Церковный Православный праздник января. Именины января, православные праздники в январе 15 января церковный праздник серафима саровского

14.04.2021 Зодиак

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных фактов, которые интересно будет узнать каждому верующему.

Серафим Саровский очень почитаем церковью из-за своих деяний. Он претерпел немало проблем на пути к гармонии с внешним миром и с Богом. Некоторые его подвиги до сих пор считаются невозможными, поэтому в вопросах достоверности большую роль играет вера. Те, кто крепки в своей вере, совершают паломничество В Дивеево к мощам святого , чтобы приложить руки и голову к месту, где упокоен с миром один из самых великих русских святых. 15 января — официальный день памяти святого по церковному календарю.

История и чудеса Серафима Саровского

Родился этот великий человек в Курске в 1754 году. Несмотря на то, что семья Серафима была богатой и знатной, он посвятил себя Богу. Отец ребенка умер, когда тот находился еще в раннем возрасте.

Чудеса с ним начали происходить еще в детстве. Прохор, как святого звали до принятия монашества, однажды упал с колокольни, но остался невредим. Вскоре он тяжело заболел, но во сне к нему пришла Дева Мария и пообещала исцелить его. Через некоторое время так и случилось. Мальчик был окружен верой, поэтому отдал много своего личного времени изучению христианства. Его вера крепла день ото дня.

Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решил оставить отчий дом. Принял постриг он по совету старицы в Киево-Печерской лавре. Выбор пал на Саровский монастырь в Тамбове. В 1778 году он стал послушником, а полноценным монахом - в 1786 году. Сан иеромонаха ему был присвоен еще через семь лет. Монах Серафим всегда имел склонность к уединению, поэтому старался жить подальше от других людей. Он жил в лесу в келье, искал сам себе пропитание, соблюдал строжайший пост и постоянно молился. Он не считал это подвигом — таково было его искреннее желание.

Согласно историческим источникам, Серафим занимался столпничеством, то есть постоянной молитвой на протяжении многих лет. Он молился на камне, о чем узнали люди и стали приходить к нему за советами. День и ночь он отдавал себя полностью молитвам. Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, которых святой кормил хлебом. В лесу с ним приключилась беда — до плохих людей дошли вести о том, что его посещают богатые, оставляя ему дары. Разбойники нашли место уединения Серафима Саровского и жестоко избили его, причинив серьезные увечья. После того, как монах поправился, он остался сгорбленным на всю жизнь. Говорят, что он даже не сопротивлялся, а позднее и вовсе простил своих обидчиков, заявив о том, что их необходимо отпустить. Этих людей так и не предали суду.

В начала уже 19 века святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние 7-8 лет своей жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый. Умер старец в 78 лет во время молитвы. К лику святых был причислен лишь спустя 70 лет после смерти. 1 августа отмечается обретение мощей святого , а 15 января является официальным днем памяти и именинами всех мужчина с именем Серафим.

15 января — день памяти Серафима Саровского

Таких людей, как монах Серафим, можно пересчитать по пальцам. Только преданной веры и самоотверженности не было почти ни у кого. Он демонстрировал силу духа и веру в Христа, которая помогла ему прожить достойную жизнь.

Старцу Серафиму посвящены иконы и молитвы. Считается, что святой Серафим помогает нам в облегчении страданий и в исцелении болезней. В каждом доме должна стоять икона этого святого, которая принесет удачу всем верующим. Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.

15 января в каждой церкви православного мира из года в год вспоминается жизнь святого Серафима. В этот день священнослужители рекомендуют не ругаться с близкими, делать только добрые дела и верить в чудеса. Бог милостив ко всем, кто в этот день посвящает свое время молитвам.

Молитвы Серафиму Саровскому имеют особую силу не только в день памяти или 1 августа. 15 января и в любой другой день просите преподобного, чтобы он молился за наши души и за здравие всех близких. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.01.2017 06:05

6 февраля 2017 года христиане отмечают день памяти святой Ксении Петербургской. Ее почитание было прижизненным...

Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре)

Именины в январе:

1 – Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей.

2 – Антон, Даниил, Иван, Игнатий.

3 – Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан.

4 – Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья.

5 – Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист.

6 – Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей.

8 – Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай.

9 – Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт.

10 – Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков.

11 – Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий.

12 – Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья.

14 – Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков.

15 – Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр.

16 – Гордей, Ирина.

17 – Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков.

18 – Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома.

19 – Феофан.

20 – Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий.

21 – Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

22 – Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп.

23 – Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан.

24 – Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

25 – Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна.

26 – Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков.

27 – Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан.

28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор.

29 – Иван, Максим, Петр.

30 – Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий.

31 – Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия.

Церковные православные праздники в январе

Преподобный Илия Печерский

В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины.

Спаситель родился в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Во время переписи населения каждый должен был находиться в том месте, откуда происходил его род. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и праведный Иосиф не нашли свободных мест в гостиницах и остановились за городом в пещере, предназначенной для содержания скота. В полночь весть о рождении Спасителя от ликующих Ангелов пришла к пастухам, которые пришли поклониться Богочеловеку. Праздник в честь этого события был установлен еще в апостольские времена, однако до IV в. он соединялся с празднованием Богоявления.

Узнав от волхвов о рождении нового Царя, Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, рассчитывая, что среди них будет и Богомладенец, в Котором он видел своего соперника.

В этот день по ветхозаветному закону Господь принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

В этот же день совершается память , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Василий жил в IV в., в Константинополе и Афинах он получил блестящее образование. Вернувшись в Кесарию, он преподавал риторику, затем принял крещение и встал на путь аскетической жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он удалился в пустыню, чтобы посвятить жизнь Богу. В дальнейшем святой был рукоположен в пресвитера, во время правления императора Валента, сторонника ариан, он стал архиепископом и приложил большие усилия, чтобы уберечь свою паству от ереси. Им был составлен чин Литургии, написаны Беседы на Шестоднев, на псалмы, а также собрание монашеских правил.

15 января – день преставления (1883 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) одного из любимейших в народе русских святых – . Приняв монашеский постриг в 27 лет, преподобный до конца жизни подвизался в Саровской обители, либо в лесной пустыни. За свой молитвенный подвиг он сподобился неоднократного посещения Царицы Небесной. Ко Господу преподобный Серафим отошел во время молитвы перед иконой Божьей Матери. Преподобный был прославлен в лике святых в 1903 г. После Октябрьской революции мощи святого исчезли и были обнаружены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде.

17 января – Собор 70 апостолов Христовых, избранных Господом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Память этих апостолов совершается и по отдельности в течение года, а праздник этот был установлен для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

19 января празднуется – двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан и в честь явления во время этого события Пресвятой Троицы. Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. На следующий день отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

24 января мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого, ставшего основоположником общежительных монастырей. Он родился в конце V в. в Каппадокии. Около 30 лет святой прожил в палестинской пустыне, пребывая в посте и молитве. К нему постоянно приходили желавшие жить под его руководством, в результате возник общежительный монастырь, или Лавра, существовавшая по уставу Василия Великого.

Память святой мученицы Татианысовершается 25 января. Татиана, дочь римского консула, отказалась от замужества, желая посвятить жизнь Господу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В правление императора Александра Севера (между 222 и 235 г.) Татиана приняла мученическую смерть за Христа, отказавшись принести жертву языческим богам и претерпев страшные истязания.

27 января церковь вспоминает , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство.

30 января – день памяти , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.

Существует множество православных праздников в честь различных святых. Большим церковным праздником считается День святого Серафима Саровского, отмечаемый 15 января. Он знаменует преставление этого святого. Все храмы, церкви, монастыри проводят праздничные службы. День Серафима Саровского является также именинами мужчин, имеющих имя Серафим.

История праздника

Подобно большинству православных праздников, День Серафима Саровского связан с жизнью, деятельностью и смертью этого человека. Его звали Прохором Исидоровичем Мошниным, а праведное имя Серафим ему было присвоена после почетного обращения в веру.

Прохор Мошнин появился на свет в Курске в январе 1754 года. Его воспитал состоятельный и известный купец Исидор и его супруга Агафия. В ранние годы отец Прохора покинул этот мир.

С церковью он был связан с раннего детства, так как в 7-летнем возрасте по какой-то причине свалился с колокольни недостроенного Сергиево-Казанского собора, возводимого на месте старого храма. Впрочем, падение он перенес довольно легко и не получил серьезных повреждений.

Будучи юношей, будущий великий святой увидел странный сон. Приснился он, когда будущий святой серьезно занемог. При этом Дева Мария, явившаяся заболевшему юноше, обещала избавить его от его недуга. Вскоре Прохор действительно выздоровел, но случилось это довольно необычным образом. Тогда проходил Крестный ход, и родительница Прохора решила вынести больного юношу к святому лику Знамения Пресвятой Богородицы, проносившейся верующими мимо домов. Когда ребенок приложился к святой иконе, произошло его необъяснимое выздоровление.

После достижения 22 лет Прохор Мошнин присоединился к паломникам, отправлявшихся к Киево-Печерской лавре. Там почитаемый старец, именуемый Досифейем, благословил парня и назначил, где будет проходить принятие его послушания и постриг – Саровскую пустынь. Слушаясь наставника, Прохор незамедлительно отправился в дорогу, и в 1778 году поступил в послушники к не менее почитаемому Иосифу, служившему в Саровском монастыре. Спустя 8 лет Прохор становится монахом и принимает посвящение в иеродиаконы. Еще через 7 лет произошло почетное рукоположение в иеромонахи.

Будущий чудотворец имел склонность к уединенной жизни. Вскоре он перебрался в келию, расположенную в лесу, на расстоянии 5км от известного монастыря. Его аскетическим достижением было ношение одной одежды в холодное и зимнее время. Он сам заботился о пропитании, находя разную пищу в лесу, очень мало времени выделял на сон, придерживался строгого поста и большую часть времени отдавал молитвам и чтению священных книг (Святоотеческое писание, Евангелие). Через какое-то время Серафим образовал небольшую грядку возле своей келии и оборудовал пчельник.

Аскетических подвигов святого Серафима довольно много. Он в течение 3 лет употреблял в пищу лишь траву. Кроме этого, приблизительно 1000 суток убежденный аскет провел на одном из каменных валунов в столпничестве. Многих удивляло, что во время напутствий, предоставляемых всем обратившимся за духовным советом, святой Серафим кормил с рук невероятно крупного медведя. Сам святой утверждал, что животные сами приходили к нему за едой. При этом Серафим подкармливал с рук не только медведя, но и прочих животных.

Вторым удивительным фактом жизни святого старца является то, что однажды разбойники, узнавшие о частых визитах к аскету состоятельных посетителей, решили выследить его и обокрасть келию. Найти его в лесу являлось простой задачей: молился он всегда в одном месте. Разбойники сильно избили святого, бывшего в то время довольно сильным и здоровым человеком, применяя при этом обух топора. Старец получил сильные увечья, но бандитам так и не удалось найти у него что-либо ценное. Вопреки ожиданиям и опасениям многих святой Серафим вскоре пришел в себя и полностью выздоровел, однако, навсегда остался сгорбленным. Спустя некоторое время разбойников, напавших на преподобного Серафима, удалось найти. Однако, опознавший их просвещенный старец, не только простил их, но и просил не наказывать за их злодеяния.

С 1807 года аскет решил принять почетный обет безмолвия, поэтому стремился избегать контактов с людьми и сторонился любых контактов с ними. Спустя три года он вернулся в монастырь, однако, стал затворником до 1825 года. Серафим Саровский опять начал принимать разных людей их церковной среды и мирян. Согласно описанию его жизни, он имел дар исцеления от самых разных недугов и прозорливости. Часто к нему обращались люди, имеющие высокое положение в обществе, включая царя Александра Первого. Всех посетителей старец всегда встречал благословляющими фразами и не отказывал в помощи, независимо от времени визита посетителей. Также Серафим Саровский считается неизменным покровителем, а также почетным создателем популярной Дивеевской обители для женщин. Преставился известный святой в 1833 году, находясь в своей келии Саровского монастыря, совершая коленопреклонную молитву. Случилось это 15 января, что и стало датой основания нового праздника в честь его памяти.

Серафим Саровский умер в первом месяце 1833 года, но к числу святых он был отнесен лишь в средине 1903 года. На праздник, связанный с канонизацией великого пресвятого, Саровскую пустынь посетило до 300 тысяч верующих паломников, включая императора со всем его семейством. В день появления святого на свет (1 августа) того же года его мощи были сложены в раку и отправлены в основанный ним женский монастырь. Однако, в 20-х годах 20 столетия его мощи были перенесены в неизвестное место. Лишь в начале 1991 года стало известно, что они находятся в запасниках Музея истории атеизма и религии.

Как праздновать и просить о помощи у святого?

Незадолго до смерти святого Серафима была написана икона, присутствующая сегодня во многих храмах и церквях. Верующие люди на День святого Серафима Саровского посещают церковь, чтобы попросить помощи у чудотворца, причисленного к святым.

Отмечать этот праздник можно по-разному. Верующие принимают 15 января пост и посещают службы, проводимые практически в каждой православной церкви. Считается, что святой продолжает помогать всем людям, обращающихся к его иконе с мольбой и чистым сердцем. Поэтому попросить помощи святого Серафима сегодня может практически каждый. Нужно прийти в церковь или храм, где находится его икона, на службу. Во время службы нужно стараться не думать о бытовых проблемах, стараясь проникнуться духом священной службы. После завершения церковных песнопений следует подойти к иконе Серафима Саровского и прикоснуться к ней, мысленно прося чудотворца о помощи в сложной ситуации. Нельзя сомневаться в том, что незримая помощь придет в нужный момент, так как вера является главным механизмом, запускающим механизм святых чудес.

Впрочем, можно просить помощи Серафима Саровского можно в любой день. Икона с ликом Серафима находится в церквях постоянно, поэтому люди могут обращаться за помощью святых постоянно. Можно приходить в церковь практически в любой день, когда возникнет подобное внутреннее желание. Главное – искренне верить, что святой действительно поможет и чудо совершится.

В этот день было принято чистить курятники (Фото: Ivonne Wierink, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 2 января

День получил свое название в честь церковного праздника - Дня святого Сильвестра. Папа римский Сильвестр I жил в 4 веке и прославился сотворенным чудом. Согласно легенде, он изловил морского змея Левиафана и предотвратил тем самым конец света.

Также в этот день русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный праздник . В этот день было принято чистить курятники. На Руси существовало поверье, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, а летом из него родится змей Василиск. Чтобы защитить курятник от нечистой силы, в нем вешали черный камень с дыркой - «куриный бог». Кроме того, старушки окуривали курятники смолой и девясилом, чтобы защитить домашнюю птицу от куриной слепоты и отогнать злых духов - лихоманок. Детям в этот день доставались новые игрушки - петушки из глины.

На Сильвестра гадали на луковицах (Фото: Ekaterina Kondratova, Shutterstock)На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук (при этом стараясь не заплакать), клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой - такой месяц и будет дождливым. Были и более простые приметы на погоду. Ночью смотрели на месяц: если оба рога остры и ярки - к ветру; если оба рога круты - к морозу; отлогие рога предвещали ненастье. Вьюгу сулили и сороки, если летали вблизи жилья.

Впрочем, морозы в это время никого не удивляли. Люди говорили: «В этот день не только на земле студено-морозно, но и под землею. Выгоняет Мороз лихих сестер с хворями из-под земли» . На Сильвестра считалось полезным прочитать заговор от болезни; говорили, в этот день он имеет особую силу.

Именины в этот день

Василий, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Ульяна

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного.

В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины. Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных.

С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области. Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря.

В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя». Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным.

По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых. Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который благодаря этому является одной из самых известных обителей России. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

День международного признания Хорватии

В этот день в 1992 году Республику Хорватию, тогда еще одну из югославских республик, международно признали 12 стран Европейского союза. В тот же день к ним присоединились Австрия, Болгария, Канада, Венгрия, Мальта, Польша и Швейцария.

Первой страной, признавшей Хорватию, стала Исландия, которая еще 19 декабря 1991 года приняла соответствующее решение. 13 января Хорватию признал Ватикан, а 14 января - Сан-Марино.

Еще осенью 1991 года Республику Хорватию признали также и страны, которые сами тогда еще не были признаны: Словения, Литва, Украина, Латвия и Эстония.

До конца января 1992 года Хорватию признали еще семь государств: Финляндия, Румыния, Албания, Босния и Герцеговина, Бразилия, Парагвай и Боливия. Первой азиатской страной, признавшей Хорватию, не считая Турции, стал Иран, а африканской - Египет. 22 мая 1992 года Хорватия была принята в ООН, а к этому моменту была признана еще и Россией, Японией, США, Израилем и Китаем.

С тех пор Хорватия имеет 48 посольств, шесть постоянных миссий в разных международных организациях, 23 консульства и поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 странами мира.

День образования Следственного комитета Российской Федерации

Следственный комитет РФ не входит в структуру ни одного из органов государственной власти (Фото: senk, Shutterstock)

15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный 28 декабря 2010 года. Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату - День образования Следственного комитета РФ .

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.

В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.

Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.

В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.

В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник - хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

Напомним, что празднование профессионального праздника - Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации - установлено в нашей стране на 25 июля.

* Предпразднство Богоявления. * Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). *** Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320). Преподобных Феопемпта, Марка глухого, Петра Римского. Мученика Сергия (304). Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Феописта, Модеста, Закхея, Зорзиса (1770). Святых Феодоты, Исидора.

Святитель Сильвестр, папа Римский

Святитель Сильвестр жил в конце III - начале IV вв. и был папой, или патриархом, в Риме. Слово папа с греческого языка значит отец. В настоящее время название это принадлежит патриархам Александрии и Рима. Римские католики считают своего папу видимым главой Церкви, наместником Христа на земле, епископом епископов и непогрешимым в решении вопросов веры. Православная Церковь чтит только тех из римских пап, которые прославились своей святой жизнью до отпадения (в 1054 г.) римской Церкви от святой православной. Таков был и святитель Сильвестр (современник равноапостольного императора Константина). Родился св. Сильвестр в Риме от благочестивых родителей. Родители дали ему благочестивое воспитание, и он особенно отличался любовью к бедным и странникам. Градоначальник Тарквиний принуждал Сильвестра отречься от Христа и за твердость подверг разным мучениям. Но святой предсказал смерть Тарквинию. Тогда христиане еще более стали уважать Сильвестра; многие из язычников увлекались его беседами о вере и обращались ко Христу. На 30 году жизни Сильвестр поступил в клир и скоро сделался священником, а затем епископом. Он был ревностнейшим пастырем и славился как глубокий знаток Свящ. Писания и непоколебимый защитник веры Христовой. На состязании не раз опровергал ученых иудеев и язычников. Он крестил царя Константина. Управляя более 20 лет римской Церковью, св. Сильвестр почил мирно в 335 г. Большая часть мощей его хранится в Риме, в церкви его имени.

Преподобный Серафим Саровский чудотворец

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3). В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с ко-торым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2). Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).
Преподобный Серафим Саровский18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6). В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8). Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).
Преподобный Серафим СаровскийПо выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александ-рийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Пре-подобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).
Преподобный Серафим СаровскийСлово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколеби-мость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял проро-чествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.
Преподобный Серафим СаровскийПреподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время колено-преклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.
В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.
"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".
Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".
Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".
Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.
Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.
Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую" занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.
Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".
"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"
"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".
Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".