Обряды заговоры на преображение господне яблочный спас. Самые сильные молитвы, обряды и заговоры на яблочный спас

19.04.2020 Тайны мира
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника .

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Пост представляет собой комплексную духовную практику, сопряженную с телесными и духовными ограничениями человека верующего и чтущего религиозные традиции. Вам будет представлен полный календарь православных постов в 2016 году, чтобы облегчить искания христианина и дать ему надежный инструмент к единению с Богом.

Важно учитывать, что пост - это не только ограничения в принятии пищи, но дополнительные духовные практики, связанные с молитвой и борьбой с мирскими страстями....

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2016 году 24 апреля). В Лазареву субботу (в 2016 году 23 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2016 году 29 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Читайте также:

Петров пост (27 июня - 11 июля 2016)

Петров пост еще называют Апостольским постом .

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха .

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост . Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост (28 ноября - 6 января 2016)

Рождественский (Филиппов) пост . В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова .

Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста , до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

  • Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
  • Сплошных седмиц пять:
  • Святки - с 7 января по 18 января,
  • Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста с 22 февраля 2016 по 28 февраля,
  • Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (без мяса) с 7 марта 2016 по 13 марта,
  • Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи с 2 мая по 8 мая 2016,
  • Троицкая - неделя после Троицы с 20 июня по 26 июня 2016.
?

Завершается веселая разгульная Масленица , которая в 2016 году отмечается с 7 по 13 марта . 13 марта – это Прощеное воскресенье – последний день недели Масленицы и последний день перед Великим постом. За время веселой масленичной недели съедены горы блинов, щедро политых сметаной, маслом, вареньем или приправленных грибами, капустой, рыбой, икрой и другими вкусностями, которые должны были примирить тех, кто уважает православные обычаи, с отсутствием мяса, с которым пришлось распрощаться неделей раньше. Да и выпито за время Масленицы, признаемся, немало и отнюдь не только сбитней, киселей и компотов. Все эти полуразрешенные вольности должны были подготовить всех, для кого религия не пустой звук, к строгостям Великого поста, призванного настроить христианина душой и телом к главному православному празднику – Пасхе Христовой , которая в 2016 году будет 1 мая.

Когда в 2016 году Великий пост

Великий пост в 2016 году начинается в понедельник, 14 марта, и продлится сорок дней, до 30 апреля включительно. С 14 марта по 30 апреля действуют самые строгие ограничения, касающиеся в первую очередь духовного очищения, а также питания.

Какие православные праздники приходятся на Великий пост в 2016 году

В апреле будет несколько важных православных праздников, так или иначе связанных с Пасхой. В эти дни строгости поста смягчаются.

24 апреля – Вход Господень в Иерусалим, который называют Вербное (Пальмовое) воскресенье, это последнее воскресенье перед Пасхой;

Чего нельзя есть в Великий пост

По православной традиции во все дни Великого поста верующие воздерживаются от употребления мясных и молочных продуктов, а также от яиц. Также постящимся не стоит употреблять в пищу продукты, содержащие «запретные» ингредиенты: майонез, сливочное масло, сдобу и вообще белый хлеб, конфеты и другие кондитерские изделия. Под запретом также алкоголь и рыба, за исключением трех праздничных дней, когда допускаются некоторые послабления: это праздник Благовещения, Вербное воскресенье и Вербная (Лазарева) суббота (в этот день принято есть рыбную икру).

Что можно есть в Великий пост

Продукты, которые можно употреблять во время поста:

  • бобовые, семечки, орехи, сухофрукты;
  • соления и квашения, овощи, соки, ягоды, варенье (желательно, не очень сладкие);
  • замороженные и свежие овощи, фрукты, а также грибы;
  • зелень и пряности;
  • продукты, сделанные из сои;
  • крупы и несдобный хлеб.

Однако, следует помнить, что не стоит переедать, даже когда дело касается разрешенных продуктов: невоздержанность в еде в Великий пост не поощряется. Кроме того, следует помнить, что при использовании в пищу постных аналогов скоромных продуктов, например, соевого мяса, соевой колбасы или соевых молочных продуктов, происходит некая подмена, поскольку пост не является самоцелью. Воздержание и самоограничение должны в первую очередь помочь верующим очистить свой разум и душу, научиться избегать гнева, осуждения ближних, дурных мыслей и поступков.

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», - учил Иоанн Златоуст.

Кому можно поститься

Сорокадневное великопостное воздержание по силам любому взрослому здоровому человеку, который чувствует себя готовым именно так подготовиться к Пасхе Христовой. Однако в том, что касается детей, беременных и кормящих женщин, больных и пожилых людей, нужна особая осторожность и, конечно, здравый смысл. Да, дети вполне могут обойтись сорок дней без мяса, колбас и сосисок, но лишать их молочных продуктов – неразумно и нездорово (лучше, чтобы ребенок сознательно отказался, например, от конфет). То же самое относится к беременным (особенно с патологией беременности) и к кормящим матерям – и тем и другим нужно полноценное питание.

Строгий пост может быть опасен и больным, особенно тем, у кого понижен гемоглобин, есть болезни желудочно-кишечного тракта, заболевания органов кроветворения, в том числе онкологические. Таким больным желательно не отказываться полностью от мясных продуктов. Также послабления поста допускаются для людей, выполняющих тяжелую физическую работу, требующую много энергии, для путешествующих, находящихся в заключении и т.д. Им достаточно ограничить себя в первую и последнюю недели поста.

И, конечно, всем постящимся, особенно тем, кто решается на это в первый раз, имеет смысл проконсультироваться с врачом, получить благословение у духовника, а также проявлять ответственность и руководствоваться здравым смыслом.

Великий пост 2016: календарь питания по дням

Предлагаем вариант календаря питания в Великий пост по так называемому «монастырскому уставу», который для мирян, конечно, чересчур строг, но может стать неким руководством если не к действию, то по крайней мере, к размышлению. И конечно, следует помнить, что пост без молитвы и духовного роста – это всего-навсего диета.

Первая седмица

Полное воздержание от пищи

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Вторая седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Третья седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Четвертая седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Благовещение Пресвятой Богородицы

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Пятая седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Шестая седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Разрешается рыбная икра

Разрешается рыба и немного вина

Страстная седмица

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Полное воздержание от пищи

Горячая пища с растительным маслом

Поста нет

Св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Преподобному Льву, епископу Катанскому

Тропарь преподобному Льву, епископу Катанскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Льве,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом , учителем явила тебя стаду твоему непреложная . Потому ты приобрел - высокое, нищетою - богатство. Отче Лев, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Льву, епископу Катанскому, глас 8

Я́коже свети́льника превели́ка, Це́рковь и́мать, всеблаже́нне,/ тебе́, па́че со́лнца сия́юща,/ ю́же твои́ми моли́твами сохрани́, блаже́нне,/ непобеди́му, и непоколеби́му от е́реси вся́кия, и нескве́рну,// я́ко приснопа́мятный.

Перевод: Как светило превеликое, Церковь тебя почитает, всеблаженный, сияющее ярче солнца, Ее же твоими молитвами сохрани, блаженный, непобедимой и непоколебимой от всякой , и неоскверненной, как всегда вспоминаемый.

Благоверному князю Ярославу Мудрому

Тропарь благоверному князю Ярославу Мудрому, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

Перевод: Как отрасль драгоценная благочестивого корня, благоверный князь Ярослав, прекрасно в прожив, веру безупречную сохранил ты, и удивительный храм Премудрости Божией в престольном городе Киеве устроив, сейчас на Небесах предстоишь , молись ниспослать нам великую и богатую милость.

Кондак благоверному князю Ярославу Мудрому, глас 4

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Перевод: С молодости ты стал, Богомудрый Ярослав, Божественным сосудом избранным Богом, живя в благочестии, ты устроил многие святые церкви, потому прославляем тебя, князь наш, как украшение народа своего, Киева славу и всей Русской земли силу.

Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому

О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским

Тропарь преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8

Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».

Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 6

Пско́во-Пече́рская оби́тель,/ издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни,/ мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́,/ та́мо и преподо́бный Корни́лий/ по́двигом до́брым подвиза́ся,/ чу́дную Богома́терь сла́вя,/ инове́рныя просвеща́я,/ и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я,/ оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я./ Та́мо и му́ченичества вене́ц/ по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т./ Те́мже воспои́м, лю́дие,/ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м,/ я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна// и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.

Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства.

Кондак преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.

Перевод: Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения. Потому взываем к Вам: «Радуйтесь преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, верующих украшение».

Кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 4

Све́тлый свети́льник Правосла́вия/ и сугу́бая Пско́вския земли́ защи́та был еси́,/ многобо́жие искореня́я и лю́ди к Бо́гу наставля́я./ Дом Богома́тери тобо́ю укрепи́ся и просла́вися,/ доброде́тельми же украшен, вене́ц му́ченика прия́л еси́,// помина́й нас, чад твои́х, и у Го́спода, преподобному́чениче Корни́лие.

Перевод: Ты был ярким светилом Православия и особой защитой Псковской земли, многобожие искореняя и людей к Богу направляя. Дом Богоматери тобой укрепился и прославился, добродетелями же украшен, мученический венец ты получил, вспоминай нас, чад твоих, у Господа, преподобномученик Корнилий.

Ин кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 2

Из мла́да, Корни́лие чу́дный,/ трудо́м и по́двигом себе́ преда́в,/ игу́меном Пско́во-Пече́рстей оби́тели поста́влен был еси́,/ о́бразом ве́ры и по́стнического жития́ всем быв,/ мно́гия лю́ди к Бо́гу приве́л еси́./ За своя́ же вели́кия доброде́тели/ за́вистию от злых гони́м,/ му́ченически ду́шу свою́ Бо́гови пре́дал еси́./ Того́ ра́ди с ве́рою возопии́м:/ преподобному́чениче Корни́лие достосла́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: С молодости, удивительный Корнилий, трудам и подвигам себя предав, ты был поставлен игуменом Псково-Печерской обители, образом веры и постнической жизни был для всех, многих людей привел ты к Богу. За свои же великие добродетели завистью от недоброжелателей гонимый, мученически жизнь свою Богу отдал ты. Потому с верой взываем: «Преподобномученик Корнилий, достойный прославления, моли Христа Бога о спасении душ наших».

Молитва преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому

О, святы́й преподобному́чениче Корни́лие! Смире́нно припа́даем к ра́це моще́й твои́х и уми́льно мо́лим тя: ми́лостиво при́зри на ско́рби на́ша душе́вныя и теле́сныя и изба́ву нам пода́ждь; помози́ нам, свя́тче Бо́жий, от наве́та злых челове́к, от ни́хже и сам ты неви́нно на земли́ пострада́л еси́. Защити́ нас от наси́лия диа́вола, стра́стно вою́ющаго в не́мощных удесе́х на́ших, умоли́ Го́спода Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти нам ти́хое и безгре́шное житие́, взаи́мную бра́тскую нелицеме́рную любо́вь и ми́рную христиа́нскую кончи́ну, да чи́стою со́вестию предста́нем нелицеме́рному стра́шному суди́лищу Христо́ву, и в Ца́рствии Его́ просла́вим Животворя́щую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Садоку, епископу Персидскому

Кондак священномученику Садоку, епископу Персидскому, глас 4

Влады́чню рече́нию усе́рдно в подо́бстве после́дова,/ я́ко у́бо па́стырь до́брый ду́шу свою́ за Христо́вы о́вцы положи́л еси́,/ священному́чениче Садо́фе, мо́лим тя, многострада́льне,/ моли́ па́стырем нача́льника Христа́/ и нас причести́ десна́го ове́ц стоя́ния,/ да воспое́м ти:/ ра́дуйся, свяще́нный о́тче Садо́фе,// и́же за Христа́ кровь свою́ излия́вый.

Перевод: Словам Владыки ты усердно в подобии следовал, ибо как добрый жизнь свою отдал за овец Христовых (), священномученик Садок, молим тебя, много пострадавший, моли начальника пастырей Христа и нас причислить к овцам по правую Его сторону (), да воспоем тебе: «Радуйся, священный отче Садок, за Христа кровь свою проливший».