Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника, значение Успенского поста. Начался Успенский пост: история его появления Успенский пост история происхождения

Пресвятая Богородица по праву считается особой Заступницей и Молитвенницей перед Богом за весь человеческий род. Недаром и праздник Рождества Богоматери традиционно признается Церковью, как начало спасения людей. Ведь если бы не появилась на свет такая чистая и непорочная Дева, то не на что было бы рассчитывать людям, столь много раз отходившим от заповедей и тем самым оскорблявшим Бога вновь и вновь.

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам и отмечается во всех храмах и монастырях. Из Церковного Предания мы узнаем, что последние годы своей земной жизни Богородица жила в доме у любимого ученика Господа - Иоанна Богослова. Именно он вместе с Пречистой Матерью остался и видел последние страдания Христа. И ему были сказаны слова: «Се Мати твоя»; Пресвятой Богородице же Господь сказал: «Се сын Твой». Церковь уделяет этим словам большое внимание, указывая на то, что таким образом Богородица становится Заступницей не только для апостола, к которому обращена эта речь, но и всему человечеству.

В контексте этого усыновления всех людей в духовном плане, для верующих играет огромную роль Успение Божией Матери. Кто-то может возразить, что невозможно радоваться смерти. Но сама история Успения Божией Матери является удивительной. Будучи предупрежденной архангелом Гавриилом о том, что через три дня Ее земной путь закончится, Она усердно постится и посвящает все время и силы молитве. Является Господь с сонмом ангелов и забирает Ее Пречистую душу в небесные обители. После чего апостолы относят тело Богородицы в гробницу, где ранее были погребены ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Один из апостолов, имя которому было Фома, не успел вовремя добраться и не успел попрощаться с Материю Господа. Поэтому его повели на место погребения. Однако, придя, апостолы не обнаружили тела Богородицы в гробнице. Уверившись, что никто не мог забрать его, они поняли, что господь забрал на небо и тело Пречистой Матери Своей.

Только узнав историю Успения, можно оценить значение этого праздника для всех христиан. Радость состоит в том, что теперь Пресвятая Богородица и на небе ходатайствует о каждом из нас у Сына Своего и Бога нашего.

Успенский пост. Как провести это время с пользой.

Пост Успенский официально был принят и установлен Церковью в 1166 году. Между тем первые упоминания о нем относятся еще к V-му веку. Совершается он в память о том, что Пречистая Богородица и Сама перед Своим Успением посвятила последние дни посту и молитве.

Успенский пост является вторым по строгости после Великого из всех четырех многодневных постов, которые соблюдают каждый год православные христиане. Пост этот предваряет праздник Успения Божией Матери, отчего и получил такое название. Проходит он с 14 по 28 августа по новому стилю.

Одна из главных книг, в ней можно найти указания относительно соблюдения постов - Типикон. Согласно ей, в понедельник, среду и пятницу стоит вкушать пищу без растительного масла. Однако современная практика чаще говорит о том, что на тот или иной подвиг следует благословляться у того священника, к которому человек чаще ходит на исповедь. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается вкушать рыбу.

В целом, несмотря на кажущуюся строгость, Успенский пост, как правило, проходит довольно легко. Связано это, во-первых, с тем, что в августе в большом количестве поспевают различные фрукты и овощи. Вторая же причина - это небольшой временной период, который захватывает собою Успенский пост, ведь идет он всего две недели!

Духовное отношение к посту

С точки зрения православного христианина, пост имеет одну цель: приблизить человека к Богу. В это время стоит отказаться от проведения увеселительных и шумных мероприятий. Усилия, которые прилагались к молитве, можно усилить. Например, если человек не читал утреннего и вечернего правила, то сейчас как раз пришло время все-таки начать исполнять их. Если же читал ранее правило, то теперь может постараться добавлять к нему каждый день по главе Евангелия. А кто выполнял и это, если ему по силам, мог бы взяться за чтение псалтири по кафизме в день.
Разумеется, все, что касается молитвы, делать лучше с благословения духовника.

Следует избегать во время поста бесполезного и пустого общения, праздности, так как они мешают сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. В этот период хорошо будет выбрать книгу для духовного чтения, заручившись добрым советом духовного лица. В пост нужно чаще стараться прибегать к таким Таинствам Церкви, как исповедь и Причастие Святых Христовых Таин.

Не нужно относиться к посту только лишь как к какому-то ограничению в пище. Это время многие отцы Церкви величают «весной духовной». Согласитесь, не зря же они это делают! Мы должны хоть немного отвлечься в эти дни от привычной суеты и посмотреть на себя со стороны: как мы ведем себя с родными, на улице, на работе. Достойны ли мы называться учениками Христовыми? - Увы, у большинства ответ может оказаться отрицательным. Нужно помнить, что проверка эта дается отнюдь не для того, чтобы впасть в отчаяние, но, напротив, чтобы вооружившись воздержанием и молитвой с Божией помощью исправляться и становиться лучше.

Значение Успенского поста

Успенский пост идет по времени недолго. Но требует сосредоточенности и внимания к себе. Это маленькое августовское наше приношение Господу и Его пречистой Матери и еще одна попытка стать хоть немного лучше, чем сейчас.
Каждый может сделать что-то для себя и для других в этот период. Главное - просто быть немного более чутким, чем обычно. Обратить внимание на того, кому тяжело и нужна поддержка. Не пройти мимо просящего милостыню. Помочь женщине с коляской зайти в подъезд. Казалось бы, какие-то мелочи, а этими «мелочами» покупается дорога в Царствие Небесное.

Что касается пищи, то Успенским постом нельзя вкушать мяса, молочных продуктов, яиц. Однако и данные требования являются не безусловными: послабление предполагается для больных и беременных, а также в некоторых случаях для тех, кто занят на тяжелой физической работе.

Начинается пост с празднования Образа Спаса Нерукотворного, потом, 19 августа, Церковь празднует Преображение Господне. Завершается же малый подвиг этот торжеством - Успением Пресвятой Богородицы.

В сам день празднования, как правило, большинство верующих готовятся к принятию святых Христовых Таин. После того, как служба закончилась, садятся за праздничный стол. Теперь приходит время праздника, закончилось время поста.

В России этот день всегда очень любили. Видимо, по этой причине так много здесь есть храмов и монастырей Успенских (Псково-Печорский монастырь, Тихвинский мужской монастырь и др.) Нередко в обителях совершаются ночные богослужения: так монахи желают особенно почтить Матерь Божию и заручиться Ее Покровительством.

Удивительное по красоте и масштабам празднование проходит ежегодно в Печорах, куда съезжаются паломники не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Дорожка, выложенная камнями много столетий назад, полностью устилается цветами. По ней братия монастыря несет чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы, что хранится в обители. Настоящая Малая Пасха. Не только для Печор, но и для всей страны.

В воскресенье 14 августа праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня начнется Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим после Великого. В традициях и истории Успенского поста разбиралась «Русская планета».

История

История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, она заранее знала день своего ухода из мира и провела это время в молитве и аскезе. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, - пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. - А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».

В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Успенский пост продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Он открывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало в древнем Константинополе: в августе город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить по улицам крест, освящая им дома и улицы, а по завершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. На Руси этот день называют еще Медовым Спасом - 14 августа начинался сбор и освящение меда, совершалось малое освящение воды.

К концу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Он посвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял с собой для молитвы трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и явил им свое Божественное величие. Во время молитвы лицо Христа «просияло, как солнце», а одежды сделались «белыми, как свет». К нему явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с ним. Иисус запретил ученикам упоминать о произошедшем до своего Воскресения. В народе этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно с этого дня природа поворачивает на осень и зиму.

Финал поста - праздник Успения Пресвятой Богородицы. В годовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Меню

Успенский пост - один из самых строгих в году, он подобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста полагается сухоядение - вкушение пищи без ее отваривания. По вторникам и четвергам варить пищу можно, но без «елея» (масла). В субботу и воскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять в еду масло и выпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться от винограда и яблок до праздника Преображения Господня. В монастырях древности на монахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание - им запрещалось есть «от грозди» до конца августа. В сам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Со строгостью предписано относиться и к развлечениям. Нельзя ходить в кино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя в просмотрах развлекательных программ по телевизору и в праздном сидении в интернете. Святитель Василий Великий пишет: «При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Настоящий постник - тот, кто удаляется от всякого зла».

Радость

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить к Успенскому посту с радостью. Он называл его дни временем, «когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, чтобы вновь обрести способность жить со всем простором, со всей глубинной интенсивностью».

До тех пор пока не будет радости, писал он, вместо мнимого благочестия будет «получаться чудовищная и кощунственная пародия»: «Мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский пост. Он продолжается две недели (с 14 по 27 августа) и установлен перед большим церковным праздником . Этим постом Церковь призывает нас подражать Богородице, Которая перед Своей кончиной пребывала в посте и молитве. Божия Матерь, узнав о дне своей смерти, подвизалась и постилась, хотя, будучи непорочной и святой не имела нужды в посте. Поэтому истинно верующие люди постятся и воспевают Богородицу, подражая Её житию и этим побуждая Её к молитве о нас.

Этот пост учрежден по случаю двух больших праздников – ) и Успение. Один из них подает нам освещение, а другой – ходатайство и умилостивление за нас.

История возникновения Успенского поста

Известно, что Богородица после Вознесения Иисуса Христа проживала в доме святого апостола Иоанна Богослова. Однажды, когда Она гуляла по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь. По молитве Богоматери случилось так, что в Иерусалим ко времени Её Успения из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. В день, когда должно было совершиться Успение Божией Матери, в третьем часу во время общей молитвы с Небес сошел сам Господь, окружаемый архангелами и ангелами. Без всякого страдания и с улыбкой на лице Богородица преставилась ко Господу.

Одр, на котором лежало тело, святые апостолы понесли через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и возникло облако света. Первосвященник Афоний, чтобы остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом. Афоний раскаялся, получил исцеление и начал исповедовать учение Христа. Вечером святые апостолы тело Пресвятой Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

По воле Божией, при погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. На третий день после Успения он пришел в Иерусалим и начал горько плакать возле гроба. Апостолы, видя его страдания, сжалились над ним и убрали камень от гроба, чтобы Фома получил возможность приложиться к святому телу. И тут выяснилось, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились только погребальные пелены. Тогда люди узнали, что Пречистая на небо была взята в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами во все дни ». Услышав это, апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В осенний мясоед (период от завершения Успенского поста и до начала ) устав о пище такой же, как и в летний мясоед, т.е. по средам и пятницам разрешена рыба только в дни храмовых и двунадесятых праздников. Пища с растительным маслом разрешена в среду и пятницу только в том случае, если в эти дни почитают великого святого с полиелейной службой накануне.

Значение и смысл Успенского поста

Успенский пост пришел к нам из древних времен христианства. Первоначально постный период августа состоял из двух постов: Преображенского и Успенского. Они были установлены позже, чем Рождественский и Великий. Разделял их праздник . В этот день разрешалось вкушать скромную пищу. В один Успенский пост они были объединены императором Львом VI Мудрым. Но в XII веке пост не был еще четко регламентирован, поэтому вопрос об Успенском посте рассматривался на Константинопольском соборе 1166 года, который проходил под представительством патриарха Луки.

На соборе обсуждался длительность постов. Тогда некоторые сомневались по поводу количества дней Успенского и Рождественского поста, поэтому сам патриарх подтвердил, что хотя дни постов нигде письменно не обозначены, нужно следовать неписанному церковному преданию и поститься с 1 по 14 августа.

Уставные правила воздержания в период Успенского поста звучат так:

  1. В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение.
  2. Во вторник и четверг можно употреблять вареную пищу без добавления растительного масла.
  3. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом и вина.
  4. В праздник Преображение Господне разрешено вкушать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вина.

Это самый короткий пост, который длиться всего две недели. Начинается он 14 августа. В этот день празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе для избавления верующих от различных недугов. 14 августа из царской сокровищницы в Софийском соборе выносился крест, на котором распяли Иисуса Христа, и люди, прикладываясь к нему, исцелялись. В этот день в церквях осуществляется поклонение Кресту и малое освящение воды. Освящают не только воду, но и мёд нового урожая, поэтому праздник ещё называют « ».

Как уже упоминалось, на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне. Посвящен он знаменательному событию на горе Фавор, где Иисус преобразился в Своей Божественной славе перед учениками, явились пророки Илия и Моисей и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ». Во время празднования Преображения Господня Церковь исповедует соединение в Спасители двух начал: человеческого и Божественного. Смысл этого праздника в том, что Христос дает надежду и открывает дорогу для всего человечества.

В храмах 19 августа совершается освящение плодов нового урожая – яблок и винограда – благословляется их вкушение. Отсюда и другое название праздника – « ».

По строгости соблюдения Успенский пост можно приравнять к (нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты). В субботу и воскресенье в пищу можно добавить растительное масло. Рыбу разрешается вкушать один раз за весь пост – в праздник Преображения Господня. Если Успение приходится на среду или пятницу, то этот день – тоже рыбный, а разговев (начало употребления скоромной пищи) переносится на следующий день.

Несмотря на то, что Успенский пост считается строгим, он является самым лёгким и приятным. Запрет на мясо, молочные продукты и другую скоромную пищу особо не тяготит верующих, ведь к этому времени созревают фрукты и овощи, которые являются вкусной и желанной пищей и помогают значительно разнообразить стол.

Завершается пост праздником Успения. 27 августа во всех церквах за вечерним богослужением для поклонения из алтаря выносят Плащаницу с изображением Богородицы. До чина погребения Плащаница находится посреди храма. Потом её крестным ходом проносят вокруг церкви.

Видео: Успенский пост

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Вконтакте