Храм марона пустынника семейный отдых. Храм преп

Эту церковь трудно заметить со стороны Большой Якиманки. Некогда она находилась в центре открытого пространства и была видна издалека. Сегодня она оказалась зажата между многоэтажным жилым домом и школой, причем к последней она практически примыкает. Сказываются последствия ХХ века, когда храм едва не был уничтожен.

Церковь становится известна с 1642 года и поначалу упоминается как храм Благовещения в Иноземной слободе. В этой части Замоскворечья селились пленные выходцы из Польши и Литвы – отсюда и наименование «в Старых Панех». Второе название – в Бабьем городке – вызывает много споров и сегодня. Наиболее вероятной версией считается, что в этой местности берег Москвы‑реки укрепляли с помощью свай, которые вбивались в землю с использованием деревянных или чугунных «баб». Но есть и народные легенды о женщинах, принявших здесь бой с татарами, или о том, как татары выбирали себе женщин для увода в плен на этом месте. Сегодня «Бабий городок» напоминает о себе только в названии местного переулка.

Благовещенская церковь, первоначально деревянная, в камне была выстроена только во времена императрицы Анны Иоанновны: в 1730 году по её указу началось возведение нового храма с приделом святого Марона Пустынника. Основа этой церкви в сильно перестроенном виде сохраняется до наших дней. Здание сильно пострадало во время событий 1812 года: сначала он был осквернен и разграблен французами, затем серьезный ущерб нанес пожар. После этого в течение пяти лет храм был закрыт. Но и после его открытия восстановление шло медленно, лишь к 1831 году все разрушения были устранены на средства купцов Лепёшкиных. Они же выстроили новую церковную трапезную, в которой помимо Мароновского придела появился еще и придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем церковь еще дважды меняла свой облик: в 1844 году она получила новый иконостас и купол с пятью маленькими главками, а в 1886 году вместо него была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Тогда в верхней части четверика появились новые парные окна. Храм особенно гордился подбором колоколов – одним из лучших в Москве. Колокольня при этом оставалась от 1730 года.

Службы в церкви прекратились около 1931 года, после чего начались изменения её здания. Первоначально оно было и вовсе назначено к сносу как «малоценное», но всё же уцелело, превратившись в гараж и автомастерские. Для их нужд в стенах были пробиты новые проемы для въезда, все христианские символы, включая главы с крестами, уничтожены. В полуразрушенном состоянии церковь была передана новой православной общине в 1992 году, которая начала долгую и тщательную реставрацию здания. Сейчас храм выглядит практически так же, как в начале ХХ века, вернув свою былую красоту.

В первый раз в жизни побывал здесь вчера в воскресенье. А «вытащил» меня туда отец Александр Шрамко, приехавший из Белоруссии ( priestal ) и позвонивший мне по наводке Виктора С. ( vik_sud ). Ему хотелось посмотреть те приходы, где есть общинная жизнь... Виктор ему до того показал несколько, а утром отвез его в данный храм. Действительно, приход оставил в целом благоприятное впечатление. Народу на поздней Литургии молилось человек под двести, храм был полный, но не забитый; стоять было вполне комфортно. Очень много молодежи и детей разного возраста, в том числе и совсем маленьких. Чувствуется, большинство пришедших друг друга хорошо и давно знают. Богослужебный уклад и порядок традиционный с умеренно-консервативной ориентацией; два смешанных хора, певшие вполне слаженно, составлены из своих же верующих, наемных певцов там нет. Ирина М., одна из моих добрых знакомых по «курайнику» ( ianders ), там с самого начала открытия храма, с 1992 г. С тех пор храм хорошо отделан, восстановлен и внутри неплохо расписан. Служил позднюю 10-часовую Литургию настоятель, прот. Александр Марченков, сказав после Евангелия проникновенную проповедь о прощении, которую, впрочем, слушать было весьма затруднительно по причине детской возни и шума у притвора храма. Наш вышеупомянутый о. Александр Ш. ему сослужил.
На Литургии я обратил внимание на седого мужчину, слегка сгорбленного и подверженного небольшому нервному тику. Лицо его мне показалось весьма знакомым. В приходском кафе, куда мы пошли после службы, решив не идти в трапезную для духовенства и причетников, он сидел рядом с нами. И тут Ирина мне сказала, что это небезызвестный Владимир Семенко. Да-да, тот самый воинственный публицист с «Русской линии», «Завтра» и других подобных изданий. Но здесь он ведет себя тише воды-ниже травы, по-тихоньку помогает приходу... По словам Ирины, в храме много людей с совершенно разными взглядами, а настоятель от политики подчеркнуто отстраняется, что, конечно, правильно. В общем, посидели мы в кафе прекрасно; пообедать там любому желающему запросто можно за 100 р. или даже меньше. Семенко ушел чуть раньше нас, к его или нашему счастью, уж не знаю – когда о. Александр услышал про него от Ирины, ему сразу захотелось поддеть его, но он не успел…
Что еще меня весьма обрадовало – это наличие приходского дома, где иногда принимают даже целые группы паломников. И плата за сутки проживания очень даже щадящая – 600 р. Учитывая выгодное местоположение и самый центр Москвы (метро Октябрьская, французское посольство рядом), это просто даже шикарно. Так что те, кто бывает проездом в Москве и когда есть проблемы с ночлегом, имейте в виду! Вот думал, куда пристроить французскую группу католиков, которая прибудет через два месяца в Москву ради знакомства с православной жизнью столицы (писал уже недавно об этом) – и вот теперь ясно, куда!
Ну и напоследок два фото.
О. Александр с Ириной:

И со мной:

К сожалению, Виктор С. Спешил после службы по делам и с нами не остался, поэтому его запечатлеть не удалось…

Церковь преподобного Марона Пустынника, известного сирийского подвижника, построена в Москве в 1642 г. в царствование Михаила Феодоровича при Святейшем Патриархе Иосифе, близ улицы Якиманки, на так называемом "Бабьем городке". В объяснении названия этого места указывается следующее историческое событие. В княжение св. Великого князя Димитрия Донского, при нашествии хана Тохтамыша несколько сот русских женщин бежали от ордынцев, чтобы укрыться за стенами Москвы. Но воевода отказался принять женщин. Тогда они сами собрали лес, бывший на берегу Москвы-реки, и огородились кругом, сделав небольшую крепость. Таким образом они выдержали трехдневную осаду. Тохтамыш обманом взял Кремль и, занятый богатой добычей, забыл о женской крепости. Беззащитные спаслись. Однако, по другим источникам сказание о бое женщин с татарами не подтверждается. Название же “Бабий городок” объясняется тем, что в этих местах речной берег укрепляли - “городили” - при помощи свай, вбиваемых молотами, “бабами”. Название “в Старых Панех” происходит от Панской или Иноземной слободы, где когда-то были поселены иноземцы. Располагалась она южнее Голутвинской слободы. Первоначально деревянная церковь называлась Благовещенскою у Крымского двора, в Иноземной слободе.

В 1727 г. был пристроен теплый придел во имя преп. Марона.

В 1730 г. священник Сергий Анисифоров обратился к Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать".

12 июня 1730 г. указом Императрицы Анны Иоанновны велено: вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преп. Марона.

Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 г. Мароновская церковь оказалась оскверненной; Антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви св. Николая Чудотворца в Голутвине.

Постепенно, благодаря заботам священника Алексия Попова и благодетеля, сына московского купца, Логгина Кузьмича Лепешкина и его сына Василия Логгиновича, храм был восстановлен. В 1828 г. Василий Логгинович стал церковным старостой. В течение 74 лет, с 1828 по 1902 г., все старосты были из семьи Лепешкиных.

В апреле 1831 г. Василий Логгинович Лепешкин - ктитор храма построил новый придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды. Заботясь о причте храма, ктитор купил двухэтажный дом на смежной с церковью земле, принадлежавшей камергеру Юрию Ивановичу Трубецкому, и устроил на нижнем этаже богадельню, поселив на бесплатное жительство бедных женщин. Второй этаж сдавался в наем и средства шли в пользу священно-церковнослужителей и на благолепие храма.

Сын Василия Логгиновича Лепешкина Николай стал старостой храма в 1840 г. На его средства в 1841-1844 гг. храм был обновлен изнутри и снаружи. С Высочайшего соизволения был изменен и внешний его вид. Главная церковь была переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. Полное освящение возобновленного храма было совершено 29 октября 1844 г. Святителем московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Заботами Николая Васильевича в храм были приобретены священные сосуды, напрестольные кресты и Евангелия, ценные массивные серебро-позлащенные ризы на иконах, хоругви и лампады, вся церковная утварь, ценные священнические облачения и т.д. Вклад Николая Васильевича Лепешкина в храм преп. Марона свыше 100 тыс. рублей.

В Центральном Государственном историческом архиве сохранилось “Дело об одобрении проекта перестройки церкви Марона Чудотворца, что в Старых Панех” 1843 г. с изображением фасада и плана храма до и после перестройки, рисунком ограды с воротами, рисунком надпрестольной сени, проектом иконостаса. Архитектор П.В.Михайлов.

В 1881 г. Николаем Васильевичем был учрежден "Комитет для вспомоществования священно-церковнослужителям и другим лицам, служившим при Мароновской церкви" - единственное в епархии учреждение подобного рода. В этом же году были им позолочены и главы над церковью.

С 1882 по 1895 гг. старостой был Василий Николаевич Лепешкин. В период его служения возобновлен иконостас главного храма. В 1886 г. главки по углам церкви были убраны, крыша сделана четырехскатной, церковь сделана вся теплою, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления. При храме была открыта церковно-приходская школа.

Подбор колоколов на колокольне церкви преподобного Марона считался лучшим в Москве. Их было восемь, самый большой весил 234 пуда. Звонарь-виртуоз ХХ века К.К.Сараджев так пишет об этом в своей автобиографии. “Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни.”

При храме был огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х гг. выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX в., частью в конце 1930-х гг. школой.

Главной святыней Мароновской в Старых Панех церкви является чудотворный образ преподобного и Богоносного отца нашего Марона Чудотворца, который жил в конце IV - начале V в. в окрестностях города Кира в Сирии. Именно ему, как свидетельствуют его современники, обязано высокое состояние подвижничества в этой области. На вершине горы, расположенной неподалеку от города он нашел заброшенный языческий храм и, освятив его, стал там подвизаться. Как велики были подвиги пустынника Марона, показывает уже одно то, что, по словам блаж. Феодорита, почти все время подвижник прожил под открытым небом, хотя и имел на горе небольшую хижину, которую он уступал для ночлега больным, во множестве стекавшимся к нему. За высокие свои подвиги преп. Марон сподобился от Господа особливых благодатных даров: исцеления болезней телесных и врачевания души. В 405 г. преп. Марон был удостоен сана священства. В этом сане Чудотворец пребывал до своей кончины в 433 г. Жители ближайшего селения похоронили преп. Марона в храме, который построили в его честь, а в день его кончины - 14 февраля - учредили праздник. Учениками преподобного Марона были прославленные от Господа отшельники: Иаков Отшельник (память его 26 ноября), Лиминий (память его 22 февраля), и Домнина (память его 1 марта).

Чудотворный образ преп. Марона очень почитался на Руси. Особенно в летнее время сельские жители толпами приходили под праздничные дни к Мароновскому храму. Проведя ночь около церкви, богомольцы утром выстаивали церковные службы, выслушивали молебен и, поклонившись чудотворному образу целителя Марона, возвращались в свои дома. Прихожане, обращавшиеся за помощью к преп. Марону, исцелялись или получали облегчение от лихорадки, горячек и от обдержания бесовского. Это же подтверждается и в повествовании блаж. Феодорита: "на глазах всех горячки были погашаемы силою его (преп. Марона) благословения и изступление прекращалось, и демоны обращались в бегство и различные болезни исцеляемы были одним врачевством - молитвою и благословением подвижника".

Чтились верующими большой храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе в парчовой одежде, унизанной мелкими аметистами и бисером начала XVIII в., иконы преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, великомуч. Пантелеимона.

В Мароновском приделе находились в серебряном кресте частицы мощей преп. Марона. В главном и придельных двухъярусных иконостасах находилось немало древних икон. Резные Царские врата специалисты датировали XVIII в.

В 1918 г. в день памяти преп. Марона в храме служил Святитель Тихон Патриарх Московский и Всея Руси. Во время службы он освятил список чудотворной иконы Божией Матери - Державная.

В 1920-е гг. храмовым протоиереем был известный учредитель ряда патриотических организаций С.К. Махаев, неоднократно арестовывавшийся после революции.

Опасность Мароновской церкви стала угрожать с середины 1929 г., когда руководство техникума жировой промышленности стало требовать передачи храмового здания под свою библиотеку. Городские власти в декабре 1929 г. удовлетворили кощунственную претензию, а в феврале следующего года ВЦИК утвердил решение Моссовета.

Весной 1930 г. уже встал вопрос о сносе церкви, начался вывоз ее имущества. Все оставшиеся после изъятия 1922 г. серебряные предметы (богослужебные сосуды, ризы, венцы) весом 7.5 кг. отправили на склад Госфонда. Московским музеям передали образа св. Софии, Покрова Божией Матери (обе XVII в.), Нерукотворного Спаса (1706 г.) и др., Царские врата, колонки, четыре золоченые статуи евангелистов (XVIII в.), архивные документы. Значительную часть имущества - более тридцати икон, в том числе образа Благовещения Пресвятой Богородицы, Державная, преп. Марона, кресты, Евангелия, сосуды, дарохранительницы, плащаницу, большое распятие, богослужебные книги - верующие перенесли в расположенную неподалеку церковь Иоанна Воина.

Известные своим великолепным звучанием колокола были проданы за рубеж.

Так-как техникум вскоре отказался от “культурного освоения” здания, президиум Моссовета 25 апреля 1930 г. передал его для сноса Гипрострою, вознамерившемуся построить на этом месте Институт инженеров-строителей. Однако по Милости Божией храм был спасен от окончательного разрушения, из-за отсутствия денежных средств у строителей его переделали в конце сентября под модельную мастерскую. Затем здесь долгие годы находился гараж. В алтарной апсиде и в боковой стене храма были пробиты стены и устроены ворота для въезда автомашин. Центральная часть церкви была перестроена под складские помещения. Вплотную ко входу в храм было пристроено здание школы.

Церковь преподобного Марона Пустынника, известного сирийского подвижника, построена в Москве в 1642 г. в царствование Михаила Феодоровича при Святейшем Патриархе Иосифе, близ улицы Якиманки, на так называемом "Бабьем городке". В 1727 г. был пристроен теплый придел во имя преп. Марона.

В 1730 г. священник Сергий Анисифоров обратился к Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать".

12 июня 1730 г. указом Императрицы Анны Иоанновны велено: вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преп. Марона.

Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 г. Мароновская церковь оказалась оскверненной; Антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви св. Николая Чудотворца в Голутвине.

Постепенно, благодаря заботам священника Алексия Попова и благодетеля, сына московского купца, Логгина Кузьмича Лепешкина Василия Логгиновича, храм был восстановлен. В 1828 г. Василий Логгинович стал церковным старостой. В течение 74 лет, с 1828 по 1902 г. старосты были из семьи Лепешкиных.

В апреле 1831 г. Василий Логгинович Лепешкин - ктитор храма построил новый придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды. Заботясь о причте храма, ктитор купил двухэтажный дом на смежной с церковью земле, принадлежавшей камергеру Юрию Ивановичу Трубецкому, и устроил на нижнем этаже богадельню, поселив на бесплатное жительство бедных женщин. Второй этаж сдавался в наем и средства шли в пользу священно-церковнослужителей и на благолепие храма.

Сын Василия Логгиновича Лепешкина Николай стал старостой храма в 1840 г. На его средства в 1841-1844 гг. храм был обновлен изнутри и снаружи. С Высочайшего соизволения был изменен и внешний его вид. Главная церковь была переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. Полное освящение возобновленного храма было совершено 29 октября 1844 г. Святителем московским митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Подбор колоколов на колокольне церкви преподобного Марона считался лучшим в Москве. Их было восемь, самый большой весил 234 пуда.

Чудотворный образ преп. Марона очень почитался на Руси. Особенно в летнее время сельские жители толпами приходили под праздничные дни к Мароновскому храму. Проведя ночь около церкви, богомольцы утром выстаивали церковные службы, выслушивали молебен и, поклонившись чудотворному образу целителя Марона, возвращались в свои дома. Прихожане, обращавшиеся за помощью к преп. Марону, исцелялись или получали облегчение от лихорадки, горячек и от обдержания бесовского.

Духовенство: протоиерей Александр Марченков - настоятель, иерей Анатолий Варнавский, иерей Андрей Нырков.

Богослужение: в воскресенье - Литургия в 7 и в 9:30, молебен в 9 часов, с мая по сентябрь - Литургия в 9 часов, молебен в 8:30; в праздники - Литургия в 8 часов. В будние дни - утреня, часы и Литургия в 8 час. В субботу и накануне праздников совершается всенощное бдение в 17 час.

Действуют: воскресная школа для детей и взрослых, молодежный клуб, библиотека, паломническая служба, информационная справочная служба, издается духовный приходской листок, открыт прокат видеокассет с душеполезными фильмами.

Паломническая служба при содействии прихода Храма св. прп. Марона Пустынника Сирийского организует поездку по святым местам

Г Р Е Ц И И ,
с посещением островов

Андрос, Патмос, Эгина, Эвбея

на 8 дней с 05.09 по 12.09.2018 г.

Программа паломнического тура

1 день. 0 5 .09. Вылет из Москвы в 08.20 утра (по московскому времени) рейсом SU 2110 а/к Аэрофлот из аэропорта Шеремеьево терминал F. Прилет в Афины в 12.20 час. Переезд в порт Пирей и далее на пароме переезд на о.Эгина. Ночлег в гостинице на о.Эгина.
2 день. 06.09. о.Эгина. Посещение монастыря св.Нектария Эгинского, молебен с акафистом у мощей св.Нектария. Посещение монастыря св.вмц. Екатерины. Ночлег в гостинице на о.Эгина.
3 день. 07.09. о.Эгина. Литургия в монастыре св.Нектария. Переезд в порт Пирей и далее переезд на о.Эвбея. Посещение храма св. Иоанна Русского. Ночлег в гостинице при храме св.Иоанна Русского.
4 день. 08.09. о.Эвбея. Молебен с каноном у мощей св. Иоанна Русского. Посещение монастыря св. прп. Давида Эвбейского. Переезд в Неа-Макри. Посещение монастыря св.новомуч. Ефрема. Переезд в порт Рафина. В 17.30 отправление на пароме на о.Андрос. Ночлег в гостинице на о.Андрос.
5 день. 09 .09. о.Андрос. Посещение монастыря свят. Николая Мирликийского. Молебен с акафистом. Посещение монастыря св.вмц. Марины. Ночлег в гостинице на о.Андрос.
6 день. 10.09. о.Андрос. В 10.30 переезд на пароме в порт Рафина и далее в монастырь Пантократора. Переезд в порт Пирей. По дороге посещение храма св.прпмц. Параскевы Римской. В 18.00 отправление на пароме на о.Патмос. Размещение в комфортабельных 4-х местных каютах. Прибытие на о.Патмос в 03.15 утра. Размещение и ночлег в гостинице на о.Патмос.
7 день.11.09. о.Патмос. Посещение Пещеры Апокалипсиса и монастыря св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 23.00 ночной переезд на пароме в порт Пирей. Размещение на ночлег в 4-местных каютах со всеми удобствами.
8 день .12.09. В 08.15 прибытие в Пирей и далее переезд в Афины. По дороге посещение храма св. Николая Планаса. Прощальный ужин в таверне. В 21.00 переезд в аэропорт г.Афин. Вылет в Москву ночным рейсом SU 2113 а/к Аэрофлот в 00.35 час. Прибытие в Москву 13.09.2018 в аэропорт Шереметьево терминал F в 04.20 по московскому времени.

Группу сопровождает священнослужитель. По всему маршруту: молебны с акафистами, участие в Божественных литургиях, исповедь, причастие.
В стоимость входит : виза, страховка,авиаперелет, комфортабельный автобус по маршруту, переезды на острова на паромах по всему маршруту, в т.ч. с ночлегом в 4-х мест-х каютах со всеми удобствами, гостиницы категории***, размещение в 2-х мест-х номерах (кроме гостиницы при храме св.Иоанна Русского), сопровождение православного гида-экскурсовода и русскоговорящего представителя принимающей фирмы в Греции, встреча в аэропорту, обзорные экскурсии в городах, посещение монастырей и храмов.
Завтраки в монастыре и на паромах не предусмотрены. Завтраки только при ночлеге в гостиницах!
Дополнительно оплачиваются ОБЯЗАТЕЛЬНО:
Организованное дополнительное питание по маршруту - 175 евро, входы в монастыри на острове Патмос (3 монастыря) и одинаковые пластиковые колбочки для святынь - 10 евро, чаевые водителю - 10 евро
ИТОГО: за организованное питание и услуги: 195 евро
На паромах заказ и оплата еды - самостоятельно!
Необходимые документы для выезда : Загранпаспорт, общегражданский паспорт (копия всех страниц паспорта, где есть записи), справка с места работы (на фирменном бланке с адресом, телефоном организации и печатью, с указанием должности и оклада), для неработающих пенсионеров - пенсионное удостоверение (копия) и справка из банка о наличии денег на счету или справка с места работы спонсора поездки, 2 цветные фото на белом фоне для визы размером 3 х 4. Для несовершеннолетних: свидетельство о рождении и нотариально заверенное разрешение от родителей на выезд за границу.