Как выглядит ад и рай. Ад и рай

25.04.2020 Праздник

Ад и Рай - эти слова слышали все, вне зависимости от вероисповедания. Конечно же, не все верят в их существование, но смутные подозрения посещали, наверно, каждого - даже атеистов. Ведь недаром же (как думают многие) почти в каждой религии упоминаются идентичные им места!

И правда - сложно найти веру, в которой человеку после смерти не воздается за его земные дела: счастьем - за праведность, муками - за греховность. Буддизм, кришнаизм, иудаизм, ислам, христианство - ни одной из это не чуждо.

Одной из немногих систем, не признающих Ад или Рай, является язычество. Согласно его постулатам, после смерти человеку дается подобие еще одной жизни, в которой будет и хорошее, и плохое - прямо как в реальном мире.

Но все-таки вернемся к более категоричным вероисповеданиям. В данной статье будут рассмотрены три из них: буддизм, христианство и ислам.

Как выглядит Ад в христианстве, знает, наверное, каждый. Уж больно популярна данная религия не только в жизни, но и в кинопостановках, литературе, живописи.

Итак, грешники, уверовавшие в Христа, но не соблюдавшие заповедей, после смерти попадут (а точнее, попадет их душа) в страшное место: темное, заполненное дымом, серой и огнем. И вечно - пока не грянет страшный суд, будут они подвергаться там мукам жестоким. Бесы станут поджаривать их на огне, тыкать вилами и острыми хвостами, а Люцифер - падший ангел и по совместительству хозяин пекла - будет пережевывать совершивших особо страшные преступления. Так как выглядит Ад весьма устрашающе, да и пахнет там соответственно, будут грешники испытывать и моральные, и эстетические муки. В последнее поверить достаточно легко, а вот страдания физические сомнительны - в преисподнюю ведь попадает одна душа, тело остается на земле... Ну да это не очень важно.

С Раем у христиан все просто - это место, куда попадают праведные люди, прекрасное и божественное. Там души могут продолжить вести праведный образ жизни, общаться с ангелами и предаваться прочим безгрешным увеселениям.

Об исламе так подробно писать бессмысленно, так как выглядит Ад там примерно так же, с той лишь разницей, что грешники сильно увеличиваются в размерах: "...и зуб их бывает размером с гору". Это должно вызвать увеличение их мук.

А вот Рай у почитателей Аллаха несколько интереснее - помимо цветущих садов, в нем есть еще и прекрасные девы-гурии, с которыми праведник может предаваться увеселениям (интересно, насколько невинным).

Буддийские же представления достаточно близки к языческим. Ни один носитель этой веры не ответит однозначно, как выглядит Ад. Данная религия говорит о том, что существует великое множество параллельных миров - какие-то лучше, какие-то хуже, в один из которых человек и попадает после смерти. Причем его душа отправляется туда не сама по себе, а в новом теле.

Так, неправедный человек может не только отправиться в один из многочисленных Адов (а их более тысячи) но и родиться в теле животного. Точно так же кошка может после смерти стать человеком, а представитель Гомо Сапиенс - попасть в Нирвану (подобие рая) или просто получить другую, лучшую судьбу.

Другое дело, что все это может быть простой выдумкой. Ведь врачи вполне обосновано объясняют видения умирающими Ада или Рая предсмертными галлюцинациями.

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира. Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.

Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.

В христианских трактатах V—VII вв. еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада — огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».

У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным


В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.

Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, — это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.


По Данте, ад состоит из девяти кругов


По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень преисподней попадает душа. В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых преисподнюю отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны — от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Сандро Боттичелли.


«Карта ада» Сандро Боттичелли

Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.


Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину


Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад — это вершение судеб грешников.


«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 — 1502 годы

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.


Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх


Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса. Например, в третьей части триптиха «Сад земных наслаждений» музыкальные инструменты, превращенные в орудия пытки, — это символы сладострастия, а волынка, как и другие заостренные предметы на картине, обозначает в средневековом символизме мужское начало.




«Сад земных наслаждений». Иероним Босх, 1500 — 1510 годы

Естественно, ад для каждого свой, и у всех он разный. Но как бы ни разнились описания преисподней, можно с уверенностью сказать, что это — самое страшное, жуткое место, куда все-таки лучше не попадать.

Во все времена люди верили в существование жизни после смерти. Считается, что праведный человек обязательно попадает в рай. И хотя эти утверждения не получили научного подтверждения, человечество не перестает верить, что после смерти душа обретает благодатный покой или попадает в вечные муки ада. Как выглядит рай на самом деле, никто не знает, но в разных религиях его описывают как вечнозеленый благоухающий сад.

Христианин

В дословном переводе с греческого языка «рай» - это «приятность». В Ветхом Завете он отождествляется с Эдемским садом. Как выглядит рай для христиан? Библия рассказывает, что первыми людьми на Земле были Адам и его жена Ева. Они жили в Эдеме, который и был райским садом. Но после вкушения запретного плода Адам и Ева были изгнаны на землю. Эдем называют Золотым веком, но путь туда закрыт для человечества. После смерти праведная душа может попасть в Царство Небесное, а безгреховная - отправляется в «привилегированное» райское место. Для христианина рай - это красивый благоухающий сад, где душа обретает покой и вечную жизнь; это нерукотворное жилище на небесах, созданное Богом.

Мусульманин

Как выглядит рай в исламе? Коран описывает его как вечнозеленый плодоносящий сад, находящийся в окружении серебряных и золотых стен. Здесь нет болезней, несчастий, страданий и мук. Душа ощущает в райском саду только счастье и покой. В исламе считается, что женщины после смерти превращаются в красивых гурий, а праведным мужчинам обещают прекрасных девственниц. Человек не в состоянии представить, насколько прекрасен рай. Коран говорит, что это сказочный мир, который состоит из 100 уровней, разделенных стенами с временным промежутком в сотню лет. В райском саду находятся огромные шатры, состоящие из красивых камней, между которым текут молочные и медовые реки. Рай - это ценность, которую желает получить каждый мусульманин. Но место это предназначено только для праведных и искренне верующих в Аллаха людей.

Иудаизм

Как выглядит рай для евреев? Иудаизм не дает подробного описания райского сада. Здесь говориться об Ганн Эдеме - творении, сформированным из духовного мира. Евреи представляют его как многоэтажный дом, куда отправляется душа после смерти. В зависимости от степени греховности, она может «занять» первые этажи «дома» или отправиться в более высокие комнаты. Об этом говориться в книге Зогар. Подобный переход души производится в 7 этапов. На самых верхних этажах небесного здания можно ощутить присутствие и свет Творца. Евреи также верят, что после пришествия Машиаха они будут воскрешены для вечной жизни на земле. Но земля здесь представляется совершенной и безгрешной.

Представления о рае в мифологии

Большинство религий описывают рай как место, наиболее приближенное к Богу. Поэтому туда хотят попасть все люди после смерти, чтобы воссоединиться с Творцом и остаться в его свете. Так же полагали и древние народы. Они считали, что точно знают, как выглядит рай и ад. У славян рай ассоциировался с Ирием Птичьим и Змеиным. В первое место отправлялись птицы осенью и возвращались весной, принося с собой души младенцев. Змеиный Ирий представлял собой большую яму, куда сползали все змеи с наступлением зимы. В германо-скандинавской мифологии рассказывается про Валхаллы - рай, предназначенный для доблестных рыцарей. Это место представляло собой большой дворец с куполом, в котором проживали отважные рыцари. Каждый день они убивали одно животное, мясо которого было для них основной пищей. Вечером рыцари устраивали пиры, которые навещали прекрасные юные девы.

Изображения рая

Описания Небесного Царства перекликаются во многих религиях. Но людям не дано узнать, как выглядит рай в реальности. На протяжении многих лет человек пытается передать свое представление об этом месте посредством карандашей и кистей. В основу всех картин, изображающих Небесное Царство, положены сцены грехопадения человека, которые описываются в Священном Писании. Среди произведений искусства можно увидеть религиозные картинки. Как выглядит рай на них? В живописи он часто предстает в классическом видении. Это красивый благоухающий сад, где животные и люди существуют в гармонии друг с другом. Некоторые художники изображают рай скрытым в облаках, к нему ведет небесная лестница, а главными его жителями являются ангелы.

В литературе рай чаще описывается как красивый вечнозеленый сад, где праведная душа обретает покой. Каждый человек представляет Небесное Царство по-своему. Для многих оно ассоциируется с внутренним спокойствием, блаженством и миром тишины. Люди, перенесшие клиническую смерть, утверждают, что видели яркий свет, который и ведет к раю. Зарубежные же ученые доказали, что когда мозг умирает, отключается зрение, и поэтому человек начинает видеть яркий свет. Он является центральной точкой отключающейся зрительной системы. Но даже если рай действительно существует, вряд ли человек сможет описать его, вернувшись на грешную землю.

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира.

Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.

Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.

В христианских трактатах V-VII вв.еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада - огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».


У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным

В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.

Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, - это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.


По Данте, ад состоит из девяти кругов

По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень преисподней попадает душа.

В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых преисподнюю отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны - от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Сандро Боттичелли.

«Карта ада» Сандро Боттичелли

Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.


Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину

Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад - это вершение судеб грешников.

«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 - 1502 годы

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.


Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх

Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса.

Одно из самых загадочных явлений человеческого бытия – это смерть, поскольку никому так и не удалось узнать, что же находится за той гранью. Очень много людей, наверняка, ловили себя на мысли о том, что же их ждет после смерти и как выглядит рай и ад в реальности. Кто же расскажет, существует ли и другая форма жизни, отличная от нашей по ту сторону, за гранью жизни.

Многие люди верят в загробную жизнь. С одной стороны легче живется, поскольку человек осознает, что он полностью не умрет, а смерти будет подвержено его тело, но душа останется жить дальше.

Есть немало христианских свидетельств об аде и рае, но свидетельства эти, опять же, не доказаны, а существуют в лишь на страницах Священного Писания. Да и стоит ли воспринимать буквально слова Библии о существовании таких мест, если известно, что все в этой книге написано не буквально, а аллегорически?

Свет в конце тоннеля

Есть люди, которые оказывались на волосок от смерти, рассказывали о своих ощущениях во время того, как их душа балансировала между нашим миром и потусторонним. Как правило, люди преподносили эту информацию практически одинаково, хотя между собой вовсе не были знакомы.

Официальная медицина преподносит факты о тех людях, которым удалось пережить кому или клиническую смерть. Можно предположить, что это именно те люди, которые видели ад и рай. Каждый видел свое, но многие начало своего «путешествия» описывали одинаково. Во время клинической смерти они видели некий тоннель, в котором присутствовал очень яркий свет, но ученые-скептики утверждают, что это своеобразные химико-физические процессы, происходящие в мозгу человека в момент его отмирания.

Последнее время научные деятели работают над этим вопросом, раскрывая все новые грани. В свое время Раймонд Моуди написал книгу под названием «Жизнь после жизни», которая и вдохновила ученых на новые исследования. Сам же Раймонд в своей книге утверждал, что ощущение отсутствия тела может характеризоваться определенными явлениями:

  • могут ощущаться неприятные шумы по нарастающей;
  • замедляются все физиологические функции человеческого организма;
  • умирающий покидает свое тело и его душа движется по тоннелю, в конце которого светит яркий свет;
  • в подсознании появляются различные картинки из прошлой жизни (самые яркие и запоминающиеся моменты);
  • встреча с родственниками или друзьями, которые давно уже покинули мир живых.

Те люди, которые вернулись с "того света", утверждают, что жизнь после смерти существует, также как рай и ад. Но у них наблюдается своеобразное раздвоение : они рассказывают о том, что все то, что происходило вокруг них в момент клинической смерти, они помнят и видят, но, к сожалению, ничего не могли сделать и как-то дать о себе знать живым. Но самое интересное то, что люди, которые были слепы с рождения, смогли описать те явления, которые видели зрячие.

Тайна ада и рая

В христианстве существование рая и ада представлено не только в библейском писании, но и другой духовной литературе. Возможно, то, что с детства вкладывается в наши головы и отыгрывает предопределяющую роль при некоторых обстоятельствах.

Например люди, якобы вернувшиеся с “того света” описывают происходящее в малейших деталях. Те, кто оказался в аду, рассказывали о том, что вокруг их головы было очень много страшных и противных змей, зловонный запах и большое количество бесов.

Другие же, кто бывал в раю, напротив, описывали жизнь после смерти, как что-то неимоверно легкое с приятным запахом и самыми светлыми чувствами. Они говорили и о том, что в Раю душа овладела всеми возможными знаниями.

Но есть немало "но" в вопросе существования ада и рая. Какие бы не были предположения и гипотезы, о чем бы не свидетельствовали люди, пережившие клиническую смерть, доподлинно неизвестно, есть ли эти места на самом деле. В большей степени вопрос веры в ад и рай навеян религией и верить или отрицать то, что души после смерти продолжает жить в аду или раю – личное дело каждого.