Символика сновидения. Белое полотно – жертвенное одеяние, саван

27.06.2023 Жизнь

Анализ сновидений. Зачем?

Сны и их грамотный анализ — классные помощники на пути познания себя и повышения нашей осознанности, обязательные спутники не только нашего личностного роста и нашей внутренней работы , но и Осознанности Красоты или Mindful Beauty , которые неминуемо приводят:

  • К повышению энергетического уровня. Постепенно нам становится легче отпускать и прощать людей, которые наносят нам травмы, освобождаться от ограничивающих убеждений о мире.
  • Делает этот процесс самопознания и личностного роста гораздо более доступным (написать «легким» рука не поднялась:)). Все мы знаем, что этот процесс всегда сопряжен с трудностями, но приносит бонусы.
  • К более глубокому переживанию окружающего мира и его Красоты, к расширению сознания и более глубокому пониманию происходящих с нами событий и наших реакций на них.
  • К изменению в положительную сторону вашего окружения. По мере того, как вы становитесь более осознанными, вы начинаете выбирать близких вам по духу людей и партнеров.
  • Вы бросите надоевшую работу и обязательно найдете свою страсть и предназначение, в общем, начнете делать то, что будет вставлять вас не по-детски:).

Сны и их символы в интерпретации К.Г. Юнга (даже представлять его как-то неловко, мы про него и так все знаем, любим его труды и уважаем) являются вестниками и маркерами личностной трансформации и внутренней работы, другими словами, синхронизируются с глубинными подсознательными процессами и могут нам рассказать, что с нами происходит на самом деле!

Для улучшения запоминания снов, рекомендуется завести специальный журнал, держать его на прикроватной тумбочке, чтобы по пробуждении немедленно их фиксировать. Со временем эта полезная практика приведет к запоминанию все большего числа сновидений и их деталей, они станут красочнее и интереснее. Ваше подсознание начнет с удовольствием разговаривать с вами:), а по свидетельствам многих энтузиастов, вы даже сможете осознать во сне, что спите, и изменять ход сновидений на свое усмотрение. Если кому-то интересно, пишите, я с удовольствием поделюсь тем, что знаю об этом и своим опытом более подробно.

Теперь снова о символизме: конечно, уважаемый К.Г. Юнг всегда подчеркивал, что единой универсальной интерпретации снов не существует, и все сугубо индивидуально. И тем не менее…

12 символов сновидений и их толкование с точки зрения юнгианского подхода:

1 . ПОГОНЯ, за вами гонятся — нечто в вашей жизни нуждается в вашем внимании.

Мы легко запоминаем такие сны, они заставляют нас беспокоиться и вызывают страх. Такие события во снах сигнализируют нам, как правило, о том, с чем мы внутренне работаем, подсознание дает подсказку, что нечто требует более пристального внимания, на что вы не обращаете внимания, а надо бы.

2. ЛЮДИ — на самом деле это характеристики нашей личности.

Люди во сне являются символами представлений о себе или характеристиками различных ваших собственных аспектов, помогают нам понять, какие из них нуждаются в более пристальном внимании и в каком направлении нам вести нашу внутреннюю работу. Если вы видите конкретных людей, то это может указывать на межличностные вопросы и конфликты, которые вы должны проработать.

3. ДОМ — сознание сновидца.

Есть несколько уровней сознания, которые составляют наш ум. А различные его части — это различные аспекты психики. Например, подвал может представлять то, чему не уделяется должного внимания, либо уверенно не признается сновидцем в реальной жизни; спальня может быть переведена на наш язык, как интимные мысли, чувства и воспоминания. Деятельность в доме означает деятельность сновидца по интерпретации информации и способы использования структуры сознания.

4. ЕДА — ЗНАНИЯ.

В физическом мире еда питает наши тела. В мире снов еда является представлением о питании наших умов, проще говоря, знаний. Сны о пище можно также интерпретировать, что ум «голоден» и ищет новые идеи и знания.

5 ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ.

Когда в вашем сне появляется школа или класс, или вам снятся типичные школьные события, такие как, например, прохождение теста, на деле это означает процесс внутреннего обучения, и может быть интерпретировано как необходимость понять что-то из ситуации, в прошлом или настоящем, или свидетельствует о том, что у вас есть некая потребность в самоанализе.

6. ОБНАЖЕННОСТЬ — искренность и открытость, вполне вероятно избыточная.

Когда кто-то видит себя или другого обнаженным во сне, это означает, что определенный аспект или эмоции сновидца в настоящее время выражаются открыто и без ограничений, вплоть до того, что сновидец чувствует себя незащищенным.

7. СЕКС — сексуальное вырaжениe или объединение и созидание.

Когда снится секс, это может представлять собой признание, принятие сновидцем своих бессознательных желаний и эмоций, другими словами, некую обретаемую целостность. Сны о сексе также могут символизировать создание новых интимных отношений с другими или с Собой. Хотя во многих случаях сексуальные сны — просто выход энергии.

8. АВТОМОБИЛИ — давать или получать ОПЫТ.

Транспортные средства во сне символизируют средства для преодоления того, что происходит в нашей сознательной жизни, насколько мы контролируем жизнь или то, с чем мы сталкиваемся по пути, происходящие события и препятствия. Тип и размер автомобиля тоже играет свою роль: скорая помощь будет указывать на необходимость лечения, полицейская машина будет указывать на необходимость дисциплины.

9. РЕБЕНОК — новое.

Сны о ребенке символизирует новую идею или разработку, или потенциал для роста в конкретной области вашей жизни.

10. СМЕРТЬ — кардинальные изменения.

На языке разума смерть обычно представляет собой переход от одного состояния к другому. Хотя многие воспринимают смерть во сне, как страшное или отрицательное событие, оно, как правило, коррелирует с резким изменением или переходом, происходящем в жизни сновидца.

11. ЖИВОТНЫЕ — привычки сновидца.

Учитывая, что функция животных в основном основывается на инстинкте, наличие животных во сне является представлением наших привычек. Когда нам снятся животные, это может оказать нам неоценимую пользу в понимании нашей повседневной рутины, а также наших глубочайших желаний. Тип животного, что он делает и его среда обитания — все может быть использовано для интерпретации того, о чем нам сигнализирует наше бессознательное.

12. ПАДЕНИЕ — возвращение к бодрствованию.

Обычно, если вы падаете во время сна, это символизирует процесс возвращения к состоянию осознанности или бодрствующего сознания. Зачастую свидетельствует о том, что вы не чувствуете себя способным контролировать определенный аспект вашей реальной жизни или боитесь что-либо или кого-либо отпустить из своей жизни.

Анализ сновидений и повышение осознанности в сновидении — oдни из самых эффективных практик для «прорыва в другое измерение» нашей жизни и трансформации ситуаций, основа прекрасных изменений, но важно получать удовольствие от них и не позволять себе проваливаться в интерпретацию и бесконечный анализ событийности, заменив ими саму жизнь, а главное, ее невероятную Красоту!

Всем, кто на трудном пути работы с собой, выражаю глубокое уважение и поддержку!:)

И желаю нам всем хорошего настроения!:)

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.

Современная наука считает, что от 25 до 50 процентов времени нашего сна мы проводим в стране грез, то есть видим сны. Каждую ночь у нас в среднем шесть периодов сновидений, каждый из которых около сорока минут, Очевидно, если бы нам не снились сны, то мы сошли бы с ума. Большинство снов исходит из нашего подсознания, пытаясь прорваться к нашему сознанию и сообщить нам о нашем собственном состоянии.

Цыгане полагают, что эти сообщения исходят от духов предков. Кто скажет, что они не правы? Наше подсознание, возможно, является результатом влияния этих духов, и нам надлежало бы попытаться понять эти сообщения, посланные для нашего же собственного блага, прислушаться к посланиям предков. Наше подсознательное, или духи предков, пользуются знакомыми нам символами. Это - сообщения, которые используют привычные предметы повседневной жизни для того, чтобы мы лучше поняли их смысл.

Зигмунд Фрейд полагал, что подсознание содержит подавляемые нами желания, мысли, события, которые не принимает наше сознание. Поэтому эти желания подавляются и часто маскируются. Карл Юнг назвал этот подавляемый материал индивидуальным бессознательным. Он полагал, что существует также коллективное бессознательное, которое содержит в себе элементы памяти рода, унаследованной от предков и пережитого опыта.

Универсальная и личная символика

Есть два вида символов, которые прокрадываются к нам во сне: универсальные и личные.

Предположим, что вам снится старинный замок. Возможно, по вечерам вы много времени проводите у телевизора и смотрите старые кинофильмы о вампирах, призраках или людоедах, обитающих в замках. Это могло бы привести к тому, что вы автоматически - сознательно или неосознанно - связали замки со злом. Таким образом, когда вы думаете о замках, видите их или они вам снятся, вы осмысляете "зло". А может быть, у вас есть близкий друг, который интересуется архитектурой и полагает, что замок - очень красивое архитектурное сооружение. Для него ассоциация замка со злом смешна. Другой, возможно, вырос в Европе и жил некоторое время в замке. Этот человек не считает замки ни злыми, ни красивыми, а просто холодными, сырыми и полными гуляющих сквозняков!

Таким образом, мы здесь представили три различных восприятия замков. Это и есть личные толкования. Каждый из этих троих, если ему снится замок, должен проанализировать свою личную ассоциацию, решая, что для него означает этот сон.

Но существует и универсальная символика, согласно которой замок связан с амбицией. Такова одна из интерпретаций этого образа, которой пользуются большинство людей, не испытывающих никаких особых личных эмоций по отношению к замкам. Как я пишу в "Полной книге Бакланда о колдовстве" (Llewellyn, 1986):

    "Универсальная символика включает в себя вещи, которые верны для людей всех национальностей и всех возрастов. Она включает в себя цвета, числа, форму и сексуальную идентичность (то есть мужские и женские символы). Они являются из сверхсознания и поэтому бесконечны".

Транспортирование является универсальным символом духовного развития. Поскольку техника шагнула далеко вперед, изменилась и символика, используемая в толковании сновидений. Таким образом, символ транспортирования может принять одну из современных форм: ракеты, самолета, парохода, поезда, автомобиля - или одного из вечных способов передвижения - на спине животного или пешком.

Когда вы намереваетесь истолковывать свои сны, вам следует проанализировать все символы и решить, что каждый из них значит лично для вас. И если какие-то символы обладают специфическим и личным смыслом, то работайте с ними. Но если символы не имеют никакого специального значения, то истолковывайте свои сны согласно универсальной символике.

Учитывать личную и универсальную символики имеет смысл, когда требуется рассудить двух человек, видевших примерно одинаковые сны, но для каждого из них значение сна будет индивидуальным. Так же и при гадании на картах одинаковые карты не означают одно и то же для двух различных людей.

Когда цыган истолковывает ваш сон, он задает много вопросов, чтобы узнать индивидуальное значение каждого символа.

При внесении в цыганский сонник символов мечты я, конечно, могу дать только универсальные значения. А вы сами должны понять, действительно ли то или иное значение подходит, соответствует вашему отношению к символу, или же вы испытываете более сильное, более личное чувство: ваше ощущение или толкование для вас являются наиболее существенными.

Как писал Карл Юнг: "Никакой символ сна не может быть отделен от человека, которому он снится".

Прежде чем мы доберемся до самих символов и их универсальных значений, хотелось бы уделить место и толкованию вещих снов - тех, что говорят вам кое-что о будущем. Я также хотел бы говорить о том, как "заказать" сон, решив, что из будущего вы хотите увидеть во сне... даже если это победитель завтрашних скачек!

Добрый день, друзья!

В этой статье я хотела бы рассказать вам еще об одном методе толкования сновидений, а заодно и разъяснить мою позицию по поводу сонников.

Я уже публиковала одну , в которой дала пошаговый метод трактовки сновидений. В нем делается акцент на расшифровку символов, а затем «сборку» сюжета сновидения с учетом ассоциаций.

В этой статье мы продолжим тему, а в конце я дам небольшой словарь универсальных символов для трактовки. Однако сначала расскажу подробнее про то, почему в своей работе со снами я предпочитаю обходиться без сонников.

Почему я не обращаюсь к сонникам

Я считаю, что все образы, которые приходят к нам во сне, очень индивидуальные, и для каждого человека трактуются по-своему. Бывает так, что какие-то предметы или объекты у одного человека имеют положительное значение, в то время как у другого - отрицательное.

Как-то раз, помню, проводила опрос среди своих знакомых. Дала каждому небольшой список из нескольких слов, попросив их написать свои ассоциации к этим словам. Я получила очень разные трактовки!

Например, слово замок (дверной) у кого-то ассоциировался с настойчивостью, у кого-то с непреодолимым препятствием, а у кого-то...с креативом. Я получила много разных интерпретаций, и еще раз убедилась в том, что у каждого человека восприятие одних и тех же слов различается.

Это индивидуальный опыт, и мы по-разному видим и чувствуем одни и те же явления, события, слова.

Приведу еще один пример. Представьте себе лето. Вы идете по песчанному берегу реки. С чем у вас это ассоциируется? Какие эмоции возникают?


Когда-то давно, когда мне было 3 года, мы с родителями были на турбазе, я шла босиком по песку и случайно наступила на пчелу. Это был первый раз, когда меня ужалила пчела, было очень больно, и я сильно испугалась. Помню, в течении нескольких последующих лет я опасалась ходить босиком по песку.

Поэтому, когда мне снится мне снится берег реки, я всегда воспринимаю это как предупреждение о какой-то опасности или неприятности: «туда идти не следует». Я прислушиваюсь к этому посланию, и по прошествии времени узнаю, что поступила правильно.

А теперь попробуйте набрать слова «Сонник берег реки» в яндексе. В большинстве случаев трактовка такая: «Радость, покой, примирение, достижение цели». Также в некоторых источниках советуют погасить долги, а в других говорят о том, что подобный сон означает одиночество, тоску и ностальгию.

Дело в том, что подсознание разговаривает с нами на понятном именно нам языке. Оно облекает послание каждому в те образы, которые ему наиболее близки, используя при формировании их особенности восприятия и опыт человека.

Если хотите, проведите тоже небольшой эксперимент. Попросите нескольких своих знакомых представить в воображении дерево и описать то, что они представили. Вы сами увидите, насколько разными будут их деревья.


А различия в восприятии людей различных культур и национальностей? Увидеть во сне, например, корову для жителя России и жителя Индии, очевидно, будет нести совершенно разный смысл. В Индии корова - священное животное. У нас же это просто домашний скот, не пользующийся каким-то особым почитанием.

Конечно, существуют символы, которые несут более или менее схожий смысл для многих людей. Например, солнце. С чем обычно оно ассоциируется? С теплом, летом, хорошим настроением. Для многих это так, но опять же - не для всех. Однако мы все же можем в какой-то степени причислить солнце к универсальным символам.

В конце этой статьи я приведу небольшой список некоторых таких трактовок. Я сделаю это для того, чтобы вы могли дать примерное направление своим мыслям при толковании.

Однако сразу хочу настроить вас на то, что вам придется разгадывать собственные символы, узнавать, что именно для вас значит тот или иной объект во сне.

Нужно ли вести дневник сновидений

Когда я только начинала работать со снами (прежде всего, конечно, с собственными), то в литературе на эту тему, которая мне попадалась, я все время сталкивалась с одним и тем же советом: «Начните записывать все свои сновидения».


По-моему, я уже писала об этом частично в своей про ОС. Те, кто их практикует, тоже часто рекомендуют это делать из соображений, что это может увеличить количество снов и поможет лучше их понимать.

Не хочу оспаривать ничей опыт и мнение, потому что считаю, что это тоже индивидуальный момент, но вот я не веду дневник снов так, как это рекомендуют: записывать все, что снится. Иногда советуют даже класть диктофон или тетрадь с ручкой рядом с подушкой, чтобы, проснувшись, сразу зафиксировать то, что увидели.

Лично для меня это очень сложно и энергозатратно. Если я проснусь и стану записывать, то вряд ли потом усну. Кроме того, я вижу большое количество снов. Знаю, что есть люди, которые практически не видят их или видят, но очень редко, но это не про меня. У меня за ночь может быть и семь, и восемь снов, но обычно - не менее трех.

И они достаточно длинные, сюжетные, насыщены разнообразными деталями, нюансами. Если, проснувшись, начать все это записывать, то полдня будет уходить только на описание сновидений, что, конечно, трудоемко.


Поэтому я для себя выбрала другой способ, и хочу предложить его вам тоже. Он заключается в том, чтобы записывать только те сны, которые оказывают на вас сильное эмоциональное воздействие.

Если человек ведет дневник событий в обычной жизни, он вряд ли будет записывать туда абсолютно все события, которые с ним произошли за день. Нет, он запишет одно-два самые важные, ключевые, те, которые его затронули. Так же и со снами.

Важность сна определяется интенсивностью эмоций, связанных с ним. Чем более эмоционально мы отреагировали на него, тем более ценное для нас послание он несет, неважно - в позитивном или негативном аспекте.

Поэтому предлагаю вам начать с того, чтобы записывать свои сны, но только те, которые несут для вас важную смысловую нагрузку, определяя это по своим эмоциям.

Ключевые моменты при анализе сновидения

Что главное в тактовке сновидений? Конечно же, объекты как символы. Обычно встречается несколько основных объектов, которые имеют для нас особое значение, т. е. несут основную смысловую нагрузку. Именно они символизируют что-то очень значимое, и именно их мы и должны расшифровать, если хотим понять, что означает наше видение.

В дороге по миру снов эти символы - как дорожные знаки, которые предупреждают и информируют о важном.

Как выделить из них главные? Так же, как мы выделяем самое яркое сновидение из нескольких — по интенсивности эмоций. Чем больше эмоций связано с тем или иным объектом во сне, тем он важнее.


Интуитивный метод разгадки сна

Я назвала этот метод интуитивным, потому что он подразумевает обращение к своему подсознанию без какого-либо логического анализа. Он удобен тем, что позволяет разгадать значение сна, у которого нет определенного сюжета. Например, вы не запомнили все сновидение целиком, но при этом у вас остался в памяти какой-то один момент из него- событие, образ.

Обычно то, что запомнилось - это как раз самое яркое, и, скорее всего, самое важное. И здесь мы тоже можем получить достаточно много информации.

Итак, суть заключается в том, что мы просто вступаем в диалог с объектами сновидения. Для этого необходимо уединиться, удобно сесть, закрыть глаза, вспомнить и представить предмет или существо из сновидения. А затем спросить его: «Что ты символизируешь? Что хочешь мне сказать?»

Далее нужно просто подождать, и объект ответит вам. Мне ответы приходят в виде мысли, которая возникает вслед за вопросом. Иногда это может быть в виде картинки. Может быть, это не получится сразу, но если вы будете практиковать такой метод, то вскоре сможете получать ответы на свои вопросы в течение нескольких секунд.


Иногда разговора с объектами-символами бывает достаточно, чтобы понять, о чем сон и как он соотносится с нашей жизнью. Кстати, этот метод особенно полезен, если приснился кошмар. Обычно в нем присутствуют люди или существа, которые преследуют, пугают. Вот с ними-то и хорошо поговорить, задать им вопросы.

В большинстве случаев они являются нашими субличностями, т. е. частями нашей психики, которые мы по тем или иным причинам не принимаем в себе.

Это могут быть, например, негативные эмоции, такие как гнев или страх. Мы подавляем эти их в область подсознательного, однако они никуда не деваются. Мы просто перестаем их осознавать, а из-за этого ими становится невозможно управлять. Во сне же защитные реакции психики ослабевают, и скрытое прорывается наружу в образе таких вот пугающих существ.

Однако в процессе разговора с ними часто оказывается, что они всего лишь... хотят нам помочь. Монстры, которых мы боялись, предстают вполне безобидными и даже милыми существами.

Разговор с ними позволяет найти контакт с утерянной или подавленной частью себя, осознать ее, заново принять в себя, таким образом восстановив свою целостность.


Также большое значение имеет обстановка во сне. Улица это или комната? Какая погода - метель, дождь или светит солнце?

Символы

Приведу небольшой список трактовок. Они подскажут вам общую идею и моменты, на которые стоит обратить внимание. Однако в большей степени следует все же полагаться на свою интуицию.

  • Дом, комната — отражают внутренний мир и ценности человека. Если в доме беспорядок и хаос, возможно, в ваших мыслях сейчас тоже неразбериха.
  • Ванная комната - символизирует очищение.
  • Зал, гостинная - сердце и душа.
  • Погода — настроение. Солнечная погода - позитивный настрой, радость, счастье. Дождь - грусть, печаль. Холод, мороз, снег - эмоциональные блоки, «замороженные» чувства.
  • Природа — гармония. Если вам снится, что вы близки к природе, отдыхаете на природе, то это означает внутренний баланс.
  • Транспорт — отражает ваши бессознательные тенденции. Если снится, что вы едете в общественном транспорте, то это может означать ваше зависимое положение. Если это личный транспорт, например, велосипед, то это означает контроль над своей жизнью.


  • Животный мир — часто это наши бессознательные, инстинктивные стремления. Видеть во сне птиц означает высшие стремления, духовность. Наземные животные - низшие потребности и желания, зачастую подавленные. Рыбы - это бессознательное, мистика, чувственная сфера.
  • Стихии. На эту тему у меня написано несколько постов, можете подробнее почитать статью - это поможет вам лучше понять и их роль в вашем сновидении.
  • Огонь олицетворяет творчество, эмоции, а также бесконтрольность, агрессию, месть.
  • Вода - чувства, воображение, очищение. Если что-то сдерживает воду, не дает ей течь - эмоциональные зажимы.
  • Земля - опора, стабильность, инстинкты, плодородие.
  • Воздух - это само дыхание жизни, Дух. Если что-то ограничивает поступление воздуха (например, когда снится, удушение), то это означает сильную нехватку жизненной энергии, наступление на ваше пространство, психологическую территорию.
  • Люди -обычно символизируют те или иные качества. Знакомые люди могут отражать качества, которые вам нравятся и которые восхищают. Также по ним можно судить об отношениях с этим человеком. Незнакомые люди - часто ваши субличности, качества, неизвестные вам самим, иногда подавленные или скрытые аспекты вашей личности.


  • Пол человека отражает либо женскую энергию инь(мягкость, терпимость), либо мужскую - янь (активность, созидательность)
  • Люди из прошлого могут указывать на забытые мечты и желания, а также по возрасту, в котором вы общались с этим человеком, можно определить момент возникновения проблемы.

Заключение

Что же, на этом я буду заканчивать свой рассказ. Желаю вам увлекательной и познавательной прогулки по Стране Сновидений)

С теплом к вам,
Натали

Уважаемые дамы и господа! Мы убедились, что искажение, которое мешает нам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но мы, конечно, не утверждаем, что цензура является единственным фактором, вызывающим искажение сновидения, и в дальнейшем мы действительно можем установить, что в этом искажении участвуют и другие моменты. Этим мы хотим сказать, что если цензуру сновидения можно было бы исключить, мы все равно были бы не в состоянии понять сновидения, явное сновидение не было бы идентично скрытым его мыслям.

Этот другой момент, затемняющий сновидение, этот новый фактор его искажения мы откроем, если обратим внимание на изъян нашей техники. Я уже признавался вам, что анализируемым иногда действительно ничего не приходит в голову по поводу отдельных элементов сновидения. Правда, это происходит не так часто, как они утверждают; в очень многих случаях при настойчивости мысль все-таки можно заставить появиться. Но бывают, однако, случаи, в которых ассоциация не получается или, если ее вынудить, она не дает того, что мы от нее ожидаем. Если это происходит во время психоаналитического лечения, то приобретает особое значение, о чем мы не будем здесь говорить. Но это случается и при толковании сновидений у нормальных людей или при толковании своих собственных сновидении. Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает, то в конце концов убеждаешься, что нежелательная случайность регулярно повторяется при определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видеть новую закономерность там, где сначала предполагал только несостоятельность техники.

В таких случаях возникает соблазн самому истолковать эти «немые» элементы сновидения, предпринимаешь их перевод (Übersetzung) собственными средствами. Само собой получается, что, если довериться такому замещению, каждый раз находишь для сновидения вполне удовлетворяющий смысл; а до тех пор, пока не решишься на этот прием, сновидение остается бессмысленным и его связность нарушается. Повторение многих чрезвычайно похожих случаев придает нашей вначале робкой попытке необходимую уверенность.

Я излагаю все несколько схематично, но это вполне допустимо в дидактических целях, и мое изложение не фальсификация, а некоторое упрощение.

Таким образом для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках для всевозможных приснившихся вещей. Однако не забывайте, что при нашей ассоциативной технике постоянные замещения элементов сновидения никогда не встречались.

Вы сразу же возразите, что этот путь толкования кажется вам еще более ненадежным и спорным, чем прежний посредством свободных ассоциаций. Но здесь следует кое-что добавить. Когда благодаря опыту накапливается достаточно таких постоянных замещений, начинаешь понимать, что это частичное толкование действительно возможно исходя из собственных знаний, что элементы сновидения действительно можно понять без [использования] ассоциации видевшего сон. Каким образом можно узнать их значение, об этом будет сказано во второй части нашего изложения.


Это постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем символическим (symbolische), сам элемент сновидения символом (Symbol) бессознательной мысли сновидения. Вы помните, что раньше при исследовании отношений между элементами сновидения и его собственным [содержанием] я выделил три вида таких отношений: части от целого, намека и образного представления. О четвертом я тогда упомянул, но не назвал его. Введенное здесь символическое отношение является этим четвертым. По поводу него имеются очень интересные соображения, к которым мы обратимся, прежде чем приступим к изложению наших специальных наблюдений над символикой. Символика, может быть, самая примечательная часть в теории сновидения.

Прежде всего: ввиду того, что символы имеют устоявшиеся переводы, они в известной мере реализуют идеал античного и популярного толкования сновидений, от которого мы при нашей технике так далеко ушли. Они позволяют нам иногда толковать сновидения, не расспрашивая видевшего сон, ведь он все равно ничего не сможет сказать по поводу символа. Если знать принятые символы сновидений и к тому же личность видевшего сон, условия, в которых он живет, и полученные им до сновидения впечатления, то часто мы оказываемся в состоянии без затруднений истолковать сновидение, перевести его сразу же. Такой фокус льстит толкователю и импонирует видевшему сон; это выгодно отличается от утомительной работы при расспросах видевшего сон. Но пусть это не введет вас в заблуждение. Мы не ставим перед собой задачу показывать фокусы. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. А что касается знания психической ситуации видевшего сон, то прошу принять во внимание, что вам придется толковать сновидения не только хорошо знакомых людей, что обычно вы не будете знать событий дня, которые являются побудителями сновидений, и что мысли, приходящие в голову анализируемого, как раз и дадут вам знание того, что называется психической ситуацией.



В связи с обстоятельствами, о которых будет идти речь ниже, достойно особого внимания то, что признание существования символического отношения между сновидением и бессознательным вызывало опять-таки самые энергичные возражения. Даже люди, обладающие смелостью суждения и пользующиеся признанием, прошедшие с психоанализом значительный путь, отказались в этом следовать за ним. Такое отношение тем более удивительно, что, во-первых, символика свойственна и характерна не только для сновидения, а во-вторых, символику в сновидении, как ни богат он ошеломляющими открытиями, открыл не психоанализ. Если уж вообще приписывать открытие символики сновидения современникам, то следует назвать философа К. А. Шернера (Scherner, 1861). Психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательно видоизменил их.

Теперь вам хочется услышать что-нибудь о сущности символики сновидения и познакомиться с ее примерами. Я охотно сообщу вам, что знаю, но сознаюсь, что наши знания не соответствуют тому, чего бы нам хотелось.

Сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое. Предполагается, что это сравнение особым образом обусловлено, хотя эта обусловленность нам не совсем ясна. Не все то, с чем мы можем сравнить какой-то предмет или процесс, выступает в сновидении как символ. С другой стороны, сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения. Итак, ограничения имеются с обеих сторон. Следует также согласиться с тем, что пока понятие символа нельзя строго определить, оно сливается с замещением, изображением и т. п., приближается к намеку. Лежащее в основе сравнения в ряде символов осмысленно. Наряду с этими символами есть другие, при которых возникает вопрос, где искать общее, Tertium comparationis* этого предполагаемого сравнения. При ближайшем рассмотрении мы либо найдем его, либо действительно оно останется скрытым от нас. Удивительно, далее, то, что если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации, что видевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем. Даже больше того, видевший сон не желает признавать это сравнение, когда ему на него указывают. Итак, вы видите, что символическое отношение является сравнением совершенно особого рода, обусловленность которого нам еще не совсем ясна. Может быть, указания для его выяснения обнаружатся в дальнейшем.

Бросается в глаза, что по сравнению с перечисленными объектами объекты из другой области представлены чрезвычайно богатой символикой. Такова область сексуальной жизни, гениталий, половых процессов, половых сношений. Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальными символами. При этом выясняется удивительное несоответствие. Обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов. При толковании получается картина, вызывающая всеобщее возмущение. Толкования символов в противоположность многообразию изображений сновидения очень однообразны. Это не нравится каждому, кто об этом узнает, но что же поделаешь?

Так как в этой лекции мы впервые говорим о вопросах половой жизни, я считаю своим долгом сообщить вам, как я собираюсь излагать эту тему. Психоанализ не видит причин для скрывания и намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами, и надеется таким образом скорее всего устранить мешающие посторонние мысли. То обстоятельство, что мне приходится говорить перед смешанной аудиторией, представляющей оба пола, ничего не может изменить. Как нет науки in usum delphini,* так нет ее и для девочек-подростков, а дамы своим появлением в этой аудитории дают понять, что они хотят поставить себя наравне с мужчинами.

Итак, сновидение изображает мужские гениталии несколькими символами, в которых по большей части вполне очевидно общее основание для сравнения. Прежде всего, для мужских гениталий в целом символически важно священное число 3. Привлекающая большее внимание и интересная для обоих полов часть гениталий, мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими, например, как палки, зонты, шесты, деревья и т. п. Затем предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т. е. Всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером. В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием. Это, может быть, самый частый случай символики сновидения, который вы теперь легко можете понять. Также вполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода: водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающими способностью вытягиваться в длину, например, висячими лампами, выдвигающимися карандашами и т. д. Вполне понятное представление об этом органе обусловливает точно так же то, что карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половыми символами.

Благодаря примечательному свойству члена подниматься в направлении, противоположном силе притяжения (одно из проявлений эрекции), он изображается символически в виде воздушного шара, аэропланов, а в последнее время в виде воздушного корабля цеппелина. Но сновидение может символически изобразить эрекцию еще иным, гораздо более выразительным способом. Оно делает половой орган самой сутью личности и заставляет ее летать. Не огорчайтесь, что часто такие прекрасные сны с полетами, которые мы все знаем, должны быть истолкованы как сновидения общего сексуального возбуждения, как эрекционные сновидения. Среди исследователей-психоаналитиков П. Федерн (1914) доказал, что такое толкование не подлежит никакому сомнению, но и почитаемый за свою педантичность Моурли Вольд, экспериментировавший над сновидениями, придавая искусственное положение рукам и ногам, и стоявший в стороне от психоанализа, может быть, даже ничего не знавший о нем, пришел в своих исследованиях к тому же выводу (1910-1912, т. 2, 791). Не возражайте, что женщинам тоже может присниться, что они летают. Вспомните лучше, что наши сновидения хотят исполнить наши желания и что очень часто у женщин бывает сознательное или бессознательное желание быть мужчиной. А всякому знающему анатомию понятно, что и женщина может реализовать это желание теми же ощущениями, что и мужчина. В своих гениталиях женщина тоже имеет маленький орган, аналогичный мужскому, и этот маленький орган, клитор, играет в детском возрасте и в возрасте перед началом половой жизни ту же роль, что и большой мужской половой член.

К числу менее понятных мужских сексуальных символов относятся определенные пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего известный символ змеи. Почему шляпа и пальто приобрели такое же символическое значение, конечно, нелегко узнать, но оно несомненно. Наконец, возникает еще вопрос, можно ли считать символическим замещение мужского органа каким-нибудь другим, ногой или рукой. Я думаю, что общий ход сновидения и соответствующие аналогии у женщин заставляют нас это сделать.

Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя. Т. е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д. Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны.

К гениталиям следует отнести также и груди, которые, как и ягодицы женского тела, изображаются при помощи яблок, персиков, вообще фруктов. Волосы на гениталиях обоих полов сновидение описывает как лес и кустарник. Сложностью топографии женских половых органов объясняется то, что они часто изображаются ландшафтом, со скалами, лесом и водой, между тем как внушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что его символами становятся трудно поддающиеся описанию в виде сложных машин.

Как символ женских гениталий следует упомянуть еще шкатулку для украшений, драгоценностью и сокровищем называются любимые лица и во сне; сладости часто изображают половое наслаждение. Самоудовлетворение обозначается часто как всякого рода игра, так же как игра на фортепиано. Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание, а также срывание ветки. Особенно примечателен символ выпадения или вырывания зуба. Прежде всего он означает кастрацию в наказание за онанизм. Особые символы для изображения в сновидении полового акта менее многочисленны, чем можно было бы ожидать на основании вышеизложенного. Здесь следует упомянуть ритмическую деятельность, например, танцы, верховую езду. подъемы, а также переживания, связанные с насилием, как, например, быть задавленным. Сюда же относятся определенные ремесленные работы и, конечно, угроза оружием.

Вы не должны представлять себе употребление и перевод этих символов чем-то очень простым. При этом возможны всякие случайности, противоречащие нашим ожиданиям. Так, например, кажется маловероятным, что половые различия в этих символических изображениях проявляются не резко. Некоторые символы означают гениталии вообще, безразлично, мужские или женские, например, маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь. Иной раз преимущественно мужской символ может употребляться для женских гениталий или наоборот. Это нельзя понять без более близкого знакомства с развитием сексуальных представлений человека. В некоторых случаях эта двойственность только кажущаяся; самые яркие из символов, такие, как оружие, карман, ящик, не могут употребляться в бисексуальном значении.

Теперь я буду исходить не из изображаемого, а из символа, рассмотрю те области, из которых по большей части берутся сексуальные символы, и прибавлю некоторые дополнения, принимая во внимание символы, в которых неясна общая основа. Таким темным символом является шляпа, может быть, вообще головной убор обычно с мужским значением, но иногда и с женским. Точно так же пальто означает мужчину, но не всегда в половом отношении. Вы можете сколько угодно спрашивать почему. Свисающий галстук, который женщина не носит, является явно мужским символом. Белое белье, вообще полотно символизирует женское; платье, форменная одежда, как мы уже знаем, является заместителями наготы, форм тела, а башмак, туфля - женских гениталий; стол и дерево как загадочные, но определенно женские символы уже упоминались. Всякого рода лестницы, стремянки и подъем по ним - несомненный символ полового акта. Вдумавшись, мы обратим внимание на ритмичность этого подъема, которая, как и, возможно, возрастание возбуждения, одышка по мере подъема, является общей основой.

Мы уже упоминали о ландшафте как изображении женских гениталий. Гора и скала - символы мужского члена; сад - часто встречающийся символ женских гениталий. Плод имеет значение не ребенка, а грудей. Дикие звери означают чувственно возбужденных людей, кроме того, другие грубые желания, страсти. Цветение и цветы обозначают гениталии женщин или, в более специальном случае, - девственность. Не забывайте, что цветы действительно являются гениталиями растений.

Комната нам уже известна как символ. Здесь можно продолжить детализацию: окна, входы и выходы комнаты получают значение отверстий тела. К этой символике относится также и то, открыта комната или закрыта, а ключ, который открывает, является несомненным мужским символом.

Таков материал символики сновидений. Он еще не полон и его можно было бы углубить и расширить. Но я думаю, вам и этого более чем достаточно, а может быть, уже и надоело. Вы спросите: неужели я действительно живу среди сексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, платья, которые я надеваю, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы и ничто другое? Повод для недоуменных вопросов действительно есть, и первый из них: откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?

Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов, шуток и острот, из фольклора, т. е. из сведений о нравах, обычаях, поговорках и народных песнях, из поэтического и обыденного языка. Здесь всюду встречается та же символика, и в некоторых случаях мы понимаем ее без всяких указаний. Если мы станем подробно изучать эти источники, то найдем символике сновидении так много параллелей, что уверимся в правильности наших толкований.

Человеческое тело, как мы сказали, по Шернеру часто изображается в сновидении символом дома. При детальном рассмотрении этого изображения окна, двери и ворота являются входами во внутренние полости тела, фасады бывают гладкие или имеют балконы и выступы, чтобы держаться. Но такая же символика встречается в нашей речи, когда мы фамильярно приветствуем хорошо знакомого «altes Haus» [старина], когда говорим, чтобы дать кому-нибудь хорошенько aufs Dachl [по куполу] или о другом, что у него не все в порядке in Oberstübchen [чердак не в порядке]. В анатомии отверстия тела прямо называются Leibespforten [ворота тела].

То, что родители в сновидении появляются в виде императорской или королевской четы, сначала кажется удивительным. Но это находит свою параллель в сказках. Разве не возникает у нас мысль, что в начале многих сказок вместо: «жили-были король с королевой» должно было бы быть: «жили-были отец с матерью»? В семье детей в шутку называют принцами, а старшего наследником (Kronprinz). Король сам называет себя отцом страны . Маленьких детей в шутку мы называем червяками [по-русски - клопами] и сострадательно говорим: бедный червяк .

Вернемся к символике дома. Когда мы во сне пользуемся выступами домов, чтобы ухватиться, не напоминает ли это известное народное выражение для сильно развитого бюста: у этой есть за что подержаться? Народ выражается в таких случаях и иначе, он говорит: Sie hat viel Holz vor dem Haus [у этой много дров перед домом], как будто желая прийти нам на помощь в нашем истолковании дерева как женского, материнского символа.

И еще о дереве. Нам неясно, как этот материал стал символически представлять материнское, женское. Обратимся за помощью к сравнительной филологии. Наше немецкое слово Holz [дерево] одного корня с греческим, υλη, что означает «материал», «сырье». Тут мы имеем дело с довольно частым случаем, когда общее название материала в конце концов сохранилось за одним частным. В океане есть остров под названием Мадейра. Так как он весь был покрыт лесом, португальцы дали ему это название, когда открыли его. Madeira на португальском языке значит «лес». Но легко узнать, что madeira не что иное, как слегка измененное латинское слово materia, что опять-таки обозначает материю вообще. A materia происходит от слова mater - мать. Материал, из которого что-либо состоит, является как бы материнской частью. Таким образом, это древнее понимание в символическом употреблении продолжает существовать.

Рождение в сновидении постоянно выражается отношением к воде; бросаться в воду или выходить из нее означает рождать или рождаться. Не следует забывать, что этот символ вдвойне оправдан ссылкой на историю развития. Не только тем, что все наземные млекопитающие, включая предков человека, произошли от водяных животных - это весьма отдаленная аналогия, - но и тем, что каждое млекопитающее, каждый человек проходит первую фазу своего существования в воде, а именно как эмбрион в околоплодной жидкости в чреве матери, а при рождении выходит из воды. Я не хочу утверждать, что видевший сон знает это, напротив, я считаю, что ему и не нужно этого знать. Он, вероятно, знает что-нибудь другое, что ему рассказывали в детстве, но и здесь я буду утверждать, что это знание не способствовало образованию символа. В детской ему говорили, что детей приносит аист, но откуда он их берет? Из пруда, из колодца, т. е. опять-таки из воды. Один из моих пациентов, которому это сказали, когда он был маленьким, исчез после этого на все послеобеденное время. Наконец его нашли на берегу пруда у замка, он лежал, приникнув личиком к поверхности воды и усердно искал на дне маленьких детей.

В мифах о рождении героя, подвергнутых сравнительному исследованию О. Ранком (1909), самый древний из которых о царе Саргоне из Агаде, около 2800 лет до Р. X., преобладающую роль играет бросание в воду и спасание из воды. Ранк открыл, что это - изображения рождения, аналогичные таким же в сновидении. Если во сне спасают из воды какое-нибудь лицо, то считают себя его матерью или просто матерью; в мифе лицо, спасающее ребенка из воды, считается его настоящей матерью. В известном анекдоте умного еврейского мальчика спрашивают, кто был матерью Моисея. Он не задумываясь отвечает: принцесса. Но как же, возражают ему, она ведь только вытащила его из воды. Так говорит она, отвечает мальчик, показывая, что правильно истолковал миф.

Отъезд означает в сновидении смерть, умирание. Принято так же отвечать детям на вопрос, куда девалось умершее лицо, отсутствие которого они чувствуют, что оно уехало. Я опять хотел бы возразить тем, кто считает, что символ сновидения происходит от этого способа отделаться от ребенка. Поэт пользуется такой же символикой, говоря о загробной жизни как о неоткрытой стране, откуда не возвращался ни один путник (по traveller). В обыденной жизни мы тоже часто говорим о последнем пути. Всякий знаток древнего ритуала знает, как серьезно относились к представлению о путешествии в страну мертвых, например, в древнеегипетской религии. До нас дошла во многих экземплярах Книга мертвых, которой, как бедекером, снабжали в это путешествие мумию. С тех пор как кладбища были отделены от жилищ, последнее путешествие умершего стало реальностью.

Символика гениталий тоже не является чем-то присущим только сновидению. Каждому из вас случается быть невежливым и назвать женщину «alte Schachtel» [старая колода], не зная, что вы пользуетесь при этом символом гениталий. В Новом Завете сказано: женщина - сосуд скудельный. Священное Писание евреев, так приближающееся по стилю к поэтическому, полно сексуально-символических выражений, которые не всегда правильно понимались и толкование которых, например, Песни Песней, привело к некоторым недоразумениям. В более поздней еврейской литературе очень распространено изображение женщины в виде дома, в котором дверь считается половым отверстием. Муж жалуется, например, в случае отсутствия девственности, что нашел дверь открытой. Символ стола для женщины также известен в этой литературе. Женщина говорит о своем муже: я приготовила ему стол, ко он его перевернул. Хромые дети появляются из-за того, что муж перевернул стол. Эти факты я беру из статьи Л. Леви из Брюнна: «Сексуальная символика библии и талмуда» (1914).

То, что и корабли в сновидении означают женщин, поясняют нам этимологи, которые утверждают, что первоначально кораблем (Schiff) назывался глиняный сосуд и это было то же слово, что овца (Schaff). Греческое сказание о Периандре из Коринфа и его жене Мелиссе подтверждает, что печь означает женщину и чрево матери. Когда, по Геродоту, тиран вызвал тень своей горячо любимой, но убитой из ревности супруги, чтобы получить от нее некоторые сведения, умершая удостоверила себя напоминанием, что он, Периандр, поставил свой хлеб в холодную печь, намекая на событие, о котором никто другой не мог знать. В изданной Ф. С. Крауссом Anthropophyteia, незаменимом источнике всего, что касается половой жизни народов, мы читаем, что в одной немецкой местности о женщине, разрешившейся от бремени, говорят, что у нее обвалилась печь. Приготовление огня, все, что с ним связано, до глубины проникнуто сексуальной символикой. Пламя всегда является мужскими гениталиями, а место огня, очаг - женским лоном.

Если, быть может, вы удивлялись тому, как часто ландшафты в сновидении используются для изображения женских гениталий, то от мифологов вы можете узнать, какую роль мать-земля играла в представлениях и культах древности и как понимание земледелия определялось этой символикой. То, что в сновидении комната (Zimmer) представляет женщину (Frauenzimmer), вы склонны будете объяснить употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба] вместо Frau, т. е. замены человеческой личности предназначенным для нее помещением. Подобным же образом мы говорим о Высокой Порте и подразумеваем под этим султана и его правительство; название древнеегипетского властителя фараона также означало не что иное, как «большой двор». (В Древнем Востоке дворы между двойными воротами города являются местом сборища, как рыночные площади в классическом мире.) Я, правда, думаю, что это объяснение слишком поверхностно. Мне кажется более вероятным, что комната как пространство, включающее в себя человека, стала символом женщины. Мы уже ведь знаем, что слово «дом» употребляется в этом значении; из мифологии и поэтических выражений мы можем добавить в качестве других символов женщины еще город, замок, дворец, крепость. Вопрос было бы легче решить, используя сновидения лиц, не знающих и не понимающих немецкого языка. В последние годы я лечил преимущественно иностранцев и, насколько помню, в их языках не было аналогичного словоупотребления. Есть и другие доказательства тому, что символическое отношение может перейти языковые границы, что, впрочем, уже утверждал старый исследователь сновидений Шуберт (1814). Впрочем, ни один из моих пациентов не был абсолютно не знаком с немецким языком, так что я предоставляю решить этот вопрос тем психоаналитикам, которые могут собрать опыт в других странах, исследуя лиц, владеющих одним языком.

Среди символов, изображающих мужские гениталии, едва ли найдется хоть один, который не употреблялся бы в шуточных, простонародных или поэтических выражениях, особенно у классических поэтов древности. К ним относятся не только символы, встречающиеся в сновидениях, но и новые, например, различные инструменты, в первую очередь плуг. Впрочем, касаясь символического изображения мужского, мы затрагиваем очень широкую и горячо оспариваемую область, от углубления в которую из соображений экономии мы хотим воздержаться. Лишь по поводу одного, как бы выпадающего из ряда символа «три» мне хотелось бы сделать несколько замечаний. Еще неясно, не обусловлена ли отчасти святость этого числа данным символическим отношением. Но несомненным кажется то, что вследствие такого символического отношения некоторые встречающиеся в природе трехчастные предметы, например трилистник, используются в качестве гербов и эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, и странный герб двух так далеко расположенных друг от друга островов, как Сицилия и остров Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одного центра), по-видимому, только стилизация мужских гениталий. В древности подобия мужского члена считались самыми сильными защитными средствами (Apotropaea) против дурных влияний, и с этим связано то, что в приносящих счастье амулетах нашего времени всегда легко узнать генитальные или сексуальные символы. Рассмотрим такой набор, который носится в виде маленьких серебряных брелоков: четырехлистный клевер, свинья, гриб, подкова, лестница и трубочист. Четырехлистный клевер, собственно говоря, заменяет трехлистный; свинья - древний символ плодородия; гриб - несомненно, символ пениса, есть грибы, которые из-за своего несомненного сходства с мужским членом получили при классификации название Phallus impudicus; подковаповторяет очертание женского полового отверстия, а трубочист, несущий лестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие движения, с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см. Anthropophyteia). С его лестницей как сексуальным символом мы познакомились в сновидении; нам на помощь приходит употребление в немецком языке слова «steigen» [подниматься], применяемого в специфически сексуальном смысле. Говорят: «Den Frauen nachsteigen» [приставать к женщинам] и «ein alter Steiger» [старый волокита]. По-французски ступенька называется la marche, мы находим совершенно аналогичное выражение для старого бонвивана «un vieux marcheur». С этим, вероятно, связано то, что при половом акте многих крупных животных самец взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.

Срывание ветки как символическое изображение онанизма не только совпадает с простонародным изображением онанистического акта, но имеет и далеко идущие мифологические параллели. Но особенно замечательно изображение онанизма или, лучше сказать, наказания за него, кастрации, посредством выпадения и вырывания зубов, потому что этому есть аналогия в фольклоре, которая, должно быть, известна очень немногим лицам, видящим их во сне. Мне кажется несомненным, что распространенное у столь многих народов обрезание является эквивалентом и заменой кастрации. И вот нам сообщают, что в Австралии известные примитивные племена вводят обрезание в качестве ритуала при наступлении половой зрелости (во время празднеств по случаю наступления совершеннолетия), в то время как другие, живущие совсем рядом, вместо этого акта вышибают один зуб.

Этими примерами я закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мы больше знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнее и интереснее получилось бы подобное собрание примеров, если бы оно было составлено не дилетантами, как мы, а настоящими специалистами в области мифологии, антропологии, языкознания, фольклора. Напрашиваются некоторые выводы, которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу для размышлений.

Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования. Это настолько же поразительно, как если бы вы сделали открытие, что ваша прислуга понимает санскрит, хотя вы знаете, что она родилась в богемской деревне и никогда его не изучала. При наших психологических воззрениях нелегко объяснить этот факт. Мы можем только сказать, что знание символики не осознается видевшим сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Но и этим предположением мы ничего не достигаем. До сих пор нам необходимо было предполагать только бессознательные стремления, такие, о которых нам временно или постоянно ничего не известно. Теперь же речь идет о бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещаться другим. Эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков.

Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшая их часть объясняется словоупотреблением. Разнообразные параллели из других областей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудом отыскивали их.

Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Ведь мы узнали, что такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии. Область символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малой частью, даже нецелесообразно приступать к рассмотрению всей этой проблемы исходя из сновидения. Многие употребительные в других областях символы в сновидениях не встречаются или встречаются лишь очень редко, некоторые из символов сновидений встречаются не во всех других областях, а только в той или иной. Возникает впечатление, что перед нами какой-то древний, но утраченный способ выражения, от которого в разных областях сохранилось разное, одно только здесь, другое только там, третье в слегка измененной форме в нескольких областях. Я хочу вспомнить здесь фантазию одного интересного душевнобольного, воображавшего себе какой-то «основной язык», от которого во всех этих символических отношениях будто бы имелись остатки.

В-третьих, вам должно было броситься в глаза, что символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. И это нелегко объяснить. Не нашли ли исходно сексуально значимые символы позднее другое применение и не связан ли с этим известный переход от символического изображения к другому его виду? На этот вопрос, очевидно, нельзя ответить, если иметь дело только с символикой сновидений. Можно лишь предположить, что существует особенно тесное отношение между истинными символами и сексуальностью.

По этому поводу нам было дано в последние годы одно важное указание. Филолог Г. Шпербер (Упсала), работающий независимо от психоанализа, выдвинул (1912) утверждение, что сексуальные потребности принимали самое непосредственное участие в возникновении и дальнейшем развитии языка. Начальные звуки речи служили сообщению и подзывали сексуального партнера; дальнейшее развитие корней слов сопровождало трудовые операции первобытного человека. Эти работы были совместными и проходили в сопровождении ритмически повторяемых языковых выражений. При этом сексуальный интерес переносился на работу. Одновременно первобытный человек делал труд приятным для себя, принимая его за эквивалент и замену половой деятельности. Таким образом, произносимое при общей работе слово имело два значения, обозначая как половой акт, так и приравненную к нему трудовую деятельность. Со временем слово освободилось от сексуального значения и зафиксировалось на этой работе. Следующие поколения поступали точно так же с новым словом, которое имело сексуальное значение и применялось к новому виду труда. Таким образом возникало какое-то число корней слов, которые все были сексуального происхождения, а затем лишились своего сексуального значения. Если вышеизложенная точка зрения правильна, то перед нами, во всяком случае, открывается возможность понимания символики сновидений. Мы могли бы понять, почему в сновидении, сохраняющем кое-что из этих самых древних отношений, имеется такое огромное множество символов для сексуального, почему в общем оружие и орудия символизируют мужское, материалы и то, что обрабатывается, - женское. Символическое отношение было бы остатком древней принадлежности слова; вещи, которые когда-то назывались так же, как и гениталии, могли теперь в сновидении выступить для того же в качестве символов.

Но благодаря этим параллелям к символике сновидений вы можете также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которой он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, а также с языкознанием, фольклором, психологией народов и религиоведением, изучение которых обещает ценнейшие результаты. Вам будет понятно, почему на почве психоанализа вырос журнал Imago, основанный в 1912 г. под редакцией Ганса Сакса и Отто Ранка, поставивший себе исключительную задачу поддерживать эти отношения. Во всех этих отношениях психоанализ сначала больше давал, чем получал. Хотя и он извлекает выгоду из того, что его своеобразные результаты подтверждаются в других областях и тем самым становятся более достоверными, но в целом именно психоанализ предложил те технические приемы и подходы, применение которых оказалось плодотворным в этих других областях. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или, по крайней мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Вместе с тем, указав на своеобразие семейно-брачных отношений в различных культурах, Фрейд побудил этнографов заняться их специальным изучением.

Впрочем, я вам еще не сказал, при каких обстоятельствах мы можем глубже всего заглянуть в тот предполагаемый «основной язык», из какой области узнать о нем больше всего. Пока вы этого не знаете, вы не можете оценить всего значения предмета. Областью этой является невротика, материалом - симптомы и другие невротические проявления, для объяснения и лечения которых и был создан психоанализ. Рассматривая вопрос с четвертой точки зрения, мы опять возвращаемся к началу и направляемся по намеченному пути. Мы сказали, что даже если бы цензуры сновидения не было, нам все равно было бы нелегко понять сновидение, потому что перед нами встала бы задача перевести язык символов на язык нашего мышления в состоянии бодрствования. Таким образом, символика является вторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой. Напрашивается предположение, что цензуре удобно пользоваться символикой, так как она тоже стремится к той же цели - сделать сновидение странным и непонятным.

Скоро станет ясно, не натолкнемся ли мы при дальнейшем изучении сновидения на новый фактор, способствующий искажению сновидения. Я не хотел бы оставлять тему символики сновидения, не коснувшись еще раз того загадочного обстоятельства, что она может встретить весьма энергичное сопротивление образованных людей, тогда как распространение символики в мифах, религии, искусстве и языке совершенно несомненно. Уж не определяется ли это вновь отношением к сексуальности?