Город чудесным образом взятый иисусом навином. Иисус сын навин

23.11.2019 Жизнь

Введение.

В собрании ветхозаветных книг "Иисус Навин" является первой из двенадцати исторических книг (последняя - книга Эсфирь). Это соответствует Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета), где книги сгруппированы так: Пятикнижие (от Бытия до Второзакония), исторические (от книги Иисуса Навина до книги Эсфирь), поэтические (от книги Иова до Песни Песней Соломона) и пророческие (от книги Исаии до книги Малахии). В древнееврейском каноне те же книги сгруппированы иначе, а именно: Закон, Пророки и Писания.

При таком делении книга Иисуса Навина оказывается первой во втором разделе Ветхого Завета - Пророки. Этот раздел подразделялся в свою очередь на две части: "Старшие пророки" (от Иисуса Навина по Четвертую книгу Царств включительно, не считая Руфи) и "Пророки последнего времени" (от Исаии до Малахии, не считая Плача Иеремии и книги Даниила). В Писания (по этому канону) входят Псалмы, книга Иова, Притчи, Песни Песней Соломона, книга Руфь, книга Екклесиаста, Плач Иеремии, книга Эсфирь, книга Даниила, книга Ездры, книга Неемии, Первая и Вторая книги Паралипоменон.

Богословы по-разному определяют причину отнесения книги Иисуса Навина к пророческим (в древнееврейском каноне). Одни видят ее в том, что Навин был поставлен на "должность пророка". Другие в том, что исторические книги, включая "старших пророков", отражают принципы, которые пророками проповедовались.

Автор.

В Библии не говорится, кто был автором этой книги. Какие-то части этой книги написал сам Иисус Навин (8:32; 24:26). 4) Другие части ее явно были написаны после его смерти (24:29-30, где содержится запись о его кончине, а также 15:13-14, о завоевании Халевом Хеврона.

Время написания.

Поскольку Иисус Навин написал значительную часть книги, то дата ее создания, видимо, близка к дате самих событий. В соответствии с 3-Цар. 6:1 израильтяне вышли из Египта за 480 лет до 4-го года правления царя Соломона, т. е. за 480 лет до 966 г. до Р. Х. Сложив эти цифры, получим дату исхода - 1446 г. до Р. Х.

Сорок лет спустя (после странствований в пустыне) началось завоевание Обетованной земли, значит - в 1406 г. до Р. Х., что подтверждается свидетельством, которое содержится в Суд. 11:26. По словам Иеффая, период от завоевания земли до его дней составил 300 лет (Суд. 11:26). Прибавив к ним (и к сорока годам) сто сорок лет, отделявшие дни Иеффая от 4-го года царствования Соломона, получим четыреста восемьдесят, что согласуется со сказанным в 3-Цар. 6:1 (сорок лет в пустыне, плюс триста, лет от завоевания земли до дней Иеффая, плюс сто сорок лет от Иеффая до 4-го года царствования Соломона, составляют четыреста восемьдесят лет.

Поскольку большая часть побед была одержана израильтянами на протяжении семи лет (сравните комментарий на Иис. Н. 14:10), землей они, вероятно, овладели где-то около 1399 года до Р. Х. Соответственно книга Иисуса Навина была завершена, не считая второстепенных добавлений к ней, вскоре после этого.

Цель написания.

Целью книги Иисуса Навина является официальный отчет о том, как осуществилось в истории Израиля обещание Господа, данное патриархам, передать евреям землю Ханаанскую. Это можно видеть как из повеления, данного Навину, в начале книги (1:2-6), так и из подведения итога событиям в ее конце (21:43).

Завоевание Ханаана под водительством Иисуса Навина имело свое оправдание в Авраамовом завете. Бог, управляющий вселенной, поставил Авраама в центре осуществления Своего плана, предопределив посредством Авраамова семени "достичь" нашего "потерянного мира". Господь заключил с Авраамом договор или завет, пообещав патриарху и его потомству, без каких бы то ни было предварительных условий, землю, продолжение и умножение рода и духовные благословения (Быт. 12:2-3). Вскоре после этого Бог сказал, что даст эту землю Израилю навеки (сравните Быт. 13:15).

Авраам был поставлен в известность о границах этой земли (Быт. 15:18-21). Позже Бог заявил, что законными наследниками Обетованной земли станут Исаак и его потомки (Быт. 17:19-21). Таким образом, в книге Иисуса Навина записано, как исполнялось обетование, данное патриархам, по мере того, как Израиль брал во владение землю, обещанную ему Богом за много веков до того.

То обстоятельство, что позднее народ лишился этой земли, отражает непостоянство народа, который, восприняв Божии благословения как нечто данное ему раз и навсегда, впал в язычество, стал поклоняться богам соседних народов, за что и подвергся наказанию, о котором Бог предупреждал их (сравните Втор. 28:15-68). И все-таки, согласно полученному им обетованию, Израиль должен вечно владеть данной ему землей, но это уже связано с возвращением Мессии и покаянием Израиля.

По пророчеству Исаии, Мессия как бы явится "вторым Иисусом Навином", который "восстановит землю, чтобы возвратить наследникам" их уделы (Ис. 49:8).

Апостол Павел учил, что события Исхода и Завоевания исполнены особого значения для христиан, т. к. эти события ни что иное, как прообразы будущего (1-Кор. 10:1-11). "Иисус" - так звучит по-гречески древнееврейское имя ИЕГОШУА, означающее "Иегова спасает" или "Иегова есть спасение". Как Иисус Навин вел Израиль к победам над его врагами и к овладению Обетованной землей, и как он молил и ходатайствовал о народе после того, как тот согрешил и потерпел поражение, так поступает и Иисус Христос. Он ведет Божий народ к обещанному ему покою (Евр. 4:8-9); Он непрестанно ходатайствует за Своих (Рим. 8:34; Евр. 7:25) и дает им силу поражать их врагов (Рим. 8:37; Евр. 2:14-15).

План книги:

I. Вторжение в Ханаан (1:1 - 5:12)

А. Назначение Иисуса Навина (глава 1)

1. Навин слушает Господа (1:1-9)

2. Навин дает повеленье командирам ("надзирателям") - 1:10-15.

3. Навин получает поддержку от народа (1:16-18)

Б. Разведывательная операция в Иерихоне (глава 2)

1. Засылка разведчиков в Иерихон (2:1)

2. "Соглядатаи" укрываются у Равы (2:2-7)

3. Сведения, полученные соглядатаями от Раавы (2:8-11)

4. Обещание соглядатаев Рааве (2:12-21)

5. Возвращение разведчиков к Иисусу Навину (2:22-24)

В. Переход через Иордан (глава 3)

1. Подготовка к переходу (3:1-4)

2. Освящение по случаю перехода (3:5-13)

З. Завершение перехода (3:14-17)

Г. Установление камней в память о переходе через Иордан (глава 4) Д. Освящение израильтян (5:1-12)

1. Возобновление обрезания (5:1-9)

2. Празднование Пасхи (5:10)

3. Пользование плодами земли (5:11-12)

II. Завоевание Ханаана (5:13 - 12:24)

А. Введение: Вождь воинства Господня (5:13-15)

Б. Главная военная кампания (5:16 - глава 8)

1. Взятие Иерихона (глава 6)

2. Поражение при Гае (глава 7)

3. Победа при Гае (глава 8)

В. Южная кампания (главы 9-10)

1. Союз с гаваонитянами (глава 9)

2. Навин защищает гаваонитян (глава 10)

Г. Северная кампания (11:1-15)

1. Коалиция царей (11:1-5)

2. Битва (11:6-15)

Д. Обзор одержанных побед (11:16 - 12:24)

1. Завоеванные земли (11:16-23)

2. Побежденные цари (глава 12)

Ш. Раздел Ханаана (главы 13-21)

А. Наделы двух с половиной племен (глава 13)

1. Повеление свыше поделить землю (13:1-7)

2. Особое пожалование земель восточным племенам (13:8-33)

Б. Надел Халева (глава 14)

1. Введение (14:1-5)

2. Халев в Кадес-Варни (14:6-9)

3. Халев во время странствования в пустыне и при завоевании земли (14:10-11)

4. Халев в Хевроне (14:12-15)

В. Наделы для девяти с половиной племен (15:1 - 19:48)

1. Надел для колена Иудина (глава 15)

2. Наделы для племени Иосифа (главы 16-17)

3. Наделы для остальных племен (18:1 - 19:48)

Г. Уделы для Иисуса Навина, для совершивших неумышленное убийство и для левитов (19:49 - 21:45)

1. Особый удел для Иисуса Навина (19:49-51)

2. Назначение городов-убежищ (глава 20)

3. Назначение городов для левитов (21:1-42)

4. Подведение итога завоеванию и распределению земель (21:43-45)

IV. Заключение (главы 22-24)

А. Выяснение недоразумения на границе (глава 22)

1. Предупреждение устами Навина (22:1-8)

2. Символический акт, совершенный восточными племенами (22:9-11)

3. Угроза войны (22:12-28)

4. Восточные племена говорят в своюзащиту (22:21-29)

5. Примирение племен (22:30-34)

Б. Последнее дни Иисуса Навина (23:1 - 24:28)

1. Последний призыв Навина к вождям племен (глава 23)

2. Последние увещания Иисуса Навина (24:1-28)

В. Приложение к тексту (24:29-33)

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моисея, чтобы Иисус оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками. В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа - Josua вместо Jesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца, Нав или Нон. К имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

Первым делом евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни:

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон:

  • Образ Иисуса Навина вышит на одном из знамён Ермака, хранящегося в Оружейной палате Московского Кремля.
  • Явление на Меркурии, когда Солнце останавливается на небе и движется в противоположную сторону, получило название эффекта Иисуса Навина.
  • Образ Иисуса Навина проходит в экранизациях в фильме «Десять заповедей» 1956 года, а так же во второй половине фильма

Иисус Навин

Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь.

Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами…

Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль, что этот отрывок, касающийся амаликитян, находится не на своем месте и описанное в нем событие происходило скорее в конце Исхода, а не в его начале.

В дальнейшем Иисус упоминается как Осия (в Исправленном стандартном переводе - как Хосия) и представлен как сын Навина и член колена Ефремова. По-видимому, Осия («спасение») было его настоящим именем, и Моисей изменил его, чтобы оно больше соответствовало яхвизму:

Числ., 13: 16. …И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иегошуа.

Иегошуа (сокращенная форма - Иисус) означает «Яхве есть спасение».

На протяжении всего Исхода Иисус Навин остается военным помощником Моисея и в итоге становится его преемником в качестве вождя израильтян. Это первое свидетельство военного превосходства колена Ефрема, которое оно удерживало на протяжении всего периода существования колен Израилевых.

В более поздние ветхозаветные времена более распространенной стала сокращенная форма от Иегошуа - Иешуа. На греческом звук «ш» (не существующий в греческом алфавите) был заменен звуком «с» и добавлено обычное для греческого языка окончание имени на «-с». Таким образом Иешуа превратился в Иисуса.

Действительно, в Новом Завете (первоначально написанном на греческом) Иешуа, военачальник Моисея, упоминается как Иисус в двух случаях - по крайней мере в Библии короля Якова. Так, в Книге Деяний святых апостолов, когда Стефан кратко излагает историю Ветхого Завета перед синедрионом, он говорит о скинии, построенной в пустыне под руководством Моисея, которую

Деян., 7: 45. Отцы наши с Иисусом, взявши ее, внесли во владения народов [в Ханаан]…

В Исправленном стандартном переводе это имя в Деяниях, 7: 45 дается как Иешуа. Конечно, совершенно невозможно заменить имя Иисуса Христа его еврейским вариантом Иешуа. Это имя закрепилось в человеческом сознании в его греческой форме.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИИСУС НАВИН Сокрушение ИерихонаИисус Навин, которому в дни обдумывания плана взятия Иерихона, главной крепости, охранявшей Ханаанскую землю, исполнилось восемьдесят шесть лет, был опытным и умудренным военачальником. Он не хотел рисковать и отказался от

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Иисус Навин поднял боевой дух израильтян после поражения под городом Гай? Следующим после Иерихона городом на пути вторгшихся в Палестину израильтян был Гай. Поскольку этот город был укреплен значительно слабее, чем Иерихон, Иисус Навин послал к нему отряд всего из 3

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Иисус Навин После смерти Моисея Господь воззвал к Иисусу Навину и сказал ему: «Встань и перейди через Иордан, ты и весь твой народ. Ступай в землю, которую Я вам даю. Будь твёрд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Иисус Навин. Иисус стал преемником Моисея. Он собрал надзирателей и велел им пройти по лагерю с указанием: заготовить пищи на три дня и готовиться к вторжению. Потом он послал двух шпионов за Иордан, в город Иерихон.Шпионы пошли в город и остановились на ночлег в доме

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Иисус Навин оставляет в живых блудницу Раав (Иис. Нав., гл. 6) ... 20И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. 21А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Иисус Навин и воин Господень. Иисуса Навина 5:13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ После смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙПосле смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус Навин - преемник Моисея Моисей, завершая свою речь, обращенную ко всему Израилю, 2 сказал: «Сто двадцать лет мне ныне, и я более не в силах ходить с вами в походы, да и Господь сказал мне: «Тебе не суждено перейти за Иордан». 3 Теперь Он Сам, Господь, Бог твой, перейдет

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иисус Навин Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь. Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами… Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль,

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Иисус Навин В еврейской Библии первые пять книг (Закон) составляют один из трех крупных разделов Ветхого Завета. Следующий раздел включает в себя двадцать одну книгу, которые вместе составляют Пророков. Первые шесть из них, по преимуществу исторические, - это «ранние

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Праведный ИИСУС НАВИН 1/14 сентября Первоначальное имя его было Осия (см.: Чис. 13, 9). Когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликтянами при Рефедиме, Моисей поручил ему начальство над войском (см.: Исх. 17, 9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду. Вскоре

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

8. Иисус Навин – воин во имя Господа Помощник Моисея Моисей умер на пороге Земли обетованной, а ввести народ в эту землю предстояло его преемнику – Иисусу, сыну Нуна (по-славянски его зовут Иисус Навин, это как имя и отчество). Его имя носит целая книга в Библии. И, наверное,

Из книги автора

Иисус Навин, Илия, Ииуй… Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее

- (евр. jehošua, «бог [Яхве] помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jašuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль Амарны 14 в. до н. э.; Nun патронимическая форма от имени отца Иисуса), в ветхозаветной… … Энциклопедия мифологии

Иисус Навин - в Ветхом Завете помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана израильскими племенами, а также возглавлявший израильтян в сражении с амаликитянами в Рефидиме. Он сочетал качества полководца и пророка. Именно Иисусу Навину… … Исторический словарь

Иисус Навин - (евр. Йехошуа Бин Нун): 1) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., к рый был еще юношей (Исх 33:11), командование войском во время… … Библейская энциклопедия Брокгауза

ИИСУС НАВИН - в Библии слуга и сподвижник Моисея … Большой Энциклопедический словарь

Иисус Навин - в Библии помощник и преемник Моисея. Руководил переходом евреев через р. Иордан, завоеванием Ханаана и разделом его земель среди еврейских племён. * * * ИИСУС НАВИН ИИСУС НАВИН, в Библии сподвижник Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)) , его преемник,… … Энциклопедический словарь

Иисус Навин - Взятие Иерихона. Фреска в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. 432 440 гг. Взятие Иерихона. Фреска в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. 432 440 гг. Иисус Навин в Ветхом Завете помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Иисус Навин - – преемника Моисея в деле руководительства еврейских народов во время завоевания земли Ханаанской. И. Навин происходил из колена Ефремова и был сыном Нуна, или Навина. Уже при жизни Моисея он был видным деятелем в среде еврейского народа;… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иисус Навин - ИИСУ́С НАВИ́Н (евр. Иегошуа – Бог [Яхве] – помощь, эллинизированное Иисус – спаситель), согласно библейскому преданию, помощник и преемник Моисея. Руководил переходом евреев через р. Иордан, завоеванием Ханаана и разделом его… … Биографический словарь

Иисус Навин - согласно библейским преданиям, слуга и сподвижник Моисея (См. Моисей). Книга И. Н. является шестой в каноне Ветхого завета и многими исследователями по стилистическим признакам объединяется с предшествующими пятью книгами в… … Большая советская энциклопедия

ИИСУС НАВИН - согласно библейским легендам (Книга И. Н.), вождь кочевых евр. племен, к рые в 13 в. до н. э. завоевали большинство хананейских гос в в Палестине. Лит.: Дьяконов И. М., Амореи..., ВДИ, 1939, No 4 (9); Rowley H. Н., From Joseph to Joshua..., L.,… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Иисус Навин , Эберс Г. , Георг Мориц Эберс (1837-1898) - немецкий писатель и ис­торик. Первоначально занимался юриспруденцией, а затем во время болезни, надолго приковавшей его к постели, стал изу­чать древние языки… Категория: Букинистика Серия: История в романах Издатель: Мир книги , Купить за 308 руб
  • Иисус Навин , Мусоргский Модест Петрович , Репринтное нотное издание Mussorgsky, Modest "Joshua". Жанры: Sacred cantatas; Cantatas; Religious works; For 2 voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores… Категория: Искусство Серия: Издатель: