Икона ангел благое молчание. Благое молчание

30.09.2019 Эзотерика

«Ангел благого молчания» Валерий Брюсов

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания»

В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг. Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо и акростихи, дифирамбы и октавы, романтические поэмы и буколики, оды и триолеты. В итоге получается настоящее пиршество формы, при этом содержание порой оказывается на втором плане. Книга состоит из нескольких разделов. Один из них – «Мгновения» — включает в себя стихотворение «Ангел благого молчания», написанное в 1908 году. Его автор обозначил как молитву.

Название отсылает к одноименной православной иконе. На ней Христос предстает до прихода к людям, в виде безбородого юноши. За спиной расположены опущенные крылья. Руки сложены и прижаты к груди как при совершении причастия, наблюдается принципиальное отсутствие книги или свитка. На нимбе место креста занимает восьмиконечная звезда. Традиция подобного изображения Христа на Руси появилась не ранее пятнадцатого столетия. Икона «Ангел Благого Молчания» редко встречается, трудна для истолкования. Откуда о ней узнал Брюсов? Возможно, от своего друга Николая Константиновича Рериха – знаменитого русского художника, философа-мистика. С упоминания Ангела Благого Молчания начинается его труд «Держава Света» (1931). Да, он вышел гораздо позже произведения Брюсова, но что мешало двум приятелям обсуждать эту икону в приватных беседах? Кстати, стихотворение «Ангел благого молчания» (1908) есть и у Сологуба, который также был знаком с Рерихом.

Валерий Николаевич к православию всегда относился без особого энтузиазма. Его больше интересовали спиритические сеансы, оккультизм и мистические опыты. Андрей Белый именовал Брюсова «застывшим магом в венце из звезд», Вячеслав Иванов – «волшебником бледным», Александр Рославлев – упорным мудрецом, вкушающим в ночной тиши «яды вещих книг». В иконе «Ангел Благого молчания» поэта в последнюю очередь прельщали вопросы православия и образ Христа. В его стихотворении нашел отражение важный для символизма мотив – мотив великой Тишины, дарящей сопричастность тайне. Он также встречается в драматургии Мориса Метерлинка, творчестве Мережковского, Бальмонта и других.

XVIII век. Россия.

Хранится в частной коллекции.

Описание

Спас Благое Молчание - очень редко встречающийся иконографический образ Спасителя. На иконе Христос изображен до воплощения - до своего прихода к людям. Этот сюжет появляется на Руси в XV веке, он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета. Спаситель представлен в ангельском чине, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Для Христа в таком изображении характерны «нетленная красота кроткого и молчаливого духа», умеренность, которая «не возопиет и не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах», кротость того, кто «страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен». Отсутствие свитка или книги в руках, сложенные крест-накрест и прижатые к груди руки, как в причастии, жест покоя, смирения и молитвы, свидетельствуют о жертвенной миссии Спасителя. В Его молчании - приглашение к внутренней молитве, к которой призывал псалмописец Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Нимб Спасителя еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Икона Благое молчание особо распространена среди монашества, служа примером молчания и «умственной молитвы».

Также выпускается вариант этой иконы с (похоже на сусальное золото). Подробности уточняйте, пожалуйста, у оператора при заказе.

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Самые распространенные образы

Первый образ Христа - это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это - известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» - Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» - Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» - Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» - Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» - Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное - это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца - тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм - это Церковь, ручьи - символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа - источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы - символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца - виноградарем, а учеников-апостолов - ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» - символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе . Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

О других почитаемых православных иконах:

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона - это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями - пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона - это не оберег, что свойственно языческому культу . Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа

Икона «Ангел Благое Молчание» («Спас Благое Молчание») - одна из сокровенных и глубочайших по своему значению в христианском искусстве. Современные источники сообщают о ней следующее.

«Спас Благое Молчание» - редкое иконографическое изображение Иисуса Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» - каким придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» - это Христос в образе Ангела, до Своего воплощения.

Ангел Великого Совета - таково одно из символических именований Христа согласно библейскому пророчеству, которое гласит: «Вели"ка Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам». Образ Христа-Ангела «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» появился в византийской иконописи в первые века христианства. На Руси этот образ получил развитие в иконе «Спас Благое Молчание», на которой Спаситель изображён в виде крылатого ангелоподобного отрока в белой мантии, со скрещёнными на груди руками. Это единственное изображение Христа, где Его голову окружает особый восьмиугольный нимб, знаменующий божественность и непостижимость Творца.

В русском искусстве изображение Спаса Благое Молчание появляется в конце XV века. Особое развитие оно получило в XVIII – XIX веках в искусстве старообрядческих художников - иконах, писанных на дереве, и меднолитых образках.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма... Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники...

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«"Ангел Благое Молчание". Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, - он и хранит и напутствует. "Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное", - говорит Зерцало*. "Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя..." "Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям". В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Кто же запечатлел Ангела Благое Молчание? Образ Его - писем поморских. Но не только от полуночного моря тайна сия. В ней ясен и покрытый лик вестника Византии. В ней и тайна Креста. Запечатлён Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно».

Рерих раскрывает духовную суть сокровенного Образа, как бы приоткрывает завесу над тайной его появления. В другом очерке он пишет: «И "Премудрость" Божья мчится на коне огненном, и "Ангел Благое Молчание" тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» (Пламень вещей). Читая эти строки, мы понимаем, что икона, как отражение Божественного начала, и не может явиться иначе, чем путём личного духовного опыта художника. Рерих напоминает о пламенных видениях, явленных светочам духа, которые запечатлевались ими затем в виде Священных образов, и повествует об этом так, как мог сказать лишь переживший эти озарения: «В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его».

В своих стихах и статьях Рерих не раз запечатлеет эти пламенные прикасания Мира Высшего:

Ты... проходишь в тишине и молчаньи.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и
уводящий.

Цветы Мории

Из статьи «Он»:

«Он - всегда жданный, всегда внутренне ощущённый. Он - запечатлённый в глазу и всё же незримый... Он - пламенный и рассеявший тьму...

Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своём несказуемом значении. Он придёт в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце... Он умеет направить на путь кратчайший...

Он идёт неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает - и гром гремит, и сияет молния».

О чём же несёт нам весть пламенный Вестник? О чём предупреждает своим молчаливым ангельским языком? - «Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое», неся людям «весть обновлённого, благословенного мира», и в душе каждого, кто «поймёт и примет его на языке своего сердца», загораются огни Нового Мира.

Рерих пишет и о том, что настало время, когда «Агни всеведения и возношения» уже становится ощутимым, входит в жизнь народов: «Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности... Святая Тереза, Св. Франциск, Св. Жан де Ла Круа в экстазе поднимались к потолку келий... Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался... Во время молитвы Св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась Св. Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав: не пожар ли... Так же сбежались на пожар и в Гималаях и так же, вместо пламени уничтожения, нашли сияние духа. Так же стояли горы, окаймлённые синими листами огненного лотоса. Вспыхивал неопаляющий огонь. И пролетали молнии очищения. И не в предании, а теперь... неотложно выступили многие знаки. И стали их замечать на разных материках различные люди... При землетрясении в Италии видели всё небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали?.. Нам не уйти от ве­ка огня. И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем. Скепсис хорош в мере разумности, но как сомнение невежества он будет лишь разлагателем. Между тем весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем? (...)

"Бог есть огонь, согревающий сердца", - говорит преподобный Серафим... Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться чётко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам - этим высшим ростками мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте...

Мечта светоносна.

Пламенная мечта - порог Благодати.

Огнь и мысль. Пламенны крылья Софии - Премудрости Божией» (Держава Света).

* «Зерцало Великое» - памятник переводной русской литературы XVII в. религиозно-нравоучительного характера.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ. XIX в. Поморское письмо


СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ Спас Благое Молчание - Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, - в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника - до Своего прихода к людям, до воплощения. Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спас Благое Молчание - редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образую[...]

Икона Спас Благое Молчание - описание
Спас Благое молчание. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII-XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) - описание иконы
АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: греч. Ангел (провозвестник) Великого Совета (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: <Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам> (Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен. В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещени[...]