Русская православная церковь заграницей - официальная страница. Архиепископ Антоний (Медведев): Монах до своего последнего издыхания

09.05.2020 Гороскоп
Митрополит Антоний (в миру Андрей Борисович Блум; 1914-2003) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. В 1965—1974 годы — Патриарший экзарх Западной Европы.

Ниже размещено выступление владыки Антония на епархиальном собрании в Лондоне 12 июня 1993 года. Текст приводится по изданию: "Континент", 1994. №82.

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕРКВИ

Когда мы говорим о Церкви, мы можем подходить к ней с двух сторон. Катехизис сообщает нам, что Церковь есть общество людей, объединенных одной иерархией, одним вероучением, одним богослужением и т.д. Однако это слишком внешний подход. С таким же успехом можно говорить людям: если вы хотите найти такой-то храм, то вот вам описание его, вот как он выглядит. Но Церковь узнается изнутри, и «внутреннее» Церкви невозможно определить ни одним из этих понятий — ни одним словом, ни всеми вместе, потому что Церковь — это живой организм, тело. В XIX веке Самарин определял Церковь как «организм любви». Тело это — одновременно и человеческое, и божественное. Это сообщество людей, которые связаны с Богом не только верой, не только надеждой, или устремлением, или обетованием, но гораздо более органично. Это место, где Бог и Его творение уже встретились, уже заодно. Это само таинство встречи. Это путь, по которому человек может войти в это соотношение.

Церковь человечна в двух различных аспектах: в нас, пребывающих, так сказать, в становлении, и — во Христе, Который есть откровение Человека, такого человека, каким мы — каждый из нас в отдельности — призваны стать. Церковь также есть храм Святого Духа. И мы —каждый в отдельности, индивидуально — тоже призваны быть местопребыванием Духа. И поэтому как Церковь в целом — все ее члены,— так и каждый ее член являются вместилищем Святого Духа. Вместилищем в том смысле, что мы не можем обладать Духом, однако Он дает Себя нам так, что мы оказываемся охвачены Его присутствием, опять же в большей или меньшей степени в соответствии с нашей открытостью Ему и нашей верностью Христу, то есть верностью тому, к чему мы призваны: быть совершенным образом совершенного, полного, действительного Человека. И во Христе и в Духе мы — «чада Божии», дети Бога.

Мы часто думаем о себе в терминах приемных детей. Христос есть Единородный Сын, а мы, так сказать, Его братья и сестры. Так Он нас называет — Своими друзьями. Но мы пребываем на этом уровне только потому, что не достигли в меру возраста Христова. Наше призвание — расти в подобие Христа, чтобы в каждом из нас и во всех вместе можно было увидеть то, о чем говорит, как о нашем призвании, св. Ириней: во Христе силою Духа Святого мы призваны стать не только приемными детьми Бога, но все вместе стать Единородным Сыном Божиим. И то, что к нам может быть обращен такой призыв — всем вместе быть единственным Сыном Божиим,— показывает, насколько полным должно быть наше единство, как оно должно быть совершенно.

Это очень важно. И поэтому, говоря о структурах, мы должны помнить, что вот это и есть сущность, подлинная реальность Церкви, а все остальное только служит этой цели, ее достижению. Безусловно, как я уже сказал, мы только находимся на пути к этой полноте. Но вместе с тем Церковь уже — изначально — есть эта полнота. Как говорил о.Георгий Флоровский, мы одновременно in via — в пути и in patria — на родине, дома. Мы уже дети Царства. Царство уже пришло в мир. Мы все его граждане. И в то же время мы граждане, которые должны — каждый из нас — еще вырасти в полную меру Христа, то есть должны стяжать то, что Павел называет «умом Христовым». Мы должны настолько исполниться Духа, чтобы каждое наше слово, каждая мысль, каждое движение нашего внутреннего «я» — и даже самого нашего тела — было исполнено Духа. Как говорил старец Силуан Афонский, благодать Божия, достигающая нас в духе, постепенно охватывает нашу душу и в конце концов наполняет и тело, так что тело, душа и дух становятся одной духовной реальностью, единой со Христом, и мы таким образом становимся — не только зачаточно, не только в перспективе развития — действительно членами одного Тела.

Когда мы думаем о том, как связаны составные части этого Тела (апостол Павел говорит о глазе, голове, ноге и т.д.), мы должны сознавать, что наше призвание — призвание Церкви — быть иконой, образом Святой Троицы. Единственной подлинной «структурой», единственным реальным путем, на котором Церковь будет строиться в соответствии со своим призванием, является отображение ею во всем своем бытии тех отношений, которые существуют внутри Святой Троицы: отношений любви, отношений свободы, отношений святости и т.д. В Троице мы различаем то, что греческие отцы называют «монархией Отца», то есть единоначалием Отца. Он есть источник, «сердце» Божества. Но и Дух, и Сын равны Ему: они — не производные, не вторичные боги, но суть то же, что и Он.

И мы должны спросить себя: что это значит? Как мы на земле можем быть образом, иконой этой реальности? Для нас вершина, предельная точка — это Господь Иисус Христос. Господь Иисус Христос — наш Господь, наш Бог, наш Спаситель и в Нем начало всех структур — тех структур, пронизанных присутствием Духа Святого, которые в Духе и во Христе постепенно соделывают нас — сначала несовершенным, но — образом Святой Троицы. Когда я говорю «образом», я не имею в виду некую неподвижную структуру, но нечто динамичное и мощное, динамично-живое, как Сама Троица. Некоторые отцы Церкви говорят о Троице в терминах перихорезы — кругового движения хоровода, в котором три Божественные Лица в одномоментности вечности занимают места друг друга. Они являются один для другого тем, чем каждый является для всех — все время, в каждый момент. И это то, к чему мы призваны.

У меня нет времени развить эту мысль. Но если это так, тогда в жизни Церкви есть два аспекта. Во-первых — это по необходимости структуры, потому что мы несовершенны, мы только еще на пути, мы нуждаемся в водительстве, и как река, текущая к морю, мы нуждаемся в берегах,— иначе мы превратимся в болото. Во-вторых — это живая вода, которую Христос дал самарянке,— вода, бегущая в этих берегах. В нас есть нечто, что свершено, и нечто, что несовершенно. Если развить сравнение с иконой, можно сказать, что не только каждый из нас в отдельности, но и Церковь в целом, подобна иконе, которая была написана совершенно, но затем испорчена, искажена человеческой небрежностью, ненавистью, различными обстоятельствами, всем злом мира, так что для постороннего взгляда человека, чуждого Церкви, некоторые ее части до сих пор выражают эту совершенную красоту, тогда как другие являют следы порчи. И наша личная задача, призвание в своей собственной жизни и в жизни общины, к которой мы принадлежим, — это может быть приход, евхаристическая община, епархия, Церковь поместная или вселенская — состоит в том, чтобы восстановить эту икону в совершенной красоте — в той красоте, которая в ней уже присутствует.

Можно сказать иначе. Святой Ефрем Сирин говорит, что когда Бог творит человека, Он вкладывает в его сердце, в сердцевину его существа полноту Царства или, если угодно, совершенный образ Бога. И цель жизни в том, чтобы пробиваться, все глубже и глубже, к этой центральной точке — чтобы выявить то, что заложено в глубине. Поэтому, когда мы говорим о структурах Церкви, мы должны помнить, что в Церкви есть нечто, что не может быть структурировано, не может быть организовано, не может быть ограничено правилами и уставами. Это — действие Духа Святого в каждом из нас и внутри отдельной общины, а также и вселенского церковного сообщества. И это очень важно, потому что Святой Дух говорит нам и с нами, с каждым и со всеми вместе, или воздыханиями неизреченными, или же с ясностью трубного гласа, призывающего нас на борьбу. Но, с другой стороны, в нас есть несовершенство и хрупкость, и поэтому должны быть и структуры, подобные лесам строящегося здания или берегам реки, или палке, на которую опирается хромой, чтобы не упасть.

Однако настоящим искушением для Церкви, как и всякой человеческой организации, являются структуры, построенные согласно мирским принципам: принципу иерархии и власти. Иерархии как подчинения, как порабощения, как унижения; иерархии, оттесняющей чужих и ненужных. Нередко в наших общинах (на практике — в очень многих православных общинах; богословски же — в Риме) миряне оказываются не нужны, неуместны. Это — стадо, которое нужно пасти; у него нет никаких прав, кроме послушания, кроме того, чтобы быть ведомым к цели, которую, как предполагается, знает духовенство.

В своей крайней форме это проявляется в представлении, что вся полнота власти сосредоточена в руках папства, так что Церковь воспринимается как пирамида, на вершине которой — папа. Это богохульство и ересь — ересь против природы Церкви. Богохульство же потому, что на том возвышенном месте, которое присвоил себе папа, никто, кроме Господа Иисуса Христа, не имеет права стоять. Поэтому вопрос здесь не в том, хорошо ли будет управляться Церковь, но это хула против Христа и самой природы Церкви. Вместе с тем, исключая эти две крайности,— под чем я разумею властные структуры и подчинение, которое они предполагают,— мы все-таки должны задать себе вопрос о том, какими должны быть структуры Церкви. Структура, о которой мы говорим, есть та, которую Христос определил словами: «Кто из вас хочет быть первым, да будет слугой всем». Смысл иерархии — в служении. Чем выше служитель по своему сану, по своему званию, тем ниже он должен быть в отношении своего служения. Он должен совершать наиболее низкое и смиренное служение, а не наиболее, высокое.

Для тех, кто знает французский язык, я приведу пример. Однажды во Франции журналист задал мне вопрос: почему христиане так высокомерны, что употребляют такие титулы, как «Ваша Эминенция» — «Ваше Преосвященство»? Это относилось ко мне персонально. И я ответил: А почему нет? Это знак нашего предельного смирения. Есть горы, есть холмы, а есть просто бугры (по-французски une eminence — небольшая возвышенность, бугорок. — Прим. пер .). И я думаю, что с богословской точки зрения это был правильный ответ. Это именно то, чем должны быть патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, духовенство и т.п.: оконечностью перевернутой пирамиды, когда они находятся снизу и пирамида стоит на одной точке, обозначающей высшего иерарха — самого низшего служителя. Вот это мы должны снова осознать.

Но мы сможем это осознать только тогда, когда восстановим понимание Церкви как тела и сообщества с множеством функций, а не множеством групп, соединенных так, что одни стоят на головах у других. В данном случае я имею в виду то, что мы должны восстановить понимание роли и достоинства мирян. У нас был недавно епархиальный съезд на тему царственного священства. Царственное священство забыто. Если оно не забыто в богословских учебниках, оно забыто на практике, в жизни. Я настаиваю на этом, потому что хотел бы, чтобы вы поняли и приняли мою точку зрения — для меня очень важную, очень мне близкую.

Становясь служителями Церкви — священниками, мы не перестаем быть членами Тела Христова, «лаоса» — народа Божия. Однажды на конференции, куда клирики не допускались, а меня пустили, потому что я должен был выступать, меня представили словами: «Здесь присутствует митрополит Антоний, который является мирянином в духовном сане». И это совершенно верно. В некотором смысле «лаос» включает в себя также и клириков, но с другими функциями. Мы должны восстановить это понятие о святости и достоинстве мирян. Если же мы этого не сделаем, мы не сможем говорить о структуре Церкви, как об образе Троицы. Мы не можем сказать, что в Троице — и сейчас я скажу нечто почти кощунственное — существует «хозяин» и подчиненные ему рабы. Бог Отец — это не «начальник» в Троице, рядом с которым есть еще два меньших начальника.

Действительно, отцы говорят, лто Бог творит мир двумя руками, которые суть Сын и Дух, и в этом контексте такое сравнение уместно. Но по существу Три Лица Троицы совершенно равны друг Другу, и так же существует полное равенство всех членов Церкви. По-иному быть не может. Конечно, существует иерархическая структура, в которой тот, кто выполняет наибольшее служение, кто является слугой для других, есть наибольший в очах Бога. В этом все дело. Но это менее всего заметно в нашей литургической практике, потому что наша Евхаристическая литургия во многом переняла формы византийского императорского двора, придворного ритуала. И поэтому не так уж трудно епископу чувствовать себя «центром», главой общины, окруженным служителями меньших рангов, за которыми, в отдалении, стоит и народ. Но это неверно.

Литургия совершается всей общиной, а не только священнослужителями. Вот почему я неоднократно говорил, что тот, кто не присутствовал с самого начала службы, не может подходить и причащаться — если, конечно, не существует серьезных, уважительных причин. Ибо иначе он не участвует в совершении литургии. Если кто-то приходит в середине литургии и хочет причаститься, это значит, что для него литургия — все равно, что ресторан, где повара приготавливают блюда, а ты приходишь, когда тебе надо, и просишь для себя порцию. Это очень важно: мы должны снова понять, что лаос, народ Божий включает клириков. И в этом смысле различные члены рукоположенного священства занимают каждый свое собственное, особое место в созидании Церкви.

С самого начала, с первой главы книги «Бытия» призванием человека было освящение всего творения Божия. Св.Григорий Палама говорит, что человек сотворен принадлежащим двум мирам: миру Божию — духовному миру и миру материи. И не потому — это уже я добавляю,— что он есть высшая точка в процессе эволюции, наиболее совершенная обезьяна, ставшая несовершенным человеком, а затем развившаяся во что-то еще. Человек не был создан из наиболее совершенной обезьяны. Согласно Библии, он был сотворен из праха земного. Бог взял как бы основной материал всего творения, и сделал из этого человека, так что человек участвует во всем, что было сотворено из земной пыли, начиная с малейшего атома и кончая самой большой галактикой, а также во всем остальном, что мы видим в окружающем нас тварном мире с его растениями, животными и т.п.

Это чрезвычайно важно. Если Бог стал человеком во Христе, значит Христос участвует, как и каждый из нас, в материальной пыли, в галактиках, в атомах, в животном мире, во всем, что принадлежит тварному миру. Он воспринял опыт всех творений. Он — один из нас, но в Нем каждая тварь может увидеть себя самое в том предельном состоянии, которое является ее призванием, ее целью. То же самое, когда мы думаем о хлебе и вине Евхаристии. Хлеб и вино остаются хлебом и вином в том смысле, что они не становятся чем-то иным по сравнению с тем, что они есть. И вместе с тем, исполненные силы Духа Святого, они становятся Телом и Кровью Христа,— не переставая быть тем, чем они являются. Таким же образом мы призваны стать сынами Божиими в единородном Сыне — «единородным сыном в единородном Сы-. не»,— не переставая быть уникальными личностями — каждый из нас. Каждый из нас уникален пред Богом, а не только —одна из особей человеческого рода, подобных друг другу. В книге «Откровения» говорится, что в конце времен каждый получит имя, которое знает только он и Бог,— имя, совершенно выражающее сущность каждого, его уникальную связь с Богом.

И поэтому, когда мы говорим об иерархии, мы должны понять, что необходимо восстановить правильный подход к ней: как иерархии служения, иерархии смирения, иерархии, в которой нет места господству, власти. Бог избрал бессилие, когда даровал нам свободу, право ответить Ему «нет». Но Бог во Христе, Бог в Духе приобрел иное качество: не власть, которая принуждает, но авторитет, который может убеждать. Это не одно и то же. Авторитет есть качество человека — и Бога,— способного быть убедительным, но не заставляя нас делать что-либо. И если наша иерархия постепенно придет к пониманию, что ее призвание — обладать авторитетом, а не властью, тогда мы будем ближе к тому, чем Церковь призвана быть: живым телом, «организмом любви» — но не сентиментальности. Ибо Христос говорит о любви словами: «нет большей любви, если кто положит душу свою за ближнего».

Поэтому, говоря о структурах Церкви, нужно сказать: да, они необходимы. Но отношение со стороны людей, находящихся на «командных высотах», должно быть отношением служения. «Я среди вас как слуга», — говорит Христос. И мы — как и Он — призваны быть слугами. Структуры необходимы, потому что мы хрупки, греховны, потому что диавол искушает нас, потому что мы —незрелы. Но эти структуры должны быть подобны Закону Ветхого Завета, который апостол Павел называет «детоводителем», педагогом — тем, кто учит и направляет. Когда мы читаем в начале книги «Бытия», что человеку было дано господство, мы всегда толкуем это в терминах права на управление, на порабощение, на подчинение; права относиться ко всему творению как к подвластному. На самом деле слово «доминирование» в английском и французском происходит от латинского «доминус», которое может означать «владыка», «повелитель», а может значить и «учитель», «наставник», «мастер». Наша задача —быть этими «наставниками», приводящими все творение к полноте единения с Богом, а не доминировать, не господствовать. Но в этом процессе, как я сказал, необходимы и структуры, и формальное, институциональное священство.

Почему вообще священство? Позвольте мне сказать,— и это мое предположение, так что всякий, богословски более сведующий, чем я, может поправить меня, — позвольте мне предположить, что каждое человеческое существо призвано привести в область Бога все, что его окружает: обстоятельства жизни, места, где он живет, существа. Но одного человек не может совершить: он нё может сам себя освятить. Мы не в состоянии актом воли, по своему собственному решению стать тем, чем мы не являемся по причине нашего отступления от своего призвания. И вот почему Христос и Святой Дух входят в мир и действуют, и поручают нам сакраментальное служение, то есть служение священников, назначение которых — приносить Богу элементы этого тварного мира, так чтобы они могли быть изъяты из области греха и введены в область Божию; а Бог затем воспринимает их и освящает силою Святого Духа.

В этом смысл священства. Его административный аспект — это не сущность его, а нечто уже побочное, второстепенное. И поэтому оказывается, что существует «структурированный» народ Божий — лаос, к которому принадлежат и клирики, то есть священство, назначением которого является литургическое служение, совершение священнодействий или, лучше, создание ситуаций, в которых может действовать Бог. Потому что,— если речь идет о литургии,— никто не может совершать литургии и на самом деле она не совершается никем, кроме Самого Христа: Он — единственный Первосвященник всего творения. Мы можем произносить слова, делать жесты, но тот, кто приносит эти дары Богу, есть Христос; и сила, которая претворяет эти дары в Тело и Кровь Христовы, которая преображает воду, взятую из колодца, в воду вечной жизни, есть Дух Святой.

Перевод с английского А. Кырлежева

Архиепископ Антоний Голынский-Михайловский (1889 - 1976 гг.) был глубоко образованным богословом и миссионером, знал шесть иностранных языков. Он твердо защищал чистоту Православия. Когда ему предложили подписать обновленческую декларацию, по которой позволялось крестить детей обливанием, он отказался это сделать. Ему предлагали епархию, машину и шофера, он же, как миссионер, обличил их злой замысел. После этого, в 1927-28 гг., его арестовали и отправили в тюрьмы и лагеря, в которых он пробыл больше 20 лет. Его осуждали трижды на расстрел, но нашлись люди, которые решились пойти на расстрел вместо него. Господь его сохранял для нашего руководства. Один из этих мучеников был бывшим баптистом, обращенным Архиепископом Антонием в Православие. Он сказал ему: "Ты епископ. Твоя жизнь больше нужна людям, чем моя. Когда твое имя выпихнут на расстрел, то вместо тебя встану и пойду и я. Но у меня на воле осталась жена и несколько детей. Обещай мне, что ты поедешь к ним и расскажешь им обо мне, и если нужно поможешь им. " Так сказал бывший баптист (по другой версии, армянин). Он дал ему адрес своей жены. Он сдержал свое слово и пошел на расстрел вместо Архиепископа Антония. [Архиепископ Антоний нашел жену этого человека.] Он рассказал ей о кончине ее мужа. Она приютила Архиепископа Антония у себя в доме. Он помогал ей и записал на свой паспорт ее детей.

Митрополит Е. пишет: "В тюрьмах и лагерях его страшно мучили: руки ломали, зубы выбивали, из бороды вырывали волосы, таскали за ноги по бетонным ступеням так, что голова билась о них. Его содержали в камере уголовников, которые загоняли его под нары, где он терял сознание и был на грани смерти. Но, благодаря Богу, была послана иностранная комиссия, которая осматривала узников. При проверке барака, в котором находился Архиепископ Антоний, один из заключенных сказал с иронией, что у них под нарами находится архиепископ. Комиссия убедилась, что это действительно так. По ее ходатайству умирающий Архиепископ Антоний был на-правлен в больницу. Благодаря Богу врач была верующая, она его лечила и кормила с ложечки до тех пор пока он не пришел в себя. Ему посоветовали, чтобы он нашел знакомых и написал им, прося взять его на поруки. Он написал в город Сочи, и его духовные чада взяли его на поруки. Так Архиепископ Антоний стал вольным поселенцем. Он должен был один раз в месяц являться в милицию и отмечаться, показывая, что он никуда не выезжает. Его духовные чада платили милиции деньги, чтобы он мог разъезжать, посещая верующих. Когда Архиепископ Антоний прибыл в город Киев, то на встречу с ним был приглажен и отец Феодор. Я, как ближайший ученик, со-провождал отца Феодора в этой поездке в г. Киев. Встреча была трогательной. Когда отец Феодор увидел Вла-дыку, то он на коленях со слезами подошел к Владыке и как ребенок рыдал перед ним.

Отец Федор был уже бо-лезненным, и службы совершал только сидя; но когда он служил службу с Владыкой Антонием, то всю службу простоял. Владыка дал ему монашество и поставил в игумена, а затем в архимандрита. Когда мы возвращались домой, о. Феодор был в таком духовном восторге, что говорил: "Это не земной человек, я немощный и болез-ненный простоял всю службу. " Так произошло духовное соединение нашего о. Феодора с Архиепископом Анто-нием, в котором он познал Владыку по благодати Божией… Под руководством Архиепископа Антония я пробыл 20 лет. Я грешный считаю себя недостойным того, что мною руководил старец столь высокой жизни. Он все ночи проводил в молитве, и я перед ним благоговел, соз-навая свое недостоинство. Архиепископ Антоний был очень строг по отношению к службе. В службах он ничего не пропускал и всегда как воин Христов был облачен по полной форме. Ни одной службы или какой-либо требы он не отслужил без омофора. Я - очевидец всего этого, когда он выходил для беседы с народом, то всегда оде-вал епитрахиль. Когда пошли слухи, что Архиепископ Антоний - имяславец, я, грешник, спросил его об этом, и он мне кротко и смиренно ответил, что он приводит людей из имяславия в Православие, и объяснил мне, что это за ересь. По-этому я - живой свидетель его действий и его жизни. Я недостоин развязать ремень его сапог. Пусть клевещут на него многие, но прошу Бога не дать впасть мне в безумие, сказать что-либо подобное или согласиться с этим. Владыка Антоний при своей жизни изгонял бесов, причем очевидцы этого еще живы. Он был прозорлив, и все, что кому-либо предсказывал, сбывалось. Это только то, что мы видели, а скольких его подвигов мы не знаем - они известны только одному Богу. Поэтому он остается в моей душе как светильник нашей Русской земли. В это тяжелое время он был добрым пастырем для православных христиан, он не оставлял своих овец, но утешал, кормил и поучал.

Он всегда нам говорил, что не надо бояться смерти, если потребуется умереть за нашу Православную веру. Его трудам не было границ, и он служил образцом христианской жизни. Он полностью отдал себя на служение Богу и народу. Когда Архиепископ освободился из лагерей, он не пошел на приходы официальной Церкви, но избрал катакомбы и жил в них со своим народом до самой кончины". Архиепископ Антоний не признал Советской Московской Патриархии. Он отлучал своих монахинь на шесть месяцев, если узнавал, что те ходили в храм Московской Патриархии. Во время его кончины 14 иеромонахов и несколько очень больших приходов были под его омофором. Но он не быстро рукополагал людей. Однажды к нему приехал Лазарь (Журбенко), нынешний архиепископ и глава Свободной Российской Православной Церкви. Митрополит Е. пишет: "Он трижды домогался, чтобы встретиться с ним и принять от него иеромонашество. Но Владыка Антоний трижды отказал ему. Тогда он поехал к Владыке Серафиму (Поздееву), который его принял, угостил и отправил ни с чем. Тогда Лазарь, зная все неправды об-новленчества (Советской Московской Патриархии), поехал в город Иркутск, где и получил иеромонашество от епископа Вениамина. После этого он служил некоторое время в Патриархии, а затем скрылся. Когда КГБ заста-вало его вместе с народом, он выходил и показывал документы, после чего КГБ говорило: "это наш человек". Но когда КГБ заставало наших людей и священников, то их сажали в тюрьмы и лагеря."

Архиепископ Антоний почил во Господе в 1976 году. (Источники: Митрополит Е., Игумен Е., Священник В., Чтец Григорий Мухортое)

Участь суздальских страдальцев мог в любой день и час разделить верховный святитель российских староверов – архиепископ Антоний. Только милость Божья спасала его от тюрьмы. Хранимый провидением, Антоний много лет руководил Церковью.

Андрей Илларионович Шутов – будущий архиепископ – родился в подмосковном селе Настасьино в бедной крестьянской семье, принадлежавшей к Синодальной Церкви.

Его родители были простыми людьми и не вели ни летописей, ни родословий. Поэтому нам неизвестен точный год рождения архиерея. По одним данным, он родился в 1800 году. По другим – и это представляется наиболее вероятным – в 1812 году.

В десять лет Андрея, обученного грамоте, родители отдали на работу в контору ткацкой фабрики, находившейся в Настасьино. Через три года Андрей был отправлен в Москву учиться рисованию. Проучившись два года, юноша вернулся на фабрику и работал, рисуя узоры для тканей.

В 1827 году умер отец Андрея. А через год молодой человек женился по принуждению матери. Но в 1833 году Шутов, оставив мать Анастасию и жену Ирину, тайно ушел к беспоповцам‑федосеевцам, в Покровский монастырь.

Эта обитель была расположена в Стародубье, около посада Злынка . Здесь Андрей был вновь крещен по учению Федосеевского согласия. Он хотел принять иночество и навсегда остаться в монастыре, но из‑за строгости тогдашних законов это было невозможно.

Шутов перебрался в Москву и поступил на службу в контору ткацкой фабрики купца Гучкова, попечителя Преображенского кладбища.

В конторе Шутов дослужился до должности старшего приказчика, а затем служил казначеем на Преображенском кладбище. Здесь жила его супруга Ирина, также перешедшая в старообрядчество. Здесь же она и скончалась в 1847 году.

Несколько раз Андрей Илларионович пытался оставить Москву и казначейскую должность ради уединенной жизни в удаленном монастыре. Но каждый раз беспоповцы уговаривали его возвратиться на Преображенское кладбище. Лишь в 1849 году он наконец‑то смог оставить городскую суету и уехать в Покровскую обитель, где принял постриг и был наречен Антонием.

В 1850 году Антоний перебрался в старообрядческий Войновский монастырь в Пруссии. Через год – в скит близ села Климоуцы в Австрии. В этом селе, находящемся в двух верстах от Белой Криницы, жили федосеевцы.

А в Белокриницком монастыре проживал достопамятный инок Павел, с которым познакомился Антоний. Они часто беседовали о христианском священстве и православных таинствах. Эти разговоры убедили Антония в неверности беспоповского учения. И он пожелал присоединиться к Церкви.

Жители Климоуцев, узнав об этом, напали на Антония, сняли с него одежду и обувь, всячески укоряя, что он оставляет их веру. Чернеца в одной рубашке заперли в келье и продержали под стражей не менее пяти недель.

Несмотря на это, Антоний сумел покинуть Климоуцы и уехать в Белокриницкий монастырь. В феврале 1852 года он присоединился к Церкви, был вновь пострижен и благословлен печь хлебы для братии.

Через год – 3 февраля 1853 года – митрополит Кирилл рукоположил инока в святительский сан. Антоний стал архиепископом Владимирским.

Опасаясь попасть в руки полиции, архиерей вернулся на родину. Все российские старообрядческие священнослужители признали его верховным пастырем.

Неустанные труды святителя на благо Церкви скоро привлекли внимание царского правительства. Архиерей был объявлен в розыск. За его поимку было обещано огромное вознаграждение – 12 000 рублей. Поэтому явилось множество сыщиков, которые оставили все свои занятия и заботились только о том, как бы изловить Антония.

Архиерею приходилось скрываться в деревнях, одеваться в крестьянскую одежду, ночевать на сеновалах и чердаках. Многажды на него устраивались облавы, его окружали полицейские, сыщики и казаки. Но чудом он всегда избегал поимки. Для этого требовалась большая изобретательность.

Например, святитель поступал так: намачивал платок в водке и клал в карман. Когда на него нападали сыщики, он вынимал платок и натирал им лицо. Сыщики, ощущая от него сильный запах водки, начинали сомневаться, что он тот, кого они ловят. И Антоний, притворяясь пьяным, уходил от них.

Постоянно скрываясь, архиепископ совершал рукоположения священнослужителей и постриги иноков, освящал походные церкви и тайные домовые храмы. Только в первые годы своего святительства он рукоположил 54 иерея.

В 1863 году церковный Собор избрал Антония архиепископом Московским и всея Руси.

Святитель постоянно приобретал душеполезные книги и снабжал ими епископов, ревностных священников и благочестивых мирян. Множество рукописей и изданий он подарил монастырям. Но Антоний жертвовал не только книги. Многие храмы он украсил иконами.

Духовным лицам, оказавшимся в темнице или ссылке, архиепископ посылал милостыню и через надежных ходатаев хлопотал перед властями об их освобождении. Сирот, оставшихся без средств после умиравших священников, Антоний пристраивал к хорошим местам для пропитания. Он помогал поповским вдовам и состарившимся или отставленным от службы священнослужителям.

Живя в постоянных заботах о Церкви и в ежедневном ожидании поимки, архиерей неукоснительно соблюдал иноческие обеты: каждый день усиленно молился, а постился так строго, что воздерживался не только от хмельного, но и от простого питья теплой воды. Даже в немощи святитель не оставлял богослужения. Отслужив кряду около ста литургий, в ночь со 2 на 3 ноября 1881 года Антоний почувствовал боли в сердце, от которых страдал и прежде.

Поняв, что смерть близка, архиепископ стал давать окончательные приказания по всем текущим делам.

Келейник сказал ему:

– Что же вы, владыко, о всем так окончательно приказываете? Авось Господь исправит ваше здоровье, и тогда вы сами конец сих дел усмотрите.

Но архиерей ответил:

– Нет, не смею я теперь Бога просить о сем. Когда я сильно болел, то просил у Бога здоровья на два года. И Он по Своей милости даровал мне пять. А потому я должен быть этим доволен.

Проболев несколько дней, святитель мирно скончался 8 ноября 1881 года в своем скромном жилище в Москве. И был погребен 10 ноября на Рогожском кладбище при огромном стечении народа.

Настасьино – деревня в Коломенском районе Московской области.

Злынка – ныне город в Брянской области.

Войновский монастырь – ныне новообрядческая обитель в Польше.

Архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович ; ум. 8 октября ) - архиепископ Новгородский (1210-1218, 1226-1228, 1228-1229), епископ Перемышльский (1220-1225), известен своим описанием паломничества в Константинополь - «Книга Паломник». Почитается Русской православной церковью в лике святителей , память совершается (по юлианскому календарю): 8 октября (день смерти), 10 февраля (Собор святителей Новгородских) и во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых).

Жизнеописание

Возможно, был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в г .

Двух епископов направили в Киев, чтобы митрополит Матфей выбрал одного из них. В 1219 (1220) году митрополит назначил Митрофона архиепископом Новгородским, а Антония возвёл на Перемышльскую кафедру. Предполагается, что Антоний был первым перемышльским архиереем, и само появление этой новой кафедры связывают с влиянием утвердившегося в Галиче Мстислава Мстиславича , в чьём владении находился и Перемышль .

Архиепископ Митрофан скончался в 1223 году . Его преемник Арсений не был рукоположён во епископа. Согласно Киево-Печерскому патерику , новгородская кафедра, несмотря на пребывание Антония в Перемышле, считалась «Антониевым местом». В 1225 году Перемышль заняли венгры, и Антоний оставил свою кафедру. Согласно известию Новгородской первой летописи под 1225 годом:

Однако попытка организовать управление Новгородской епархией посредством этих двух назначенных Антонию помощников не удалась. В 1229 году новым новгородским архиепископом по жребию был выбран Спиридон , а Антоний вновь удалился в Хутынский монастырь на покой.

Паломничество в Константинополь

Воздвизальный крест епископа Антония, 1212 г.

Антоний дважды, ещё до своего монашеского пострига, совершал паломничество в Константинополь - в 1200 и около 1208/9 года) . Изначально, после смерти своего отца, он решил посетить Святую землю . Проходя через Галицко-Волынское княжество он встретился с князем Романом Мистиславовичем и в составе его посольства отправился в Константинополь. Прожив в столице Византии несколько лет он после его захвата крестоносцами в 1204 году покинул Константинополь и вернулся на Русь, так и не посетив Иерусалим .

Из своего паломничества он привёз в Новгород ряд святынь: ризы Феодора Стратилата , мощи Власия Севастийского , часть камня от гроба Иоанна Богослова , частицу Животворящего Креста , меру «гроба Господня » и мощи великомученицы Варвары . Частицу Животворящего Древа Антоний поместил в большой воздвизальный крест Софии Новгородской. Он украшен надписью «Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму […] крьстъ [Святои Со]фии » .

«Книга Паломник»

На основе впечатлений от своего паломничества Добрыня Ядрейкович написал сочинение, озаглавленное «Книга Паломник» и относящееся к популярному в его время жанру «Хождений» . В рукописных сборниках «Книга Паломник» нередко соседствует со знаменитым «Хождением» Даниила игумена .

Чудо заключалось в следующем. В алтаре перед началом литургии три подвешенные к потолку золотые люстры внезапно вознеслись вверх («Духом Святым », по мнению наблюдателей), а затем медленно опустились на прежний уровень, причём горящее в них масло не угасло.

Описание чуда в «Книге Паломник» протокольно точное, с указанием года, числа, месяца, дня недели, церковного праздника; перечислены по именам и свидетели - бояре, возглавлявшие находившееся тогда в столице империи посольство великого князя Романа Мстиславича . Благодаря этому известию мы можем утверждать вполне определённо, что Добрыня Ядрейкович находился в Царьграде в мае 1200 года. Кроме того, косвенным образом мы получаем уникальные сведения о внешней политике Романа Мстиславича и о времени принятия им титула великого князя .

«Книга Паломник» содержит также интересные упоминания о дарах княгини Ольги .

Для историков культуры особенно важно, что русскому паломнику удалось увидеть и описать святыни Царьграда до разграбления его крестоносцами в 1204 году .

«Книга Паломник» сохранилась в девяти списках XVI-XVII веков, которые дают лишь гипотетическое представление об оригинальном тексте . Исследователи выделяют две редакции. Только во второй из них, очевидно - позднейшей, содержится краткая приписка о захвате и разграблении Царьграда . Крупнейший в XIX веке исследователь «Книги Паломник» X. М. Лопарёв предполагал, что приписка является авторской, и уже из этого своего предположения выводил, что было два хождения Добрыни Ядрейковича в Константинополь - одно до захвата его крестоносцами, а другое - после. Благодаря авторитету Лопарёва это предположение (представляющее собой, строго говоря, домысел в чистом виде [ ]) неоднократно воспроизводилось другими исследователями. Со временем к этой версии привыкли, и в настоящее время «второе путешествие» в Константинополь включают в биографию Добрыни Ядрейковича как достоверный факт.

Почитание и канонизация

Примечания

  1. Православная энциклопедия - Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2000.
  2. Ныне - на территории Новгородского района , Новгородская область , Россия .
  3. По старому стилю ; в день памяти Пелагии Антиохийской .
  4. Антоний (Добрыня Ядрейкович) // Православная энциклопедия . Единственное основание для этого предположения - совпадение имени воеводы и отчества Добрыни.
  5. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов . - М.; Л., 1950. - С. 46-49.
  6. Карпов А. Ю. Антоний, архиепископ Новгородский
  7. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.; Л., 1950. - С. 59-72.
  8. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  9. Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. - 2003. - № 4 (14) - С. 16-17.
  10. Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - С. 75-76, 85.
  11. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский // Словарь книжников и книжности Древней Руси .
  12. Пуцко В. Г. Хутынские произведения-реликвии первой четверти XIII в. // Новгородский исторический сборник. - СПб., 2005. - Вып. 10 (20). - С. 45-65.

Литература

  • Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. - Б. м., б. г.
  • Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. И. Савваитова. - СПб., 1872.
  • Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда // СОРЯС. - 1890. - Т. 51, № 4. - С. 3-11.

(29.03.1863–10.08.1936)

Биография

Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.

В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.

Академическая карьера

В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.

В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В "Церк. Вестнике" за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре "Введение в круг богословских наук" той же Академии до 1890 года.

В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". В том же году утвержден в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию.

В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет.

Викарий Казанской епархии

7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения".

На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской.

Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

За период ректорства в духовных академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.

Епископ Уфимский и Мензелинский

По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1900 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

На Волынской кафедре

27 апреля 1902 года назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.

В 1906 году возведен в сан архиепископа.

В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок". Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие и порицающие царя Алексея.

В 1911 году был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

На Харьковской кафедре

1 мая 1917 года был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как "самого умного" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого строгого" Арсения и "самого доброго" Тихона. Блестяще образованный и талантливый церковный писатель, вид-ный церковный деятель двух последних десятилетий синодальной эпохи, давний поборник патриаршества, владыка Антоний пользовался самой широкой поддержкой соборян из трёх кандидатов как бесстрашный и опытный церковный вождь. При голосовании он набрал наибольшее число голосов, но Господь отвёл от него этот жребий.

Митрополит Киевский

19 мая 1918 года был председателем Киевского епархиального собрания и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.

Эмиграция

В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Стал основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.

Скончался 10 августа 1936 г. и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

Труды

В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из "данности" его в нашем сознании и самосознании.

Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", восклицает один из них; "это - древне-греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.

Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.

Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: "Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?" - "Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, - если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой".

Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке - почему "митрополит", а не "митро-стреляй", ответил: "А почему, Ваше Превосходительство, "ду-рак"... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не "ду-рыба"...

Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): "Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают".

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.

Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: "Церк. Вестн." (С.-Петерб. Акад.), "Богосл. Вестн." (Моск. Акад.), "Прав. Собес." (Казан. Акад.), "Уфим. Епарх. Вед.", "Церк. Вед.", "Мис. Обозр.", "Волог. Епарх. Вед.", "Волын. Епарх. Вед.", Газета "Колокол" (В. Скворцов) и др.

В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.

Список сочинений

"Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация). СПБ, 1887. Изд. 2-е СПБ, 1888. "Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого". СПБ, 1889. "Превосходство православия над учением папизма в его изложении В. Соловьевым". СПБ, 1890. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого". Изд. 2-е. СПБ, 1891. "Толкование на ". Выпуск 7-й. "Толкование на книгу св. Пророка Михея". СПБ, 1891. "Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского" (из "Бог. Вестн." 1893 г.). [Ист.: БЭЛ т. III, стб. 778-780]. "Из чтений по Пастырскому богословию". Казань, 1896. "Критический обзор библиографического сообщения "Над Евангелием". "Прав. Собес." 1897, февраль, с. 1. "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?" (По поводу "Критики Догматического богословия" Л.Н. Толстого). "Прав. Собес." 1897, апрель, с. 491-524. "Значение молитвы для пастыря Церкви". "Прав. Собес." 1897, май, с. 587-607. "О любви к ближним" (Слово в Великий Четверток). "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 727-731. "Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда". "Прав. Собес." 1897, сентябрь, с. 239-243. "Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога". Казань, 1886. "Прав. Собес." 1896, сентябрь, с. 3-21. Нравственное учение в сочинении Толстого "Царство Божие внутри вас" пред судом учения христианского. Изд. 2-е. М., 1897. Изд. 3-е. М., 1902. Слово при погребении Преосв. епископа Таврического Михаила 22 августа 1898 года. "Прав. Собес." 1899, январь, с. 68. "Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы". Изд. 2-е, Казань, 1898. Слово пред панихидой о Пушкине. (Сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года). "Прав. Собес." 1899, июнь, с. 783-801. "О духовных дарах юности". "Прав. Собес." 1899, октябрь, с. 408-419. Лекции по Пастырскому богословию. Казань, 1900. Труды в трех томах: 1 том - Проповеди, II том - Статьи догматического содержания, III том - Статьи философско-критического содержания. Слово на панихиде по великой княгине Александре Петровне, во инокинях Анастасии, сказанное в Казанском кафедральном соборе 17 апреля 1900 года. "Прав. Собес." 1900, май, с. 481-485. Памяти . "Голос Церкви" 1912, март, с. 170-171. Русская правда. "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 167-174. "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы". 1903 г. "Сын Человеческий". "Богосл. Вестник", № 11, 1903, с. 361-370. "Слово о Страшном Суде и о современных событиях". 1905 г. "Заявление о свободе вероисповедания в 6-м отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 года". Почаев, 1906. "Письмо на имя в начале ноября 1905 г.". 1906 г. "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви". 1906 г. "Нравственный смысл основных христианских догматов". Вышний Волочек, 1906. "О православном пастырстве". М., 1906. "Из окружного послания". "Приб. к "ЦВ" 1907, № 31, с. 1259. "Слово на благодарственном молебне после выборов в третью Государственную Думу". 1907 г. "Слово о Кишиневских событиях". Кишинев, 1908. "О восстановлении патриаршества в России". Почаев, 1908. "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря". М., 1909. Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909. Статья: "Храм славы и храм скорби". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 41, с. 1909. Статья: "Пастырская беседа". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 228. Речь при вручении жезла новопосвященному еп. Острожскому Гавриилу в Житомирском Преображенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 32, с. 1325. Проповедь на перенесение св. мощей преп. Евфросинии Полоцкой 21 мая 1910 года. "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Слово, произнесенное в семинарской церкви 9 сентября 1910 г. на 150-летии Холмской духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 46, с. 1943. Окружное послание к Волынской пастве о говении. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 11, с. 463. Речь при встрече государя в Оврученском храме. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 37, с. 1527-1528. Слово на день памяти преп. Сергия. "Бог. Вестн." 1892, ноябрь, с. 247. Слово на молебне пред началом учения 12 сентября 1893 г. "Бог. Вестн." 1893, октябрь, с. 111. Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Пахомию. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 40, с. 1655. "Беды от лжебратии". М. 1912 год и "Голос Церкви" 1912 г., октябрь, с. 132-149. Послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 10, с. 395, "Голос Церк." 1912, март, с. 30-47, Отд. изд. СПБ, 1913. Слово о Божественном промышлении, явленном в событиях при воцарении дома Романовых. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 19, с. 771, "Голос Церкви" 1912, май, с. 18-26. Слово правды укрывателям правды. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 28, с. 1143, "Голос Церк." 1912, сентябрь, с. 27-43. "Чем отличается православная вера от западных исповеданий". ("Из Мисс. Обозрен.") 1901, июль- август, с. 3. "Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души?" "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Трактат: " Христова, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения". "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Слово на панихиде по выносе тела покойного Владыки митр. Антония в Лаврском соборе. М., 1912 год. "Приб. к ЦВ" 1912, № 45, с. 1821. Плач на кончину Патриарха Иоакима III. М. 1912 год. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 46, с. 1860, "Гол. Церк." 1912, декабрь, с. 135-140. "Нравственная идея догмата Церкви". Полное собрание сочинений. т. II, СПБ, 1911. "Прав. Собес." 1913, январь, с. 31. "О новом лжеучении о боготворящем имена и об "Апологии" Антония Булатовича". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 20, с. 869, "Русск. Инок" 1913, вып. 9, с. 554-556. "О чем нужно более всего пещись епископу". Слово, сказанное при вручении жезла новопоставленному еп. Дионисию 20 апреля 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 21, с. 939. Слово при погребении Преосв. Арсения, архп. Харьковского и Ахтырского 1 мая 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229. Первое слово к Харьковской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229. Речь архиепископа Харьковского. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 32, с. 1403. "Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата". "Прав. Собес." 1915, ноябрь, декабрь, с. 389. Слово пред отпеванием тела почившего митрополита Флавиана. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 47, с. 2355. "Руководственные указания Преосв. Антония, еп. Уфимского, священникам и прочим клирикам в инородческих и других приходах Уфимской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1901, № 48, с. 1747-1751. Окружное послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. СПБ, 1913. Письма к пастырям. Речь при вручении жезла епископу Сумскому Митрофану 5.IV.1916. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 25, с. 607-608. "Православие". Догмат искупления. Карловцы, 1926 г. "Два пути пастырства - латинский и православный". (Из Богосл. Вестн."). 1894. "О пастырском призвании". (Из руководства для сельских пастырей). 1900 [?]. "Новое чудо от Почаевской иконы Божией Матери". "Рус. Инок" 1911, июль, вып. 12, с. 50. "Кого должны просвещать монастыри?" "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 11-13. Проект о диакониссах. "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 58. Речь, сказанная Каменец-Подольским паломникам, пришедшим в Почаевскую Лавру 18 мая 1911 года. "Рус. Инок" 1911, май, вып. 10, с. 56. "О сокращении внутренней жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии диакона Павла Сосновского (Дионисия). "Рус. Инок" 1913, № 2, с. 101-104. "Монашество есть подвиг надежды". Слово при пострижении в монашество студента Московской духовной академии Данилова (Стефана). "Рус. Инок" 1913, № 3, с. 165-168. "Как и чем обрести покой души?" Слово при пострижении вольнослушателей Московской духовной академии Алексеева и Машкина. Наречены: Михей и Серапион. "Рус. Инок" 1913, № 4, с. 235. "Различие путей иноческой жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Николая (Бессонова) Никона. "Рус. Инок" 1913, № 5, с. 291-294. "Бранные приемы врага искусителя". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Владимира Никольского (Андроника). "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 357. Речь при встрече Антиохийского Патриарха Григория IV. "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 365. "О скорбях иноческой жизни". Слово при пострижении магистранта Московской духовной академии Василия Мещерякова (Евдокима). "Рус. Инок" 1913, № 7, с. 421-427. "Мучительная раздвоенность". Слово, сказанное при пострижении в монашество студентов Казанской духовной академии 4-го курса: священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и студента 2-го курса Валентина Лебедева (Варсонофия). "Рус. Инок" 1913, № 8, с. 494-498. "Голос звания Божия в жизненных испытаниях". Слово при пострижении студентов Казанской духовной академии, священников - Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия). "Рус. Инок" 1913, № 10, с. 630-634. "Чем должен быть Константинополь?" "Рус. Инок" 1916, № 1, с. 14-21. "Опыт христианского православного катехизиса". Митр. Елевферий. "Соборность Церкви - Божие и Кесарево". Париж. 1938. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной. "Богосл. Вестн." 1892, июнь, с. 413. "Знамение времени" ("Послушники". Повесть Н. Лескова). "Богосл. Вестн." 1892, февраль, с. 415. "Две крайности - паписты и толстовцы". "Богосл. Вестн." 1895, февраль, с. 181, май, с. 179. "Библейское учение об Ипостасном Слове Божием". "Богосл. Вестн." 1904, ноябрь, с. 387. Первая ответная докладная записка Св. Прав. Синоду. "Богосл. Вестн." 1905, декабрь, с. 698. Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы. "Богосл. Вестн." 1894, ноябрь, с. 213. Слово над гробом в Бозе почившего Высокопреосв. митрополита Феогноста Киевского и Галицкого 27 января 1903 года. Труды К.Д.А. 1903, март, с. 343. Слово в день святителя Николая. "Изв. Казан. еп." 1896, № 24, с. 429-436. Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских курсов, произнесенное 7 апреля 1896 года. "Изв. Казан. еп." 1896, № 9, с. 248-251. Размышления о спасительной силе Христовых страстей. "Изв. Казан. еп." 1907, № 15, с. 436 п/строчн. Лекция на тему: "Был ли Христос революционером". "Изв. Казан. еп." 1908, № 1, с. 35-38. Nravstvennyja idei vaznejsich christianskich pravoslavnych dogmatov. New York 1963 (= N. Rklickij /Hg./, Zizneopisani... Bd. XI). F.M. Dostoevskij kak propovednik vozrozdenija (= Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XII). Ucenie o pastyre, pastyrstve i ob ispovedi. New York 1966 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIII). Nravstvennoe ucenie Pravoslavnoj Cerkvi. New York 1967 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIV). Slova, besedy i reci (O zizni po vnutrennemu celoveku), New York 1968 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XV). I. Soglasovanie evangel"skich skazanij o voskresenii Christovom. II. Psichologiceskija dannyja v pol"zu svobody voli i nravstvennoj otvetstvennosti. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVI). Novyj opyt ucenija o bogopoznanii i drugija stat"i. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVII). Беседы православного с униатом. О заблуждениях латинян и униатов греко-католиков. Сремски Карловцы. Изд.... 1922. 32 с. Опыт Христианского [Православного] Катехизиса. Посвящается Блаженнейшему Григорию IV, Патриарху Антиохийскому и Всего Востока. Сремски Карловцы. Изд.... 1924. . Пастырское богословие. [Настоящий сборник - собрание статей и лекций Блаженнейшего митрополита Антония по религиозным вопросам из области науки пастырского богословия, представляет из себя переизданную часть 2-го тома Полного собрания его сочинений]. Харбин. Изд. Обитель милосердия. 1935. 179 с. Пушкин, как нравственная личность и православный христианин. Белград. Изд. "Царский Вестник". 1929. 24 с. Сборник Избранных Сочинений. С портретом и жизнеописанием автора. Юбилейное издание ко дню 50-летия священнослужения. Белград. Изд. [Типография "Слово"]. 1935. 11 + 431 с. Учение церкви о Святом Духе. Париж. Y.M.C.A.-PRESS. (1926). 40 с. Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 годов. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 288 с. Собрание сочинений. Т. 1-2. М.: Даръ, 2007. Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с.