в храме вновь стали проходить некогда популярные таинства венчания.

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

1. От смерти «Грозного» = Симеона-Ивана до Великой Смуты Согласно романовской версии русской истории, в 1584 году умер «Грозный». Но по нашей реконструкции в тот год умер престарелый хан Симеон с царским именем Иван. В конце его правления большой вес приобретает боярин

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

От смерти «Грозного» (= Симеона - Ивана) - до смуты Согласно романовской версии, в 1584 году умер «Грозный». Согласно нашей гипотезе, это был престарелый хан Симеон (царское имя - Иван). В конце его правления большой вес приобретает боярин Годунов. Считается, что это был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Аристократы и каторжане, или Размышления на месте церкви Рождества Христова, что была на Поварской улице, близ Кудрина Детство, да и, пожалуй, другие времена моей жизни самым праздничным образом были связаны с Поварской улицей – и не только потому, что долгие годы я

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

СМЕРТЬ СИМЕОНА И КНЯЖЕНИЕ ИВАНА КРАСНОГО 1353 год был страшным и сопровождался смертоносной эпидемией в Москве. 11 марта умер митрополит Феогност, на той же неделе умерли дети великого князя Иван и Семен, вслед за ними настала очередь Симеона Ивановича, скончавшегося 26

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.13. Фарс с возведением на трон Челяднина и хана Симеона Ветхий Завет подчеркивает, что арестованного Самсона приводят к филистимлянам в разгар их веселья, дабы ПОЗАБАВИТЬ присутствующих: «Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести ВЕЛИКУЮ ЖЕРТВУ Дагону, богу

автора

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

От Ваганькова до Поварской Миновав Ваганьковское кладбище, оказываемся на Пресне. Сегодняшние москвичи так привыкли называть ее «Красной», что порой кажется, будто так этот район города именовался испокон веков. Однако эта приставка к названию Пресни была добавлена

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев Михайлович

Житие святого Симеона Верхотурского Урал подарил русскому православному миру одного из наиболее почитаемых святых. Речь идет о Симеоне Верхотурском, культ которого и поныне широко распространен в России. Примечательная деталь: среди икон, сопровождавших семью

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Даниила столпника 30 декабря преподобного Даниила столпника, который 33 года провел на столпе (410–490). К святому схимнику за советами и исцелением обращались византийские императоры.В этот день запрещалось работать режущими, всякими острыми предметами. Не стригли ногти,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь Симеона Столпника на Поварской - православный храм, построенный в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь на этом месте стояла уже в 1625 году: считается, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, который пришёлся на день Симеона Столпника - христианского святого, основоположника столпничества (особый вид подвига - непрерывная молитва на "столпе"), который провёл на столпе 37 лет в посте и молитве.

Построить каменную церковь вместо деревянной распорядился в 1676 году царь Фёдор Алексеевич. В течение 3 лет было построено небольшое здание с 5 главами, колокольней, трапезной и двумя приделами - каждый с отдельной апсидой и главкой. Внешне церковь выглядит достаточно просто, но нарядно: верхний объём здания украшают ряды кокошников, под которыми проведён резной фриз, а колокольня выглядит особенно эффектно благодаря арочным проёмам и 2 рядам слуховых окошек с наличниками.

Главный престол храма освящён в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца (в 1759 году переосвящён во имя Димитрия Ростовского).

Советские годы

После Революции церковь была закрыта и определена под снос, лишившись глав и завершения колокольни, однако, в полуразрушенном состоянии сохранилась до строительства трассы Калининского проспекта (будущего Нового Арбата). Чтобы старая церковь не создавала диссонанса с новыми высотками, её решили снести, но общественности удалось отстоять храм.

В 1966 году, когда здание почти разрушилось, началась его масштабная двухлетняя реставрация, в ходе которой церковь была восстановлена: на главах даже появились кресты, однако, их почти сразу демонтировали по распоряжению свыше. После окончания реставрации в 1968 году здание церкви было передано Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём расположился выставочный зал мелких животных и птиц.

В 1990 году на главах храма вновь появились кресты, а в 1992 - после распада Советского Союза - его вернули Православной церкви.

За годы работы церковь Симеона Столпника стала популярным местом венчания у московской интеллигенции: здесь венчались Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова-Ковалёва, Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, Юрий Неёлов и Елена Нюренберг (будущая жена Михаила Булгакова), а также многие другие известные люди. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь, проживавший тогда на Никитском бульваре: в феврале 1852 года священник церкви отец Алексий причащал умирающего писателя на дому.

На сегодняшний день небольшая белая церковь не является доминантой ни Поварской улицы, ни Нового Арбата, находясь в тени новоарбатских высоток, однако, неизменно обращает на себя внимание прохожих: на фоне масштабной советской застройки она выглядит как нечто экзотическое, но вместе с тем - совершенно естественное.

Церковь Симеона Столпника на Поварской находится на улице Поварская, дом 5 (в начале Нового Арбата). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.