Откуда родом николай угодник. Николай чудотворец в чем помогает

4.6 (91.11%) 18 votes

Готовиться к Таинству Причащения можно чтением Правильных канонов, по Псалтыри, а также по лестовке (поклонами или молитвами) - на выбор говеющего.

Однако вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе - украшения души жемчугом слезного покаяния - являются Правильные каноны.

В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом - как это заботливо и нежно! - уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…».

Песнь за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее мини-пособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично.

Практическая часть

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали
в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес [email protected] .Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, - все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины - одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения - вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение
к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый

Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу : «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице : «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» - «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
Семипоклонный начал

12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)





Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»


Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
Слава
4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
И ныне
4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :
Ирмос
4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
Слава, И ныне

Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» –> Слава, И ныне –> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:
Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
Ирмос
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
Слава, И ныне
Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:
Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной)
Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день):
Тропари (два) Исусу
Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря
Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
Кондак Исусу
Слава
Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
И ныне
Кондак Богородице (по дню)
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (поклон поясной)
Слава (поклон поясной)
И ныне (поклон поясной)
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)

Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены курсивом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

Семипоклонный начал ( )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
«За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 метания )
Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной великий)
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (метание )
Слава (метание )
И ныне (метание )
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
Отпуст
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь.

Житие святого Николая

Николай Чудотворец появился на свет в 234 году нашей эры в городе Патаре, который находился на территории бывшей Ликии (современной Турции). С малых лет он не переставал удивлять своих родителей. Так, во время крещения, еще не умея ходить, Святой Николай около трех часов простоял в купели на своих маленьких ногах.

Родители Феофан и Нонна были богатыми благочестивыми людьми и долго не могли иметь детей. Молитвы сделали свое дело, и Бог послал им сына, которого они назвали Николаем. Всю свою жизнь он тяготел к религии, постился по средам и пятницам, избегал праздности, светской жизни, соблазнов и женщин. Его дядя, епископ города Патары, видя такое благочестие, посоветовал родителям отдать Николая в богослужение, что они и сделали.

Святой Николай Чудотворец обладал баснословными знаниями и имел хорошее образование. В конце своего обучения он пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святыням, после чего принял твердое решение посвятить свою жизнь Господу.

Получив пресвитерский сан, Николай Чудотворец пребывал в постоянной молитве и посте, жил без излишеств. Вскоре его дядя - епископ Николай доверил ему управление церковью. После смерти родителей все полученное наследство он направил на помощь нуждающимся. Спустя какое-то время Святой Николай решает оставить такую жизнь и уйти в незнакомое место, где он мог бы служить людям. Для этого он переселяется в город Мира. Там его никто не знает, и он живет здесь в нищете, молитвах. Укрытие герой нашего повествования находит в доме Господнем. В это время умирает архиерей этого города Иоанн. Для избрания на этот престол достойного кандидата священнослужители положились на божью волю, которая пала на Николая Угодника.

Эти времена славились гонением на христиан, а блаженный Николай был их руководителем, готовым страдать за веру. За это он был схвачен и заключен в тюрьму вместе с другими верующими братьями. Долгое время провел святой Николай Чудотворец в темнице, пока вступивший на престол, не освободил всех христиан. Город Миры с радостью встретил своего бывшего пастыря.

Великий Божий угодник прожил много лет. На протяжении всей своей жизни он помогал людям словом, делом и помышлением. Святой давал благословения, исцелял, защищал и совершал великое множество благочестивых поступков.

Праздник святого Николая

Русская православная церковь 19 декабря принимает поздравления с ведь он является одним из самых почитаемых святых. Издавна он считается заступником и утешителем, помощником в скорбных делах. Святой Николай покровительствует путешественникам и мореплавателям. Ведь он совершая паломнический поход в Иерусалим, море разбушевались и матросы попросили его помолиться о их спасении. Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море.

Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой не отказывал ни христианину, ни язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Николай Угодник совершил множество благочестивых дел. И всегда ему помогала неуправляемая, сильная и ревностная молитва к Богу. Скончался святой в конце IV века после непродолжительной болезни, находясь уже в весьма преклонном возрасте. А его мощи с 1087 года хранятся в итальянском городе Бари.

Православная церковь ежегодно шлет поздравления с Днем святого Николая тысячам верующих 19 декабря, а также чествует память угодника Божьего особыми песнопеньями по четвергам.

О молитве Николаю Чудотворцу

Молитва святому Николаю наиболее читаемая в православии. Ведь Чудотворец помогает верующим на протяжении тысячи лет. Молитвы к Божьему угоднику не остаются без внимания. Его просят о детях, путешественниках, замужестве дочерей. Взывают к нему, когда в доме голодно, для защиты невинно осужденных.

Специального списка обращений, по которому можно обращаться к святому за помощью, нет. Он помогает всем в любых трудных житейских ситуациях.

Молиться нужно тогда, когда этого хочет душа и сердце. Правильно молиться два раза в день: утром и вечером. Самая благословенная и проникновенная молитва звучит на рассвете, когда все ещё спят. Перед сном святые слова успокаивают душу и настраивают на хороший безмятежный сон. Не стоит ограничиваться молитвами дома. Следует хотя бы иногда посещать церковь и ставить там свечу любимому святому. Существует 7 основных молитв святому Николаю.

Акафист Николаю Угоднику

Бесспорно, и действенны, а по-настоящему происходят чудеса и перемены в жизни, когда читаешь акафист святому Николаю. Слова, содержащиеся в нем, благоприятно отражаются не только на жизненной ситуации, но и помогают улучшить финансовое положение, получить хорошую должность без блата и денег, открыть свой процветающий бизнес, выйти замуж, зачать и родить долгожданного ребенка, победить тяжелую болезнь.

Читают акафист 40 дней подряд и обязательно стоя. Для этого изображение Николая Чудотворца ставят перед собой, зажигают свечу и начинают молитву. Следует постараться не пропускать ни одного дня, иначе придется все начинать заново.

Но это не обязательный ритуал, обращаться и святому Николаю можно и нужно всегда:

  • при посещении церкви;
  • дома перед иконой;
  • непосредственно столкнувшись с тяжелой ситуацией.

Есть один случай, который переходит из уст в уста. Один весьма нерадивый студент, не выучив как следует теорию, пошел сдавать экзамен и потерпел полное фиаско. Из трех билетов, которые ему были предложены, он не знал ни один, в результате ему поставили двойку. Расстроенный, он вышел из кабинета и начал молиться Николаю Угоднику. Святой ему помог. Через какое-то время вышел преподаватель и сказал, что он ошибочно поставил в ведомость высокую оценку, и ему следует выучить предмет и снова прийти к нему. Студент не только сходил в церковь и поставил свечу святому, но и блестяще пересдал экзамен.

Святые места, носящие имя святого Николая

Любовь народа и поступки, которые забыть невозможно, послужили тому, что в честь Николая Угодника был назван целый ряд святых мест. К ним относится церковь святого Николая, расположенная в Демре, на территории Турции. Это значимое сооружение византийской архитектуры на Востоке. Её возвели в начале VI века. На этом месте до строительства церкви находился храм богини Артемиды. Почтенный возраст здания, настенные древние фрески и иконы, роспись, мозаика из камня - все это делает храм уникальным, а место удивительным. Здесь изначально был похоронен святой Николай, но опасаясь разбоя турок-сельджуков, итальянские купцы выкрали его мощи и переправили их в Италию, в город Бали, где они и находятся до сих пор.

Еще одна церковь, названная в честь Святого Николая, располагается в Афинах. Точная дата её появления неизвестна, но отреставрирован храм был в 1938 году. Здесь местами сохранилась старая фреска. Все художественные работы велись известным художником Фотисом Кондоглу. В храме хранится частичка мощей Николая Чудотворца.

В России храм святого Николая находится в Кленниках в Москве. Он насчитывает уже несколько веков. Воздвигнут храм на месте старой деревянной церквушки в XV веке. Шестьдесят лет он простоял закрытым (с 1932 по 1990 гг.). В это время храм был разорен и использовался как склад для хозяйственных нужд. Но, благодаря стараниям верующих, церковь обрела свое второе рождение и засияла куполами. В настоящее время здесь хранится частичка мощей Божьего угодника Николая.

Монастырь святителя Николая

Есть и святого Николая. Находится он на острове Кипр. Существует легенда, которая повествует об ужасной засухе в IV веке. В это время территорию острова атаковали змеи. Их было так много, что святая царица Елена, которая приходилась матерью Константину Великому, отправившись на поиски Креста Господнего и обретя его, посетила по возвращении домой остров. Вернувшись в родной город, она тут же распорядилась отправить на Кипр тысячи кошек для борьбы с ядовитыми гадами, а присматривать за ними надлежало монахиням. Специально для них выстроили небольшой монастырь и назвали его в честь святого Николая, покровителя рыболовов и моряков.

Обитель до сих пор действует, там живет шесть монашек и множество кошек, за которыми они ухаживают. Поэтому монастырь очень часто называют просто кошачьим.

Икона святого Николая

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых, и икона с его ликом присутствует в каждом доме верующих. Издавна она считалась уникальной вещью, ведь иконописец через живопись старался передать внутренний мир святого, его сущность, чтобы человек через неё мог установить связь с Богом.

Облик святого Николая не только помогает молиться, но и оберегает дом, заботится о том, чтобы живущие в нем люди, не испытывали нужду, голод, а также он несет благополучие.

Изображается святитель в:

  • поясном образе, где правая рука благословляет, а левая держит Евангелие;
  • полный рост, правая рука приподнята для благословения, левая держит закрытый Евангелие. В данной позе он запечатлен совместно с другими святыми, изображенными в полный рост;
  • облике Николы Можайского, где в правой руке он держит меч, а в левой крепость, как бы показывая, что он защитник верующих;
  • житийных иконах. Здесь образ святого дополнен 12, 14, 20 и 24 клеймами, которые обозначают события в жизни святого Николая;
  • иконографических образах. Это Богородица с особо избранными святыми, Рождество Николы, Перенесение мощей.

На каждого человека облик святого Николая производит разное впечатление. Одни видят в нем спасителя, другие помощника, третьи наставника. Смысл иконы как раз и состоит в передаче определенного образа святости, который действует на людей не хуже талисмана. Действенность в несколько раз будет сильнее, если произнести молитву.

Размещение икон в доме

Икону Николая Угодника следует не только иметь в доме, важно и правильно её расположить. Иконостас, как правило, располагают на востоке, но если восточный угол занят, то иконы можно расположить в любом свободном месте.

При размещении иконостаса должны учитываться следующие принципы:

  1. В самом центре должна быть расположена (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и другие образы), она же должна быть и самой большой иконой.
  2. Слева от Иисуса Христа должен располагаться облик Божией Матери с Младенцем.
  3. Над образами Спасителя и Девы Марии не должно висеть никаких икон, исключение составляют или распятие.
  4. Все остальные иконы подбираются исходя из личных предпочтений христианина.
  5. В каждом иконостасе должны присутствовать иконы Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, целителя Пантелеимона, Ангела-Хранителя, а также крестильные иконы с именами святых, которые носит человек.
  6. Рекомендуется иконы вешать на кухне или в гостиной, но если нет возможности, можно разместить их и в спальне.
  7. Нельзя вешать иконы рядом с картинами или изображениями обычных людей.
  8. Иконостас должен располагаться в наиболее уединенном месте, подальше от телевизора, компьютера и прочей увеселительной техники.

Неважно, где находятся иконы и сколько их в доме, самое главное - молиться почитаемым святым регулярно. Ведь икона - это связь с богом, через которую передается особая благодать.

Мощи Николая Угодника

Жизнь святителя Николая полна благородных поступков, поэтому, скорее всего, Бог и даровал ему многие лета жизни, ведь умер он в 94 года. В настоящий момент его мощи, вернее, основную их часть, хранит собор святого Николая, расположенный в итальянском городе Бари. В честь Угодника названо множество храмов, а в некоторых из них как раз и хранятся остальные частички его мощей. Они оказывают благотворное и целебное влияние на людей, приложившиеся к ним, исцеляют тело и успокаивают душу.

В 2005 году английские ученые по черепу святого попытались воссоздать его образ. Они обратили внимание на то, что он имел плотное телосложение и рост около 1 м 68 см. У него был высокий лоб, резко выделялись на лице скулы и подбородок. Он имел карие глаза и смуглую кожу.

Современные чудеса

Святой Николай Чудотворец творил чудеса раньше, продолжает он их совершать и по сей день. Так, однажды отряд школьников пошел в поход. Они стали спускаться по воде на байдарках. Шлюпку перевернуло, спаслись все, но не сразу. У самого младшего участника группы было изображение святого Николая. С его слов, именно оно помогло ему спастись.

Ещё один мужчина долго сидел без работы. Он поделился своей проблемой со священником на исповеди, который, в свою очередь, предложил помолиться Николаю Угоднику у иконы. На следующий день знакомый предложил мужчине должность в одной фирме. Казалось бы, ерунда, но подобных историй тысячи. У одних людей после молитвы чудесным образом открывается до этого не поддававшийся замок, у других во время дождя, ветра и непогоды резко проглядывает солнце, третьи получают исцеление и продолжают свой путь.

Поэтому молитесь, и будете услышаны, просите, и вам воздастся.


Всего 57 фото

Туристическая поездка в эти удивительные, насыщенные историей места около Антальи считается обязательной и стандартной. И, действительно, находиться в 150 км от Миров Ликийских, где проповедовал святой Николай Угодник, и где древний загадочный античный мир, прячась за каждым камнем и холмом, веско заявляет о себе, и не побывать здесь, для нашей души было бы вопиющим духовным преступлением. Поэтому путешествие в Миру было запланирована заранее, но тогда, я даже не подозревал, что получу нечто большее, чем просто поездка на любопытную и обязательную экскурсию «для галочки».

Поездка оказалась очень насыщенной и богатой на впечатления. Конечно же, это храм святого Николая Угодника в Мире, хорошо сохранившийся античный греко-римский амфитеатр в Мире и морская средиземноморская прогулка с посещением таинственных и загадочных затонувших античных скальных городов острова Кекова… Надо сказать, что, в этих древних местах просто куда не кинь взгляд - всюду видны многочисленные следы былых цивилизаций и теней прошлых событий, что прямо дух захватывает… История властно, но не навязчиво раскрывает здесь тебе свои загадочные объятия и, в тоже самое время, тихо шепчет о былом, с тоской об утрате…


Начнем же мы с древней Ликийской Миры, где жил, проповедовал и окончил свои славные дни христианский святой Николай Угодник и Чудотворец Мирликийский.

Сама по себе поездка по средиземноморскому побережью, лично у меня, вызывает бессознательный неописуемый восторг. Ведь ты как будто паришь над Историей, над Смертью и вечной Жизнью, былыми великими и простыми событиями, что происходили здесь. Эти ликийские горы, поросшие реликтовыми соснами, Средиземное море, искрящееся на солнце, все напоминает, что ты сейчас находишься именно в колыбели цивилизаций, образным теле-языком говоря)

Фото будут не очень, особенно на уровне сегодняшних прорывных технологий в мире фото индустрии, но мне кажется главное даже не в этом, а в том, что Миры Ликийские сейчас перед нами и, у нас, есть уникальная возможность прикоснуться к ним и слиться с ними. В самом этом слове "Мира" уже проявляются состояние мира, спокойствия, пребывания в мире с собой, другими и миром вообще. Наверное, в этом фото ниже и можно как-то выразить нечто подобное. Тогда мы остановились на побережье передохнуть и выпить свежевыжатого гранатового сока из плодов, собранных только, что, прямо с дерева.
02.

Ми́ра (греч. Μύρα) - это крупный город в конфедерации древней Ликии, расположенный рядом с морским побережьем в 5 км у подножия приморских гор, на реке Андрак, у устья которой была когда-то гавань древнего Андриаке. В конце IV в. до н. э. Ликия входила в состав державы Александра Македонского. После его смерти перешла к Неарху, а в 295-197 гг. до н. э. принадлежала Птолемеям. В 197 году до н.э. Ликия стала одним из владений Селевкидов. Позднее многие города региона объединились в Ликийский союз. В I в. до н. э. в качестве автономного государства Ликия входила в состав Римского государства.

Территориально этот древний город расположен рядом с современным небольшим турецким городом Демре (провинция Анталья). По одной из версий, город получил название от слова «мирра» - смола, из которой делают благовония. По другой - название города («Маура») - этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», лишь позже вследствие фонетических изменений превратившееся в Миру.
03.


Википедия, автор Ivanchay

Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени Феодосия II (401 - 450 гг. н.э. - император Восточной Римской империи), была её столицей. В III-II веках до н.э. она получила право чеканить свои монеты. В этот период Мира как раз и входила в Ликийский союз. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, а также затоплению грязевыми потоками реки Мирос.
04.

Святитель Николай родился в Малой Азии в 270 году в греческой колонии Патара римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан. Патара был, по сути, эллинистическим городом, как по культурному, так и по своему внешнему облику. Будущий святитель избрал своим путем путь христианства, став священником. Его родители долго не могли иметь детей и дали обет, что если у них родится сын, посвятят его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, а тогда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына как раз дали такой обет. Дядя епископ посвятил тогда его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!...»…Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовав их состояние, отдал его нуждающимся…

05.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В результате, христианские общины стали быстро развиваться. К этому периоду и относится епископство святителя Николая в Мире (провинция Ликия Римской империи).

Святитель Николай является традиционно покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, если ситуация угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с его жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию воскресил моряка, сорвавшегося с мачты в шторм и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка на своем обратном пути из Александрии в Миру и по прибытии взял его с собою служить в церкви.

Самая известная история жития святого Николая из католической традиции - о трех девушках, которым он помог. Их отец, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из красоты своих дочерей, по сути принуждая их к проституции. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным, он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое он проделал вскоре и для средней. Отец, поняв, что кто-то помогает ему, решил поблагодарить его, дождавшись нужной даты третьей дочери, спрятался в комнате, и когда Николай принес очередной кошелек для младшей дочери, застал его врасплох. Николай отказался принимать благодарность этого человека, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай, узнав о чудовищном плане бедняка, бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда и породила сказку о рождественском Санта Клаусе и подарке в носке…

При жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Святой Николай скончался в глубокой старости по разным сведениям 6 декабря (старый стиль) 342 или 351 года. и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры. Когда на его гробнице стали происходить чудеса и паломники исцелялись после долгих молитв, Святитель Николай стал уже почитаться как чудотворец.

06.

Фрески с изображением того, как святитель Николай помогает трем девицам...

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и уничтожением книг. По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он, якобы, разрушил другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были тогда разбиты и сметены стихией… Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков, и вот, что произошло далее...

В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать «и уберечь» мощи святителя Николая и вывести их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Для начала купцы предложили монахам 300 золотых монет за мощи. Но монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы пресекли эту попытку, связав их. Итальянцы разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые впоследствии монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было уже поздно…
07.

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро «радостная» весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

08.

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. По некоторым сведениям часть его мощей (фрагменты челюстей и черепа) находится в археологическом музее Антальи.

Моряки из Бари забрали тогда только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая - покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету.

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.

Так мог мог реально выглядеть святитель Николай согласно реконструкции его лица.
09.

Закончив с необходимыми историческими выкладками я перейду к своим непосредственным впечатлениям посещения этого святого для всех православных христиан места.

Современый Демре как город ничем особым не примечателен, разве, что тем, что это одно из крупнейших мест по выращиванию помидоров, отправляемых на экспорт, сами знаете куда. Основные пространства этой благодатной долины заняты фантастическим количеством банальных овощных теплиц, что вплотную наступают к чудом уцелевшим ликийским памятникам истории.

10.

Для начала же нас ненавязчиво привели прямо к местному специализированному рынку святого Николаса, давая возможность приобрести иконы и прочие атрибуты культа, связанные со святителем и не только.
11.


12.


13.

Есть даже изображения Николая на настенной плитке.
14.

Надо однако сказать, что продукция здесь в основном очень качественная и ее не стыдно прикупить на память. Я приобрел вот эту небольшую икону святого Николая на деревянной основе за 25 долларов. Как сообщалась торговцами, эта икона с Горы Афон, изготовлена местными монахами, и к тому же, была уже освящена.


А теперь приступим к главному событию, ради которого мы и приехали сюда - посетить храм Святителя Николая Мирликийского.

Церковь Святителя Николая - замечательный памятник византийской эпохи. По некоторым сведениям первоначально церковь была построена в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землятрясением во II-м веке н.э., где и были захоронены останки святителя в мраморном саркофаге.

Церковь множество раз разрушалась, но неизменно возрождалась к жизни и неоднократно перестраивалась. Она была разграблена во время арабских набегов в 1034 г., когда Мира и вся Ликия были полностью разорены. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в античном саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В XI-м веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали и окружили ее стенами. Датировка фресок и напольной мозаики относятся к этому же периоду. В дальнейшем в XIII веке, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос из-за сильнейших землетрясений, в результате которых русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью занесена грязью и илом на 3-4 м и от нее виднелась лишь небольшая часть колокольни.
16.

Современное здание храма построено приблизительно в VIII веке. Внешне он представляет собой базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть фрески ХІ-ХІІ вв. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына выкупила участок земли вокруг этого храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая получила специальное разрешение. Уже начались раскопки и реконструкция церкви, но все это стало вызывать недовольство населения Демре, и турки пошли на попятную, отозвав свое разрешение.

Церковь снова начали раскопывать в 1956 году, она практически полностью находилась в толще наносов. При последующих раскопках проведенных в 1989 г., были найдены помещения в северо-восточной части здания церкви. К настоящему времени первоначальный пол церкви находится на 7 м ниже уровня земли.


Со стороны очень трудно увидеть эту древнюю церковь. Она практически полностью закрыта внешними защитными конструкциями.
19.

Эта площадка перед входом в сам храм.
20.

Здесь находится скульптурное изображение святого и несколько мраморных колонн под навесом.
21.


22.

В самой церкви очень интересно и волнительно. Ведь здесь практически всю свою жизнь провел наш самый почитаемый православный святой.
25.

Вокруг сложено множество найденных обломков прежних культовых строений, находившихся некогда на этом месте.
26.

Возможно здесь есть и некоторые уцелевшие архитектурные детали античного храма Артемиды, что находился когда-то здесь...
27.


28.

Здесь т ебя охватывает густая необычная волна понимания исторических событий и бесчисленных эмоций людей, посещавших как святилище Артемиды, так и в последствии, церковь Святителя Николая. Стены церкви как будто говорят с тобой, стоит только открыть свое сердце...
29.

Античные порталы заставляют вспоминать об Артемиде и череде затерянных событий во тьме веков, связанных с этим местом Силы...
30.

Вот здесь, даже, до сих пор видны песчано-галечно-грязеевые следы наносов разбушевавшейся некогда речной стихии.
31.


32.

33.

Чу́дные крестово-вспарушенные (парусные) своды почему-то заставляли чаще биться мое сердце... Как будто что-то вспоминаешь, но никак не вспомнишь, как после яркого насыщенного сна от которого осталось только ощущение события и странное чувство, что произошло нечто очень важное ...
34.

Это, пожалуй, второе место по воздействию на посетителя церкви и важности, после саркофага святого. Здесь происходили церквные службы. Это престол. Только представьте, святой стоял здесь бесчисленное количество раз, обращаясь в молитве к Богу. Пришлось дожидаться пока престол будет визуально без туристов в кадре)
35.

36.

Мозаичный пол времен Византии...
37.


38.

По туристической традиции, купленные на иконном рынке иконы и крестики, посетители "освящают", прикладывая их к саркофагу, где когда-то покоились мощи свтителя Николая. Гид всячески отговаривал проделывать эти манипуляции с саркофагом (очевидно их обязывают к этому власти) и настойчиво предлагал альтернативу - престол, доступ к которому, в отличие от саркофага полный и беспрепятственный...

Прикосновение к престолу вызвали у меня неожиданный отклик и всплеск внутреннего света, как будто все потемнело и звуки и образы резко отдалились... Мимо сознания прорывались рваные всполохи смутных образов, цветных пятен, фигур людей, слышались необычные и незнакомые звуки церковной службы. Они были глубокими, торжественными, мрачно-тоскливо-победно возвышенными. Строгие образы святых, смотрящих тебе прямо в душу, заполнили мое внутреннее ви́дение и состояние...
39.

Совершенно потрясенный этим своим неожиданным впечатлением я, вдруг, обнаружил себя по прежнему стоящим перед престолом, касающимся его рукой, а туристы в это время деловито раскладывали целофановые пакеты на престоле , со своими только, что купленными иконами и крестиками для "освящения" ... Сознание медленно, тяжело и нехотя "возвращалось" и я, спохватившись, тоже достал свою икону святого Николая и приложил ее к другим...

Так, что вот, как это делается. Нескольких минут вполне достаточно, по общему молчаливому согласию...)