Протоиерей андрей воронин афонский монастырь. О нас

Для нас давно уже стали обычны “акции в защиту детства” – процессии с подарками, которые депутаты, главы районов и просто добрые люди везут в детские дома. Мы даже готовы внести свою лепту на расчетный счет, спасая от разрухи детский дом где-то в провинции. Благодаря телевидению мы уже выучили облик детдомовца – маленького, неловкого ребенка в бедной одежде.
Попробуйте представить, что в России есть детский дом, где дети живут совсем иначе. Где для директора нет ежедневных забот – чем детей накормить, во что одеть, как учить?
Этот детской дом находится в селе Ковалево под городом Нерехта Костромской области. Здесь есть огромный спортзал с семиметровым скалодромом, столярная мастерская с уникальными станками, свои земельные угодья, трактора, автобусы, изрядное поголовье коров и свиней. Дети живут там каждый в своей семье. Они получают призы на чемпионатах по самбо, ходят в сложнейшие походы, сами снимают и монтируют фильмы.
В июне группа воспитанников Ковалевского детского дома покорила самую высокую гору Европы. Вел их на Эльбрус директор детдома, священник Андрей ВОРОНИН.

Андрей ВОРОНИН,
священник

“Хочется передать детям самое главное...”

На вид отцу Андрею лет около пятидесяти, мягкая улыбка в седеющей бороде, глаза – порой веселые, порой строгие, неторопливые движения большого и сильного человека. Мне удалось побеседовать с ним лишь под вечер, выкроив полчаса в его сумасшедшем графике. Мы уселись в маленькой комнатке, и он строго-настрого запретил его беспокоить. Но каждые пять минут кто-то врывался с очередным неотложным делом, которое отец Андрей быстро и без суеты решал. А потом продолжал прерванный разговор спокойным глуховатым голосом.

У меня в жизни бывают периоды, когда я не могу справиться с потоком мыслей и ощущений, которые на меня находят. Им невозможно сопротивляться, они захватывают полностью. Словно попадаешь в стремительный, бурный поток, он куда-то тебя несет, и лично от тебя уже ничего не зависит. Если отдаешься потоку, позволяешь ему нести тебя, приходит понимание, что все правильно. Но когда противишься, пытаешься выскочить, заняться чем-то другим, возникает внутренний дискомфорт. В этом потоке и рад бы сам что-то решать, но это уже не мои решения, меня просто выносит на них. И происходит это в самых ключевых точках жизни. Как откровение какое-то.
Именно так было со священством. Все выстраивалось чудесным образом, без капли логического расчета. И с детдомом так же.
Я был гляциологом, специалистом по ледникам, процессам, связанным с мерзлотой. В восемьдесят девятом бросил работу начальником отряда на Кавказе и каким-то чудом поступил в семинарию Троице-Сергиевой лавры. Рукоположился уже в Костроме, а оттуда году в девяносто первом попал в Нерехту. Тянуло в глушь, хотелось чего-то русского, исконного. Я поехал, абсолютно себе не представляя, что это за приход.
И вот в начале девяностых я оказался в Нерехте. В городе все предприятия разваливались. Безработица, разруха. И какая-то всеобщая растерянность. Дети, чьи родители с горя начали пить, оказались на улицах. И я понял – надо что-то делать. Этих детей нужно хотя бы вывезти на время из Нерехты, забрать с улиц.
Я уже тогда знал, что недалеко от города, в Ковалеве, есть подходящее место. Но никаких планов еще и в помине не было.
А потом совершенно случайно познакомился в епархии с русской американкой. И какая-то дружба у нас завязалась. Однажды я повез ее по окрестностям и просто упомянул: мол, здесь мы хотим детский дом построить. И забыл об этом.
Вдруг звонок: Конгресс русских американцев готов финансировать наш проект.
Я в полном недоумении: какой проект, о чем речь? А уже через месяц они приезжают, и все – дело завертелось.
За три года с огромными затратами мы подняли старое здание из руин. Вселили детей и зажили обычным детдомовским, казарменным порядком.
Кстати, удивительный факт – в момент регистрации мы оказались единственным в России церковно-государственным детским домом. Это была фантастика. Департамент образования пошел на очень большой риск, заключая договор о совместном финансировании. Там работали замечательные люди, которые очень много сделали для нас.
Начали ко мне ездить друзья, знакомые. А потом приехал один человек – Олег. Ему очень понравилось, чем мы занимаемся, он помог нам купить пашню, автобус. А затем предложил: “Слушай, а давай новый дом выстроим? У меня есть деньги. Я тебе только ключ отдам и все”.
И рядом с нашим старым корпусом стал строить этот детский дом. И вот представьте: вроде как все уже готово – отделка, кафель, обои. И в последний момент меня спрашивают: отец Андрей, а как вы хотите, чтоб в идеале было?
Я отвечаю: нет предела совершенству. Конечно, было бы очень хорошо сделать семейный детский дом. Мы начинаем эту идею обсуждать и в итоге договариваемся семейный детский дом и делать. А здание-то уже готово!
Что ж. Выяснили, как такие дома строились, и стали все заново перестраивать. Разбили полы, плиты, сделали лестницы, поменяли перегородки. Помещение для каждой семьи получилось уникальным, везде своя геометрия пространства. А потом сложился уже психологический уклад, семьи стали разные.
В чем вообще смысл семейного детского дома?
Есть очень большая проблема: полная десоциализация детдомовского ребенка. Они живут в детдоме на всем готовом. Им даже нормативные документы запрещают социализироваться! Например: должен быть общий пищеблок, должна быть посудомойка. Дети даже посуду не имеют права сами помыть! И в результате они выходят из детдома, привыкнув ко всему готовому. Им все должны. А такие маленькие семьи, где дети варятся в почти домашней обстановке, эту проблему как-то решают. Потому что ребенок должен в семье расти. Либо в замещающей, либо в нормальной, но обязательно в семье. Обычные детдома ничего не дают. У детей, от которых матери отказываются с рождения, пеленки не меняют, не ухаживают, возникает заниженная мотивация, синдром «здесь и сейчас», они живут одним моментом.
Нормальный детский дом – это семья, это реабилитация таких детей. Должны быть специальные методики. Спорт, труд, походы.
И у нас есть результаты. Все специалисты, кто работает с такими детьми, в изумлении. Говорят: мы таких детей не встречали. Понятно, что это не домашние дети. Но это и не детдомовцы.
А какими они сюда приходят – ужас. С болезнями, с органическими поражениями нервной системы, с психическими расстройствами, с олигофренией. Почти у всех в прошлом были эпизоды, которые страшно поражали их психику. У кого-то на глазах отец отрубил матери руку, другой сам подал отцу нож, которым тот зарезал мать… И все это происходило почти с младенцами. Глядя на них, невозможно представить, что им пришлось пережить.
Поэтому семья семьей, но самая главная вещь – это походы. На неделю, на две. И не только на Эльбрус. Уходим под парусом, на лыжах, в лес, в горы, в пещеры со спецснаряжением. У нас есть целый парусный флот – пять судов, построенных своими руками. Мальчишки у меня капитаны, они с парусами управляются.
Кроме физической пользы, самое главное – в походе женщин нет, ребят там жалеть некому. Там все по-серьезному. Мужчина – это не пол, а профессия. Мужчиной нужно стать, научиться этому делу. Через спорт, труд, экстремальные походы. И они становятся добрее, мужественнее, душой раскрываются. Старшие никогда не будут обижать младших. Наоборот, я вижу, когда в походе становится тяжело, они начинают помогать слабым.
И самое главное, зачем мы вообще детей тянем в горы, – там в человеке открываются вещи, которых никогда не увидишь в других условиях. Так сильна психическая и нервная нагрузка, что уходит все лишнее, открывается сама твоя натура. Ты видишь все свои слабости, видишь себя таким, какой ты есть. И видя слабости в себе и в других, учишься понимать людей, принимать их такими, какие они есть. Начинаешь их любить. В горах ты бросаешь вызов не Богу, а себе.
Все мы имеем иллюзии относительно своих возможностей. Лежа на диване дома, мы не в силах их проверить. А там, наверху, можем. Хочется научить детей, передать им вот это – самое главное. Ведь именно через горы я пришел к Богу.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Госдума на заседании в среду приняла поправку о введении запрета на усыновление детей из России американцами.

Событие комментирует протоиерей Андрей Воронин, настоятель Преображенского храма в пос. Нерехта Костромской области, директор Ковалевского детского дома для мальчиков, член Патриаршей комиссии по семье:

Так называемый «ответ на акт Магнитского», по моему мнению, дешевая пиар-акция. Полностью политическая инициатива, причем позорная для России. Словно нужно было ждать какого-то «акта», вместо того, чтобы решить проблему, связанную с усыновлением детей иностранцами!

А решать нужно было давно. Либо запрещать усыновление, либо находить понимание с американцами в плане усыновления русских детей. Тем более, что вина за то, что усыновленные дети страдали, полностью лежит на российской стороне, а не на американской. Это мы теряли контроль над уезжавшими детьми! Мы сами выстроили безобразную систему, которая была стыдом и позором России. Давно и неоднократно с тревогой заявлялось, что необходимо пересмотреть взаимоотношения с США в этом вопросе. А теперь эти отношения взяли и порвали. Выход очень простой, но нелицеприятный.

Несмотря на случаи издевательств над российскими детьми, огромное количество детей получили путевку в люди в той же Америке. И главное – инвалиды, дети, которые здесь были обречены на совершенно непонятное существование и раннюю смерть. Там они были прооперированы, протезированы, вылечены и великолепно социализируются. И таких детей очень много. Теперь одним росчерком пера их лишили такого шанса.

Почему не приводится статистика о том, сколько детей было замучено в наших российских семьях усыновителей? А она говорит сама за себя. И об отношении государства к детям-сиротам, их устройству, отслеживанию их судеб. Ребенок вообще сам по себе очень уязвим, а официальные сироты и полусироты – самая незащищенная часть общества. То, в каком состоянии они находятся, характеризует наше государство.

И мало что меняется у нас в стране. Всю систему государственных детских домов нужно было реформировать давным-давно. А не так, как поступают сейчас: давайте все дома закроем, а всех детей отдадим в приемные семьи. Но ведь существует огромное количество детей, которых никто никогда не возьмет в приемные семьи и не усыновит. Вот у меня, например, в детском доме несколько детей таких проживают. Будут их усыновлять? Не нужны такие дети никому. Тем более, если их много, допустим – четверо братьев, один из которых инвалид. Одного, двух еще может, возьмут. А четверых, разновозрастных, с большим разбросом по возрасту? Вряд ли.

Поэтому нужно совершенно четко понимать, что детские дома были, есть и будут. Почему бы не пересмотреть отношение к ним? Нужно изменить всю систему. А у нас все пущено на самотек. Отдали эту проблему на регионы.

Во-первых, в приемные семьи всех не отдадите, во-вторых есть такие детские дома, где отношение лучше, чем в приемных семьях. Это детские дома семейного типа — очень удачные, где детям хорошо, гораздо лучше, чем в приемных семьях. Там замечательная, теплая атмосфера. Дети получают педагогическое сопровождение и начальное профессиональное образование и массу таких преимуществ, которые не даст приемная семья. И наоборот — знаем огромное количество ужасных ситуаций в приемных семьях.

По статистике больше 50% приемных детей возвращаются обратно в детские дома. Вот у нас сейчас подавляющее большинство поступающих детей — это те, которые уже имели опыт приемной семьи.

Проблему сирот должны решать не сидящие в думах теоретики, а практики – на примерах детских домов.

Записал Артем Левченко

Протоиерей Андрей Воронин – родился в 1959 г. в Керчи. Окончил Географический факультет МГУ им. Ломоносова (1985) по специальности «Гляциология», Духовную Семинарию (1989). Работал в Магаданской области, на Шпицбергене, на Кавказе. Директор Ковалевского детского дома в селе Ковалево под Нерехтой в Костромской области. Создатель Детского Экстремального Проекта.

В ходе кестонских полевых исследований нашей команде часто приходилось наблюдать и обсуждать и православные детские дома, и государственные (т. к. различные религиозные организации часто помогают разными способами государственным детским домам). И материалы СМИ, и наши личные встречи и беседы в разных концах страны говорят о неблагополучии в деле содержания, образования и воспитания многочисленных российских сирот. Тем не менее, долгое время мы не считали себя вправе высказываться на эту тему, считая себя недостаточно компетентными.

Однако запланированный случай - знакомство с работой протоирея Андрея Воронова, возглавляющего православный детский дом в Ковалеве под Нерехтой (официальное название - «Негосударственное образовательное учреждение Ковалевский детский дом»), подвигло меня рискнуть взяться за эту тему. И принципы отца Андрея, и их практическое исполнение представляются полным и убедительным ответом на большинство вопросов, связанных с сиротской проблемой.

Среди людей знакомых с церковной работой православных с сиротами распространено мнение о том, что детский дом основанный отцом Андреем – лучший православный детский дом в России. После убийственной и справедливой критики работы с детьми в Боголюбском монастыре Владимирской области, к которой и «Русское ревью» приложило свою руку (Сергей Филатов. Владимиро - Суздальское монастырское царство.- «Русское ревью», № 42), а также критических материалов о некоторых других церковных инициативах, возникает желание рассказать, как работа с беспризорными детьми может быть сделана хорошо.

Успех дела отца Андрея невозможно представить как результат удачи чисто технологического, менеджерского решения. Его личность, его жизненный путь – важная составляющая успеха. Андрей Воронин – коренной москвич. Во время учебы на географическом факультете МГУ Андрей Воронин увлекался мистическими восточными учениями. Случайно прочел Евангелие, и это изменило его жизнь. Тайно крестился в храме Всех Святых на Соколе и примкнул к кружку последователей священника Дмитрия Дудко. После окончания университета со специальностью гляциолога по распределению работал в Магадане. Затем три года проработал на Кавказе. Там познакомился и общался с пустынниками, проживавшими в тайных скитах нелегально. Постепенно в нем крепло желание стать священником. В 1988 году он отказался от успешной карьеры гляциолога и поступил в Троице-Сергиеву семинарию. Однако ему хотелось как можно скорее служить литургию. Он был рукоположен, перешел в заочники и уехал священником в глухие лесана севере Костромской области, в село Горелец. Там он организовал общину, состоявшую в основном из выпускников естественнонаучных факультетов МГУ. После того, как в маленькой и сплоченной общине было рукоположено еще два священника, костромской архиепископ Александр категорически заявил, что он не может позволить трем высокообразованным священникам продолжать служить для общинки человек в двадцать при крайнем дефиците духовенства в епархии.

Отец Андрей был направлен служить в город Нерехту, и вскоре был назначен нерехтским благочинным. Нерехта до 1992 г.была относительно развитым промышленным центром, в ней работало несколько заводов. В 1992 г., когда отец Андрей приехал в этот город, все заводы обанкротились. Город представлял собой удручающую картину тотальной социальной деградации. Безысходность, отсутствие всяких перспектив, всеобщее пьянство и нищета, распад семей. Больше всего сердце нового священника тронула картина стай брошенных детей, бесцельно слоняющихся по городу. Отец Андрей воспринял проблему брошенных детей как самую важную и решил создать детский дом. В первые годы работы над проектом отец Андрей не имел поддержки со стороны епархиального начальства, архиепископ Александр сильно опасался, что детский дом будет требовать значительных средств из епархиального бюджета и будет для него разорительным. Только когда архиерей убедился, что отец Андрей не будет просить денег, он стал морально поддерживать ковалевское начинание.

Отец Андрей пришел к выводу, что, не имея подходящего здания и гарантированного материального обеспечения, нельзя брать на себя ответственность за детей. Он нашел спонсоров среди своих друзей по учебе в МГУ, ставших успешными бизнесменами, и западных фондов (в первую очередь Конгресса русских американцев). Со временем детский дом стал получать частичное финансирование от департамента образования (которое никогда не превышало 35% бюджета). В 1996 г. здание было готово, первые воспитанники его заселили. С самого начала детский дом в Ковалево отвечал самым высоким стандартам. Жилищные условия, оборудование, нормы питания соответствуют европейским образцам. Детей возят в школу в Нерехту, но в самом Ковалево с ними занимаются педагоги, психиатр, дефектолог, репетиторы по основным предметам. Вместе со специалистами отец Андрей разрабатывает для каждого ребенка программу преодоления умственного и эмоционального отставания, психологической коррекции. Отец Андрей организует детские летние лагеря, байдарочные и парусных походы, а также поездки детей в горы, в том числе и на Эльбрус с восхождением на многотысячную высоту. Такие критические условия, утверждает о.Андрей, помогают подросткам освободиться от многих психологических комплексов и недостатков своего развития, почувствовать себя полноценными личностями и развить чувства солидарности и взаимопомощи.

Отец Андрей уверен, что в детских домах следует моделировать семью. В настоящее время в детском доме дети живут в комнатах по три человека со специальным педагогом, круглосуточно заменяющим им родителей.

В зависимости от финансовых возможностей число воспитанников постоянно колеблется от 25 до 60. Жилищные условия позволяют содержать до 80 детей, но на это никогда не хватало средств. В Ковалевский детский дом принимают детей с 4 лет, только мальчиков. Под давлением некоторых феминистски настроенных американских спонсоров несколько лет назад отец Андрей принял нескольких девчонок, о чем сильно жалел. Сиротская сексуальная распущенность, приобретенная детьми еще до попадания в детский дом, создавала массу дополнительных проблем. Ценой огромных усилий отец Андрей сумел устроить всех этих нескольких девчонок в приемные семьи и с тех пор ни за что не соглашается на прием воспитанников женского пола.

К привлечению в церковную жизнь детей отец Андрей подходит очень деликатно. Принуждением у детей легко вызвать лицемерную, напускную религиозность, которая только способствует лживости. В соответствии с представлениями отца Андрея, привлечение в Церковь воспитанников носит мягкий, необязательный характер. Однако «дети коллективисты: вновь прибывшие видят, что старшие молятся и участвуют в богослужении; рано или поздно они начинают подражать старшим. Роль воспитателей в этом деле должна быть минимальной».

Подход к решению сиротских проблем отца Андрея в значительной степени избегает недостатков, свойственных большинству как государственных, так и церковных детских домов. Отец Андрей критичен по отношению к «мелочному, бессмысленному, а иногда и вредному регламентированию жизни детских домов со стороны государства». Государство много запрещает, много указывает, но полное исполнение этих запретов и предписаний совсем не формирует ответственной, развитой, активной и моральной личности. Требования формальны, но соблюдение этой формы не приводит к появлению содержания. Особенное недоумение вызывает у отца Андрея запрет привлекать воспитанников к труду, отчего «они вырастают лентяями с психологией потребителей».

При ковалевском детдоме существуют ферма крупного рогатого скота, свиноферма, птичник, большой огород. К развитию этого подворья привлечены профессионалы-специалисты.

Отец Андрей отмечает и типичные недостатки, православных приютов и детских домов. Церковные активисты часто берутся за работу с беспризорниками не будучи готовы к этому ни материально, ни профессионально. Не обладая достаточными средствами, православные иногда обрекают детей на жизнь в неприемлемых условиях, даже в тех случаях, когда они любят детей и профессионально подготовлены. Материальную необеспеченность нельзя преодолеть энтузиазмом.

Православные организаторы детских приютов иногда пытаются превратить свои учреждения в закрытые гетто, в которых задача воспитания глубоко православных людей подминает все остальные образовательные и воспитательные задачи. Из этого ничего хорошего не получается. Дети вырастают ущербными, да и добрых христиан из них не получается. С раннего детства детей призывают отрекаться от мира, а они даже не знают, что это такое – «мир». А когда они этот «мир» рано или поздно увидят, все увещевания пойдут прахом. Весьма дискуссионный вопрос – монастырские детские дома и приюты. Приют по канону не может находиться на территории монастыря. В большинстве своем наше современное монашество имеет смутные представления о том, как следует воспитывать детей. Монастырь успешно может содержать детский дом, духовно опекать его. Но основная ответственность и основная работа должна осуществляться светскими специалистами. В 90-е и нулевые годы в церковных учреждениях «дети в 2/3 случаях не были защищены по всем позициям».

По мнению отца Андрея, наибольших успехов в работе с детьми РПЦ достигла в организации летних детских лагерей, многие из которых могут служить образцом для светских организаторов детского отдыха на природе.

Отец Андрей – не только директор детского дома, но и благочинный Нерехты. И в этой своей работе он также, естественно, много внимания уделяет «детскому вопросу». Организованные им ежегодные Свято-Пахомиевских чтения в Нерехте, привлекают внимание местной общественности и администрации района к проблемам воспитания детей и православного просвещения. При его участии в Нерехте осуществляется несколько просветительских и социальных проектов, самый интересный из которых – центр «Отрада». Этот центр представляет из себя церковное общежитие–коммуну для выпускников детских домов, обучающихся в двух ПТУ Нерехты. Таким образом Церковь не оставляет выпускников детских домов на произвол судьбы и помогает им вступить во взрослую жизнь.

У многих православных детских домов и приютов есть серьезные недостатки, но есть и очень успешные примеры работы с беспризорниками. Если РПЦ будет последовательно распространять положительный опыт и решительно искоренять такие порочные явления, как «приют» в Боголюбском монастыре Владимирской области, то она теоретически сможет создать достойную альтернативу государственной системе.

  • Всего выпускников из нашего Дома на 01.01.2017 г . – 56 человек.
  • Устроено в различные формы семейного замещения (усыновление, опека, приемная семья) – 43 ребенка.
  • Возвращено в кровную семью – 6 детей.

ЧУ «КОВАЛЕВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ».

Ковалевский центр помощи детям (до сентября 2015 года - Ковалевский детский дом) был открыт в 1996 году на основании постановления главы администрации Костромской области и приказа начальника управления образования Костромской области.

Детский Дом с первых дней своего существования, вот уже более 20 лет, существует и развивается в рамках частно – государственного партнерства.

УНИКАЛЬНОСТЬ Ковалевского центра помощи детям заключается в том, что он является не государственным учреждением. При соблюдении всех правил и требований, предъявляемых государством к подобным организациям, мы сводим к минимуму формализм и наши подопечные не только проживают в домашних условиях, но живут полноценной домашней жизнью обычных детей.

С государственными структурами у нас исторически сложились дружественные отношения, с их стороны осуществлялся строгий контроль нашей деятельности, финансовые отношения всегда были сложными и неоднозначными.

Ковалевский детский дом находится в 5 км от городского поселения Нерехта, в селе Ковалево. Первоначально он располагался в восстановленном здании сельской школы, в 1999 году был построен новый двухэтажный корпус с проживанием по квартирному типу (площадь 1600 кв.м), в 2000 году закончено строительство современного спортивного зала (800 кв.м.).

Первые годы детский Дом располагался в здании бывшей сельской школы, восстановленной и реконструированной из развалин силами прихожан Преображенской церкви, настоятелем которой являлся о. Андрей Воронин.

Жизнь ребят в детском Доме соответствовала общепринятым в то время в стране нормам: проживали дети в группах, сформированных по возрастному принципу, питались в общей столовой, была игровая комната, спортивная и комната для занятий. Личных вещей у детей не было, только сезонная одежда и обувь, равно как и индивидуального пространства – вещи выдавались по сезону, жили дети в спальнях с тумбочками.

Надо отметить, что с момента открытия Ковалевского детского дома для ребят делалось все возможное, чтобы детский Дом стал им родным, а проживание в нем было комфортным и счастливым.


Но работа строго по «Типовому положению об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была не эффективной.

С декабря 1999 года система воспитания и жизнеустройства ребят в Ковалевском детском доме коренным образом изменилась. Начала создаваться новая модель учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Был построен новый жилой корпус с проживанием «по квартирному типу»: в красивом двухэтажном здании теперь расположены квартиры, где живут дети, есть медицинский кабинет, кабинет логопеда, социального педагога, психолога, завуча, комната для дополнительных занятий по разным предметам, современная детская столярная мастерская, большой Каминный зал для праздников и встреч друзей (камин настоящий, действующий).

Были сформированы детские Семьи и начался процесс выработки новой концепции развития детского Дома, его воспитательной и образовательной программ и отработки всех основных положений на практике.


Вся жизнь Дома детей строится вокруг домашнего храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2000-м году к жилому корпусу был пристроен спортзал, один из лучших в области, в котором есть современный скалодром и татами для занятий борьбой, шведские стенки, теннисные столы.

Реконструирован старый корпус, в помещении которого сейчас располагаются современная кухня и столовая, зал с необходимым столярным оборудованием, лыжная база и хранилище спортивного оборудования.

Дети никогда не были замкнуты в строгом пространстве Учреждения. Они всегда посещали городские детские дошкольные организации, учились в обычных школах, занимались в городской спортивной школе, с удовольствием общались со сверстниками и приглашали друзей к себе домой, в Семью.

Все эти годы Ковалевскому центру помощи детям приходится содержать и обслуживать свой транспорт, потому что в с. Ковалево есть только наш Дом, не более двух десятков домов постоянных жителей и, конечно, прекрасная экология. Магазина тоже нет, продукты привозит автолавка. Но есть автобусная остановка и современный уличный таксофон. Автобусное сообщение с городом Нерехта осуществляется два раза в сутки: утром рейс и вечером.

Постоянно ведутся работы по благоустройству территории, построена спортивная площадка на улице и небольшой детский городок, возведены административные и хозяйственные постройки.



В мае 2014 года Правительство РФ своим постановлением № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» законодательно закрепило модель Дома для детей, которая существовала в Ковалевском детском доме вот уже 17 лет.

В сентябре 2015 года, в связи с изменениями в законодательстве РФ в сфере защиты прав детства, Ковалевский детский дом был переименован в Ковалевский центр помощи детям.

На данный момент Учредителем Ковалевского центра помощи детям является религиозная организация Костромская епархия Русской Православной Церкви.

Деятельность Ковалевского центра помощи детям строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритете общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, в том числе и светского характера образования и воспитания в духе лучших образцов культурно-исторического наследия России. Ковалевский центр помощи детям не является религиозной организацией.

Концепция развития Ковалевского центра помощи детям с первых дней его создания включала в себя работу по подбору детям приемлемых семейнозамещающих форм устройства (приемные и опекунские семьи), в том числе и усыновление детей.

На январь 2017 года в приемные и опекунские семьи, в том числе и усыновлено, 43 ребенка, возвращено в кровные семьи 6 детей.

Наряду с работой по передаче детей в семьи всегда остро стоял вопрос по профилактике возвращения детей из приемных семей в государственные сиротские учреждения.

С этой целью – устройство детей в приемные семьи, укрепление и развитие института приемный семьи - было принято решение о создании коттеджного поселка для приемных семей в шаговой доступности от Ковалевского центра помощи детям. Одновременно со строительством жилых коттеджей шло укрепление материально – технической базы и административной инфраструктуры Ковалевского центра помощи детям с целью организации эффективного сопровождения приемных родителей и их подопечных, возможности использовать опыт и все ресурсы Учреждения.

Как мы работаем.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. И будет таковой в нашей стране еще долгие, долгие годы

Традиционная воспитательная система и организация жизни в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и школы – интернаты) по своей сути уже не жизнеспособна и не соответствует задачам (скорее, вызовам) времени.

Социальную адаптацию ребенка – сироты и его социализацию – как процесс интеграции его в общество, в результате которого будет сформировано его самосознание и ролевое поведение, его способность к самоконтролю и к выстраиванию адекватных связей с окружающими, очень сложно успешно осуществить в казенном учреждении. Сложно, даже если воспитанник будет активно участвовать на занятиях в кружках по домоводству, кулинарных и столярных кружках, в спортивных секциях и в плановых тематических неделях и мероприятиях учреждения.

В процессе социализации у ребенка происходит формирование личности и самосознания, им усваиваются основные социальные нормы и умения, стереотипы и социальные установки, принятые в обществе формы поведения, общения и варианты различных жизненных стилей – и как это сделать успешно в замкнутом казенном пространстве, с системой общепита и общих спален? Жизненный опыт можно приобрести, только проживая эту самую жизнь в реальных условиях. Ребенок будет наиболее благополучно расти, если ему вернуть чувство дома, семьи, если помочь ему выстроить духовный стержень, на который он и будет опираться в дальнейшей жизни и, если дать ему духовный «компас», по которому всегда можно будет найти дорогу к Истине и Добру, даже если ребенок в своей взрослой жизни и собьется с пути.

Зачастую, сама организация жизни воспитанников в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют, за нечастым исключением, «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека: и того, кто покидает учреждение, и, того, кто уходит во взрослую жизнь из родительской семьи. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику Учреждения необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство в лице администрации детских интернатных Учреждений берёт на себя обязательство по обучению, воспитанию, обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всем самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ребятами проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся лицами, злоупотребляющими алкоголь и наркотики, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Идеальным для любого ребенка, оставшегося без попечения родителей, является его устройство по любому семейному формату, от приемной семьи до усыновления. Это очень непростая задача и в настоящее время этот процесс в стране идет, идет успешно, но опыт показывает, что и проблем еще с семейнозамещающим устройством детей много.

Если решать проблему социальной адаптации и социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые по разным причинам проживают в Учреждении, то делать это надо только в контексте духовно – нравственного воспитания детей, организации жизни ребят в условиях, максимально приближенных к домашним и опираясь на любовь и опыт людей, непосредственно заинтересованных в судьбе своих подопечных.

Мы создали в нашем Доме оптимальные условия для ребят, которые, по тем или иным причинам, не могут быть устроены в приемную семью.

Кроме того, нами начата очень важная и ответственная работа по профилактике социального сиротства: мы принимаем к нам ребят, родители которых временно и по очень уважительным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности, но при этом не хотят расставаться со своими детьми. Помощь и своевременная поддержка кровных родителей помогают сохранить семью, не лишать детей крова и любви самых близких людей.

При создании Ковалевского центра помощи детям было принято решение, что это будет Дом для детей, он должен будет жить полноценной жизнью домашнего очага и ни в коем случае не должен превращаться в круглогодичный детский лагерь с круглосуточным пребыванием там детей, а воспитание ребят не должно будет подменяться пристойным проведением досуга и организацией полезных плановых мероприятий – для этого есть другие учреждения: детские лагеря, санатории, учреждения дополнительного образования и т.п.

Сущность воспитательного пространства Дома детей заключается в том, что жизнь наших детей не только организационно максимально приближена к жизни в обычной семье, но и внутренне она не формальна, не делится на декады «вежливости», «патриотизма», на различные акции и мероприятия.

Система школьного образования является важнейшей составляющей организации жизни наших подопечных. Большинству наших детей крайне трудно освоить среднюю школьную программу. Многие из них просто не имели возможности нормально учиться в начальных классах, поэтому навыки школьного обучения просто не сформированы. Есть и другие причины, породившие эту проблему, но в любом случае учеба - это очень тяжелый и кропотливый труд как детей, так и их воспитателей. Со всеми детьми работают специалисты: психолог, логопед, дефектолог, кроме того, широко используется практика привлечения репетиторов по математике и другим предметам для всесторонней помощи детям в усвоении образовательных нормативов. Своей школы в Ковалевском центре помощи нет, все ребята обучаются в учебных заведениях города Нерехта. Ковалевский центр помощи детям вынужден иметь и содержать собственный школьный автобус.

Обучение наших ребят совместно с обычными детьми, растущими в семье, несомненно, способствует их развитию через создание воспитывающих ситуаций в школьной среде, расширению их социальных контактов, повышению самооценки. Очень интересный факт из жизни наших детей: никогда, ни разу, их не дразнили «детдомовцами», на этой почве не было конфликтов.

Основная проблема и беда государственной системы призрения детей – сирот – это оторванность программ социализации воспитанников от реальной жизни, воспитание детей «по частям»: трудовое воспитание, интеллектуальное, эстетическое развитие в виде уроков, знания о семье и об окружающем мире – экскурсии, беседы, тематические занятия. Это порождает отсутствие у детей самих возможностей к самореализации, к самоидентификации, к произвольному и свободному познанию мира и позитивных человеческих отношений в ней.

В постсоветский период, до вступления в силу ФЗ - 273 «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г., жизнь детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировалась Министерством образования РФ и строилась в соответствии с требованиями к типовым детским домам.

С 01.01.15 вступил в силу ФЗ – 442 РФ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», с 01.09.15 года - Постановление Правительства РФ №481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» - с этого момента в стране принципиально по – новому ставятся и решаются задачи по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость принятия Постановления Правительства РФ № 481 обусловлена новой редакцией ст. 151.1 Семейного кодекса РФ, согласно которой к полномочиям Правительства РФ отнесено установления перечня осуществляемых организациями для детей – сирот видов деятельности и оказываемых услуг, порядок осуществления этой деятельности, требования к условиям содержания и воспитания детей – сирот.

НОУ «Ковалевский детский дом» с 01.09.15 становится социальным учреждением, Ковалевским центом помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Мы теперь не просто работаем, а предоставляем социальные услуги.

Адресность предоставления социальных услуг: дети – сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие законных представителей, которые временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка; лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предполагается учет региональных особенностей социальной политики в сфере защиты детства при очень высоком федеральном стандарте.

Позитивные изменения с принятием нового законодательства в социальной сфере работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – география получателей социальных услуг в нашем учреждении теперь может охватывать все регионы России (когда будут разработаны соответствующие межведомственные процедуры) и есть возможность работать с кровной семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, предотвратить его изъятие из семьи и передачу в государственное учреждение.

Жесткий приоритет в работе любой организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – устройство детей в приемные семьи, под опеку или усыновление.

Практическая реализация государственной политики по улучшению положения детей в РФ, в частности – несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Материально – техническая база для практической реализации государственной политики по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей, в Ковалевском центре помощи детям имеется в необходимом объеме.

Принципы построения работы в Учреждении:

Принцип раздельного проживания мальчиков и девочек. Опыт 20 лет работы показал, что раздельное проживание детей способствует их более успешной социальной адаптации и социализации. Наши ребята живут не в закрытом пространстве, они посещают городские детские сады, учатся в обычных школах, встречаются с друзьями, в том числе и девочками, приглашают их в гости к себе, в Семью, вместе участвуют во всех школьных мероприятиях, соревнованиях.

Принцип иерархически – ценностной структуры воспитания . Воспитание в Ковалевском центре помощи детям имеет четкую иерархически–ценностную соподчиненную систему, во главу которой ставится воспитание духа, затем – психологическая помощь и педагогическая коррекция, и, наконец,- укрепление организма и формирование здорового образа жизни. Духовно – нравственная сфера, религиозная, имеет центральное значение в иерархии душевных сил, но нет никакой психологической необходимости для ее развития давать много чисто религиозного материала. Опыт многолетней работы показал, что просто повседневная жизнь и ее атмосфера могут питать и углублять религиозные силы, воспитывать нравственный стержень – все всецело зависит от духовной установки, зависит от того духа, который царит в Доме, Семье. Живая память к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию России и воспитание на лучших примерах родной истории делают воспитательный процесс содержательным и осмысленным. Задача религиозного воспитания должна быть принята не как система внешнего принуждения, а как содействие взрослых раскрытию лучших движений души ребенка, как воспитание свободной любви к Церкви – и чтобы эта свобода питала любовь к Церкви.

Принцип семейственности и традиционности. Домашнее воспитание. Формируя духовно – нравственные стержни детей, можно изменить систему их жизненных ценностей, изменить мотивацию ребят, и, соответственно, их поведение. С такой сложной задачей может справиться только семья. Семья, как островок любви и надежности, позволяет ребенку усвоить опыт поколений во всей его сложности и многогранности в самой естественной и логичной форме, одновременно давая чувство опоры и уверенности в своем прошлом, настоящем и будущем. Только православная семья, используя тысячелетний опыт христианского воспитания, может обеспечить преемственность поколений и воспитать полноценных добропорядочных граждан, ответственных семьянинов и христиан. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ в Ковалевском центре помощи детям включает в себя всю многогранную, сложную, взаимосвязанную работу по реабилитации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их социализации и социальной адаптации на основе православной педагогики, в которой главную роль играет соприкосновение детей с Таинством – особенно с Исповедью и Причастием, а вся жизнь строится в атмосфере свободной, всецелой, доверительной любви к Церкви, к ее истории и традициям, неразрывно связанных с историей, культурой и традициями Отечества.

Принцип практической ориентированности воспитания. Основная проблема и беда государственной системы призрения детей – сирот – это оторванность программ социализации от реальной жизни, воспитание детей «по частям»: трудовое воспитание, интеллектуальное, эстетическое развитие в виде уроков, знания о семье и об окружающем мире – экскурсии, беседы, тематические занятия. Это определяет отсутствие у детей самих возможностей к самореализации, к самоидентификации, к произвольному и свободному познанию мира и позитивных человеческих отношений в нем. Мы стремимся вырастить активных людей, приспособленных к жизни в бытовом плане, способных к взаимопониманию и общению, обладающих совестью и умеющих применить в жизни все свои знания и навыки. Наши дети должны знать не только свои права и уметь их отстоять, они должны знать свои обязанности и меру своей ответственности во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 54343-2011

"Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям" в Ковалевском центре помощи детям предоставлен весь комплекс социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и других, предусмотренных законодательством РФ) для обеспечения воспитанников максимально полной и своевременной социальной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ президента РФ № 761 от 01.06.12) предполагает уделять особое внимание уязвимым категориям детей, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей. С этой целью предложено формировать новую общественно-государственную систему воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности и законопослушного поведения, в том числе разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Эту задачу предложено решать с помощью активного развития системы дополнительных образовательных услуг.

В Ковалевском центре помощи детям есть серьезный блок работы, обеспечивающий реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, причем заниматься в секциях и кружках могут не только наши ребята, но и дети из окружающего социума, на безвозмездной основе.

В Распоряжении Правительства РФ от 29.05.15 № 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гола» в качестве одной из приоритетных стратегических установок государства названа работа по повышению эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (оставшихся без попечения родителей и детей – сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

В Ковалевском центре помощи детям создана уникальная система поддержки и воспитания детей: от их домашнего воспитания в Семье до работы по их реабилитации и развитию с помощью системы дополнительного образования, активного отдыха и медицинского сопровождения.

Кроме того, одними из важнейших направлений развития воспитания в стране названы:

  • Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
  • Развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в правительственном программном документе по стратегии развития воспитания в стране рассматривается с точки зрения обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций и предполагает:
  • Воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
  • Формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
  • Развитие навыков совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
  • Содействие профессиональному самоопределению детей, приобщения их к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Стратегия построения и качество работы в Ковалевском центре помощи детям полностью соответствует основным задачам воспитания, поставленным на государственном уровне и поэтому Учреждение внесено в реестр поставщиков социальных услуг Костромской области.

Подготовка воспитанников Ковалевского центра помощи детям к самостоятельной жизни.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт, несомненно, необходимые материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Однако, традиционная воспитательная система и организация жизни в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей не всегда способна дать детям необходимые навыки к условиям взрослой, самостоятельной жизни.

Самое благоприятное и лучшее, что может сделать государство для «ничейного» ребенка – это подобрать ему приемных родителей, опекунов, вернуть таким жить и расти в семье. Но это не всегда представляется возможным сделать.

Как ни печально, сиротские учреждения, социальные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, существовать будут до тех пор, пока не изменится менталитет жителей всей страны. Пока есть родители, которые отторгают заботу о собственных детях, будут существовать и сиротские дома. Пока институт приемной семьи несовершенен и есть ребята, которые по разным причинам не могут быть переданы на воспитание в приемные семьи или быть усыновлены, будет необходимость в том, чтобы государство помогало таким детям и дало бы им Дом. Поэтому необходимо сделать все возможное для благоприятного проживания там детей и их воспитания.

Духовно – нравственное воспитание в Учреждении является неотъемлемой частью повседневной работы. ФЗ – 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 гарантирует «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры».

ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ духовно – нравственного развития ребенка и его воспитания является создание такой воспитательной и образовательной среды Дома, которая бы полной мере способствовала духовному обновлению и формированию личности воспитанника, в которой бы закладывалась адекватная иерархия целей и ценностей его жизни и формировались бы необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности, как в Ковалевском центре помощи детям, так и при выходе в самостоятельную взрослую жизнь. Таким основным средством в Ковалевском центре помощи детям стало проживание и воспитание ребенка в Семье - искусственно смоделированной многодетной разновозрастной Семье, жизнь в которой устроена согласно православным традициям.

Если основное средство духовно – нравственного воспитания в Ковалевском центре помощи – это прежде всего теплое, с любовью, воспитание ребенка в Семье, это духовные упражнения ума, чувства и сердца ребенка, то ОСНОВНАЯ ФОРМА воспитательной работы – это совместное служение добру в повседневной жизни взрослых и детей, это стремление к взаимопониманию с друг другом и с окружающим миром.

Совместная деятельность ребенка и окружающих его людей, их доброе взаимодействие, со - переживание, их со - радование и со - страдание являются необходимым условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка – его доброго, милосердного и деятельного отношения к людям как к самому себе. Добросердечные и доверительные отношения ребенка с взрослыми и детьми в Семье и в Доме защищают его ото лжи, дурного влияния и агрессии бездуховного мира, а внимательное, требовательное и корректное отношение взрослых воспитателей к своим подопечным располагает к созданию атмосферы взаимопонимания в Семье.

При создании Ковалевского детского дома (или просто Дома), а теперь Ковалевского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 20 лет назад было принято принципиальное решение, что жить и воспитываться дети будут в Семьях, в условиях, максимально приближенным к нормальным домашним условиям.

Каждая такая Семья, рассчитанная максимально на 8 ребят, проживает в отдельной квартире на практически полном самообслуживании, с детьми постоянно находится дежурный воспитатель. Состав взрослых, которые работают с Семьей, не меняется. Ребята живут в комнатах, рассчитанных на 2 или максимум 3 человека. Каждая Семья – это отдельная квартира, где есть спальни ребят, комната воспитателя, несколько санузлов, общая комната и буфетная – столовая.

У каждой семьи есть свой небольшой приусадебный участок.

Такой домашний принцип организации жизни помогает создать условия для освоения детьми естественным путем различных функциональных ролей в семье. Семейный уклад жизни играет важную роль в разрушении у воспитанников характерного для подобного типа детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное»; у ребят появляется осознанная хозяйская жилка – это моя вещь, это вещь нашей семьи, за ними надо следить и их надо беречь.

Воспитание в Семье позволяет компенсировать проживание детей с момента рождения не только в неблагополучной социальной среде, но и в окружении информационного, эмоционального голода. Ребята жили без ярких красок, без любви и теплых улыбок, без детских игр и материнских песен, без чтения книжек, без рисования и много другого. Воспитание в Семье позволяет создать для детей разнообразную, насыщенную и понятную для каждого ребенка развивающую среду.

Мужчины-воспитатели в Учреждении, к сожалению, не задерживаются из – за невысокой зарплаты, поэтому в кадровой и социальной политике Дома – нерушимое правило – все взрослые должны быть достойны быть примером Взрослого для ребенка. Это касается тренерского состава, многочисленных друзей и попечителей, которые принимают деятельное участие в жизни Ковалевского центра помощи детям, участников походов и путешествий, сотрудников административно – хозяйственной части.

Каждая Семья строго индивидуальна и уникальна. Уникально все: и планировка квартиры (нет ни одной одинаковой), и состав воспитателей (с их опытом, знаниями), и интересы детей, их здоровье, характер и их предпочтения, их любимая еда, домашние животные, праздники и традиции – все то, что составляет неповторимый стиль, определяющий само понятие «семья».

СУЩНОСТЬ воспитательного пространства Ковалевского центра помощи детям, таким образом, заключается в том, что жизнь наших детей не только организационно максимально приближена к жизни в обычной семье, но и внутренне она не формальна, не делится на декады «вежливости», «патриотизма», на различные акции и мероприятия.

Духовно - нравственное воспитание, занятия спортом, труд, путешествия, соревнования, подготовка домашнего задания, забота о здоровье и т.п. – все это элементы нашей каждодневной жизни, они не существуют сами по себе, они взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

С учетом выше сказанного, в Ковалевском центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей, была разработана Программа «Русский месяцеслов», направленная на решение проблемы – социальной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, их социализации. Программа «Русский месяцеслов» основывается на концепции цели, задач, основных направлений и принципов деятельности Ковалевского центра помощи.

Календарная основа построения воспитательной работы по программе «Русский месяцеслов» – Православный церковный календарь, в соответствии с которым планируется и строится вся воспитательная и образовательная работа в Семьях. Такая событийная и содержательная основа планирования работы позволяет наиболее полно учесть все особенности проживания и воспитания детей в Ковалевском центре помощи детям: жизнь ребят в Семье, в условиях, максимально приближенных к нормальной домашней жизни (очень непохожей на организованную круглосуточную жизнь детского казенного учреждения); сочетания индивидуальной работы с каждым ребенком с сохранением целостности и неповторимости атмосферы каждой Семьи и всего Дома для детей. Индивидуальная работа подразумевает воспитание детей с учетом их возрастных и психофизических особенностей, состояния их соматического здоровья, их интересов и увлечений.

Домашняя размеренная жизнь с ее повседневными и сезонными заботами, государственные, православные праздники и праздничные традиции Семьи, каникулярные путешествия и общение с интересными людьми – все это вносит в детскую жизнь радость, сообщают особый ритм духовной жизни детям и взрослым в Семье и в Доме детей, помогает понять смысл духовных и культурно – исторических традиций своей страны и остаются в памяти ребенка «капелькой счастья».

Наш опыт работы и анализ жизнеустройства выпускников различных форм замещающих семей показал, что оптимальным способом для гармоничного и нравственного развития ребенка сироты является замещающая реальная семья с полноценными родственными отношениями.

Если говорить об Учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то система, существующая в Ковалевском детском доме многие годы, также доказала свою эффективность и оказалось, что именно такой пример жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен законодательством РФ, с 01.09.15.
Важной частью нашей работы является сопровождение и поддержка наших выпускников. Все наши ребята сохраняют дружеские отношения после того, как выходят в самостоятельную жизнь, поддерживают друг друга морально и материально. Есть и крепкие сложившиеся дружеские отношения, настоящая мужская дружба. Ребята получают образование, от среднего профессионального до высшего, работают, устраивают свою семейную жизнь. Мы поддерживаем отношения практически со всеми нашими выпускниками в социальных сетях, многие ребята нас навещают в свободное время. Имея отличную спортивную подготовку и здоровье, они достойно служат в рядах Вооруженных Сил РФ и выбирают впоследствии контрактную армейскую службу.
Мы помогает нашим детям поступить в учебные заведения, сопровождаем их во время учебы, решаем их жилищные и все возникающие проблемы.
Трудно даже подсчитать то количество курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, которые написаны на основе опыта работы Ковалевского центра помощи детям.
Директор Ковалевского Детского дома протоиерей Андрей Воронин, помимо церковных, имеет ряд правительственных наград: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «Патриот России», а в 2006-м году был назван «Человеком года» по Костромской области.
Домашнее воспитание в Ковалевском детском доме уникально. Опыт работы по созданию Семей – семейно – воспитательных групп, объединенных общим Домом, общей концепцией развития, но имеющих свою индивидуальность и неповторимость, апробирован на многолетнем опыте работы и может стать в нашей стране одной из базовых моделей организаций для детей, оказавшихся без попечения взрослых.

В этом непростом деле нам активно помогают наши друзья, которые оказывают нам не только значительную материальную помощь, но и дарят свое время, внимание и заботу.
Мы благодарны всем, кто с нами вот уже почти два десятка лет.
Кто-то с нами рядом уже долгие годы, не смотря на кризисы и собственные сложности, кто-то только начал знакомиться с нами, пытается нам помочь и оказывает адресную помощь.
Без всех этих людей с большим сердцем наше существование было бы не реально.

Иеромонах Иоанн Воронин (в миру протоиерей Андрей Воронин)


Иеромонах Иоанн Воронин – родился 3 декабря 1959 г. в Керчи. Окончил Географический факультет МГУ им. Ломоносова (1985) по специальности «Гляциология», Духовную Семинарию (1989). Работал в Магаданской области, на Шпицбергене, на Кавказе. Директор Ковалевского детского дома в селе Ковалево под Нерехтой в Костромской области (с 1995). Создатель Детского Экстремального Проекта. Директор ЧУ «Ковалевский центр помощи детям».

Просим помощи. Неумолимо пришло время замены мебели и некоторой бытовой техники в семьях.

Дорогие друзья!

Просим помощи в покупке новой мебели для детей, особенно мягкой. Старая ещё послужит некоторое время, но все сложнее и сложнее ее поддерживать в исправном состоянии.

Дорогие друзья!

Осенью 2017 года мы установили отличную наружную дверь в спортивном зале, летом 2018 года также приобрели ещё несколько новых матов для обеспечения безопасности во время занятий.

Весной 2018 года мы полностью отремонтировали весь медицинский блок: смотровой и процедурный кабинеты, а также изолятор.

Дорогие друзья!

Для нас очень важно, несмотря на серьезные финансовые трудности, сохранить и развивать юношеский спорт на базе нашего Дома,

Спортом занимаются не только ребята, которые живут у нас, но и дети из приемных семей, дети из села Ковалево и ребята из города. Мы приглашаем ребят из окружающего социума на занятия на безвозмездной основе, это все дети из семей, которые не имеют средств на оплату спортивных секций.

Православной церкви и другим религиозным организациям рекомендовано активнее укреплять семью и популяризировать здоровый образ жизни . Соответствующая резолюция была принята 15 мая на круглом столе "Крепкая семья - крепкая Россия" в Фурманове. В нем принимали участие политики, областные чиновники и представители церкви. Также религиозным организациям предписывается проводить акции, посвященные проблемам развития семьи, духовно-нравственного, культурного и правового воспитания. // Иваново-Вознесенская епархия


[настоящие ценности ] Газета "Новая жизнь" - о семье священника Андрея Воронина: "На добрых традициях, православных устоях и родительской любви воспитываются шестеро детей в семье Ворониных. [Она] известна всем, кто постоянно посещает храм Вознесения Господня в Старой Середе и часовню Рождества Пресвятой Богородицы, где служит о.Андрей. Тем, кто является поклонником творчества матушки Анны и ее детей. Супруги Воронины вместе уже 17 лет. В юности часто наведывались в Михайловскую церковь к о.Иерониму петь в хоре. [Тот] предложил о.Андрею принять приход. На протяжении многих лет протоиерей Андрей являлся настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода в селе Михайловское, а с конца 2007 года переведен в приход Фурманова. Матушка Анна, регент церковного хора, работает музыкальным руководителем в школе, детском доме, в городском молодежном центре. Почти 14 лет она руководила народным камерным хором в Центральном дворце культуры. Молодые люди [познакомидись в Нижнем Новгороде], учились вместе в консерватории. В хоре, где [пела] Анна, не хватало тенора, поэтому ей приходилось [исполнять] мужскую партию. Регент сказал: "Найдешь [мужчину] - будешь петь женскую партию". Анна присмотрела на эту роль Андрея. К Рождеству он пел вместе с ней, с этого началась их совместная история. Будучи настоятелем храма в селе Михайловское, о.Андрей написал и издал книгу о местночтимом архимандрите Леонтии (Стасевиче), построил часовню над чудотворным источником, поднял мощи [святого старца]. Сотни паломников стекались ежегодно в местный храм, где их ждали покой, уют, привет батюшки и хоровое духовное пение. Вот уже полтора года семья Ворониных живет в Фурманове: им была выделена квартира. Главный их труд - восстановление разрушенного храма Вознесения Господня. В этом супругов поддерживают прихожане, ученики местных школ [и] профучилищ, общественные организации. Крышу перекрыли. В преддверии Пасхи в Тутаеве для церкви [приобрели] 5 колоколов. После [многих] лет молчания знаменитый храм оживает. Общественная жизнь для Ворониных - вовсе не нудная обязанность. Батюшка Андрей - постоянный гость в музеях города, на школьных классных часах, посвященных проблемам духовного воспитания, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, на балу [школьных] медалистов, на тематических вечерах, занимается дистанционным обучением детей-инвалидов. Матушка Анна старается приобщить фурмановских ребятишек к миру музыки, к духовному хоровому пению. [Оба] - постоянные участники городских, областных [и] российских [фестивалей]. "Самая музыкальная мама" - этот приз получила Анна Евгеньевна в конкурсе "Такие разные мамы". Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский наградил протоиерея Андрея Воронина за участие в фестивале детского творчества "Рождественский подарок". Администрация Нерехтского района благодарила [супругов] за участие в фестивале духовной и народной музыки, посвященном преподобному Пахомию Нерехтскому. Оба имеют музыкальное образование, живут музыкой, духовными песнями, прививают эту любовь своим детям. Батюшка своими руками изготовил гусли и записал CD-альбом со старинными духовными песнями в его исполнении. Четверо детей Ворониных посещают местную музыкальную школу. Играют не только на народных (гуслях, балалайке) инструментах, но и на традиционных - фортепиано. О.Андрей снимает документальные фильмы. Один из них - о наркозависимых, которые проходят реабилитацию в одном из православных приходов Ивановской епархии. Фильм "Мой духовный сад" во Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов "Семья России" завоевал главный приз [в номинации "Песня о семье"]. В [нем] в 2 частях, снятых с разницей в 10 лет, отец Андрей и матушка Анна, их дети рассказывают о том, как они живут, дружат, любят, как пытаются, чтобы их "духовный сад" всегда был свеж и ярок, не увядал ни на минуту. Любят Воронины ездить на родину отца на Горьковское море, заниматься там зимней рыбалкой. О.Андрей вырос в сельской местности, поэтому прикипел к зиме, к лесу. Когда-то он своими руками построил дом, пасеку, вырастил сад. В семье чтят русские традиции, на них воспитываются все шестеро детей Ворониных - [Александр, Екатерина, Иван, Татьяна, Нина, Василий]. Хоровое пение, службы в храме, заповеди и молитвы- все привычно. [Вместе с родителями дети соблюдают посты, отмечают праздники, принимают гостей, ставят сценарии православных изданий, выступают перед прихожанами]. "Мы не стараемся непременно приучить детей к церковным обрядам, службам, к христианскому распорядку - они ко всему должны придти сами", - говорит о.Андрей. В школе Воронины учатся как все. Старший, Александр, - десятиклассник, практически, уже программист. Самостоятельно создает программы, имеет свой сайт в интернете. Настя увлекается "Ранетками", занимается в кружках [городского] центра детского творчества. Ваня выступает на [музыкальных смотрах, играет на балалайке]. [Несколько лет назад] в областном конкурсе "Отец года" о.Андрей был признан лауреатом областной премии "Лучший отец года". Детей супруги не стараются воспитывать по какой-то определенной системе, времени для этого нет, да и ни к чему. Они воспитывают личным примером. Сейчас Воронины живут в квартире, и у ребят стало больше свободного времени. Но еще год назад, в Михайловском именно на [них] лежали заботы о яблоневом саде, о пасеке, о том, чтобы печи были вовремя натоплены. Совместные поездки, поиск выхода из сложных психологических ситуаций закаливает, способствует сплочению семьи. "Нас 8 человек, плюс кошка и рыбки. И всем нам не тесно, а, наоборот, очень радостно и светло жить в общем доме", - говорит матушка Анна. А это, наверное, и есть счастье". //