Базилика средневековья. Раннехристианская базилика

прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме - судейские и торговые здания, позже - один из главных типов христианского храма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

гр. basilike - дом царя) – 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых, в Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

греч.) - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

от греч. basilike - царский дом) - в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф , как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

портик в Афинах, где заседал архонт басилей; вытянутое в плане прямоугол. здание, разделенное внутри продольн. рядами колонн или столбов (пилонов) на нечетное кол-во удлиненных частей (т.н. нефов), имеющих самостоят. перекрытия; средний, гл. неф, всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезан. окнами, выступает над крышами боковых нефов. Б. имеет обычно перед входом попереч. в плане помещение (притвор, или нартекс), а в противополож. конце среднего, обычно большого по ширине, нефа - полукруглый выступ (т.н. аспида), крытый полукуполом. Первонач. Б. имели деревян. открытое стропильное перекрытие (скрытое иногда потолком), позднее замененное каменным сводчатым. В Др. Риме Б. служили суд. залами, рынками, биржей и пр. Христианство использов. Б. как место для молитвен. собраний, постеп. превратив ее в храм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

(греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта-базилея. По своей форме Б. - прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается Порциева Б., построенная ок. 184 до н. э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву Б. (179 до н. э.), Юлиеву Б. (12 н. э.), Ульпиеву Б. (113 н. э.) и Максенциеву Б. (окончена Константином в 315 н. э.). Раннехристианская Б. разделялась внутри 2 рядами колонн на 3 нефа, из которых гл. неф включал в себя апсиду. Внутр. помещения Б. освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы Б., одной из них была крестообразная Б., образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

Базилика (sc. domus или porticus), великолепные здания в Риме и в провинциях, назначавшиеся для судебных заседаний и для торговых сделок, дума и биржа (Cic. Verr. 2, 5, 58. Cic. ad Att. 22, 14); вверху шла кругом галерея для зрителей, как это видно из остатков такого здания в Вероне (ср. Roma, Рим, 8). Первая Б. в Риме построена была Катоном Цензорием на форуме, рядом с Курией, и называлась В. Porcia, как и другие, выстроенные впоследствии, назывались по именам своих строителей. Б. состояла из среднего корпуса и двух боковых корпусов, отделенных от него рядом колонн; некоторые, напр. Bas. Julia и Bas. Ulpia, имели пять таких корпусов, следовательно, четыре ряда колонн. На одном конце главного корпуса находилось отделение, отгороженное решеткой, как алтарь в церкви; или выстроена была особая трибуна для судей и адвокатов. Внутри были вверху галереи для зрителей. Vitr. 5, 1. Со времени Константина Великого многие Б. обращены были в церкви и архитектура их служила основанием и при закладке христианских церквей. Название свое они получили от????? ???????? или???????? в Афинах, присутственного места архонта???????? (см. Attica, 12, Аттика). ср. : Zestermann. Die antiken und die christl. Basiliken (1847).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

(греч. Basilike - царский дом) - вытянутое в плане прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько проходов (кораблей или нефов), что позволяло надежно перекрывать большие пролеты. Прямо-угольная базилика с тремя нефами, средний из которых выше боковых, впервые была использована в заупо-койном храме египетского фараона Джосера (III династия). Она стала прообразом микенского и греческого зала (мегарона), римской и христианской базилик. В Афинах базиликой называли место заседания первого архонта - базилея. В Древнем Риме в форме базилик сооружались судебные и торговые помещения. Луч-шими памятниками римской базиликальной архитектуры были Порциева (ок.184 г. до н.э.), Эмилиева (179 г. до н.э.), Юлиева (12 г. до н.э.), Ульпиева (112 г. н.э.) и Максенциева (окончена императором Константином I в 315 н.э.) базилики. Христианская базилика, легшая в основу романского и готического церковного зодчества, была разделена на три, пять или большее количество продольных нефов, пересеченных поперечным нефом - трансептом, так что здание имело в плане форму креста. Восточная часть заканчивалась полу-круглым выступом - апсидой, где помещался алтарь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царский дом") в античные времена представляла собой общественное здание, где производился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.

строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутую прямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядами столбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых.

в. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещался алтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом, выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.

Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладал центрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе оба конструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет в себе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный тип конструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане, либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.

Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столба делят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

базили?ка, бази?лика) (греч. ???????? - царский дом)- тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом.

Входом в базилику является поперечный объем - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;

2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Содержание статьи

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах . В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений.Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

Базилика Максенция – Константина

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

Нина Байор


Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.

Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать.

Пресвитерий:

Средоточием литургической жизни храма является апсида (пресвитерий или алтарная часть), и на примере церковных построек раннехристианской эпохи можно понять, как формировалась ее символика. Если в апсидной части древнеримских гражданских базилик находилась ниша, указывающая на верховенство и благородство председательствующего, то в христианских базиликах апсида также служит местом возвеличивания Христа и часто украшается сценой «Христа во Славе» или «Преображения Господня». Вместе с тем апсида является местом осуществления основного христианского таинства евхаристии, которое напоминает о воплощении Христа, о человеческой его природе. Например, среди наиболее знаменитых церквей, построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.


Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох.

В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная.

Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста.

Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века.

В раннехристианских базиликах мужчины и женщины находились отдельно в специально отведенных для них местах. Разделение по половому признаку было перенято из иудейской традиции: в синагогах женщины помещались наверху на специальных хорах. Также и в базиликах в боковых нефах существовали специальные галереи-эмпоры или так называемые «матронеумы», предназначенные для женщин.

Раннехристианская модель храма служила для последующих поколений почти непререкаемым авторитетом, особенно для христианского мира Западной Европы, где, несмотря на ряд существенные модернизаций и нововведений, основная структура храма оставались в целом неизменными на протяжении многих веков.

Неф - это один из главных элементов европейской храмовой архитектуры. Что означает данный термин? Откуда он происходит? Какие главные особенности нефов в архитектуре? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Неф - это... Происхождение термина

Храмовая архитектура поистине поражает и вызывает восхищение. Смотря на величественные соборы с остроконечными шпилями и огромными витражными окнами, сложно поверить в то, что эту красоту создал человек. Об одном из ключевых элементов храмовой архитектуры мы поговорим в данной статье.

Что такое неф? Под этим термином подразумевается часть храмового здания, предназначенная непосредственно для пребывания верующих. Каково значение слова «неф»? Этот архитектурный термин происходит от латинского слова navis, что переводится как «корабль».

Действительно, неф - это продольный элемент в конструкции храма, помещение, очень напоминающее по форме судно или корабль. Он не случайно имеет такую вытянутую форму, символизируя тем самым долгий путь христианина к спасению. Иными словами, церковь - это не что иное, как корабль, который проведет истинного верующего сквозь все бури и волны бушующего океана жизни.

Базилика как тип сооружения

Базилика (с древнегреческого - «дом царя») - особый тип сооружения, прямоугольный в плане. Он состоит из нечетного количества нефов, разных по своей высоте.

Базилика включает в себя несколько архитектурных элементов. Это:

  • нефы (центральный, боковые);
  • трансепт;
  • средокрестие;
  • нартекс;
  • колокольни;
  • придел;
  • апсида;
  • деамбулаторий.

Если нефов в базилике несколько, то они разделены внутри колоннами или столбами. При этом центральный (как правило, самый высокий) вверху освещается окнами второго яруса здания.

Первые базилики начали строить древние греки. Потом этот тип сооружения был позаимствован зодчими Римской Империи.

Итак, что такое неф в храмовой архитектуре, мы обсудили. Теперь давайте рассмотрим более детально этот элемент.

Неф в архитектуре соборов

Итак, в храмовой архитектуре нефом называют продольную, вытянутую часть интерьера, которая ограничена (с одной или обеих сторон) рядом колонн.

Чаще всего в три нефа (реже - один или пять). При этом центральный всегда выделяется по высоте и по ширине. Деление храмового строения на нефы имеет место и в готической архитектуре, и в барокко, и в классицизме.

Этот элемент применяется не только в храмовой архитектуре, но и в светской. Так, к примеру, трехнефное решение организации пространства часто можно наблюдать в интерьерах библиотек, а также во многих станциях метрополитена.

Что такое трансепт?

Трансепт - еще один основной элемент в архитектуре зданий типа базилики. По сути, это тот же неф, только поперечный, а не продольный. Хотя в крестово-купольных церквях неф и трансепт часто могут иметь одинаковую длину, образуя в плане идеальный по форме крест.

Как правило, этот архитектурный элемент выступает за пределы здания. Такие выступы-края называют апсидами. Пересекаясь с продольным нефом собора, трансепт образует средокрестие. Оно, в свою очередь, служит основой для храмового купола, башни или же шпиля.

Украшение нефов

Нефы в храме довольно часто украшают так называемыми окнами-розами, которые окаймлены лепными орнаментами или узорами. Сами же оконные стекла могут быть оформлены в витражной технике.

Порталы и колонны нефов также часто украшены искусной каменной резьбой. Стены могут быть дополнены изящной росписью. Пламенеющая готика - это именно тот стиль в архитектуре, для которого богатое украшение нефов орнаментами, резьбой и узорами является нормой. Самыми яркими примерами данного архитектурного направления выступают Собор в Реймсе, Руанский и Шартрский соборы.

Нефы-рекордсмены Европы

Самые протяженные нефы Европы находятся в следующих соборах:

  1. в (длина нефа - 93 метра).
  2. Кафедральный собор Святого Патрика в Дублине, Ирландия (91 метр).
  3. Буржский собор, Франция (91 метр).
  4. Собор Святого Петра, Ватикан (91 метр).
  5. Костел Святого Албана, Великобритания (84 метра).

Самые высокие нефы Европы находятся в следующих храмах:

  1. Собор Святого Петра в Бове, Франция (высота нефа - 48 метров).
  2. Собор Святого Петра в Ватикане, Италия (46 метров).
  3. Миланский собор, Италия (45 метров).

Вне всякого сомнения, самым выдающимся сооружением Европы базиличного типа является Собор Святого Петра в Ватикане. Это крупнейший христианский храм во всем мире! Собор Святого Петра является центром Католической церкви. А его купол высотой 133 метра - один из самых известных символов Рима.

В интерьерах собора - множество надгробий и скульптур, которые являются настоящими произведениями искусства эпохи Возрождения. Любопытно, что на полу центрального нефа указаны отметки других величественных мировых соборов, по которым каждый может сопоставить их размеры с параметрами храма в Ватикане.

Петра - трехнефная. Под ней расположена крипта, в которой хранятся 23 саркофага с Папами, а также могила апостола Петра.

Нефы Москвы

Нефы можно отыскать и в архитектуре российской столицы. Большая часть таких храмов в Москве - трехнефные. Это кремлевские соборы - Архангельский и Бориса и Глеба, а также Воскресенская церковь в Сокольниках.

Архангельский собор - один из России, который был построен еще в середине XIII столетия. Имеет пять глав. Второй ярус здания занимают хоры. Под собором есть некрополь, в котором покоятся останки древнерусских князей и царей. Здесь похоронены Иван Калита и Дмитрий Донской, царь Иван Грозный и другие (всего 56 погребений).

Воскресенская церковь в Сокольниках была построена в начале ХХ века в стиле "модерн". В плане имеет вид креста. Алтарь церкви направлен на юг, что необычно для православных храмов. Архитектор П. А. Толстых использовал при проектировании здания уникальный прием: пол церкви наклонен по направлению к алтарю. Это позволяет всем верующим свободно наблюдать за богослужениями.

В заключение

Таким образом, неф - это один из основных элементов в базиличных строениях. Он активно используется в различных типах сооружений, но чаще всего - именно в храмовой архитектуре. «Изобретателями» нефа в архитектуре считают древних греков.