Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Конец 18 – 1 половина 19 века. Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.
2 слайд
Описание слайда:
Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности. Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» 1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания. 1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями). ИММАНУИЛКАНТ (1724-1804) Основатель немецкой классической философии. Профессор университета в г. Кенигсберг (сейчас – Калининград).
3 слайд
Описание слайда:
И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ. Кант делит знания на две категории АПРИОРНЫЕ (предшествующие опыту) АПОСТЕРИОРНЫЕ (приобретённые опытным путём) Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.
4 слайд
Описание слайда:
«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА наука метафизика (философия)
5 слайд
Описание слайда:
АНТИНОМИИ РАЗУМА Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир бесконечен во времени и пространстве Любая сложная вещь состоит простых частей В мире нет ничего простого, не существует предела делимости Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет В мире существует свобода Существует Бог как причина мира Бога нет ни в мире, ни вне его
6 слайд
Описание слайда:
ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект) Мир Познание как отражение «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТА Сознание человека (познающий субъект) Вещь в себе Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления Явления
7 слайд
Описание слайда:
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.
8 слайд
Описание слайда:
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? «Критика практического разума» (1788 г.) Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях. В произведении Кант исследует основы морали. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив (т.е. требование): «Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».
9 слайд
Описание слайда:
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ 2 ТИПА ПОСТУПКОВ Легальные (внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.) Моральные (совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)
10 слайд
Описание слайда:
Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).
Слайд 2
1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный идеализм Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Слайд 3
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Слайд 4
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
Слайд 5
Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
Слайд 6
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Слайд 7
Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Слайд 8
Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
Слайд 9
«Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону». И.Кант
Слайд 10
Иоганн Го́тлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.
Слайд 11
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Слайд 12
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.
Слайд 13
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775) Немецкийфилософ. Был близок йенским романтикамВыдающийся представитель идеализма в новой философии.
Слайд 14
Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Слайд 15
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика.
Слайд 16
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Слайд 17
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; · объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Слайд 18
Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Слайд 19
Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Слайд 20
Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.
Слайд 21
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: · единственно существующими реальностями является природа и человек; · человек является частью природы; · человек есть единство материального и духовного; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; · природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; · все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
Слайд 22
В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения: · Бога как самостоятельной реальности нет; · Бог – порождение сознания человека; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
Слайд 23
В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.
Слайд 24
С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Слайд 25
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.
Слайд 26
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Посмотреть все слайды
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Философская система Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Литература: Гегель Ф. Наука логики. Гегель Ф. Философия истории. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Кант И. Основы метафизики нравственности. Кант И. Познание. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. М., 1991 (философские тексты: Кант, Гегель, Фейербах). Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. С.303-461. Фейербах А. Лекции о сущности религии. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.269317. Немецкая классическая философия возникла в последней трети XVIII в. –и продолжалось до первой трети XIX в. Главным отличием становится логикоцентризм. Характерные черты и новаторство в немецкой классической философии: преемственность по отношению к идеям просвещения и философское новаторство; критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности; идея познавательной активности субъекта; обоснование моральной и правовой автономии личности; идеи единства мира, тождества субъекта и объекта; принцип единства противоположностей; систематика принципов и категорий диалектики; идея исторической закономерности; принцип историзма; трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека. Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Фихте (1762-1814); Фридрих Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831); Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; Все творчество И.Канта можно разделить на два периода: докритический (до нач. 70-хгг.) и критический (нач. 70-х гг.) В докритическом периоде исследовал проблемы бытия, природы, естествознания. В критическом периоде – проблемы познания, логики, этики, социальной философии, искусства и др. Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» «Что я могу знать?» И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем». Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям. Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе». Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Структура чистого разума: апр и ор ная апр и ор ная апр и ор ны е ф ор м а ф ор м а ф ор м ы ч увственности р ассудка р азум а пр остр анство вр ем я категор и и категор и и категор и и категор и и коли ч ества кач ества отнош ени я м одаль ности «Что я должен делать?» Отвечая на вопрос, И.Кант создал этику долженствования. Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер; Категорический императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Нравственным может быть назван только тот поступок, который совершен во имя самого долга, а не ради удовольствия, счастья, успеха. Георг Вильгельм Фридрих Гегель Разорванность мира терзает мне сердце Отправлюсь с бедою к профессору немцу Он знает как мир свести воедино – Создаст он понятную всем картину из колпака и лоскутьев халата Г.Гейне Основные труды: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия права» и др. Автор теории объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух. Создал диалектический метод, выделил категории и законы диалектики. Дал оригинальную периодизацию истории человечества. Принцип тождества мышления и бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира. Философия духа: 1. Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; 2. Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство. 3. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель. Диалектика основывается на универсальных законах развития мира. Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий. Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое. Антропологический материализм Людвига Фейербаха Основные труды: Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души». Критика идеализма предшественников и обоснование материализма; Родина материализма – медицина; Материалистическое объяснение Бога, природы и человека; Истина, действительность и чувственность тождественны; Путь к истине – это познание целостного человека; Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека; На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.
Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой
классической философии.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха
Или Немецкий классический идеализм
Разработал учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века. Представители немецкой классической философии - Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте и Фейербах. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На ее рождение повлияли разные факторы – революция и попытка Реставрации во Франции, популярность идеологии естественного права и собственности, понятие разумного общественного строя. Классическая немецкая философия аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.
НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику сущности человека. Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику.
Родоначальник этого философского направления
Иммануил Кант (1724 -1804). Большинство историков считают Иммануила Канта основателем того значительнейшего феномена в истории развития человеческого разума, которым является классическая немецкая философия.
«ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА
«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА
Критика теоретического и практического разума
Главное достижение И. Канта - это его критическая философия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье - проблемам явления нашему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве?»
Кант поставил основные проблемы, которые затем решала вся последующая немецкая классическая философия. Что и как может человек знать, как ему действовать, чего ожидать, и вообще, что он сам такое? Чтобы ответить на первый вопрос, философ рассматривает этапы мышления и их функции. Чувства оперируют априорными формами (например, пространство и время), рассудок – категориями (количество, качество). Факты, взятые из опыта, с их помощью преобразуются в идеи. А разум с их помощью выстраивает априорные синтетические суждения. Так происходит процесс познания. Но разум содержит в себе еще и безусловные идеи – о единстве мира, о душе, о Боге. Они представляют собой идеал, образец, но рационально их вывести из опыта или доказать невозможно. Всякая попытка сделать это порождает неразрешимые противоречия – антиномии. Они указывают, что здесь разум должен остановиться и уступить место вере. Раскритиковав теоретическое мышление, Кант переходит к практическому, то есть к морали. Ее основой, как считал философ, является априорный категорический императив – выполнение нравственного долга, а не личных желаний и склонностей. Кант предвосхитил многие особенности немецкой классической философии.
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814).
Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте . Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании -это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.
Субъективный идеализм И.Г.Фихте
Фихте, в отличие от Канта, отрицал то, что окружающее не зависит от нашего сознания. Он считал, что субъект и объект – всего лишь разные проявление божественного «Я». В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствиями. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Высшей ступенью этого процесса является осознание тождественности субъекта и объекта. Тогда противоположности уничтожаются, и возникает абсолютное «Я». Кроме того, субъект в понимании Фихте бывает теоретическим и практическим. Первый определяет, а второй реализует. Абсолютное «Я», с точки зрения Фихте, существует только в потенции. Его прообразом является коллективное «Мы» или же Бог.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854)
Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг. Идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма». Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентальный идеализм и философия тождества.
Объективный трансцендентальный идеализм Шеллинга
Сердцевина философии Шеллинга - категория Абсолюта. Абсолют - это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я»,существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и природы, из которой он проявляется в обществе. С другой стороны, развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы = саморефлексия человека = абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Самый крупный философ немецкого классического идеализма. Его главное сочинение называется «Наука логики». Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, и общественной жизни. Гегель создал широкую систему философских знаний. Сочинения Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия природы» , «Философия истории», «Философия права», «История философии», «Эстетика» и др.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ
В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. На обыденном языке это есть не что иное, как бог. Абсоютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).
ТВОРЕЦ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА
В основе диалектического метода Гегеля лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто . Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто . Взаимодействие между ними приводит к зарождению какого-то зачаточного, или нового знания, или уже определенного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени: становление (т.е. брожение, взаимопереход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем).
Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено её отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой Гегеля.
ВЕЛИКИЙ ДИАЛЕКТИК
Гегель разработал развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т. д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Немецкий философ. Ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Родоначальник антропологического материализма. Главный труд философа - «Сущность христианства». Фейербах утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Философия Людвига Фейербаха
В первоначальный период своей философской деятельности Людвиг Фейербах принадлежал к школе младогегельянцев. Он считал идеальное лишь особым образом организованным материальным. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. Он был материалистом в понимании природы и полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает благоговейное отношению человека к человеку.
ИДЕАЛИСТ В ПОНИМАНИИ ОБЩЕСТВА
Родоначальник антропологического материализма, Фейербах в то же время оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека и его, идущая от родовой сущности, идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовали бы любовь и справедливость.
Основные понятия
Основные понятия
Основные понятия
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Все эти разные философы исследовали не только человеческую историю, но и человека, его сущность и цель. Кант считал, что главным в людях является нравственность, Фихте – что активность и разумность, Шеллинг – что тождество субъекта и объекта, Гегель – логичность, а Фейербах – любовь. В определении значения философии они также занимали разные, хотя часто и сходные позиции. Кант уделяет основное значение теории познания и этике, Шеллинг – натурфилософии, Фихте – политическим дисциплинам, Гегель – панлогизму. Фейербах рассматривает все эти проблемы в комплексе. Что касается диалектики, то все признавали ее значимость, но каждый из них выдвинул собственный вариант этой теории о всеобщей связи.
Заключение
Классическая немецкая философия – одно из наиболее значительных достижений духовной культуры Западной Европы XIX в. Немецкая классическая философия, основными чертами которой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.