Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет
Авшалумова Л.Х.
Абасова А.А.
Саидов С.М.
Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е
Учебное пособие
Махачкала
Издательство ДГУ
Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение: Учебное пособие. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.
Данное учебное пособие составлено с учетом действующих государственных образовательных стандартов и охватывает все основные разделы курса. При всей сжатости и лаконичности изложенного материала, авторы постарались максимально охватить и осветить наиболее важные как в теоретическом, так и в историческом аспектах проблемы, с учетом современных реалий, требований и интересов аудитории.
В пособии использован широкий круг теоретических и исторических источников и литературы, как зарубежных и отечественных классиков, так и научно – популярных трудов.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и других учебных заведений, изучающих религиоведение, может представлять интерес для всех, интересующихся религией.
Данное учебное пособие издается под научной и технической редакцией доцента ДГУ Саидова С.М.
Рецензенты:
Бигаева Зарема Саидовна – кандидат исторических наук, доцент
Кафедры философии и истории ДГАУ,
Гамзаева Гюльнара Шахнавазовна – кандидат исторических наук,
Доцент кафедры истории отечества ДГТУ
Введение, предмет и значение курса религиоведения
Религия (лат.Religio – набожность, святыня, предмет культа) - сложное и многогранное явление, охватывающее практически все сферы общественного бытия и жизнедеятельности людей и своеобразное их отражение в общественном сознании. Иначе говоря, религия является одной из форм общественного сознания, и в этом контексте составляет предмет и основу религиоведения – одной из отраслей философской науки.
Религиоведение, изучающее религии мира во всем многообразии: их историю, содержание и общественную практику, как самостоятельная научная дисциплина, выделилась и формировалась во II пол. XIXв. Это было обусловлено с одной стороны, всеобщим, невиданным ранее, ускорением в этот период научно – технического прогресса, с другой – коренным переосмыслением взгляда на религию, начавшимся еще в эпоху Реформации в Европе в XVI в. и, особенно, в результате развития французской и немецкой философии XVIII – XIXвв.
Особый интерес к проблемам религии был вызван этнографическими исследованиями культуры, быта, традиций и верований многочисленных народов и племен на вновь открытых континентах и территориях, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития, от стадии дикости и до современной цивилизации. Было обнаружено огромное количество различных религий, верований, культов и мифологических представлений. Эти обстоятельства в корне изменили прежние представления о религии и вызвали необходимость переосмысления множества связанных с ней проблем. На основе исследований с привлечением данных археологии, этнографии, антропологии, сравнительной лингвистики ученым удалось установить и выстроить некую цепочку процесса возникновения, развития и формирования религии в истории человечества с древнейших времен, от простейших форм до современных развитых религиозных систем. При этом было установлено, что религия во все времена, во всех обществах регулировала все стороны жизнедеятельности общества и человека от рождения и до смерти.
Вследствие указанных обстоятельств, религия в том или ином аспекте, становится объектом исследования различных отраслей науки, и, прежде всего, наук гуманитарного цикла, а само религиоведение по теоретическим основам и фактологии, превращается в междисциплинарную отрасль науки, включающей в себя: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, а также специфически особую отрасль – феноменологию религии.
Прежде всего, религия должна быть рассмотрена как явление историческое, закономерно и необходимо возникшее в силу определенного комплекса причин на определенной ступени формирования и развития человеческого общества. Посредством сравнительно – исторического анализа прослеживается процесс возникновения древнейших примитивных, зачаточных форм религии и их последующее постепенное развитие, обусловленное поступательным, прогрессивным развитием человеческого общества и общественного сознания. При этом, вследствие неравномерности социального и культурного развития различных регионов и народов мира, и религии, как следствия и отражения этого развития, оказались дифференцированными по степени развитости вероучения и культа, их роли в социальной структуре общества. В связи с этим в религиоведении принята определенная классификация, объединяющая все существующие религии мира на три исторических типа: ранние формы или первобытные религии, национальные (народностно-национальные или национально-государственные) религии и мировые религии. Такая классификация способствует более глубокому анализу, восприятию и осмыслению сущности религии, как в историческом, так и в теоретическом плане. И, разумеется, все эти проблемы и процессы рассматриваются в их детерминированности, причинно-следственной связи и обусловленности возникновения и развития, периодических процессов повышения или снижения роли религии в обществе.
Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые определенным образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии, являющейся одной из теоретических основ предмета религиоведения.
Тяжелые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнет в классовом обществе непрерывно порождали и воспроизводили определенные, устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально – психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определенный религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определенное эмоциональное отношение к ним: особое почитание и неописуемая любовь, страх и надежда, вера в защиту и спасение и т.д. Таким образом, религиозная психология становится одним из важнейших элементов религиозного сознания, способствующим обеспечению душевного равновесия и спокойствия у верующего.
Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Сущность феноменологии религии заключается в том, что она, как данность человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, остается непостижимым рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире существовало и существует ныне огромное количество религий. В современном мире сохранилось и функционирует около 200 самостоятельных религиозных систем, которые в свою очередь распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект, с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но, при всем этом, существуют некие элементы, характерные всем религиям, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что составляет краеугольный камень всех без исключения религий. Но при этом в каждой религии свое особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и, соответственно, отношение к нему. Это отношение индивидуально и выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Эти субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращенных к объекту поклонения или посвященных ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, в идее стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро.Следует отметить, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, происходили бесконечные религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.
И, наконец, философия религии – общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе, закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе.
Как известно, первичные, древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся по исторической лестнице, трансформируясь в общественном сознании в более и более сложные, причудливые формы, с непрерывно обновляющимся содержанием и достигают предельного развития в современных развитых религиозных системах.
Философия одновременно является общей методологией науки, синтезирующей и обобщающей, в нашем случае, данные всех других наук о религии, на основе которых и разрабатывает общую теорию возникновения, существования и функционирования религии в обществе и ее конечной судьбы.
Религиоведение, в соответствии с госстандартами, необходимо включает в себя и раздел, посвященный свободомыслию в истории духовной культуры человечества. Возникнув как альтернативное религии мировоззрение, первые зачатки свободомыслия отмечены в рамках великих цивилизаций Древнего Востока (Китай, Индия, Месопотамия, Египет и др.) более пяти тысяч лет назад. Свободомыслие возникло и развивалось как рационалистическое мировоззрение и выражалось в различных формах, сообразно успехам и степени освоения человеком окружающего мира.
В целом религиоведение включает три основных раздела: теоретические основы религиоведения, где раскрываются и анализируются причины возникновения религии, структуру и сущность религиозного сознания, функции религии в обществе и ее внутреннюю организационную структуру; история религии, изучающую историю, вероучение, культ и другие постулаты современных, действующих религий; свободомыслие в истории духовной культуры человечества, которое рассматривается и анализируется в историческом и теоретико – мировоззренческом плане.
Учебное пособие включает обширный список источников и литературы, в котором содержатся необходимые материалы и сведения по всем разделам и темам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА АВШАЛУМОВА ЛЮДМИЛА ХИЗГИЛОВНА Указатель трудов
Махачкала 2002 УДК: 012 Авшалумов2+016:2 А 229
Авшалумова Людмила Хизгиловна: Указатель трудов / Сост. : Алиева С. М. ; Под ред. Алиевой Л. И. – Махачкала, 2002. – 24 с. Библиографический указатель посвящен члену Госсовета Республики Дагестан, первому проректору Дагестанского государственного университета, заведующей кафедрой основы религиоведения, Авшалумовой Людмиле Хизгиловне. Профессор Авшалумова Л. Х. на протяжении ряда лет ведет активную научную и общественную работу. Её идеи, научные изыскания позволяют ориентироваться в сложных проблемах урегулирования этноконфессиональных отношений. Указатель адресован студентам, аспирантам, исследователям, занимающимся вопросами религиоведения, межнациональными отношениями в условиях компактного проживания представителей разных национальностей. © Научная библиотека ДГУ.
ПРЕДИСЛОВИЕ Персональный библиографический указатель составлен к 70–летию со дня образования ДГУ и содержит перечень работ засуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля науки РД, первого проректора ДГУ, профессора – Авшалумовой Людмилы Хизгиловны. Указатель включает литературу за 1967– 2001 гг. , сгруппированную по разделам: “Биографическая справка”; “Хронологический указатель трудов Авшалумовой Л. Х. ”; “Монографии, статьи”; “Авшалумова Л. Х. – рецензент”. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке по году публикации книги или статьи, в пределах года – по алфавиту заглавий. Справочный аппарат издания состоит из алфавитного указателя опубликованных работ автора.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Заслуженный работник культуры РСФСР и заслуженный деятель науки Республики Дагестан, заведующий кафедрой основ религиоведения, первый проректор ДГУ, член Госсовета РД, профессор Авшалумова Людмила Хизгиловна родилась 5 июня 1941 года в Махачкале, в семье народного писателя Хизгила Авшалумова. После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом. После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук. С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л. Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов. С сентября 1976 года Авшалумова Л. Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор. С июня 1995 г. Авшалумова Л. Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета. Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л. Х. отмечена многими наградами и поощрениями: Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25. 02. 82 г.); Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30. 03. 88 г.); Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07. 06. 96 г.); Орденом “Дружбы” (от 07. 02. 02 г.). Для Авшалумовой Л. Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др. В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А. Х. выступила с докладом на Всероссийской
научно–практической конференции в Москве (1999) по теме: “Региональный компонент в воспитании и формировании личности студентов в современных условиях”, на международной конференции в Пятигорске по теме: “Межконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений (2000 г.). В течение многих лет профессор Авшалумова Л. Х. успешно проявляет себя, работая на выборных и общественных должностях: ученым секретарем диссертационного Совета по историческим наукам, членом Головного совета по философии (Санкт–Петербург), членом президиума ДНЦ РАН, членом президиума союза женщин, членом редакционно–издательского Совета ДГУ, членом редакционного Совета ежегодника “Языкознание в Дагестане” членом редколлегии журнала “Женщина Дагестана”. Периодически выступает на страницах печати, по телевидению и радио. Авшалумова Л. Х, является видным общественно–политическим деятелем, с 1994 года она является членом Госсовета РД – высшего исполнительного органа республики Дагестан. В 1998 г. избрана вновь Конституционным собранием РД на повторный срок и является членом Госсовета РД по настоящее время. Ведет активную общественную работу. М. В. Вагабов. Указ Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР: О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР // Даг. правда. – 1982. – 3 марта; Даг. университет. – 1982. – 6 марта. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР: О присвоении почетного звания “Заслуженный работник культуры РСФСР” // Ведомости Верх. Совета РСФСР. – 1988. – 7 апр. – № 14. – Ст. 403. Указ Государственного Совета Республики Дагестан: О присвоении почетного звания “Заслеженный деятель науки Республики Дагестан” // Собр. законодательств Республики Дагестан. – 1996. – № 6. – Ст. 287. Указ Президента РФ: О награждении государственными наградами РФ за заслуги в научной
деятельности и подготовки высококвалифицированных специалистов. Наградить Орденом Дружбы // Даг. правда. – 2002. – 16 февр. – С. 1. Сборники и монографии Идеология иудаизма – орудие социального и духовного закабаления женщины (на материале Дагестана) / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Махачкала, 1969. – 19 с. (Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина). Именем бога Яхве… – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1967. – 62 с. История религий: Курс лекций. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 273 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В.) Иудаизм и женщина. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1977. – 64 с. Критика иудаизма и сионизма. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1986. – 173 с. Реакционная сущность сионисткой идеологии. – Махачкала: Дагкнигоиздат. , 1982. – 96 с. Религия и духовная культура. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – 21 с. Методические материалы История и теория религии и атеизма: Метод. указ. к самостоятельной работе по курсу / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала: ДГУ, 1990. – 15 с. История и теория религии и свободомыслия. Ч. 1. : Метод. рек. к контрольным заданиям / ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 26 с. – (В соавт. с Исмаиловым А. Ш.) История и теория религии и свободомыслия: Планы семинарских занятий / МВ и ССО РФ; ДГУ. – Махачкала, 1992. – 9 с.
История и теория религии и свободомыслия: Программа спецкурсов для дополнительной подготовки студентов. – Махачкала: ДГУ, 1994. – 14 с. История и теория религии и свободомыслия: Программа спецкурсов, тематика рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов ДГУ всех форм обучения. – Махачкала: ДГУ, 1994. – 16 с. История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ им. В. Л. Ленина. Ч. III / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Даг. гос. ун-т. – Махачкала: Б. и. , 1988. – 42 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. , Ханбабаевым К. М.) Материалы по воспитанию и общекультурной подготовке студентов. – Махачкала: Изд–во Даг. гос. ун-та, 1999. – 26с. Методическая разработка по научному атеизму. – Махачкала: ДГУ, 1975. – 23 с. Методические рекомендации и контрольные задачи по курсу “История и теория религии и атеизма”. – Махачкала: ДГУ, 1988. – 20 с. Мировоззренческие основы атеизма: Метод. разработка семинарского занятия. – Махачкала, 1980. – 25 с. Научно-атеистическое воспитание и его особенности в условиях Дагестана: Методическая разработка для студентов 030 / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1983. – 19 с. Организация и методика научно–атеистической работы: Планы семинарских занятий по курсу. – Махачкала: ДГУ, 1989. – 14 с. Основы научного атеизма: Метод. рек. к контрольным задачам по научному атеизму. – Махачкала: ДГУ, 1988. – 16 с. Основы научного атеизма: Планы семинарских занятий / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1986. – 10 с. Основы религиоведения: Метод. рек. к контрольным заданиям. Ч. 2 / М-во общ. и проф. образования РФ. Даг. гос. ун-т. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. – 35 с. – (В соавт. с Исмаиловым А. Ш.) Основы религиоведения: Программа курса для высш. учеб. заведений. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – 16 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. и др.) Основы религиоведения: Программа курса для высш. учеб. заведений
/ М-во общ. и проф. образования РФ. ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. –14 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Исмаиловым А. Ш. и др.) План семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1981. – 14 с. Планы семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1984. – 15 с. Программа курса “Из истории религий для старших классов средних общеобразовательных школ / ДГУ каф. истории и теории религии и свободомыслия. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. – 14 с. – (В соавт. с членами кафедры) Программа курса “История и теория религии и свободомыслия” для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама / Гос. ком. по делам науки и высш. школы РФ. ДГУ. – Махачкала, 1992. – 15 с. Программа курса “История религии и научного атеизма для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама в СССР. – Махачкала: ДГУ, 1989. – 25 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Вагабовым Н. М. , Исмаиловым А. Ш. и Ханбабаевым К. М.) Программа курса “Религия и ее памятники” для 9 класса / ДГУ каф. истории и теории религии и свободомыслия. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. – 12 с. – (В соавт. с членами кафедры) Программа специализации по религиоведению отделения востоковедения на ист. фак. Ч. 1. – Махачкала, 1998. – 14 с. Программы семинарских занятий: Метод. разработка. – Махачкала: ДГУ, 1992. – 12 с. Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. Ленина по научному атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения) / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Махачкала, 1981. – 37 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В. , Абдулаевым Г. Б.) Статьи 1966
Небылицы об “освободителе” Моисее. Реакционная сущность пасхи // Даг. правда. – 1966. – 26 марта. – С. 2. Иудаизм гьисди идеологией гъульети зенгьо // Альманах “Совет. Родина”. – Махачкала, 1966. – С. 94. – (На татском яз.) Чуь гуфдире дин-догiот жу гьури э товун зенгьо? Эри чуь мерд биё шуькуьр соху э худо юре зен не офири гуфдире? // Альманах “Совет. Родина”. – Махачкала, 1966. – С. 89. - (На татском яз.) 1967 Иудаизм // Очерки научного атеизма (в помощь изучающим проблемы научн. атеизма). – Махачкала, 1967. – С. 31. – (В соавт. с Шауловым Д. Д. , Ихиловым М. М.) Иудаизм о женщине, её месте в семье, быту и обществе // Юбил. X итог. науч. конф. проф. –преп. сост. и асп. ДГУ…: Программа. – Махачкала, 1967. – С. 29. Положение женщин в иудаизме // Очерки по научному атеизму. – Махачкала, 1967. – С. 18. 1971 Несколько замечаний по важному вопросу // Наука и религия. – 1971. – № 10. – С. 19. 1973 Женщина и религия // Женщина Дагестана. –1973. – № 5. – С. 20. Хьунул Адам ва дин // Женщина Дагестана. –1973. – № 6. – С. 18. – (На даргин. языке) Къантын гиши ва дин // Женщина Дагестана. – 1973. – № 5. – С. 20. – (На кумык. языке) Дишегьли ва дин // Женщина Дагестана. – 1973. – № 5. – С. 20. – (На табасаран. языке) Религия и личность женщины // Ленинский путь. – 1973. – 1 сент. – C. 2. – (На кумык. языке) Дин ва къатын тиши // Ленинский путь. – 1973. – 1 сент. – С. 2. – (На кумык. языке)
Религия национального обособления: [О соврем. иудаизме] // Совет. Дагестан. – 1973. – № 1. – С. 72. 1974 Древний враг женщины: [Религия] // Комсомолец Дагестана. – 1974. –19 нояб. – С. 2. Положение женщины в иудаизме // Наша Совет. Родина. – 1974. – С. 7. – (На татск. языке) Почему мужчина должен благодарить бога за то, что не родился женщиной // Комсомолец Дагестана. – 1973. – 4 сент. – С. 2-3. Женщина и религия // Даг. правда. – 1974. – 11 апр. – С. 3. Хьнул адам ва дин // Ленинское знамя. – 1974. –12 февр. – С. 2. – (На даргин. языке) Дин ва къатынлар // Ленинский путь. – 1975. – 13 дек. – С. 2. – (На кумык. языке) Не просто мужняя жена… // Комсомолец Дагестана. – 1974. – 5 сент. – С. 2-3. Правда о земле обетованной // Комсомолец Дагестана. – 1974. – 7 мая. – С. 2-3. 1975 Антифеминистические концепции в мировых религиях // Сб. кафедры философии гуманитарных факультетов. – Махачкала, 1975. – С. 22. Женщина и религия // Общество знания. – Махачкала, 1975. – С. 6. Иудаизм и сионизм на службе реакции // Общество знания. – Махачкала, 1975. – С. 9. От бога ли совесть? // Комсомолец Дагестана. – 1975. – 26 авг. – С. 2-3. Реакционная сущность сионизма // Особенности идеологической борьбы на современном этапе. – Махачкала, 1975. – С. 146. 1976 Иудаизм гьисди дин – догiот эн могьлугъ жугьуре эз де хэлгъгьойгей гiуьлом дур, жейле сохдеи // Совет. Родина: Сб. татских писателей. – Махачкала, 1976. – С. 68-78. – (На татском языке)
1977 Есть ли у человека судьба? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. Буссаривкьай инсаннал кьадар? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 4. – С. 15. – (На лакск. языке) Инсандихъ кьисмет авани? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. – (На лезг. языке) Инсансул къисмат букiунебиш? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – C. 19. – (На авар. языке) Лебара адамла кьисмат? // Женщина Дагестана. – 1977. – № 3. – С. 19. – (На даргин. языке) Начало всех начал: [Что говорит религия о труде] // Комсомолец Дагестана. – 1977. – 8 февр. – С. 2-3. От бога ли судьба // Женщина Дагестана. – 1977. – № 5. – С. 4. 1981 Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин // Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. В. И. Ленина по науч. атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения). – Махачкала, 1981. – С. 19. Сионизм и так называемый “татский вопрос” // У нас Родина одна. Советской союз. – Махачкала, 1981. – С. 14. 1982 Критика идейно-теоретических основ сионизма // Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. – Махачкала, 1982. – С. 18. Реакционная сущность сионисткой идеологии // Даг. правда. – 1982. –15 янв. – С. 2. 1983 Духовный расцвет личности // Даг. правда. – 1983. – 5 окт. – С. 2. Реакционная роль иудаизма и сионизма в современном мире // Совет. Родина. – 1983. – С. 6.
Что означает быть атеистом? // Даг. университет. – 1983. – 25 мая. – С. 3. 1985 Религия и брак // Женщина Дагестана. – 1985. – № 6. – С. 22. Реакционная сущность сионизма // Блокнот агитатора и политинформатора. – 1985. – № 13. – С. 23. Религия и женщина // Женщина Дагестана. – 1985. – № 4. – С. 8. Сионизм и так называемый “татский вопрос” // Ислам и современная идеологическая борьба. – Махачкала, 1985. – С. 70. 1986 Женщина и религия // Даг. университет. – 1986. – 19 марта. – С. 3. Некоторые причины религиозности женщин и пути её преодоления // Блокнот агитатора и политинформатора. – 1986. – № 21-22. – С. 50. 1988 Идеологическая борьба и концепция “религиозной и национальной исключительности в иудаизме и сионизме” // Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. – Махачкала, 1988. – С. 88. Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма // Библиотека атеиста. – 1988. – № 4. – С. 3. Научно-методические основы атеистического воспитания // История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ. Ч. III / М-во высш. и сред спец. образования РСФСР. Даг гос. ун-т. – Махачкала, 1988. – С. 37. О причинах религиозности среди женщин // Женщина Дагестана. – 1988. – № 6. – С. 6. Сионизм и иудейский клерикализм // История религии и атеизма: Программа специализации на ист. фак. ДГУ / М-во высш. и сред. образования РСФСР. Даг. гос. ун-т. – Махачкала, 1988. – С. 7. – (В соавт. Вагабовым М. В. и др.) Что нам нужно: [О перестройке атеист. воспитания трудящихся Дагестана] // Совет. Дагестан. – 1988. – № 1. – С. 31.
1989 Некоторые проблемы атеистического воспитания студенческой молодежи (на материал ДГУ) // Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. – Махачкала, 1989. – С. 17. 1990 Диалектика атеистического и интернационального воспитания студенческой молодежи // Религия и межнац. отношения: Межвуз. науч. тем. сб. – Махачкала, 1990. – С. 56. Сегодня они, а завтра кто?: [Отклик на статью “Память или беспамятство?”] // Комсомолец Дагестана. – 1990. – 28 апр. – С. 6. Таты // Политический собеседник. – 1990. – № 11-12. – С. 49. 1991 Не помысли плохого // Молодежь Дагестана. – 1991. – № 40. – 28 сент. - 4 окт. – С. 5. 1992 Из истории библии // Религия и атеизм: история и современность. – Махачкала: Изд-во Даг. гос. ун-та, 1992. – С. 25. Снова жертвы социальной демагогии?: [О решении “женского вопроса”] // Даг. правда. – 1992. – 22 мая. – С. 2. 1993 Как отзовется общество? // Даг. правда. – 1993. – 14 нояб. – С. 3. Как слово общества отзовется: [О положении и роли женщин в обществе: К съезду женщин Дагестана] // Даг. правда. – 1993. – 20 окт. – С. 1. Наибы Шамиля // Женщина Дагестана. – 1993. – № 3. – С. 6. Некоторые аспекты активизации творческого мышления студентов по курсу истории религии // Активизация познавательной деятельности студентов. – Махачкала, 1993. – С. 11. 1995 Женщина в современном Дагестане // Социальные трансформации и положение женщин в России. – 3-4 март. – 1995. – М. , 1995. – С. 15. Библия и Коран // Ислам в Дагестане. Межвуз. сб. науч. -темат. статей. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. – C. 13.
1996 Гуманитарное образование в условиях перестройки высшей школы // Инновационные технологии гуманитарного образования. – Махачкала, 1996. – С. 17. Методические приемы активизации творческого мышления студентов // Инновационные технологии гуманитарного образования. – Махачкала, 1996. – С. 19. Научно-методические проблемы преподавания истории современных религий: Тез. докл. межвуз. конф. 8 дек. 1994 г. / ДГУ. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – 23 с. – (В соавт. с Вагабовым М. В.) Некоторые аспекты аврааматических религий: сходство и различие // Науч. -метод. пробл. препод. истории современных религий: Тез. и докл. межвуз. конф. в декабре 1994 г. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. – С. 3. Формирование студентом собственных мировоззренческих позиций в процессе самостоятельного изучения религиоведческих источников // Научно-методические проблемы организации самостоятельной работы студентов. – Махачкала, 1996. - С. 15. 1997 Религия и нравственное становление общества // Наука и социальный прогресс Дагестана: Материалы 3-й респ. конф. , посвященной памяти Х. Н. Фаталиева, 23-24 января 1995 г. – Махачкала, 1997. – С. 30. 1998 Гуманитаризация образования: проблемы и перспективы // Гуманит. науки и новые технологии образования: Tез. докл. III Межвуз. науч. практ. конф. 14-15 мая 1998 г. – Вып. 3. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. – С. 22. Нужен ли профессионализм без гуманизма? // Даг. правда. – 1998. – 5 марта. – С. 1. У опасной черты (Нравственный фактор должен опережать все остальное) // Даг. правда. – 1998. – 19 июня. – С. 2. 1999 Гуманитарное образование и личность // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. –
1999. – № 6. – С. 168. Иудаизм и межнациональное отношении в Дагестане // Народы Дагестана. – 1999. – № 1. – С. 34. Проблемы гуманитарного образования в условиях современного вуза // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. – Вып. 3. – 1999. – С. 170. Региональный компонент в преподавании основ религиоведения // Гуманит. науки и новые технологии образования: Тез. докл. IV регион. межвуз. науч. -практ. конф. 14 мая 1999 г. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. – С. 13. 2000 Гуманизация и её системообразующая роль в образовании // Гуманит. науки и новые технологии образования. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – С. 15. Меконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений / Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы междунар. науч. -практ. конф. 30–31 мая 2000 г. – Махачкала-Пятигорск, 2000. – 20 c. Проблемы гуманитарного образования в современном обществе // Вестн. ДГУ. Гуманит. науки. – 2000. – № 6. – С. 165. Региональный компонент в воспитании и формировании личности студента в современных условиях // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. – М. , 2000. – С. 23. 2001 Проблемы религиоведения в свете гуманитарного образования // Гуманит. науки и новые технологии образования. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – 17 с. 2002 Иудаизм и его особенности в Дагестане // Тез. междунар. семинара для рос. и зарубеж. журналистов “Дагестан – перекресток религий, культур и цивилизаций. – Махачкала, 2002. – С. 53-57. Авшалумова Л. Х. – рецензент
На основе конкретной социологии // Совет. Дагестан. – 1975. – №3. – С. 75. – Рец. на кн. : Макатов И. А. Ислам, верующий и современность. – Махачкала, 1974. – (В соавт. с Гаджиевым С.) Не только познание, но и воспитание // Даг. правда. – 1997. – 12 нояб. – С. 3. – Рец. на кн. : Абдуллаев М. А. Филосовская и общественно политическая мысль в досоветском Дагестане. – Махачкала. – 1996. – (В соавт. с Магомедовым Д.) Семья – это серьезно // Даг. правда. – 1990. – 17 февр. – Рец. на кн. : Савина Т. Б. , Гасанов Н. Н. Семья – это серьезно. – Махачкала: Даг. кн. изво, 1989. – 96 с. К биографии Авшалумовой Л. Х. Гасан-Гусейнов М. Призвание: [О канд. филос. наук ДГУ Авшалумовой Л. Х. ] // Женщина Дагестана. – 1983. – № 5. – С. 7. Керимова Н. О той, что из ребра Адама: [Актуальное интервью проф. зав. каф. истории и теории религии и свободомыслия Авшалумовой Л. Х. ] // Женщина Дагестана. – 1992. - № 4. – С. 22-23. Алфавитный указатель трудов Антифеминистические концепции в мировых религиях – 56 Библия и Коран – 100 Буссаривкьай инсаннал кьадар? – 63 Гуманизация и её системобразующая роль в образовании – 114 Гуманитаризация образования: проблемы и перспективы – 107 Гуманитарное образование в условиях перестройки высшей школы. – 101 Гуманитарное образование и личность – 110 Диалектика атеистического и интернационального воспитания студенческой молодежи – 89 Дин ва къатын тиши – 46 Дин ва къатынлар – 53 Дишегьли ва дин – 44
Древний враг женщины [религия] – 48 Духовный расцвет личности – 73 Есть ли у человека судьба? – 62 Женщина в современном Дагестане – 99 Женщина и религия – 41, 51, 57, 80 Идеологическая борьба и концепция “религиозной и национальной исключительности в иудаизме и сионизме – 82 Идеология иудаизма – орудие социального и духовного закабаления женщины – 1 Из ребра Адама –55 Из истории библии – 93 Именем бога Яхве… – 2 Инсансул къисмат букiунебиш? – 65 Инсандихъ кьисмет авани? – 64 История и теория религии и атеизма – 8 История и теория религии и свободомыслия – 9, 10, 11, 12 История религии и атеизма – 13 История религий – 3 Иудаизм – 37 Иудаизм гьисди дин– догiот эн могьлугъ жугьуре эз де хэлгъгьойгей гiуьлом дур, жейле сохдеи – 61 Иудаизм гьисди идеологией гъульети зенгьо – 35 Иудаизм и его особенности в Дагестане – 119 Иудаизм и женщина – 4 Иудаизм и межнациональные отношения в Дагестане – 111 Иудаизм и сионизм на службе реакции – 58
Иудаизм о женщине, её месте в семье, и обществе – 38 Как отзовется общество? – 95 Как слово общества отзовется – 96 Критика – теоретических основ сионизма – 71 Критика иудаизма и сионизма – 5 Къантын гиши ва дин – 43 Лебара адамла кьисмат? 66 Материалы по воспитанию и общекультурной подготовке студентов – 14 Меконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений – 115 Методическая разработка по научному атеизму – 15 Методические приемы активизации творческого мышления студентов – 102 Методические рекомендации и контрольные задачи по курсу “История религии и атеизма” – 16 Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма – 83 Методологическое значение критики концепции национальной исключительности в теории и практике иудаизма – 18 Мировоззренческие основы атеизма – 17 На основе конкретной социологии – 120 Наибы Шамиля – 97 Научно-атеистическое воспитание и его особенности в условиях Дагестана – 18 Научно-методические основы атеистического воспитания – 84 Научно-методические проблемы преподавания истории современных религий – 103 Начало всех начал [Что говорит религия о труде] – 67
Не помысли плохого – 92 Не просто мужняя жена… – 54 Не только познание, но и воспитание – 121 Небылицы об “освободителе” Моисее. Реакционная сущность пасхи – 34 Некоторые аспекты аврааматических религий: сходство и различие – 104 Некоторые аспекты активизации творческого мышления студентов по курсу истории религии – 98 Некоторые причины религиозности женщин и пути её преодоления – 81 Некоторые проблемы атеистического воспитания студенческой молодежи (на материал ДГУ) – 88 Несколько замечаний по важному вопросу – 40 Нужен ли профессионализм без гуманизма? – 108 О причинах религиозности среди женщин – 85 От бога ли совесть? – 59 От бога ли судьба – 68 Организация и методика научно-атеистической работы – 19 Основы научного атеизма – 20, 21 Основы религиоведения – 22, 23, 24 Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин – 69 План семинарских занятий по курсу “Основы научного атеизма” – 25, 26 Положение женщины в иудаизме – 39, 49 Почему мужчина должен благодарить бога за то, что не родился женщиной – 50 Правда о земле обетованной – 55 Проблемы гуманитарного образования в современном обществе – 116 Проблемы гуманитарного образования в условиях современного вуза – 112
Проблемы религиоведения в свете гуманитарного образования – 118 Программа курса “Из истории религий для старших классов средних общеобразовательных школ – 27 Программа курса “История и теория религии и свободомыслия” для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама – 28 Программа курса “История религии и научного атеизма для высших учебных заведений регионов традиционного распространения ислама в СССР – 29 Программа курса “Религия и ее памятники” для 9 класса – 30 Программа специализации по религиоведению отделения востоковедения на историческом факультете – 31 Программы семинарских занятий – 32 Программы спецкурсов, тематика дипломных работ и рефератов для студентов ДГУ им. Ленина по научному атеизму (в помощь студентам очного и заочного обучения) – 33 Реакционная роль иудаизма и сионизма в современном мире – 74 Реакционная сущность сионизма – 60, 77 Реакционная сущность сионисткой идеологии – 6, 72 Региональный компонент в воспитании и формировании личности студента в современных условиях – 117 Региональный компонент в преподавании основ религиоведения – 113 Религия и брак – 76 Религия и духовная культура – 7 Религия и женщина – 78 Религия и личность женщины – 45 Религия и нравственное становление общества – 106 Религия национального обособления – 47 Сегодня они, а завтра кто? – 90 Семья – это серьезно – 122
4 КВАРТАЛ |
||||||
№ | Авторы | Название работы | Объем | Тираж | Наличиедокументов | Контактные телефоны |
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ |
||||||
Кафедра теории и истории религии и культуры |
||||||
1. | Авшалумова Л.Х. Абасова А.А. Саидов С.М. | Учебное пособие «Религиоведение». | 7,0 | 100 | ||
Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов |
||||||
1. | Рамазанова А.Х. | УМП по развитию навыков устной речи на основе текстов домашнего чтения. | 100 | |||
2. | Нурадинова П.Т. | УМП по работе со спецтекстами для студ 1-2 к. ОЖ Ф/Ф. | 100 | |||
3. | Хаметова Э.Т. | УМП для психологов. Сборник упражнений по грамматике по англ.яз. | 100 | |||
4. | Батырова У.М. Бойкова И.В. и др. | УМП по аналитическому чтению для студентов ИФ(по учебнику Е.А.Бонди ч.3). Тестовые и контрольные работы по грамматике для студ ИФ. | 100 | |||
ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ |
||||||
Кафедра арабской филологии |
||||||
1. | Гасанов М.А. | Учебно-метод.пособие по источниковедению изучаемой страны» (программа с/к). | 1,0 | 100 | ||
2. | Гаджиева Л.А. | Теоретические и практические материалы по переводоведению. | 1,5 | 100 | ||
3. | Гаджиева Л.А. | «История турецкой литературы в новейшее время». | 1,5 | 100 | ||
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ |
||||||
Кафедра немецкого языка |
||||||
1. | Гаджиева Д.А. | Контрольно-измер. Материалы по лингвостр.для студ., изучающих немецкий язык. | 1,0 | 50 | ||
Кафедра французского языка |
||||||
1. | Абакаров И.М. | Метод.пособие для самостоятельной работы по грамматике для студ 1-3 курсов ФО ФИЯ. | 2,5 | 100 | ||
2. | Абдуллаев И.Ш. | Учебное пособие по внеаудиторному чтению «Клеопатра». | 2,5 | 100 | ||
3. | Абасова Р.Г. | Пособие для развития навыков устной речи для студ. первого года обучения. | 2,5 | 100 | ||
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ |
||||||
Кафедра библиотековедения и библиографии |
||||||
1. | Аджаматова Н.К. | Тесты по курсу «Архивные документы». | 1,0 | 30 | ||
2. | Мирзаева А.Р. | «Краеведческая деятельность библиотек» | 1,0 | 30 | ||
3. | Аммаев К.А. | Лабораторный практикум по курсу «Информатика». | 1,0 | 30 | ||
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра теоретической и прикладной лингвистики |
||||||
1. | Гаджиахмедов Н.Э. | УМК «Современный русский язык». | 7,0 | 100 | ||
Кафедра литератур народов Дагестана |
||||||
1. | Султанмурадов А.М. | Учебное пособие по постсоветской кумыкской литературе. | 5,0 | 100 | ||
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра коммерции и маркетинга |
||||||
1. | Камалова Т.А. | Метод.указ. и программа провед преддипломной практики для студ. спец.080111 «Маркетинг». | 1,2 | 100 | В(ф),в(к),рец., расп.,д | |
2. | Камалова Т.А. | Метод.указ. и программа провед учебно-ознаком. практики для студ. спец.080111 «Маркетинг». | 1,1 | 100 | В(ф),в(к),рец., расп.,д | |
Кафедра «Менеджмент» |
||||||
1. | Магомедов Г.Д. | Метод.указания к выполн. Магистр.дисер. для студ.магистр.подготовки | 1,0 | 100 | ||
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра магнетизма и физики фазовых переходов |
||||||
1. | Магомедов М.А. | КМП «Исследование фазовых переходов в критических явлений методом Монте Карло». | 100 | |||
Кафедра экспериментальной физики |
||||||
1. | Офицерова Н.В. | УМП (Примерные тестовые задания по курсу «Материалы и элементы электронной техники). | 100 | |||
2. | Абдурахманов А.А. | УМП «Квантовая теория». | 100 | |||
Кафедра теоретической и математической физики |
||||||
1. | Идаятов Э.И. Халикова М.Х. Абдуразакова А.Б. | Метод.указания к решению задач по теорет.механике». | 1,3 | 100 | В(ф),в(к),отз..расп.д | |
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
||||||
Кафедра прикладной информатики и математических методов в управлении |
||||||
1. | Камилов К.Б. Магомедова Н.А. Шавшина С.А. | УМК по дисциплине «Компьютерные технологии в бух.учете». | 4,0 | 100 | ||
2. | Шахбанова З.И. Шахабудинов Я.М. | УМК по дисциплине «Проектирование мультмедиа приложений в ЭИС» для спец. ПИ | 4,0 | 100 | ||
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра прикладной математики |
||||||
1. | Назаралиев М.А. Фаталиев Н.К. | Учебное пособие «Математическая статистика в терминах и определениях». | 6,0 | 100 | ||
2. | Абдурагимов Э.И. Бейбалаев В.Д. | «Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений». | 1,9 | 100 | ||
3. | Абдурагимов Э.И. Лугуева А.С. | Метод.указания по численным методам для студентов заочного обучения. | 1,5 | 100 | ||
Кафедра высшей алгебры и геометории |
2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : 2012 - 448 с.
Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий - буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.
Формат: pdf
Размер: 1,8 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
Оглавление
Введение 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 13
Глава 1. Ранние формы религии 13
Глава 2. Национальные религии 25
§ 1. Религии Древнего Востока 25
§ 2. Религии античного мира 48
§ 3. Религии Индии 62
§ 4. Религии Китая 84
§ 5. Религии Японии 115
§ 6. Зороастризм 120
§ 7. Иудаизм 128
Глава 3. Мировые религии 149
§ 1. Буддизм 149
§ 2. Христианство 181
§ З.Ислам 289
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 319
§ 1. Классическая социология религии 320
§ 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 333
§ 3. Социальные функции религии 340
§ 4. Типология религиозных объединений 343
§ 5. Теория секуляризации 349
§ 6. Религия, политика, общество 355
§ 7. Методы социологических исследований 371
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 375
§ 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического
религиоведения 375
§ 2. Антропологические теории мифа 380
§ 3. Антропологические теории ритуала 384
§ 4. Современные направления антропологии религии 386
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 397
§ 1. Психология религии как наука 397
§ 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии 401
§ 3. Религиозный опыт 410
§ 4. Религиозная вера 416
§ 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты 420
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 427
§ 1. Феноменология религии: история и метод 427
§ 2. Феноменология религии и история религий 434
§ 3. Категория «священное 436
§ 4. Феноменология религии о homo religiosus 438
Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим
названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну
из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи
и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды
человеческой деятельности.
Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество
ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть
аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и
фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы
вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских
мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом
другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно
человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований,
одни из них связаны с великими цивилизациями, другие - объединяют членов
какого-нибудь одного племени.
Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в
результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии
разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием
множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога;
на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные
религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные
(религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг
Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его
мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он
назвал «религия меры», индусская - «религия фантазии», буддийская - «в-себе-бытия»;
переходные религии: персидская - «религия добра и света», сирийская - «религия
страдания» и египетская - «религия загадки»; и религии духовной
индивидуальности: это иудейская религия - «религия возвышенности», греческая -
«красоты» и римская - «целесообразности». Венчает эту типологическую схему
христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы».
Член общественной палаты Республики Дагестан; член комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям; заведующая кафедрой религиоведения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом.
После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук.
С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л.Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов.
С сентября 1976 года Авшалумова Л.Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения.
Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор.
С июня 1995 г. Авшалумова Л.Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета.
Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л.Х. отмечена многими наградами и поощрениями:
— Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25.02.82 г.);
— Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30.03.88 г.);
— Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07.06.96 г.);
— Орденом “Дружбы” (от 07.02.02 г.).
Для Авшалумовой Л.Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др.
В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А.Х. выступила с докладом на Всероссийской научно–практической конференции в Москве (1999)